Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование детей





 

За период с 1990 по 1999 гг. число постоянных дошкольных учреждений сократилось на 21,9%, а численность детей в них - на 37,8%[245]. Это объясняется сокращением численности детей соответствующего возраста, возможностью воспитывать детей дома до 3-х лет без потери родителями трудового стажа, выплачиваемыми родителям, воспитывающим детей дома, пособий; возросшей платой за пребывание детей в детских садах и яслях, при определении приоритетов при распределении средств на образование интересы детей дошкольного возраста, как правило, учитываются в последнюю очередь.

Так, результаты обследования, проведенного ВЦИОМ в июне 1999 г., показали, что дошкольные учреждения посещают лишь 42% детей, хотя- в недалеком прошлом их доля составляла более 80%. Помимо непосредственной платы за детский сад, родители вынуждены оплачивать: дополнительные занятия (24%), питание детей (23,5%), услуги по ремонту детских дошкольных учреждений (56%), различные сборы в родительский комитет (46%). В семьях, где родители не участвуют в оплате тех или иных дополнительных услуг по дошкольному воспитанию детей, в 17% случаев родители просто не могли оплатить данные расходы по причине тяжелого материального положения.

Столь значительное сокращение численности детей в дошкольных учреждениях, рост затрат за оплату детей, посещающих данные заведения, имеет серьезные последствия, особенно для детей, проживающих в неблагоприятных условиях, не благоприятных семьях, живущих за чертой бедности. Для таких детей эти учреждения выступают средством социальной защиты, восполняя пробелы или недостатки семейного воспитания и бюджета семьи.

Необходимо отметить, что хотя воспитание детей раннего возраста родителя ми, а не в дошкольных учреждениях имеет значительные преимущества, надо иметь в виду, что родители мало подготовлены к воспитанию своих детей. Детский сад дает детям значительно больше, чем просто уход за ними. Они получают азы подготовки в школе, учатся общению друг с другом. Обследования, проведенные в Москве, показывают, что даже в благополучных семьях ребенок, находящийся дома, в значительной степени предоставлен самому себе. В качестве основного занятия родители могут предложить ему раскрашивание картинок, просмотр всех подряд телевизионных программ, иногда, когда у родителей есть свободное время — чтение книг. Родители даже не осознают, сколь низок их педагогический потенциал и как это может быть губительно для ребенка.

Развивается в РФ и система частных детских садов, правда их доля очень невелика и вряд ли в ближайшее время будет возрастать. Это, в основном, сады для детей богатых родителей, ориентированных на западный образ жизни и предъявляющих иные требования к воспитанию своих детей. По их мнению, необходимо как можно раньше начать образовывать детей. Отдавая своего ребенка в 4 года в детский сад, они считают необходимым изучение им английского языка, умение бегло читать, считать, писать. Таким образом, богатые родители уже перестают относиться к своему ребенку как к ребенку, он становится для них учеником.[246]

В последние годы наметилось некоторое улучшение профессионального состава работников детских дошкольных учреждений Так, за 1990-1999 гг. число педагогических работников дошкольных учреждений, имеющих высшее и среднее педагогическое образование, возросло на 14,6%, в том числе высшее — на 37,9%. среднее педагогическое — 7,8%. В дошкольные учреждения приходят специалисты, более подготовленные к работе с детьми, чем имело место ранее. Так, число учителей-логопедов в детских дошкольных учреждениях возросло на 75,7%[247], учителей-дефектологов — почти в 2 раза. Это должно оказать положительное воздействие на воспитание детей, их подготовку к учебе в общеобразовательной школе.

Развитие детей в огромной мере определяется организацией школьного воспитания. В 1999/2000 гг. в России насчитывалось 66,9 тыс. дневных общеобразовательных школ, в которых обучалось 20,8 тыс. детей[248].

Образование в России по-прежнему остается на достаточно высоком уровне. Однако надо отметить, что в значительной мере подобные результаты отражают унаследованные достижения системы школьного образования Они не развиваются и не совершенствуются в современных условиях.

Положительным моментом в системе образования является сокращение на грузки учителей. Если в 1990/1991 гг. на одного учителя в среднем приходилось 13,9 учеников, то в 1999/2000 гг.— 12,1.

В последние годы стал меняться профессиональный состав преподавателей дневных общеобразовательных школ. Число учителей, имеющих высшее образование, выросло с 1990 по 1999 гг. с 74,6 тыс. до 77,3 тыс. человек или на 3,2%, не законченное высшее — сократилось с 3,1 тыс. до 2,6 тыс. человек или на 43%, среднее педагогическое — сократилось с 19,6 тыс. до 17,2 тыс. человек или на 12,4%[249], что должно самым непосредственным образом сказаться на качестве образования учащихся.


Выросла степень селективности и конкуренции в образовании. Появились элитарные, лучше финансируемые колледжи и лицеи для старшеклассников, частные школы. Это, возможно, принесет определенную пользу более одаренным детям или детям состоятельных родителей, но вряд ли даст что-либо основной массе детей.

Недостатки современной системы образования можно разделить на две группы:

• организационные;

• методологические.

К организационным относятся обучение почти четверти детей во вторую смену; отсутствие в школах необходимого оборудования, средств для его покупки.

К методологическим — неготовность учителей «дать» увеличивающийся объем информации в ограниченное число часов.

Сейчас объем информации, которую должен освоить школьник, намного пре восходит возможности детей и потребности в знаниях для основной массы людей.

Другой недостаток школы — отсутствие учета способностей, наклонностей, состояния здоровья детей. Наличие неизменных и единых для всех детей методов и приемов обучения, принудительный характер обучения приводит к снижению интереса детей к учебе, их успеваемости. Так, исследование, проведенное Центром охраны здоровья детей и подростков РАМН, показало, что при современной системе обучения, не учитывающей, например, пол ребенка, к десятому классу число психополовых различий в поведении юношей и девушек сокращается до двух, в то время как у первоклассников их было одиннадцать.

По мнению некоторых исследователей, такая система образования характеризуется жесткой зубрежкой, не удовлетворяет и не стимулирует учащихся и далека от концепции образования, ставящей ребенка в центр учебного процесса Ученик сегодня почти безвозрастный субъект. Методика обучения у выпускника почти не отличается от применяемой в младших классах: поурочный контроль, дробная дозировка знаний.

Такая практика приводит к увеличению хронической умственной усталости детей и к постоянным физическим недогрузкам. Особенно это касается обучения в частных учебных заведениях.

Научный центр здоровья детей РАМН обследовал более 2 тыс. школьников-учащихся 1-11 классов массовых школ, лицеев, гимназий. Оказалось, что дефицитом сна страдает около 50% учащихся массовых школ, 60% лицеистов и гимназий[250]. В результате несовершенства методов обучения, перегрузки школьников растет число второгодников, участились отчисления и уход из школы учащихся моложе 14 лет. До начала перестройки почти 100 процентов детей учились в основной общеобразовательной школе. К настоящему времени, по данным Минобразования РФ, около 2 млн. детей школьного возраста не учится и не работает.

Наиболее ограничен доступ к образованию детей из бедных, малообеспеченных и неполных семей, семей беженцев и проживающих в сельской местности и небольших городах.

Одной из причин снижения посещаемости государственных общеобразовательных школ детьми является фактическая платность обучения вопреки декларируемой Конституцией РФ всеобщей бесплатности образования. Специально про веденное ВЦИОМ в 1999 г. обследование показывает, что обучение детей в государственных учебных заведениях становится частично платным и требует дополнительных расходов семьи:


• 82% — родителей вынуждены доплачивать за учебники и учебные пособия;

• 86% — за текущий ремонт школы;

• 70% — за различные сборы в родительский комитет;

• 32% — за охрану школы;

• 21% — за дополнительные занятия.

При этом только 26% школьников имеют бесплатное питание, причем подавляющее большинство из них не смогли бы его оплатить в случае отсутствия бес платного.

Процессы ограничения доступа к образованию и снижения уровня обучения, если их не приостановить, могут иметь далеко идущие последствия, особенно учитывая, что завтра дети станут работниками, а уже сегодня мир переживает второй

• компьютерный этап научно-технической революции, активно идет процесс формирования «экономики знаний». В этих условиях становления ребенка работником может быть успешным только если он сформируется как полноценная, хорошо образованная личность.

Вместе с тем подростки не считают, что положение безвыходно. Результаты обследования, проведенного авторами среди учащихся 8-9 классов Москвы, показали:

• 27% подростков уверены, что можно улучшить организацию учебного процесса;

• 48,6% — взаимоотношения с учителями

Еще одной группой детей, доступ которых к образованию часто ограничен, являются дети с умственными и физическими недостатками. «Дефектологический» подход к детям-инвалидам обусловил обучение таких детей в специальных школах, отдельно от остальных. Это не способствует социальной интеграции детей-инвалидов. А условия в специальных школах-интернатах, куда часто помещают таких детей, нередко опасны для их благополучия.

Недостаток работы школ во многом определяется уровнем подготовки педагогического персонала. Ситуация такова, что в условиях конкурсного поступления в педагогические вузы из-за низкой их престижности в них поступают студенты, не имеющие необходимых знаний. Отсутствует и профессиональный отбор в эти вузы студентов, которые могут и хотят работать с детьми. Следствием этого является низкая квалификация учителей, их грубость и жестокость.

Претерпело изменение внешкольное воспитание детей. Фактически исчезли детские библиотеки, кинотеатры для юношества, театры юного зрителя. Можно сказать, что система внешкольного воспитания практически ликвидирована.

Индустрия детского и юношеского отдыха и досуга сейчас в значительной степени ориентируется на платные услуги. Это сказывается, в первую очередь, на детях из семей с низкими доходами. Средств для организации отдыха детей нет ни у родителей, ни у организаций, где работают родители. Часть детей вынуждена оставаться в городе практически без полноценного отдыха, что, без сомнения, сказывается на их развитии. Это имеет и другую отрицательную сторону — дети, предоставленные сами себе, развлекаются как могут. Преступные группировки, наркомафия активно привлекают к своей деятельности этих праздношатающихся подростков. И такая возможность заработать деньги особенно привлекательна для детей из многодетных, неполных, бедных семей.

Оторванность детей от достижений культуры и искусства не позволяет воспитывать всесторонне развитого человека А как утверждают психологи, человек, лишенный возможности эстетическою воспитания, не может обеспечить высокое качество работы.

О необходимости восстановления системы внешкольного воспитания свидетельствует проведенное автором обследование. Оно показало, что-

• 66,7% опрошенных подростков считают, что нужны учреждения, которые будут заниматься вопросами досуга подростков;

«77,8% — вопросами организации отдыха;

• 55,5%— воспитания и внешкольного образования.

Именно об этом свидетельствует и набирающее в России силу детское общественное движение, возрождение пионерских, появление скаутских организаций.







Date: 2015-09-17; view: 330; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию