Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенностями советского трудового права и советской системы права социального обеспечения. 17 page





Представляется, что в нашей стране назрела острая необходимость в детальной разработке института социального жилья и легализации термина "социальное жилье", выработке четких критериев отнесения жилых помещений к такому жилью, установления налоговых и иных преференций для лиц, участвующих в формировании и обслуживании социального жилья.

Существующая система социальной поддержки граждан в жилищной сфере, в частности путем предоставления жилья по договору социального найма, неадекватна сложившейся социально-экономической ситуации в стране. В бюджетах всех уровней практически отсутствуют статьи, связанные с расходованием средств на строительство социального жилья. Оно возводится, как правило, коммерческими организациями, которые передают часть построенных ими жилых помещений в собственность муниципалитетов.

Поиск механизмов решения жилищной проблемы граждан с невысоким уровнем доходов, которые в нашей стране составляют большинство, привел к предложениям о формировании в нашей стране жилищного фонда некоммерческого использования (проект ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" N 162577-5), создании так называемых бездотационных жилых домов (Концепция формирования в городе Москве сети бездотационных домов для предоставления жилых помещений гражданам по договорам найма, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 05.08.2008 N 708-пп). В 2007 году на заседании Совета по вопросам жилищного строительства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был обсужден проект Концепции социальной жилищной политики и социального жилья, разработанный Ассоциацией строителей России.

Следует отметить, что термин "социальное жилье" появился в зарубежном законодательстве и науке относительно недавно. Ранее использовался термин "муниципальное жилье".

В России термин "социальный" в контексте характеристики функции жилого помещения впервые появился в Законе РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики". Статьей 1 указанного Закона была введена категория "социальная норма площади жилья", под которой понимался размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. В статье 12 Закона "Об основах федеральной жилищной политики" законодатель выделил новый вид жилищного фонда - жилищный фонд социального использования, под которым понималась совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенные на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них.

Жилищный фонд социального использования формировался из государственного, муниципального, общественного жилищного фонда местными администрациями, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, общественными объединениями.

Ю.К. Толстой, сравнивая нормы статьи 672 ГК РФ, ограничившей фонд социального использования только государственным и муниципальным жилищным фондом, и Закона "Об основах федеральной жилищной политики", которые к жилищному фонду социального использования отнесли и общественный жилищный фонд, писал: "Последнее (статья 12 Закона "Об основах федеральной жилищной политики". - Прим. авт.), по-видимому, более правильно" <5>.

--------------------------------

<5> Толстой Ю.К. Жилищное право: Учебное пособие. М., 1996. С. 21.

 

Таким образом, в Законе "Об основах федеральной жилищной политики" использовался термин "социальный" с целью определения порядка оказания государством финансовой поддержки определенной категории граждан для оплаты жилья и коммунальных услуг и для характеристики вида жилищного фонда, в котором жилые помещения предоставлялись в пределах нормы жилой площади на условиях договора найма. К такому фонду Закон относил и специализированные жилые помещения. Договор социального найма жилого помещения Закону "Об основах федеральной жилищной политики" был неизвестен.

Несмотря на то что уже в начале 90-х годов прошлого века для установления особого правового режима предоставления и пользования жилыми помещениями гражданами стал использоваться термин "социальный", можно утверждать, что институт социального жилья как системное явление так и не был разработан ни в науке, ни тем более в законодательстве.

Представляется, это связано с тем, что социальное жилье отождествляется исключительно с договором социального найма жилого помещения, который, в свою очередь, стал преемником договора найма жилого помещения в публичных фондах советского периода. Однако не учитывается факт, что в тот период договор найма использовался как основной механизм улучшения жилищных условий большинства граждан страны. В современных условиях названный институт должен служить одной из форм поддержки малоимущей части населения нашей страны и иных граждан, указанных в Законе, в решении их жилищной проблемы. Но наряду с малоимущими гражданами существуют и иные категории граждан, которые не в состоянии самостоятельно решить свою жилищную проблему. Они также нуждаются в социальном жилье. Следует обратить внимание на то, что пункт 3 статьи 40 Конституции РФ создает фундамент для формирования концепции социального жилья, а именно жилья, которое предоставляется малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Соответственно, такое жилье может предоставляться как на основании возмездного договора - договора найма жилого помещения, так и безвозмездного - договора безвозмездного пользования жилым помещением. Предоставляемые жилые помещения могут находиться не только в государственном и муниципальном жилищных фондах, но и в других жилищных фондах, например в частном жилищном фонде, принадлежащем юридическим лицам.

В 1998 году Европейский комитет по вопросам социального жилья (CECODHAS <6>) предложил следующее определение социального жилья: "Понятие социального жилья охватывает строительство, предоставление, обновление и реконструкцию социальной жилой площади, т.е. жилья, доступ к которому контролируется на основании правил распределения, учитывающих потребности граждан, испытывающих трудности в поиске жилья".

--------------------------------

<6> Европейский комитет по вопросам социального жилья (The European Liaison Committee for Social Housing - CECODHAS) - это международная некоммерческая организация, созданная в 1988 году в целях продвижения лучшего опыта деятельности жилищных некоммерческих организаций Европейского союза, поощрения постоянного обмена идеями и опытом среди своих членов, предоставления своим членам информационных услуг и т.д.

В CECODHAS входит 31 одна национальная и региональная жилищная организации из 15 стран Евросоюза. Все члены Комитета - неправительственные некоммерческие организации. Суммарно организации - члены CECODHAS предоставляют жителям 35 миллионов жилых помещений, из которых 25 миллионов сдаются в аренду и 10 миллионов были построены для продажи в собственность.

 

Из данного определения можно выделить следующие признаки социального жилья: первый - это жилье, отношения по строительству, реконструкции, предоставлению и пользованию которым контролируются публичной властью; второй - это жилье, предоставляемое на основании правил распределения; третий - это жилье, предоставляемое гражданам, испытывающим трудности в поиске жилья.

Е.С. Шомина отмечает, что в Европейском союзе отсутствуют единые подходы и понятия социального жилья, но существует его широкая трактовка: любая часть жилищного фонда (включая частный сектор), созданная хотя бы и при минимальной поддержке государственного бюджета. А есть, наоборот, узкий подход: это сектор арендного жилья, предоставляемого малоимущим гражданам, остро нуждающимся в социальной помощи (безработные, этнические меньшинства, инвалиды) <7>.

--------------------------------

<7> Шомина Е.С. Квартиросъемщики - наше "жилищное меньшинство": российский и зарубежный опыт развития арендного жилья. М., 2010. С. 91.

 

Э. Энгель еще в конце XIX века писал, что разрешение жилищного вопроса должно распадаться на три вопроса: кому помогать, кто должен помогать и как помогать <8>.

--------------------------------

<8> Святловский В.В. Жилищный вопрос с экономической точки зрения. Краснодар, 2000. С. 111.

 

Решению этих трех вопросов и должна быть посвящена Концепция социального жилья в РФ.

Во-первых, в Концепции должны быть закреплены критерии, в соответствии с которыми граждане могут претендовать на получение социального жилья. Очевидно, что к ним должны быть отнесены не только лица, нуждающиеся в социальной защите (малоимущие), но и граждане, нуждающиеся в социальной поддержке. К ним могут быть отнесены физические лица с невысоким доходом, не позволяющим не только самостоятельно или с помощью кредита приобрести жилье, но и снять его по договору коммерческого найма по рыночной стоимости. Базовым критерием отнесения граждан к категории нуждающихся в социальном жилье может стать невозможность с учетом уровня дохода не только самостоятельно приобрести жилье, но и оплачивать его по договору коммерческого найма.

Во-вторых, социальное жилье должно предоставляться в некоммерческом жилищном фонде. Представляется, что жилищный фонд по цели использования должен быть разделен на два вида: жилищный фонд некоммерческого использования и жилищный фонд коммерческого использования. К жилищному фонду некоммерческого использования следует отнести все виды жилых помещений, цель предоставления которых состоит в достижении цели, не связанной с извлечением прибыли. Такой жилищный фонд может формироваться как из государственного и муниципального жилищных фондов, так и из частного жилищного фонда. Поскольку плата за содержание и ремонт жилых помещений в таком жилищном фонде значительно ниже рыночной и не будет покрывать расходов на его содержание, такие расходы должны дотироваться за счет собственника жилищного фонда и (или) за счет средств соответствующего бюджета РФ. К некоммерческому жилищному фонду можно отнести жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма жилого помещения <9>, по договорам найма жилого помещения, по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями, а также специализированные жилые помещения.

--------------------------------

<9> Представляется, что концепция договора социального найма жилого помещения, реализованная в действующем жилищном законодательстве, неадекватна сложившейся социально-экономической ситуации в стране. Она устарела и требует обновления.

 

В Европе наймодателем социального жилья выступают не только муниципалитеты, но и частные инвесторы, так называемые социальные домовладельцы. На их стороне помимо муниципалитетов также могут выступать кооперативы, благотворительные организации - фонды, ассоциации <10>. Социальным домовладельцам предоставляются различные льготы и преференции. При разработке Концепции следует учесть европейский опыт, определив в ней круг лиц, которые могут стать социальными домовладельцами, и их правовой статус.

--------------------------------

<10> Шомина Е.С. Квартиросъемщики - наше "жилищное меньшинство": российский и зарубежный опыт развития арендного жилья. М., 2010. С. 93.

 

В-третьих, необходим понятный и прозрачный механизм формирования и содержания фонда социального жилья.

Таким образом, социальное жилье - это некоммерческое жилье, которое предоставляется гражданам, неспособным самостоятельно удовлетворить свою потребность в жилье, социальными домовладельцами, строительство, реконструкция, распределение и содержание которого регулируется и контролируется уполномоченными органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления и финансируется в соответствии с действующим законодательством РФ.

Очевидно, что без грамотной государственной социальной политики в жилищной сфере проблему обеспечения жильем нуждающихся в нем граждан не решить.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Пригодность для постоянного проживания - сущностный признак жилого помещения, предоставляемого по договорам коммерческого и социального найма

(Кириченко О.В.)

("Семейное и жилищное право", 2011, N 6)

Дата

28.09.2011

Информация о публикации

Кириченко О.В. Пригодность для постоянного проживания - сущностный признак жилого помещения, предоставляемого по договорам коммерческого и социального найма // Семейное и жилищное право. 2011. N 6. С. 42 - 44.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПРИГОДНОСТЬ ДЛЯ ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ - СУЩНОСТНЫЙ ПРИЗНАК

ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО ПО ДОГОВОРАМ

КОММЕРЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА <*>

 

О.В. КИРИЧЕНКО

 

--------------------------------

<*> Kirichenko O.V. Availability for permanent living - entity feature of living accommodation provided in accordance with contracts of commercial and social lease.

 

Кириченко Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, кандидат юридических наук.

 

В статье рассматривается один из важнейших признаков жилого помещения - пригодность для постоянного проживания в нем граждан. При отсутствии законодательного определения указанного признака автором, исходя из анализа действующего жилищного законодательства России, вносятся предложения по его пониманию и трактовке.

 

Ключевые слова: жилищное право, коммерческий наем, социальный наем, существенные признаки договора.

 

The article considers one of the most important features of living accommodation - availability for permanent living of citizens. In absence of legislative definition of the said feature the author on the basis of analysis of the current housing legislation of Russia introduces proposals with regard to understanding and interpretation thereof.

 

Key words: housing law, commercial lease, social lease, material features of contract.

 

Анализ ст. 671, п. 1 ст. 673, 676 ГК РФ, ст. 17, 60, 62 ЖК РФ позволяет сделать вывод, что жилое помещение предоставляется по договорам коммерческого и социального найма для постоянного проживания граждан. При этом данное положение не противоречит срочности договора коммерческого найма, так как и в случае социального найма жилье предоставляется в целях удовлетворения жилищной потребности, носящей постоянный характер. Несмотря на то что коммерческий наем жилья всегда ограничен определенным сроком, на наш взгляд, наниматель вправе рассчитывать на получение по договору жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 15 ЖК). Именно в этом контексте и необходимо рассматривать такой признак жилого помещения, как пригодность для постоянного проживания применительно к договору коммерческого найма.

В ряде зарубежных стран жилые помещения считаются пригодными для постоянного проживания граждан, если отвечают требованиям благоустроенности. Так, во Франции сдаваемое внаем жилье должно состоять по крайней мере из одной жилой комнаты и вспомогательных помещений - кухни или кухонного угла, ванной и т.д. Помещение должно быть газифицировано, электрифицировано, обеспечено горячей и холодной водой, канализацией, вентиляцией <1>.

--------------------------------

<1> См.: Меркулова Т.А. Зарубежное законодательство о договорах найма жилых помещений // Журнал российского права. 2003. N 2. С. 128 - 129.

 

Понятие "благоустроенность", как и пригодность для постоянного проживания, в законодательстве не раскрывается, но широко используется (ст. 84 - 89 ЖК). Анализ ч. 1 ст. 89 ЖК РФ позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, благоустроенность зависит от условий конкретного населенного пункта (согласно п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" во внимание принимается прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте), т.е. в разных населенных пунктах уровень достигнутой благоустроенности различен.

Во-вторых, благоустроенное жилое помещение должно отвечать установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Общие требования к благоустроенности определены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" <2>. Для определения благоустроенности жилого помещения существуют различные архитектурно-планировочные и технические критерии, установленные государственными стандартами, строительными нормами и правилами. К таким критериям относят: выделение в жилом помещении жилой зоны, подсобных помещений (веранда, кладовая, кухня) и санитарно-технических помещений (санузел, ванная), а также теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, канализирование, радиофикацию, телефонизацию, мусороудаление с использованием современных технических решений и т.п. <3>. Кроме того, в благоустроенных жилых помещениях должны выполняться требования санитарных правил и норм <4>. При этом, если жилое помещение не соответствует санитарным и техническим требованиям, оно подлежит сносу или переоборудованию в нежилое.

--------------------------------

<2> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702.

<3> См.: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5140 (в ред. 28.09.2010); Межгосударственный стандарт ГОСТ 30494-96 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" (введен Постановлением Госстроя РФ от 06.01.1999 N 1); Государственный стандарт РФ "Услуги бытовые. Услуги по ремонту и строительству жилья и других построек. Общие технические условия". Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 28 мая 2003 г. N 162-ст; СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания"; СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование"; СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий"; СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение" и др.

<4> См.: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650 (в ред. от 28.09.2010); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.1002-00 "Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные-эпидемиологические правила и нормативы" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.12.2000); Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. Санитарные правила и нормы" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.10.2001); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2009 г. N 14 "Об утверждении СанПиН 2.1.8/2.2.4.2489-09". Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2009. Регистрационный N 13726; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 5 мая 2009 г. N 28 "Об утверждении СанПиН 2.3.2.2509-09". Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.06.2009. Регистрационный N 14168.

 

В-третьих, благоустроенное жилое помещение должно находиться в черте населенного пункта, а не за его пределами, например в промышленной зоне.

В литературе под благоустроенностью понимается прежде всего комплекс коммунально-бытовых удобств, имеющийся в предоставляемом жилом помещении и соответствующий условиям большей части жилищного фонда данного населенного пункта. К элементам благоустроенности относят: водопровод, центральное отопление, электрическое освещение и другие виды коммунальных удобств <5>. Естественно, благоустроенное жилое помещение не должно быть в ветхом или аварийном состоянии, находиться в подвалах, бараках, вагончиках и других временных строениях.

--------------------------------

<5> См.: Постатейный комментарий к ЖК РФ / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М.: Эксмо, 2005. С. 208; Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов и др.; Под общ. ред. А.П. Сергеева. М.: РГ-Пресс, 2009. С. 290.

 

Конечно, в нашей стране наниматель может рассчитывать исходя из своих финансовых возможностей на получение по договору коммерческого найма благоустроенного жилья со всеми необходимыми коммунальными удобствами, отвечающего современным потребностям жизнеобеспечения человека. Но в ряде случаев, например в небольших городах, районных центрах, сельских поселениях, внаем сдаются жилые помещения, не имеющие всех необходимых удобств, что вовсе не означает, что такое жилье непригодно для постоянного проживания и не может быть предметом рассматриваемого договора. Главное, чтобы жилое помещение соответствовало установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям действующего законодательства.

Пригодность жилого помещения для постоянного проживания означает наличие конструктивной и функциональной возможности всесезонного (в любое время года, независимо от погодных условий) проживания в нем граждан в течение длительного срока, которая также предполагает безопасность жилого помещения при его использовании по назначению. Признак пригодности помещения для постоянного проживания позволяет отличать жилое помещение от нежилого. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 14 апреля 2008 г. N 7-П по делу о проверке конституционности абз. 2 ст. 1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан <6>, по сути, признал данный признак единственно необходимым для отнесения жилого строения, расположенного на садовом земельном участке, относящемся к землям населенных пунктов, к объекту жилищных прав и разрешил регистрацию по месту жительства в жилом строении, пригодном для постоянного проживания. Указанная позиция Конституционного Суда РФ позволяет сделать вывод, что даже если помещение функционально предназначено лишь для временного проживания, то это не является основанием его исключения из числа жилых, если оно объективно пригодно для постоянного проживания, например номер в гостинице, дачный домик.

--------------------------------

<6> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 2089.

 

Статья 673 ГК РФ по вопросу определения пригодности жилого помещения для проживания отсылает к жилищному законодательству и позволяет применять к предмету договора коммерческого найма требования ЖК РФ, что, в свою очередь, выступает гарантией права нанимателя на получение по данному договору действительно пригодного для постоянного проживания жилого помещения.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В частности, непригодными для проживания признаются жилые помещения (дома): 1) находящиеся в ветхом состоянии; 2) находящиеся в аварийном состоянии; 3) в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания <7>.

--------------------------------

<7> См.: Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (в ред. от 02.08.2007).

 

Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, пригодность для постоянного проживания определяется следующими параметрами: 1) свойствами и состоянием самого строения, в котором находится жилое помещение; 2) уровнем благоустроенности; 3) безопасностью окружающей среды.

Жилые помещения должны удовлетворять здоровому и безопасному проживанию, отвечать санитарным нормам и требованиям по площади, дневной освещенности, безопасности, водоснабжению, постоянному отоплению, проветриванию и другим условиям, обеспечивающим нормальное и здоровое проживание людей. Устанавливая подобные требования, законодатель закрепляет не только частный интерес нанимателя, но и публичный интерес. При этом справедливо заметим, что непригодное для постоянного проживания жилое помещение не может быть предоставлено нанимателю даже с его согласия, а следовательно, вообще не может быть предметом как договора социального, так и договора коммерческого найма.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Безопасность как социально-юридический феномен

(Пономарев Н.Н.)

("Общество и право", 2011, N 4)

Дата

20.09.2011

Информация о публикации

Пономарев Н.Н. Безопасность как социально-юридический феномен // Общество и право. 2011. N 4. С. 77 - 82.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

 

Н.Н. ПОНОМАРЕВ

 

Пономарев Никита Николаевич, преподаватель кафедры боевой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России.

 

В статье исследуются категории "безопасность" и "национальная безопасность", рассматривается соотношение национальной безопасности и права. В структуре национальной безопасности выделяются безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства в таких сферах, как международные отношения, оборона, политическая жизнь, экономика, социальная сфера.

 

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, личность, общество, государство, право.

 

This article deals with the categories "security" and "national security", considers correlation to national security and law. Personal security, security of society, state security are in the structure of national security in such spheres as international relations, the defence, political life, economy, social sphere.

 

Key words: security, national security, person, society, state, law.

 

Понятие "безопасность" до сих пор имеет сложный, широкий и дифференцированный смысл [1]. Все множество определений безопасности, представленных мыслителями разных научных школ и направлений, можно объединить в группы, в рамках которых безопасность рассматривается:

как защищенность или состояние защищенности;

как отсутствие опасности;

как свойство (атрибут) системы;

как состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию [2].

Потребность четкой дифференциации представлений о безопасности, выработка определений ее конкретных видов и составляющих, а также развитие таких направлений исследований, которые могли бы способствовать продвижению вперед в конкретных областях правовых знаний, предлагая свои выводы для их прикладного применения, обусловливают необходимость интегративного подхода, где ключевую роль должно сыграть понятие "национальная безопасность" [3].

Термин "национальная безопасность" ("общенациональная безопасность") появился совсем недавно. Еще в XX в. в лексиконе большинства государств использовались такие понятия, как "обороноспособность", "военная безопасность", "государственная безопасность" и др.

Термин "национальная безопасность" появился в США после Второй мировой войны и окончательно утвердился с принятием в США в 1947 г. Закона о национальной безопасности. Характеризуя феномен национальной безопасности, официальные документы, являющиеся основой концепции национальной безопасности Соединенных Штатов, в качестве важнейшей цели национальной безопасности называли самосохранение нации как особой культурно-исторической, политической общности, что подразумевало защиту государственного строя, национальных идеалов, традиций, стиля жизни [4].

В послевоенной России национальная безопасность отождествлялась с безопасностью государственной власти ("политическая безопасность") и международной безопасностью ("внешняя безопасность" и "военная безопасность"). С середины 80-х гг. XX в., в условиях перестройки, в понятие национальной безопасности кроме традиционных (военных и политических) аспектов стали включать и иные, в частности гуманитарные, экономические, экологические. Хотя в советское время аналогом понятия "национальная безопасность", носившего характер определенного идеологического клише, обозначавшего особую борьбу с любыми проявлениями личной и общественной жизни, наносившими ущерб коммунистической идеологии и Советскому государству, чаще всего выступало понятие "государственная безопасность". В связи с тем что в современных условиях национальные и государственные интересы не воспринимаются как тождественные, а приоритет интересов личности и общества по отношению к интересам государства получил конституционное закрепление, понятие "государственная безопасность" утратило свое былое значение [5].

Date: 2015-09-17; view: 314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию