Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 2 page
Название документа Статья: Анализ структуры миграции и ее влияния на социально-экономическое положение в стране (Куликов Л.А.) ("Миграционное право", 2010, N 4) Дата 03.11.2010 Информация о публикации Куликов Л.А. Анализ структуры миграции и ее влияния на социально-экономическое положение в стране // Миграционное право. 2010. N 4. С. 5 - 9. Примечание к документу
Текст документа
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ МИГРАЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ
Л.А. КУЛИКОВ
Куликов Л.А., старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России, кандидат экономических наук.
Рассматривая миграцию, всегда появляется несколько вопросов, которые интересуют как ученых, экономистов и политиков, так и простых граждан. В этой статье мы попытаемся ответить на некоторые из них: какова была численность населения России в преддверии переписи населения, сколько составила естественная убыль населения за последние годы, какова структура миграции и ее влияние на социально-экономические положение в стране. Рассмотрим все по порядку. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики России, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 августа 2010 г. составила 141,8 млн. человек и с начала года уменьшилась на 65,6 тыс. человек, или на 0,05% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 31,5 тыс. человек, или на 0,02%). Естественная убыль населения в январе - июле 2010 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 18,0 тыс. человек. Численность экономически активного населения России сократилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1,2% за счет роста безработицы и составила 75 524 человека. Миграционный прирост на 60,5% компенсировал численные потери населения (см. рис. 1).
90 ┐ │ * │ 80 ┤ │ │ 70 ┤ * │ Незамещенная естественная │ часть 60 ┤ * │ * │ 50 ┤ │ │ 40 ┤ * │ │ 30 ┤ │ │ Миграционный прирост 20 ┤ * │ * │ 10 │ * * │ │ * * * 0 ┴──────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬──────┐ 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. январь - июль
Рис. 1. Замещение естественной убыли населения миграционным приростом
Проблема естественной убыли населения (депопуляции <1>), которая началась в России еще в 1992 г., продолжает усиливаться и вызывает тревогу. Большинство специалистов в мире считают депопуляцию необратимой, а повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое замещение поколений, невозможным. Поэтому специалисты предлагают остановить сокращение численности населения за счет иммиграции и/или снижения смертности. -------------------------------- <1> Депопуляция - устойчивое (не связанное с особенностями возрастной структуры и миграционными процессами) превышение числа умерших над числом родившихся. Постановление Правительства Москвы N 482-ПП от 28.06.2005 "О Концепции демографического развития города Москвы".
Необходимый для обеспечения простого замещения поколений суммарный коэффициент рождаемости (т.е. не ведущий ни к росту, ни к убыли населения) даже при самой низкой смертности должен составлять 2,1 ребенка на одну женщину. Фактически же он составляет в России лишь 1,3 ребенка, что примерно на 40% ниже необходимого уровня <2>. -------------------------------- <2> URL: http:// www.demographia.ru/ articles_N/ index.html?idR= 44&idArt= 60.
При этом каждое последующее поколение в стране будет на 40% уступать предыдущему поколению по численности. В таких условиях в долговременной перспективе при любой, сколь угодно высокой средней продолжительности жизни численность населения страны неизбежно будет сокращаться, если только естественная убыль населения не будет компенсироваться иммиграцией. В 2009 г. в Россию прибыло 279 907 человек, выбыло - 32 458 человек. При этом необходимо отметить, что количество прибывших мигрантов сокращается третий год подряд, несмотря на рост в 2000 - 2006 гг. Количество выбывших мигрантов сокращается каждый год. Больше всего в 2009 г. прибыло в Россию мигрантов из стран СНГ - 261 495 человек, в том числе из Украины, Узбекистана, Казахстана, Армении и Таджикистана, а также из стран дальнего зарубежья - 18 412 человек, в том числе из Германии, Израиля, Китая и Латвии.
Таблица 1
Число прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ и других зарубежных стран
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.
В 2009 г. из России в страны СНГ выбыло 32 458 человек, в том числе в Казахстан, Украину, Беларусь, Азербайджан и Армению, а также в страны дальнего зарубежья - 12 132 человека, в том числе в Германию, США, Израиль и Финляндию.
Таблица 2
Число выбывших из Российской Федерации в страны СНГ и в другие зарубежные страны
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.
Таким образом, проанализировав данные по прибывшим и выбывшим из России в 2009 г. мигрантам, можно сделать вывод о миграционном приросте количества мигрантов моложе трудоспособного возраста - 22 392 человека, трудоспособного возраста - 201 448 человек и старше трудоспособного возраста - 23 609 человек. Данные цифры мы получили благодаря реализуемой с 2007 г. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года <3>. Одной из основных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. -------------------------------- <3> Утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.
Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя: содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов; привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы; - совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации; - разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян; - создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов. Здесь же необходимо остановиться на основных этапах и ожидаемых результатах реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., которая будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (2007 - 2010 гг.) должны быть реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей. Данным этапом предусматривается разработка специальных мер по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработка долгосрочных программ, направленных на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.
Таблица 3
Внутрироссийская миграция населения по территориям прибытия и выбытия в 2009 г., тыс. человек
Примечание: данные в таблице округлены автором в большую сторону. Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.
В субъектах Российской Федерации на первом этапе должны быть разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства. При разработке указанных программ первоочередное внимание должно уделяться наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного региона субъекта Российской Федерации. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением. На первом этапе должны быть созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 г. В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 г.: стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек; увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет; увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения; уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно. На третьем этапе (2016 - 2025 гг.) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка. В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста. К 2025 г. предполагается: - обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек; - увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; - увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; - обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно. Таким образом, государство осознает стоящие перед ним проблемы и, чтобы не потерять в будущем свою "государственность", оно должно предпринимать, на наш взгляд, все необходимые и доступные меры для воспроизводства собственного населения, а не импорта чужого необразованного, непрофессионального и не говорящего по-русски населения.
Название документа Статья: Международные ориентиры и методология социального и государственно-частного партнерства (Крылов К.Д.) ("Трудовое право в России и за рубежом", 2010, N 4) Дата 23.09.2010 Информация о публикации Крылов К.Д. Международные ориентиры и методология социального и государственно-частного партнерства // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 4. С. 2 - 8. Примечание к документу
Текст документа
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА <*>
К.Д. КРЫЛОВ
-------------------------------- <*> Kry'lov K.D. International landmarks and methodology of social and state-private partnership.
Крылов Константин Давыдович, профессор Международного университета природы, общества и человека, председатель Московского общества трудового права и права социального обеспечения, доктор юридических наук.
Статья отражает современные международные подходы к развитию социального и государственно-частного партнерства в сфере труда.
Ключевые слова: социальное партнерство, государственно-частное партнерство, международные трудовые принципы и нормы, методология.
The article reflects contemporary approaches to development of social and state-private partnership in the sphere of labor.
Key words: social partnership, state-private partnership, international labor principles and norms, methodology.
Развитие социального и государственно-частного партнерства стало одной из характерных черт современной сферы труда, трудовых отношений и трудового права. На международном уровне, прежде всего в рамках Международной организации труда, показано значение таких видов партнерства, определено их содержание, разработаны и сформулированы ориентиры их развития, выработана методология их исследования и эффективной реализации для продвижения идей достойного труда. В первое десятилетие нынешнего века присущий МОТ трехсторонний механизм не только обогатился значительными новациями социального партнерства, трипартизма и социального диалога, но и дополнился их взаимосвязями с государственно-частным и международным партнерством. Для различных видов партнерств, развивающихся в сфере труда, общими стали предложенные МОТ основные цели, основополагающие принципы и стратегические задачи. Они получили отражение в Декларации МОТ 1998 г. "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда", Программе достойного труда 1999 г., новой редакции Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики 2000 г., Глобальной программе занятости 2001 г., Декларации о социальной справедливости в целях справедливой глобализации 2008 г., Глобальном пакте о рабочих местах 2009 г., в других документах МОТ. В них в качестве целей провозглашены достойный труд, социальная справедливость и справедливая глобализация. Основополагающими принципами в сфере труда стали: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров, упразднение всех форм принудительного или обязательного труда, действенное запрещение детского труда и недопущение дискриминации в области труда и занятий. Они были закреплены в Декларации МОТ 1998 г. об основополагающих принципах и правах в сфере труда и получили подтверждение в ее новой редакции 2010 г. Современные стратегические задачи резюмированы в Декларации МОТ 2008 г. о социальной справедливости в целях справедливой глобализации следующим образом: 1) содействие занятости, при которой обеспечивалось бы достижение личных целей и общего благополучия, все предприятия, как государственные, так и частные, являлись бы жизнеспособными, а общества могли бы добиваться своих целей: экономического развития, высокого уровня жизни и социального прогресса; 2) разработка и расширение мер социальной защиты - социального обеспечения и защиты работников, которые бы способствовали расширению социального обеспечения, здоровым и безопасным условиям труда, справедливости политики в сфере оплаты труда, продолжительности рабочего времени и других условий труда; 3) содействие социальному диалогу и трипартизму как надлежащему способу придания эффективного характера трудовому законодательству и трудовым институтам, в том числе в отношении признания трудового правоотношения, содействия нормальным трудовым отношениям и создания эффективно действующих систем инспекции труда; 4) соблюдение, содействие и реализация основополагающих принципов и прав в сфере труда. При этом особо указывается, что гендерное равенство и недопущение дискриминации следует рассматривать как всеохватывающие вопросы в рамках данных стратегических задач. МОТ обращает внимание на усиление роли трипартизма и социального диалога как инструмента для реализации всех стратегических задач. Социальное партнерство, включающее трипартизм и социальный диалог, становится ценным демократическим средством решения социальных проблем, формирования консенсуса, оказания помощи в разработке международных трудовых норм и решения широкого круга трудовых проблем, в отношении которых социальные партнеры играют "непосредственную, легитимную и незаменимую роль". За последние годы проведены и намечены к проведению разнообразные мероприятия, направленные на то, чтобы оказать трехсторонним участникам содействие в ведении социального диалога в таких областях, как нормы и основополагающие принципы и права в сфере труда, занятость и социальная защита. Приняты специальные акты о социальном партнерстве: Резолюция МОТ 2002 г. о трипартизме и социальном диалоге, решение Административного совета МБТ "Политика и социальное партнерство в целях совершенствования управления" (ноябрь 2003 г.) и др. Реализация идей и норм о социальном партнерстве получила отражение в Глобальных докладах об основополагающих принципах и правах в сфере труда и прежде всего в тех, которые касаются свободы объединения и коллективных переговоров (2000, 2004, 2008 гг.). В МОТ признано, что социальное партнерство подразумевает тесные отношения сотрудничества между правительствами и организациями работодателей и работников с целью достижения согласованных совместных целей в экономической и социальной областях. Оно содействует участию профсоюзов и объединений работодателей в разработке и осуществлении социально-экономической политики и может играть важную роль в повышении производительности и экономической конкурентоспособности, в обеспечении максимального снижения социальных издержек процесса глобализации и равного доступа к его благам. В Резолюции МОТ 2002 г. о трипартизме и социальном диалоге правительствам было предложено добиваться создания необходимых условий для социального диалога, включая соблюдение основополагающих принципов и прав свободы объединения и ведения коллективных переговоров, климата здоровых трудовых отношений и уважения роли социальных партнеров. Было предложено содействовать и углублять трипартизм и социальный диалог, особенно в отраслях и секторах, где социальное партнерство отсутствует или не получило достаточного развития. Должна укрепляться его роль как в рамках решения одной из четырех стратегических задач, так и в качестве инструмента для обеспечения реализации всех стратегических задач и межсекторальных проблем гендерного равенства и развития. Особо было указано на необходимость содействия ратификации и применению норм МОТ, непосредственно касающихся социального диалога и содержащихся в Конвенциях N 87 "О свободе объединения и защите права на организацию", N 98 "О праве на организацию и ведении коллективных переговоров", N 144 "О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)", N 150 "О регулировании вопросов труда", N 151 "О трудовых отношениях на государственной службе, N 154 "О коллективных переговорах", сопровождающих их Рекомендациях и Рекомендации N 113 "О сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе". С их учетом необходимо содействовать участию социальных партнеров в целенаправленном консультативном процессе трудовых реформ, включая вопросы, связанные с основополагающими конвенциями и иными аспектами трудового законодательства. Пятьдесят лет тому назад в Рекомендации МОТ N 113 (1960 г.) были даны основные ориентиры консультаций и сотрудничества между государственными властями и организациями работодателей и работников в отраслевом и в национальном масштабе. Общей целью таких консультаций и сотрудничества должно быть содействие взаимопониманию и хорошим отношениям между государственными органами власти и организациями работодателей и работников, а также между этими организациями, с целью развития экономики в целом или ее отдельных отраслей, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня. Такие консультации и сотрудничество должны быть направлены, в частности: во-первых, на совместное изучение организациями работодателей и работников вопросов, представляющих для них взаимный интерес, с целью достижения, в возможно большей степени, согласованных решений; во-вторых, на обеспечение того, чтобы компетентные государственные органы власти соответствующим образом запрашивали мнение организаций работодателей и работников и обращались к ним за советами и помощью в таких областях, как: а) подготовка и применение законодательства, затрагивающего их интересы; б) создание и деятельность таких общегосударственных органов, как органы, ведающие организацией рынка занятости, профессиональной подготовкой и переподготовкой, охраной труда, гигиеной труда и техникой безопасности, производительностью труда, социальным обеспечением и бытовым обслуживанием; в) разработка и осуществление планов экономического и социального развития. В соответствии с национальными обычаями или практикой такие консультации и сотрудничество должны обеспечиваться или облегчаться: 1) добровольными действиями со стороны организаций работодателей и работников; или 2) мерами поощрения со стороны государственных органов власти; или 3) законодательством; или 4) сочетанием любых этих методов Date: 2015-09-17; view: 289; Нарушение авторских прав |