Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 2 page





Название документа

Статья: Анализ структуры миграции и ее влияния на социально-экономическое положение в стране

(Куликов Л.А.)

("Миграционное право", 2010, N 4)

Дата

03.11.2010

Информация о публикации

Куликов Л.А. Анализ структуры миграции и ее влияния на социально-экономическое положение в стране // Миграционное право. 2010. N 4. С. 5 - 9.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ МИГРАЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ

НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ


 

Л.А. КУЛИКОВ

 

Куликов Л.А., старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России, кандидат экономических наук.

 

Рассматривая миграцию, всегда появляется несколько вопросов, которые интересуют как ученых, экономистов и политиков, так и простых граждан. В этой статье мы попытаемся ответить на некоторые из них: какова была численность населения России в преддверии переписи населения, сколько составила естественная убыль населения за последние годы, какова структура миграции и ее влияние на социально-экономические положение в стране.

Рассмотрим все по порядку. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики России, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 августа 2010 г. составила 141,8 млн. человек и с начала года уменьшилась на 65,6 тыс. человек, или на 0,05% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 31,5 тыс. человек, или на 0,02%). Естественная убыль населения в январе - июле 2010 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 18,0 тыс. человек. Численность экономически активного населения России сократилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1,2% за счет роста безработицы и составила 75 524 человека.

Миграционный прирост на 60,5% компенсировал численные потери населения (см. рис. 1).

 

90 ┐

│ *

80 ┤

70 ┤ *

│ Незамещенная естественная

│ часть

60 ┤ *

│ *

50 ┤

40 ┤ *

30 ┤

│ Миграционный прирост

20 ┤ *

│ *

10 │ * *

│ * * *

0 ┴──────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬──────┐

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

январь - июль


 

Рис. 1. Замещение естественной убыли

населения миграционным приростом

 

Проблема естественной убыли населения (депопуляции <1>), которая началась в России еще в 1992 г., продолжает усиливаться и вызывает тревогу. Большинство специалистов в мире считают депопуляцию необратимой, а повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое замещение поколений, невозможным. Поэтому специалисты предлагают остановить сокращение численности населения за счет иммиграции и/или снижения смертности.

--------------------------------

<1> Депопуляция - устойчивое (не связанное с особенностями возрастной структуры и миграционными процессами) превышение числа умерших над числом родившихся. Постановление Правительства Москвы N 482-ПП от 28.06.2005 "О Концепции демографического развития города Москвы".

 

Необходимый для обеспечения простого замещения поколений суммарный коэффициент рождаемости (т.е. не ведущий ни к росту, ни к убыли населения) даже при самой низкой смертности должен составлять 2,1 ребенка на одну женщину. Фактически же он составляет в России лишь 1,3 ребенка, что примерно на 40% ниже необходимого уровня <2>.

--------------------------------

<2> URL: http:// www.demographia.ru/ articles_N/ index.html?idR= 44&idArt= 60.

 

При этом каждое последующее поколение в стране будет на 40% уступать предыдущему поколению по численности. В таких условиях в долговременной перспективе при любой, сколь угодно высокой средней продолжительности жизни численность населения страны неизбежно будет сокращаться, если только естественная убыль населения не будет компенсироваться иммиграцией.


В 2009 г. в Россию прибыло 279 907 человек, выбыло - 32 458 человек. При этом необходимо отметить, что количество прибывших мигрантов сокращается третий год подряд, несмотря на рост в 2000 - 2006 гг. Количество выбывших мигрантов сокращается каждый год.

Больше всего в 2009 г. прибыло в Россию мигрантов из стран СНГ - 261 495 человек, в том числе из Украины, Узбекистана, Казахстана, Армении и Таджикистана, а также из стран дальнего зарубежья - 18 412 человек, в том числе из Германии, Израиля, Китая и Латвии.

 

Таблица 1

 

Число прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

и других зарубежных стран

 

Международная миграция Прибыло - всего в том числе в возрасте
моложе трудоспособного трудоспособном старше трудоспособного
279 907 26 397 225 527 27 983
в том числе: миграция со странами СНГ 261 495 24 447 211 580 25 468
Украина 45 920 3 361 36 150 6 409
Узбекистан 42 539 4 036 33 262 5 241
Казахстан 38 830 5 113 28 941 4 776
Армения 35 753 3 045 30 292 2 416
Таджикистан 27 028 2 023 24 098  
прочие 71 425 6 869 58 837 5 719
миграция с другими зарубежными странами 18 412 1 950 13 947 2 515
Германия 2 585   1 636  
Израиль        
Китай        
Латвия        
прочие 13 532 1 466 10 542 1 524

 

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

 

В 2009 г. из России в страны СНГ выбыло 32 458 человек, в том числе в Казахстан, Украину, Беларусь, Азербайджан и Армению, а также в страны дальнего зарубежья - 12 132 человека, в том числе в Германию, США, Израиль и Финляндию.

 

Таблица 2

 

Число выбывших из Российской Федерации

в страны СНГ и в другие зарубежные страны

 

Международная миграция Выбыло - всего в том числе в возрасте
моложе трудоспособного трудоспособном старше трудоспособного
32 458 4 005 24 079 4 374
в том числе: миграция со странами СНГ 20 326 2 187 15 284 2 855
Казахстан 7 232   5 770  
Украина 5 737   3 955 1 265
Беларусь 2 573   1 728  
Азербайджан 1 130      
Армения        
прочие 2 671   2 177  
миграция с другими зарубежными странами 12 132 1 818 8 795 1 519
Германия 4 115   2 983  
США 1 440      
Израиль        
Финляндия        
прочие 4 998   3 729  

 

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

 

Таким образом, проанализировав данные по прибывшим и выбывшим из России в 2009 г. мигрантам, можно сделать вывод о миграционном приросте количества мигрантов моложе трудоспособного возраста - 22 392 человека, трудоспособного возраста - 201 448 человек и старше трудоспособного возраста - 23 609 человек.


Данные цифры мы получили благодаря реализуемой с 2007 г. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года <3>. Одной из основных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

--------------------------------

<3> Утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.

 

Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:

содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;

привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;

- совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;

- разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;

- создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

Здесь же необходимо остановиться на основных этапах и ожидаемых результатах реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., которая будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2007 - 2010 гг.) должны быть реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.


Данным этапом предусматривается разработка специальных мер по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработка долгосрочных программ, направленных на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.

 

Таблица 3

 

Внутрироссийская миграция населения по территориям

прибытия и выбытия в 2009 г., тыс. человек

 

Территория прибытия/ выбытия Российская Федерация ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО
Городские поселения и сельская местность
Российская Федерация 1 707,7 407,8 155,3 155,6 111,5 324,9 165,6 300,3 86,7
ЦФО 329,9 272,8 14,9 10,4 4,7 12,9 4,9 5,7 3,6
СЗФО 147,5 22,8 102,7 5,8 2,1 7,8 2,2 2,5 1,5
ЮФО 148,1 19,1 5,9 99,6 8,2 5,6 4,0 3,6 2,0
СКФО 125,9 12,7 4,4 10,7 86,1 2,8 6,0 2,1 1,1
ПФО 354,0 37,3 11,4 8,3 2,9 264,3 21,5 5,4 2,9
УФО 172,3 12,8 4,9 7,0 3,8 19,8 115,4 7,3 1,1
СФО 320,0 17,4 6,4 7,9 2,3 6,8 9,6 263,3 6,9
ДФО 109,7 12,9 4,7 5,9 1,4 4,9 2,0 10,3 67,5

 

Примечание: данные в таблице округлены автором в большую сторону.

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

 

В субъектах Российской Федерации на первом этапе должны быть разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства.

При разработке указанных программ первоочередное внимание должно уделяться наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного региона субъекта Российской Федерации. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.

На первом этапе должны быть созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 г.

В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 г.:

стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек;

увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

На третьем этапе (2016 - 2025 гг.) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.

В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.

В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.

К 2025 г. предполагается:

- обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;

- увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

- увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

- обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

Таким образом, государство осознает стоящие перед ним проблемы и, чтобы не потерять в будущем свою "государственность", оно должно предпринимать, на наш взгляд, все необходимые и доступные меры для воспроизводства собственного населения, а не импорта чужого необразованного, непрофессионального и не говорящего по-русски населения.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Международные ориентиры и методология социального и государственно-частного партнерства

(Крылов К.Д.)

("Трудовое право в России и за рубежом", 2010, N 4)

Дата

23.09.2010

Информация о публикации

Крылов К.Д. Международные ориентиры и методология социального и государственно-частного партнерства // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 4. С. 2 - 8.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО И

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА <*>

 

К.Д. КРЫЛОВ

 

--------------------------------

<*> Kry'lov K.D. International landmarks and methodology of social and state-private partnership.

 

Крылов Константин Давыдович, профессор Международного университета природы, общества и человека, председатель Московского общества трудового права и права социального обеспечения, доктор юридических наук.

 

Статья отражает современные международные подходы к развитию социального и государственно-частного партнерства в сфере труда.

 

Ключевые слова: социальное партнерство, государственно-частное партнерство, международные трудовые принципы и нормы, методология.

 

The article reflects contemporary approaches to development of social and state-private partnership in the sphere of labor.

 

Key words: social partnership, state-private partnership, international labor principles and norms, methodology.

 

Развитие социального и государственно-частного партнерства стало одной из характерных черт современной сферы труда, трудовых отношений и трудового права.

На международном уровне, прежде всего в рамках Международной организации труда, показано значение таких видов партнерства, определено их содержание, разработаны и сформулированы ориентиры их развития, выработана методология их исследования и эффективной реализации для продвижения идей достойного труда.

В первое десятилетие нынешнего века присущий МОТ трехсторонний механизм не только обогатился значительными новациями социального партнерства, трипартизма и социального диалога, но и дополнился их взаимосвязями с государственно-частным и международным партнерством.

Для различных видов партнерств, развивающихся в сфере труда, общими стали предложенные МОТ основные цели, основополагающие принципы и стратегические задачи.

Они получили отражение в Декларации МОТ 1998 г. "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда", Программе достойного труда 1999 г., новой редакции Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики 2000 г., Глобальной программе занятости 2001 г., Декларации о социальной справедливости в целях справедливой глобализации 2008 г., Глобальном пакте о рабочих местах 2009 г., в других документах МОТ.

В них в качестве целей провозглашены достойный труд, социальная справедливость и справедливая глобализация. Основополагающими принципами в сфере труда стали: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров, упразднение всех форм принудительного или обязательного труда, действенное запрещение детского труда и недопущение дискриминации в области труда и занятий. Они были закреплены в Декларации МОТ 1998 г. об основополагающих принципах и правах в сфере труда и получили подтверждение в ее новой редакции 2010 г.

Современные стратегические задачи резюмированы в Декларации МОТ 2008 г. о социальной справедливости в целях справедливой глобализации следующим образом:

1) содействие занятости, при которой обеспечивалось бы достижение личных целей и общего благополучия, все предприятия, как государственные, так и частные, являлись бы жизнеспособными, а общества могли бы добиваться своих целей: экономического развития, высокого уровня жизни и социального прогресса;

2) разработка и расширение мер социальной защиты - социального обеспечения и защиты работников, которые бы способствовали расширению социального обеспечения, здоровым и безопасным условиям труда, справедливости политики в сфере оплаты труда, продолжительности рабочего времени и других условий труда;

3) содействие социальному диалогу и трипартизму как надлежащему способу придания эффективного характера трудовому законодательству и трудовым институтам, в том числе в отношении признания трудового правоотношения, содействия нормальным трудовым отношениям и создания эффективно действующих систем инспекции труда;

4) соблюдение, содействие и реализация основополагающих принципов и прав в сфере труда.

При этом особо указывается, что гендерное равенство и недопущение дискриминации следует рассматривать как всеохватывающие вопросы в рамках данных стратегических задач.

МОТ обращает внимание на усиление роли трипартизма и социального диалога как инструмента для реализации всех стратегических задач. Социальное партнерство, включающее трипартизм и социальный диалог, становится ценным демократическим средством решения социальных проблем, формирования консенсуса, оказания помощи в разработке международных трудовых норм и решения широкого круга трудовых проблем, в отношении которых социальные партнеры играют "непосредственную, легитимную и незаменимую роль".

За последние годы проведены и намечены к проведению разнообразные мероприятия, направленные на то, чтобы оказать трехсторонним участникам содействие в ведении социального диалога в таких областях, как нормы и основополагающие принципы и права в сфере труда, занятость и социальная защита. Приняты специальные акты о социальном партнерстве: Резолюция МОТ 2002 г. о трипартизме и социальном диалоге, решение Административного совета МБТ "Политика и социальное партнерство в целях совершенствования управления" (ноябрь 2003 г.) и др. Реализация идей и норм о социальном партнерстве получила отражение в Глобальных докладах об основополагающих принципах и правах в сфере труда и прежде всего в тех, которые касаются свободы объединения и коллективных переговоров (2000, 2004, 2008 гг.).

В МОТ признано, что социальное партнерство подразумевает тесные отношения сотрудничества между правительствами и организациями работодателей и работников с целью достижения согласованных совместных целей в экономической и социальной областях. Оно содействует участию профсоюзов и объединений работодателей в разработке и осуществлении социально-экономической политики и может играть важную роль в повышении производительности и экономической конкурентоспособности, в обеспечении максимального снижения социальных издержек процесса глобализации и равного доступа к его благам.

В Резолюции МОТ 2002 г. о трипартизме и социальном диалоге правительствам было предложено добиваться создания необходимых условий для социального диалога, включая соблюдение основополагающих принципов и прав свободы объединения и ведения коллективных переговоров, климата здоровых трудовых отношений и уважения роли социальных партнеров. Было предложено содействовать и углублять трипартизм и социальный диалог, особенно в отраслях и секторах, где социальное партнерство отсутствует или не получило достаточного развития. Должна укрепляться его роль как в рамках решения одной из четырех стратегических задач, так и в качестве инструмента для обеспечения реализации всех стратегических задач и межсекторальных проблем гендерного равенства и развития.

Особо было указано на необходимость содействия ратификации и применению норм МОТ, непосредственно касающихся социального диалога и содержащихся в Конвенциях N 87 "О свободе объединения и защите права на организацию", N 98 "О праве на организацию и ведении коллективных переговоров", N 144 "О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)", N 150 "О регулировании вопросов труда", N 151 "О трудовых отношениях на государственной службе, N 154 "О коллективных переговорах", сопровождающих их Рекомендациях и Рекомендации N 113 "О сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе".

С их учетом необходимо содействовать участию социальных партнеров в целенаправленном консультативном процессе трудовых реформ, включая вопросы, связанные с основополагающими конвенциями и иными аспектами трудового законодательства.

Пятьдесят лет тому назад в Рекомендации МОТ N 113 (1960 г.) были даны основные ориентиры консультаций и сотрудничества между государственными властями и организациями работодателей и работников в отраслевом и в национальном масштабе.

Общей целью таких консультаций и сотрудничества должно быть содействие взаимопониманию и хорошим отношениям между государственными органами власти и организациями работодателей и работников, а также между этими организациями, с целью развития экономики в целом или ее отдельных отраслей, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня. Такие консультации и сотрудничество должны быть направлены, в частности: во-первых, на совместное изучение организациями работодателей и работников вопросов, представляющих для них взаимный интерес, с целью достижения, в возможно большей степени, согласованных решений; во-вторых, на обеспечение того, чтобы компетентные государственные органы власти соответствующим образом запрашивали мнение организаций работодателей и работников и обращались к ним за советами и помощью в таких областях, как: а) подготовка и применение законодательства, затрагивающего их интересы; б) создание и деятельность таких общегосударственных органов, как органы, ведающие организацией рынка занятости, профессиональной подготовкой и переподготовкой, охраной труда, гигиеной труда и техникой безопасности, производительностью труда, социальным обеспечением и бытовым обслуживанием; в) разработка и осуществление планов экономического и социального развития.

В соответствии с национальными обычаями или практикой такие консультации и сотрудничество должны обеспечиваться или облегчаться: 1) добровольными действиями со стороны организаций работодателей и работников; или 2) мерами поощрения со стороны государственных органов власти; или 3) законодательством; или 4) сочетанием любых этих методов







Date: 2015-09-17; view: 289; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.035 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию