Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 48 page





--------------------------------

<1> Солдаткин Д.В. Защита от дискриминации в трудовых отношениях. Дис.... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 60.

 

Безусловно, правовое регулирование трудовых отношений в разных странах имеет национальную специфику, однако изучение международных стандартов и опыта зарубежных стран представляется весьма полезным.

Прежде всего, показательны международные правовые стандарты. В 1980 г. Международная организация труда разработала и приняла Рекомендацию N 162 о пожилых трудящихся <2>, которая содержит широкий набор норм, нацеленных на облегчение положения пожилых работников на производстве. Она распространяется на "всех трудящихся, которые с возрастом могут испытывать трудности в области труда и занятий" (п. 1 ст. 1). Рекомендация N 162 конкретизирует меры, которые необходимо принять на внутригосударственном уровне, чтобы предотвратить какую-либо дискриминацию в области труда и занятий пожилых работников, с учетом их возрастных особенностей, необходимости приспособления к условиям труда и характера трудностей, связанных с уходом на пенсию.

--------------------------------

<2> См.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. Женева: Международное бюро труда. 1991. С. 1927 - 1934.

 

В Рекомендации оговаривается, что понятие "пожилые трудящиеся" должно определяться внутригосударственным законодательством, т.е. каждая страна сама определяет пределы пожилого возраста <3>.

--------------------------------

<3> См.: Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право: Учебник. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2005. С. 226.

 

Согласно Рекомендации N 162, в числе предлагаемых мер по созданию благоприятных условий труда работников пожилого возраста можно выделить следующие: постепенное сокращение продолжительности рабочего времени всех пожилых трудящихся по их просьбе в течение установленного периода, предшествующего достижению пенсионного возраста; увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом возраста; разрешение определять по своему усмотрению режим рабочего времени; перевод пожилых трудящихся, занятых на сменных работах, на работу в дневную смену; перевод со сдельной на повременную оплату <4>.

--------------------------------

<4> См.: Там же. С. 225.

 

Необходимо отметить, что перечисленные в Рекомендации N 162 меры по облегчению условий труда пожилых работников в меньшей степени нашли отражение в трудовом законодательстве России. Специальные нормы, касающиеся защиты и льгот для пожилых трудящихся, почти отсутствуют в российском законодательстве, которое устанавливает лишь два главных преимущества для данной категории работников: отпуск без сохранения содержания и право работников-пенсионеров по возрасту сохранять пенсию.

По мнению Н. Митиной, исходя из анализа норм российского трудового законодательства, реализация принципа запрещения дискриминации осуществляется посредством установления норм, выравнивающих возможности различных социальных групп. При этом в случае отсутствия надлежащего законодательного регулирования, учитывающего повышение трудности в применении труда ряда категорий, на практике неизбежно возникают факты дискриминации в сфере труда в отношении определенных групп <5>.

--------------------------------

<5> См.: Митина Н. Защита от дискриминации отдельных категорий работников // Вопросы трудового права. 2006. N 4. С. 60.

 

Статья 3 Трудового кодекса РФ предусматривает запрещение дискриминации в сфере труда: необоснованного отказа в приеме на работу и отказа по дискриминационным признакам (пол, возраст, национальность и т.п.). Однако, как показывает российская практика, кадровые агентства помещают объявления о приеме на работу, указывая предельный возраст, пол работника, хотя законом это не предусмотрено. Во Франции лицо, отказывающее в приеме на работу по причине пола, национальности и т.п., подлежит тюремному заключению от 2 месяцев до 1 года и (или) штрафу в 2 тыс. франков <6>.

--------------------------------

<6> См.: Пашкова Г.Г. Правовая защита наемных работников (опыт зарубежных стран) // Юрист. 2001. N 7. С. 40.

 

Согласимся с мнением И.Я. Киселева о том, что относительно пожилых работников в России "все указанные нормы недостаточны в свете требований международных стандартов, Конституции РФ (ст. 7) и уступают нормам, относящимся к труду пожилых работников, которые приняты в зарубежных странах" <7>.

--------------------------------

<7> Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право: Учебник. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2005. С. 228.

 

Более показательным в отношении защиты от дискриминации по возрасту пожилых работников представляется зарубежный опыт. Прежде всего, рассмотрим опыт США, где существует развитое законодательство о запрете дискриминации в сфере труда и занятости. В США запрещение дискриминации по возрастному критерию можно обнаружить в Законе о дискриминации при найме по возрасту 1967 г. (Age Discrimination in Employment Act). Так же как и Титул VII Закона о гражданских правах 1964 г. (Title VII of the Civil Rights Act), он действует в отношении всех форм дискриминации на рабочем месте: найма, трудовых поручений, продвижения по службе, компенсаций, условий труда и увольнений. Возрастной предел, с которого дискриминация по возрастному критерию считается незаконной, установлен в 40 лет. Поэтому закрепление в законе минимального возраста в 18, 21 или 30 лет для приема на работу не считается дискриминацией <8>.

--------------------------------

<8> См.: Присекина Н.Г. Проблемы дискриминации в международном трудовом праве. Дис.... канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. С. 146.

 

Закон о дискриминации при найме по возрасту 1967 г. устанавливает, что предъявление требований и установление условий труда для работников одной возрастной группы, отличных от требований и условий труда работников другой возрастной категории, например введение на предприятии обязательных тестов на физическое или психическое состояние для работников, достигших 50 лет, являются дискриминацией. Таким образом, стандарты, определяющие исполнение трудящимися их трудовых обязанностей и трудовой дисциплины, должны применяться в равной степени одинаково для всех возрастных групп. Возраст как необходимое требование к работе существует в США для некоторых профессий, в том числе пожарных, работников правоохранительных органов, пилотов и т.п. <9>.

--------------------------------

<9> См.: Кауров В.Г. Защищенность работников по международному трудовому праву, праву США и России: сравнительное исследование. Дис.... докт. юрид. наук. Владивосток, 2001. С. 241.

 

Что касается дискриминации по возрасту при сокращении численности или штатов, то в прецедентном праве США действует общее правило, согласно которому сокращение штатов признается противоречащим закону, если единственной целью проведения выступает увольнение пожилых трудящихся.

Проблема дискриминации по возрастному признаку в Швеции, напротив, в рамках растущей безработицы становится все более важной в дискуссии о том, кто должен получать и сохранять имеющиеся в наличии рабочие места. Право найма на работу в Швеции ничем не ограничено, а значит, с этой точки зрения не будет противозаконным отказ работодателя человеку в принятии на работу по причине возраста. Такая практика привела к тому, что процент безработных высок как среди молодежи, так и среди пожилого населения <10>.

--------------------------------

<10> См.: Присекина Н.Г. Проблемы дискриминации в международном трудовом праве. Дис.... канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. С. 129 - 130.

 

С 1976 г. в Швеции действует закон, согласно которому лица предпенсионного возраста вправе просить о сокращении рабочего времени по крайней мере на 5 часов в неделю. При этом им может быть компенсировано 50% потерь в заработной плате <11>.

--------------------------------

<11> См.: Пашкова Г.Г. Правовая защита наемных работников (опыт зарубежных стран) // Юрист. 2001. N 7. С. 42.

 

Также современными государственными требованиями в Швеции поддерживаются различные формы раннего ухода на пенсию. Правительство не предпринимает никаких усилий для обеспечения пожилых людей рабочими местами, несмотря на то что еще в 1979 г. задача поиска возможностей улучшения позиций пожилых людей на рынке труда лежала в основе создания специальной правительственной комиссии <12>.

--------------------------------

<12> Too Old for Work? Report SOU 1983: 62 by the Government Committee regarding Occupation for Elderly People. 1983. P. 12.

 

В Японии дискриминация по возрастному признаку не представляет серьезной проблемы для производственных отношений, несмотря на то что она относится к числу запрещенных видов. Как считает Н.Г. Присекина, "причины этого не совсем ясны. Одной из них, возможно, является установившаяся практика выхода на пенсию по достижении определенного возраста в конце так называемой трудовой жизни" <13>.

--------------------------------

<13> Присекина Н.Г. Проблемы дискриминации в международном трудовом праве. Дис.... канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. С. 165 - 166.

 

В Японии с 1971 г. действует Закон N 68 о стабилизации занятости пожилых работников (в редакции 1994 г.). Это подлинный кодекс прав пожилых работников на производстве. В нем предусмотрены многочисленные меры по обеспечению занятости пожилых, комфортных условий их работы, оказанию им помощи в трудоустройстве. Предусмотрено создание специальных государственных органов, призванных заботиться о пожилых трудящихся (центры по использованию производственного опыта пожилых трудящихся).

Постоянные работники, нанятые сразу по окончании школы и продолжившие работу в той же компании, выходят на пенсию, достигнув соответствующего возраста. Предприятия обычно выплачивают довольно большую надбавку к окладу перед выходом на пенсию, которая начисляется на основе заработной платы за последние месяцы работы и количества отработанных лет. Более того, работникам крупных компаний часто предоставляются новые возможности трудоустройства после выхода на пенсию в дочерних и смежных компаниях. Все это причины, объясняющие выход японцев на пенсию в возрасте 55 - 60 лет <14>.

--------------------------------

<14> См.: Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право: Учебник. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2005. С. 227.

 

Как отмечает Э. Молодякова, "...очевидно, что эффективность трудовых отношений во многом определяется проработанностью правовой базы и механизмами, обеспечивающими неукоснительное выполнение законов. Все это в полной мере относится к Японии" <15>.

--------------------------------

<15> Молодякова Э. Япония: законодательная база трудовых отношений // Человек и труд. 2001. N 2. С. 68.

 

В.Г. Кауров справедливо подчеркивает: "Чтобы защитить работника от дискриминации, недостаточно провозгласить запрет дискриминации, кроме этого необходимо создать орган (примером может служить Комиссия по обеспечению равных возможностей в области труда и занятий, созданная в США), разрешающий споры о дискриминации в трудовых отношениях, возложить бремя доказывания отсутствия дискриминации на работодателя, то есть предусмотреть в законодательстве презумпцию вины работодателя" <16>.

--------------------------------

<16> Кауров В.Г. Защищенность работников по международному трудовому праву, праву США и России: сравнительное исследование. Дис.... докт. юрид. наук. Владивосток, 2001. С. 195.

 

В заключение отметим, что трудовое право может играть значительную роль в создании стимулов для улучшения демографической ситуации во всех странах. Постарение населения, в частности трудящегося населения, требует соответствующих изменений и современного российского законодательства с учетом имеющегося зарубежного опыта.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Правовое положение чиновничества в дореволюционной России

(Байкеева С.Е.)

("Социальное и пенсионное право", 2008, N 1)

Дата

12.03.2008

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2008, N 1

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧИНОВНИЧЕСТВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

 

С.Е. БАЙКЕЕВА

 

Байкеева С.Е., доцент, кандидат юридических наук.

 

Реформирование государственного аппарата в начале XVIII в., обретение Россией статуса империи имели огромное политическое значение как для самого Российского государства, так и для европейского континента. В этот период статус империи означал признание не только государства под верховенством императора, но и абсолютную политическую и территориальную его независимость среди европейских государств.

Реформы Петра I изменили характер государственной власти и управления в России. Создается правительствующий Сенат, ставший органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Была проведена реформа местного управления, которая привела к образованию губерний и превращению лиц местного управления в чиновников. Петровская Табель о рангах установила правовые основы и новый порядок продвижения по службе. Система государственной службы, должностных чинов привела к централизации и бюрократизации государственного управления.

Модернизация государственного аппарата в течение XVIII - XIX вв. требовала совершенствования правового статуса государственных служащих, представлявшего всеобъемлющую характеристику правового положения чиновников, сущностью которого являются юридические нормы, его определяющие.

Правовой статус государственного служащего в дореволюционной России характеризовался наличием многочисленных параметров и показателей, проявляющихся в связи с замещением государственной должности, выполнением или профессиональным обеспечением полномочий государственного органа. Государственный служащий являлся лицом, органически интегрированным в систему государственно-служебных отношений, урегулированных публичным правом, нормами административного, трудового и иных отраслей права. К основным из них относились: нормы и положения о должностных правах и обязанностях, чинопроизводстве, видах ответственности и поощрений, ограничения в правах, социальном обеспечении государственных служащих.

Важнейшей обязанностью государственного служащего являлась верность главе государства. Все должностные лица являлись олицетворением государственной власти и действовали от ее имени. Соблюдение верности его главе было залогом успешного осуществления деятельности на пользу государству. Основополагающей обязанностью государственного служащего являлось осуществление действий, которые составляют содержание государственной должности. Государственный служащий был обязан исполнять обязанности, исходящие из особенностей его служебной деятельности. Он обязан был действовать, руководствуясь распоряжениями начальства и в соответствии с законом, причем законность осуществляемых им действий была приоритетной.

В тех случаях, когда приказы начальства, на взгляд служащего, противоречили закону, он должен был руководствоваться последним. В Уставе о службе говорилось: "Если же данное от начальства повеление, кто сочтет незаконным или противным интересам Его Императорского Величества, тот обязан неупустительно исполнить то, что на подобный случай в учреждении занимаемой им должности предписано" <1>.

--------------------------------

<1> Свод законов Российской империи. 1896. Т. 3. Кн. 1. Ст. 244 - 246.

 

Успешное выполнение государственными служащими своих непосредственных обязанностей было бы невозможно без предоставления им права осуществлять свои обязанности. В свою очередь, осуществление этого права зависело от особых прав, предоставляемых службой и присущих только государственным служащим.

Немаловажную роль играло право служащего на чин, представлявший собой служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым связаны определенные права и обязанности. Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось необходимостью как замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности. Производство в чины рассматривалось как поощрение служащего за "беспорочную" и отличную службу. Еще в 1742 г. вышел закон, обязывающий "...производить в чины по старшинству и по заслугам" <2>.

--------------------------------

<2> См.: Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды. СПб., 2004. С. 66.

 

Одновременно чин приносил его обладателю и иные преимущества - обеспечивал право на должность, класс которой соответствовал классу чина, а также гарантировал продвижение по службе, обеспечивал социальные права и привилегии. Важнейшим из них было сословное положение. Произведенные в XIV класс лица недворянского происхождения получали личное дворянство, произведенные в VIII - потомственное дворянство.

Немаловажным правом, призванным увеличить эффективность деятельности государственных служащих, было право на получение жалованья. Первоначально денежное жалованье было дополнением к натуральному жалованью, однако с введением Табели о рангах оно приобрело самостоятельное значение. Для всех должностей были введены денежные оклады <3>.

--------------------------------

<3> См.: Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт, организация и современность. М.: РАГС, 2003. С. 195.

 

В понятие "содержание (или оплата труда)" гражданских служащих входило несколько позиций: жалованье, квартирные деньги или квартира, предоставляемая государством. Содержание могло назначаться либо из государственного бюджета, либо из городских и земских сборов. Его размер зависел от должности и чина. За особые заслуги оно могло быть назначено особым приказом императора. Введение права на получение жалованья улучшило работу государственного аппарата, понизило процент взяток должностных лиц, подняло престиж гражданской службы.

В первой половине XIX в. повышается статус гражданских почетных званий. Это были особого рода частные титулы или своеобразные награды. К ним относились почетные звания статс-секретаря его величества, члена Государственного совета, сенатора и почетного опекуна. Они не предусматривались Табелью о рангах и формально не относились к каким-либо ее классам, но вели свое происхождение от одноименных должностей. Получение почетных званий являлось наградой почетным титулом высокого ранга и предоставляло лицам, получившим эти звания, высокий статус и привилегии в различных сферах государственного управления.

С целью повышения эффективности работы государственного аппарата, а также предотвращения злоупотребления служащими должностными полномочиями законодательными актами Российской империи предусматривались необходимые ограничения гражданских прав должностных лиц. Государственным служащим запрещалось приобретать лично (либо через членов семьи, крепостных, знакомых) движимое и недвижимое имущество, продажа которого входила в их должностные обязанности. Было запрещено входить в подряды и поставки лично, так же как и быть залогодателями при заключении договоров подряда и поставки по месту службы и входить в долговые обязательства с подрядчиками и поставщиками. Кроме того, чиновникам запрещалось быть поверенными в местах своей службы, а вне ее - с большими ограничениями <4>.

--------------------------------

<4> Свод законов Российской империи. 1876. Т. 3. Кн. 1. Ст. 529.

 

Одно из ограничений касалось запрещения государственным служащим принимать подарки или денежные вознаграждения при исполнении или по поводу исполнения своих обязанностей. Имели место также особые ограничения для служащих в отдельных местностях и ведомствах - там, где существовало опасение злоупотребления служащими своим служебным положением ради личной выгоды. Третьего декабря 1884 г. Александр III утвердил решение Комитета министров "О порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах, компаниях, а равно в общественных и частных установлениях". Закон запрещал какое-либо участие в руководящих органах этих обществ чинам первых трех классов и соответствующим придворным чинам, а также лицам, занимавшим определенные должности: обер-прокурорам Сената и их товарищам, директорам департаментов и главных управлений, губернаторам, градоначальникам, прокурорам и ряду других лиц <5>.

--------------------------------

<5> См.: Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., 1978. С. 101.

 

В 1905 г., в связи с революционными преобразованиями в стране, были ограничены некоторые политические права государственных служащих. Указ 1906 г. "О временных правилах, об обществах и союзах" разрешал чиновникам образовывать вне службы только благотворительные и культурные общества, которые не могли иметь политическую подоплеку.

Таким образом, опыт совершенствования правового статуса государственного служащего в Российской империи показал, что его укрепление являлось важнейшим фактором высокой эффективности и авторитета государственной службы. Развитый институт правовых и социальных гарантий государственных служащих в дореволюционной России способствовал эффективной работе государственного аппарата. В то же время кастовость и эгоцентризм чиновничества, неповоротливость государственного механизма свидетельствовали о консервативности принимаемых решений в формировании правового статуса бюрократии.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Нормативное основание конституционно-правовой ответственности

(Авилов В.В.)

("Социальное и пенсионное право", 2008, N 1)

Дата

12.03.2008

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2008, N 1

Примечание к документу

 

Текст документа

 

НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

В.В. АВИЛОВ

 

Авилов В.В., аспирант третьего года обучения по специальности: "Конституционное право; муниципальное право", Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина.

 

Основанием юридической (в том числе и конституционно-правовой) ответственности является совокупность следующих составляющих:

1) нормативное основание (закрепление состава правонарушения и меры ответственности в нормативно-правовом акте);

2) фактическое основание (совершение конкретного правонарушения).

Проблема нормативного основания конституционно-правовой ответственности является очень острой: существуют различные точки зрения касательно того, какое именно деяние является основанием данного вида ответственности.

Н.М. Колосова по этому поводу отмечает, что основанием наступления конституционной ответственности может быть не только нарушение правовых норм, но и конституционных принципов. Последние не всегда лежат на поверхности и выявляются порой лишь путем толкования всей системы конституционного законодательства. В этом случае позволительно говорить о такой особенности конституционной ответственности, как ее скрытый, латентный характер. Речь должна идти о неопределенных обязанностях, основаниях конституционной ответственности, которые конкретно и четко не сформулированы <1>.

--------------------------------

<1> Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2000. С. 14, 15.

 

По мнению С.А. Авакьяна, государственно-правовая ответственность применяется и в тех случаях, когда нельзя найти четко выраженных, формализованных критериев для оценки поведения субъекта государственно-правового отношения как нарушающего закон. Основанием применения такой меры в подобных ситуациях является несоответствие действия субъекта более высокому интересу, нецелесообразность действия, нежелательное поведение, недостижение необходимого результата <2>.

--------------------------------

<2> Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. N 10. С. 22.

 

По мнению Д.Т. Шона, основанием применения конституционной ответственности является действие или бездействие, которое причинило либо могло причинить существенный ущерб народу, государству независимо от того, происходит ли при этом нарушение конституционных или иных правовых норм. Он также отмечает, что конституционная ответственность может иметь и чисто моральные основания <3>.

--------------------------------

<3> Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. N 7. С. 39, 40.

 

В.А. Виноградов основанием конституционно-правовой ответственности видит совершение конституционного деликта. Конституционный деликт - это деяние (действие или бездействие) субъекта конституционно-правовых отношений, не соответствующее должному поведению, предусмотренному нормами конституционного права, и влекущее за собой применение установленных мер конституционной ответственности. Этими действиями или бездействием не исполняются или исполняются ненадлежащим образом конституционные обязанности, нарушаются права и законные интересы участников конституционных правоотношений. "Несоответствие должному поведению" охватывает любое деяние (действие или бездействие), отклоняющееся от конституционной модели, нарушающее запреты, выходящее за пределы дозволенного поведения, которое закреплено нормами конституционного права, а также которое хотя и не предусмотрено конкретной нормой права, но противоречит общим началам (принципам) и смыслу Конституции <4>. Е.С. Шугрина придерживается аналогичной точки зрения и воспроизводит определение конституционного деликта, предложенное В.А. Виноградовым <5>.

--------------------------------

<4> Виноградов В.А. Субъекты конституционной ответственности. Дис.... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 22 - 23.

<5> Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. М., 2004. С. 297.

 

Правда, в другой своей работе В.А. Виноградов указывает, что основанием конституционно-правовой ответственности может быть не только конституционный деликт, но и иные обстоятельства, прямо предусмотренные конституционно-правовыми нормами <6>.

--------------------------------

<6> Мазаев В.Д., Васильева С.В., Виноградов В.А. Конституционное право Российской Федерации: Конспект лекций. М., 2006. С. 57.

 

А.А. Дабалаев предлагает следующую теоретическую конструкцию. В тех случаях, когда инстанцией ответственности является государство в лице своих органов или должностных лиц, основанием ответственности должно быть исключительно правонарушение. Такой императив будет являться гарантирующим началом от необоснованного привлечения к ответственности как проявления силового воздействия на "нижестоящих" во властной вертикали субъектов.

Когда инстанцией ответственности является народ России или его часть, объединенная на основе какого-либо критерия (например, население муниципального образования), то основание ответственности не должно носить формально-юридического характера <7>.

--------------------------------

<7> Дабалаев А.А. Конституционная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации. Дис.... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 34.

 

А.А. Кондрашев в качестве основания, или условия, конституционной ответственности выделяет противоправное деяние (действие или бездействие), реализуемое как в форме прямого несоответствия акта поведения конкретизированным требованиям правовой нормы, так и в форме общего предписания нормы о противоречии закону поведения соответствующего лица, нарушающего нормы морали, нравственности и в некоторых случаях и свои собственные обещания, и вину как условие возложения ответственности <8>.

--------------------------------

<8> Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 59.

 

Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин указывают, что основанием применения конституционно-правовой ответственности является действие или бездействие, которые причинили или могли причинить ущерб обществу или государству, независимо от того, были нарушены нормы конституционного права или нет. Конституционно-правовая ответственность применяется не только в тех случаях, когда имеются четко выраженные критерии для оценки поведения субъектов конституционно-правового отношения как нарушающего закон, но и в тех случаях, когда формально такие критерии отсутствуют, однако поведение субъекта конституционно-правового отношения тем не менее дает основания говорить о том, что оно противоречит целям и принципам действующего законодательства. В этих случаях в качестве оснований ответственности могут рассматриваться недостижение необходимого результата, нецелесообразность действия, нежелательное поведение субъекта и т.д. При этом предполагается, что в результате упомянутых действий или бездействия нанесен экономический ущерб, ущерб обороноспособности страны, ее достоинству и авторитету, доверию народа к органам государственной власти и т.д. <9>.

Date: 2015-09-17; view: 266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию