Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 51 page





--------------------------------

<8> Путило Н.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении // Журнал российского права. 2002. N 2.

 

В настоящее время особенностью муниципального здравоохранения является появление в его системе множества новых видов учреждений или структур: дневные стационары, микрополиклиники, дома сестринского ухода, хосписы, подразделения врачей общей практики и др. Одним из ведущих направлений реформирования муниципального здравоохранения явилось смещение акцента со стационарной на амбулаторно-поликлиническую помощь, которая требует меньше затрат. Сокращение объемов стационарной помощи призваны компенсировать врачи общей практики.

Разграничение компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере охраны здоровья населения должно осуществляться не только посредством принятия нормативных актов, но и путем заключения договоров о распределении полномочий в вопросах бюджетных взаимоотношений, принципах обложения налогами и сборами. Договором также могут регулироваться вопросы передачи финансирования тех или иных мероприятий или органов, вопросы зачета задолженности унитарных предприятий и другие.

Однако реально сложившаяся ситуация показывает, что с передачей местному самоуправлению определенных функций и полномочий в сфере охраны здоровья населения утрачивается контроль в области здравоохранения, что позволяет сделать вывод о том, что в целом по системе здравоохранения управленческая вертикаль не должна быть утрачена, поскольку органы исполнительной власти независимо от иерархического уровня проводят в области охраны здоровья государственную политику.

В настоящее время важным направлением в решении проблем уточнения полномочий Федерации в сфере охраны здоровья населения должно стать усиление вертикали управления; дальнейшее формирование системы государственных гарантий обеспечения граждан медицинской помощью за счет федерального бюджета. Необходимы также изменения и дополнения к Федеральному закону "О Правительстве Российской Федерации" в части обязательного представления Государственной Думе РФ ежегодного доклада о государственной политике в области охраны здоровья граждан и состоянии здоровья населения Российской Федерации. Правительство РФ должно осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов по реализации стратегии охраны здоровья. Законодательно должна быть установлена возможность осуществления реального контроля и управления системой здравоохранения со стороны государства, повышение ответственности не только Министерства здравоохранения, но и других министерств за состояние здоровья населения.

На наш взгляд, принятие находящегося на рассмотрении в Государственной Думе и прошедшего первое чтение проекта Федерального закона "О здравоохранении в Российской Федерации" позволит разрешить часть вышеизложенных проблем. Так, ст. 14 указанного законопроекта посвящена порядку разграничения полномочий между органами государственной власти и органами исполнительной власти в области здравоохранения, а глава 4 устанавливает государственное регулирование в области здравоохранения.

Таким образом, можно констатировать, что состояние нормативно-правовой базы разграничения компетенций Российской Федерации и ее субъектов в сфере охраны здоровья населения не соответствует насущным проблемам отрасли и нуждается в серьезном незамедлительном улучшении. В плане совершенствования законодательной техники в сфере охраны здоровья необходимо принятие ФЗ "О здравоохранении", а не внесение изменений и дополнений (зачастую неадекватных или глубоко устаревших) в существующие Основы законодательства об охране здоровья 1993 г.

Реформирование отраслевой системы здравоохранения должно основываться на четком правовом разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов при соблюдении принципа единства всех секторов медицины: федерального, регионального, муниципального - и частной системы здравоохранения. Система органов государственной власти Российской Федерации и система органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан должны рассматриваться как единый, динамично развивающийся государственно-правовой механизм взаимодействия, взаимосогласования, взаимообусловленности, имеющий одной из главных своих целей повышение эффективности и качества охраны здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, сокращение смертности, повышение рождаемости. В связи с этим уже сейчас следует на федеральном уровне формировать у населения мотивацию к здоровому образу жизни; улучшать социальную и окружающую среду; обеспечивать правовое равенство граждан в сфере охраны здоровья.


 

 

 

 

Название документа

Статья: Гражданско-правовой договор как регулятор общественных отношений и страховой защиты их участников

(Нарозников Н.К., Васин В.Н.)

("Социальное и пенсионное право", 2008, N 1)

Дата

12.03.2008

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2008, N 1

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР

КАК РЕГУЛЯТОР ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

И СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ ИХ УЧАСТНИКОВ

 

Н.К. НАРОЗНИКОВ, В.Н. ВАСИН

 

Нарозников Н.К., кандидат юридических наук.

 

Васин В.Н., кандидат юридических наук.

 

Гражданско-правовой договор наряду с нормативными правовыми актами, судебными постановлениями, обычаями делового оборота входит в систему регламентации общественных отношений.

Цивилистическая литература часто применяет термин "договорное регулирование". Он встречается в учебниках, монографиях, комментариях к Гражданскому кодексу РФ и иным федеральным законам <1>. При этом требует уточнения содержание данной дефиниции.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное).

 

<1> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт-Издат, 2004; Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юридическая фирма "Контракт"; Инфра-М, 1998; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества (книга 2). М.: Издательство "Статут", 2001; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (книга 4). М.: Издательство "Статут", 2003; Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004; Пугинский Б.И. Коммерческое право. М.: Зерцало, 2005; и др.

 

Ю.А. Тихомиров отмечает, что "середина и особенно конец XX в. сопряжены со стремительным расширением сферы договорных отношений. Договор не только становится основным регулятором экономических отношений, но и приобретает значение универсального регулятора" <2>.

--------------------------------

<2> Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 181.

 

Цивилисты советского периода, напротив, акцентировали внимание на индивидуально-правовом характере договора. Н.Г. Александров высказывался о том, что "договор служит не только основанием самого факта возникновения правоотношения, но также источником тех индивидуальных предписаний, которые определяют содержание конкретного правоотношения" <3>.


--------------------------------

<3> Александров Н.Г. К вопросу о роли договора в правовом регулировании общественных отношений // Ученые записки. Всесоюз. ин-т юрид. наук. Вып. 6. М.: Юридиздат, 1946. С. 73 - 74.

 

Следует отметить, что регулятивный аспект договора с XIX в. рассматривается в контексте частной автономии, когда некоторыми авторами "развитие общества по прогрессивному пути" представлялось не иначе как движение "от установленного в законодательном порядке социального статуса к договору" <4>.

--------------------------------

<4> Main J. The Ancient Law. N.Y., 1964 /reprint 1864/. P. 165.

 

Аналогичных взглядов придерживались и русские цивилисты. В начале XX в. Г.Ф. Шершеневич писал, что "договорные отношения увеличиваются не только в количественном отношении. Они чрезвычайно усложняются включением различных побочных условий, так что требуется опытный глаз юриста, чтобы определить основную юридическую природу договора". Кроме того, добавлял автор, "бытовые условия необыкновенно благоприятствуют развитию новых видов договоров из комбинирования различных юридических элементов" <5>.

--------------------------------

<5> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995 (по изданию 1907 г.). С. 308.

 

Полагаем, что следует согласиться с теорией регулятивной трактовки договора. Тем более что его исследуемая функция детально проанализирована и обоснована <6>. Вместе с тем серьезные сомнения вызывает заявление о том, что "гражданско-правовой договор по своей юридической природе относится к роду правовых актов" <7>. Автор данной научной позиции в подтверждение своего обоснования приводит содержание ст. 6 и п. 1 ст. 471 ГК РФ, в которых, по его мнению, договор "как правовой регулятор ставится в один ряд с законодательством" <8>. Такой вывод можно лишь отнести к той категории публичных договоров, которые основаны на типовых договорах, утверждаемых Правительством РФ и являющихся обязательными правилами при заключении публичных договоров в силу требований п. 4 ст. 426 ГК РФ.

--------------------------------

<6> См., напр.: Федоров И.В. Теоретические проблемы договорного регулирования хозяйственных связей в СССР: Дис.... докт. юрид. наук в форме науч. докл. Томск, 1991; Федоров И.В. О сущности договорного регулирования товарно-денежных отношений между субъектами предпринимательской деятельности // Актуальные проблемы правоведения в современный период. Томск: ТГУ, 1995; Егоров Ю.П. Сделки как средство индивидуального регулирования общественных отношений: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1993; Щенникова Л.В. О договорном праве, его перспективах и конструкции гражданско-правового договора // Законодательство. 2003. N 5. С. 20.


<7> Казанцев М.Ф. Договорное регулирование: цивилистическая концепция. Екатеринбург: УрО РАН, 2005. С. 75 - 76.

<8> См.: Казанцев М.Ф. Указ. соч. С. 82 - 83.

 

Однако в большинстве случаев гражданско-правовой договор правовым актом не является, поскольку последний в отличие от договора всегда содержит правовые нормы <9>. Гражданско-правовой договор также содержит определенные правила поведения, однако они не имеют нормативного характера (рассчитаны на однократное применение участниками данного договора). Следовательно, гражданско-правовой договор не является источником правового регулирования, однако при этом определенным образом воздействует на общественные отношения и их участников.

--------------------------------

<9> См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004; Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997; Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Изд-во "Зерцало", 2004.

 

А.Ю. Кабалкин такое воздействие определяет как организующее. По его мнению, участники конкретного договора не могут регулировать возникшие отношения, а организуют их надлежащим образом и этим упорядочивают в каждом конкретном правоотношении" <10>. Следует отметить, что слово "регулировать" в словарях русского языка традиционно толкуется через слово "упорядочивать" <11>.

--------------------------------

<10> Кабалкин А.Ю. К вопросу о сущности гражданско-правового договора по российскому законодательству // Юридический мир. 2001. N 10. С. 10.

<11> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1970. С. 665; Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1985 - 1988. Т. 3. 1988. С. 695.

 

Следовательно, правовое воздействие осуществляется с помощью правовых норм, однако дополнительным средством регулирования общественных отношений может являться договор.

Применительно к гражданско-правовому договору в специальной литературе подмечается, что данный договор - "это наиболее распространенный вид сделок" <12>. Последние имеют обязательный характер "лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что "договор - закон для двоих"). Поэтому они имеют значение для регулирования конкретных отношений, возникающих между их участниками, в том числе при разрешении споров" <13>. В этом заключается принципиальное отличие индивидуальных, частных по своему характеру, договоров как юридических фактов от публично-правовых, а точнее - нормативно-правовых договоров, с одной стороны, и юридических фактов, не являющихся договорами, с другой.

--------------------------------

<12> Гражданское право. Ч. 1. Изд. 2-е / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М., 1997. С. 472.

<13> См.: Гражданское право. Том 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 62.

 

Таким образом, воздействие гражданско-правового договора осуществляется не на стадии правовой нормы, а на последующей стадии - юридического факта. Именно содержание договора как особого юридического факта позволяет на будущее определить права и обязанности участников конкретного правоотношения.

В связи с этим договорное регулирование - это особое правовое средство, которое воздействует на общественные отношения.

Следует отметить, что и право, и договор следует считать особыми социальными регуляторами, поскольку они "регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь" <14>. Однако право формируется государством, а договорные положения - самими участниками правоотношений.

--------------------------------

<14> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004.

 

В.Ф. Яковлев отмечал, что "договор представляет собой средство автономного регулирования отношений, то есть установления экономико-правовой связи и определения ее содержания с учетом волеизъявления самих участников этой связи" <15>. Поскольку договор представляет собой систему встречно направленных волеизъявлений, воплощаемых во взаимном согласии и направленных на достижение определенного результата, основная цель правового воздействия заключается в формировании субъективных прав и обязанностей участников правоотношения.

--------------------------------

<15> Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой договор и пути повышения его эффективности // Развитие советского гражданского права на современном этапе / Отв. ред. В.П. Мозолин. М.: Наука, 1986. С. 149.

 

Сфера договорного регулирования не безгранична. Более того, посредством договора невозможно регулировать ряд общественных отношений в силу императивных положений закона (например, признаются недействительными договоры, лишающие субъектов права на защиту, изменяющие императивные нормы и т.д.). В то же время ряд договоров имеют свойство реализации императивных предписаний. К таким относятся договоры обязательного страхования, имеющие защитную имущественную направленность.

Точное определение круга общественных отношений, входящих в предмет договорного регулирования, представляется проблематичным. Между тем от такого определения в значительной мере зависит эффективность всего договорного регулирования, его позитивное либо, напротив, негативное влияние на отношения, складывающиеся в обществе.

Несомненно, что сфера договорного регулирования ограничивается предметом гражданского права и не должна выходить за его пределы. Экономическая сущность договорных отношений проявляется в осуществлении отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.

Следует отметить, что современная цивилистическая наука выделяет три вида договоров: вещные, обязательственные и вещно-обязательственные.

Первая из названных категорий весьма дискуссионна. В свое время данную категорию выделял Г.Ф. Шершеневич, который писал: "В громадном большинстве случаев договор направлен к установлению обязательственного отношения, так что договор и обязательство чаще всего находятся в связи, как причина и следствие. Однако область договора выходит за пределы обязательственных отношений, как, в свою очередь, и обязательства могут иметь в своем основании не договор, а другой юридический факт, правонарушение, неосновательное обогащение. Договор лежит в основании брака, которым создаются права личной власти, в основании передачи вещи, которой создается вещное право (вещный договор) - такой договор обязательственного отношения не создает" <16>.

--------------------------------

<16> Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Т. 2. С. 72.

 

В советской литературе о вещных договорах, т.е. о договорах, порождающих право на вещь не в результате действий обязанных лиц, как это имеет место, непосредственно упоминалось крайне редко <17>. Однако, например, О.С. Иоффе предлагал выделять указанный вид договоров, относя к нему реальный договор дарения <18>.

--------------------------------

<17> См., напр.: Кабалкин А.Ю. Советское гражданское право. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1965. С. 439.

<18> См.: Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 395 - 396.

 

В последнее время в отечественной цивилистической научной литературе все чаще обсуждаются вопросы, касающиеся понятия, содержания и значения института вещного договора в гражданском праве. Особую актуальность приобрела дискуссия о возможности использования российской правовой системой модели вещного договора, признанной в германской цивилистике. Причем одни авторы упорно указывают на объективную необходимость введения соответствующего критерия классификации договорных отношений в доктрину гражданского права России <19>, другие - на ошибочную юридическую природу данной конструкции <20>.

--------------------------------

<19> См.: Брагинский М.И. К вопросу о соотношении вещных и обязательственных правоотношений // Гражданский кодекс России: проблемы, теория, практика. М., 1996.

<20> См.: Малиновский Д.А. О классификации субъективных гражданских прав // Юрист. 2002. N 3; Рыбалов А.О. Обязательства "простые" и "сложные" (некоторые аспекты спора о понятии обязательства) // Юрист. 2005. N 5; Синицын С.А. Концепция вещного договора в германской и российской цивилистике: дискуссионные аспекты // Законодательство. 2004. N 7.

 

По нашему мнению, в современной юридической литературе существование вещного договора наиболее последовательно и аргументированно обосновывает М.И. Брагинский, который, анализируя нормы действующего ГК РФ о договоре дарения, приходит к выводу, что договор дарения представляет собой не что иное, как "обычный вещный договор". Он подчеркивает: "Существующие вещные договоры не укладываются, в отличие от реальных, в рамки обязательственных правоотношений и, соответственно, могут рассматриваться как один из случаев проникновения вещных элементов в обязательственное правоотношение. Вещный договор отличается не только от консенсуальных, но в конечном счете и от реальных договоров. Имеется в виду, что реальные договоры относятся к категории обязательственных. Это означает, что такие договоры хотя и возникают с передачей вещи, но вместе с тем порождают обычное обязательственное правоотношение с наличием у сторон взаимных прав и обязанностей" <21>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

 

<21> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С. 227 - 228.

 

В.В. Витрянский, поддерживая мнение М.И. Брагинского, отмечает, что помимо договора дарения к вещным следует относить соглашение об установлении сервитута, закрепление собственником (государством или муниципальным образованием) имущества за действующими государственными или муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения <22>.

--------------------------------

<22> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества (книга 2). М.: Статут, 2002.

 

М.Ф. Казанцев также относит к договорам данной группы договоры, направленные на регулирование относительных правоотношений между участниками общей собственности; возмездные договоры, направленные на регулирование перехода права собственности на вещь и не предусматривающие обязанности сторон по передаче вещи в собственность (прав собственности на вещь) и оплате вещи <23>.

--------------------------------

<23> См.: Казанцев М.Ф. Договорное регулирование: цивилистическая концепция. Екатеринбург: УрО РАН, 2005. С. 248 - 249.

 

Другие авторы считают вещной сделкой по модификации права собственности куплю-продажу доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью <24>, договор аренды <25> или обосновывают вещное действие купли-продажи <26>.

--------------------------------

<24> См.: Зимилева М.В. Общая собственность в советском гражданском праве: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1940. С. 51.

<25> См.: Мызров С.Н. Договор аренды: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2000. С. 12.

<26> См.: Скловский К. Договор купли-продажи: вещный эффект // Российская юстиция. 1998. N 10.

 

Вместе с тем концепция вещного договора у ряда специалистов вызывает определенные сомнения. Так, С.А. Синицын указывает, что институт вещного договора по германскому гражданскому праву находится в структурных, неразрывных связях с иными цивилистическими моделями и институтами германского правопорядка, неизвестной российской правовой системе. Дело в том, что в Германии договорные отношения регулируются не только нормами о сделках и обязательствах, но и положениями вещного права, которые распространяются именно на действие вещного договора; в российском праве договор - инструмент сугубо обязательственного права <27>.

--------------------------------

<27> См.: Синицын С.А. Концепция вещного договора в германской и российской цивилистике: дискуссионные аспекты // Законодательство. 2004. N 7.

 

По нашему мнению, концепция вещного договора, достаточно подробно разработанная современной цивилистикой, имеет право на существование. Вопрос лишь в том, что вкладывать в содержание данного термина. Действительно, введение в российское право вещного договора в аспекте германской доктрины потребует изменения всей правовой системы, однако если понимать под вещным договором особое соглашение, в рамках которого собственник распоряжается принадлежащим ему правом собственности (т.е. передает право собственности, но не создает для себя новых обязательств), то существование такой правовой конструкции вполне вписывается в модель российской правовой системы.

При этом, по нашему мнению, нет оснований при квалификации "вещных" договоров связывать их с реальными и консенсуальными, поскольку это разграничение имеет существенно иной квалификационный критерий.

Второй элемент предмета договорного регулирования представляют собой вещно-обязательственные договоры. Здесь будет уместно вспомнить о том, что обоснование вещно-обязательственного или смешанного правоотношения появилось в отечественной юридической литературе уже более века назад <28>. К такого рода договорам относят соглашения, в рамках которых посредством обязательства осуществляется переход права собственности или ряд правомочий собственника. Следовательно, к ним традиционно относят договоры по передаче имущества в собственность и в пользование <29>.

--------------------------------

<28> См.: Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М., 1940. С. 28; Кавелин К.Д. Права и обязанности по имуществам и обязательствам в применении к русскому законодательству. СПб., 1879. С. 1 - 98.

<29> См.: Казанцев М.Ф. Договорное регулирование: цивилистическая концепция. Екатеринбург: УрО РАН, 2005. С. 249.

 

Третью группу отношений, входящих в предмет договорного регулирования гражданского права, представляют собой обязательственные договоры, т.е. договоры, предметом которых выступают действия обязанных лиц. Представляется, что договоры оказания услуг могут относиться только к обязательственным, исполняемым посредством указанных в договоре действий. Следовательно, обязательства по оказанию услуг входят в предмет гражданско-правового регулирования, включая страховую защиту.

Договорное регулирование обладает существенными особенностями, отличающими его от правового регулирования. В то же время и правовое, и договорное регулирование представляют собой определенное воздействие посредством определенного вида социального регулятора на общественные отношения.

Как справедливо отмечает К.И. Забоев, "договор предстает перед нами как некая универсальная категория общественной жизни и экономических отношений, являющаяся свободным регулятором, причем договорное регулирование является естественным или, можно сказать, природным саморегулятором общества и экономики" <30>.

--------------------------------

<30> Забоев К.И. Правовые и философские аспекты гражданско-правового договора. СПб., 2003. С. 21.

 

Ученые отмечают, что договорное регулирование является самостоятельным правовым способом организации конкретных индивидуальных договорных связей хозяйствующих субъектов, существующих наряду с нормативно-правовой регламентацией <31>. При этом правовые нормы создают лишь правовую основу реализации прав и обязанностей, определяют типовые модели, в соответствии с которыми участники договора формируют его условия, отвечающие их интересам. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств" <32> владельцы транспортных средств обязаны облечь возникающие страховые отношения в договорную форму под угрозой применения к ним административной ответственности за незаключение договора.

--------------------------------

<31> См.: Шевченко Л.И. Об экономической и социальной ценности гражданско-правового договора в условиях рыночной экономики // Цивилистические исследования. Вып. 1: Сб. науч. тр. памяти проф. И.В. Федорова / Под ред. Б.Л. Хаскельберга, Д.О. Тузова. М.: Статут, 2004. С. 113; Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. С. 68 - 70.

<32> Российская газета. 2002. 7 мая.

 

При этом договорное регулирование по своему воздействию более широкое, чем законодательное. Как отмечают Б.И. Пугинский и Д.Н. Сафиуллин, договорное регулирование "способно проникать в сферы, не затронутые нормативной регламентацией, юридически упорядочивать парные связи и индивидуальные действия, вообще не поддающиеся закреплению общеобязательными правилами" <33>. Помимо этого, "нормативные акты не в состоянии предусмотреть все возможные в жизни варианты поведения, наиболее целесообразные в мыслимых ситуациях" <34>.

--------------------------------

<33> Пугинский Б.И., Сафиуллин Д.Н. Правовая экономика: проблемы становления. М., 1991. С. 144.

<34> Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 1998. С. 2, 36.

 

Следовательно, договорное регулирование направлено на формирование субъективных прав и обязанностей участников конкретного правоотношения.

Как ранее отмечалось, договор обеспечивает развитие и реализацию норм об обязательном страховании. Определенным шагом в формировании обязательного страхования явился Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. N 667 "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования".

Ранее действовавшее законодательство рассматривало некоторые виды страхования, имеющие обязательный характер, как возникающие без заключения договора в силу закона. В связи с принятием нового ГК РФ часть из них можно считать договорами присоединения (ст. 428), если их условия стандартизированы и страхователю остается либо согласиться с ними, либо отвергнуть их. Здесь, на наш взгляд, проявляется особенность формирования "сопряженных" договоров, т.е. взаимообусловленных и зависимых друг от друга соглашений.







Date: 2015-09-17; view: 313; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.037 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию