Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Канцеляризмов и речевых штампов





Стилистическое использование

канцеляризмов и речевых штампов

384. Что понимается под канцеляризмами?

385. Что такое речевой штамп? В чем опасность речевых штампов и сложность борьбы с ними?

386. Как вы оцениваете в беседе, устном выступлении сле­дующие обороты речи?

1. Мы имеем хороший спортивный зал. 2. Ребенок имеет все условия для нормального развития. 3. Добро пожаловать! 4. Милости просим! 5. Желаю вам успехов! 6. Оказать помощь. 7. Доводим до вашего сведения. 8. Осуществить заботу о ком-либо. 9. На данном этапе. 10. Остановиться на вопросе о дисциплине. 11. На сего­дняшний день. 12. Порядка пятидесяти тысяч рублей.

В каких случаях использование речевых штампов неиз­бежно? Ответ поясните примерами.

387. Укажите, когда уместно использование данных ниже конструкций (употребите их в соответствующих контекстах).

В каких случаях употребление подобных конструкций не­желательно или недопустимо? Почему? Приведите синонимичные им конструкции и определите сферу их употребления.

Относительно выполнения плана, по окончании вуза, по причине болезни, вследствие похолодания, в связи с командировкой, в целях усиления борьбы, по линии участия в соревнованиях, в части спортивных состяза­ний, в отношении поэзии, ввиду недовыполнения плана, имеют место недостатки, предложения по вопросам улучшения бытовых условий, совершить побег из лаге­ря, атмосферные осадки.

388. В данном ниже отрывке из рассказа Г.Я. Рыклина "Со­вещание имен существительных" хорошо показан "механизм" возникновения некоторых словесных штампов. Прочитайте отры­вок и сделайте вывод о качестве речи, изобилующей словесными штампами.

Действующие лица: Утро, Прения, Впечатление, Речь, Полдень, Энергия, Пуля, Факт, Образ, Картина, Окраина, Дымка, Поступь, Отрезок времени, Ряд, Борьба, Волна.

¾ Некоторые имена прилагательные совсем доконали нас...

¾ Не скажите" ¾ промолвили Прения. ¾ К нам, напри­мер, журналисты прикрепили на всю жизнь глагол "развернулись", и нам из-за него дышать невозможно...

¾ У меня тоже нелады с глаголом, ¾ сказала хоро­шенькая Окраина. ¾ За мной, как тень, бродит глагол "преобразилась". И обязательно в таком сочетании: "преобразилась до неузнаваемости...".

¾ Все это чистая случайность, ¾ возразило Впечатле­ние, ¾ это, друзья мои, не типично... Я, например, всегда бываю неизгладимое. Неизгладимое впечатление!

¾ А я всегда меткая, ¾ сказала Пуля.

¾ А я упорная, ¾ сказала Борьба. ¾ Чудесная характе­ристика, что и говорить! Но нельзя же всю жизнь одно и то же! Ведь русский язык красив, богат и разнообразен.

¾ Вот в том-то и дело! ¾ горячо воскликнула Волна. ¾ Меня все поэты хвалят, но всегда одним и тем же сло­вом ¾ мощная. Так, например, в одном журнале за срав­нительно небольшой отрезок времени...

¾ Вот! Тут я Вас поймал, мощная Волна! ¾ и обижен­ный Отрезок времени вскочил с места. ¾ Высказываетесь против шаблона, а сами? Употребляете по отношению ко мне такое затасканное выражение ¾ "за сравнительно небольшой отрезок"…

¾ Простите. Оговорилась. Что значит привычка!

¾ Эти привычки очень плохо отражаются на нас, ¾ произнесла Речь. ¾ Многие журналисты привыкли назы­вать меня взволнованной, и нет мне в жизни другого прилагательного...

¾ А обо мне и в дождь и в стужу обязательно пишут, что я прекрасное, ¾ сказало Утро...

¾ А обо мне, ¾ улыбнулся Полдень, ¾ неизменно пи­шут, что я ясный. Ясный полдень. Коротко и ясно!

¾ А я сизая в любую погоду, ¾ заявила Дымка.

¾ А нам на двоих, на меня и на Образ, выдали одно прилагательное, ¾ грустно сказал Факт. ¾ Вы его хорошо знаете: это прилагательное "яркий". Яркий образ. Яркий факт. Так и ходим со столбца в столбец, сияя своей яр­костью.

¾ Перед нами развернулась любопытная картина...

¾ Почему всегда я только любопытная? ¾ спросила Картина.

¾ А почему я всегда небывалая? ¾ спросила Энергия.

¾ По той самой причине, по которой я всегда твер­дая, ¾ пояснила Поступь.

¾ А вот я всегда целый, ¾ заявил Ряд. ¾ Так у нас и шпарят: "целый ряд домов", "целый ряд людей".

В общем, как видите, в одно прекрасное утро, когда сизая дымка заволокла окрестности, на лужайке недале­ко от окраины, которая за сравнительно небольшой от­резок времени до неузнаваемости преобразилась, широ­ко развернулись прения, и целый ряд ораторов выступил со взволнованными речами, где были приведены яркие факты упорной борьбы имен существительных против шаблона. Получилась любопытная картина, которая не могла не оставить неизгладимого впечатления. Собрав­шиеся разошлись тогда, когда наступил ясный полдень. Будем надеяться, что мощная волна протеста против од­нообразия прилагательных дойдет до литераторов и они твердой поступью пойдут по пути улучшения своего языка...

389. Сопоставьте предложения из переводных произведений (слева) и варианты их правки (справа). Объясните, чем вызвана необходимость внесения исправлений[1].

 

1. И теперь все сомнения относительно враждебных целей визита исчезли.   Теперь уже не оставалось сомнений (стало ясно), что пришли они как враги.
2. Мысль... произвела на меня слишком ошеломляющее впечатление.   Мысль... слишком меня ошеломила.  
3. Поистине счастливым поэт может считать себя, когда он чувствует свою необходимость людям.   Поистине счастлив поэт, когда чувствует, что нужен людям.  
4. Он находился в состоянии полного упадка сил.   Он совсем ослабел (обессилел, лишился сил, силы оставили его).
5. Это не может не явиться плодотворным поводом для размышлений   Тут есть о чем задуматься.
6. Первое погружение (под воду) принесло разочарование, хотя вода была на удивление прозрачная.   Первое погружение нас разочаровало, хотя вода была удивительно (на редкость) прозрачная.
7. Все это послужило причиной ужасной неприятности.   Из-за этого вышла (получилась) большая неприятность
8. Такие замены не способствуют пониманию вас вашими собеседниками.   Такие замены не помогают собеседникам вас понять.  

 

390.Прочитайте приводимый ниже фельетон, посвященный речевому штампу. Выразите свое отношение к затронутой про­блеме.

...Как будто не зная

Значения слов

И штампом вконец заутюженный,

Не скажет он просто

"Шесть новых станков",

А скажет "порядка полдюжины".

И "факт вентилируя

Как таковой,

В аспекте с проблемами оными",

Он ставит вопросы

"Со всей остротой"

Словами тупыми, шаблонными.

"Нельзя не признать,

(И признать мы должны),

Что в области цикла поточного

С одной стороны

И с другой стороны,

Намечена линия точная"...

И льются, и льются

Слова, как вода,

И действуют крепче снотворного.

(Ц. Солодарь)

391. Исправьте предложения, устраняя речевую избыточность и штампы.

1. На предприятиях уже многое сделали в деле органи­зации товарной конкуренции. Однако со стороны отдель­ных руководителей имеют место случаи недопонимания важности этого мероприятия. 2. В ряде организаций и предприятий области была допущена недооценка мелио­рации сельскохозяйственных земель с помощью защит­ных насаждений. 3. Н.Г. Петрикову было вынесено пре­дупреждение за непринятие должных мер по устранению отставания производства деталей. 4. Жители нашего микрорайона добросовестно относятся к вопросу охраны природы. 5. В школах многое сделано в части распро­странения передового опыта работы учителей младших классов. 6. В романе имеет место отсутствие ясно выра­женной сюжетной линии. 7. Через все эти статьи крас­ной нитью проходит процесс слияния компонентов фра­зеологической единицы как один из способов её лексикализации. 8. Со стороны отдельных школьников было проявлено недобросовестное отношение к сбору маку­латуры. 9. Беседа идет вокруг конкретных предложений по вопросам смягчения международной напряженности. 10. Нужно особо отметить ту работу, которую продела­ли фермерские, экономические и др. хозяйственные ор­ганы Брянской области по вопросу увеличения производ­ства картофеля. 11. Школьники выехали в поле в целях ликвидации сорняков. 12. Ранней весной этого делать не рекомендуется во избежание преждевременного вымы­вания солей вешними водами и дождями. 13. В Гомеле вчера закончила свою работу встреча представителей ча­стных банков. 14. Вступают в промышленную разработ­ку все новые газовые и нефтяные месторождения. 15. По линии подготовки спортсменов наша школа завоевала первенство в районе. 16. В мае месяце начали осуществ­лять строительство нового девятиэтажного дома.

 

Date: 2015-09-17; view: 1878; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию