Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия язык, речь и текст





Речевое взаимодействие является неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалиста сферы культуры и искусства и осуществляется в разных формах. Профессиональная коммуникация предполагает знание наиболее общих законов языка и речи для компетентного использования в разных ситуациях общения всех возможностей русского литературного языка.

Язык – это система знаков и способов их соединения, которая создана как средство приема, передачи и хранения информации в процессе коммуникации (общения). Существуют разные классификации уровней языка, например уровень звучания-графики (фонетика), уровень значения (лексика), уровень форм и конструкций (грамматика). Язык имеет собственные законы и тенденции развития (тенденции к динамике и статике, норме и экспрессии, экономии и избыточности). В качестве основных функций языка выделяют коммуникативную (функцию общения), аккумулятивную (функцию накопления информации о мире), когнитивную (функцию познания), этическую (функцию нравственного регулирования). Реализацию языка в процессе общения называют термином «речь».

Речь – конкретное применение языка в определенных ситуациях, реализуется в деятельности говорения, чтения, слушания (аудирования), письма; существует в устной и письменной форме. Минимальной единицей речевого общения является речевой акт. Совокупность речевых актов составляет речевую деятельность. В процессе речевой деятельности осуществляется передача речевого (словесного) сообщения от одного или нескольких участников общения другому или другим участникам общения.

Под сообщением понимают некоторую относительно замкнутую информацию, передаваемую другим лицам, а высказывание это грамматически оформленное сообщение, поэтому высказывание соотносимо с понятием предложения, а сообщение соотносимо с текстом.

В речевом акте присутствуют два участника: адресант (говорящий, пишущий), который порождает речевое сообщение и передает его адресату (слушающему, читающему), который принимает (воспринимает) и понимает сообщение.

Речевая деятельность социальна и индивидуальна одновременно. Индивидуально речевое устройство каждого носителя языка, но социален язык как средство общения в данном обществе. Это выражается как в формально-внешних проявлениях (голос, почерк), так и в индивидуальности использования языковых средств, то есть выражения речевой индивидуальности автора.

Схемы механизма речи, разработанные учеными, имеют общую основу трехэтапную структуру порождения речевого высказывания. Первый этап носит психологический характер и связан с мотивами речи, ее целями, речевыми намерениями, понятийно-смысловым содержанием речи. Второй этап связан с внутренней речью (словесно-грамматическим оформлением внутренней речи). Третий этап связан с внешней речью (этап реализации речи в устной или письменной форме).

Письменная речь – это результат выражения мысли при помощи системы письма определенного языка, который предъявляется адресату в виде текста. Устная речь – неподготовленная речь, которая обычно порождается одновременно с ее произнесением в момент взаимодействия с адресатом. Особенности разных форм и видов речи представлены в таблице.

Таблица 1

Устная речь Письменная речь
По характеру и условиям реализации
1. Рассчитана на слуховое, неповторяющееся восприятие 2. Адресуется непосредственно слушателю 3. Говорящий может контролировать ее восприятие 4. На восприятие влияют невербальные вспомогательные средства (жесты, мимика, интонация, обстановка речи) 1. Рассчитана на зрительное восприятие, ее можно перечитывать 2. Адресуется читателю через систему графики и орфографии 3. Восприятие не контролируется 4. На восприятие влияет мена шрифта, подчеркивание, разрядка, цвет
По степени подготовленности
1. Спонтанная, рождается в момент речи (кроме подготовленных публичных выступлений) 2. Использует разностилевые средства 1. Подготовленная, создается по законам текста 2. Подчиняется литературной норме  

 

Под типом речи понимается текст (или фрагмент текста) с определенным предметным значением (предмет и его признак; предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т.д.). В речи специалиста образовательной организации встречаются разные варианты основных типов речи – описания, повествования и рассуждения. Описание – это сообщение о наличии у предмета речи определенных признаков: определение (дефиниция), описание классификации, описание объекта, ситуации, процесса, места, внешности. Повествование – сообщение об изменении признаков предмета речи: хронология событий, повествование о событии и др. Рассуждение – объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.


Понятие стиль используется в архитектуре, в искусстве, в спорте, в моде, в социологии, в литературоведении и в языкознании (лингвистике). Нас в данном случае интересует лингвистическое понимание стиля – как функциональной разновидности литературного языка. Исторически сложившаяся разновидность литературного языка, которая традиционно обслуживает одну из сфер жизни человека, называется языковым стилем, а каждый стиль имеет свою систему языковых средств и единую норму употребления. Выделяют три функциональных стиля (научный, официально-деловой, публицистический), разговорную речь и язык художественной литературы. Определение языка художественной литературы в качестве самостоятельного, отдельного стиля до сих пор является спорным вопросом филологии. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами. Стили речи реализуются в определенных формах или жанрах речи – типизированных формах организации речи, которые отличаются заданным характером речевой деятельности. В основном каждый жанр речи принадлежит к определенному стилю речи, но есть и межстилевые жанры, например: статья, очерк, эссе (научные и публицистические), письмо (разговорное, публицистическое и официально-деловое). Жанр – это класс текстов, подобных друг другу по своему соци­альному назначению и в силу этого имеющих сходные статические и композиционные характеристики.

Литературный язык является высшей формой существования национального языка, которая характеризуется следующими признаками:

· общенародность (литературный язык территориально не ограничен, распространен на всей территории, где проживают представители данной нации и носители данного языка; он обсуживает все сферы деятельности общества);

· обязательность (знание литературного языка и владение им обязательны для всех представителей данной нации);

· нормированность или нормативность (наличие строго определенных норм произношения, ударения, словоупотребления, образования грамматических форм и построения синтаксических конструкций);

· кодифицированность (закрепление, кодификация норм в грамматиках, учебниках, нормативных словарях и справочниках);

· универсальность (нормы литературного языка носят универсальный, всеобъемлющий характер, то есть охватывают всю систему языка);

· консервативность (нормы литературного языка хотя и изменчивы, но в целом сохраняются на протяжении длительного времени; «консерватизм способствует устойчивости литературного языка, благодаря чему облегчается передача культурных ценностей от поколения к поколению»[1]);

· понятность (литературный язык должен быть понятен для всех представителей данной нации);

· стилевое расслоение (литературный язык представляет собой систему функциональных стилей).

Функциональное расслоение, или выделение разговорной речи, функциональных стилей и языка художественной литературы, связано с функциями, которые выполняет язык в каждом конкретном случае. Среди основных (базовых) функций языка выделяют следующие:


· коммуникативная (язык как средство общения);

· когнитивная (язык как средство познания);

· эмотивная (язык как средство выражения чувств и эмоций);

· экспрессивная (язык как средство выразительности);

· метаязыковая (язык как средство исследования и описания языка в терминах самого языка)

· контактоустанавливающая (фатическая);

· функция воздействия (волюнтативная);

· функция хранения и передачи информации и некоторые другие[2].

 

Таблица 1. Функциональные разновидности языка

 

Разновидности     Признаки Разговорна речь Функциональные стили Язык художественной литературы
Официально-деловой Научный Публицистический
Сфера общения Бытовая Административно-правовая Научная Общественно-политическая Художественная литература
Основные функции Общение Сообщение Сообщение Информативная и экспрессивная Эстетическая, образная
Подстили Разговорно-бытовой, разговорно-официальный Законодательный, дипломатический, канцелярский Собственно научный, научно-учебный, научно-популярный Газетно-публицистический, радио-тележурналистский, ораторский  
Основные жанровые разновидности Повседневные непринужденные беседы, диалоги, частные письма, записки Различные деловые документы, постановления, законы, указы и т.д. Научные труды, доклады, лекции, учебники, справочные пособия, научно-популярные беседы и т.д. Газетные и журнальные статьи, очерки, выступления на общественно-политические темы; листовки, прокламации и др.  
Стилеобра-зующие черты Непринужденность, непосредственность и неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция; конкретность содержания Императивность (предписующе-долженствующий характер речи); точность, не допускающая разночтений; логичность, официальность, бесстрастность, неличный характер речи Обобщенно-отвлеченный характер изложения, подчеркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безобразность Чередование экспрессии и стандарта  
Общие языковые особенности Стандартность, стереотипность использования языковых единиц; неполно-структурная оформленность, прерывистость и непоследовательность речи Стандартность, стремление к стилистической однородности текста, упорядоченный характер использования языковых средств Обобщенно-отвлеченный характер лексических и грамматических средств; стилистическая однородность, упорядоченный характер использования языковых средств Сочетание экспрессии и стандарта Подчиненность использования языковых средств образной мысли, эстетической функции, художественному замыслу писателя
             

Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся язык и речь?

2. В чем специфика устной и письменной речи?

3. Какова роль речи в профессиональной деятельности специалиста сферы культуры и искусства?







Date: 2015-09-17; view: 1855; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию