Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Грамматика. 17.2.1. «Могу» в смысле «способен», «умею», «волен»
17.2.1. «Могу» в смысле «способен», «умею», «волен»
В квенья есть (по меньшей мере) три слова для того, чтобы сказать, что кто-то может что-то сделать. Все три глагола отражают различные ситуации.
pol- (мочь, быть способным) используется в значении «быть физически способным сделать ч-л, иметь физическую возможность сделать ч-л». Впрочем, иногда он используется в чуть более широком смысле:
I nauco polë orta i ondo. ([Этот] гном может поднять [эту] скалу.)
Polin quetë i lambë Sindaiva. (Я могу говорить на синдарине.)
ista- (мочь, уметь, знать) подразумевает наличие знаний и умений, необходимых для совершения действия:
Istan tecë. (Я могу писать.)
Разница между pol- и ista- становится очевидной в следующем предложении:
Istan tecë nan lá pólan tecë. (Я умею писать, но не могу.)
lerta- (мочь, быть свободным, вольным) означает наличие разрешения на совершение ч-л:
Lertatyë sí lelya. (Теперь ты можешь идти.)
И снова очевидно, что разрешение на совершение действия не подразумевает ни физической способности на это, ни наличия необходимых знаний. Поэтому можно с легкостью составить предложение с использованием всех трех вышеупомянутых глаголов.
17.2.2. Разница между «хочу» и «хочется»
Мы возвращаемся к уже пройденным словам, употребляемым для обозначения того, что кто-то хочет что-либо. Глагол mer- используется для выражения желания, являющегося результатом сознательного решения.
Merin lelya Ondolindenna. (Я хочу отправиться в Гондолин.)
В противоположность этому, безличный глагол or- выражает побуждение, не являющееся результатом сознательного решения. Как предполагается, этот глагол обычно отражает желание, испытываемое в данный момент, поэтому он, вероятно, чаще употребляется в настоящем времени, чем в аористе.
Óra nin auta sina mahtalë. (Мне хочется выйти из этой схватки.)
17.2.3. Два способа выражения значения «должен»
Существуют два способа сказать о том, что кто-то должен что-либо сделать. Во-первых, в этом значении можно использовать будущее время:
Vanda sina termaruva. (Эта клятва должна соблюдаться.)
Во-вторых, предположительно, для этой цели можно использовать глагол or- (убеждать, настаивать) (в этом случае уже не в безличной форме):
Tyë óran caritas. (Я настаиваю, чтобы ты это сделал. / Ты должен это сделать.)
17.2.4. «Надо» как безличная конструкция
Неукоснительно выполняемые обязанности и настоятельные потребности выражаются в квенья с помощью безличного глагола mauya- (надо, нужно, необходимо). Они рассматриваются не как результат свободного волеизъявления, а как нечто, приходящее извне и ограничивающее возможность выбора. В таком контексте употребление безличной конструкции приобретает большой смысл. Слово, обозначающее того, кому нужно выполнить обязательство или осуществить потребность, ставится в форму дательного падежа:
Mauya cen varya i osto. (Тебе надо защитить [этот] город.)
17.2.5. Послелоги
Помимо большого набора предлогов, в квенья присутствуют и послелоги. Известны два послелога, они функционируют подобно предлогам, с той лишь разницей, что употребляются не перед словом, к которому относятся, а после него:
pella (за, позади)
I sírë pella osto ná. (За рекой находится город.)
yá (тому назад)
Loali yá utúlien Endorenna. (Несколько лет тому назад я пришёл в Средиземье.)
Date: 2015-09-17; view: 310; Нарушение авторских прав |