Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кто организует . беспорядки





Массовое побоище на улицах города, десятки ране­ных, более восьмидесяти арестованных ¾ таков печаль­ный финал состоявшегося в английском городе Саутгемптон матча на Кубок Англии между местной командой и гостями из клуба "Миллуолл"...

Очередное "футбольное побоище" в Англии стало до­казательством, мягко говоря, недостаточности тех мер, ко­торые приняты руководством национальной федерации футбола, клубами и даже правительством Великобритании по наведению порядка на стадионах страны. Одновремен­но события в Саутгемптоне вновь подтвердили правомер­ность санкций, введенных УЕФА в отношении англий­ских команд, которым из-за хулиганских выходок бри­танских болельщиков на неопределенное время запреще­но участвовать во всех европейских клубных турнирах.

Видимо, придется всем заинтересованным лицам в Великобритании обстоятельно заняться дисциплинарны­ми вопросами в национальном "футбольном хозяйстве", а не ограничиваться "полумерами" и угрозами денежных штрафов. Очевидно и то, что для решения проблемы борьбы с правонарушениями, приводящими порой к массовым человеческим жертвам, необходимо обратить внимание не на то, что находится, как говорится, "на по­верхности", а посмотреть в глубь происходящих собы­тий. Хоть и скупо, а проскальзывали и в британской, и в другой западноевропейской печати сообщения о том, что главную ответственность за массовые беспорядки на ста­дионах не только Великобритании, но и других стран, несут не столько хулиганы, сколько представители мира организованной преступности, члены неофашистских и расистских группировок, число которых на Британских островах возрастает. Подтверждением тому служит уже установленный УЕФА факт виновности в "брюссельской трагедии" ¾ массовом побоище на стадионе столицы Бельгии во время проведения финального матча на Кубок ев­ропейских чемпионов между английским "Ливерпулем" и итальянским "Ювентусом" членов английской неофа­шистской организации "бритоголовых". О возросшей в последнее время активности членов британских террористических группировок свидетельствуют не только события, происходившие в результате провокационных вылазок неонацистов в иммигрантских кварталах круп­нейших английских городов, включая столицу страны Лондон...

(П. Пархитько)

513. Докажите принадлежность приведенных ниже текстов к тому или иному функциональному стилю.

Отметьте иностилевые элементы и объясните их употреб­ление.

Как проявляется в каждом из текстов лексическое, семан­тическое, фразеологическое и грамматическое разнообразие/од­нообразие?

Укажите средства усиления экспрессии и выразительности.

Проанализируйте тексты с точки зрения логичности речи.

1. Золотые руки гончара

На высоких стендах и около них, прямо на рассте­ленных понизу покрывалах, ¾ царство ярко-пестрой ке­рамики. Чего тут только не увидишь! Коллекции на­стенных художественных тарелок, посуда, цветочные и фруктовые вазы, украшения, традиционная утварь чаба­нов. В цветовой палитре экспонатов отразилась, кажет­ся, сама небесная синь Карпат и изумруд их заоблачных лугов, чистота белоснежных снегов вершин и сверкаю­щая чернь антрацита, добываемого из здешних недр... И на любой вещи ¾ печать этнографической "индивиду­альности", помноженной на мастерство гончаров... Есть в Румынии городок Хорезу, где ежегодно "скрещивают шпаги" мастера этого старинного и почетного ремесла. В этих встречах участвуют и известные исследователи-этнографы.

2. Мгновение

И чайка в полете на миг замерла,

И море до неба взметнуло волну,

Когда твои руки, два сильных крыла,

На плечи легли мне, лаская луну.

3. Большие ученые, независимо от их непосредствен­ной специальности, всегда протестовали против так на­зываемого гелертерского ("ученого") стиля изложения, увы, весьма распространенного среди многих наших со­временных специалистов... Всемирно известный датский физик Нильс Бор высмеивал любителей неясно выражать свои мысли с помощью такой притчи: один простолюдин решил прослушать три лекции знаменитого мудреца. Делясь своими впечатлениями после этих лекций, про­столюдин сказал: первую лекцию и я и мудрец поняли, вторую лекцию понял только мудрец, что же касается третьей лекции, то ее и сам мудрец совсем не понял.

Как тут не вспомнить великолепного завета Суворо­ва ¾ "не обременять слог элоквенцией!", то есть не ос­ложнять его без всякой надобности.


Все это не так очевидно, как часто считают. Вот только одно доказательство. Совсем недавно я услышал из уст хорошо известного филолога рассуждение о том, что лингвисты не должны писать просто и ясно, ибо в этом случае представители физико-математических наук будут считать, что лингвистика ¾ легкая наука. Между тем лингвистика ¾ трудная наука, поэтому и писать надо трудно. Таково было заключение моего собеседника. Как тут не вспомнить проникновенных слов Герцена: "Трудных наук нет, есть только трудные изложения". К большому сожалению, эту бесспорную истину понимают немногие ученые, в том числе и немногие филологи.

Разумеется, чтобы понять лекцию на специальную на­учную тему, требуется соответствующая подготовка. Это бесспорно. Но очень многое зависит здесь и от формы изложения.

4. Может ли воспитанный человек назвать любимую девушку валенком? Ответь мне на этот непростой во­прос, дорогой читатель! Но не торопись в библиотеку штудировать правила хорошего тона. Как известно, они катастрофически отстают от жизни. Попробовали бы вы лет сто назад подойти к какому-нибудь самому захуда­лому гусару и напомнить ему о необходимости уступать место дамам. Сейчас же ¾ дуэль. И какая! В могиле, с трех шагов, до результата! Очень эти легкие кавалери­сты были обидчивый народ. А сейчас на каждой стан­ции метро вкрадчивый магнитофонный голос внушает пассажирам, что неплохо бы им вести себя, как поря­дочные люди, и ничего. Никаких обид. Все даже до­вольны.

Так вот, можно ли в этом свете назвать нежное суще­ство валяным сапогом? Летом, безусловно, нельзя. По­тому что летом и без валенок тепло. А зимой, в буран и стужу? Все золотцы Мира, все солнышки и ненаглядные прелести уступают по теплоотдаче суровой продукции войлочно-валяльных предприятий. И можно ли осудить человека, если при температуре воздуха, стремящейся к абсолютному нулю и ниже, он назовет любимую не хладнокровной рыбкой неизвестной породы, а теплой и практичной вещью? Причем такой же дефицитной, как алмаз "Кох-и-Нор" или изумруд "Звезда Индии". Безус­ловно, можно и даже нужно. Хотя бы для того, чтобы поставить вопрос о войлочной обувке, чтобы он стоял. А покуда стоят только морозы. А валенок нет ни в Иркут­ске, ни в Вологде, ни в Новосибирске... Но не думайте, дорогой читатель, что в жесткой конкурентной борьбе вот-вот родится достаточное количество валяных сапог. Отнюдь, читатель. Странно даже слышать такие незре­лые мысли. Слышите громкий здоровый смех от Ледо­витого океана до Кавказских гор? Это строит насмешку над покупателем "Росвалпром", который выпускает 79 процентов валенок в Российской Федерации. Держится за животик непредсказуемый Минбыт, и сдержанно хи­хикает солидная потребкооперация. В тусклом свете се­верного сияния и то можно разглядеть, что с годами вы­пуск данной продукции не только не растет, но даже па­дает. А без валенок в мороз, как утверждают специали­сты, довольно холодно...

5. Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеть­ся с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод, и прибрежным лесам ярко осветиться в водах. Зелено-кудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к во­дам и, наклонившись, глядят в них, и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к не­му, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире!


514.Обобщите изученный материал и подготовьте сообщение "Функциональные стили в их отношении к коммуникативным ка­чествам речи".

515. Расскажите о взаимосвязи стилистики и учения о культу­ре речи.

516. Раскройте связь стилистики и учения о культуре речи с другими лингвистическими и нелингвистическими дисциплинами.

517. Расскажите о теоретической и практической значимости курса "Основы стилистики и культуры речи" в профессиональной подготовке филолога.

ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ ВТОРОЙ

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения (любое издание),

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. ¾ М, 1966 (и последующие издания).

3. Баханькоў А.Я., Гайдукевiч I.M., Шуба П.П. Тлумачальны слоўнiк беларускай мовы. ¾ Минск, "Народная асвета", 1996.

4. Белорусско-русский паралексический словарь-справочник /Под ред. А.Е. Михневича. ¾ Мн., 1985.

5. Грабчыкаў С.М. Беларуска-рускi слоўнiк ¾ Мн., "Народная асвета", 1991.

6. Грабчиков С.М. Межъязыковые омонимы и паронимы: Опыт русско-белорусского словаря. ¾ Мн., 1980.

7. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. ¾ М., 1976.

8. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. ¾ М., Русский язык", 1993.

9. Киселев И.А. Русско-белорусский фразеологический словарь. ¾ Мн., "Народная асвета", 1991.

10. Лепешаў I. III. I/. Я. Фразеалагiчны слоўнiк беларускай мовы у 2-х тамах. ¾ Мн., "Беларуская энцыклапедыя", 1993.

11. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х годов /Под ред. Котеловой Н.Э. ¾ М., 1971.

12. Новые слова и значения: Словарь справочник по материалах прессы и литературы 70-х годов /Под ред. Котеловой Н.Э. ¾М., 1984.

1.3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 9-е изд. и последующие.

14. Орфоэпический словарь русского языка /Под ред. Аванесова Р.И. ¾ М., 1983.

15. Правильность русской речи: Словарь-справочник /Под ред. С.И. Ожегова. ¾ М., 1965.

16. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. ¾ М., 1997.

17. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? ¾ М., 1983.

18. Словарь русского языка в 4-х томах. АН СССР (любое издание).

19. Словарь-справочник по русскому языку. ¾ М., 1996.

20. Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста /Под ред. Л.И. Рахмановой (любое издание).

21. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник /Под ред. К.С. Горбачевича. ¾ Л., 1974.

22. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка: Словарь-справочник /Сост. Ю.А. Бельчиков и М.С. Панюшева. ¾ М., 1968.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ







Date: 2015-09-17; view: 325; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию