Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источник: данные European Mortgage Federation (EMF). 30 page





Однако необходимо отметить, что большинство отношений в области реализации социальной политики государства по-прежнему имеют недоговорную основу.

Субъектами социальных отношений выступают, с одной стороны, компетентный государственный орган, с другой стороны, физическое лицо или семья. При этом физическое лицо (или семья) при соблюдении установленных законом условий является управомоченной (правопритязающей) стороной, обладающей гарантированным правом, а государственный орган - обязанной стороной, который не может отказать в назначении выплат или предоставлении услуг определенного объема и качества в пределах утвержденных федеральными, территориальными и муниципальными органами перечней.

При наличии у физического лица права на несколько видов материального обеспечения ему предоставляется возможность выбора одного из них, у государственного органа такое право отсутствует. Свобода выбора физического лица содержится и в нормах о сроках реализации права на конкретный вид социального обеспечения или обслуживания. Например, закон не устанавливает срок обращения за пенсией для лиц, у которых возникло право на ее получение.

Социальные отношения отличает четкая правовая формализованность поведения сторон. Все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по их соглашению. Даже в случаях, когда допускается применение договора, отступление от утвержденных государственным органом типовых условий практически исключается. В некоторых отношениях (например, при оказании социальной помощи семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума) государственный орган наделяется "усмотренческими полномочиями", т.е. может производить оценку ситуации и принимать решение по собственному усмотрению, но в строго регламентированных пределах. Пределы дозволенной меры усмотрения ограничены законом или прямо вытекают из его смысла.

По общему правилу возникновение, изменение или прекращение социальных правоотношений обусловливается сложным юридическим составом:

- наступлением социально-правового основания обеспечения;

- обращением заинтересованного лица к компетентному государственному органу;

- принятием государственным органом решения. При предоставлении единовременных выплат или разовых услуг соответствующие отношения прекращаются исполнением государственным органом своих обязанностей.

Перечисленные особенности отражаются в методе правового регулирования следующим образом: участники отношений являются экономически неравными, но административно независимыми друг от друга.

Кроме того, имущественные права и свобода выбора поведения принадлежат только физическому лицу, а имущественные обязанности возложены на государственные органы (или учреждения). Поэтому отношения, складывающиеся между государственными органами (или учреждениями) и физическими лицами при реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, можно назвать отношениями координации <2>.

--------------------------------

<2> Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983. С. 149 - 150.

 

Такая специфика отношений требует вполне определенного сочетания юридических приемов воздействия на поведение их участников (дозволений, запретов, обязываний). Основные права человека в социальной сфере устанавливаются с помощью управомочивающих норм и выражены в форме дозволений. Однако при их осуществлении физические лица должны выполнять и определенные обязанности. В частности, пенсионер должен известить орган, выплачивающий пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение ее размера или прекращение выплаты. Следовательно, надлежащее поведение управомоченного субъекта (физического лица) достигается не только при помощи дозволения, но и обязывания.

Большинство норм права в рассматриваемой сфере имеют управомочивающий характер и являются дозволениями, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Что касается запретов, то для советского периода истории права социального государства они были не свойственны. Прямые запреты практически отсутствовали, хотя они логически следовали из содержания норм. Отличительной особенностью современного этапа развития социального законодательства является возникновение запрещающих норм (например, в Федеральном законе от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <3> и др.).

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

 

В правовом регулировании социального государства объектом материальных правоотношений является конкретное благо в виде выплат (пенсий, пособий, компенсаций и пр.), услуг или льгот. Причем льготы могут распространяться как на условия предоставления выплат, так и на услуги.

В теории права под источниками права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в определенных нормативных документах. Такие нормативные документы могут содержать только нормы права в области социального обеспечения (например, Федеральный закон от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <4>) либо состоять из норм различных отраслей права (Федеральный закон от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <5>).

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920.

<5> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

 

Источники права нельзя путать с актами компетентных государственных органов, принятыми при осуществлении правоприменительной деятельности.

По юридической силе источники права, регулирующие отношения в социальном государстве, делятся на законы и подзаконные акты. Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими. К конституционным законам относятся Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991. Основные положения Декларации получили закрепление в Конституции РФ 1993 г.

Конституция РФ является юридической базой для всего социального законодательства страны.

Кодифицированным законом являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993, содержащие нормы различных отраслей права. В частности, в Основах закреплено право на охрану здоровья различных категорий населения и условия оказания медико-социальной помощи инвалидам, беременным женщинам, несовершеннолетним, семьям и другим лицам <6>.

--------------------------------

<6> Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

 

Текущие законы касаются отдельных институтов социального права (пенсий за выслугу лет, пособий гражданам, имеющим детей, пособий по безработице и пр.).

По сфере действия законы, регулирующие социальные отношения в государстве, могут быть федеральными, субъектов РФ и местными. Согласно Конституции РФ регулирование отношений в социальной сфере относится к совместному ведению России и ее субъектов. Поэтому значение законодательства субъектов РФ и местных органов власти в области социальной деятельности государства и особенно государственной социальной помощи в настоящее время возрастает.

Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства, носящих социальный характер. Речь идет о дифференциации права в зависимости от объективных производственных факторов (вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) и природно-климатических районов либо с учетом субъективных особенностей (женщины, дети, инвалиды, престарелые). Специальными нормами устанавливается льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж, льготные основания пенсионного обеспечения.

Иные нормативные правовые акты обязательно должны соответствовать законам. Применяется общий правовой принцип о том, что в случае противоречия между ними действует закон. Иные нормативные правовые акты в сфере социального регулирования имеют форму: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правил, инструкций, приказов и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Отсутствие единого консолидированного нормативного акта типа основ законодательства или кодекса в области социального регулирования существенно усложняет систему социального законодательства, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм.

Предпринимаемые попытки разработать кодифицированный нормативный акт пока не привели к положительному результату, что объясняется рядом объективных причин:

- противоречиями переходного периода;

- сложной экономической ситуацией в стране;

- отсутствием единой концепции социального государства в новых социально-экономических условиях;

- постоянным реформированием органов управления в социальной сфере.

Вместе с тем разработка и принятие основ законодательства или кодекса позволили бы существенно обновить и развить все без исключения институты и нормы права, регулирующие отношения в социальной сфере государства.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Социально-правовой и теоретический аспекты защиты прав человека в правовом государстве

(Гончарова С.Г.)

("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 5)

Дата

17.05.2011

Информация о публикации

Гончарова С.Г. Социально-правовой и теоретический аспекты защиты прав человека в правовом государстве // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 5. С. 8 - 11.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ЧЕЛОВЕКА В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ <*>

 

С.Г. ГОНЧАРОВА

 

--------------------------------

<*> Goncharova S.G. Socially-legal and theoretical aspects of protection of human rights in the lawful state.

 

Гончарова Светлана Германовна, доцент Российского государственного профессионально-педагогического университета, кандидат юридических наук (г. Екатеринбург).

 

В статье анализируются социальная сущность и юридические механизмы, которые обеспечивают реализацию одного из принципов правового государства - принципа "правовая защита человека".

 

Ключевые слова: правовая защита, права человека, обязанности государства.

 

Social essence and legal mechanisms which provide realization of principle of the legal state - legal defense of man is analyzed in the article.

 

Key words: legal defense, human rights, duties of the state.

 

Российская Федерация согласно ч. 1 ст. 1 Конституции является правовым государством. Теоретическая концепция правовой государственности не имеет единого общепризнанного стандарта, позволяющего охарактеризовать ее с различных мировоззренческих, правовых, политических и иных позиций. Идея правового государства постоянно наполняется новым содержанием, абстрагируемым из аспектов социальной действительности, правовой теории и практики. Исследование формирования правового государства основывается на сложной динамичной системе "государство - право - человек", изучение которой предполагает учет целого комплекса ее внутренних и внешних условий. Таких, например, как выявление позитивных и негативных тенденций в общественных отношениях; установление практических критериев преломления социальных и правовых процессов; политические, нравственные, религиозные и экономические нормативы.

Основополагающими началами, позволяющими определить сущность правового государства, являются принципы его функционирования и развития. Нормативно-руководящие позиции, характеризующие идею правовой государственности, отличаются многоаспектностью возникновения и существования. С одной стороны, их структуру составляют правовые принципы, берущие свое начало из норм права (принципов права). Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод, закрепление данного суждения в юридическую форму (ст. 2 Конституции РФ) являются одним из принципов права, характеризующих Российскую Федерацию в качестве правового государства. С другой стороны, они являются действительной стороной социального пространства, суммарное выражение которого складывается через комплекс необходимых условий и средств нормальной жизнедеятельности человека, взаимоотношений между людьми. К ним относятся экономическая, духовная, политическая и иные системы гражданского общества, его социальные нормативы. Выделенные в аспекте становления и развития правового государства два главных признака имеют единую общую грань - право.

Право в целом ориентировано на подлинно гуманитарные приоритеты, цель которых - реализация статуса человека и гражданина, обеспечение его интересов. Правовое государство существует в соответствии с правами человека, которые обеспечиваются институтами государства по отношению к каждой личности во взаимосвязи с принципами управления государством, федеративным устройством и качественно характеризуют результаты политических процессов, экономических и культурных преобразований.

Поэтому правовая защита человека является одним из принципов правового государства. Ее необходимо рассматривать как комплексное правовое явление, включающее в себя систему прав человека, практическая реализация и защита которых обеспечиваются государственными механизмами и процедурами с использованием правовых средств.

Определение "правовая защита человека" в контексте принципа правового государства с учетом состояний оценки социального прогресса и развития совмещает в себе два аспекта, характеризующиеся социальной и правовой согласованностью. С одной стороны, это явление, проявляющееся в динамичном сочетании множества процессов становления, изменения и развития государственных, правовых институтов и систем путем их признания, обеспечения, защиты при помощи нормативных (правовых) регуляторов. С другой стороны, правовая защита представляет собой качественно определенное явление, раскрывающее признаки правовой государственности на конкретной стадии осуществления государственно-правовых процессов.

Здесь необходимо указать на понятие "правовая защищенность" человека. Оно позволяет объединить на определенном этапе ценные позитивные выводы развития социально-правовых систем, выявить проблемы обеспечения интересов личности и сформировать из результатов измерений цели, направленные на совершенствование различных сторон жизни гражданского общества. При этом эффективным рычагом перспективных тенденций развития социальной реальности является механизм правового регулирования общественных отношений. С его помощью достигается желаемый социальный результат, устраняются негативные факторы, препятствующие нормальному функционированию и развитию наиболее благоприятных условий.

Все вышеизложенное позволяет, с одной стороны, обозначить ряд специфических особенностей, присущих комплексному правовому явлению правовой защиты человека, с другой стороны, выявить необходимые элементы юридического содержания данного принципа.

Среди особенностей можно выделить следующие: во-первых, человек в его взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может через определенные опосредующие звенья воздействовать на существование юридических норм, управлять делами государства, спорить с государством в лице любых его органов. Поэтому явление правовой защиты человека тесно переплетается с демократическими положениями и опирается на иные принципы, составляющие основы конституционного строя государства и характеризующие российскую государственность: суверенитет, приоритет общечеловеческих ценностей, идеологическое и политическое многообразие, разделение властей и др.

Во-вторых, принцип правовой защиты человека определяет меру свободы личности в государстве такой, какая она есть в качестве сложившейся реальности и еще развивающейся необходимой действительности, требующей пересмотра некоторых вопросов в сфере прав и свобод человека и гражданина (развитие и совершенствование законодательства, системы образования, создание комплексного механизма обеспечения и защиты прав человека, соответствующего международным стандартам, и др.).

В-третьих, все юридические явления принципа в их взаимосвязи с социальными установками трансформируются в поведенческом взаимодействии людей друг с другом, с государством, которое обязано признать в нормативно-правовых актах формальные правила поведения личности, обеспечить их реализацию и защиту.

Правовая защита человека, выступающая в качестве императивного требования взаимосвязи личности, права, государства, в границах целостной правовой действительности находит свое основное выражение в формально-определенном необходимом правиле поведения. В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, которая непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции РФ положения о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве.

Юридическая обязанность государства характеризует определенные внешние взаимопереплетения прав человека и гражданина с реальными жизненными отношениями, связь между личностью и юридическим инструментарием, что дает возможность говорить о ней как о системообразующем факторе конструирования юридического содержания явления правовой защиты человека. Это, в свою очередь, открывает путь к рассмотрению ее как синтезирующего, системного начала в обеспечении интересов человека.

Общая структура юридической обязанности государства, закрепленной в норме конституционного права, включает в себя три главных аспекта - признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Неодинаковые элементы органичного целого связываются между собой отношениями координации и субординации, существуя и развиваясь в рамках должной, установленной правом и обеспечиваемой государством правовой необходимости. Однако каждый аспект обязанности имеет неодинаковое содержание и в соответствии с этим различную степень юридической определенности, которая способствует выявлению качественно значимых особенностей ее состава.

Юридические обязанности могут быть: обязанностями активного поведения, обязанностями пассивного поведения и обязанностями претерпевания мер государственно-принудительного воздействия, функционирующими соответственно в рамках правоотношений активного, пассивного и охранительного типов. В правоотношениях пассивного типа на субъекта возлагается обязанность воздерживаться от определенных действий, что создает необходимые условия совершать дозволенные положительные действия управомоченным. В правоотношениях активного типа совершение положительных действий обязанного приводит к удовлетворению интересов управомоченного. Охранительные правоотношения выражают непосредственный юридический эффект, который способствует интересам общества и государства <1>. С.С. Алексеев, исследуя общее понятие юридической обязанности, придавая ей необходимое свойство - обеспечивать поведение в правоотношении мерами государственно-принудительного воздействия и качество юридического инструментария механизма правового регулирования, связанного с государственным принуждением, с юридическими санкциями, проявляющими себя и в составе субъективного права, не включает необходимость претерпевания мер государственно-принудительного воздействия, в отличие от необходимости активного поведения и обязанности пассивного поведения, в структуру юридической обязанности, а ограничивается исследованием этого аспекта в рамках охранительных правоотношений. Этот вопрос нуждается в дополнительном изучении, однако применительно к понятию юридической обязанности, обозначенной С.С. Алексеевым как "долженствование, основанное на требованиях юридических норм" и "начало определенной социальной ответственности" <2>, хотелось бы отметить, что действие обязанности претерпевания мер государственно-принудительного воздействия проявляется не только в охранительных правоотношениях, ее оценка и реализация имеют принципиальные особенности как для собственно государственной организации и деятельности, так и для социальных возможностей личности, которые детерминированы государством. Мера дозволенного поведения человека подразумевает рамки этого поведения, в которых человек сам несет ответственность за свои решения и действия. Отступления от предписаний закона, привлечение к ответственности виновных в их совершении поддерживают законность и правопорядок в обществе и государстве.

--------------------------------

<1> Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 127 - 128.

<2> Там же. С. 126, 128.

 

С учетом изложенного отметим, что в структуру рассматриваемой обязанности государства входят все три необходимости - активного, пассивного и охранительного поведения. Такая конструкция, во-первых, предполагает осуществление и защиту предоставляемых прав, реализацию правовых предписаний юридическими средствами. Во-вторых, в социальной сфере она отражает явления, находящиеся вне правовой плоскости, с позиций права. В этом заключается ее предметная определенность в процессах социального и правового регулирования, воздействия на общественные отношения. Таким образом, модель поведения, проявляя себя, с одной стороны, в границах действия одной нормы, с другой стороны, в наличии единого социально-правового содержания, отвечающего критерию правовой защиты человека, не ставит под сомнение включение в единый механизм ее действия юридического эффекта правоотношений охранительного характера.

В рамках активных правоотношений фактическая возможность личности удовлетворить свой интерес определяет меру, рамки, объем правовых норм, субъективных прав и выступает вспомогательным средством на стадии реализации юридической обязанности нормативного закрепления (признания) фактических составов, процедурно-процессуальных форм их функционирования. Конституция, устанавливая меру юридически признанной свободы, определяет рамки государственного вторжения в деятельность человека, таким образом, закрепляя их в границы обязанности по соблюдению прав человека и гражданина. Свобода индивида удовлетворяется посредством собственных действий, реализации субъективных прав. Государственная власть ограничивается соответствующими пределами, рамками невмешательства в различные сферы общественной жизни. Поэтому в возникающих правоотношениях пассивного типа юридическая обязанность государства соблюдать права и свободы человека и гражданина выполняет вспомогательную функцию.

Обязанность претерпевать меры государственно-принудительного воздействия, по существу, выступает подчиненным понятием такой предельно широкой конструкции, как обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина, которая охватывает собой различные юридические средства и явления, составляющие ее правовую реальность. Защита прав и свобод человека отражает соответствующие отношения между индивидом и государством. В таком составе отсутствует критерий вспомогательной функции какого-либо элемента, поскольку его непосредственной целью является точное исполнение правовых предписаний и требований как государством, так и личностью. Характер такой юридической формулировки определяется динамичной системой должного и возможного поведения государства и личности. Речь идет о соответствующих возможностях человека, формах и способах их осуществления, компетенции определенных государственных органов и их должностных лиц, направленных на правомерную реализацию и защиту прав личности.

Гарантированность государственной защиты прав человека и гражданина напрямую зависит от обязанностей государства признавать и соблюдать эти права. Чтобы обеспечить государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция предусматривает систему юридических способов и форм ее осуществления, неразрывно связанных с определенными экономическими, политическими, социальными, идеологическими условиями.

Так или иначе, правовые нормы сами по себе не обеспечивают охрану (защиту) прав человека и гражданина, так как не имеют под собой процедурной процессуально-правовой основы. Государство обязано создавать соответствующие функциональные структуры: судебные, административные и другие, наделяя их соответствующими полномочиями в сфере защиты (охраны) прав личности.

Таким образом, государственная защита осуществляется компетентными органами, должностными лицами и государственными служащими и включает в себя не только защиту субъективных прав от нарушений и преступных посягательств, но и охрану материальных, политических и иных условий их обеспечения. Так, ст. 7 Конституции РФ определяет государственные гарантии социальной защиты населения, связанной с обеспечением соответствующих возможностей (социальных прав человека и гражданина) в социальной структуре общества, необходимых для достойной жизни и свободного физического, умственного, нравственного совершенствования личности.

П.П. Глущенко и В.Я. Кикоть в своем исследовании речь ведут о социально-правовой защите, подчеркивая ее нормативно-правовой характер, "ибо социальная помощь немыслима без ее узаконения, уложения в определенные рамки закона, в то время как правовая помощь всегда направлена на достижение, решение социальных целей и задач" <3>. Следует, однако, отметить, что природа и назначение законодательно установленных положений социальной защиты уже изначально определяются самой сущностью права как нормативной системы. Поэтому при такой постановке вопроса имеет смысл говорить не о социально-правовой защите, а генетически определить правовой характер института социальной защиты, в котором основные элементы содержания, выделенного авторами правового явления, будут отражать гарантии социального обслуживания для всех членов общества.

--------------------------------

<3> Глущенко П.П., Кикоть В.Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в Российской Федерации. М., 2002. С. 18.

 

Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина взаимосвязана и взаимозависима с деятельностью властных структур и возможна в практическом воплощении идей правового и социального государства, развивающих и дополняющих друг друга.

Так, по мнению Е.А. Лукашевой, система юридических процедур, в рамках которых должна осуществляться охрана прав граждан, представляет собой, в частности: судебную защиту прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ); право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ); право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53 Конституции РФ) <4>.

--------------------------------

<4> Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты // Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1994. С. 6 - 7.

 

Механизм практического осуществления любых юридических процедур, связанных с защитой (охраной) прав личности, невозможен без притязаний индивида к государству. Иными словами, основанные на нормах объективного права и действующие правовые способы и механизмы в то же время являются конкретными юридическими возможностями человека. Они служат средством правовой защиты его интересов.

Конституция Российской Федерации устанавливает пределы и характер государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, которая реально обеспечивает социальные возможности определенного поведения личности, направленные на защиту своих прав и свобод. Закрепленные в Конституции нормативные возможности являются конституционными правами личности. Правовые предписания, содержащиеся в отраслевом законодательстве, имеют производное значение либо конкретизируют конституционные. Следует отметить, что только скоординированная система правовых механизмов и процедур дает возможность личности оптимально осуществить защиту своих прав и свобод. Исключить систему или ограничить ее действие путем выделения за пределы такой системы возможностей человека в качестве самостоятельных обособленных явлений или правомочий иных субъективных прав - значит обречь на неудачу эффективность действия защиты, предполагающей учет и взаимодополняемость составляющих ее элементов. Таким образом, социальные возможности человека по защите своих прав определяют содержание сложного субъективного конституционного права человека и гражданина на правовую защиту, составляя ряд его правомочий.

Date: 2015-09-17; view: 379; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию