Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И обобщения изученного материала





506. Прочитайте данные ниже высказывания. О каких качест­вах речи в них говорится?

1. Красноречие есть искусство о всякой данной мате­рии красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (М. Ломоносов).

2. Повторение одних и тех же мыслей, одетых только другими словами без чувств, не токмо бывает ненужно, но и неприятно (Г. Державин}.

3. Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни (Д. Писарев).

4. Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас (И. Тургенев).

5.Единственное средство умственного общения лю­дей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каж­дом слове несомненно вызывались у всех соответствую­щие и точные понятия (Л. Толстой).

6.Умей слова ценить, как семена,

Чтоб не посеять тощего зерна,

Чтоб васильки не заглушили злаков.

(Н. Рыленков)

7.Знание точного значения слов и их различия между собою, хотя бы и самого легкого, есть необходимое ус­ловие всякого истинного мышления, ибо слова суть вы­ражение понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого? (В. Белин­ский).

8. Не бойтесь, пожалуйста, доктора Льва!

Он в горло зверюшке заглянет сперва

И выпишет срочно рецепт для больного:

"Таблетки, микстура и теплое слово,

Компресс, полосканье и доброе слово,

Горчичники, банки и нежное слово,

Ни капли холодного, острого, злого!"

Без доброго слова, без теплого слова,

Без нежного слова ¾ не лечат больного!

(Ю. Мориц)

507. Какая проблема затрагивается в приведенном ниже тек­сте? С какими коммуникативными качествами она связана? Вы­скажите свое мнение по данной проблеме.

1. В обеденный перерыв собрались в одной комнате девушки-штукатуры, беседовали, смеялись. И так пере­сыпали свою речь нецензурными словами, что любой дореволюционный боцман раскрыл бы рот от удивле­ния. Вместе с девушками в комнате находились пожи­лые женщины, которые по части сквернословия не от­ставали от молодых. А ведь в работе они ¾ наставники девчонок.

Что это такое? Почему? Забористый жаргон можно услышать в студенческих общежитиях, на совещаниях, в магазинах и на стадионах и даже в школах...

Если в газете изредка появляется заметка на эту тему, пафос автора обращен к равнодушной общественности: мол, трусливые люди проходят мимо. Да, это действи­тельно так. Мы опросили многих людей разных профес­сий и слышали не только возмущенные суждения, но и добродушный смех, и оправдания в адрес матерщинни­ка: "это слова для связки", "чтобы речь была колорит­нее", "иначе до людей не доходит", "ничего страшного" и т.д. Представьте себе, так отвечало большинство опро­шенных!

Может быть, и правда, не стоит волноваться?..

(В. Михайлов, Л. Габай)

508. Прочитайте предложения, данные ниже. Определите ошибки, послужившие основанием для того, чтобы эти предложе­ния поместить в рубрике "Нарочно не придумаешь". Какие ком­муникативные качества речи нарушены здесь?

1. Каждый работник должен обладать собственным мнением, совпадающим с мнением начальника. 2. За до­пущенный прогул инженеру Зайцеву объявляется выго­вор с последующим отгулом. 3. И в то же время потери рабочего времени за год возросли на 75% за счет того, что предъявляется повышенная требовательность к пья­ницам, прогульщикам. 4. Я всегда говорю искренне, да­же если иногда немного обманываю. 5. На комплексе в последнее время ухудшилось кормление животных. Это и является основным положительным фактором в увели­чении продуктивности стада. 6. Чем объяснить тенден­цию к росту количества нарушений? Прежде всего тем, что в Среднеканской инспекции стабилизировался кол­лектив. 7. Даже самые "безобидные" лекарства принима­ют строго по назначению врача. Это опасно для здоровья. 8. Очень опасный игрок! Вот он стоит в центре поля и ждет, пока к нему придет мяч, чтобы можно было по нему ударить. 9. В секции "Брюки" вам предложат: пиджаки, размеры с 44-го по 54-й, 64-й. 10. Уважаемые туристы! У кого остались талоны от обеда, вы можете их съесть на ужин! 11. Прошу Вашего разрешения дать мне расчет в связи с выездом в Казахстан или за прогулы. 12. Нако­нец-то темную полярную зиму сменила весна. Наступи­ли солнечные дни. Голубое небо, яркое солнце и белый искрящийся снег радуют северян. Причина последнего явления - повреждение глаз лучистой энергией. 13. Граж­дане! Печать ставится только на первого руководителя. 14. Бесшумный будильник "Ракета" ¾ можно поставить в любой уголок вашего дома.

509.Укажите, какие коммуникативные качества речи наруше­ны в данных ниже предложениях. Объясните, чем обусловлены эти нарушения. Внесите необходимые исправления.

I. 1. Предусмотрено провести порядка 250 творческих встреч. Мы уверены, что они будут полезны и познавательны не только зрителям, получающим редкую воз­можность увидеться и поговорить со своими любимыми режиссерами и актерами, поделиться своими мыслями и заботами. 2. Многие из рассматриваемых лексических единиц являются общими в генетическом плане для обо­их языков, в одном из которых они сохранились в каче­стве общеупотребительных, а в другом оказались на периферии лексической системы. Задачами исследования не предусматривался исторический подход к рассматри­ваемым разрядам и пластам лексики обоих языков. Фак­тический материал рассматривается в исследовании в синхроническом аспекте. 3. Чистота речи ¾ это одно из важнейших коммуникативных качеств речи, предпола­гающее такую речь, в которой нет чуждых литератур­ному языку элементов языка, отвергаемых нормами нравственности. 4. На замечания о своих неправильных действиях и поведении Савчик реагирует болезненно, несамокритично, не желая воспринимать их к сведению и устранению. 5. Приступая к изучению грамматики, мы старательно подбираем материалы для объяснения и закрепления кругозора учащихся. 6. В данных исследова­ниях учитываются не только формальные и содержатель­ные признаки лексем, но и устанавливается структура, например, семантических полей пространства и време­ни. 7. Отбор фразеологических средств общенародного языка и приемы их организации в соответствии с идей­ным и эмоциональным содержанием романа выявляют индивидуальное своеобразие Ф. Абрамова.

II. 1. В ряду многих проблем, которые призвана ре­шать высшая школа на современном этапе, особое место должно быть уделено формированию у студентов общей философской культуры мышления, осознания ими необходимости своего участия в решении настоящих и буду­щих задач страны. На это следует нацеливать и органи­зацию учебного процесса. 2. По территории города про­текает река Свислочь и река Немига. Имеется также ряд искусственных водохранилищ, самые крупные из кото­рых ¾ Комсомольское озеро и Заславльское водохранилище, именуемое также Минским морем. 3. Всегда необ­ходимо иметь в виду, что диалектные явления ограниче­ны территориально, они не являются общедоступными и общепонятными, поэтому их употребление имеет опре­деленные пределы применения. 4. Подводя итоги выше­сказанному, следует отметить, что успешное решение вопроса результативности процесса развития речи школь­ников зависит от многих факторов, и упущение одного из них ведет к снижению качественного уровня знаний. 5. Прежде чем подойти непосредственно к выполнению задания по словообразовательному анализу, студент дол­жен выполнить упражнения, где нужно к данным словам подобрать производящие слова или словосочетания. 6. По­чему бы нам, господа, сейчас, когда надо абсолютно точно знать, что думает народ о том, что происходит в стране, не подумать о более глубоком изучении народ­ного мнения, создании соответствующих институтов. 7. Нелишне было бы взглянуть на то, как исполняются уже принятые решения, принятые законы. И если мы че­стно взглянем в глаза правде, то мы должны будем при­знать, что и после их принятия очень скоро зачастую на­чинается ревизия многих из них. 8. Что мы имеем на сего­дняшний день в смысле дальнейшего укрепления трудо­вой дисциплины и повышения производительности труда?

Ш. 1. В поэме образность часто создается за счет рас­ширения смысловой емкости слова, употребления его в переносном значении (лепить в смысле строить; сеять в смысле терять). Всевозможные смысловые варианты поэтического словоупотребления развиваются в поэме на базе переносно-метафорического смысла. 2. Чаще всего писатели, преобразуют фразеологизмы, имеющие высокую степень устойчивости лексического состава, которые выполняют в речи экспрессивную функцию. 3. Работа над сочинениями разных жанров, как уже говорилось выше, должна повысить качество вос­приятия художественной, публицистической и научной литературы, так как оно будет подкрепляться собствен­ным, хотя и небольшим, творческим опытом ученика. 4. После тяжелой болезни Андрей как будто бы изме­нился в лучшую сторону. Утром и вечером совершает длительные прогулки несмотря на любые погодные ус­ловия. 5. В настоящее время в республике выдано уже более тысячи разрешений на использование в качестве такси личного автотранспорта. Получив его, владелец автомобиля должен обратиться в диспетчерскую таксо­парка, где его регистрируют и вручают табличку "так­си". 6. Т.В. Чирковская, изучая высказывания учащихся о главной героине драмы Островского, замечает, что отрицательное отношение в ней вызывают ее пассивность в столкновении с "темным царством", религиозность, не­естественность выражения чувств. 7. Глубокому творче­скому изучению студентами материала придается осо­бое значение. Оно осуществляется как в ходе учебного процесса, так и в самостоятельной работе.

510. Проанализируйте сочинения учащихся с точки зрения норм литературного языка, точности, чистоты, богатства и выра­зительности речи.

1. Сочинение-рассуждение "О чем поет ручей?"

(V класс)

После зимы пришла долгожданная весна. Она дохну­ла теплым дыханием на поля, луга, леса.

Лес стоит темный, угрюмый. Еще не распустились листочки на деревьях, деревья только начинают просы­паться от долгого зимнего сна. Небо голубое, с розова­тыми облачками. Умытое водой ручейков, солнце радо­стно глядит на землю. А земля еще покрыта снегом. Правда, уже не бельм, а темным, серым.

Кое-где проглядывают проталины. На них первая ве­сенняя травка, первые цветочки. Вот уже и начинает свою песню первый ручей. Он еще маленький, но чем больше светит солнце, тем больше становится ручей. Он поет о раннем весеннем солнышке, о том, что наступила теплая, ласковая весна, о птицах, которые скоро приле­тят из теплых краев, о том, что скоро распустятся пер­вые зеленые листочки.

2. Сочинение-рассказ по картине О.Д. Яновской "Ждут"

(VI класс)

Так уж повелось в рыбацком поселке: когда рыбаки уходят в море, оставшиеся на берегу бросают все свои дела и выходят их провожать. В любую погоду, когда утро безоблачное и синеглазое, люди все равно выходят в море. В каждой семье в такое утро с самого раннего утра топится печь: мать готовит завтрак.

И вот уходят рыбаки. Но на берегу их не забывают. Они их ждут.

После школы приходят ребята на берег и начинают ждать. У каждого кто-то сейчас в море. У одного в море отец, другой ждет брата, третий ¾ дедушку.

Сколько историй, рассказов, преданий рассказывают друг другу ребята в такие минуты! И уходят домой, если не приплыли рыбаки в этот день, в надежде, что завтра они обязательно приплывут.

На картине О.Д. Яновской "Ждут" изображены две де­вочки, когда они ждут рыбаков. Они с надеждой смотрят на море: не покажется ли лодка на горизонте?

Девочки сидят на лодке, перевернутой вверх килем, молча думают о рыбаках. Они волнуются. Поднялся ве­тер, на море зыбь. Около лодки сидит собака ¾ верный друг девочек.

Собака готова побежать, побаловаться немного. Но де­вочки не обращают на нее внимания. Надо сидеть тихо.

Хотя светит солнце, все небо покрыто облаками.

Волны набегают на берег. Но рыбакам волны не страшны. Они смело гребут вперед, поэтому девочкам, сидящим на берегу, можно не волноваться.

511. В сочинении "Мой любимый поэт" отметьте речевые ошибки. Напишите развернутую рецензию на сочинение с учетом требований, предъявляемых к выпускникам средней школы и аби­туриентам.

Честно говоря, стихов я не люблю, но... Но как можно без малейшего эмоционального напряжения слушать об­ращение "К временщику" Рылеева, или "Анчар" Пушкина, или "Левый марш" Маяковского. Стихи ¾ это порыв чувства, музыка слов. И как музыка, стихи бывают раз­ные. Они отличаются цветом и ритмом, окраской и силой...

Мой любимый поэт ¾ Михаил Юрьевич Лермонтов. Современных поэтов я, откровенно говоря, не люблю. Не в состоянии сам себе объяснить причины, но стихи на страницах периодической прессы вязнут во рту, как сосновые опилки.

М.Ю. Лермонтов! В его стихах, часто звучащих в рит­ме чарующего танго, угадывается чувствительная, по-настоящему поэтическая душа, рвущаяся к чему-то боль­шому, необъяснимому, но обязательно существующему.

По-моему, именно этот легкий налет особой лермон­товской грусти, свойственной в общем всей лирике поэта, привлекает читателя, заставляет трепетно биться сердце.

Date: 2015-09-17; view: 986; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию