Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На письменном столе





Ялью стихи из стали

О том, как плыл в Кале,

И как купался в Каме.

(Вл. Туровский)

446.Определите, как построены каламбуры: на употреблении омонимов, на использовании одного и того же слова в разных значениях, на случайном совпадении звучания разных слов.

1. Ты от зверей отличен слова даром. Но лучше зверь, коль ты болтаешь даром (Саади). 2.Если на тебя капа­ют, расти быстрее. 3. Иной плавает мелко, но зато воль­ным стилем. 4. ¾ Слава богу! ¾ подумал преподаватель на семинаре по атеизму, когда вопросы прекратились. 5. Что лучше: отсутствие присутствия или присутствие отсутствия? 6. Жена математика ¾ "мать-и-мачеха" (В. На­боков). 7. Это ложь, что в театре нет лож (В. Набоков). 8. Часовой стоит на посту. Кто-то идет. ¾ Скажи пароль! ¾ Пароль. ¾ Проходи. 9. На улице встречаются два канди­дата наук. ¾ Что у тебя в портфеле ¾ небось, доктор­ская? ¾ Нет, ливерная. 10. Значение крупного открытия больше, чем открытие крупного значения.

447. Каковы принципы создания комического эффекта в шут­ливом "Энтимологическом словаре" Б.Ю. Нормана (см. в кн.: Язык: знакомый незнакомец. ¾ Мн., 1987, с. 207 и след.). Ниже приво­дятся некоторые "энтимологии":

Автожир (техн.) ¾машинное масло; антрекот (фр.) ¾ кот, живущий в передней; ареальный (лингв.) ¾нере­альный; баранка ¾ овца; безграмотный ¾ окончивший школу без похвальной грамоты; бездарь ¾ человек, ко­торому ничего не подарили на день рождения; брошка ¾ мать-одиночка, покинутая жена; вампир ¾ официант; ветрянка (неодобр.) ¾ легкомысленная девушка; вы­резка ¾ декольте; главбух (разг.) ¾командир батареи; графин (общеизв.) ¾муж графини; дача (юр.) ¾взятка; днище ¾ день за Полярным кругом; драп ¾ бегство; дур­ман (полукалька с нем.) ¾ глупый человек; жатва (дип­ломатия.) ¾обмен рукопожатиями; завалинка (студ.) ¾ экзаменационная сессия; земляк ¾ червяк; крахмал ¾ небольшое поражение, неудача; марихуана (калька с иностр.) ¾ Ванина Маша; ревю ¾ громкое, неблагозвуч­ное пение; сомнение ¾ мнение коллектива; стриж ¾ па­рикмахер; чушка ¾ маленькая глупость; шансонетка ¾ женщина, у которой нет шансов на успех; язычник (проф.) ¾лингвист.

Обратите внимание на словарные пометы. Какую роль они играют в повышении выразительности речи?

448. Дайте стилистическую оценку употреблению неологиз­мов (к каким группам относятся, какова их экспрессивная окраска, насколько стилистически оправданно их употребление в кон­тексте).

1. Мир всепланетно обручен с одним и тем же страш­ным риском. Застыли палочки над рисом, и где-то ложки над борщом (Е. Евтушенко). 2.Только обоняньем я при­мерно ¾ приблизительное время узнаю (Р. Рождествен­ский). 3. Шмыгает профессор мокроносо: "Нуте-с, не пора ли, граф, начать?" (Е. Евтушенко). 4. А встретится с юноголосыми, ¾ И начинает вспоминаться, Что бегала в ту пору с косами. Что было ей тогда семнадцать (В. Фе­доров). 5. Двое ¾ и небо тысячеверстное. Двое ¾ и вечность! И звезды в глаза... (Р. Рождественский). 6. А в комнате, как по паркету, течет предобеденная беседа (Р. Рождественский). 7. Хлеб несу! Поделюсь с женою, Не скупясь на слова хвалебные. И припомнится детство моё ржаное. Юность моя бесхлебная (В. Федоров). 8. В дни горя, В дни бесславья своего Лишь в нем ищу На­дежду и опору (В. Федоров). 9. Когда есть друг, то безлюбовье не страшно нам... (Е. Евтушенко). 10. "Поедем в рабочий поселок..." ¾ сказал мне, вздохнув, Ярослав, и что-то в глазах невесомых возникло, предсмертье заст­лав (Е. Евтушенко). 11. Судья, как повелитель и главный уговариватель, уже смахнул пылинки с мяча продолго­ватого (Р. Рождественский). 12. Сей молодой стихосла­гатель, владелец мускулов тугих, похож на самовыдвигатель и задвигатель всех других (Е. Евтушенко). 13. Ятяну к тебе руки, но это пока бесполезно... Снег, снежи­ще, снежатина. Белое чудо России (Р. Рождественский).

449.Какова стилистическая функция индивидуально-авторских эпитетов в данных ниже отрывках из произведений Ю. Нагибина?

1. Я обонял свежий смуглый аромат ее загорелой ко­жи и ореховых нагретых солнцем волос. 2. И потом я слишком восхищался Вовкой Ковбоем, его лихостью, смуглой разбойной красотой. 3. Он увидел серое, будто пасмурное, на деле же чистое, лишь не набравшее голу­бизны небо, яркую рассветную полосу за лесом, седую от росы осоку и черный мокрый нос челнока, торчащий над береговой кромкой. 4. Синяки под его коричневыми задумчивыми глазами никогда не исчезали, лишь меняли оттенок: от багрового до иссиня-черного и горчичного.


450.Укажите различные тропы (метафоры, эпитеты, синекдо­хи, антономасии, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, перифразы). Какова их стилистическая функция в речи? Дайте определение каждого из этих тропов.

1. Скука ¾ это пост души, когда жизненные соки по­мышляют о высоком (А. Вознесенский). 2.Подарили, по­дарили золотое, как пыльца. Сдохли б Вены и Парижи от такого платьица! (А. Вознесенский). 3. И я шепчу бе­зумные желанья, И лепечу безумные слова (А. Фет). 4. Соловьем залетным Юность пролетела, Волной в не­погоду Радость прошумела (А. Кольцов). 5.Недавно за­веденное на новый лад хозяйство скрипело, как немазанное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева (И. Тургенев). 6.И как ремень с латунной пряжкой на бражном, как античный бог, на нежном ме­рине дремавшем присох осиновый листок (А. Вознесенский). 7. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен... (А. Пушкин). 8. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта... (С. Есе­нин). 9. По голубой долине, Меж телок и коров, Идет в златой ряднине Твой Алексей Кольцов. В руках ¾ краю­ха хлеба, Уста ¾ вишневый сок. И вызвездило небо Пас­тушеский рожок (С. Есенин). 10. Гори, звезда моя, не падай. Роняй холодные лучи. Ведь за кладбищенской оградой Живое сердце не стучит (С. Есенин). 11. Впро­чем, не то еще было! И не одни господа ¾ Сок из народа давила Подлых подьячих орда (Н. Некрасов). 12. Люби­ла плеск Невы твоей В вечерней тишине, И эту площадь перед ней с героем на коне... (Н. Некрасов). 13. Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь (М. Исаковский). 14. Ему рукоплескал Париж (Д. Фролов). 15. Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин). 16. В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). 17. Ниже то­ненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов). 18.... но женщина мчится по склонам, как огненный лист за вагоном... (А. Вознесенский). 19. Они уходят медленно и странно, шагами маленькими по ступеням лет (Е. Ев­тушенко). 20. Когда взошло твое лицо над жизнью скомканной моею, вначале понял я лишь то, как скудно всё, что я имею. Но рощи, реки и моря оно особо осве­тило и в краски мира посвятило непосвященного меня (Е. Евтушенко). 21. Сквер величаво листья осыпал. Све­тало. Было холодно и трезво (Е. Евтушенко).

451.Определите стилистическую роль тавтологии в данных ниже отрывках из произведений В. Маяковского.

1. Жестоким солдатским богом божились роты, би­лись об пол головой многолобой. 2. Море храпом хра­пит. 3. А длина ¾ и не скажешь, какая длина, так далека от ног голова удалена. 4. А секунда медлит и медлит ¾ Лень ей.... 5. Секунды быстрились и быстрились ¾ взры­вали, ревели, рвали. 6. Народонаселение всей империи ¾ люди, птицы, сороконожки, ощетинив щетину, выперев перья, с отчаянным любопытством висят на окошке. 7. Как трактир, мне страшен ваш страшный суд! 8. Это над взбитой битвами пылью, над всеми, кто грызся, в любви изверясь, днесь, небывалой сбывается былью со­циалистов великая ересь. 9. Ни цветов, ни оттенков, ничего нет ¾ кроме цвета, красящего в белый цвет, и крас­ного, кровавящего цветом крови.


452.Определите стилистическую роль лексического повтора в стихотворении А. Вознесенского "Женское пламя". Дайте свою оценку такому словоупотреблению.

Пожар, пожар кончился ¾

Горит, горит, не гасится.

С орудовцами ¾ гонщиками

ушел мужик в газике.

 

Шоссе, шоссе ¾ белое.

Глаза, глаза ¾ красные.

В душе, душе ¾ страшное.

Не сбить децибелами.

 

Летит, летит трасса.

Летит, летит женщина.

Летит, летит ангел.

Летит, летит трасса.

453.Определите приемы использования фразеологических еди­ниц и крылатых выражений в заголовках газетных статей. Дока­жите, что такое употребление устойчивых оборотов повышает выразительность речи.

а) "Дали задний ход", "На пороховой бочке", "Соло­моново решение", "Под железной пятой", "Не сошлись характерами", "У позорного столба", "Медвежья услуга", "Ложка дегтя".

б) "Летите, голуби, летите" (М. Матусовский); "Обув железом острым ноги" (Пушкин); "В глуши лесов со­сновых" (Пушкин); "Как будто в буре есть покой" (Лер­монтов).

в) "Будут схватки боевые"; "Кот... в коробке"; "Как три капли воды"; "Хождение за три океана"; "Третья сторона медали"; "Размышления у манежного подъезда"; "И грянул бал".

г) "Садимся в свои сани"; "Коварство без любви"; "Дом, где согреваются сердца"; "Язык ¾ яблоко раздо­ра", "Семнадцать мгновений хоккейной весны", "Не всяк зелен, кто молод".

454. В романе Ю. Бондарева "Горячий снег" широко исполь­зуется прием обновления фраземы, состоящей из глагола и управ­ляемого имени существительного: введение в структуру устойчи­вого сочетания нового компонента ¾ художественного определения к управляемому существительному. Определите стилистические функ­ции этого приема в следующих трансформированных оборотах:

Иметь неотъемлемое право, иметь человеческое пра­во, оправдать оказанное нам доверие, верить в счастли­вую судьбу, приносить неудержимое счастье, понести ог­ромные потери, нанести главный удар, испытывать не­преоборимое желание, делать наивный вид, впасть в ко­роткое забытье, не иметь никакого значения, иметь пер­востепенное значение, нести его и свой нелёгкий крест.

455.Определите, за счет чего создается юмористическая ок­раска или комизм следующих высказывании[7].

1. Скульптор увековечил свою ошибку в мраморе. 2. Это был, так сказать, снайпер непопадания. 3. Стал уважать смородину, когда узнал, что в ней есть витамин "С". 4. Это была не драка, абокс; это были, так сказать, дружеские кровоизлияния. 5. Всю жизнь писал критиче­ские "подвалы". Ни одного критического "небоскреба" на его совести не было. 6. Ледниковый период прошел. Наступил период холодильниковый. 7. Возражая, он говорил: "Ум мой этого не вмещает". Ум у него был дей­ствительно малометражный. 8. Малосольные остроты. 9. Трудно быть летописцем собственной гибели. 10. Нет, она не состарилась. Она была по-старому молода.


456.Определите в данных ниже предложениях приемы исполь­зования и стилистические функции фразеологических единиц.

1. Соловья баснями не кормят, а читателя перекарм­ливают. 2. Не руки "не доходят", а ноги. 3. Девушка в безрукавке работала спустя рукава. 4. Всегда выходило так, что все места в зале были заняты, и ему приходи­лось сидеть меж двух стульев. 5. Не брал за горло ниче­го, кроме бутылки. 6. Руки мыл ежечасно и все же оста­вался нечист на руку. 7. Прыгают в воду многие, немно­гие выходят сухими из воды. 8. Мой руки, но не умывай их. 9. Оркестр был так безнадежно плох, что дирижер махнул на него рукой. 10. Когда река выходит из себя ¾ это наводнение. 11. Пароход может не видеть дальше своего носа: за него видит капитан. 12. Плохо, если о поваре говорят, что с ним каши не сваришь. 13. Всякий талант в конце концов зарывают в землю. 14. Если человек не может найти себя, адресный стол ему не поможет. 15. Если утопающий хватается за соломинку, это значит, что на водной станции нет спасательных кругов. 16. Родился в сорочке и ни разу с тех пор не менял ее. 17. У него тоже был соавтор: он писал с грехом пополам. 18. Спички готовы были сгореть от стыда за выпус­тившую их фабрику, но никак не могли зажечься.

457. Определите, какой стилистический прием в использовании фразеологизмов приводит к комическому эффекту:

1. Два сапога ¾ пара, если они одного номера и фасона. 2. "Крем для ответственного лица". 3. Младенец улыбался так кисло, точно его нашли в кислой капусте. 4. Каж­дому свое, а иным и чужое. 5. Брак по расчету на скорый развод. 6. Она заговаривала ему вставные зубы. 7. О присутствующих не говорят, об отсутствующих злословят. 8. Она была современным ¾ капроновым ¾синим чулком. 9. Утопающий в удовольствиях хватается за соломинку в коктейль-холле. 10. Его песня была спета, ¾ он перепе­вал чужие. 11. Леди с дилижанса ¾ пони легче. 12. Как корова ветром сдула. 13. Молчать как рыба об лед.

458. В данных ниже примерах определите стилистические приемы модернизации фразеологических единиц. С какой целью было произведено изменение компонентного состава фразеоло­гизмов?

1. О юмористе Н. говорили, что он смеялся до упад­ничества. 2. Бытие определяет сознание, питие замутняет его. 3. Это был не столько человек долга, сколько че­ловек задолженности. 4. Слово ¾ серебро, зубы ¾ золото. 5. Пишущая красавица (машинистка). 6. О нем нельзя было сказать, что его среда заела. Его среда запила. 7. Дареному автомобилю в кузов не смотрят. 8. Живо­пись не каша ¾ ее и маслом испортить можно. 9. Делать муху из слона нерентабельно: слишком много отходов. 10. Если уж метать икру, то только черную. 11. Улица была вымощена камнями преткновения. 12. У электри­ческой лампочки жизнь всегда на волоске висит. 13. Ста­ричок лечил травами: пропишет какую ни на есть, а там хоть трава не расти. 14. Жег сердца глаголами и други­ми частями речи. 15. Слово не воробей, но и оно бывает сереньким. 16. И жил, рисуясь, и почил "в позе". 17. На­писал эту книгу Эмиль Кроткий, золотых слов мастер. 18. Беллетрист набил ногу на дорожных очерках. 19. Не посыпай главы пеплом. Стряхивай его в пепельницу. 20. Жил под чужую диктовку и делал в этой диктовке много ошибок. 21. Села он не знал, города не чувство­вал, и все, что бы он ни писал, было ни к селу, ни к городу.

459.На каком приеме повышения выразительности речи ос­новано использование фразеологизмов в данном ниже фрагменте юморески А. Дегтярева "Глубинка"?

Хата Макара стояла с краю, на кисельных берегах реки Молочной. Встав как-то поутру с прокрустова ложа и вломившись в открытую дверь, Макар подлил масла в огонь, вывел на чистую воду уток и привычно погнал куда-то телят.

Утро было ясное, как божий день. Отмахнувшись от дыма без огня, Макар покатился по наклонной плоско­сти вниз, к стаду.

На пастбище телята разбрелись ¾ кто в лес, кто по дрова. Макар сел в лужу, закусил удила и просто открыл ларчик с ломаным грошем, который он ошибочно при­нял за чистую монету...

"Верните" фразеологизмам исходный смысл. Что получится?

460. Расскажите о выразительных возможностях лексики и фразеологии.

461. Раскройте содержание понятий "выразительные средства языка" и "изобразительно-выразительные средства языка". Иден­тичны ли они?







Date: 2015-09-17; view: 590; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию