Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Придание главным событиям жизни людей форм праздников и обрядов обусловлено их стремлением ярко, красивоСтр 1 из 32Следующая ⇒
Придание главным событиям жизни людей форм праздников и обрядов обусловлено их стремлением ярко, красиво, торжественно и памятно отметить эти даты. Такие события, как свадьба, рождение ребенка, совершеннолетие и другие являются переломными моментами в жизни людей, меняющими их отношения с окружающими, дающими им новые права и предъявляющими новые требования. И вполне объяснимо стремление людей празднично отметить эти события торжественными, запоминающимися обрядами, которые переходят из поколения в поколение в определенной устоявшейся, закрепленной форме и выражают внутренний смысл, содержание данного события. Культура не могла бы выжить, если бы не существовало способов ее трансляции от поколения к поколению. В течение истории сложились несколько таких способов или форм. Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом. Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве наиболее ценное для членов общности. Первая форма это – ритуал. Вторая исторически существующая форма преемственности культуры – обряд. Третья традиционная форма– обычай. И ритуал, и обряд, и обычай на правах составляющих входят в традицию как в бытовые способы передачи культуры из поколения в поколение. Так же существует понятие церемонии, которое тоже является способом передачи. Эти понятия объединяет однотипность поступков в сходных, повторяющихся ситуациях, преемственность, консерватизм и постоянство. В обыденной жизни они имеют тенденцию к расширению своих объемов и довольно часто подменяются одно другим. Тем не менее их разведение и определение содержания от более широкого к более узкому представляется нам правомерным, так как позволяет свободно оперировать ими в ходе наших рассуждений и отличать одно от другого. Теперь поговорим более подробно о каждом из данных понятий и разберем некоторые из них на примерах.
Ритуал
Первая форма передачи культуры из поколения в поколение-ритуал. Что мы понимаем под словом ритуал? Ритуал (от латинского ritualis-обрядовый, ritus- религиозный обряд) – 1.Совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт и составляющих его оформление 2.Церемониал, выработанный обычаями порядок совершение чего-либо (по БСЭ) Под ритуалом принято понимать исторически сложившийся, устойчивый, передающийся из поколения в поколение вид традиций, реализующихся в формах условных и символических действий, строго регламентируемых сначала обычаями и общественным мнением, а затем и законами. Ритуалы выражают внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни данного общества, олицетворяют определенные социальные отношения и существующий социальный порядок. Важнейшим условием существования всякого общества является наличие общей (коллективной) памяти. Общество выделяло фрагменты памяти (наиболее ценные с точки зрения этого общества) и осуществляло особый контроль над их сохранностью с помощью ритуала. Основной темой, присутствующей в том или ином виде в любом ритуале, являлась тема творения мира. Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает эстетическая наглядно-чувственная сторона. Они соответствуют общественной психологии народа, в классовом обществе складываются под определяющим воздействием идеологии господствующего класса, испытывая сильное воздействие нравственности, политики, права, религии, философии, ритуалы не поглощаются этими идеологическими формами общественного сознания, а в свою очередь влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на другие формы общественного сознания. Возникновение ритуалов связано с практическими потребностями жизни первобытных людей, с необходимостью запечатлеть и передать потомкам трудовые навыки, мировоззрение, культурные и социальные отношения своего времени. Ритуалы зародились на основе трудовой деятельности и общественных отношений первобытного общества. Органически соединяя в себе пляски, музыку, песни, первые ритуалы удовлетворяли определенные потребности людей в самовыражении, в передаче чувств и переживаний. Древние ритуалы справедливо считают одной их форм первобытного искусства, специфической формой эстетического освоения действительности. Каждый их древних ритуалов представлял собой совокупность церемоний– торжественных и торжественно-траурных шествий, торжественных приемов и обрядов - традиционных действий, связанных с выполнением определенных общественных актов, традиционных игр, развлечений. Выполнение ритуала диктовалось силой общественного мнения. Исходя из этого, ритуалы рассматриваются как разновидность традиций. Под традициями понималось все то, что постепенно создавалось из поколения в поколение. Распространение письменности кардинально изменила структуру памяти,о которой упоминалось ранее, и позволила постепенно перейти к иному типу культуры. Ритуал, как главный механизм памяти в дописьменной культуре стал терять свои позиции. Культура начала ориентироваться на выработку новых текстов, а не на воспроизведение уже известных. Этот переход затянулся на многие столетия и протекал с разной скоростью у разных народов. Ритуалы в первобытном обществе были целостным социальным явлением, в них только наметились элементы воинских и религиозных ритуалов. Зарождение древних ритуалов произошло на безрелигиозной основе. Ритуалы тысячи лет не имели ничего общего с религией. И только в классовом обществе служители религиозных культов использовали эффективность воздействия на людей древних ритуалов в религиозных целях. Впоследствии государства используют эту символическую мощь ритуала для собственных нужд: с течением времени он распространяется на область государственных церемониалов и церемониальных форм бытовых отношений (этикет). Коллективный, массовый характер ритуала резко отличает его от других форм стереотипного поведения. Как известно, ритуал относится к числу символических форм проведения. Показательно, что когда речь заходит о ритуале и от других формах поведения, естественным его коррелятом считается обычай, то есть канон повседневной жизни. Создается впечатление, что эти две формы покрывают всю среду регламентированных форм поведения. Между тем ритуал и обычай - крайние точки на шкале символических форм поведения. Если под ритуализацией понимать принадлежность к области сакрального, а так же характеристики поведения, наличие стандартов осуществления, регламентированность, обязанность, то высшей степенью ритуализации будут обряды, а жизни- обычаи. Следует отметить, что в самой системе обрядов можно выделить «главный» ритуал. На более низком уровне ритуализации линия коллективных обрядов продолжается в разного рода помочах и толоках по таким «регулярным» поводам как уборка урожая, трепанье льна и так далее. Другая линия, ориентированная на индивидуальный жизненный путь, реализуется на этом уровне в таких формах ритуального поведения как посиделки, супрядки, гуляния. Низший уровень представлен ежедневным «распорядком дня», в котором также можно проследить обычаи «календарного» плана чередование труда и отдыха, совместные молитвы и трапезы, а с другой стороны –индивидуальные формы воспитания. Таким образом можно говорить о нескольких уровнях ритуализации поведения,каждый из которых включает две серии форм регламентированного поведения, которые ориентированы либо на календарь, либо на жизненный ум.
Функции ритуала:
1. Социализация индивида. Ритуал готовит индивида к социальной жизни, воспитывая в нем необходимые качества. Без которых невозможна его жизнь в обществе. Главное из них самоконтроль, подчинение требованиям коллектива 2. Интегрирующая (связующая) заключается в том, что с помощью ритуалов коллектив периодически обновляет и утверждает себя,свое единство. Ритуал необходим для осознания солидарности, взаимосвязанности членов коллектива. Именно в ритуале люди в полной мере осознают свое единство, или владеют общие чувству и настроение-то, что отсутствует в повседневной жизни. 3. Воспроизводящая функция. Направление на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива. Только в том случае, если социальный опыт постоянно актуализируется,коллектив может выжить 4. Психотерапевтическая. Эта функция приобретает особое значение в тех случаях, когда коллектив сталкивается с кризисными ситуациями. Под угрозой оказывается единство коллектива, его нормальное функционированию. Коллектив пытается компенсировать утрату и тем самым сохранить смысл своего существования. С помощью ритуала достигается чувство сопереживания, солидарности, что хотя бы частично помогает облегчить тяжесть потерь. Ритуал объемлет те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют утилитарно-практического характера.
Система ритуалов включает гражданские, бытовые, религиозные и воинские ритуалы. Воинские ритуалы являются объектом нашего внимания. Поговорим о них подробнее. Воинский ритуал определяется как исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Воинские ритуалы служат закреплению и распространению воинских традиций, они также социально обусловлены. В первобытном обществе, не знавшем войн, не могли оформиться воинские ритуалы. Появились лишь отдельные их элементы - боевые игры, воинские пляски, песни, которые исполнялись при встречах возвращающихся после вооруженных столкновений соплеменников. Обрядовая сторона военной деятельности первобытного человека была связана с необходимостью лучше подготовиться к вооруженному нападению, повторить приемы борьбы, типизировать их, создать необходимое настроение, уверенность в победе. Зато каждая последующая общественно-экономическая фармация, начиная с рабовладельческой, имела уже вполне оформившиеся воинские ритуалы. В классовом обществе воинские ритуалы использовались и используются для идеологической обработки личного состава вооруженных сил в интересах укрепления господства одного класса над другим, в интересах подготовки и оправдания агрессивных войн. Как всякое явление общественной жизни, воинские ритуалы отражают две тенденции исторического развития — упрочение прогрессивных элементов, воспитывающих чувство патриотизма, ответственности за выполнение служебного долга, и насаждение карательных акций, призванных добиться слепого повиновения господствующему классу. Следовательно, по своей роли в развитии общества воинские ритуалы делятся на прогрессивные и регрессивные. Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы мужества, стойкости и героизма, единство высоких целей, за которые плечом к плечу борются народ и армия. Они охватывают три основные сферы воинских отношений — сферу боевой деятельности, сферу учебно-боевой деятельности и сферу повседневной деятельности. Какие же признаки характеризуют воинские ритуалы? Прежде всего эмоциональность, торжественная приподнятость, красота и величественность. Воинский ритуал — это своеобразное зрелище, массовое театрализованное представление. Революционные и боевые традиции, нашедшие свое отражение в воинских ритуалах, не только убеждают, но и вызывают небывалый прилив энергии, необычайное воодушевление, воспринимаются как непосредственные достоверные факты. Гармоническая соразмерность, стройная и целесообразная организация столь же свойственны воинским ритуалам, как и другим явлениям искусства. Широта обобщений, многовековая традиционная основа, неповторимое своеобразие и убедительность живого созерцания обусловливают действенность и эмоциональность воинских ритуалов. Воинские ритуалы отличаются своей социальной широтой. Выражением социальной широты воинских ритуалов является их классовый, национальный и интернациональный характер. Воинские ритуалы служат интересам общенародного государства, воплощают в себе боевые традиции подлинно народной армии, призванной вести только справедливые войны, они сочетают национальные и интернациональные традиции, воспитывают воина патриота Воинские ритуалы за многовековой период своего развития изменяют содержание, но продолжают сохранять традиционные формы как дань уважения и признательности предшествовавшим поколениям. В этом их устойчивость. Преемственность воинских ритуалов оказывает заметное влияние на развитие культуры и общества в целом. Преемственная связь между старым и новым является объективной закономерностью общественного развития. Постоянное развитие и совершенствование советских воинских ритуалов — сложный процесс непрерывного изменения как формы, так и их традиционного содержания, порождаемый коренными изменениями, происходящими в Вооруженных Силах.
Date: 2015-09-17; view: 497; Нарушение авторских прав |