Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И чистота речи
392. Прочитайте отрывок из научно-популярной книги по культуре речи, посвященный употреблению в речи слов-паразитов. Со всеми ли положениями, высказанными в нем, можно согласиться? Какие примеры подобного словоупотребления вы можете привести? Еще одним источником многословия является употребление так называемых слов-паразитов, слов-сорняков. И здесь никак нельзя не сказать о таких, например, "словоупотреблениях": "Э-э-э, главной, понимаете ли, основной чертой его, так сказать, характера является, значит, это, его любовь к, сами понимаете, людям". Конечно, оратора, выступающего в таком ключе, никто и слушать не будет. "Приставая" к тому или иному человеку, проникая в каждое его высказывание, повторяясь по многу раз в пределах небольшого контекста, слова-паразиты делают речь трудно воспринимаемой и даже смешной. Такая речь, переполненная словесными сорняками, лишена точности, выразительности, строгости, логичности. Вот пример из книги писателя Л.В. Успенского "Культура речи". Попробуйте сразу уловить смысл этого высказывания: " ¾ Э, мня-мня-мня... так сказать... Да вот телевизор-то мой, так сказать, лучше вашего... э-э-э, мня-мня, как его этого, ну как же не лучше, так сказать: само дело показывает..." Л.В. Щерба называл такие словечки упаковочным материалом ¾ люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга, как суют паклю между свежими яйцами. Вслушайся в речь окружающих (и прежде всего ¾ одноклассников), и ты увидишь, сколько в ней ничего не означающих полуслов, полумеждометий или словоидов, по меткому замечанию Л.В. Успенского. Это и вот, и ну, и прямо, и вообще, и грит (говорит), и это самое, и как его, и как это и много-много других подобных словечек. Конечно, с этим речевым недостатком надо последовательно и постоянно бороться (Н.В. Федотова). 393. Определите стилистическую функцию, в которой выступают слова-паразиты в художественных текстах, данных ниже. 1. Этот мальчик с первого взгляда, так ска-ть, произвел на меня большое впечатление. В любые, самые элементарные композиции, так ска-ть, он умудрялся внести что-то свое... Я твердо знаю, так ска-ть, что человек способен на открытие нового только тогда, когда он в совершенстве знает старое. И я постоянно с ним бился, доказывая это, а он все время внутренне, так ска-ть, ну, как бы... усмехался (Братья Ватеры). 2. ¾ А на дворе, где я приставал в городе-то, слышь ты, ¾ отвечал мужик, ¾ с пошты приходили два раза спрашивать, нет ли обломовских мужиков: письмо, слышь, к барину есть (И. Гончаров). 3. Он, в общем, конечно, понимал, что старуха ¾ тоже человек. В общем, долго мучился угрызеньями совести... Ну, в общем, пришел он к ней и говорит... (И. Шевцов). 4. Это, на прошлом собрании мы, это, уже говорили на эту тему. Так зачем, это, еще раз, это, все обсуждать? (С. Иванцов). 394. Понаблюдайте за речью окружающих. Встречается ли в ней употребление слов-паразитов? Если да, то какими причинами, по-вашему, можно объяснить такое словоупотребление? 395. Чистоту речи часто нарушают слова, возникшие путем непроизвольного искажения уже существующих. Ниже даны примеры из сочинений школьников и абитуриентов. О чем свидетельствует подобное словоупотребление? Какие слова здесь искажены? 1. Кабанова ¾ твердолобая брюстительница. 2. Молодёжь идет в оворгарде всех начинаний старших товарищей. 3. Братские могилы стоят без памятников и эпифатий. 4. Он без угрезенья совести пошел на дуэль. 5. Его победа жиждицца на уверенности в своей правоте. 396. Прочитайте примеры, взятые из романа Н. Воронова "Макушка лета". Насколько целесообразно употребление выделенных авторских неологизмов? Какими словами литературного языка вместо отмеченных окказионализмов мог бы воспользоваться автор? 1. Понуроуниженный силуэт Марата медально чеканился на фоне надхолмного небосклона. 2. Лично я думаю, что много в нас неуследимого. 3. Да и не привык я застегиваться, всегда ходил нараспашку. 4. Световое пространство над электрической зернью было низкое, слоящееся, клубливое. 5. Сернистая желтина, которая образовывала нижний слой, провисала, пучилась, лопалась, словно бы под давлением верхних пластов: свинцеватого, коричневого, аспидно-синего. 397. Прочитайте отрывок из книги В.И. Максимова "Точность и выразительность" (Л., Просвещение, 1968, с. 65). Опираясь на него и материал предыдущего упражнения, сделайте выводы об условиях и пределах применения авторских неологизмов в художественных текстах. И. Ефремов. "Туманность Андромеды": "Наши бомбовые маяки работают отчетливо, хотя мы сбросили их четыре... года назад". "Юная практикантка, собиравшаяся вести " эльф ", чтобы доставить его обратно, посоветовала заехать по дороге на башню: тогда гости смогут переговорить сами по ТВФ ¾ телевизофону". "Обострилось восприятие некоторых оттенков, придуманы новые хромкатопрические краски с внутренними рефлексами в слое, некоторые приемы гармонизации цветов". Только авторские примечания выводят нас из затруднения. Из них мы узнаем, что бомбовые маяки ¾сбрасываемые со звездолетов автоматические станции для подачи мощных сигналов, которые пробивают планетную атмосферу, "эльф" ¾маленький аккумуляторный автомобиль, ТВФ ¾стереотелевизофон, прибор для переговоров и одновременной передачи стереоскопических изображений, хромкатопрические краски ¾краски, обладающие большой силой отражения света внутри слоя. 398. В приведенных ниже отрывках из сочинений старшеклассников и абитуриентов использованы авторские неологизмы. Какое коммуникативное качество нарушается в результате такого словоупотребления? Какова функциональная нагрузка таких слов? Исправьте предложения. 1. Разум ¾ творитель всего, что создано на земле, всего прекрасного и вечного. 2. "Некоторые рецензоры обвиняли Б. Васильева в жестокости, которая была в сценах гибели девушек. 3. Монолог, диалог, триалог в пьесе зачастую протекают в накаленной обстановке. 4. И вот Бэла при помощи хитриков и смекалки Печорина оказывается в крепости. 5. Полуголодные, полухолодные, они командовали эскадронами. 6. Чичиков ¾ расчетливый, растяжатель. 7. Но дело Давыдова и Нагульнова не погибло, его продолжают единомыслители. 8. Жадность, скряжество, ничтожность, скупость... превращали его в "прореху на человечестве". 399. Используя материал предыдущих упражнений, скажите, можно ли согласиться с A.M. Горьким, который по поводу языка одного из романов, содержащих много новообразований, заметил, что "все это даже не мякина, не солома, а вредный сорняк, и есть опасность, что семена его дадут обильные всходы, засорят наш богатый, сочный, крепкий литературный язык". Date: 2015-09-17; view: 542; Нарушение авторских прав |