Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Символическая запись вопроса 1 типа
Если исходить из того, что логическая структура вопроса и суждения, идентичны, что принципиальная сущность этой логической структуры подобна логической форме причинно-следственной зависимости, то основной формулой вопроса-суждения выступает (S ® Р), т. е. основная формула определяется зависимостью между двумя ее структурными элементами. Используя эту зависимость, можно построить эротетический язык вопросно-ответных отношений, что для установления диалоговых систем имеет принципиальное значение. Учитывая относительную простоту предлагаемого языка, можно надеяться, что он будет принят логиками (хотя в настоящем разделе и не ставилась задача по разработке и представлению формализованного языка — языка вопросов и ответов). В формальной записи вопрос можно представить таким образом: [ (S ® Р) V (S ® Р) ]?
читается так: «Верно ли, по вашему мнению, что S есть Р, или вы не согласны с тем, что S есть Р». Например, «Согласны ли вы с тем, что все люди смертны?» с альтернативами: «Да», «Нет». Выбирая ту или иную альтернативу, отвечающий соглашается или не соглашается с предлагаемым утверждением, суждением, концептуальным положением, т. е..выбирает для ответа суждение: «Да, я согласен, что все люди смертны» или «Нет, я не согласен, что все люди смертны». Следующее вопросительное выражение:
[ (C ® S) V (C ® S) ]?
читается следующим образом: «Согласны ли вы с тем, что Сократ человек, т. е. принадлежит к понятию «все люди»? Если ответ положительный, то идет следующая запись: [ (C ® Р) V (C ® Р) ]?
читается: «Согласны ли вы с тем, что Сократ смертен или вы не согласны, что Сократ смертен?» Если ответ положительный, то он считается выводом. Формальная его запись выглядит в общем виде так: [ (S ® Р) V (S ® Р) ] L [ (C ® S) V (C ® S) ] L [ (C ® Р) V (C ® Р) ]?
Понятно, что правило вывода можно соблюсти только в том случае, если получен положительный ответ на первый и второй вопрос; и только в этом случае можно сформулировать третий вопрос, ответ на который выступает выводом:
[ (S ® Р) L (C ® S) ] ® [ (C ® Р) V (C ® Р) ]?
читается таким образом: «Если все люди смертны и если Сократ человек, то значит ли это, что Сократ смертен или не значит, что Сократ смертен?» Но это еще не вывод, а только вопрос. Вывод последует только в том случае, если будет какой-то ответ. Отсюда выводом служит то, что выступает следствием из всех трех вопросов, т. е. что представляется ответом на каждый вопрос:
[ (S ® Р) L (C ® S) L [ (C ® Р) ] ® [ (C ® Р) ]
написанное можно прочесть таким образом: «Если все люди смертны, и если Сократ человек и если Сократ смертен, то значит Сократ смертен». В конечном итоге этот диалог принимает классическую форму простого силлогизма: [ (S ® Р) L (C ® S) ] ® [ (C ® Р) ]
«Если все люди смертны и если Сократ человек, то Сократ смертен». Но необходимо помнить, что имеем дело не с двумя, а с тремя понятиями: «все», «люди», «смертны» и сочетанием этих понятий. В таком случае формальная запись примет следующий вид: { [ (S L Б) ® Р ] L (C ® [ S L Б ] } ® (C ® P ]
«Если все (S) люди (Б) смертны (Р) и если Сократ (С) есть человек (S L Б), то Сократ (С) — смертен (Р)». В самом общем виде, если силлогизм (S ® Р) представить как (А), силлогизм (С ® S)— (Б) и силлогизм (С ® Р) представить как (В), то общая формула будет выглядеть таким образом: [ (А V А)? L (Б V Б)? ] ® (В V В)?
Как видно здесь имеются три самостоятельных и одинаковых предположения: (А V А); (Б V Б); (В V В).
Но между ними имеются и принципиальные различия, если они находятся в некоторой логической цепочке рассуждения. А именно, если в первом предложении мы получаем (А), то теряют смысл и все остальные предложения, их просто не существует, поскольку это означает, что концепция (А V А) не подтвердилась, оказалась ложной; тем самым это означает, что мы должны начать всю работу сначала. Для логического рассуждения необходимо всегда иметь утвердительную концепцию, имеющую положительное, подтверждающее значение, а именно, необходимо иметь (А). Только в этом случае можно сформулировать другую концепцию и другое предположение, которое также имеет вид концептуально-гипотетического знания, в частности (Б V Б). Уместно несколько слов сказать о принципе ложности логического предположения. Если подходить к понятию ложности, как к такому предложению, которое не истинно, то в данной интерпретации ложность, как самостоятельное понятие, исчезает. Это означает, что, если концепция, которая представлена как гипотетическая, как возможно истинная, не подтвердилась, то она просто исчезает, ее не существует; она не может существовать, она может оставаться гипотетической, возможно истинным знанием. Но и в этом случае нельзя ею пользоваться как утвердительно истинной. Конечно, в жизни нередко пользуются такими концептуальными положениями, знаниями, которые как будто считаются истинными, и такими они принимаются для дальнейшего логического рассуждения, но которые на проверку оказываются неистинными. Их называют ложными. И в таком случае необходимо познавательный процесс начинать сначала, т. е. с того момента, когда была обнаружена ложность концепции. Но независимо от этого, названа или установлена неистинность, принцип остается тем же самым: как только определена ложность концепции, она тем самым сразу же уничтожается. Между тем, при проверке на истинность или ложность, концепция не опровергается. В таком случае лишь говорится о том, что она не подтвердилась, и все. Доказательства ее неистинности развертываются на следующем этапе, причем по той же самой схеме и по тому же самому принципу, по которому определяется истинность концепции. Таким образом, если в формуле (Б V Б) мы получаем (Б), то в этом случае так же теряется смысл третьего предложения, а именно (В V В). Вывод (Б) означает, что мы неверно сформулировали вторую концепцию и тем самым не получили вторую аксиоматическую посылку, а, значит, не имеем возможности строить силлогизм и делать какой-либо вывод. И только при положительном (Б) мы можем сформулировать (В V В), т.е. получить концептуально-гипотетический вывод или вопрос (В V В)? В этом случае получается следующая формула: (А L Б) ® (В V В)?
И здесь также образуется вопрос, т. е. в результате движения понятий (которые образовались вследствие выработки концептуально-гипотетического преобразования) определились аксиоматические предложения или суждения. В общем виде вопрос можно представить в виде такой формулы: ® (В V В)?
т. е. Образовалось концептуально-гипотетическое значение. Если ® (В), то (В) снимается, и в этом случае основой сразу же становится аксиоматическое положение, служащее, в свою очередь, основой дальнейшего логического рассуждения, например:
(В L Г) ® (Д V Д)? и т.д.
Таким образом, имеется форма движения познания от незнанию к знанию: (А V А)? L (Б V Б)? ® (В V В)? если (А V А)? = А; если (Б V Б) = Б, то (А L Б) ® (В V В)?
Формально при анализе вопросительной формы знания, мы останавливаемся на предложении (В V В)? Но по сути дела, как это уже отмечалось, эта форма вопроса содержит в себе ответ, т. е. ответ есть или (В) или (В). Если получаем (В), то тем самым оправдываем и (А L Б), но если получаем (В), что тем самым не подтверждаем и (А L Б), т. е. вся цепочка логических рассуждений оказывается неправильной. Напомним, что (А L Б) есть
[ (S ® Р) L (С ® S) ] ® [ (С ® Р) V (С ® Р) ]?
Ответ — это есть по сути дела обратная операция от вопроса к аксиомам.
(В V В)? ® (А L Б)?
которые так же ставятся под вопрос, т. е. { (А L Б) V (А L Б) ]?
Мы по существу проделываем ту же логическую операцию, что и при формулировке вопроса. При требовании ответа мы получаем (для отвечающего) вопрос как данное, которое необходимо проверить. Если мы получаем (В V В)?, то является ли (А L Б) истинными или иначе, является ли истинным рассуждение:
((S ® Р) L (С ® S) ]?
Сама эта форма, как логическое рассуждение, становится под вопрос и принимает концептуально-гипотетическую форму знания, т. е.
{ [ (S ® Р) L (С ® S) ] ® [ (S ® Р) L (С ® S) ] }?
Это означает, верна ли та логика рассуждения, которая привела к новому концептуально-гипотетическому знанию или нет. Проверка эта происходит или на основе своих (отвечающего) аксиоматических положений, или на основе логики рассуждения задающего вопрос. Отсюда возникает следующая логическая цепочка рассуждений:
если [ (Q ® S) L (а ® P) ] ® (S ® P),
если [ (H ® S) ® (Z ® P) ] ® (S ® P), то [ (S ® P) L (S ® P) ] ® (S ® P).
Таким образом, исходя из своих аксиоматических положений и применяя ту же самую процедуру, ту же самую форму рассуждения, отвечающий получает подтверждение (в данном случае) той концепции, которая была представлена в вопросе. Если согласно спрашивающему (А L Б) ® (В V В)?, и отвечающий получил, например, (Q L Р) ® (В V В)?, т.е. получил тот же самый вопрос, получил такое же концептуально-гипотетическое знание, то можно сказать, что концептуальное положение спрашивающего оказалось верным и общая форма получает такой вид:
если (А L Б) = (Q L Р) = (В).
Отсюда следует очень важный вывод. Если мы получаем подтверждение в ответе того же самого концептуально-гипотетического знания, что было заложено в вопросе, т. е. ту же самую форму (В V В)?, то мы обязательно приобретаем (В), т. е. подтверждаем по существу то (В), которое было заложено в вопросе. Это вытекает из того, что по определению выдвинутое концептуальное положение рассматривается потенциально положительным, и при этом оно остается гипотетическим, вероятным, возможно истинным знанием. Оно не может быть вероятностным — отрицательным знанием, поскольку в таком виде оно неприемлемо; и если его нет, то вопрос о его истинности-ложности сразу же снимается. Но если оно есть, то тем самым оно приобретает статус положительного знания, в обязательном случае остается вероятностным знанием, т. е. становится вероятностно-положительным знанием. И если отвечающий самостоятельно получает такое же вероятностно-положительное знание и тем самым подтверждает предлагаемое ему знание, то оно автоматически снимается. Но если отвечающий не получает такого же концептуально-гипотетического или вероятностно-положительного знания, то это означает, что концепция, заложенная в вопросе, или не имеет положительного знания, или возможно не имеет. В этом случае оно или остается концептуально-гипотетическим знанием, т. е. остается вопросом, или же с этого момента не существует. Поэтому если: (А L Б)®(В V В) и (Q L Р) ® (В V В), то
(А L Б) ® (В), так же, как (Q L Р) ® (В)
отсюда (А L В) = (Q L Р) = (В) или
(В V В) = (В V В) = (В)
Если имеется несколько или множественность вариантов проверки (или ответов на вопрос), то процедура нахождения каждого ответа в отдельности остается та же самая и каждый раз возможно появление того же самого ответа, т. е. того же самого концептуально-гипотетического или вероятностно-положительного знания. При несовпадении какого-либо из возможного множества ответов, с ожидаемым ответом, заложенным в вопросе, он игнорируется (т. е. ответ оставляется без внимания, что далеко не самый лучший вариант) или же он перепроверяется, т. е. выявляется имеющаяся причина несовпадения, способная привести к отрицанию (В), даже при том, что другие проверки подтвердили это (В). Таким образом, мы получаем: А ® (В) Б ® (В) В ® (В) …………. Х ® (В). В данном случае мы рассмотрели вопросно-ответное отношение первого типа.
Date: 2015-09-05; view: 316; Нарушение авторских прав |