Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 16-17. Факторы влияющие на социально- политическую стабильность в студенческой среде М.С.Садырова М.Маульшариф





В современном обществе все более политизируется сознание людей. Студенчество в этом отношении не является исключением. В среде студентов идут активные процессы поиска своего места в жизни в быстро изменяющемся обществе. Однако, этот поиск затруднен трудностями идеологического плюрализма, ведущего к фрагментарности сознания людей, особенно молодых. В связи с этим в современных условиях возрастает ответственность высшей школы, в том числе системы университетского образования, не только за профессиональные, гражданские, нравственно-этические, общекультурные качества, но и за политическую активность будущих специалистов.

Показателями политической активности студенческой молодежи являются прежде всего, её отношение к происходящим сегодня политическим переменам в обществе и государстве, а также её социальное самочувствие.

В связи с этим, среди студентов 3-х вузов г. Алматы проводилось социологическое исследование на тему «Социальный портрет студента» с весны 1997 года по июнь 1998 года во главе с проф. Аитовым Н. А. В исследовательскую группу вошли проф. Габдуллина К. Г., доцент Абдирайымова Г. С.. В исследовании участвовали студенты ГЮИ им. Д. А. Кунаева, Академии транспорта и коммуникаций, Алматинского Архитектурно-строительного института. Опрос также проводился в г. Семей под руководством к. социол. наук А. С. Коновалова. В качестве объекта исследования избрана студенческая молодежь, обучающаяся в вузе на 1-ом, 3-ем, выпускном курсах очного отделения.

Данное социологическое исследование показывает, что в студенческой среде степень неудовлетворенности собственным и общим социальным положением, готовности к крайним формам протеста выше, чем у молодежи в среднем. Но в целом, политическая заинтересованность современной студенческой молодежи имеет «избирательный» характер и проявляется от случая к случаю. Как показывают результаты исследования, активно интересуются и участвуют в политических или иных движениях только 1% респондентов. А 46% опрошенных интересуются информацией о политике, но сами активного участия не принимают. Следует заметить, что 47% студентов к политике равнодушны, 7% к политике относятся равнодушно. Это показывает сведения к минимуму многих форм участия студентов в политической деятельности. Основная форма участия студентов к политике – информационная.

Одним из факторов стабильности студенчества является отношение к учебе. Студенты более предпочтение отдают к индивидуальной работе с преподавателем (61%) и семинарским занятиям (61%), чем лекциям (37%). Это показывает, что студенты на лекциях получают меньше информации. Студенты технических вузов стремятся по мере возможности получить вторую профессию по «менеджменту», «информатике», или «дизайну». Отвечая на вопрос «Как давалось учение в вузе?», выпускники оценили себя следующим образом: 35,8% - учеба давалась легко и оценили ее на хорошо, 23,9% - хорошо, но не легко, 19,2% - средне и без труда, 11,1% - неважно и с большими затруднениями. Как отмечает Адирайымова Г. С., корреляционный анализ выявил прямую зависимость этой самооценки от показателей успеваемости, уверенности в правильном выборе профессии, удовлетворенности организацией учебного процесса в вузе. Среди студенчества все более значимыми становятся не столько общественные, сколько личностные ориентиры. В ряду наиболее значимых ценностей студентами отмечены: дело по душе, интересная работа (58%); Высокий заработок и хорошие, верные друзья (57%); хорошие отношения в семье (56%); удовлетворенность в интимной жизни (53%); Наименее значимыми оказались для студентов связи с нужными людьми, власть, возможность командовать над людьми. В целом, можно отметить, что студенты становятся более практичными, прагматичными. Представления о кризисе идеалов и ценностей молодежи нуждаются в некотором уточнении. Да, разрушились многие идеологические догмы, исчезли иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность, искренность в межличностных отношениях оказалась более устойчивой. Это позитивный момент исследования.

По результатам данного исследования, свободное время студентов в большей мере посвящено общению с друзьями, просмотру теле- и видео- продукции и прослушиванию музыки. Две трети студентов используют досуг для активных занятий спортом. Лишь пятая часть студентов посещают в свободное время научные лекции и кружки, занимаются научно-исследовательской деятельностью. Около 40% студентов используют летние каникулы для пополнения своего бюджета посредством подработки.

Мотивы выбора профессии у респондентов показывают, что студентов побудили на получение профессионального образования интерес к профессии; возможность проявить свои способности; авторитет вуза; перспектива в будущем хорошей работы; влияние семейной традиции и советов родителей. В среднем каждый второй респондент полностью удовлетворен своим выбором вуза и специальности. После окончания вуза четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 43% - в коммерческих структурах, по избранной профессии. Студенты в основном удовлетворены профессиональной подготовкой, но ощущают неподготовленность к работе в коммерческих, негосударственных структурах. Около 16% студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью. Нужно отметить, что 18-20% студентов уже сейчас не намереваются работать по избранной специальности. 16% студентов хотят посвятить себя дому, семье. Хотели бы уехать за границу учиться и работать 18% студентов. Социально-профессиональная ориентация и построенные на ней жизненные планы студентов имеют в своей основе главные социальные ценности общества. Подавляющая часть студенческой молодежи ориентирована на социальную полезность и содержательную сторону труда и именно в нем находит возможности совершенствования, развития. Меньшую, но довольно значительную группу составляют студенты нацеленные на общественное признание, служебный рост, приобретение авторитета среди окружающих, и эти престижные моменты тоже в какой-то степени связаны с ценностями нашей жизни. Авторы данного исследования анализируя социальные позиции и социально-профессиональные ориентации студентов сделали вывод, что в период вузовской подготовки специалиста влияние социальных различий на жизненное самоопределение молодежи, существенное в момент перехода из школы в вуз, значительно снижается, но не исчезает совсем.

В социологическом исследовании так же выявлены основные направления политических, национальных и религиозных ориентации студентов. Как показало исследование, студенты небезразличны к политической жизни. 82% респондентов интересуются событиями внутри республики и за рубежом. Интерес к политике повышается с возрастом. Напр,, с большим интересом следят за политическими событиями, происходящих за рубежом и внутри страны 57,3% респондентов не старше 19 лет; 62,1% - в возрасте 22 года; 68,25 – 24 лет. Можно сделать вывод, что с вохрастом молодой человек больше интересуется политическими событиями. Однако настораживает тот факт, что наименьший интерес к политике проявляет молодежь моложе 20 лет, хотя именно эта категория студенческой молодежи нуждается в политической закалке. В гендерном разрезе юноши и девушки почти наравне интересуются политикой. (70%, 61,9%). Не интересуются политикой 5,95 респондентов. В исследовании проанализированы отношение студентов к политике в зависимости от их семейного положения. Интересуются политикой постоянно 71,5% семейных и 60,6% неженатых студентов. Как видим, семейные студенты проявляют большой интерес к политике, чем холостые. Нет основания утверждать, что абсолютной симпатией у студентов пользуются политические партии. На вопрос «Какие политические партии в Казахстане Вы знаете?» лишь до 22% респондентов перечислили 3 партии, а 51% отметили, что не могут вспомнить о существовании той или иной партии. В анкете специальный блок вопросов посвящен национальным и религиозным установкам студентов. Для половины студентов важную роль при выборе места жительства играет национальная принадлежность соседа.(52%). Для 46% студентов национальность человека играет важную роль при собственном решений вступить в брак, 24% - при решении о вступлении в брак родственников, 11% - при выборе круга друзей. 625 студентов видят главную причину национальных конфликтов в действиях различных политиков. Сами по себе люди разных национальностей, по их мнению, могут жить в мире. Очень большой разброс мнений вызвал вопрос о праве взрослых законно, по собственному выбору менять свою национальную принадлежность: 41% студентов – сторонники введения такого права, 33% - противники. Для многих студентов этот вопрос так и остался открытым.

По данным исследования, проводимой доцентом Абдирайымовой Г. С. оценка уровня религиозности в вузовской среде показала, что более двух третей студентов относят себя к верующим в сверхъестественные силы, либо к колеблющимся между верой и неверием. Из респодентов 30% - верующие в бога, 30% - колеблющиеся между верой и неверием, 10% - верующие в сверхъестественные силы. Доля атеистов среди студентов – 15%. К вопросам религи везразличны каждый 8 студент. (Абдирайымова Г. С. Студенческая молодежь как социальная группа. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Алматы,)

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии имени аль-Фараби Царева (Морозова) Т. А. при содействий Асоциации юридических лиц участвовала в проведении социологического исследования «Молодежное движение «За будущее Казахстана» в 1998 г.

Анализ данных этого исследования позволил сделать ряд выводов о состоянии и уровне правовой социализации студенческой молодежи. Обеспокоенность зависимостью состояния криминальной ситуации в республике от распространения наркотиков и увеличения потребления наркотических средств выразили 57,1% опрошенных. Большинство студентов оценивают состояние преступности в Казахстане как неблагоприятное. Криминальная обстановка в республике связывается студентами в первую очередь с имущественным расслоением общества, которому способствует обнищание значительной части населения, потенциально готовой нарушить закон ради выживания, обеспечения элементарных средств существования, распространением коррупции, неэффективностью методов в борьбе с преступностью. Надо отметить расхождение представлении и мнении студентов-юристов и студентов других факультетов. Это расхождение Царевой Т. А. объясняется наличием специальной профессиональной подготовкой у первых, формированием у них в процессе обучения в вузе правовых знаний о реальном состояний преступности в РК и ее детерминации. Студенты неюридических специальностей более склонны винить в сложившейся криминальной ситуации правоохранительные органы, что вполне соответствует распространенным в общественном мнении представлениям о причинах преступности. Для сознания студентов характерно возлагать вину за негативные изменения состояния преступности на органы милиции, суда, прокуратуры, а также на несовершенство действующего законодательства. В данном исследовании в целях выявления связи между угрозой преступных посягательств и распространенности в студенческой среде правового ригоризма перед респондентами был поставлен вопрос об их отношения к принятию чрезвычайных мер в борьбе с преступностью. Большинство студентов воспринимают усилие уголовных репрессий по отдельным категориям преступлений положительно при условии обязательного соблюдения законности и прав человека, считая это единственным средством восстановления правопорядка. Отрицательное отношение к введению подобных мер высказали 20,45 респондентов, мотивируя это тем, что могут пострадать невиновные. 10,9% из числа опрошенных выступают категорически против введения чрезвычайных мер, поскольку они убеждены в том, что такой подход к борьбе с преступностью не изменит ситуацию в данной области.

Одним из главных мотивирующих факторов, выявленных в данной исследовании, являются карьеристские устремления. Среди преступлений, способствующих достижению данной цели, студенты отметили: преступления в финансово-экономической сфере (54,5%), уклонение от уплаты налогов (58,1%), дачу или получение взятки (78,6%). Определенная часть студентов допускает для себя возможность, ради открытия своего дела, занятия серьезным бизнесом, совершить тяжкое телесное повреждение (2,7%), грабеж, разбой (2,7%), кражу (1%). Приблизительно такие же данные получены при изучении потенциальной готовности студентов к нарушению уголовного законодательства по мотивам достижения материальной обеспеченности.

Отношение респондентов к закону и к возможности его нарушения свидетельствует, что практически каждый шестой студент допускает возможность нарушения закона, если это не повредит его окружению. Потенциальная готовность к нарушению закона составляет 74,9% от общего числа опрошенных. Результаты исследования правосознания студентов свидетельствуют о существенном несоответствии правовых ориентаций значительной части опрошенных на мироззренческом и бытовом уровнях. Дефектность правосознания студентов, в частности его недостаточная сформированность, проявляется и в том, что при положительном, в целом, отношения к действующему законодательству подавляющая часть респондентов потенциально способна его нарушить на индивидуальном поведенческом уровне.

Анализ результатов ответов на вопрос, касающийся ощущения у студентов сопричастности и необходимости в участия в процессе создания в Казахстане демократического государства: 32,2% опрошенных ощущают необходимость своего участия в процессе реформ; 42,4% - не видят своего участия в этом процессе; затруднились с ответом – 21,4% опрошенных.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о существенных искажениях правовых ориентации и установок студентов в целом и студентов-юристов в частности. Это требует определенного усовершенствования организации и содержания правового воспитания, его приведения в соответствие с профессиональными требованиями, предъявляемыми молодым специалистам. Представляется необходимым в связи с этим акцентировать внимание на право воспитательной роли учебного процесса, на формировании у студентов уважения к закону, правопорядку, соблюдению прав граждан. (Царева Т. А. Методологические проблемы анализа правовой социализации студенческой солдежи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Алматы, 1999)

В 1998 году органы статистики ВКО провел выборочное обследование «О проблемах студенчества» в ВГУ (700 респондентов), ВТУ (662), ГУ «Семей» (553), МА (268) и финансовом институте (99). В анкетирвании приняли участие 2282 человека (10% всех студентов), средний возраст которых составил 21 год. Качественный состав опрошенных студентов: 55,3% девушки. 44,7% юноши; 76,6% обучались на бюджетной, 25,4% на коммерческой основе; казахи 59,4%, русские 33,4%, немцы 1,6%, другие 5,4%.

В условиях реформ значение высшего образования продолжает оставаться отправной точкой социальной адаптации молодежи. Как выявилось в ходе исследования, желание получить высшее образование не потеряло своей актуальности и явилось основной причиной поступления в вуз для большинства молодых людей (94%). А интерес к будущей профессии сыграл решающую роль в выборе специальности у каждого второго респондента, ее престижность – у третьего. Причем в процессе учебы 66% опрошенных остались уверены в правильности своего выбора, 9% считают, что ошиблись. Отношение студентов к существующей системе обучения в Вузе неоднозначено. Так, 41% респондентов считают ее несовершенной, 28% - одобряют и 31% - затрудняются ответить. Каждый второй студент не удовлетворен технической оснащенностью кабинетов и лабороторий своего вуза, третий – находит ее достаточной для получения знаний а полном объеме. Более половины всех респондентов считают необходимым заниматься самостоятельно в дополнение к предлагаемому курсу, третья часть – наукой. После окончания вуза 63% студентов намерены работать по выбранной специальности, 29% - получить вторую, конкурентнспособную и 9% - обучаться в аспирантуре. 85% студентов получают материальную помощь у родственников. Каждый десятый студент постоянно или временно подрабатывают.

Интеллектуальный потенциал нации, ее генофонд зависят от физического и психического состояния нового поколения. Показательно то, что большая часть студентов (47%) по их мнению, ведут здоровый образ жизни. Свое свободное время студенты предпочитают проводить с друзьями (63%), читать (32%), заниматься спортом (30%), самообразованием (15%). Однако каждый третий респондент сообщил, что либо курит, либо употребляет алкоголь или психотропные и наркотические средства. Эти данные подтверждают необходимости пропаганды здорового образа жизни. Учитывая сложившуюся ситуацию на рынке труда, где спрос на специалистов остается низким, 41% респондентов считают, что трудоустройство по специальности будет сложно, 43% - не задумывались над этим и 16% - уверены, что проблемы с работой не будет.

Обследованная молодежь проявляет серьезное отношение к институту семьи. Более 8% респондентов состоят в браке, около 5% имеют детей. Каждый второй студент считает, что вступление в брак возможно после окончания учебы (52% юноши, 45% девушки), третий – в любом возрасте, восьмой – чем позже, тем лучше. 2 % респондентов – за ранние браки и столько же категорически отказались от брачных отношений.

В настоящее время молодежь оказалась идейно дезориентированной, переживает кризис духовных ценностей, остро нуждается в новой социальной философии и идеологии. Сегодня люди ориентируются на достижение прежде всего своих целей, личного благополучия. И молодежь пытается приспособиться к текущей жизненной ситуации материально, но не духовно. Так как, итоги данного исследования показывают, что 55% респондентов из наиболее значимых общественных идеалов на первое место поставили материальное благополучие. Только затем идут такие атрибуты, как личная свобода (42%), правовая справедливость (32%), общественный порядок (22%). Иметь высокое общественное положение считает своей целью в жизни каждый второй респондент, реализовать себя как специалиста – третий, создать семью – четвертый.

Будущее республики студенческая молодежь видит по-разному. 36% пока не задумывалась над этим, 32% респондентов настроены оптимистично и уверены в достижении экономического роста путем укрепления внутриполитической стабильности, 32% - пессимистично, их них полвина ожидает застой в экономике, несогласованность интересов основных классов, партий и столько же – развал экономики, обострение политических проблем и конфликтов. Основными причинами, мешающим процветанию и росту благосостояния всего населения республики, респонденты назвали коррупцию (44%), несовершенную систему законодательства (385), неправильную экономическую политику (37%), отсутствие демократии (12%), жесткую социальную политику (7%). Н. Мусин и И. Рудиченко отмечают, что в новых условиях понятие «патриот» утратило искаженный смысл и приобрело свое истинное значение. Казахстанский патриотизм мог бы стать сегодня той идеей, которая скрепляла бы общественное сознание, идеологически обеспечивая духовную общность народа. На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом своей страны?» утвердительно ответили 33% опрошенных, отрицательно– 29% и не задумывались над этим вопросом – 38%.

В рамках данного исследования была сделана попытка разработки социально-психологического портрета студента. Результаты выявили прагматичность респондентов. Для студентов основная цель в жизни – достижение высокого общественного положения, материальное благополучие и личная свобода. Студенческая молодежь ориентирована на здоровый образ жизни и серьезно относится к институту семьи и брака. Большинство студентов считают существующую систему образования в высшей школе несовершенной и видят необходимость в дальнейшем ее реформировании. Росту благосостояния, по их мнению, мешают коррупция и несовершенство законодательной системы. Прослеживается скептическое отношение к проблемам своей страны. Большая часть опрошенной молодежи не задумывалась, какие изменения произойдут в экономике. Теряется значимость таких личных качеств, как порядочность, достоинство, уважение к Отечеству, патриотизм. (Н. Мусин, Н. Рудиченко. Социальный портрет и жизненные приоритеты студенческой молодежи. // Саясат. Ноябрь, 1998. С. 68-73.

Социологический центр СГУ им. Шакарима в г. Семей под руководством Коновалова А. П. 2001 г. провели исследование по теме «Досуг подростков и молодежи г. Семипалатиска». В этом опросе приняло участие 195 респондентов в возрасте от 15 до 19 лет. По резулттатам опроса свре свободное время уделяют чтению книг из числа опрошенных всего лишь 38,5%; газет и журналов – 47,7%; занятию спортом - 36,4%, примущественно респоденты мужского пола. Не употребляют алкогольных напитков 13,3% опрошенных в основном респонденты женского пола. Как отмечает Казыбаев С. К., преподаватель СГУ им Шакарима, эти явления позволяют нам судить о том, насколько культурна наша молодежь. // Казыбаев С. К. Культура современной казахстанской молодежи: проблемы и перспективы. В сб. Казахстанское общество и социология: новые реалии и новые идеи. Материалы 1 Конгресса социологов Казахстана. Алматы,2002. С. 279-283.

Объективные процессы, которые происходят в современном обществе, оказывают влияние на ценностные ориентиры молодежи Казахстана. По результатам исследований проведенных Региональным независимым социологическим центром (г. Семипалатинск) 65% опрошенных студентов в качестве острой проблемы отмечают безработицу, 54% - преступность, 42,2% - уменьшение возможности получить бесплатное образование. Студентов больше всего беспокоит снижение уровня общей культуры (43%). Об уровне политической культуры студентов свидетельствуют следующие данные: 75,5% респондентов относятся положительно к обретению Казахстаном независимости, а 8,2% - отрицательно.

По результатам республиканского социологического исследования, проведенного в рамках проекта «Молодежь Казахстана-2000», 45% молодежи к числу наиболее значимых ценностей относят обучение в вузе, что является свидетельством возросшей роли профессионального образования в условиях рыночной экономики. В то же время наблюдается переориентация молодежи на профессии, обеспечивающие социальный статус и материальное благополучие. Современная молодежь более всего ориентирована на приобретение следующих специальностей: юриста – 20,2%, экономиста – 14,8%, банковского работника – 9,6%, переводчика –5, 7%,оператора ЭВМ – 5% и налогового инспектора – 4,5%.

По результатам проведенного исследования данным центром «Социальная активность студенческой и учащейся молодежи», у 58% молодежи сложилась положительная оценка политической ситуации в стране. В частности отмечается, что для казахстанского общества характерны мир и стабильность. (Е. Сыдыков Воспитательная система вуза: концепции, опыт, традиции.// Вестник высшей школы.№2, 2003. С.14-21)

По результатам проведенного нами социологического исследования (автор Маульшариф М.) по социальной самоидентификации студенческой молодежи системы университетского образования в Казахстане с охватом 557 респондентов можно сделать следующие выводы. Социальный состав респондентов следующий: студенты ПГУ – 25,8%, КазНУ им. аль-Фараби – 15,6%, КазНТУ – 10,7%, Каз Мед.У – 8,3%, ВКГУ – 19,9%, Атырауский ГУ – 19,7%. 1 курс – 26,4%, 2 курс – 27,25, 3 курс – 16,6%, 4 курс – 26,4%, 5 курс – 3,2%. Студенты казахского отделения – 36,5%, русского отделения – 57,4%, платного отделения – 46,0%, бесплатного отделения – 45,0%.

Одним из принципиальных моментов анализа социальной самоидентификации студенчества был вопрос об отношении студентов к казахстанскому государству. В настоящее время в ряду ценностных ориентаций именно отношение к своему государству, степень его поддержки, общегражданская солидарность занимают все более заметное место в идеологии экономически развитых стран.

В этом контексте заметим, что в Казахстане по результатам проведенного нами исследования среди студенческой молодежи наблюдается положительное отношение к «объединяющей идеологии, общенациональной идее». В пользу такой мысли выступили 16,4 % опрошенных студентов. Хотя большинство респондентов считают, что для Казахстана предпочтителен путь развития «общий для современного мира путь европейской цивилизации». Такого мнения придерживаются 61,8% респондентов. 1/7 часть студентов затруднились ответить что-либо по этому поводу. Нашлись и такие, которые хотели бы вернуться на путь, по которому двигался Советский Союз, что составило 6,1% опрошенных..

Ещё один вопрос, который интересует студенческую молодежь является все возрастающее желание эмигрировать, а также слабая укорененность на родине, поиск лучших условий труда и жизни за рубежом. Это огромная проблема для любой страны, нуждающейся в модернизации. Именно так происходит отток необходимых для нее квалифицированных кадров. Многие в этой среде становятся «временщиками», нацеленными на быстрое личное обогощение безотносительно его цены для страны и общества, за которым следует быстрый отъезд в более процветающие края. По нашим данным эмиграционные намерения имели из общего числа опрошенных 66,7 %. 24,8% считают возможным для себя уехать из Казахстана, если представится случай, и еще 41,6% респондентов хотели бы покинуть страну только временно, на учебу или на работу. Твердо уверены в своем желании остаться на родине лишь 23,4% студентов. Ниже представлена таблица (таблица 1) эмиграционных намерений студентов по курсам.

 

Таблица 1

Хотите ли Вы уехать из Казахстана? 1 курс,% 2курс,% 3курс,% 4курс,% 5курс%
да 5,2 8,0 7,1 9,7 6,3
нет, я патриот 26,9 20,3 26,2 18,7 25,0
только временно, на учебу или на работу 45,5 41,3 40,5 49,3 31,3
это возможно, если представится случай 19,4 28,3 22,6 22,4 31,3
затрудняюсь ответить 4,5 3,6 3,6 1,5 6,3

 

Основными причинами, по которым респонденты хотели бы оставить Казахстан, являются следующее: получить престижное образование – 36,7%, угроза безработицы – 16,8%, низкий уровень жизни –16,8%, бесперспективность карьерного роста – 14,4%, слабая социальная защищенность – 10,1%, экологическое неблагополучие – 8,9%, семейные обстоятельства, незнание государственного языка – 6,7%, низкий уровень правовой защищенности –5.7%.

В целом почти 1/3 респондентов считают, что политическая ситуация в Казахстане стабильная – 36,7%, и еще 1/3 часть студентов затруднились ответить что-либо определенное по этому поводу. 24,7% респондентов, что составляет почти 1/4 часть из общего массива, определяет нынешнюю политическую ситуацию нестабильной.

Какие же политические силы в стране, по мнению студенчества, способны реализовать их ожидания? В целом значительная часть студентов прислушиваются к тем политическим партиям и движениям, которые призывают к развитию по примеру капиталистических стран, добившихся высокой социальной защищенности граждан, широкой свободы предпринимательства и частной собственности. Их 41,2%. Менее популярны те политические партии и движения, которые ориентированы на особенный национальный путь, что составило – 8,5%. Слабее всего позиция тех политических партий и движений, ориентирующихся на возвращение к прежнему социалистическому пути развития –5,1%.

Наши исследования также показывают, что в среде университетской молодежи преобладают настроения политической апатии и конформизма. Так, 17,4% опрошенных не поддержали ни одну политическую партию, 25,2 % затруднились ответить. При этом подобная пассивность отнюдь не была продиктована высокой удовлетворенностью студенчества свои положением. Наоборот как мы указали выше, около 70% испытывали серьезные опасения за свое будущее, каждый шестой был готов эмигрировать.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии КазНУ им. аль-Фараби Карпова О. В. 2002 г. провела социологическое исследование среди студентов вузов г. Алматы по проблеме экологической социализации личности. По результатам исследования, на вопрос анкеты «Какое место занимает природа в Вашей жизни?» свыше 70% опрошенных это место важным, в т. ч. 38,2% очень важным и 32,3% - довольно важным. Лишь 19,7% респондентов заявили, что природа занимает в их жизни неважное место, причем для 11,4% это место скорее важное, а для 8,3% - совсем неважное. 9,8% - не смогла определить насколько незначима для них природа. Автором выявлено, что большую обеспокоенность состояние окружающей среды вызывает у 50,2% опрошенных, в некоторой степени озабочены экологическими проблемами 38,4% респондентов. Около 6% респондентов дали отрицательный ответ на вопрос «Вызывает ли у Вас озабоченность состояние окружающей среди в Вашем городе и его окрестностях?» и 5,3% - затруднились ответить. Результаты данного исследования показывает наличие зависимости между озабоченностью состоянием окружающей среды респондентов и важностью, которую придают они природе в своей жизни. Те респонденты, которые придают особое значение природе и считают, что она занимает достаточно важное место в их жизни, склонны проявлять большую озабоченность и тревогу за состояние окружающей среды непосредственно в месте их проживания. Карпова О. В. выделила три группы респондентов: 1) респондеты, считающие, что природа имеет для них важное значение; 2) респондеты, считающие, что природа имеет для них скорее не важное и совсем не важное. Эти данные показывают, что доля людей, озабоченных состоянием природной среды и ощущающих тревогу за ее будущее в первой группе, почти в 4 раза выше, чем во второй, более чем в 2,5 раза выше по сравнению с третьей группой. (Карпова О. В. Формирование экологической культуры личности как социальный процесс. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Алматы, 2003.)

Одним из аспектов данного исследования было выявление мнение студентов о современном культурном человеке. Если построит пирамиду представляющую культурного человека, с учетом ответов студентов, то основанием ее будет служить здоровый образ жизни (75,5%), далее – культура общения (72,2%), знания современной культуры (61%), знания культурного наследия других народов (59,7%), профессиональной творческой самостоятельностью (37,2%), экологической грамотностью (27,3%), политической культурой (24,5%), культурой менеджмента (14,6%), культурой маркетинга (12,8). Основание этой пирамиды опирается на социо-гуманитарные знания, знания о человеке, а все остальное, в том числе профессионализм занимает менее значительные для культурного человека позиции. Возникает парадокс: студент реализует в жизни совершенно другие установки, и вовсе не стремится к описанному им же идеалу культурного человека. Ответы показывают, что среди студентов социальные проблемы личности вообще не интересует - 9,2%; в основном не интересуют – 7,1%, практически безразлично – 29,6%, интересует в незначительной степени – 24,5%. Только 33,7% опрошенных интенсивно интересуются этими проблемами.

 

Date: 2015-09-17; view: 541; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию