Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Определяя место и роль вопроса и вопросно-ответных отношений в процессе познания, что мы и постарались сделать в настоящей работе⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31
Определяя место и роль вопроса и вопросно-ответных отношений в процессе познания, что мы и постарались сделать в настоящей работе, мы тем самым вскрываем общие принципы построения вопроса. Но понятно, что знание общих принципов еще недостаточно для работы с конкретными формами вопроса. Необходима эскалация этих общих принципов к конкретным формам вопроса, выявления на каждом уровне общности своих частных законов и закономерностей, правил и особенностей построения конкретного вопроса. Практика показывает, что этих форм такое многообразие и они настолько отличаются друг от друга, что приводит к мысли о наличии различных исходных сущностей вопроса. Во многом это определено тем, что и в самом деле вопросы работают в различных областях социального бытия, и каждый из них отражает в той или иной степени различные его сущности. Это касается не только вопроса, а практически каждого социального явления. Но именно это нередко приводит к мысли о наличии и многообразии сущностей для каждого явления. Задача исследователя заключается в том, чтобы для каждого явления найти именно его сущность и особенности ее проявления в других явлениях или областях социального бытия. Вопрос — это такое явление, которое используется в различных социальных областях и связано со всеми сторонами социального бытия. Естественно и форма вопроса, и характер его построения существенно меняются. Например, вопрос в форме физических действий, что нередко проявляется в обыденной жизни и вопрос-проблема, существующая в исследовательской научной практике весьма сильно отличаются по форме друг от друга. Даже в одной области социального бытия вопросы приобретают различный характер и форму построения. Множество форм и различных функций определяется и той конкретной задачей, которую должен решить вопрос. Отсюда возникает довольно сложная задача, каким должен быть конкретный вопрос, и каким образом общие принципы построения вопросов находят выражение в его конкретном виде. Но важно иметь в виду и другое, что выработанные правила построения вопроса никогда не являются абсолютными. Они всегда относительны той или иной поставленной задачи. Абсолютизация правил, как и абсолютизация общих принципов приводит к догматизации и застыванию самого процесса познания. Нередко это проявляется в том, что правила построения вопроса диктуются как категоричное требование. Соглашаясь с тем, что и в самом деле строгое использование правил, в определенной степени гарантирует получение достоверной информации и истинного знания, тем не менее, это требование может превратиться в определенной ситуации в свою противоположность. Правило это жесткое и не жесткое взаимодействие ряда явлений. И все эти правила работают не сами по себе, не по отдельности, а только во взаимодействии, в их совокупности, в некоторой единой системе связи. Кроме того, что правила всегда относительны, имеют ограниченную область применения и свои исключения, они сами по себе не имеют содержательного значения вне основной задачи исследования. Правильно построенный вопрос — это вопрос, который соответствует своему объекту исследования. Правило — это понятие, которое описывает некоторые законы и закономерности взаимосвязи явлений, с ожидаемым результатом. Явление будучи самостоятельным образованием, вступая в контакт с другим таким же самостоятельным и устойчивым образованием, взаимодействуют, исходя из своих внутренних сущностей. При многократном взаимодействии появляются некоторые устойчивые формы с известным результатом, как решение их общей задачи. В свою очередь эти устойчивые формы превращаются в закономерности, которые могут переноситься и на другие явления при взаимодействии, чтобы получить устойчивый результат и решить свои задачи. Эти закономерности мы и пытались представить читателям. Еще раз необходимо подчеркнуть, что в данной работе мы решали только одну задачу, определения общих принципов построения вопроса. Частными принципами или правилами построения вопроса мы уделяли меньше внимания и только в той доли, чтобы показать каким образом находят свое выражение общие принципы в частных формах и насколько важно знать эти правила для правильного построения вопроса. Надеемся, что нам эта задача удалась и наши выводы помогут для дальнейших исследований в этой области. Москва, 1993
СОДЕРЖАНИЕ Введение...... Глава 1. ПРОБЛЕМА ВОПРОСА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ Старая логика и новые проблемы...... Диалогический метод диалога....... Определенность неизвестного или известная неопределенность Глава II. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМ ВОПРОСА....... Два аспекта одного направления....... Противоречивая сущность вопроса...... Вопрос в невопросной форме....... Что понятно ЭВМ и непонятно человеку?.... Классификация вопросов......... Глава III. ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ МИР Зачем человеку знать?......... Существует ли настоящее?........ Объект в системе субъекта........ Прошлое в настоящем......... Гипотетическое видение реального мира..... Гипотетическая форма построения мира..... Почему человек знает, что он знает?..... Границы возможного......... Две формы одного процесса........ Глава IV. ЧТО ТАКОЕ ВОПРОС?...... Знание в форме вопроса...... Вопрос как знаковая система.. —. Знаки отличия и отличие знаков.... Этапы познания и форма вопроса.... Вопросы первого и второго типа.... Соотношение вопроса и ответа..... Глава V. ЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ВОПРОСА Концептуальная основа логической структуры вопроса Как решается логическая структура вопроса? Природа известного и неизвестного в вопросе Вопрос без концепции....... Ограниченное множество....... Концепция без вопроса....... Неопределенность знания и знание неопределенности Вопрос в системе вопросов...... Откуда берутся аксиомы?...... Подход к истине Символическая запись вопроса Заключение..,.
ЦНИЭИуголь. Типография. Заказ №
[1] Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., Политиздат, 1984, с. 269.
[2] Ильенков Э. В. Указ. соч. с. 15, 16.
[3] Микеладзе 3. Н. Что такое «Топика» Аристотеля? Вопросы философии, 1979, № 8, с. 109—113.
[4] Микеладзе 3. Н. Там же.
[5] Аристотель. Соч. в четырех томах. М., 1978, т. 2, с. 106..
[6] Там же [7] Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985 г. с. 361—362.
[8] Аль-Фараби. Историко-философские трактаты, Алма-Ата, 1985 г. с. 361—362. [9] Там же. [10] Бэкон Ф., Соч. в двух томах, М., Мысль, 1977, т. 1, с. 298
[11] Бэкон Ф. Соч. в двух томах, М., Мысль, 1977, т. 1, с. 298.
[12] Там же. [13] Декарт Р. Правила для руководства ума.— Соч. в двух томах, т. Мысль, 1989, с. 77—133.
[14] Кондильяк. Соч. в трех томах. М., Мысль. 1983, т. 3, с. 261. [15] Там же, с.262. [16] Г. Лейбниц. Соч. в четырех томах. — М., Мысль, 1983, т. 2, с. 364. [17] Там же. [18] Г. Лейбниц. Соч. в четырех томах.— М., Мысль, 1983, т. 2, с. 375.
[19] Кондаков Н. И. Логический словарь. — М., Наука, 1970, с. 79. [20] Копнин П. В. Природа суждения и формы выражения его в языке. - М., 1957, с. 318.
[21] Сергеев К. А., Соколов А. Н. Логический анализ форм научного поиска. — Л., Наука, 1986, с. 4. [22] Копнин П. В. Указ. соч. [23] Сергеев К. А., Соколов А. Н. Указ. соч., с. 3—4. [24] См. Ильенков Э. В. Указ. соч. [25] См. Гортари Э. Введение в диалектическую логику. М., 1959, с. 311—313; Лимантов ф. С. Вопрос и истина. Вопрос, мнение, человек. Л., 1971, с. 28; Берков В. Ф. Вопрос как форма мысли. Минск, 1972, с. 49 и др. [26] См. Нарский И. С. Диалектическое противоречие и логика познания. М., 1969, с 8. [27] Сергеев К. А., Соколов А. П. Указ. соч., с. 50. [28] Сергеев К. А., Соколов Н. И. Указ. соч., с. 51. [29] Копнин П. В. Философские идеи В. И. Ленина и логика. - М., 1959, с. 296.
[30] Копнин П. В. Диалектика, логика, наука. — М., Наука, 1973, с. 217—218. [31] Лимантов Ф. С. О природе вопроса. Вопросы, мышление, человек. Л., 1971, с. 11. [32] Лимантов Ф. С. О природе вопроса. Вопросы, мышление, человек.— Л., 1071, с. 19.
[33] Сергеев К. А., Соколов А. II. Логический анализ форм научного поиска.— Л., Наука, 1986 г., с. 4. [34] Старченко А. А., Волченко М. В. Семантика вопроса в естественном языке. Логико-методологические исследования.— М., МГУ, 1980, с. 266.
[35] Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов.— М., Прогресс, 1981.
[36] Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов.— М., Поогоесс 1981 с 13-14. [37] Там же.
[38] Сергеев К. А., Соколов А. Н. Логический анализ форм научного поиска.— Л.: Наука, 1986., с. 9. [39] Сергеев К. А., Соколов А. Н. Логический анализ форм научного поиска.— Л.: Наука, 1986, с. 11.
[40] Пойа Д. Математическое открытие.— М., 1970, с. 145.
[41] Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., Наука, 1980, с. 297.
[42] Сергеев К.А., Соколов А.Н. Логический анализ форм научного поиска. -Л., 1986, с. 115.
[43] Зегет В. Элементарная логика.— М., Высшая школа, 1985, с. 60.
[44] Филлипов А. О. О сущности суждений. Наукови записки катедерищ ictapii европейской культури. Харькiв, 1929, вып. 3, с. 183.
[45] Сергеев К. А., Соколов А. Н. Логический анализ форм научного поиска.— Л„ Наука, 1986, с. 12—13.
[46] Сергеев К. А,, Соколов А. Н. «Логический анализ форм научного поиска»,-Л., Наука, 1986, с. 12—13. [47] Зуев Ю. И. К логической интерпретации вопроса. Логико-грамматические очерки. —М., Высшая школа, 1961, с. 121.
[48] ЗуевЮ.И. Указ. соч., с. 121. [49] Нередко мы пытаемся найти за нашими понятиями такую объективную реальность, которой на самом деле не существует, или же пытаемся описать объективную реальность в старых понятиях. [50] СлавскаяК. А. Мысль а действии.— М., Политиздат, 1968. с. 40. [51] Платон. Соч.— М., Мысль, 1970, Т. 2, с. 22—23.
Date: 2015-09-05; view: 400; Нарушение авторских прав |