Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятия язык, речь и текст
Речевое взаимодействие является неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалиста сферы культуры и искусства и осуществляется в разных формах. Профессиональная коммуникация предполагает знание наиболее общих законов языка и речи для компетентного использования в разных ситуациях общения всех возможностей русского литературного языка. Язык – это система знаков и способов их соединения, которая создана как средство приема, передачи и хранения информации в процессе коммуникации (общения). Существуют разные классификации уровней языка, например уровень звучания-графики (фонетика), уровень значения (лексика), уровень форм и конструкций (грамматика). Язык имеет собственные законы и тенденции развития (тенденции к динамике и статике, норме и экспрессии, экономии и избыточности). В качестве основных функций языка выделяют коммуникативную (функцию общения), аккумулятивную (функцию накопления информации о мире), когнитивную (функцию познания), этическую (функцию нравственного регулирования). Реализацию языка в процессе общения называют термином «речь». Речь – конкретное применение языка в определенных ситуациях, реализуется в деятельности говорения, чтения, слушания (аудирования), письма; существует в устной и письменной форме. Минимальной единицей речевого общения является речевой акт. Совокупность речевых актов составляет речевую деятельность. В процессе речевой деятельности осуществляется передача речевого (словесного) сообщения от одного или нескольких участников общения другому или другим участникам общения. Под сообщением понимают некоторую относительно замкнутую информацию, передаваемую другим лицам, а высказывание – это грамматически оформленное сообщение, поэтому высказывание соотносимо с понятием предложения, а сообщение соотносимо с текстом. В речевом акте присутствуют два участника: адресант (говорящий, пишущий), который порождает речевое сообщение и передает его адресату (слушающему, читающему), который принимает (воспринимает) и понимает сообщение. Речевая деятельность социальна и индивидуальна одновременно. Индивидуально речевое устройство каждого носителя языка, но социален язык как средство общения в данном обществе. Это выражается как в формально-внешних проявлениях (голос, почерк), так и в индивидуальности использования языковых средств, то есть выражения речевой индивидуальности автора. Схемы механизма речи, разработанные учеными, имеют общую основу – трехэтапную структуру порождения речевого высказывания. Первый этап носит психологический характер и связан с мотивами речи, ее целями, речевыми намерениями, понятийно-смысловым содержанием речи. Второй этап связан с внутренней речью (словесно-грамматическим оформлением внутренней речи). Третий этап связан с внешней речью (этап реализации речи в устной или письменной форме). Письменная речь – это результат выражения мысли при помощи системы письма определенного языка, который предъявляется адресату в виде текста. Устная речь – неподготовленная речь, которая обычно порождается одновременно с ее произнесением в момент взаимодействия с адресатом. Особенности разных форм и видов речи представлены в таблице. Таблица 1
Под типом речи понимается текст (или фрагмент текста) с определенным предметным значением (предмет и его признак; предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т.д.). В речи специалиста образовательной организации встречаются разные варианты основных типов речи – описания, повествования и рассуждения. Описание – это сообщение о наличии у предмета речи определенных признаков: определение (дефиниция), описание классификации, описание объекта, ситуации, процесса, места, внешности. Повествование – сообщение об изменении признаков предмета речи: хронология событий, повествование о событии и др. Рассуждение – объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей. Понятие стиль используется в архитектуре, в искусстве, в спорте, в моде, в социологии, в литературоведении и в языкознании (лингвистике). Нас в данном случае интересует лингвистическое понимание стиля – как функциональной разновидности литературного языка. Исторически сложившаяся разновидность литературного языка, которая традиционно обслуживает одну из сфер жизни человека, называется языковым стилем, а каждый стиль имеет свою систему языковых средств и единую норму употребления. Выделяют три функциональных стиля (научный, официально-деловой, публицистический), разговорную речь и язык художественной литературы. Определение языка художественной литературы в качестве самостоятельного, отдельного стиля до сих пор является спорным вопросом филологии. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами. Стили речи реализуются в определенных формах или жанрах речи – типизированных формах организации речи, которые отличаются заданным характером речевой деятельности. В основном каждый жанр речи принадлежит к определенному стилю речи, но есть и межстилевые жанры, например: статья, очерк, эссе (научные и публицистические), письмо (разговорное, публицистическое и официально-деловое). Жанр – это класс текстов, подобных друг другу по своему социальному назначению и в силу этого имеющих сходные статические и композиционные характеристики. Литературный язык является высшей формой существования национального языка, которая характеризуется следующими признаками: · общенародность (литературный язык территориально не ограничен, распространен на всей территории, где проживают представители данной нации и носители данного языка; он обсуживает все сферы деятельности общества); · обязательность (знание литературного языка и владение им обязательны для всех представителей данной нации); · нормированность или нормативность (наличие строго определенных норм произношения, ударения, словоупотребления, образования грамматических форм и построения синтаксических конструкций); · кодифицированность (закрепление, кодификация норм в грамматиках, учебниках, нормативных словарях и справочниках); · универсальность (нормы литературного языка носят универсальный, всеобъемлющий характер, то есть охватывают всю систему языка); · консервативность (нормы литературного языка хотя и изменчивы, но в целом сохраняются на протяжении длительного времени; «консерватизм способствует устойчивости литературного языка, благодаря чему облегчается передача культурных ценностей от поколения к поколению»[1]); · понятность (литературный язык должен быть понятен для всех представителей данной нации); · стилевое расслоение (литературный язык представляет собой систему функциональных стилей). Функциональное расслоение, или выделение разговорной речи, функциональных стилей и языка художественной литературы, связано с функциями, которые выполняет язык в каждом конкретном случае. Среди основных (базовых) функций языка выделяют следующие: · коммуникативная (язык как средство общения); · когнитивная (язык как средство познания); · эмотивная (язык как средство выражения чувств и эмоций); · экспрессивная (язык как средство выразительности); · метаязыковая (язык как средство исследования и описания языка в терминах самого языка) · контактоустанавливающая (фатическая); · функция воздействия (волюнтативная); · функция хранения и передачи информации и некоторые другие[2].
Таблица 1. Функциональные разновидности языка
Контрольные вопросы: 1. Как соотносятся язык и речь? 2. В чем специфика устной и письменной речи? 3. Какова роль речи в профессиональной деятельности специалиста сферы культуры и искусства? Date: 2015-09-17; view: 1855; Нарушение авторских прав |