Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 42 page





Если эта возможность не реализована, то такие объединения нельзя считать готовыми представлять интересы малого и среднего бизнеса. В этом случае осуществление представительства может быть многовариантным.

Во-первых, Федеральный закон N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. (с послед. изм.) предоставляет возможность названным субъектам учреждать свои объединения и возлагать на них осуществление представительской функции.

Во-вторых, законодательство не препятствует тому, чтобы несколько субъектов малого и среднего предпринимательства на общем собрании выработали свою позицию в отношении того или иного нормативного правового акта и поручили бы одному из участников собрания либо другому лицу изложить точку зрения доверителей в федеральных, региональных органах власти либо в органах местного самоуправления.

Поскольку субъективные гражданские права и обязанности могут осуществляться не самими управомоченными лицами, а их представителями, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе реализовать такие полномочия применительно к указанной ситуации.

Из подпункта 3 статьи 6 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", посвященного экспертизе проектов правовых актов, следует, что право участия в ее проведении принадлежит непосредственно представителям субъектов малого и среднего предпринимательства.

Они с учетом имеющихся у них специальных знаний должны провести профессиональное исследование того или иного вопроса, результатом которого должно стать экспертное заключение.

Это не исключает того, что для решения отдельных вопросов они могут использовать специалистов в более узкой области знаний.

Важное значение имеет характер осуществления представительства. При экспертизе нормативных правовых актов, имеющих социальную направленность, должны учитываться интересы как субъектов малого и среднего бизнеса, так и работников.

Концепция патернализма, характерная для XIX - начала XX века, в современных условиях неприемлема. Решению проблемы способствовало бы предварительное обсуждение работниками нормативных правовых актов, представленных на экспертизу.

Речь идет об актах, имеющих социальную направленность, связанных с регулированием заработной платы, охраной труда, обучением, повышением квалификации и др.

Современные реалии требуют значительного усиления защиты работников организаций.

Для достижения этой цели наряду с другими правовыми средствами и способами должно использоваться и представительство как многоплановое понятие, способствующее достижению положительного социально-экономического результата.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Проблема обусловленности развития права социально-экономическими факторами

(Ларин А.А.)

("Юридический мир", 2007, N 8)

Дата

13.07.2007

Информация о публикации

"Юридический мир", 2007, N 8

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПРОБЛЕМА ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРАВА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ

 

А.А. ЛАРИН

 

В статье представлена попытка рассмотреть роль экономических факторов в повышении эффективности воздействия права на общественные отношения. Рассматриваются причины взаимообусловленности процессов развития экономики и права, обращается внимание на важность материальной составляющей реализации норм, роль социально-экономических факторов в определении границ возможного и должного поведения субъектов права.

The article contains an attempt to study the role of economic forces in increasing the effi ciency of law regulations. It deals with causes fot the interaction of law and economics, draws attention to the importance of the economic factor in law applying and defi ning the limits of possible and due behaviour.

В современной теории права активно идет процесс переосмысления наиболее идеологизированных положений советской правовой науки. Одним из таких моментов являются идеи марксизма о влиянии "интересов экономически господствующего класса" на содержание права <1>. Всеобщее отрицание методологических позиций советской правовой науки в данной области в то же время не привело к созданию целостной альтернативной теории, определяющей основные точки соприкосновения таких категорий, как экономика и право.

--------------------------------

<1> Назовем лишь некоторые фундаментальные работы советских правоведов, раскрывающие подобные взгляды на соотношение экономики и прав: Вышинский А.Я. Вопросы теории государства и права. М., 1949; Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.

 

В рамках данной работы мы не отрицаем и не защищаем идеи марксизма. Если не рассматривать более поздние квазинаучные наслоения на данную теорию, то следует признать, что для своего времени она явилась вполне адекватным отражением тех закономерностей, которые были характерны для существующих социально-исторических условий. Однако за последние полвека в большинстве развитых стран право приобрело общесоциальную сущность. Большинство современных фундаментальных трудов по теории права сходятся во мнении, что в демократическом государстве право выражает интересы всего общества, а не отдельного класса <2>. Важнейшим фактором производства в современных условиях становится информация. Все вышеперечисленное позволяет высказать ряд тезисов о воздействии экономических законов на развитие права в современных условиях.

--------------------------------

<2> См., например: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 1999. С. 60; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 132.

 

Тезис 1. Деятельность государства по изданию и реализации норм права сходна с экономической деятельностью и в некоторой степени определяется экономическими законами. Основной задачей государства является производство общественных благ (безопасность, правопорядок, равенство). Отличие состоит в том, что деятельность государства направлена на производство нематериальных благ в интересах всего общества, а хозяйственная деятельность - преимущественно материальных благ, предназначенных для индивидуального потребления.

Подобная взаимосвязь сказывается на всех стадиях механизма правового регулирования. Эффективность воздействия права на общественные отношения определяется объемом финансовых ресурсов, которые государство в данный исторический момент в состоянии направить на обеспечение реализации права. В этом смысле эффективность механизма правового регулирования тесно связана с экономической эффективностью ("экономичностью") государства и права, т.е. с тем, насколько рационально используются средства, выделенные на эти цели.

Государство вынуждено функционировать в условиях ограниченности поступлений в бюджет и конкуренции государственных органов за распределение финансовых средств. Величина поступлений в бюджет определяется как возможностями экономики, так и тем, как общество воспримет рост налоговой нагрузки. Значимость тех благ, которые общество получает от государства, должна хотя бы приближенно соответствовать издержкам общества в связи с функционированием государства. Дисбаланс в этой сфере неизбежно приводит к социальным потрясениям. В достаточно длительной исторической перспективе названные обстоятельства приводят как к повышению эффективности механизма правового регулирования, так и к повышению экономической эффективности права.

Говоря о тенденции к росту экономической эффективности правового регулирования, в значении снижения издержек мы выделяем издержки соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав и правоприменительные издержки. Помимо перечисленных необходимо выделить издержки, связанные с переходом правовой системы из одного устойчивого состояния в другое. Такие издержки мы называем трансформационными <3>. Любые изменения в праве требуют дополнительных расходов государства. При этом чем существеннее такие изменения, тем выше трансформационные издержки. С этим связан эффект накопления трансформационных издержек, когда существующая система права уже не соответствует объективным условиям жизнедеятельности общества, но государство не в состоянии адаптировать ее к новым условиям. Как правило, подобная ситуация перетекает в государственные перевороты. Трансформационные издержки являются главным препятствием поступательного развития права. Они включают не только прямые расходы государства, но и, например, расходы правящей политической элиты в связи с сокращением государственного аппарата. Механизм возникновения трансформационных издержек - необходимость адаптации общества и государства к следованию новым правилам поведения.

--------------------------------

<3> Понятие "трансформационные издержки" заимствовано из работы: Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. Где оно используется применительно к теории экономических реформ.

 

С другой стороны, развитие экономики неизбежно ведет к расслоению общества, увеличению социальной напряженности. Единственным адекватным ответом государства является развитие сферы социально-экономических прав. Расслоение общества, таким образом, ведет к повышению социальной ориентированности права. Особенно заметно это стало во второй половине XX века. В некоторых современных государствах налоговая нагрузка на бюджет достигает 60% (Швеция), в то время как античные государства действовали как фактически безналоговые <4>.

--------------------------------

<4> В Афинах и Древнем Риме в определенные периоды истории отменялись налоги для граждан. Сохранялись лишь акцизы и дань с провинций. Государственные служащие выполняли свои обязанности на добровольной основе. См.: История государства и права зарубежных стран. Часть I. Учебник для вузов. 2-е изд., стер. / Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 160 - 181.

 

Таким образом, рост социальной ориентированности права совпадает с периодами подъема в экономике, а стремление к экономии на издержках правоприменения - с периодами спада <5>. В результате история права представляет собой как бы чередование этих двух моделей. При этом развиваемая нами концепция рассматривает только те изменения, которые реально сказываются на общественных институтах. Исторически новые этапы формального развития позитивных прав часто следуют за крупными социальными потрясениями. При этом реально действующими такие нормы становятся лишь с периодом экономического подъема. В целом обе модели ведут к позитивным изменениям в обществе, но только в случае их сбалансированности.

--------------------------------

<5> Под социализацией права мы понимаем возникновение реально действующих механизмов соблюдения социально-экономических прав, а не только их формальное закрепление.

 

В то же время речь идет не о том, чтобы считать экономику непосредственной причиной гуманизации или демократизации права. Как справедливо отмечает в статье "Идея права и права человека" А.В. Петров, "в противном случае пришлось бы признать, что при сравнительно стабильном состоянии экономики, которое в России отмечалось и в период царского самодержавия, и в советский период, с правами человека все обстояло прекрасно" <6>. Мы лишь утверждаем, что экономика устанавливает пределы развития права, поскольку эффективная правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность является дорогостоящим для государства мероприятием. Нормативно-правовые акты, реализация которых не подкрепляется соответствующими расходами государства, становятся "мертвыми законами", не оказывают упорядочивающего воздействия на поведение индивидов. Государственно-политические факторы также влияют на развитие правовой системы, но лишь в рамках, заданных финансовыми возможностями государства.

--------------------------------

<6> Петров А.В. Идея права и права человека // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия "Право". Выпуск 1. Изд-во ННГУ, 1998. С. 65.

 

Тезис 2. Юридически значимое поведение индивидов определяется в том числе и экономическими факторами.

Поведение человека мы считаем рациональным, т.е. отвечающим требованию свободного, осознанного выбора одного из доступных вариантов поведения. Границы такого выбора определяются в том числе, и экономическими факторами. Поведение конкретного человека может формироваться под воздействием случайных факторов, но в статистически значимом масштабе подобные отклонения от принципа рациональности не воздействуют на общую картину происходящих в обществе процессов.

Экономические факторы определяют границы любого юридически значимого поведения. Так, воздействие правовых санкций на поведение индивидов определяется в том числе тяжестью ее экономического эквивалента. Под экономическим эквивалентом санкции мы понимаем издержки индивида в связи с необходимостью подвергнуться мерам правового воздействия. С ростом уровня жизни растет экономический эквивалент лишения свободы и снижается средняя относительная тяжесть такого вида наказания как штраф. Это связано с тем, что наказания в виде лишения свободы ведут к утрате основного источника дохода. Чем выше средний уровень оплаты труда, тем выше средние альтернативные издержки такого наказания.

В неявном виде экономический подход к анализу эффективности правового регулирования зародился еще в работах юристов Нового времени Чезаре Беккариа и Йеремия Бентама. "Прибыль от преступления - это сила, которая побуждает человека совершить правонарушение. Тяжесть наказания - сила, удерживающая его от этого. Если первая сила превосходит вторую, преступление будет совершено, если наоборот - преступление не будет совершено" <7>. Особое значение имеет статья Г. Беккера "Преступление и наказание: экономический подход" <8>, где автор утверждает, что эффективная система борьбы с правонарушениями должна функционировать таким образом, чтобы расходы на ее содержание были ниже, чем возможный ущерб от правонарушений, которые были предотвращены. С точки зрения Гэри Беккера, "некоторые люди становятся преступниками не потому, что их базовая мотивация отлична от мотивации других людей, а потому, что у них иная оценка затрат и результатов" <9>. Индивид примет решение о совершении правонарушения только в том случае, если возможная выгода от его совершения превысит возможные издержки, связанные с необходимостью подвергнуться мерам юридической ответственности <10>. Разумеется, при этом большую роль играет такой психологический фактор, как склонность к риску.

--------------------------------

<7> Bentham J. Principles of Penal Law // Works. 1843. N 1.

<8> Беккер Г. Преступление и наказание: экономический подход // Истоки. Вып. 4 / Под ред. Я.И. Кузьминова. М.: ГУ - ВШЭ, 2000. С. 32.

<9> См.: Беккер Г. Указ. соч. С. 49.

<10> Tullock Gordon. Does Punishment Deter Crime // Public Interest. 1974. N 36. P. 103 - 111.

 

Таким образом, эффективность механизма правового регулирования и в конечном итоге содержание самого права в значительной степени определяется экономическими факторами. То, насколько позитивное право строится "в соответствии с требованиями экономических и других социальных закономерностей, - от этого в первую очередь зависит эффективность и социальная ценность права в том или ином обществе" <11>. Значительный дисбаланс между расходами общества на государство и теми благами, которые оно получает от существования нормативных регуляторов, приводит к ощущению несправедливости. В свою очередь, "ощущение несправедливости является питательной средой девиантной субкультуры" <12>. Подрывается доверие к праву. Так, некоторые декреты 30 - 40-х годов отказывались применять даже судьи <13>. Похожая ситуация сложилась в России в начале 90-х. По данным мониторинга общественного мнения, около 70% россиян были готовы нарушить закон, если за этим не последует наказание <14>. Важнейшей доминантой деятельности государства должен стать учет возможности принятия того или иного нормативного акта с точки зрения наличия материальной основы для реализации его положений. Самого по себе наличия демократического законодательства недостаточно для построения демократического правового государства. Необходимо, чтобы нормы права оказывали реальное воздействие на поведение людей, а этого возможно добиться, только соизмеряя содержание права с реальными условиями жизни общества.

--------------------------------

<11> Алексеев С.С. Теория права. М., 1993. С. 120.

<12> Matza David (1990). Delinquency and Drift, New Brunswick: Transaction Publishers, 2nd edition. P. 176.

<13> Solomon Peter H.Jr. (1996) Soviet Criminal Justice under Stalin, Cambridge: Cambridge University Press, P. 451.

<14> Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы. 1999. N 2(40).

 

 

 

 

Название документа

Статья: Формы защиты интересов в праве социального обеспечения

(Мидонова Е.А.)

("Трудовое право", 2007, N 8)

Дата

11.07.2007

Информация о публикации

"Трудовое право", 2007, N 8

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Е.А. МИДОНОВА

 

Мидонова Е.А., юрист Астраханской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, аспирант Академии труда и социальных отношений.

 

Защита законных интересов различных субъектов права - одна из важнейших проблем правового регулирования общественных отношений. В юридической литературе есть расхождения во взглядах на эту проблему, поскольку имеют место разные определения форм защиты интересов, противопоставление интересов субъектов их правам. Следует отметить, что в научной литературе разговор в основном идет о защите "прав и законных интересов", а не просто интересов каких-либо субъектов. В частности, Г.Я. Стоянин определяет защиту прав и законных интересов как систему правового регулирования гражданско-правовых правоотношений, которая предотвращает правонарушение либо устанавливает соответствующую ответственность за него <1>; Н.С. Мамеин считает, что защитой прав и интересов является система юридических норм, направленных на предупреждение правонарушений и устранение их последствий <2>. Также защита прав и законных интересов определяется как деятельность управомоченных органов и лиц по реализации прав и интересов в тех случаях, когда они оспариваются или же нарушаются кем-либо <3>. Это может быть предусмотренная законом система мер для борьбы с правонарушениями, которая опирается на обеспечение неприкосновенности права и ликвидацию ее нарушения <4>, например восстановление или признание. Происходит смешение понятий "права" и "интересы". Однако, по нашему мнению, если права - это охраняемая государством узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять <5>, то можно поставить знак равенства между понятием права и законного интереса, поскольку последний мы определяем как социальную потребность, взятую законом под свою охрану. Таким образом, следует говорить о защите "прав и законных интересов".

--------------------------------

<1> Стоянин Г.Я. Гражданско-правовая охрана интересов личности. М., 1969. С. 3.

<2> Мамеин Н.С. Гражданский закон и право личности. М., 1981. С. 192.

<3> Российское гражданское право. Часть 1. СПб., 1992. С. 191.

<4> Басин Ю. Основы гражданского законодательства и защиты субъективных гражданских прав. Саратов, 1971. С. 34.

<5> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 511.

 

В законодательстве наиболее детально разработана защита именно прав, особенно в законодательстве двух отраслей - гражданского права и гражданского процессуального права <6>.

--------------------------------

<6> См.: Вершинин А.П. Способы защиты гражданских прав в суде. СПб., 1997; Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М., 1972; Иванов О.В. Защита субъективных прав и проблема истины в гражданском процессе // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996.

 

Мы убеждены, что в праве социального обеспечения под защитой прав и законных интересов следует понимать законодательно установленную систему мер предотвращения, ликвидации их нарушений, а также установления ответственности за произошедшие нарушения тех лиц, которые уполномочены обеспечивать беспрепятственную реализацию данных прав и интересов.

Для разграничения и классификации форм защиты интересов учеными используются различные критерии.

Например, А.А. Добровольский и С.А. Иванова отмечают, что "все спорные правовые требования, подлежащие рассмотрению с соблюдением процессуальной формы защиты права, называются исковыми, а правовые требования, подлежащие рассмотрению без соблюдения установленной законом процессуальной формы защиты права (например, при защите права в административном порядке), в законодательстве и в теории вполне справедливо не называются исковыми" <7>. Таким образом, они определяют, что форм защиты прав и законных интересов существует всего две: исковая и неисковая. Критерием в данном случае выступает процессуальная форма. Мы считаем, что этот критерий является чрезмерно формальным, поскольку фактически принимается во внимание только внешняя форма защиты, именно поэтому точка зрения А.П. Сергеева <8> кажется нам более верной. Он выделяет две основные формы защиты: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это защита законных интересов государственными или уполномоченными государством органами. Она означает возможность защиты интересов в судебном или административном порядке. Судебная форма защиты осуществляется судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом. Неюрисдикционная форма защиты - защита интересов самостоятельными действиями управомоченного лица без обращения к государственным и иным уполномоченным органам. Она имеет место при самозащите и при применении управомоченным лицом мер оперативного воздействия.

--------------------------------

<7> Добровольский А.А., Иванова С.А. Основные проблемы исковой формы защиты права. М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 25.

<8> См.: Гражданское право: Учебник. Ч. 1. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1996. С. 268 - 270.

 

Несомненно, что исковая и юрисдикционная формы защиты интересов имеют много общего, поскольку деятельность государственных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов, должна осуществляться согласно четко установленной законодательством процедуре, наиболее полно прописанной в процессуальных кодексах. В том же случае, если имеет место неисковая форма защиты интересов, она не столь жестко регламентирована законом, и незначительные отклонения от процедуры не будут означать неправомерности или незаконности конечного результата. Именно так действует управомоченное лицо, то есть, исходя из позиции А.П. Сергеева, при неюрисдикционной форме защиты.

Еще одна точка зрения высказана В.В. Коробченко (применительно к трудовому праву): "Защита прав и интересов работников осуществляется в форме использования и применения права. При этом конкретная форма зависит от объекта защиты и субъектов, ее осуществляющих" <9>. Таким образом, он также считает, что форм защиты интересов существует всего две, при том что субъектов, осуществляющих защиту интересов работников, существует три: сам работник; государственные органы; негосударственные органы и организации.

--------------------------------

<9> Коробченко В.В. Защита трудовых прав и интересов работников // Журнал российского права. 2002. N 12.

 

Выбрав критерием специфику объекта и характера защищаемого права, О.А. Красавчиков <10> устанавливает, что существуют следующие формы защиты: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, его нарушающих; присуждение к исполнению в натуре; прекращение или изменение правоотношения; взыскание с лица, нарушившего право, причиненных убытков, а в случаях, предусмотренных законом или договором, неустойки (штрафа, пеней). Три основные формы защиты в российском законодательстве определили Г.А. Свердлык и Э.Л. Страунинг, Е.Е. Богданова <11>: судебную, административную и самозащиту <12>.

--------------------------------

<10> Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. О.А. Красавчикова. 3-е изд., исп. и доп. М.: Высшая школа, 1985. Т. 1. С. 95 - 97.

<11> Богданова Е.Е. Формы и способы защиты гражданских прав и интересов // Журнал российского права. 2003. N 6.

<12> См.: Свердлык Г.А., Страунинг Э.Л. Защита и самозащита гражданских прав: Учебное пособие. М.: Лекс-книга, 2002. С. 37.

 

Существует также достаточно интересная и, если можно так выразиться, нестандартная классификация форм защиты интересов, при которой в качестве критерия классификации взяты препятствия к осуществлению прав и законных интересов. Данный критерий для определения форм защиты прав и интересов военнослужащих, как специфической категории граждан Российской Федерации, использовал В.В. Тараненко. Считая, что "защита субъективного права заключается в устранении препятствий на пути осуществления субъектами правоотношений своих прав" <13>, он все рассматриваемые формы защиты прав и законных интересов военнослужащих делит на два вида: несудебную и судебную (как и некоторые упомянутые выше авторы).

--------------------------------

<13> Тараненко В.В. Как военнослужащему защитить свои права (судебный и несудебный способы защиты) // За права военнослужащих. М., 2004. С. 3 - 4.

 

Поскольку в праве социального обеспечения защиту прав и законных интересов мы определили как законодательно установленную систему мер предотвращения, ликвидации нарушений данных прав и интересов, то формы их защиты мы выделяем по следующему критерию: в зависимости от того, какие органы, организации (как государственные, так и негосударственные) имеют закрепленное в нормативном акте право или обязанность защиты прав и законных интересов граждан на получение установленного социального обеспечения. В настоящее время, согласно этому критерию, можно выделить следующие формы защиты.

1. Правовая форма защиты, которая, в свою очередь, имеет два подвида:

а) защиту в судебном порядке (то есть ту, которая осуществляется органами суда и прокуратуры в рамках гражданского процессуального законодательства после нарушения интереса гражданина на социальное обеспечение);

б) защиту в административном порядке (то есть рассмотрение обращения гражданина о незаконности принятого решения в вышестоящий орган).

2. Неправовая форма защиты (или иная форма защиты). Она может осуществляться общественными организациями, например, Обществом защиты прав потребителей - при ненадлежащем оказании гражданину медицинских услуг; обществами защиты инвалидов, профессиональными союзами и т.д. Данная форма защиты не имеет четких процедурных норм и может быть осуществлена, например, путем переговоров или обращений общественной организации в принимающие решения государственные органы с целью защитить права и законные интересы граждан.

Данная классификация в полной мере применима и к пенсионному обеспечению.

Правовая форма защиты прав и законных интересов также может осуществляться прежде всего в судебном порядке, что прямо закреплено как в ГПК РФ <14>, так и в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <15>, а также в административном порядке, согласно части 7 статьи 18 данного Закона, - в вышестоящий пенсионный орган.

--------------------------------

<14> См.: статьи 3, 29 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 27 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46. Статья 4532.

<15> См.: статья 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I). Статья 4920.

 

Неправовая форма защиты пенсионных прав граждан в настоящее время осуществляется профессиональными союзами, которые создаются с целью защиты социально-трудовых прав и интересов их членов <16>, причем зачастую не только их, но и тех, кто занят осуществлением профессиональной деятельности в соответствующих отраслях. Необходимо отметить, что в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" закреплено право профсоюзов на социальную защиту работников <17>, и, кроме того, в статье 10 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что застрахованные лица имеют право на защиту своих прав через профсоюз, в том числе и в суде <18>. Таким образом, профсоюзы продолжают, как и в советское время, заниматься защитой прав и законных интересов уходящих на пенсию.

Date: 2015-09-17; view: 262; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию