Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И чистота речи





392. Прочитайте отрывок из научно-популярной книги по куль­туре речи, посвященный употреблению в речи слов-паразитов. Со всеми ли положениями, высказанными в нем, можно согласиться? Какие примеры подобного словоупотребления вы можете привести?

Еще одним источником многословия является упот­ребление так называемых слов-паразитов, слов-сорняков. И здесь никак нельзя не сказать о таких, например, "словоупотреблениях": "Э-э-э, главной, понимаете ли, основной чертой его, так сказать, характера является, значит, это, его любовь к, сами понимаете, людям". Ко­нечно, оратора, выступающего в таком ключе, никто и слушать не будет. "Приставая" к тому или иному человеку, проникая в каждое его высказывание, повторяясь по многу раз в пределах небольшого контекста, слова-паразиты делают речь трудно воспринимаемой и даже смешной. Такая речь, переполненная словесными сорня­ками, лишена точности, выразительности, строгости, ло­гичности. Вот пример из книги писателя Л.В. Успен­ского "Культура речи". Попробуйте сразу уловить смысл этого высказывания: " ¾ Э, мня-мня-мня... так сказать... Да вот телевизор-то мой, так сказать, лучше вашего... э-э-э, мня-мня, как его этого, ну как же не лучше, так ска­зать: само дело показывает..." Л.В. Щерба называл такие словечки упаковочным материалом ¾ люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им раз­биться друг о друга, как суют паклю между свежими яйцами. Вслушайся в речь окружающих (и прежде все­го ¾ одноклассников), и ты увидишь, сколько в ней ни­чего не означающих полуслов, полумеждометий или словоидов, по меткому замечанию Л.В. Успенского. Это и вот, и ну, и прямо, и вообще, и грит (говорит), и это са­мое, и как его, и как это и много-много других подобных словечек. Конечно, с этим речевым недостатком надо по­следовательно и постоянно бороться (Н.В. Федотова).

393. Определите стилистическую функцию, в которой высту­пают слова-паразиты в художественных текстах, данных ниже.

1. Этот мальчик с первого взгляда, так ска-ть, произ­вел на меня большое впечатление. В любые, самые эле­ментарные композиции, так ска-ть, он умудрялся внести что-то свое... Я твердо знаю, так ска-ть, что человек спо­собен на открытие нового только тогда, когда он в со­вершенстве знает старое. И я постоянно с ним бился, доказывая это, а он все время внутренне, так ска-ть, ну, как бы... усмехался (Братья Ватеры). 2. ¾ А на дворе, где я приставал в городе-то, слышь ты, ¾ отвечал му­жик, ¾ с пошты приходили два раза спрашивать, нет ли обломовских мужиков: письмо, слышь, к барину есть (И. Гончаров). 3. Он, в общем, конечно, понимал, что старуха ¾ тоже человек. В общем, долго мучился угрызеньями совести... Ну, в общем, пришел он к ней и гово­рит... (И. Шевцов). 4. Это, на прошлом собрании мы, это, уже говорили на эту тему. Так зачем, это, еще раз, это, все обсуждать? (С. Иванцов).

394. Понаблюдайте за речью окружающих. Встречается ли в ней употребление слов-паразитов? Если да, то какими причинами, по-вашему, можно объяснить такое словоупотребление?

395. Чистоту речи часто нарушают слова, возникшие путем непроизвольного искажения уже существующих. Ниже даны приме­ры из сочинений школьников и абитуриентов. О чем свидетельст­вует подобное словоупотребление? Какие слова здесь искажены?

1. Кабанова ¾ твердолобая брюстительница. 2. Моло­дёжь идет в оворгарде всех начинаний старших товари­щей. 3. Братские могилы стоят без памятников и эпифатий. 4. Он без угрезенья совести пошел на дуэль. 5. Его победа жиждицца на уверенности в своей правоте.

396. Прочитайте примеры, взятые из романа Н. Воронова "Макушка лета". Насколько целесообразно употребление вы­деленных авторских неологизмов? Какими словами литературно­го языка вместо отмеченных окказионализмов мог бы воспользо­ваться автор?

1. Понуроуниженный силуэт Марата медально че­канился на фоне надхолмного небосклона. 2. Лично я думаю, что много в нас неуследимого. 3. Да и не при­вык я застегиваться, всегда ходил нараспашку. 4. Све­товое пространство над электрической зернью было низкое, слоящееся, клубливое. 5. Сернистая желтина, которая образовывала нижний слой, провисала, пучи­лась, лопалась, словно бы под давлением верхних пла­стов: свинцеватого, коричневого, аспидно-синего.

397. Прочитайте отрывок из книги В.И. Максимова "Точность и выразительность" (Л., Просвещение, 1968, с. 65). Опираясь на него и материал предыдущего упражнения, сделайте выводы об условиях и пределах применения авторских неологизмов в худо­жественных текстах.


И. Ефремов. "Туманность Андромеды":

"Наши бомбовые маяки работают отчетливо, хотя мы сбросили их четыре... года назад".

"Юная практикантка, собиравшаяся вести " эльф ", чтобы доставить его обратно, посоветовала заехать по дороге на башню: тогда гости смогут переговорить сами по ТВФ ¾ телевизофону".

"Обострилось восприятие некоторых оттенков, приду­маны новые хромкатопрические краски с внутренними рефлексами в слое, некоторые приемы гармонизации цветов".

Только авторские примечания выводят нас из затруднения. Из них мы узнаем, что бомбовые маяки ¾сбрасываемые со звез­долетов автоматические станции для подачи мощных сигналов, которые пробивают планетную атмосферу, "эльф" ¾маленький аккумуляторный автомобиль, ТВФ ¾стереотелевизофон, прибор для переговоров и одновременной передачи стереоскопических изображений, хромкатопрические краски ¾краски, обладающие большой силой отражения света внутри слоя.

398. В приведенных ниже отрывках из сочинений старшекласс­ников и абитуриентов использованы авторские неологизмы. Какое коммуникативное качество нарушается в результате такого слово­употребления? Какова функциональная нагрузка таких слов? Ис­правьте предложения.

1. Разум ¾ творитель всего, что создано на земле, всего прекрасного и вечного. 2. "Некоторые рецензоры обвиняли Б. Васильева в жестокости, которая была в сценах гибели девушек. 3. Монолог, диалог, триалог в пьесе зачастую протекают в накаленной обстановке. 4. И вот Бэла при помощи хитриков и смекалки Печорина оказывается в крепости. 5. Полуголодные, полухолод­ные, они командовали эскадронами. 6. Чичиков ¾ рас­четливый, растяжатель. 7. Но дело Давыдова и Нагуль­нова не погибло, его продолжают единомыслители. 8. Жадность, скряжество, ничтожность, скупость... пре­вращали его в "прореху на человечестве".

399. Используя материал предыдущих упражнений, скажите, можно ли согласиться с A.M. Горьким, который по поводу языка одного из романов, содержащих много новообразований, заметил, что "все это даже не мякина, не солома, а вредный сорняк, и есть опасность, что семена его дадут обильные всходы, засорят наш богатый, сочный, крепкий литературный язык".







Date: 2015-09-17; view: 542; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию