Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Грамматика. 16.2.1. Предложения с союзом «что, чтобы»
16.2.1. Предложения с союзом «что, чтобы»
В русском языке слово «что» используется в разных значениях. К сожалению, в квенья это не так. В качестве вопросительной частицы «Что?» в квенья используется слово “Man?” (или “Mana?”), а в качестве союза «что» – другое слово, употребление которого мы сейчас и обсудим.
На прошлых уроках мы переводили такие предложения, как: “Cénan lassë lanta.” («Я вижу, [как] лист падает» / «Я вижу падающий лист».). Если же слегка изменить оттенок смысла, то можно сказать: «Я вижу, что лист падает». Этот второй вариант, предположительно, переводится на квенья дословно, с использованием союза sa (что, чтобы):
Cénan sa lassë lanta. (Я вижу, что лист падает.)
В этом примере с помощью союза sa вводится так называемое «именное придаточное предложение», которое выполняет в предложении функцию имени существительного, то есть целиком выступает в роли подлежащего или дополнения:
Sa ihírietyen ná mára. (Хорошо, что ты нашёл меня.)
16.2.2. Предложения с союзом «ли»
До сих пор мы употребляли слово ma только в начале предложения: либо без падежных окончаний для того, чтобы задать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет», либо с падежными окончаниями, в качестве универсальной вопросительной частицы. Предположительно, слово ma применяется и в середине предложения в качестве союза со значением «ли»:
Úman ista ma tuluvantë. (Я не знаю, придут ли они.)
16.2.3. Употребление родительного и притяжательного падежей
В предложениях, включающих в себя отглагольное существительное (существительное, значением которого является описание действия), это существительное может употребляться с двумя другими, описывающими его существительными, одно из которых обозначает того, кто производит действие, а другое – то, что производится действием, напр. «Изготовление меча Хисиэлью». В квенья в этом случае производитель действия ставится в форму родительного падежа, а результат производимого действия – в форму притяжательного.
Hísiélo carië maciléva (Изготовление меча Хисиэлью)
Обычно в роли отглагольных существительных выступает герундий, но не только он:
Nenwëo mapalë massava... (То, что Нэнвэ взял хлеб,...; букв.: «взятие хлеба Нэнвэ [послужило причиной того-то и того-то и т.п.]»)
Эта конструкция может быть применена для составления весьма изощренных предложений:
Nission nurtalë nerentaron macilíva né carna lá ohtacarien.
16.2.4. Образование каузативных глаголов от прилагательных
Существует особый способ выражения значений наподобие «делать богатым» или «делать меч острым; точить меч». Помимо дословного (и, предположительно, не слишком изящного по стилю) перевода
carë alya (делаю богатым)
существует возможность добавления к прилагательному каузативного глагольного суффикса -ta для образования глагола:
alyata- (делать богатым)
Если окончание прилагательного -ë, то при добавлении суффикса оно превращается в соединительный -i-:
ninquë (белый) g ninquita- (белить)
Известны две особенности таких глаголов. Во-первых, в прошедшем времени они, как правило, длиннее обычных глаголов. Поэтому, при необходимости, удлинению подвергается гласный, предшествующий окончанию прошедшего времени -në, чтобы предотвратить неблагозвучие в постановке ударения, напр. maicatánë, а не **maicatanë. Вместе с тем, если присоединяемое вслед за этим личное местоименное окончание образует дополнительный слог, то удлинения не происходит:
maicatánen (я точил)
Во-вторых, страдательные причастия образуются от таких глаголов не с помощью окончания -ina, как от обычных A-производных глаголов, а путем присоединения окончания -nta к исходному прилагательному:
maicanta (заострённый, заточенный)
Практический пример:
Macil maicanta mára lá macil yeryaina mahtien.
Date: 2015-09-17; view: 280; Нарушение авторских прав |