Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На письменном столе
Ялью стихи из стали О том, как плыл в Кале, И как купался в Каме. (Вл. Туровский) 446.Определите, как построены каламбуры: на употреблении омонимов, на использовании одного и того же слова в разных значениях, на случайном совпадении звучания разных слов. 1. Ты от зверей отличен слова даром. Но лучше зверь, коль ты болтаешь даром (Саади). 2.Если на тебя капают, расти быстрее. 3. Иной плавает мелко, но зато вольным стилем. 4. ¾ Слава богу! ¾ подумал преподаватель на семинаре по атеизму, когда вопросы прекратились. 5. Что лучше: отсутствие присутствия или присутствие отсутствия? 6. Жена математика ¾ "мать-и-мачеха" (В. Набоков). 7. Это ложь, что в театре нет лож (В. Набоков). 8. Часовой стоит на посту. Кто-то идет. ¾ Скажи пароль! ¾ Пароль. ¾ Проходи. 9. На улице встречаются два кандидата наук. ¾ Что у тебя в портфеле ¾ небось, докторская? ¾ Нет, ливерная. 10. Значение крупного открытия больше, чем открытие крупного значения. 447. Каковы принципы создания комического эффекта в шутливом "Энтимологическом словаре" Б.Ю. Нормана (см. в кн.: Язык: знакомый незнакомец. ¾ Мн., 1987, с. 207 и след.). Ниже приводятся некоторые "энтимологии": Автожир (техн.) ¾машинное масло; антрекот (фр.) ¾ кот, живущий в передней; ареальный (лингв.) ¾нереальный; баранка ¾ овца; безграмотный ¾ окончивший школу без похвальной грамоты; бездарь ¾ человек, которому ничего не подарили на день рождения; брошка ¾ мать-одиночка, покинутая жена; вампир ¾ официант; ветрянка (неодобр.) ¾ легкомысленная девушка; вырезка ¾ декольте; главбух (разг.) ¾командир батареи; графин (общеизв.) ¾муж графини; дача (юр.) ¾взятка; днище ¾ день за Полярным кругом; драп ¾ бегство; дурман (полукалька с нем.) ¾ глупый человек; жатва (дипломатия.) ¾обмен рукопожатиями; завалинка (студ.) ¾ экзаменационная сессия; земляк ¾ червяк; крахмал ¾ небольшое поражение, неудача; марихуана (калька с иностр.) ¾ Ванина Маша; ревю ¾ громкое, неблагозвучное пение; сомнение ¾ мнение коллектива; стриж ¾ парикмахер; чушка ¾ маленькая глупость; шансонетка ¾ женщина, у которой нет шансов на успех; язычник (проф.) ¾лингвист. Обратите внимание на словарные пометы. Какую роль они играют в повышении выразительности речи? 448. Дайте стилистическую оценку употреблению неологизмов (к каким группам относятся, какова их экспрессивная окраска, насколько стилистически оправданно их употребление в контексте). 1. Мир всепланетно обручен с одним и тем же страшным риском. Застыли палочки над рисом, и где-то ложки над борщом (Е. Евтушенко). 2.Только обоняньем я примерно ¾ приблизительное время узнаю (Р. Рождественский). 3. Шмыгает профессор мокроносо: "Нуте-с, не пора ли, граф, начать?" (Е. Евтушенко). 4. А встретится с юноголосыми, ¾ И начинает вспоминаться, Что бегала в ту пору с косами. Что было ей тогда семнадцать (В. Федоров). 5. Двое ¾ и небо тысячеверстное. Двое ¾ и вечность! И звезды в глаза... (Р. Рождественский). 6. А в комнате, как по паркету, течет предобеденная беседа (Р. Рождественский). 7. Хлеб несу! Поделюсь с женою, Не скупясь на слова хвалебные. И припомнится детство моё ржаное. Юность моя бесхлебная (В. Федоров). 8. В дни горя, В дни бесславья своего Лишь в нем ищу Надежду и опору (В. Федоров). 9. Когда есть друг, то безлюбовье не страшно нам... (Е. Евтушенко). 10. "Поедем в рабочий поселок..." ¾ сказал мне, вздохнув, Ярослав, и что-то в глазах невесомых возникло, предсмертье застлав (Е. Евтушенко). 11. Судья, как повелитель и главный уговариватель, уже смахнул пылинки с мяча продолговатого (Р. Рождественский). 12. Сей молодой стихослагатель, владелец мускулов тугих, похож на самовыдвигатель и задвигатель всех других (Е. Евтушенко). 13. Ятяну к тебе руки, но это пока бесполезно... Снег, снежище, снежатина. Белое чудо России (Р. Рождественский). 449.Какова стилистическая функция индивидуально-авторских эпитетов в данных ниже отрывках из произведений Ю. Нагибина? 1. Я обонял свежий смуглый аромат ее загорелой кожи и ореховых нагретых солнцем волос. 2. И потом я слишком восхищался Вовкой Ковбоем, его лихостью, смуглой разбойной красотой. 3. Он увидел серое, будто пасмурное, на деле же чистое, лишь не набравшее голубизны небо, яркую рассветную полосу за лесом, седую от росы осоку и черный мокрый нос челнока, торчащий над береговой кромкой. 4. Синяки под его коричневыми задумчивыми глазами никогда не исчезали, лишь меняли оттенок: от багрового до иссиня-черного и горчичного. 450.Укажите различные тропы (метафоры, эпитеты, синекдохи, антономасии, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, перифразы). Какова их стилистическая функция в речи? Дайте определение каждого из этих тропов. 1. Скука ¾ это пост души, когда жизненные соки помышляют о высоком (А. Вознесенский). 2.Подарили, подарили золотое, как пыльца. Сдохли б Вены и Парижи от такого платьица! (А. Вознесенский). 3. И я шепчу безумные желанья, И лепечу безумные слова (А. Фет). 4. Соловьем залетным Юность пролетела, Волной в непогоду Радость прошумела (А. Кольцов). 5.Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазанное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева (И. Тургенев). 6.И как ремень с латунной пряжкой на бражном, как античный бог, на нежном мерине дремавшем присох осиновый листок (А. Вознесенский). 7. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен... (А. Пушкин). 8. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта... (С. Есенин). 9. По голубой долине, Меж телок и коров, Идет в златой ряднине Твой Алексей Кольцов. В руках ¾ краюха хлеба, Уста ¾ вишневый сок. И вызвездило небо Пастушеский рожок (С. Есенин). 10. Гори, звезда моя, не падай. Роняй холодные лучи. Ведь за кладбищенской оградой Живое сердце не стучит (С. Есенин). 11. Впрочем, не то еще было! И не одни господа ¾ Сок из народа давила Подлых подьячих орда (Н. Некрасов). 12. Любила плеск Невы твоей В вечерней тишине, И эту площадь перед ней с героем на коне... (Н. Некрасов). 13. Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь (М. Исаковский). 14. Ему рукоплескал Париж (Д. Фролов). 15. Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин). 16. В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). 17. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов). 18.... но женщина мчится по склонам, как огненный лист за вагоном... (А. Вознесенский). 19. Они уходят медленно и странно, шагами маленькими по ступеням лет (Е. Евтушенко). 20. Когда взошло твое лицо над жизнью скомканной моею, вначале понял я лишь то, как скудно всё, что я имею. Но рощи, реки и моря оно особо осветило и в краски мира посвятило непосвященного меня (Е. Евтушенко). 21. Сквер величаво листья осыпал. Светало. Было холодно и трезво (Е. Евтушенко). 451.Определите стилистическую роль тавтологии в данных ниже отрывках из произведений В. Маяковского. 1. Жестоким солдатским богом божились роты, бились об пол головой многолобой. 2. Море храпом храпит. 3. А длина ¾ и не скажешь, какая длина, так далека от ног голова удалена. 4. А секунда медлит и медлит ¾ Лень ей.... 5. Секунды быстрились и быстрились ¾ взрывали, ревели, рвали. 6. Народонаселение всей империи ¾ люди, птицы, сороконожки, ощетинив щетину, выперев перья, с отчаянным любопытством висят на окошке. 7. Как трактир, мне страшен ваш страшный суд! 8. Это над взбитой битвами пылью, над всеми, кто грызся, в любви изверясь, днесь, небывалой сбывается былью социалистов великая ересь. 9. Ни цветов, ни оттенков, ничего нет ¾ кроме цвета, красящего в белый цвет, и красного, кровавящего цветом крови. 452.Определите стилистическую роль лексического повтора в стихотворении А. Вознесенского "Женское пламя". Дайте свою оценку такому словоупотреблению. Пожар, пожар кончился ¾ Горит, горит, не гасится. С орудовцами ¾ гонщиками ушел мужик в газике.
Шоссе, шоссе ¾ белое. Глаза, глаза ¾ красные. В душе, душе ¾ страшное. Не сбить децибелами.
Летит, летит трасса. Летит, летит женщина. Летит, летит ангел. Летит, летит трасса. 453.Определите приемы использования фразеологических единиц и крылатых выражений в заголовках газетных статей. Докажите, что такое употребление устойчивых оборотов повышает выразительность речи. а) "Дали задний ход", "На пороховой бочке", "Соломоново решение", "Под железной пятой", "Не сошлись характерами", "У позорного столба", "Медвежья услуга", "Ложка дегтя". б) "Летите, голуби, летите" (М. Матусовский); "Обув железом острым ноги" (Пушкин); "В глуши лесов сосновых" (Пушкин); "Как будто в буре есть покой" (Лермонтов). в) "Будут схватки боевые"; "Кот... в коробке"; "Как три капли воды"; "Хождение за три океана"; "Третья сторона медали"; "Размышления у манежного подъезда"; "И грянул бал". г) "Садимся в свои сани"; "Коварство без любви"; "Дом, где согреваются сердца"; "Язык ¾ яблоко раздора", "Семнадцать мгновений хоккейной весны", "Не всяк зелен, кто молод". 454. В романе Ю. Бондарева "Горячий снег" широко используется прием обновления фраземы, состоящей из глагола и управляемого имени существительного: введение в структуру устойчивого сочетания нового компонента ¾ художественного определения к управляемому существительному. Определите стилистические функции этого приема в следующих трансформированных оборотах: Иметь неотъемлемое право, иметь человеческое право, оправдать оказанное нам доверие, верить в счастливую судьбу, приносить неудержимое счастье, понести огромные потери, нанести главный удар, испытывать непреоборимое желание, делать наивный вид, впасть в короткое забытье, не иметь никакого значения, иметь первостепенное значение, нести его и свой нелёгкий крест. 455.Определите, за счет чего создается юмористическая окраска или комизм следующих высказывании[7]. 1. Скульптор увековечил свою ошибку в мраморе. 2. Это был, так сказать, снайпер непопадания. 3. Стал уважать смородину, когда узнал, что в ней есть витамин "С". 4. Это была не драка, абокс; это были, так сказать, дружеские кровоизлияния. 5. Всю жизнь писал критические "подвалы". Ни одного критического "небоскреба" на его совести не было. 6. Ледниковый период прошел. Наступил период холодильниковый. 7. Возражая, он говорил: "Ум мой этого не вмещает". Ум у него был действительно малометражный. 8. Малосольные остроты. 9. Трудно быть летописцем собственной гибели. 10. Нет, она не состарилась. Она была по-старому молода. 456.Определите в данных ниже предложениях приемы использования и стилистические функции фразеологических единиц. 1. Соловья баснями не кормят, а читателя перекармливают. 2. Не руки "не доходят", а ноги. 3. Девушка в безрукавке работала спустя рукава. 4. Всегда выходило так, что все места в зале были заняты, и ему приходилось сидеть меж двух стульев. 5. Не брал за горло ничего, кроме бутылки. 6. Руки мыл ежечасно и все же оставался нечист на руку. 7. Прыгают в воду многие, немногие выходят сухими из воды. 8. Мой руки, но не умывай их. 9. Оркестр был так безнадежно плох, что дирижер махнул на него рукой. 10. Когда река выходит из себя ¾ это наводнение. 11. Пароход может не видеть дальше своего носа: за него видит капитан. 12. Плохо, если о поваре говорят, что с ним каши не сваришь. 13. Всякий талант в конце концов зарывают в землю. 14. Если человек не может найти себя, адресный стол ему не поможет. 15. Если утопающий хватается за соломинку, это значит, что на водной станции нет спасательных кругов. 16. Родился в сорочке и ни разу с тех пор не менял ее. 17. У него тоже был соавтор: он писал с грехом пополам. 18. Спички готовы были сгореть от стыда за выпустившую их фабрику, но никак не могли зажечься. 457. Определите, какой стилистический прием в использовании фразеологизмов приводит к комическому эффекту: 1. Два сапога ¾ пара, если они одного номера и фасона. 2. "Крем для ответственного лица". 3. Младенец улыбался так кисло, точно его нашли в кислой капусте. 4. Каждому свое, а иным и чужое. 5. Брак по расчету на скорый развод. 6. Она заговаривала ему вставные зубы. 7. О присутствующих не говорят, об отсутствующих злословят. 8. Она была современным ¾ капроновым ¾синим чулком. 9. Утопающий в удовольствиях хватается за соломинку в коктейль-холле. 10. Его песня была спета, ¾ он перепевал чужие. 11. Леди с дилижанса ¾ пони легче. 12. Как корова ветром сдула. 13. Молчать как рыба об лед. 458. В данных ниже примерах определите стилистические приемы модернизации фразеологических единиц. С какой целью было произведено изменение компонентного состава фразеологизмов? 1. О юмористе Н. говорили, что он смеялся до упадничества. 2. Бытие определяет сознание, питие замутняет его. 3. Это был не столько человек долга, сколько человек задолженности. 4. Слово ¾ серебро, зубы ¾ золото. 5. Пишущая красавица (машинистка). 6. О нем нельзя было сказать, что его среда заела. Его среда запила. 7. Дареному автомобилю в кузов не смотрят. 8. Живопись не каша ¾ ее и маслом испортить можно. 9. Делать муху из слона нерентабельно: слишком много отходов. 10. Если уж метать икру, то только черную. 11. Улица была вымощена камнями преткновения. 12. У электрической лампочки жизнь всегда на волоске висит. 13. Старичок лечил травами: пропишет какую ни на есть, а там хоть трава не расти. 14. Жег сердца глаголами и другими частями речи. 15. Слово не воробей, но и оно бывает сереньким. 16. И жил, рисуясь, и почил "в позе". 17. Написал эту книгу Эмиль Кроткий, золотых слов мастер. 18. Беллетрист набил ногу на дорожных очерках. 19. Не посыпай главы пеплом. Стряхивай его в пепельницу. 20. Жил под чужую диктовку и делал в этой диктовке много ошибок. 21. Села он не знал, города не чувствовал, и все, что бы он ни писал, было ни к селу, ни к городу. 459.На каком приеме повышения выразительности речи основано использование фразеологизмов в данном ниже фрагменте юморески А. Дегтярева "Глубинка"? Хата Макара стояла с краю, на кисельных берегах реки Молочной. Встав как-то поутру с прокрустова ложа и вломившись в открытую дверь, Макар подлил масла в огонь, вывел на чистую воду уток и привычно погнал куда-то телят. Утро было ясное, как божий день. Отмахнувшись от дыма без огня, Макар покатился по наклонной плоскости вниз, к стаду. На пастбище телята разбрелись ¾ кто в лес, кто по дрова. Макар сел в лужу, закусил удила и просто открыл ларчик с ломаным грошем, который он ошибочно принял за чистую монету... "Верните" фразеологизмам исходный смысл. Что получится? 460. Расскажите о выразительных возможностях лексики и фразеологии. 461. Раскройте содержание понятий "выразительные средства языка" и "изобразительно-выразительные средства языка". Идентичны ли они? Date: 2015-09-17; view: 590; Нарушение авторских прав |