Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 19. Молодежь в современном обществе
Молодежь является объектом изучения всех социогуманитарных наук. Следует отметить интерес к ней со стороны философии, психологии, педагогики, демографии, социальной работы и особенно социологии. Основная причина интереса исследователей к молодому поколению связана с ростом социально обусловленных требований, поскольку общество заинтересовано в их в высокой квалификации, гражданском самосознании, в их умении самостоятельно и творчески мыслить, правильно оценивать ситуацию, брать на себя ответственность и т.д. Важнейшей особенностью молодежи является ее переходное состояние. Оно обнаруживается на социальном уровне – в плане подготовки к участию в основных сферах деятельности, к включению в ту или иную социальную общность. На уровне личностном – это промежуточный этап социального становления, низшей границей которого является физиологическая зрелость, верхней – приобретение стабильной профессии, включение в процесс труда. И наконец, на третьем уровне – уровне сознания – это процесс формирования мировоззрения усвоения различных ценностей, норм поведения и норм профессионального сознания Социальные права и проблемы молодежи, ее возможности интегрироваться в общество интересуют все мировое сообщество. В рамках Организации Объединенных Наций определена специфика положения молодежи в современном обществе, сформулированы основные направления деятельности государств и общественных организаций по социальной защите интересов молодежи, разработаны ее права и оценены возможности. Конкретизация основных прав молодого поколения, роль общественных организаций и объединений в развитии института ее социальных прав была сделана в ходе проведения в 1985 г. по инициативе ООН Международного года молодежи. Документом, принятым по этому поводу, была программа «Руководящие принципы для дальнейшего планирования и последующих действий в отношении молодежи». В настоящее время молодежь во всем мире является значительной по численности и быстро растущей социальной группой. Она причастна практически ко всему, что происходит в современном мире. И если общество предъявляет повышенные требования к молодежи, то и сама молодежь становится все более требовательной и активной в отношениях с обществом. Как уже было отмечено, в последнее время объектом пристального изучения многих ученых стала студенческая молодежь. Следует отметить к ней интерес исследователей со стороны философии, политологии, демографии и особенно социологии. Основная причина интереса именно к этой категории молодых людей, связана, прежде всего, с ростом социально обусловленных требований к качеству подготовки выпускников и тем самым к уровню воспитания личности молодого человека. Изучение проблем студенческой молодежи может помочь вскрыть тенденции развития молодежи вообще и различных групп общества в частности, поскольку в вузовской молодежи аккумулируются процессы, характерные для всего общества. Кроме того, на примере студентов можно проследить и социальные закономерности развития личности. Необходимость такого комплексного и всестороннего исследования, проведенного с 1996-1999гг в полной мере должно было быть отнесено именно к этой группе. В качестве объекта исследования была избрана студенческая молодежь, обучающаяся в вузе на 1-м, 3-м, выпускном курсах очного отделения. Это ограничение объекта имело определенные преимущества. · Исследование было проведено целенаправленное как многократное, предусматривающее получение данных об обследуемом контингенте в условиях одного и того же региона через определенные интервалы времени. · В исследовании был реализован социологический метод изучения объективных и субъективных характеристик молодежи в их единстве. Это единство, совокупность черт раскрывается через взаимосвязь условий жизнедеятельности, конкретных ее форм. · Процесс становления и развития молодежи как самостоятельной социальной группы показан в динамике от момента выбора профессии и «входа» в систему высшего образования до «выхода» из нее. · Выделены особенности социального облика, ценностных представлений и жизненных планов отдельных групп вузовской молодежи. В направлении изучения молодежи важным является проблемы социальной ориентации вузовской молодежи. Фиксируя те или иные изменения в оценках образования, профессии, будущего социального положения, которые наблюдаются у студентов в вузовский период, можно дать характеристику жизненных планов с точки зрения их устойчивости, осознанности, конкретности, согласованности ожиданий и их реализации. Анализ жизненных планов и ориентаций студентов в динамике от первого курса к выпускному выявил сходство ценностей представлений и общую направленность интересов этой группы молодежи. Таким образом, социологическая концепция студенческой молодежи включает в себя следующие компоненты: - Исследование места молодого поколения во всей социальной структуре общества. - Определение и характеристика студенческой молодежи как особой социальной группы, специфичной по основным параметрам своей жизнедеятельности. - Контингент вузовской молодежи складывается на социальной основе, в нем представлены группы молодежи, различные по социальному происхождению, типу полученного среднего образования, семейному и материальному положению. Широкие социальные связи предопределяют те типичные характеристики, которые объединяют выполняющие важные социальные функции. - Классификация и анализ социальных процессов формирования, развития и реализации основных потребностей, интересов и ценностных ориентаций будущих специалистов. - Исследование содержания, структуры и функций образовательной, профессиональной подготовки и социально-воспитательного комплекса высшей школы как основы социализации молодежи. - Социологическая сущность молодежи методологически рассмотрена с позиции качественного и количественного своеобразия на уровне функционирования его как особой и специальной группы в социальной структуре. - Определение вузовской молодежи в рамках социальной концепции основано на выделении, синтезе и интеграции наиболее существенных оснований целостного процесса его форм, функций и развития. Таким основанием можно назвать следует назвать социально-демографическую, социально-профессиональную, социально-психологическую, образовательную, социально-культурную и другие срезы его жизнедеятельности, общение, взятых в их взаимосвязи и взаимодействии. Таким образом в исследованиях, проводимой Абдирайымовой Г.С. были очерчены основные контуры и осуществлено исследование о социальной роли вузовской молодежи, о ее месте и роли в социальной структуре общества, о характере и особенностях его образа жизни, определены пути и наиболее эффективные формы активизации общественно-значимой деятельности. Данное исследование не только подытоживало и обобщило результаты социологического анализа студенческой молодежи, но и определенным образом отразило современный уровень и масштабы его изучения. На сегодняшний день предметом ее исследования является социологический анализ ценностных ориентаций казахстанской молодежи. Проблема достаточно разработанная в России, но одна из малоразработанных вопросов теории и методологии регулирования социального поведения молодого человека в Казахстане. На современном этапе развития общества существенным образом изменились ценности молодых людей, изменилась структура жизнедеятельности, направленность и социальные установки. Используя поколенный подход, важно выявить внутренние мотивы того, что меняет представление о жизни, о потребностях, интересах т.е. того, что мы ценим. Без чего невозможна ни деятельность, ни сама жизнь человека как биосоциального существа. Студенческая молодежь как ресурс становления новой казахстанской интеллигенции: проблемы самоидентификации На этапе перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу все более решающая роль принадлежит духовно-интеллектуальному общественному производству, от которого в ХХI веке будут зависеть перспективы человеческой цивилизации в целом и межстрановая конкурентноспособность любой нации в частности. Иными словами, возрастают общественные потребности в нахождении научно-технологических способов решения глобальных проблем, а также в становлении нового типа глобального мировоззрения, политической и духовной культуры. Моральная ответственность становится главным нравственным качеством современности. Тем самым возрастает социальная роль тех общественных групп, которые специализированно занимаются инновационной деятельностью в указанных областях. Интеллигенцию в широком смысле можно рассматривать как особую социальную группу лиц, занимающуюся развитием и распространением культуры. На современном этапе социально-экономического развития общества, поиска путей возрождения и укрепления духовно-нравственных устоев социальная роль интеллигенции возрастает. Для этой группы свойственны характерные для нее социально-экономические и духовно-нравственные черты. В течение многих лет в литературе было распространено определение интеллигенции как прослойки людей, профессионально занятых умственным трудом. Но признак профессиональной занятости умственным трудом слишком общий и практически не позволяет установить более или менее четкие контуры слоя интеллигенции. Социологическое направление - игнорирует эти признаки, выдвигает, прежде всего социально-экономические критерии /1/. Таким образом, в контексте современности можно дать определение интеллигенции как общественной группы, статус, роль и функции которой в конечном итоге детерминируются специализированной профессиональной деятельностью в области научно-технологического, мировоззренческого и духовно-культурного обеспечения позитивного (гуманистического) разрешения проблем и противоречий общественного прогресса. В свете сказанного, приоритетным направлением политики любого государства, формирующим стратегический, фундаментальный ресурс его развития, должно выступать формирование интеллигенции, по своим качествам адекватной “вызовам” современности. По мнению В.Я.Нечаева любой вид образования приобщает человека к «интеллигентности». С помощью образования, в общении с преподавателем он отчасти становится интеллигентом, носителем ее субкультуры. Эта сфера настраивает молодого человека на образ жизни интеллигенции /2/. Но дело здесь не только в более высоком уровне образованности. Одной образованности (информированности) по нашему мнению, недостаточно для целенаправленного социального творчества и поддержания жизни. Требуется соответствующий уровень мотивации, чтобы новую информацию перевести в дело, мобилизовать для решения насущных проблем. Представителям новой интеллигенции в рамках культурного контекста предстоит переосмыслить значение таких явлений как частная собственность, рыночные отношения, конкуренция, бизнес и другие, свойственные переходу нашего общества в новое социально-экономическое состояние. В этой связи можно говорить о зарождении нового типа интеллигенции. В особенности это относится к гуманитарной интеллигенции, которая в большой мере идеологизирована, чем техническая. Новому типу интеллигенции потребуется с морально-этических позиций оценить "западные" идеалы образа жизни, такие как: трудолюбие, упорная работа на себя и на своих близких, деловая этика, инициатива, предприимчивость, ценность материального достатка, уважение к богатству, государству, закону, религии. Выполнить свою роль она сможет, лишь осмыслив и приняв эти идеалы и ценности как подлинные. Можно утверждать, что появление нового типа интеллигенции связано не только с переоценкой ценностей, но и с изменением экономического положения ее самой. В строгом смысле слова интеллигенция как социальный слой видоизменится в новую социально-экономическую группу, способную существовать продажей своей умственной энергии, продуктов и услуг интеллектуального труда. Общество встало на путь рыночных реформ и они могут утвердиться при условии, что в его культуру также будут включены базовые ценности европейской цивилизации, западного образа жизни. Это требует изменения жизненной философии и мировосприятия в обществе. Своеобразным индикатором прогрессивности общества в нашем аспекте может служить интеллектуальное и морально-нравственное состояние студенческой молодежи. Так как именно студенческая молодежь является главным ресурсом и источником становления интеллигенции ХХI века в Казахстане. Студенчество, будучи частью молодежи, имеет те же функции, и те же проблемы, что и вся молодежь в целом, но одновременно отличается особыми социально-значимыми качествами. Наиболее существенным из них представляется ее роль как основного ресурса становления новой казахстанской интеллигенции. Следовательно, формирующиеся сегодня представления будущей интеллигенции в ближайшей перспективе станут одним из существенных факторов выбора пути Казахстана его прогресса. В связи с этим представляет интерес изучение особенностей индивидуального сознания, групповых феноменов самооценки и самосознания этой части молодежи, а главное - ее самоидентификации в современном обществе. Описывая, положение казахстанской молодежи, исследователи не раз отмечали основные проблемы этой группы. Это и расслоение молодежи по социально-экономическим характеристикам, и трудности адаптации к рыночной экономике, а также изменения в сознании и поведении, проблемы духовного и нравственного развития и некоторые другие. В современном Казахстане в последнее время идет обновление подходов к социальным проблемам молодежи, к исследованию молодежной проблематики. Однако, как нам представляется, одной из приоритетных задач является формирование адекватного осознания студенческой молодежью своей роли и миссии в качестве интеллигенции ХХI века, что с одной стороны, предполагает ориентацию на определенную модель социально-профессионального и гражданского поведения, а с другой - способность формулировать и осуществлять притязания к обществу и государству, соответствующие объективному статусу и социальной роли интеллигенции в современном мире. Как бы не менялась ситуация у казахстанской молодежи, тяга к интеллектуальному росту сохранилась. Несмотря на снижение государственного заказа на треть в 1991г., численность студенчества превышает даже показатели лучших советских времен /3/.
Статистическая характеристика студенческой молодежи
Численность обучающихся студентов (тыс. чел.) Таблица 1
Число высших учебных заведений Таблица 2
Возможно в реальной действительности мы имеем дело не с профессиональной ориентацией. Молодые люди сначала решают стать интеллигентами, работниками сложного умственного труда. (В принципе мы можем здесь говорить о положительной самоидентификации с группой интеллигенцией). И лишь затем начинают выбирать «лестницу» для этого социального восхождения – какую-то профессию умственного труда, какой - то вуз. При этом, как отмечает, Н.А.Аитов человеку все равно кем быть – филологом, инженером, врачом, лишь бы быть интеллигентом. /4/ Какова же сейчас в условиях рыночных отношений, социально-профессиональная ориентация молодежи? По результатам республиканского социологического исследования, проведенного в рамках проекта «Молодежь Казахстана-2000», 45% молодежи к числу наиболее значимых ценностей относят обучение в вузе, что является свидетельством возросшей роли профессионального образования в условиях рыночной экономики. В то же время наблюдается переориентация молодежи на профессии, обеспечивающие социальный статус и материальное благополучие. Современная молодежь более всего ориентирована на приобретение следующих специальностей: юриста – 20,2%, экономиста – 14,8%, банковского работника – 9,6%, переводчика –5, 7%,оператора ЭВМ – 5% и налогового инспектора – 4,5%. Также, как показывают исследования А.И.Изтлеуовой (1994) в школах Алматы, наиболее престижными профессиями были профессиями были призваны: экономист –32,4%, врач – 11,4%, банкир – 10,5%, электронщик – 7,6%, инженер – 6,7%, юрист –4,8%, продавец – 5,7%, педагог –5,7%, переводчик - 1,9%. /5/ По данным социологического исследования «Оценка уровня социальной самоидентификации студентов университетского образования» проведенного автором данной статьи в сентябре-декабре 2002 года в шести университетах Республики Казахстан студенты ценность выбранной специальности видят, прежде всего в перспективности – 25,4%, быть полезным людям – 22,%, престижности данной професии 19,5%, возможностью определиться – 12,%. В своем исследовании мы также стремились проанализировать процесс самоидентификации студенческой молодежи с интеллигенцией. В ходе опроса были выявлены такие индикаторы самотождественности, как адекватное представление студента о себе как будущего интеллигента, своей функции в обществе, развитие потенциала молодого специалиста, уважение к своей профессиональной деятельности, повышение социально- экономической, политической активности выпускника вуза, гражданская культура будущих профессионалов, консолидация молодых сил, осознание своей роли в формировании и становлении новой казахстанской интеллигенции. По самому феномену интеллигенция мнения респондентов сложились следующим образом:
Таблица 3
Как видно из таблицы 3. единого мнения студенты по данному вопросу не сформировали, хотя большинство уверено, что интеллигенция – это группа людей, занимающиеся умственным, творческим трудом – 23,0%, является руководящим меньшинством, то есть люди, которых не интересует власть. Умственный труд, совесть и духовность интеллигента и деятельность политика в сфере властных отношений - это совершенно разные, во многом непересекающиеся явления. Интеллигент - это не профессия, это определенная идеологическая позиция, занятая человеком в обществе. Интеллигенция должна осознать, что она не является профессионалом в области политики и управления. Сила интеллигенции заключается в накопленном культурно-нравственном потенциале, духовных и политических традиций общества, т.к. она является своеобразным их конденсатором. Большинство студентов отметило, что основной характеристикой интеллигенции и одновременно ее сильной стороной является образование и умение мыслить – 19,7 и 43,24%. Относят ли студенчество себя к интеллигенции? Свое отношение к современной казахстанской интеллигенции студенты-старшекурсники определяют скорее негативно, чем позитивно. Они отмечают невостребованность этого слоя, утрату ведущих позиций в обществе. В то же время, не относя себя к интеллигентам, 80% опрошенных хотят ими стать. Объясняя причину своего отмежевания от интеллигенции, студенты аргументируют это тем, что главная составляющая своей идентификации с группой/слоем общества - это внутреннее состояние человека. Те, кто отнес себя к интеллигенции, объясняют это своим происхождением, воспитанием, своей востребованностью. Уровень образования родителей выглядит в качестве самого вероятного фактора, определяющего более активное «узнавание» студентами «интеллигенции». Это частично подтверждается данными социологического исследования на тему «Социальный портрет студента»/6/, проведенного с весны 1997 года по июнь 1998 года, почти 2/3 а –это подавляющее большинство родителей студентов имеют высшее образование, примерно 1/3 – среднее специальное, и всего 8% опрошенных родители закончили среднюю школу. Очевидно, что процесс самовоспроизводства интеллектуальных слоев – факт весьма объективный, и отсутствие каких-либо искусственных мер регуляции социального состава вернуло ситуацию на круги своя. Немаловажной чертой формирующейся «интеллигенции» является ее отношение к вопросу эмиграции; слабая укорененность на родине, поиск лучших условий труда и жизни за рубежом - огромная проблема для любой страны, нуждающейся в модернизации. Именно так происходит отток необходимых для нее квалифицированных кадров. Или получаются «временщики», нацеленные на быстрое личное обогощение безотносительно его цены для страны и общества, за которым следует быстрый отъезд в более процветающие края. По нашим данным эмиграционные намерения имели из общего числа опрошенных – 7,3 %. 24,8% заявили возможным для себя уехать из Казахстана, если представится случай и еще 41,6% респондентов хотели покинуть страну только временно, на учебу или на работу. Твердо уверены в своем желании остаться на родине лишь - 23,4% студентов. Ниже представлена таблица (таблица 4) эмиграционных намерений студентов по курсам. Таблица 4
Одним из принципиальных моментов анализа социальной самоидентификации студенчества с «интеллигенцией» был вопрос об отношении студентов к казахстанскому государству. В настоящее время в ряду ценностных ориентации именно отношение к своему государству, степень его поддержки, общегражданская солидарность занимают все более заметное место в идеологии экономически развитых стран. В этом контексте заметим, что среди студенческой молодежи наблюдается истоки поддержки в Казахстане «объединяющей идеологии, общенациональной идеи». В пользу такой мысли выступили только 16,4 % опрошенных студентов. Хотя большинство опрошенных считают предпочтительным мнение «по общему для современного мира пути европейской цивилизации», таковых оказались 61,8%. 1/7 часть студентов затруднились ответить что-либо по этому поводу. Нашлись и такие, которые хотели бы вернуться на путь, по которому двигался Советский Союз – 6,1%,
Date: 2015-09-17; view: 1349; Нарушение авторских прав |