Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенностями советского трудового права и советской системы права социального обеспечения. 18 page
В 1992 г. принят Закон Российской Федерации "О безопасности" [6] - основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности в стране, создан Совет Безопасности Российской Федерации с четко обозначенными функциями [7]. В декабре 1997 г. Указом Президента России была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. После того как на практике выяснилось, что некоторые положения этого документа нуждаются в корректировке, в январе 2000 г. Указом Президента была утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации [8]. Понятие национальной безопасности впервые было закреплено в ст. 1 Закона РФ "О безопасности", в которой безопасность предстает как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". В такой постановке вопроса безопасность выступает как некая философская категория, абстрактная форма выражения состояния жизнеспособности и жизнестойкости объектов. Это определение не носит конкретно-исторического характера, не несет в себе и прямого действия ни при постановке задач по данной проблеме, ни по основным направлениям их реализации. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность рассматривается как состояние защищенности личности, общества и государства от возможных внутренних и внешних угроз, которое достигается совокупностью действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и человека на основе законов и иных правовых актов в обеспечение суверенитета, единства и неделимости территории России, стабилизации и последующего социально-экономического и духовно-нравственного развития. Это определение носит конкретно-исторический характер и характеризует национальную безопасность как целостную, относительно самостоятельную и устойчивую систему. Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Глобализация оказывает значительное влияние на происходящие в мире процессы. Эти процессы имеют отношение и к происходящему в нашей стране. Россия - уникальная многонациональная и многоконфессиональная страна. Несовпадение интересов государств, конкуренция, направленная на усиление влияния на мировую политику, создают прямую угрозу национальной безопасности нашей страны. Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах [9]. Положение России на мировой арене в настоящий момент можно расценивать как двойственное. С одной стороны, Российская Федерация интегрируется в мировую экономику, включается в проблемы международной безопасности, расширяет сотрудничество с многими странами. С другой стороны, определенные иностранные государства активизируются для ослабления положения России, игнорируют ее интересы, провоцируют конфликтные ситуации с другими странами. Интересной научной проблемой является соотношение права и безопасности. Казалось бы, данные явления совершенно несовместимы. Однако основным предназначением права в государстве является обеспечение его безопасности. Поэтому данные понятия находятся в двусторонней связи: само право зависит от состояния безопасности в стране (например, действие права в случаях мародерства, грабежа, разбоя и убийств в военное время, в условиях чрезвычайной ситуации, при стихийном бедствии). В современных условиях национальная безопасность рассматривается как социальное явление, которое включает в себя множество аспектов, закрепленных правом, как состояние, которое аккумулирует множество видов ущерба, а также возможных представлений об угрозах и их последствиях [10]. Современное законодательное определение понятия безопасности включило в себя два базовых компонента: защищенность и ориентацию на прогрессивное развитие [11]. На конституционном уровне термин "национальная безопасность" отсутствует. В Конституции Российской Федерации говорится о "государственной безопасности" или о "безопасности государства", а государство понимается как государство-нация (например, в ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 55 речь идет о безопасности государства; в ч. 1 ст. 82 - о безопасности целостности государства; в ч. 1 ст. 114 - о государственной безопасности; в ч. 1 ст. 56 - о безопасности граждан; в ч. 1 ст. 72 - об экологической безопасности) [12]. Многоаспектность феномена "национальная безопасность" определила неоднозначность и множественность формулировок термина, его обозначающего. Множество понятий национальной безопасности в отечественной литературе объединяет стремление авторов передать это состояние посредством анализа конкретных признаков. Безопасность рассматривается: как "состояние или положение объекта безопасности, когда для него нет опасности, то есть изменений свойств в худшую сторону" [13]; как "состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь нации для противления угрозам для ее существования, исходящим как из других стран, так и изнутри собственной страны" [14]; как "реальная способность быть свободными от внешней опасности" [15]. Что же касается структуры национальной безопасности, то главными составными частями национальной безопасности выступают безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства в таких сферах, как международные отношения, оборона, политическая жизнь, экономика, социальная сфера. При этом понятие "национальная безопасность" охватывает и такие аспекты жизнедеятельности, как, например, "защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств" [16], "ядерная безопасность", "радиационная безопасность населения" [17], "химическая и биологическая безопасность" [18], "военно-морская безопасность", "военная безопасность" [19], "пожарная безопасность" [20], "информационная безопасность" [21], "экологическая безопасность" [22], "транспортная безопасность" [23], "безопасность дорожного движения" [24], "авиационная безопасность" [25], "экономическая безопасность" [26], "продовольственная безопасность" [27] и др. Таким образом, термин "национальная безопасность" имеет множество определений, касающихся различных аспектов жизненной практики и затрагивающих различные сферы жизнедеятельности. Важное значение имеет определение, изложенное в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которое дает понятие не только о сущности национальной безопасности, но и о ее структуре.
Литература
1. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право: Учебник для вузов. М., 1998. С. 452; Васильев С. Новые подходы к понятию безопасности России // Обозреватель. 1999. N 3. С. 41 - 43; Моздаков А.Ю. Понятие безопасности в классической и современной философии // Вопросы философии. 2008. N 4. С. 18 - 25. 2. Колокольцев В.А. Обеспечение государственных интересов России в контексте Концепции национальной безопасности: Дис.... д-ра. юрид. наук. СПб., 2005. С. 148. 3. Идрисов Р.Ф. Государство в обеспечении национальной безопасности России. М., 2001. С. 27 - 29. 4. The White House. National Security Strategy of the United States. Wash., 1987. P. 3 - 4; The White House. National Security Strategy of the United States. Wash., 1988. P. 6 - 7; The White House. National Security Strategy of the United States. Wash., 1990. P. 1 - 3. 5. Ковальский С. Что такое национальная безопасность? // Финансовый контроль. 2002. N 6. С 26 - 27; Амельчакова В.Н. О соотношении категории "национальная безопасность" со смежными правовыми категориями // Вестник Московского университета МВД России. 2006. N 4. С. 11 - 14; Галузин А.Ф. О понятии "правовая безопасность" и ее принципах // Правоведение. 2007. N 6. С. 166 - 177. 6. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446 "О безопасности" (в ред. от 26 июня 2008 г.) // Ведомости Совета Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769; Российская газета. 1993. 10 января; 1994. 14, 19 января; Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 2002. N 30. Ст. 3033; 2005. N 10. Ст. 763; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3427; 2007. N 10. Ст. 1151; 2008. N 26. Ст. 3032. 7. Указ Президента Российской Федерации от 28 марта 1998 г. N 294 "Об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации" (в ред. от 25 сентября 2004 г.) // СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1536; 2001. N 26. Ст. 2651; 2003. N 48. Ст. 4659; 2004. N 24. Ст. 2392; Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. N 726 "Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации" (в ред. от 25 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2392; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3459. 8. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (в ред. от 10 января 2000 г.) // Российская газета. 1997. 26 декабря; СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170. 9. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24). 10. Каламанов В.А. Национальная безопасность Российской Федерации и межнациональные конфликты (теоретико-правовой анализ): Дис.... д-ра. юрид. наук. СПб., 1999; Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития: Материалы международной конференции, посвященной 275-летию Российской академии наук. Екатеринбург, 22 - 23 апреля 1999 г. Екатеринбург, 1999; Чихарев И.А. Национальная безопасность интересы России и современная цивилизация // Вестник Московского университета. Сер. 12: Полит. науки. 1999. N 4. С. 88 - 96; Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М. 2000. С. 55; Степашин С.В. Национальная безопасность: условия и приоритеты // Актуальные проблемы защиты и безопасности: Труды третьей Всероссийской научно-практической конференции (4 - 6 апреля 2000 г.): В 2 т. СПб., 2000. Т. 1. С. 38 - 39; Вахрамеев А.В. Национальная безопасность Российской Федерации (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания. 2001. N 3. С. 65 - 79; Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. М., 2002. С. 319; Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2003; Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности России. Саратов, 2002; Кефели И.Ф. Национальные интересы и национальная безопасность России // Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб., 2004. С. 131 - 139; Колокольцев В.А. Проблемы обеспечения национальной безопасности современной России. СПб., 2005; Кучер И.В. Актуальные проблемы национальной безопасности России // Вестник Барнаульского юридического института. 2005. Вып. 8. С. 36 - 39; Метелев С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М., 2006; Фещенко Б.Н. Социальная напряженность как аспект национальной безопасности. М., 2006; Александров Р.А. Основные угрозы национальной безопасности России // Вестник Московского университета МВД России. 2007. N 3. С. 19 - 20; Брудников А.С. Современное понимание сущности и содержания национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2007. N 3. С. 8 - 11; Пушкарев Е.А. Безопасность человека в системе политико-правового обеспечения национальной безопасности России // Философия права. 2007. N 4. С. 51 - 54; Александов Р.А. Государственно-правовое противодействие наркобизнесу в контексте генезиса и эволюции системы национальной безопасности России (опыт ретроспективного анализа и теоретико-правового моделирования): Дис.... д-ра. юрид. наук. СПб., 2008; Жириновский В.В. Безопасность для России // Щит и меч. 2008. N 6. С. 8. 11. См.: Закон РФ "О безопасности". Ст. 1. 12. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. 13. Периодический обзор ООН. 1991. Т. XIV. N 4. С. 96 - 97. 14. Скакунов Э.И. Всеобъемлющая безопасность: модель перестройки международных отношений // Советское государство и право. 1987. N 5. С. 104. 15. Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права. М., 1988. С. 15. 16. См.: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в ред. от 2 октября 2007 г.) // Ведомости Съезда Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; 1993. N 10. Ст. 360; 1993. N 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2964; 1999. N 14. Ст. 1666; 1999. N 49. Ст. 5905; 2000. N 31. Ст. 3204; 2000. N 46. Ст. 4537; 2001. N 1. Ч. 2. Ст. 15; 2001. N 31. Ст. 3172; 2001. N 32. Ст. 3316; 2002. N 18. Ст. 1721; 2002. N 27. Ст. 2620; 2002. N 30. Ст. 3029; 2003. N 2. Ст. 167; 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2700; 2003. N 28. Ст. 2880; 2003. N 50. Ст. 4847; 2004. N 30. Ст. 3087; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 13. Ст. 1078; 2005. N 14. Ст. 1212; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 24. Ст. 2555; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3420; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3425; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3452; 2006. N 52. Ч. 1. Ст. 5498; 2007. N 10. Ст. 1151; 2007. N 41. Ст. 4845; Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" (в ред. от 2 декабря 1998 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 7. Ст. 562; СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 69; Федеральный закон от 12 августа 1995 г. 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. от 29 апреля 2008 г.) // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349; 1997. N 29. Ст. 3505; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 233; 2000. N 1. Ч. 1. Ст. 8; 2001. N 13. Ст. 1140; 2003. N 2. Ст. 167; 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 49. Ст. 5128; 2007. N 31. Ст. 4008; 2007. N 31. Ст. 4011; 2008. N 18. Ст. 1941; Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 24 июля 2007 г.) // Российская газета. 1992. 30 апреля; СЗ РФ. 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 2. Ст. 167; 2005. N 24. Ст. 2313; 2006. N 30. Ст. 3294; 2007. N 31. Ст. 4011; Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (в ред. от 8 апреля 2008 г.) // Российская газета. 1997. 12 февраля; Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 26. Ст. 2730; 2000. N 46. Ст. 4537; 2002. N 19. Ст. 1794; 2003. N 2. Ст. 164; 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2700; 2003. N 46. Ч. 1. Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3420; 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3452; 2007. N 27. Ст. 3213; 2007. N 45. Ст. 5418; 2008. N 15. Ст. 1448; Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2008 г. "О специальном представительстве Президента Российской Федерации по взаимодействию с Европейским союзом в области свободы, безопасности и правосудия" (опубликован не был); Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2006 г. N 159-23 "О целевой программе Санкт-Петербург "Повышение эффективности деятельности судебных органов, органов охраны правопорядка и безопасности" на 2006 - 2008 годы" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2006. N 6; 2007. N 36; 2008. N 7. 17. См.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. от 30 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002. N 44. Ст. 429; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5284; 2006. N 52. Ч. 1. Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5418; Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (в ред. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141; 2004. N 35. Ст. 3607. 18. См.: Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (с изм. от 15 марта 1999 г.) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4658; 1999. N 12. Ст. 1453; распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2008 г. N 74-р "О концепции федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" // СЗ РФ. 2008. N 5. Ст. 434. 19. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1852; Тюшкевич С.А. Российская Федерация: поиски новой системы военной безопасности (1992 - 2002) // Тюшкевич С.А. Новый передел мира. М., 2003. С. 233 - 275; Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование). М., 2004. 20. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. от 18 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3503; 1996. N 17. Ст. 1911; 1998. N 4. Ст. 430; 2000. N 46. Ст. 4537; 2001. N 33. Ч. 1. Ст. 3413; 2002. N 1. Ч. 1. Ст. 2; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 14. Ст. 1212; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 6. Ст. 636; 2006. N 44. Ст. 4537; 2006. N 50. Ст. 5279; 2006. N 52. Ч. 2. Ст. 5498; 2007. N 18. Ст. 2117; 2007. N 43. Ст. 5084; Закон Санкт-Петербурга от 18 июля 2005 г. N 36852 "О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге" (в ред. от 16 января 2006 г.) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10; 2006. N 1; Областной закон Ленинградской области от 11 декабря 2006 г. N 147-оз "О региональной целевой программе "Пожарная безопасность на территории Ленинградской области" на 2007 - 2010 годы" (в ред. от 31 января 2008 г.) // Вестник Законодательного Собрания Ленинградской области. 2007. Вып. 36; Вестник правительства Ленинградской области. 2008. N 2; Областной закон Ленинградской области от 25 декабря 2006 г. N 169-оз "О пожарной безопасности в Ленинградской области" // Вестник Законодательного Собрания Ленинградской области. 2007. Вып. 39. 21. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября. 22. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р "Об экологической доктрине Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510; Тангиев Б.Б. Правоохранительные органы России и их деятельность в области обеспечения экологической безопасности, надзора и охраны окружающей среды: Учебное пособие. СПб., 2007. 23. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837. 24. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. от 1 декабря 2007 г.) // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1995. N 36. Ст. 1145; 1999. N 10. Ст. 1158; 2002. N 18. Ст. 1721; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 52. Ч. 1. Ст. 5498; 2007. N 46. Ст. 5553; 2007. N 49. Ст. 6070; Областной закон Ленинградской области от 29 декабря 2006 г. N 200-оз "О региональной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Ленинградской области" на 2006 - 2010 годы" // Вестник Законодательного Собрания Ленинградской области. 2007. Вып. 45. 25. См.: Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Жуков С.И. Организационно-правовые основы обеспечения безопасности на воздушном транспорте (историко-правовой аспект): Дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2007. 26. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (в ред. от 8 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1798; 2002. N 30. Ст. 3027; 2003. N 50. Ст. 4850; 2003. N 50. Ст. 4851; Егоршин В.М. Экономическая безопасность - составляющая национальной безопасности России // Актуальные проблемы безопасности информационного пространства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 5 - 8 октября 1999 г.). СПб., 1999. С. 101 - 103; Сенчагов В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2002. N 2. С. 15 - 26; Финансовый контроль и экономическая безопасность: диалектика взаимосвязи. СПб., 2004; Тимофеева И.Ю. Теоретические основы государственного контроля как механизма обеспечения экономической безопасности: Дис.... канд. экон. наук. СПб., 2005; Гладких Р.Б. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в системе мер, обеспечивающих экономическую безопасность государства // Юридический мир. 2006. N 10. С. 40 - 43; Любовный В. Состояние и проблемы российских городов в контексте понятия экономической безопасности // Российский экономический журнал. 2006. N 11/12. С. 25 - 40; Гуров М.П. Теневая экономика и деструкция государства: проблема обеспечения экономической безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. N 3 (35). С. 6 - 9; Мусаткина Е.И. Институционально-правовой анализ экономической безопасности // Философия права. 2007. N 1. С. 79 - 82; Откидач Е.Ф. Институты финансово-экономических расследований, их взаимодействие в обеспечении экономической безопасности: Дис.... канд. экон. наук. М., 2007; Чупрова А.Ю. Торговля людьми как угроза экономической безопасности России. М., 2007. 27. Чернова О.А. Продовольственная безопасность: научно-теоретические подходы к определению терминологии // Юридический мир. 2006. N 10. С. 44 - 48; Кузнецов С.А. Уголовно-правовая защита продовольственной безопасности (по материалам города Москвы): Дис.... канд. юрид. наук. М., 2007.
Название документа Статья: Социокультурные условия реализации социальной политики России (Скворцов И.П.) ("Общество и право", 2011, N 4) Дата 20.09.2011 Информация о публикации Скворцов И.П. Социокультурные условия реализации социальной политики России // Общество и право. 2011. N 4. С. 288 - 292. Примечание к документу
Текст документа
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
И.П. СКВОРЦОВ
Скворцов Игорь Петрович, кандидат философских наук, доцент, декан факультета рекламы и социально-культурной деятельности Краснодарского государственного университета культуры и искусств.
В статье рассматривается проблема содержания и характера воздействия социокультурных условий на механизмы выработки, перспективы социальной политики и социального развития России. По мнению автора, социокультурные элементы оказывают влияние на все стадии процесса формирования и реализации социальной политики, выбор целей и средств деятельности, способствуют определению стратегии осуществления интересов государства в социальной сфере.
Ключевые слова: социальная политика, социокультурные факторы, социальная культура.
This article deals with the content of sociocultural factors and their impact on the development and perspectives of the social policy in modern Russia. In author's opinion, these factors influence the whole process of the development and carrying out of the social policy, including setting its goals and means and adopting a state strategy on social policy.
Key words: social policy, sociocultural factors, social culture.
В условиях современной России значительную роль в социальном развитии страны призваны сыграть социокультурные механизмы обеспечения социального благополучия населения, ориентированные на преодоление культурной дезинтеграции и духовного кризиса общества, восстановление его социокультурного потенциала. Катастрофические социальные последствия российских реформ в 1990-е гг. были обусловлены во многом общим состоянием политической и социальной культуры в России. Ввиду этого особое внимание должно уделяться проблемам осмысления и поиска путей формирования новой социальной культуры, которая призвана сыграть важную роль в развитии российского общества, реализации насущных задач модернизации общества в различных его сферах. Понятие "социокультурные" факторы характеризует те из оснований политики, которые, с одной стороны, отличаются от природно-культурных условий, с другой - показывают взаимосвязь социальной и культурной сфер общества, определяются термином "социальная культура". Отметим, что в широком смысле социальная культура выступает как культура общественных отношений, взаимодействий индивидов, социальных групп. Такой подход преимущественно используется в отечественной научной литературе при рассмотрении данного понятия. В узком аспекте социальную культуру можно представить как культуру социальности (солидарности) - приоритета в сознании и поведении человека, групп, функционировании общественных институтов социальных ценностей; построения оснований жизни общества на их базе; ведущей роли социальных мотивов в поведении человека; способности людей действовать сообща, соотносить индивидуальный успех с результатами жизнедеятельности социальных групп и общества в целом, учитывать общественные, групповые, государственные интересы при реализации интересов частных. Культурные аспекты политики являются важным моментом исследований при объяснении происходящего и анализе конкретных ситуаций. Но в исследовании закономерностей политики феномены общественного сознания играют второстепенную роль. Как отмечают отечественные авторы, лишь в последние десятилетия эта проблематика исследуется более активно. При этом новизна состоит не в признании факта влияния идей, а в их рассмотрении в качестве значимых причин для объяснения политических процессов и явлений. До этого подобными причинами являлись интересы, функции, структуры, институты, как что-то объективно данное и реальное. В настоящее время признается, что коллективно разделяемые представления оказывают влияние на поведение, задавая смыслы, на основе которого интерпретируются события, действия и интересы, формируя их рамки, но не определяя однозначно. Социокультурные факторы способствуют выбору стратегии осуществления интересов, будучи воплощенными в институтах, влияют на принятие решений, выбор целей и средств деятельности [1]. Социокультурные элементы оказывают влияние на все стадии процесса формирования и реализации социальной политики, придают ей определенность и качество. На основе ценностных предпочтений принимаются решения политическими субъектами, ставятся цели социального развития общества, оформляются способы проведения принятых решений в жизнь, их информационное и идеологическое обеспечение. Общество в свою очередь вырабатывает свое отношение к принимаемым и осуществляемым решениям, поддерживая или отвергая их. Социальная культура воздействует также на процессы социальной политики, определяя желательное и нежелательное в действиях субъектов, влияя на выбор предлагаемых ими способов действий. Принятие политических решений относительно содержания и характера социальной политики зависит от действия таких факторов, как: а) общественные ожидания и интересы (запрос); б) интересы ведущих субъектов политики; в) наличные ресурсы субъектов (государства, групп интересов, бизнеса, партий и иных субъектов, определяющих политический процесс) - экономические, идеологические, информационные, организационные. Социально-культурные факторы влияют в данном случае преимущественно на определение содержания общественного запроса (в направлении либеральной, консервативной, социал-демократической и др. модели, их различных сочетаний); состава субъектов социальной политики, их иерархии (для России ведущим субъектом традиционно является государство), применяемых способов действий для достижения целей, уровня общественной активности. Реализация социальной политики зависит от взаимодействия различных составляющих политического процесса. Социокультурные факторы при этом задают координаты общественного взаимодействия по поводу социальной политики: они влияют на решение властью дилеммы о политической и экономической целесообразности социальной политики в той или иной форме. В широком смысле их роль проявляется в определении пространства социальной политики: субъектов, представляющих запрос, институтов, целей и задач социальной политики; практики согласования интересов или проведения в жизнь воли властной группы; определении мотивов выбора варианта решения (что, кто и как принимает соответствующее решение, как и кем оно будет проводиться). Date: 2015-09-17; view: 289; Нарушение авторских прав |