Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источник: данные European Mortgage Federation (EMF). 25 page





<8> См.: Комментарий судебной практики по спорам, возникающим из трудовых и пенсионных отношений / Отв. ред. Н.Г. Гладков. М.: Юрайт, 2009. С. 467.

 

Ответственность страхователя за выплату определенных видов страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования обозначена в Законе от 24 июля 1998 г. В соответствии с п. 8 ст. 15 упомянутого Закона при задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить такие выплаты, обязан выплатить застрахованному лицу и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5% от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что за годы реформ законодатель выделил специальные составы правонарушений и преступлений по КоАП РФ и УК РФ, которые могут иметь отношение к юридической ответственности страхователя-работодателя.

Например, КоАП РФ устанавливает наложение административного штрафа на должностных лиц за непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, а равно за невыплату социального пособия на погребение (ст. 5.41), за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов (п. 2 ст. 15.14).

Законом от 24 июля 2009 г. N 213 в КоАП РФ дополнительно внесены ст. ст. 15.32 - 15.34, регламентирующие нормы ответственности за нарушения в сфере обязательного социального страхования, которые могут параллельно применяться с нормами ответственности страхователя, закрепленными в отраслевом законодательстве. Эти статьи предусматривают наложение административного штрафа за нарушение срока государственной регистрации в органах государственных внебюджетных фондов (ст. 15.32), за нарушение установленных порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов (ст. 15.33), за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 15.34).

Расследование административного правонарушения по сокрытию страхового случая страхователем на практике часто сопровождается выявлением нарушений правил охраны труда в данной организации, что может повлечь уголовную ответственность лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил в соответствии со ст. 143 УК РФ "Нарушение правил охраны труда".

Состав преступления, выделенного законодателем в ст. 145.1 УК РФ "Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат", может иметь отношение к юридической ответственности страхователя-работодателя, поскольку предусматривает уголовную ответственность руководителей организации и работодателей - физических лиц за невыплату свыше двух месяцев заработной платы, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенных указанными лицами из корыстной или иной личной заинтересованности. Однако на сегодняшний день данная статья носит декларативный характер, судебная практика по привлечению к уголовной ответственности страхователя (работодателя) отсутствует, и пенсии, пособия подлежат взысканию в порядке гражданского судопроизводства.

Ситуация в обязательном социальном страховании в последнее время характеризуется тем, что страховщики все чаще сталкиваются с фальсификациями страховых случаев, т.е. со страховым мошенничеством.

Например, очень часто по просьбе лиц, желающих получить максимальное пособие по беременности и родам, работодатели-страхователи (чаще всего небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели) незаконно устанавливают таким женщинам значительно большую заработную плату, чем полагается по данной должности, или фальсифицируют документы о заработной плате.

При совершении мошенничества в отношении виновного лица ответственность за данное деяние наступает по ч. 1 ст. 159 УК РФ. К сожалению, российское законодательство не знает самостоятельного состава преступления, предусматривающего ответственность за мошенничество в сфере обязательного социального страхования. Обманы относительно наличия страхового случая или размера страховой суммы, повлекшие противоправное завладение имуществом страховщика, квалифицируются как обычное мошенничество.

Следует согласиться с высказанной в литературе на этот счет точкой зрения, что дальнейшее развитие страхового рынка приведет к необходимости включения в УК РФ отдельной статьи, устанавливающей ответственность за мошенничество в сфере страхования, в том числе в сфере обязательного социального страхования <9>.


--------------------------------

<9> См.: Дмитриев Д.Б. Мошенничество в сфере обязательного социального страхования: Дис.... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2004. С. 155.

 

Дальнейший анализ законодательства о конкретных видах обязательного социального страхования позволил бы выявить другие нормы, касающиеся юридической ответственности страхователя-работодателя как субъекта правоотношений в рассматриваемой сфере. На наш взгляд, фрагментарный разброс норм юридической ответственности усложняет их применение и свидетельствует о необходимости их систематизации путем закрепления в федеральных законах о конкретных видах обязательного социального страхования либо более четкого и подробного изложения содержания и видов юридической ответственности в Законе от 24 июля 2009 г. N 212.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Социальные выплаты как меры социальной защиты работника

(Смирнов Д.А.)

("Социальное и пенсионное право", 2010, N 4)

Дата

21.10.2010

Информация о публикации

Смирнов Д.А. Социальные выплаты как меры социальной защиты работника // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4. С. 20 - 22.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ КАК МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКА <*>

 

Д.А. СМИРНОВ

 

--------------------------------

<*> Smirnov D.А. Social payments as measures of social protection of worker.

 

Смирнов Д.А., ассистент кафедры трудового и финансового права ЯрГУ им. П.Г. Демидова, кандидат юридических наук.

 

Статья автора посвящена исследованию законодательства Российской Федерации в сфере социальных выплат отдельным категориям граждан.

 

Ключевые слова: социальные выплаты, социальная защита инвалидов, трудовой стаж, социальные риски.

 

The article is devoted to the study of legislation of the Russian Federation in the sphere of social payments to certain categories of citizens.

 

Key words: social payments, social protection of invalids, labor experience, social risks.

 

Категория социальной защиты является достаточно сложной межотраслевой категорией.

Единого определения этого понятия действующее законодательство не дает, хотя законодатель довольно часто использует этот термин применительно к различным категориям граждан. В частности, действуют федеральные законы, посвященные социальной защите инвалидов, граждан, занятых на работах с химическим оружием, работников организаций угольной промышленности, граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении "Маяк".

В то же время определение социальной защиты было дано законодателем только в ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <1>. Согласно данному Закону социальная защита инвалидов - "система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества".


--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. 27 ноября. N 48. Ст. 4563.

 

В иных случаях законодатель либо вообще не раскрывает значение используемого термина, либо раскрывает значения иных, смежных понятий. Например, Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <2> не дает определения социальной защиты, однако определяет понятие "социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ст. 4); ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" <3> содержит определение социальных обязательств (ст. 1).

--------------------------------

<2> Федеральный закон 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изм. и доп.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР 1991. N 21. Ст. 699.

<3> Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. 24 июня. N 26. Ст. 3033.

 

О.А. Снежко усматривает в этом непоследовательность законодателя, "различный подход к реализации задач российской государственности". В то же время на основе анализа действующих законодательных актов можно сделать вывод, что используемое в большинстве из них понятие "социальная поддержка" является составляющей социальной защиты <4>.

--------------------------------

<4> Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7; СПС "КонсультантПлюс.

 

Неудивительно, что содержание категории "социальная защита" дискутируется в научной литературе. Так, О.А. Снежко, основываясь на легальной дефиниции социальной защиты инвалидов, дает следующее определение социальной защиты: "...под социальной защитой понимается система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, реализуемая путем деятельности соответствующих органов и граждан, уполномоченных государством на создание надлежащих условий, обеспечивающих материальную и иную поддержку в установленных законом случаях, с целью обеспечения достойной жизни и свободного развития граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию" <5>. Т.К. Миронова полагает, что социальная защита - это "деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия" <6>.


--------------------------------

<5> Там же.

<6> Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия "социальная защита" (правовой аспект) // Трудовое право. 2008. N 3. С. 11.

 

Из рассмотренной легальной дефиниции и доктринальных определений социальной защиты следует, что составляющей социальной защиты являются различные меры экономического, правового и организационного характера. Одной из подобных мер нередко называются и социальные выплаты.

ТК РФ значение термина "социальные выплаты" не разъясняет, хотя и использует в ст. 129 ТК РФ в легальных дефинициях тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада). Термин этот используется и в других законодательных и подзаконных актах. Попытаемся выяснить его смысл.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. "О порядке установления стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" <7> содержит обширный перечень выплат, которые входят в класс социальных. Первое, что бросается в глаза при изучении данного нормативного акта, - довольно небрежное отношение к терминологии. Из названия Закона мы можем сделать вывод, что стипендии не относятся к социальным выплатам. Однако уже в ст. 1 ФЗ указывается, что "размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении)". Аналогичный оборот содержится и в ст. 3 рассматриваемого Закона, что позволяет нам сделать вывод, что законодатель все-таки включает стипендии в объем понятия "социальные выплаты".

--------------------------------

<7> Федеральный закон от 7 августа 2000 г. "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" N 122-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. 14 августа. N 33. Ст. 3348.

 

Статья 3 рассматриваемого Федерального закона звучит следующим образом: "Установить, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона, производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года, а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей". На основании этого мы можем сделать вывод, что в ст. 4 ФЗ содержится перечень выплат, которые законодатель относит к социальным выплатам (или даже к особой их разновидности - обязательным социальным выплатам). Статья 4 вносит изменения в 24 законодательных акта, которые, по мнению законодателя, регулируют обязательные социальные выплаты.

Так, к социальным выплатам относятся пенсии, пособия по безработице, единовременное пособие беженцам и вынужденным переселенцам, денежные компенсации жертвам политических репрессий и т.п. Маловероятно, однако, что в ст. 129 ТК РФ законодатель имел в виду именно эти выплаты, так как их вообще нельзя отнести к оплате труда работника - они выплачиваются в рамках правоотношений по социальному обеспечению, и работодатель никакого отношения к их выплате не имеет.

В то же время в перечне ст. 4 Закона наличествуют указания и на выплаты в пользу работников. Так, пп. 2 п. 16 содержит указание на социальные выплаты, осуществляемые в соответствии с Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <8>. А именно, согласно абзацу 3 п. 7 ст. 19 Закона "аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже 100 рублей". Указанная выплата осуществляется за счет работодателя. Пункт 5 ст. 4 рассматриваемого Закона содержит указание и на социальную выплату педагогическим работникам - ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями. Пункт 12 ст. 4 содержит отсылку к ст. 31 ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", регламентирующей порядок обязательного страхования спасателей и выплаты им страховых сумм. Закон от 7 августа 2000 г. содержит указание и на иные подобные выплаты. Схожий перечень социальных выплат содержится и в ФЗ от 1 марта 2008 г. и ФЗ от 14 июля 2008 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" (оба законодательных акта имеют одинаковое наименование) <9>.

--------------------------------

<8> Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. 26 августа. N 35. Ст. 4135.

<9> См.: Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2008. 3 марта. N 9. Ст. 817; Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2008. 21 июля. N 29 (ч. 1). Ст. 3410.

 

Таким образом, можно констатировать, что в понятие "социальные выплаты" законодатель включает весьма разнородные по своей правовой природе выплаты. Так, к социальным выплатам относятся компенсационные выплаты. Подобное понимание социальных выплат входит, однако, в противоречие с Трудовым кодексом, в частности со ст. 129 ТК РФ, которая четко отграничивает социальные выплаты от компенсационных и стимулирующих выплат.

Выход из сложившегося положения видится в выделении двух разноуровневых понятий социальных выплат. Так, можно выделить общую, обобщающую категорию социальных выплат и для трудового права, и для права социального обеспечения. Социальные выплаты в этом смысле представляют собой меры социальной защиты, т.е. направлены, если использовать определение Т.К. Мироновой, "на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств, а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия".

В Трудовом кодексе социальные выплаты понимаются в несколько ином, более узком смысле. Попытаемся дать определение социальных выплат в контексте использования данного понятия в ТК РФ. В современной практике уже обычным стало установление на коллективно-договорном и локальном уровне таких выплат, как материальная помощь, выплаты по случаю рождения ребенка, вступления в брак и т.п. <10>. Следует отметить, что судебная практика подобные выплаты относит к мерам социальной защиты <11>.

--------------------------------

<10> Так, в коллективном договоре на 2006 - 2008 гг., действующем на ЗАО "Норский керамический завод", выделен отдельный раздел "Социальные гарантии и льготы", где содержатся основания для оказания материальной помощи работникам (Коллективный договор ЗАО "Норский керамический завод на 2006 - 2008 гг. // Архив Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области). Схожая ситуация имеет место и в коллективном договоре на 2007 г. ОАО "Ярославский завод дизельной аппаратуры" (Коллективный договор ОАО "Ярославский завод дизельной аппаратуры" на 2007 г. // Архив Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области).

<11> Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 августа 2006 г. N Ф04-5249/2006(25397-А27-6)(26004-А27-6) // СПС "Гарант"; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 августа 1998 г. N А49-1410/98(34ак/17) // СПС "Гарант".

 

Однако остается неясной природа указанных выплат. Основания осуществления данных выплат не связаны с количеством и качеством труда работника. В то же время и сами выплаты не имеют юридической связи с производительностью труда работника. Их нельзя отнести ни к вознаграждению, ни к поощрению за труд, ни к компенсационным выплатам. Полагаем, что данные выплаты и следует включить в особую группу выплат в пользу работника - социальные выплаты. Дополнительным доводом в пользу данного предложения может служить и выделение данной группы выплат в коллективно-договорных и локальных актах. Кроме того, некоторые акты предусматривают оказание материальной помощи только при условии предоставления платежных документов, подтверждающих фактическое осуществление работником затрат. И здесь можно было бы говорить о компенсациях, если бы не тот факт, что указанные затраты были произведены работником не в связи с исполнением им трудовых обязанностей (например, материальная помощь в случае смерти члена семьи, в случае необходимости лечения и т.п.).

В то же время указанные выплаты имеют своей целью возмещение работнику (полное или частичное) последствий наступления определенных жизненных ситуаций, чреватых большими затратами. Основание производства социальных выплат схоже с основанием выплаты страховой суммы при социальном страховании. Согласно ст. 3 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" <12> под социальным страховым риском понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование. Его можно применить и к нашему определению. М.Ю. Федорова выделяет две трактовки категории "социальный риск". Согласно узкой трактовке риск представляет собой утрату заработка или иного трудового дохода вследствие невозможности участия в экономическом процессе по уважительным причинам. Согласно широкой трактовке социальный риск, помимо утраты заработка вследствие уважительных причин, включает в себя и иные события, влекущие падение уровня жизни по объективным причинам <13>. Полагаем, что социальные выплаты имеют в основании социальный риск в широком смысле.

--------------------------------

<12> См.: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. 19 июля. N 29. Ст. 3686.

<13> Федорова М.Ю. Понятие социального страхования // Журнал российского права. 2001. N 1. С. 35 - 37.

 

Таким образом, под социальными выплатами в трудовом праве предлагается понимать выплаты, имеющие целью возмещение работнику последствий наступления социальных рисков (материальная помощь, выплаты по случаю рождения ребенка, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и др.).

 

 

 

 

Название документа

Статья: Особенности заключения договора оказания медицинских услуг

(Ситдикова Л.Б.)

("Социальное и пенсионное право", 2010, N 4)

Дата

21.10.2010

Информация о публикации

Ситдикова Л.Б. Особенности заключения договора оказания медицинских услуг // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4. С. 27 - 30.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ <*>

 

Л.Б. СИТДИКОВА

 

--------------------------------

<*> Sitdikova L.B. Peculiarities of con clusion of contract for rendering medical services.

 

Ситдикова Л.Б., заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Московского института экономики менеджмента и права.

 

В статье автор исследует гражданско-правовые отношения, возникающие между врачом (медицинским учреждением) и больным (пациентом) в связи с оказанием услуг, направленных на восстановление здоровья пациента.

 

Ключевые слова: медицинское учреждение, врач, пациент, медицинская услуга, договор медицинской услуги, договор присоединения.

 

The author of the article studies civil-law relations arising between the doctor (medical institution) and ill person (patient) in connection with rendering services aimed at restoration of health of the patient.

 

Key words: medical institution, doctor, patient, medical service, contract of medical service, contract of accession.

 

Меры медицинского характера реализуются в процессе возникающих отношений между медицинским учреждением (врачом) и пациентом. Будучи урегулированными правовыми нормами, данные отношения становятся правовыми, при этом они должны учитывать специфику различных видов медицинских услуг, разделенных в соответствии с их целевым функциональным назначением (услуги скорой медицинской помощи, услуги кабинета функциональной диагностики, услуги стоматолога и т.д.). Поэтому большую актуальность приобретают вопросы гражданско-правового регулирования отношений, связанных с оказанием медицинских услуг.

Следует заметить, что гражданско-правовые отношения характеризуются следующими общими признаками: равенство сторон, выражающееся в наличии у них определенных прав и обязанностей по отношению друг к другу, а также обоюдной ответственности в случае неисполнения сторонами принятых на себя обязательств; регулирование отношений нормами законодательства, положениями заключенного договора, обычаями делового оборота; гражданско-правовая ответственность; рассмотрение споров в добровольном (досудебном) порядке либо в порядке гражданского (арбитражного) судопроизводства.

Гражданско-правовые отношения, связанные с оказанием медицинских услуг, можно разделить на две группы. Первую группу объединяют правоотношения, возникающие в системах обязательного медицинского страхования (ОМС) и дополнительного медицинского страхования (ДМС). Статья 4 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" <1> регламентирует, что медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования (в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение). Оказание медицинских услуг гражданам-пациентам в системах ОМС и ДМС осуществляется на основании договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг). В соответствии со ст. 23 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) - это соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования. Вторую группу правоотношений объединяют гражданско-правовые отношения, возникающие между медицинским учреждением (врачом) и гражданами при оказании платных медицинских услуг, когда плательщиком является сам гражданин-пациент. Данные правоотношения также оформляются договором оказания медицинских услуг.

--------------------------------

<1> См.: Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (в ред. от 18 июля 2008 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. N 27. Ст. 920.

 

Таким образом, оказание медицинской помощи как в системе страховой медицины, так и при непосредственном обращении пациента в медицинское учреждение (к врачу) должно оформляться общей юридической формой - договором оказания медицинских услуг, который является основным гражданско-правовым инструментом охраны прав граждан при получении ими медицинской помощи. По своей правовой природе этот договор соответствует гражданско-правовому договору возмездного оказания услуг, регулируемому положениями главы 39 ГК РФ. Поэтому основным нормативным актом, регламентирующим процесс оказания медицинских услуг, является ГК РФ, где в п. 2 ст. 779 указано, что правила главы 39 "Возмездное оказание услуг" применяются к договорам оказания медицинских услуг. Следует заметить, что при оказании медицинских услуг как в системе страховой медицины, так и при ее платном предоставлении необходимо рассматривать применение не только ГК РФ и законодательства, регулирующего медицинскую деятельность, но и законодательства о защите прав потребителей <2>. Этот Закон является специальным по отношению к ГК РФ, так как сфера его действия ограничена специфическим субъектным составом участников соответствующего правоотношения. Ю.В. Данилочкина отмечает, что на практике законодательство о защите прав потребителей, в силу недостаточной законодательной проработки их регламентации, не применяется для охраны прав пациентов в системе ОМС <3>. По данному вопросу необходимо руководствоваться ст. 4 Закона о медицинском страховании, которая регламентирует обязанность страховой медицинской организации организовывать и финансировать предоставление застрахованному контрагенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам ОМС и ДМС, а также ст. 6, регламентирующей права граждан в системе медицинского страхования <4>. Таким образом, действующее законодательство гарантирует застрахованному контрагенту-пациенту одинаковые права как в системе ДМС, так и в системе ОМС, и на него в полном объеме должно распространяться законодательство о защите прав потребителей.

--------------------------------

<2> См.: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

<3> См.: Данилочкина Ю.В. О единообразии регулирования оказания медицинских услуг в Российской Федерации // Медицинское право. 2008. N 2. С. 21 - 22.

<4> См.: Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (в ред. от 18 июля 2008 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920.







Date: 2015-09-17; view: 319; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию