Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Саликжанов Р.С.- доцент кафедры социологии, кандидат социологических наук





В современном казахстанском обществе происходят большие социально- политические изменения, которые не могут остаться вне поля зрения социологов, среди них существенные изменения, происходящие в политической культуре студентов, связанные с переоценкой прошлых и настоящих ценностей.

В целом, студенческая политическая культура характеризуется тем, что в ней идет интенсивный процесс становления, то есть это становящаяся, но еще не ставшая стабильной, политическая культура. Отсутствие в массовом политическом сознании студентов стабильности делает невозможным однозначно ответить на многие вопросы, так как политическое сознание студентов весьма неустойчиво: то проявляются проблески надежды, то усиливается скепсис, моральный кризис студентов /1/.

В нашем исследовании мы учитывали особенности студенческого периода, влияющего на формирование личности молодого человека. Это-период становления социальной и мировоззренческой зрелости, овладение профессиональными навыками, переоценка ценностей. В этот период как никогда имеют место многочисленные противоречия в политической культуре студентов. Типичные противоречия политической культуры студентов (речь о которых пойдет далее), по нашему мнению, непосредственно связаны с противоречиями политической социализации молодежи, с социально- политическими изменениями в обществе.

Заметим и то, что многие проблемы и противоречия политической культуры студенческой молодежи являются отражением определенного состояния самого общества, а также, адекватными особенностями переживаемого страной исторического периода /2/. В целом, пока мы имеем дело лишь с начальными формами политического сознания студентов, начальным этапом перехода от политической культуры тоталитарного общества к культуре демократического общества.

Крах стагнирующей социалистической экономики повлек за собой в конечном итоге крушение государственного марксистко-ленинского учения. Перестала быть монополией коммунистическая идеология, изжила себя вся бывшая система идейно- политического воспитания молодежи, которая была эффективным средством обеспечения лояльности юношей и девушек к существующей власти и господствующей системе общественно-политических отношений. Особенность, неповторимость современной ситуации заключается в том, что на смену коммунистической идеологии пришло “ничто”. Образовавшийся политический вакуум не могли заполнить идеологические воззрения новоявленных политических партии и движении. В то же время, по мнению Рязановой Н. П., “политико-культурный вакуум в последние годы заполняется совокупностью радикально-националистических, антисоциальных, примитивно-эгоистических взглядов и требований” /3/.

Особенно болезненно переживает идеологический вакуум студенчество. Это обусловлено, прежде всего, тем, что на политическую расплывчатость накладывается свойственный молодежи поиск смысла жизни, поиск дороги к новому обновленному обществу. Положение усугубляется тем, что обострилась проблема формирования новых общественных ценностей и идеалов, нового облика рыночного общества. Следует признать, что такое состояние в обществе является принципиально новым, ибо еще в недалеком прошлом массы, в том числе группы молодежи, были отстранены от политической жизни, они только формально участвовали в формировании политических доктрин.

Предпринимаемые попытки идеологического оформления происходящего в стране процесса реформ следует признать незавершенными в силу противоречивости выдвигаемых концепций с реальностью сегодняшних дней. Налицо отсутствие обратной связи с массами, в том числе со студентами, так как сама политика вызывает у значительной части студентов апатию, а то и недовольство, и неприязненное отношение. В то же время политика переплетается с самыми глубокими основами человеческого существования и, как невозможно жить в обществе и быть свободным от нее, так же невозможно быть вне политики. Поэтому нам кажется глубоко ошибочным позиция игнорирования, аполитичность большинства современных студентов.

По справедливому замечанию Т. Садыкова и Н. Джагафарова, “ни одна политическая сила не имеет пока серьезного влияния на молодежь. Но так долго продолжаться не может. Эта ниша обязательно будет кем-то занято, ибо студенческое сознание остается пессимистичным, легко манипулируемым, подчиненным мнениям, призывам, действиям извне. И если мы не окажем своего воздействия в нужном для общества направлении, то это сделают в своих интересах другие. Недостатка в желающих нет, это и политиканы от крайне левых до крайне правых, и кришнаиты, и баптисты, и шовинисты - все, кто имеет свой конкретные политические интересы” /4/.

И в такой ситуации, как никогда прежде, необходимо иметь информацию о социально-политических настроениях, политической культуре студентов. В то же время, им должны быть доступны политические знания, чтобы они не были подвержены всякого рода влияниям со стороны различных политических сил, манипулирующих их сознанием, пытаясь увлечь выдвигаемыми целями и программами. Ведь известно, что общественный вес политической партии, движения во многом зависит от поддержки молодых. От ориентированности молодого поколения на новые реалии будет зависеть так же и социальный прогресс. Тогда как интерес у студенчества не возникает спонтанно, его необходимо формировать в соответствии со структурой социальных ориентации, определяющих направленность личности на освоение прогрессивной политической культуры общества, воспроизводство и развитие себя как субъекта общественно-политической деятельности.

В качестве довода о необходимости исследования политической культуры студентов можно отметить особенность данной социальной группы, которая характеризуется повышенной социальной активностью. Тенденции, характерные для политической культуры общества в целом, проявляются здесь четче, выражены более ярко и, следовательно, их легче заметить и изучить.

Мы попытались с помощью концепции политической культуры исследовать объективные связи между индивидуальным, групповым политическим поведением студентов, политической системой, политическими традициями общества в целом, достигнув тем самым большой объективности и глубины анализа существенных особенностей политической культуры студентов. При исследовании политической культуры обычно выделяют несколько вопросов, которые в связи друг с другом позволяют получить основные характеристики политической культуры. В разрезе нашего исследования удостоились довольно подробного внимания: отношение студентов к политике в целом, интерес к политике и политической информации, связь с политическими партиями, организациями и общественными объединениями, возможность участия в выработке политических решений, степень реализации гражданских прав и свобод.

С учетом вышесказанного нами были опрошены в октябре-ноябре месяцев 1998 года 472 студента Восточно-Казахстанского региона. Из них: 182 студента Павлодарского Государственного университета им. С.Торайгырова, 188 студента Государственного университета “Семей”, 102 студента Восточно-Казахстанского Государственного университета города Усть-Каменогорска. В перечисленных вузах были опрошены по квотной выборке (профиль специальностей вуза, с учетом курса обучения). Возраст не анализировался, поскольку она не составила большого различия, у всех студентов возраст до 23 лет. Наряду с этим, в данной работе привлечены материалы исследовании независимого социологического центра, проведенные с непосредственным участием автора.

В первую очередь, хочется отметить, что у современных студентов форма интереса к политике информационная. С помощью средств массовой информации студенты имеют представления о происходящем в мире политики.

Рейтинг передач у студентов региона: на первом месте – музыкальные, на втором месте – юмористические и на третьем месте – новости республики. Политические передачи в целом меньше удостаиваются внимания студентов региона, им посвящены намного меньше времени (см. диаграмму 1), новости республики на втором месте – 52%, местные новости на четвертом месте – 43%, зарубежные новости на пятом месте – 34%, передачи о президенте и правительстве на девятом месте – 24%, и на последнем месте передачи о парламенте – 8%.

 

Диаграмма 1. Рейтинг политических передач у студентов региона

 
 

 

 


Как свидетельствуют данные, самым активным источником политической информации является телевидение. Из печатных изданий следует отметить местные газеты (городские, областные), которые наиболее читаемы среди респондентов. Так, в ответе на вопрос: “Какие газеты вы читаете?”, в абсолютном большинстве оказались местные газеты (см. диаграмму 2). Данная ситуация довольно точно характеризует ситуацию о роли местных газет. Несмотря на то, что они уступают в оперативности в информационном пространстве местным телевидениям, именно они представляют на своих страницах наиболее подробную информацию. В целом надо отдать должное средствам массовой информации в становлении и формировании характерных основных черт политической культуры студентов, да и всего общества.

Наиболее популярны и часто используемые источники, после местных изданий, республиканские (бесспорный лидер газета “Караван”) и российские газеты (среди них вне конкуренций газета “АиФ”).

Диаграмма 2. Рейтинг газет у студентов региона

 
 

 

 


Интерес студентов к средствам массовой информации подтверждает наше предположение о том, что для современных студентов характерно политическое общение: обсуждение политических событий, одобрение или неодобрение политического акта и др.

В результатах нашего исследования это выражается следующим образом: говорят в своей семье или со своими друзьями часто и скорее часто: а) о президенте, правительстве, парламенте, местной власти студенты региона - 64%; б) об участии в акциях протеста 18%. Нас должны насторожить настроения 1/5 студентов региона, которые говорят об акциях протеста, неповиновения. В современных условиях экономического кризиса, при недостаточном финансировании вузов (например, по стипендиальному обеспечению), вероятность социального “взрыва” в студенческой среде вполне очевидна.

Данную взрывоопасную ситуацию, на наш взгляд, необходимо предотвращать путем диалога государственных органов власти с представителями студенчества и молодежи. Только совместно определяя пути решения молодежных проблем можно рассчитывать на стабильность, согласие и благополучие в обществе. Такое предложение поддерживает политолог А.К.Толеугулов. По его мнению, на данный момент перед правительством стоит задача установления диалога между обществом, состоящим из различных социальных слоев, и правительством. Другими словами перейти от моносубъективизма эпохи тоталитаризма к полисубъективному демократическому обществу /5/.

На первый взгляд может показаться, что мы слишком выпукло рассматриваем роль диалога в политической культуре общества. Но мы уверены, что способность к диалогу, как составной части политической культуры общества, является первостепенным в формировании политической культуры студентов. Не боясь обилия цитат, хотели бы привести мнение социолога Г.О.Абдикеровой: “Для становления новой политической культуры в условиях информационной открытости, со стороны властей необходимо создание условий для диалога, который внутренне связан с эволюционным развитием и способен протекать только в условиях демократии” /6/. Даже начав диалог с молодыми людьми нельзя рассчитывать на успех. На наш вопрос: “Насколько вас лично удовлетворяет деятельность органов государственной власти и управления”, ответили (таблица 1):

 

Таблица 1

Ответы респондентов студентов региона на вопрос: “Насколько вас лично удовлетворяет деятельность органов государственной власти и управления?” (в процентах)

 

 

Деятельность: Ответы студентов региона:
  удовлетворяет не удовлетворяет
Президента    
Правительства    
Парламента    
Администрации города, области    

 

 

Как видно из ответов, только президент и местная власть имеют авторитет в глазах студентов. В то же время, 1/ студентов региона не удовлетворяет деятельность президента, а еще 1/4 студентов региона не довольны деятельностью местной власти. Причина ярко выраженной неудовлетворенности деятельностью органов государственной власти, равно как и социальной напряженности в студенческой среде, непосредственно связана с результатами реформ в нашей стране. Так, реформы в экономике оценены как не благоприятные 36 процентами студентов региона. Ход реформ в политике, управлении государством оценены как не благоприятные 36 процентами студентов региона.

По нашему мнению, низкая оценка студентами хода реформ в экономике и политике связана с отсутствием реально ощутимых изменений, в первую очередь, для самих студентов. И, прежде всего, в экономической сфере, так как в настоящее время больше половины студентов находятся за чертой бедности. Немалую роль в оценке проводимых реформ играет фактор невостребованности социально-политического потенциала студенчества. Вполне вероятно, что проводимые преобразования во многом не отвечают интересам студентов, их представлениям о благополучном обществе.

Нам было интересно, как же будущие специалисты, которые будут “у руля” экономики, оценивают реформирование данной отрасли. Будущие экономисты из числа респондентов по-разному оценили ход реформ (таблица 2).

 

Таблица 2

Ответы респондентов-делегатов Фестиваля и студентов региона на вопрос: “Как Вы оценили бы реформы в экономике?” (в процентах)

 

Как Вы оценили бы реформы в экономике: Будущие экономисты (ПГУ) Будущие экономисты (ГУ “Семей”) Будущие экономисты (ВКГУ)
Как благоприятные        
Скорее не благоприятные        
Затрудняются ответить      

 

Широкий диапазон мнений, в частности, у экономистов – студентов региона, объясняется той конкретной экономической ситуацией в том или ином городе, где проживает респондент.

Вообще-то, критическая оценка реформ в стране характерна и для студентов других регионов Казахстана. Так, например, профессор Пузиков М.Ф. приводит данные о том, что 87% выпускников - экономистов КазГУ имени аль-Фараби ответили отрицательно на вопрос: “Довольно ли Вы проводимыми социально-экономическими и политическими реформами в Казахстане?” /7/.

Из числа опрошенных 74% студентов региона отмечают безработицу как волнующую проблему и говорят о ней в своей семье или со своими друзьями. Эти цифры демонстрируют, насколько молодых людей тревожит страх перед безработицей. В данном случае мы наблюдаем новую составляющую в социокультурной среде студентов, которая ранее при плановой экономике не проявлялась. Наряду с этим, мы должны заметить расхождение между ожиданиями значительной части студентов и действиями властей в экономической сфере.

Наше обостренное внимание к мнению студентов об экономической ситуации, о ходе реформ в экономике страны объясняется следующим образом: на наш взгляд, уровень политической культуры студентов прямо пропорционально состоянию экономики, уровню жизни населения Казахстана. Мы предполагаем, что стагнация экономики влечет за собой кризис политической культуры, делая возможным установления в стране не демократических форм правления. Ведь все больше ученых признают усиление у нас в стране авторитарной власти /8/.

Только 1/5 студентов региона считают благоприятными реформы в стране, направленные на укрепление демократии. Оценили данный процесс как не благоприятный 29 процентов студентов региона. Налицо ярко выраженная тревога в студенческой среде по поводу демократизации в нашей стране. Для убедительности о широком распространении такого настроения среди студентов приведем еще одни данные профессора Пузикова М.Ф. На вопрос: “При проведении экономических и политических реформ в республике превалируют авторитарные или демократические методы?” - 79,5% опрошенных студентов ответили, что превалируют авторитарные методы, и только 10,5% назвали демократические методы /7/.

Следует заметить, что по нашим данным, профессиональная ориентация современных студентов имеет роль, пусть и не значительную, в оценке социально-экономических событий и в целом в становлении политической культуры (таблица 3).

 

Таблица 3

Ответы студентов региона на вопрос: “Как вы оценили бы реформы в ниже перечисленных сферах?” (в процентах)

 

  Студенты ПГУ Студенты ГУ “Семей” Студенты ВКГУ
В экономике:
как благоприятные      
скорее не благоприятные      
В политике, управлении государством:
как благоприятные      
скорее не благоприятные      
В укреплении демократии:
как благоприятные      
скорее не благоприятные      

 

При внешней инертности студентов им присущ огромный интерес к политическим процессам в стране и за рубежом. Так, например, в рейтинге теле-радиопередач зарубежные новости занимают 5-место у студентов региона. Мы думаем, что интерес к политическим событиям предваряет политическую активизацию студентов. Другими словами, если сегодня мы наблюдаем интерес студентов к политической информации, то завтра сами студенты могут быть непосредственными участниками политических процессов.

Мы просили ответить студентов так же на вопрос о состоянии межнациональных отношений, так как хотели выделить вопрос политической культуры студентов в аспекте межнациональных отношений. Выяснилось, во-первых, только у 1/10 части студентов вызывает беспокойство межнациональные проблемы. Результаты опроса свидетельствуют о том, что межнациональные отношения стоят на 13 месте из 18 перечисленных проблем. Во-вторых, 79,8% опрошенных студентов оценивают состояние национальных отношений в Республике как удовлетворительные. Тем самым, подтверждаются данные других ранее проведенных социологических исследований, что у нас в стране сохраняется достаточно стабильная межэтническая обстановка.

Однако, национальная сфера - живой организм и ей присущи противоречия, которые порождают определенные проблемы, требующих разрешения. Данное обстоятельство просматривается в результатах вышеуказанного исследования. Так, например, 44,6% респондентов сталкивались с фактами национального невежества в бытовой сфере, то есть в личных взаимоотношениях с представителями других национальностей. Еще 47% опрошенных называют существенной национально-языковую проблему, что во внимании государства нуждаются казахский и русский языки, языки национальных меньшинств. Так же, многие студенты обращают внимание на то, что укреплению межнационального единства отрицательно сказывается экономические проблемы, материальные трудности людей, факты проявления межэтнического бескультурья, национального эгоизма, нежелание к национальному сближению и так далее.

И последнее, по мнению студентов, предстоит еще немалая работа по укреплению национальных отношений. А здесь без совершенствования национальной политики не обойтись, как не обойтись без интернационального воспитания. Кстати, в последнее время все больше интернационализм воспринимается нами как пережиток прошлого, в воспитательной работе сходит на нет аспект интернационального воспитания в политической культуре студентов. Учитывая, что межэтническая культура - часть общечеловеческой культуры и, следовательно, политической культуры общества, считаем необходимым поднять на новый уровень интернациональное воспитание студентов.

В этом отношении заслуживает одобрения исследования некоторых ученых, которые ставят на повестку дня “проблемы определения уровня формирования культуры межэтнического общения людей, в конкретно студенческой среде” /9/. В самой студенческой среде имеются предпосылки положительного восприятия интернационального воспитания. По свидетельству социолога С.Имамбековой “студенты стали более строгими в осуждении тех, кто допускает предрассудки в межнациональных отношениях. Так, осуждающих их 1987 году было 32%, нейтрально относящихся к ним было 47%, ныне же доля осуждающих возросла до 55,7%, доля нейтралов сократилась до 23,2%” /10/.

Профессор Амангельды Айткали в своем исследований посвященном проблемам вопросов межэтнического общения в молодежной среде отмечает, что современные студенты во многом придерживаются прогрессивных взглядов в межэтнических отношениях /11/. Поэтому считаем ценными поиски наших коллег в области энокультурных проблем молодежи, в определении целей этно-культурного образования подрастающего поколения.

В политической социологии важнейшими компонентами политической культуры считаются совокупность политических установок и позиций граждан по отношению к политической системе общества, их типичные рациональные и эмоциональные компоненты политического поведения, масштабы оценки политических событий. Так, например, отношение студентов города Семипалатинска к независимости Казахстана: положительное - 75,5%, отрицательное - 8,2%. Смену общественно - политического развития одобряют - 30,6%, не одобряют - 24,5%, затруднялись ответить - 45% /12/. Мы невольно обратили внимание на большой процент респондентов, которые, затруднились ответить на данный вопрос. Смеем предположить, что это те респонденты, которые находясь на попечении родителей, взрослых, еще не почувствовали на себе изменение современных реалий.

В смысле оценки масштаба политических событий представляет интерес, позиция студентов региона по отношению к передаче ключевых производств в руки иностранных компаний. Этот вопрос, имея внешне окраску исключительно экономического характера, имеет глубокое политическое значение. Итак, только 16% студентов региона относятся положительно к передаче предприятий в руки иностранным компаниям. Количество противников - 68% среди студентов региона.

В разрезе будущей специальности количество противников распределились следующим образом: на первом месте - экономисты, их 70%, на втором месте - гуманитарии, их 67,2%, на третьем месте - будущие инженеры и представители естественно-научных специальностей, среди них противников - 67%, и на четвертом месте - будущие юристы, их 42%. Сейчас можно сказать, что опасения студентов оказались небеспочвенными. Современное экономическое положение многих предприятий, переданных иностранным компаниям, переживают не лучшие времена. Нарушение законодательства при передаче в управление, преступная протекция со стороны алчных чиновников, малоизвестная репутация иностранных компаний, игнорирование законных требований и прав трудящихся предприятий, - все это в совокупности привело к тому, что многие предприятия, овладев правом монополиста, выставляют высокие тарифы потребителю, уклоняются от уплаты налогов. Например, в Восточно - Казахстанской области предприятия, работающие под управлением компании АЕS “Сантри Пауэр Лимитед”, получают кредиты под 35% в валюте, причем производитель электроэнергии - компания АЕS “Алтай Пауэр” продает ее по цене, значительно превышающей себестоимость, хотя около 70% выработки составляет дешевая энергия гидроэлектростанции /13/. Подобных примеров по другим регионам Казахстана можно привести множество.

Мы уже отмечали важный элемент студенческой политической культуры - политические установки. Добавим к сказанному, что политические установки - это разновидность социальной установки, представляющая собой общую ориентацию субъекта на определенный политический субъект и ситуацию, предшествующую его действию и выражающую его готовность, предрасположенность действовать относительно данного объекта и ситуации тем или иным образом.

В ходе опроса проведенного автором, респонденты отвечали на вопрос: “Насколько реальной вы находите Программу “Казахстан – 2030”, с точки зрения для будущего нынешней молодежи?” (таблица 9). На этой таблице видно, что одна треть студентов региона положительно ориентировано на современную политическую и экономическую ситуацию, которая во многом определяется Посланием Президента “Казахстан-2030”. Мы вправе ожидать от студентов, имеющих огромный общественно - политический потенциал, содействия в реализации Послания. Теперь главное чтобы новая, качественно иная экономическая и социокультурная среда способствовала росту и востребовала умения и навыки нового поколения во всех сферах общественной жизни.

Таблица 9

Ответы студентов региона на вопрос: “Насколько реальной вы находите Программу “Казахстан – 2030”, с точки зрения для будущего нынешней молодежи?” (в процентах)

 

“Насколько реальной вы находите Программу “Казахстан – 2030”, с точки зрения для будущего нынешней молодежи?”: Студенты региона
считают реальной и скорее реальной  
считают не реальной и скорее не реальной  

 

 

Высокую степень ожидания студентами благоприятных перемен в обществе в свете Программы “Казахстан – 2030”, мы склонны связывать с персоной Президента Республики Казахстан - Н.А.Назарбаева, его авторитетом в стране и за рубежом. Об этом свидетельствует рейтинг лидеров политической и экономической жизни Казахстана, определенных по ответам студентов региона. В этом рейтинге Президент Н. А. Назарбаев занимает первое место с большим отрывом (таблица 10).

Таблица 10

Рейтинг лидеров в политической, экономической жизни Казахстана (по ответам студентов региона в процентах)

 

  Назарбаев Н. 41,3
  Кажыгельдин А. 23,2
  Балгимбаев Н. 8,2
  Сулейменов О.  
  Ауезов М., Жакиянов Г. 5,2
  Нуркадилов З.  
  Метте В. 3,3
  Абилов Б. 2,6
  Абдильдин С. 2,5
  Кекильбаев А. 2,3
  Шаханов М.  
  Токаев К. 1,3
  Жандосов О. 0,3
Количество респондентов не ответивших на данный вопрос 18,3

 

Нами замечено, что из всех форм политического участия - индивидуальных (таких как голосование, участие в политической кампании), коллективных действий (участие в митинге, подпись под обращением), прямых действий (политические забастовки, демонстрации) студенты в основном ограничиваются голосованием. Проведенное нами исследование общественного мнения жителей г. Семипалатинска накануне выборов Президента Республики Казахстан свидетельствует о том, что молодежь в возрасте 18 - 29 лет отнеслась положительно к решению парламента о проведении досрочных выборов Президента Республики Казахстан - 46,5% (54,1%), отрицательно - 23,8% (16,8%)*.

Выразили готовность пойти 10 января 1999 года на избирательные участки 70,9% (73,7%), тогда как 20,3% (13,4%) молодых людей были настроены проявить политический абсентеизм. Заметим, что среди конкретных причин, которыми объясняют свое отрицательное отношение к выборам респондентов были:

-уверенность, что выборы не принесут реальных положительных результатов - 38% (25,5%);

-безразличие респондентов, так как никогда не принимали участие в выборах - 22% (17%);

-не согласны с решением парламента – 18% (17%);

-отъезд или нахождение на работе - 10% (14,4%);

-отсутствие достойных кандидатур - 12% (25,5%).

Говоря о предпочтениях респондентов в выборе кандидатов в Президенты, мы констатируем не только существенную поддержку Н.Назарбаева, но и рост его рейтинга по сравнению с результатами первого этапа опроса в целом на 6,8% (и составившую 65%). Причем, этот рост обеспечен, прежде всего, за счет избирателей более молодого возраста - 18-29 лет тех, кто в начале декабря в ходе первого этапа опроса, больше всего “размышлял” над предстоящим выбором претендентов в Президенты - 55,2% (63,7%). С именем Н.Назарбаева большинство молодых людей продолжают связывать свои наилучшие ожидания в развтии нашей Республики.

В целом, выборы главы государства было явлением принципиально важным. Исходя из представленных к выдвижению кандидатур на пост Президента, можно сказать, что избирателями решался вопрос определения дальнейшего пути развития страны - политической, экономической и социальной сферах. По этому поводу как справедливо заметил политолог А.Бижанов: “Для современного Казахстана проведение выборов Президента Республики имеет исключительное значение не только как свидетельства демократических преобразований, но и как реальный фактор повышения политической культуры и правого самосознания населения страны” /14/.

В связи с развалом прежней системы воспитания и идеологического воздействия, общественно - политическая активность студентов, как составляющая политической культуры, сведена к нулю. На наш взгляд, здесь свою роль играет деятельность властных структур, ориентированная на сферу бизнеса и сферу потребления, отсутствие разнообразных молодежных общественно - политических объединений, а также то, что большинство молодых людей сегодня занято борьбой за выживание. Так, например, 90% студентов региона, отмечают, что в своей семье, или со своими друзьями говорят о том, как заработать на жизнь. Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие четких представлений о том, как делается реальная политика, ведет к тому, что студент не рассматривает себя в качестве самостоятельного субъекта политической жизни. Поэтому об участии в деятельности политической партии говорят только 2/5 студентов региона. Но такая ситуация самих студентов явно не устраивает, так относятся отрицательно: к отсутствию популярных массовых партии 35% студентов региона; низкую политическую активность студентов не одобряют 60% студентов региона. В то же время почти 2/5 части студентов региона безразлично такое отсутствие, кроме того, каждому шестому студенту региона безразлично низкая политическая активность студентов.

Мы прогнозировали отношение студентов к такой важной составной части политической культуры, как политическое действие и политическая активность. Поэтому решили включить в анкету вопрос: “Что необходимо предпринять, чтобы поднять социально - политическую активность студентов?”. Так как предполагаем, что в воспитательной работе, в повышении уровня социально-политической активности студентов необходимо избегать диктата в определении форм организации общественной деятельности молодых людей.

Как видно из ответов, значительная часть студентов (в целом по региону - 36%), предлагают создать объединения по интересам. Кажется, студенты сами понимают, что не может быть единой организации для всех, типа бывшего комсомола. Объединениями по интересам, созданные по месту жительства или учебы, могут быть и КВН - клубы, и спортклубы, и различные общественные объединения: движение “зеленых”, советы по делам студентов и многое другое. На наш взгляд, причина, по которой респонденты обострили свое внимание на этот ответ, кроется в том, что во многих местах такие объединения по интересам уже существуют. Значить, надо приложить максимальные усилия по созданию благоприятных условий деятельности объединений по интересам.

О том, что современным студентам не хватает общения, не создаются условия для их творческого роста и стимуляции креативного мышления, свидетельствуют предложения самих студентов региона - проводить студенческие мероприятия (36%). Они же (22%), предлагают организовать такие мероприятия в масштабе вуза.

Если наша цель помочь студентам в реализации их социально - политического потенциала, то, наверное, предложенные студентами меры мы должны воспринять как первоочередные.

В настоящем социологическом исследовании политической культуры студентов мы осознавали практическую ценность, которой обладает концепция политической установки. Установки как достаточно различные и стабильные ориентиры политического поведения наилучшим образом подходят для проведения эмпирического исследования политической культуры /15/.

Кроме того, существует связь между мнениями, установками и ценностями, которая состоит в том, что мнения основываются, как правило, на сходной установке, которая, в свою очередь, опирается на соответствующие основные ценности. Надо признать, что предмет исследования политической культуры значительно шире, чем анализ политического поведения. Поэтому, хотя политические установки и являются наиболее существенной ориентацией поведения, в практике исследователи все - таки предпочитают изучение более широкого спектра ориентации, элементы которого несколько отличаются от структуры установок.

Согласно Т.Парсонсу и Э.Шизу, ориентации содержат когнитивные, аффектные и оценочные компоненты /16/. Когнитивные (научные) компоненты носят рассудочный характер, отражаются на объективном знании о том, что является правильным или неправильным в политической жизни. Аффективные компоненты связаны с эмоциональным отношением к политике и основаны на социально - психологических особенностях общества. Ценностные компоненты связаны с основными ценностями общества и формируют отношение личности к политике с моральных позиций. Поэтому наш последний вопрос в анкетировании студентов трех вузов Восточно - Казахстанского региона, звучал следующим образом: “Что Вы пожелаете самому себе в плане улучшения жизни в нашей стране?”. Тем самым, мы попытались определить, какие ценности, в ответах респондентов будут превалирующими. За исключением каждого восьмого делегата и каждого одиннадцатого студента региона, респонденты нашли себе пожелания, которые и записали в отведенном месте анкеты.

Студенты региона ставят на первое место успешную карьеру и хорошо оплачиваемую работу и желают получить знания, образование (по 21% опрошенных). Расположение ценностей по значимости приводим ниже (таблица 13).

 

Таблица 13

Рейтинг ценностей у студентов региона (в процентах)

Ценности у студентов региона
1.Успешная карьера, работа; получить знания и образование  
2.Улучшение экономики  
3.Быть патриотом  
4.Решение проблем студентов  
5.Себе здоровья и мир на земле  
6.Материальный достаток, вопросы культуры  

 

 

Нетрудно заметить, что студентов региона не волнуют вопросы политики, они предлагают решить проблемы студентов, так как, надо полагать, у них этих проблем больше, чем у делегатов. Быть патриотом желают только 7% студентов региона.

Наблюдаемый нами низкий уровень патриотических чувств характерен и для других регионов Казахстана. Причину данного явления, некоторые наши коллеги видят в “отказе” государством от своего народа. Так, например, Б.Х. Давлетьярова отмечает, что “проведенные социологические исследования свидетельствуют о низком уровне гражданской самоидентификации населения. Многие не ощущают себя гражданами Казахстана, не верят в свою защищенность со стороны государства” /17/.

Наши выводы по ответам студентов региона, отчасти подтверждают результаты исследования информационно-аналитического центра Восточно- Казахстанской областной администрации: “Среди молодежи до 30 лет, доминируют носители ценностей иного рода - свободной рыночной экономики, демократии. Из опрошенных молодых людей - 47% предпочитает надеяться только на себя и перестать ждать помощи от государства” /18/.

Как справедливо заметил политолог В.О.Храмов, каждая эпоха отличается выдвижением доминантных политических ценностей и вырабатывает свой политический смысл, что придает исторический облик политической культуре, определяет динамику политической социализации и политической реальности сущностных сил человека /19/.

Вот и в нашем случае, студенты никак не жалеют об утраченных возможностях, которые были в советский период нашей истории, а принимают реальность как таковую и стремятся найти в ней свое место. Таким образом, в силу объективных законов создание новой, качественно иной экономической и социокультурной среды будет соизмеримо с темпами вступления новых поколений во все сферы общественной жизни.

В ходе настоящего исследования мы осознавали, что простая констатация фактов существования того или иного комплекса элементов, которые можно было бы объединить в категорию политической культуры студентов, сама по себе не снимает вопроса о том, как эти элементы реализуется в конкретном политическом процессе, поведении различных групп студентов. Дело в том, что одни и те же политические установки, ценностно-нормативные ориентации и идейно-политические принципы у различных студентов в конкретном политическом поведении проявляются по-разному. Это зависит и от внутренней дифференциации страты студентов и уровня их общественно-политической активности: в масштабе вуза, города, региона.

В целом, мы склонны полагать, что при современной общественно-политической системе Казахстана присутствует несколько типов политической культуры студентов. По нашему мнению, она может быть определена по типам как активный, умеренно-лояльный и апатично-равнодушный.

Активный тип. Характеризуется ориентацией на активную общественно-политическую деятельность, наличием политических убеждений, собственными оценками социально-экономических процессов и ценностными установками демократического порядка. Отличается от двух последующих типов повышенным восприятием политических процессов, в стране и готовностью ко всем формам политического участия - индивидуальных, коллективных и прямых действий. Имеет высокий статус личных притязаний на политическое участие.

Умеренно-лояльный тип. Характеризуется низкой политической активностью. Из всех форм политического участия предпочитает коллективные действия. Имеет не четко выраженные политические ориентиры и политические суждения. Отличается склонностью к вовлечению общественно-политической деятельности, в оценке социально-политической ситуации придерживается амбивалентных суждений.

Апатично-равнодушный тип. Характеризуется пассивностью и отсутствием интереса к общественно-политической деятельности, недоверием к большинству политических институтов и лидеров, безразличием к социально-политическим процессам. Отличается слабо развитой индивидуальностью и не имеет четких гражданских позиций.

Таким образом, главная особенность политической культуры современных студентов заключается в отрицании большинством из них политики, в отказе принимать какое-либо участие в общественно- политической деятельности. Присутствующая незначительная доля представителей активного типа политической культуры пока еще не делает “погоду” в студенческой среде.

Профиль обучения студентов так же не оказывает большого влияния на состояние политической культуры студентов, хотя мы в ходе исследования заметили не значительные различия в политической информированности и суждений студентов гуманитарных и экономических специальностей от представителей технического и естествонаучного профиля обучения.

Мы глубоко убеждены, что отсутствие политических ориентиров, низкая политическая активность современных студентов в совокупности с идентичной политической культурой всего Казахстанского общества, в будущем может привести к установлению абсолютной власти ограниченного круга лиц - олигархии, что в корне противоречит провозглашенному курсу Казахстана о строительстве демократического, правового, гражданского государства.

Невольно соглашаемся с социологом С. Т. Сейдумановым, который отмечает: “проблема для дальнейшего развития заключается в том, что демократия без глубоких корней - это почва для возрождения диктатуры одного человека, группы людей или какой-либо партии. Таким образом, можно говорить о существовании перед Казахстаном дилеммы - либо строительство реально функционирующей демократии, либо возведение псевдодемократического фасада” /20/. Бесспорно, завтрашнее “дерево” демократии, будет питаться от “корней” политической культуры сегодняшних студентов. Следовательно, очень важно отсутствие или малочисленность в студенческой среде представителей апатично-равнодушного типа политической культуры студентов. Они своего рода балласт демократизации общественных отношений, с учетом их политических убеждений, то есть их отсутствием, социальная база для экстремистских, национал шовинистических сил, прямо таки “мина замедленного действия” для всего общества.

Новая историческая реальность, нацеленная на рыночную экономику требует существенных изменений в молодежной политике, отказа от старых подходов, которые до сих пор преобладают в отношении к молодежи.

Date: 2015-09-17; view: 456; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию