Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источник выразительности речи





462. Проследите, с каким стилистическим заданием использу­ется в данных предложениях категория падежа и числа имен су­ществительных. Ответ поясните.

1. Сколько свинцового яда влито, сколько чугунных лжей... Мое лицо никак не выжмет штангу ушей (А. Воз­несенский). 2.Я думаю, что бог в замену глаз и уш нам дал мембрану щек, как осязанье душ (А. Вознесенский). 3. Я не желаю вам несчастных детств, но в зрелости побойтесь погремушек и слишком уж беспечных потягушек с убогим восклицаньем: "Наслаждец!" (Е. Евтушен­ко). 4. Здесь кругом голова от толчеи, везде навалом ру­кописи, гранки, табачный дым, остывшие чаи и споры, вроде перебранки (Н. Кислик). 5.От Земли до Беты ¾ во­семь дён, Сколько ж до планеты Эпсилон... (В. Высоц­кий). 6. Но хватил его удар. Чтоб избегнуть божьих кар, Кот диктует про татар мемуар (В. Высоцкий).

463.Найдите градацию в приведенных отрывках из произве­дений В. Маяковского, определите ее стилистическую функцию. Дайте определение градации.

1. В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры. 2. Что же вы, кричащие, что я, калека?! Старые, жирные, обрюзгшие враги! 5. Вот вы, мужчины, у вас в усах ка­пуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. 4. Отец, в разговорах вспоминая родо­словные, любил поспорить о правах материнства. Такое воспитание, светское и салонное, оберегало мальчика от уклона и свинства.

Подберите самостоятельно по 4¾5 аналогичных примеров из художественных произведений и определите, в чем их вырази­тельность.

464.Укажите средства выразительности в данных ниже при­мерах.

1. Обозы в центре, слева конница, справа пехота. Очевидец описывал движение грандиозного потока, во­бравшего в себя коров и принцев, пушки и князей, ко­лымаги и музыкантов... (В. Пикуль). 2. В жизнь мою не встречал я такой странной, нелепой фигуры (Ф. Достоев­ский). 3. Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда был открывателем. Когда дерзал. Когда не пасовал перед трудностями и не падал на колени перед бедой (из газет).

 

4. Вечер. Тени.

Сени. Лени.

Мы сидим, вечер пьян.

В каждом глазе ¾ бег оленя,

В каждом взоре ¾ лёт копья,

И когда на закате кипела вселенская ярь,

Из лавчонки вылетел мальчонка,

Провожаемый возгласом: "Жарь!"

(В. Хлебников)

5. Вот пес без хвоста,

который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

(С. Маршак)

 

6. Обоих ожидала злоба.

Слепой Фортуны и людей,

На самом утре наших дней.

(А. Пушкин)

 

7. Все прошло, пролетело, пропало.

Отзвонила дурная молва.

На снега Черной речки упала

Запрокинутая голова.

 

В ледяной петербургской пустыне,

На ветру, на юру площадей

В карауле почетном застыли

Изваянья понурых людей ¾

 

Мужики, офицеры, студенты,

Стихотворцы, торговцы, князья:

Свечи, факелы, черные ленты,

Говор, давка, пробиться нельзя.

 

Над Невой, и над Невским, и дальше,

За грядой колоннад и аркад,

Ни смятенья, ни страха, ни фальши ¾

Только алого солнца закат.

(П. Антокольский)

465. В данных текстах назовите типы стилистических фигур; укажите, в чем заключается их выразительность. Перечислите, ка­кие вы знаете стилистические фигуры, и дайте их определение."

1. Когда умирают кони ¾ дышат,

Когда умирают травы ¾ сохнут,

Когда умирают солнца ¾ они гаснут,

Когда умирают люди ¾ поют песни.

(В. Хлебников)

2.Стелется вьюга седыми покосами.

Стынут сугробы вокруг.

Девочкой, девочкой с русыми косами

Ты себя вспомнила вдруг.

(С. Островой)

 

3. Что ж, пора приниматься за дело,

За старинное дело свое. ¾

Неужели и жизнь отшумела,

Отшумела, как платье твое!

(А. Блок)

 

4. О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кро­вью... Но будет время ¾ и капли крови твоей горячей, как искры вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! (М. Горький). 5.И, прогнувшись, изба, Как старушка стоит (А. Кольцов).

6.Ах ты, матушка ¾Россия,

Что ты делаешь со мной?

То ли все вокруг смурные?

То ли я один смурной!

(Е. Евтушенко)

 

7. Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

(А. Пушкин)

 

8. Ночь такая ¾ очи выколи.

Мою лучшую строку,

нападающую ¾ выкрали...

Ни гугу.

(А. Вознесенский)

 

9.Может, рыдал, что вода уходит?

Может, иное молил спасти?

Может быть, мстил за разор угодий!

Слезы стоят на моем пути...

(А. Вознесенский)

 

10. Жара, жарынь, жарища, не утихая, стелется (Р. Рождественский).

 

11. О Русь моя!.. Огонь и дым.

Законы вкривь и вкось.

О, сколько именем твоим

Страдальческим клялось!

(В. Федоров)

 

12. Родится с жизнью этот ключ

И с жизнью исчезает;

В ином он слаб, в ином могуч.

Но всех он увлекает.

(М. Лермонтов)

 

13. Как брань тебе не надоела?

Расчет короток мой с тобой:

Ну так, я празден, я без дела,

А ты бездельник деловой.

(А. Пушкин)

 

14. За меня невеста страдает честно,

За меня ребята отдадут долги,

За меня другие отпоют все песни,

И, быть может, выпьют за меня враги.

(В. Высоцкий)

 

15. И рано нас равнять с болотной слизью ¾

Мы гнёзд себе на гнили не совьем!

Мы не умрём мучительною жизнью ¾

Мы лучше верной смертью оживем!

(В. Высоцкий)

466. Приведите по два примера использования анафоры, эпи­форы, параллелизма, инверсии в произведениях современных пи­сателей.

467. Выберите из сборников пословиц и поговорок 5 пословиц или поговорок, построенных по принципу антитезы.

468. Составьте небольшой рассказ, используя эллипсис. Ука­жите его стилистическую функцию.

469. Найдите примеры риторического обращения и риториче­ского вопроса а) в художественной литературе, б) в публицистике.

470. Приведите примеры использования полисиндетона (многосоюзия) и асиндетона (бессоюзия) в произведениях художест­венной литературы. Укажите их стилистические функции.

471. Определите средства создания юмора в рассказе М. Зо­щенко "Не пущу".

Есть такая картина. Она написана, не помню, каким-то известным художником. Она называется "Не пущу". А дело там вот в чем. Пивная. И около дверей пивной стоит женщина во весь рост. И, широко расставив руки, эта женщина не пускает в пивную своего мужа. А муж, видимо, не дурак выпить, всё же ломится. И хочет ее от­странить. А при ней вдобавок еще, кажется, перепуган­ный ребенок. И, так сказать, всем своим видом женщина говорит: "Не пущу". А у самой на лице горе и волнение. И волосы у нее в беспорядке распущены, дескать, не до прически. А кругом пустынно. Никого нет. И никто этим явлением не заинтересован. Очень сильная дореволюци­онная картина. Она очень метко схватывает момент той эпохи. И зритель через эту картину убеждается, какие были пьяные забулдыги-мужья, и как неважно жилось женам, и как зарабатывал на этом каналья-кабатчик, ко­торый каждую минуту мог выйти и прогнать женщину, не допускавшую мужа пропить свой последний рубль. В этом смысле дореволюционный мастер кисти неплохо справился со своей задачей и по мере своих слабых сил честно отразил момент действительности. Эту картину поучительно видеть во все исторические времена. И, на­пример, наблюдая эту картину в наши дни, видишь су­щественную разницу. Конечно, у нас пьют порядочно. И заливают, как говорится, за галстук при первой возмож­ности. Но, между прочим, пьют сравнительно как-то не так, как прежде. Все меньше и меньше наблюдаешь в лёжку пьяненьких. Бывало, раньше идешь в воскресенье или в какой-нибудь царский день и прямо чуть не насту­паешь на лежащих граждан. А над ними хлопочут двор­ники и городовые. Натирают им уши и подставляют к носу пузырьки с нашатырным спиртом, чтобы те очуха­лись и смогли бы на своих ножках дойти до участка. А уже там их, миленьких, в полутемной каморке, как дрова, сваливают друг на друга. Сейчас, конечно, этого почти не бывает. А уж если какой-нибудь тип свалится у нас, то вскоре торжественно и культурно подъезжает до него карета "Скорой помощи", и его, как случайно захворав­шего, везут в вытрезвитель. А уж там его йодом смажут и с научной целью внутренности промоют. И вдобавок утром какую-нибудь лекцию прочтут. И возьмут за все вместе с процедурами рублей десять или двадцать. Не знаю, конечно, как у вас, а у нас это так в Ленинграде. Так что, я говорю, разница с прошлым имеется. И даже по этому поводу надо бы выпить. А что касается жен, то и они порядочно выросли. И уже такую женщину, какая на картине выведена была, навряд ли можно найти. И уж если муж у нее сильно пьет, то она, скорее всего, с ним разведется, если квартирный вопрос дозволяет. А если она его любит, то она и сама зайдет с ним, куда его тянет, и там культурно посидит с ним за столиком. А ко­торые потеряли совесть, то на них уж такие робкие сло­ва "не пущу" все равно не действуют. Таким нужно что-нибудь более современное.

472. Определите лексические, фразеологические и граммати­ческие средства выразительности в приведенных ниже текстах.

1. Опять движение, кони, казаки, оружие... Резкова­тый, пахучий дух вольной степи. И не кружится голова от слабости. И крепка рука. И близок враг ¾ свой, "род­ной", знакомый. И близко уж время, когда враг этот посмотрит в мольбе и злобе предсмертной... (Ю. Кукшин).

2. С моря поднималась туча - черная, тяжелая, суро­вых очертаний, похожая на горный хребет. Она ползла в степь. С ее вершины срывались клочья облаков, неслись вперед и гасили звезды одну за другой. Море шумело... От облаков падали на землю густые стаи теней и ползли по ней, ползли, исчезали, являлись снова... На месте лу­ны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точ­но несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, ко­торые ветер тотчас гасил (М. Горький).

3. На другой день, гляжу, катят ко мне прямо на двор, я думал, кого-то бог несет ¾ уж не князя ли Александра Даниловича. Не тут-то было. Ивана Евграфовича! Небось не мог остановиться у ворот да потрудиться пешком дойти до крыльца¾ куды! влетел! расшаркался, разбол­тался!... (А. Пушкин).

4. Так буйную вольность законы теснят,

Так дикое племя под властью тоскует,

Так нынче безмолвный Кавказ негодует,

Так чуждые силы его тяготят.

(А. Пушкин)

 

5. Я помню нашей наковальни

В лесной тиши сиротский звон.

Такой усталый и печальный

По вечерам, как будто он

Вещал вокруг о жизни трудной,

О скудном выручкою дне

В той небогатой, малолюдной,

Негромкой нашей стороне.

(А. Твардовский)

 

6. И снова ночь. И зимний вечер снова.

Дорога непокорная узка...

О, смертная и древняя, как "Слово",

Как Игорь и как половцы, тоска!

(С. Наровчатов)

 

7. За окном

Густеет сумрак ночи,

Завывает дикий зверь в лесу,

Будто кто-то неумело точит

Острым камнем ржавую косу.

(В. Федоров)

 

8. Народ,

Извечный, как земля,

Кто б ни играл судьбой,

Все вековые векселя

Оплачены тобой.

Не подомнет тебя напасть,

Не пошатнешься ты,

Пока над властью

Будет власть

Твоей земной мечты.

(В. Федоров)

9.Когда магнитофоны ржут,

с опухшим носом скомороха,

вы думали ¾ я шут?

Я суд!

Я страшный суд. Молись, эпоха!

(А. Вознесенский)

 

10. Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю

Я коней своих нагайкой стегаю ¾ погоняю, ¾

Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,

Чую с гибельным восторгом ¾ пропадаю! Пропадаю!

(В. Высоцкий)

473. Подберите отрывки, законченные по смыслу, объемом около 50 слов 1) из художественной литературы, 2) из публици­стики. Сопоставьте приемы использования в них средств речевой выразительности.

474. Расскажите об интонации и порядке слов как источнике выразительности речи.

475. Расскажите о паралингвистических средствах выразитель­ности речи.

476. Используя материал этой и предыдущей главы, покажите связь между выразительностью и богатством речи.

477. Подготовьте сообщение на тему: "Функциональные стили в их отношении к выразительности речи".

Date: 2015-09-17; view: 553; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.276 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию