Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегии чтения





 


К аким вам представляется рациональное чтение? Видимо таким, когда работа с большими объемами информации, с большим числом книг проводится с максимальной продуктивностью и с минимальными затратами усилий и времени. Понятно, что работа с книгами должна начинаться с психологической подготовки. Путем просмотра первой книги нужно определить для себя, читать ее или отложить в сторону, целесообразно или нет над ней работать, а если целесообразно, то по какому классу нужно проводить чтение: либо углубленно изучить всю книгу, либо поверхностно просмотреть ее, прочитывая лишь отдельные части, либо отыскивать в ней необходимый раздел и прочитать этот раздел выборочно, либо бегло отыскать в книге нужные факты и мысли. В соответствии с поставленной перед собой задачей желательно избрать конкретную стратегию чтения и проработать книгу запланированным образом. Затем перейти ко второй, к третьей книге и т.д. При этом желательно, чтобы стратегии чтения были заранее отработаны.

Исследования психологов, не являющихся сторонниками обучения скоростными видами чтения, но признающих реальность существования читателей с высокими скоростями чтения, показали, что одной из главных основ навыков скоростного чтения является СФОРМИРОВАННАЯ (заметьте, не врожденная, а приобретенная в результате практических занятий) ПРИВЫЧКА ЧИТАТЬ ПО ЧЕТЫРЕМ СТРАТЕГИЯМ ЧТЕНИЯ:

  1. Просмотровая стратегия чтения.
  2. Аналитическая стратегия чтения.
  3. Выборочная стратегия чтения.
  4. Поисковая стратегия чтения.

Следовательно, для того, чтобы научиться читать быстро, нужно СФОРМИРОВАТЬ УСТОЙЧИВУЮ ПСИХИЧЕСКУЮ УСТАНОВКУ на ЧТЕНИЕ ВСЕХ ТЕКСТОВ ТОЛЬКО ПО ОДНОЙ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СТРАТЕГИЙ (и никак иначе!).


 


 

  ТАБЛИЦЫ БУКВ  
б п х в к о т л с у г а ф д ц з ю е н ш ж м щ ы ч э р я й и  
                 

 

 

   
ы д ч я в о ф ю й б у х э щ и г з м к р ж ц ш а е т п с л н  
               

 

 


 

   
п ч д ж м ц л з р ш х с ю щ я в г у и й о а е ы ф т к н э б  
               

 

   
с м н о г ю э в х д ч ш и п ф а й е т у щ я б ж ы л к р ц з  
               

 


 

   
п ч д ж м ц л з р ш х с ю щ я в г у и й о а е ы ф т к н э б  
               

 

 

   
к у в и й ф е ы ш ж д ю ц х я н з ч л э щ п г р м а б о т с  
               

 


 

   
й у е г щ ф в п о д я с и б э а х ю л ц ы к ш т м н ж ч р э  
               

 

 

   
э и у а о й е ы б т я щ г ю п ш н ф ч х м ж з л ц к р д с в  
               

 


 

   
ю ш в ц з с э н х д ч у е б ф р м т л й щ к п ж ы а я и о г  
               

 

 

   
ы п м л н о ф ю й б у х э щ и т з с к р ж ц ш а е г д ч я в  
               

 


ТАБЛИЦЫ ЧИСЕЛ

Работайте так же, как с «Таблицами букв».

     
             
                 

 

 

   
             
               

 

 


 

   
             
               

 

   
             
               

 


 

   
             
               

 

 

   
             
               

 


 

   
    26        
               

 

 

   
             
               

 


 

   
             
               

 

 

   
    25        
               

 



Просмотровое чтение – это предварительное чтение, на основе которого определяется стоит ли читать текст, определяется класс, к которому относится текст, и заодно запоминается общее содержание текста вместе с наиболее важными фактами и мыслями текста. Руководствуясь принадлежностью текста к тому или иному классу, вы вспомните программу чтения текста, соответствующую этому классу. Чтение по третьему классу можно отнести к просмотровой стратегии чтения.

Выработав стратегию просмотрового чтения, вы сможете «окинуть текст единым взором», представить его структуру, уяснив его идею, составив план будущего углубленного изучения: на что надо обратить особое внимание, а что можно и опустить без потери для смысла текста. Просмотровым чтением особенно удачно пользуются те, кто хорошо усвоил и отработал до автоматизма навык антиципации – мысленного предугадывания текста. Этот навык очень значим для выработки стратегии просмотрового чтения. Тем читателям, кто не владеет навыками просмотрового чтения приходится во время ознакомления с текстом просматривать практически все строчки текста для того, чтобы составить представление о содержании текста. Читателям, владеющим хотя бы навыками мысленного прогнозирования, удастся составлять общее представление о тексте путем выборочного прочтения частей текста и дальнейшего домысливания того, что было не усвоено. Читатели, владеющие навыками просмотрового чтения, не только используют навыки мысленного прогнозирования, но и умеют разумно (рационально) с точки зрения затрат времени и усилий перемещать взгляд по тексту.

На основе этой функциональной программы мозг руководит дальнейшим процессом чтения. Эта программа реализуется в сложной траектории движения взгляда. Учеными доказано, что чем сложнее траектория взгляда при чтении, тем лучше усвоение текста.

У тех, кто отработал ускоренное чтение, а это те, кто добросовестно обучался, выработаны такие навыки, которых не может быть у тех, кто специально этими проблемами не занимался. На практических занятиях при выполнении упражнений вы формируете эту функциональную программу стратегии чтения, мозг руководит выстраиванием траектории движения взгляда. В течении двух недель тренировок вы привыкните к избранной стратегии чтения, наработаете автоматизм в работе с текстом, а закрепить эту функциональную программу – дело практики.

Стратегия аналитического чтения определяется целью, стоящей перед читателем, получить твердые знания о предмете чтения и изучения, а эта задача предполагает чтение и осмысление прочитанного, переработку полученной информации в фундаментальные знания, которые можно припомнить всегда. Остается добавить, что если вы избрали стратегию углубленно-аналитического чтения, постарайтесь не снижать скорость чтения. Предлагаем читать:

1) научно-популярную литературу со скоростью 1500-3000 знаков в минуту;

2) периодику (газетный текст) – 3000-5000 знаков в минуту;

3) учебные пли научные тексты – 200-600 знаков в минуту.

Стратегией просмотрового чтения вы пользуетесь для того, чтобы узнать, о чем говориться в тексте и где расположена наиболее значимая для вас информация. Но еще нужно научиться, не теряя времени на обработку несущественной информации, читать тексты с применением стратегии выборочного чтения. Эта стратегия поможет вам отыскать нужную информацию, узнать, например, какие новые публикации появились по вашей специальности.

Выборочное чтение осуществляется в 2-скоростном режиме: текст, не несущий существенной информации, просматривается бегло, очень быстро, без запоминания, без анализа и выводов – до существенной информации. По существенным словам и словосочетаниям вы оцениваете значимость информации. Далее вы применяете иную стратегию чтения, сходную со стратегией аналитического чтения, здесь возможно и построчное движение взгляда, и возвратные движения и т.п. Необходимо максимально сконцентрировать внимание, чтобы запомнить этот текст, осмыслив его.

Стратегия поискового чтения поможет вам быстро найти ответ на конкретный вопрос.

При таком поиске вы ставите перед собой цель: найти интересующую вас информацию. В отличие от выборочного чтения вы не оцениваете значимость информации, вы просто ведете поиск. Для поискового чтения используются двухскоростной режим, подобный выборочному чтению.

Попробуйте проанализировать и запомнить то эмоциональное состояние, которое возникает у вас при таком чтении, - состояние максимальной реализации всех ваших способностей, приподнятое состояние, в котором текст усваивается при больших скоростях наилучшим образом. Если вы испытываете трудности, избрав стратегию поискового чтения, это означает, что у вас узкое поле одномоментного восприятия текста.

У нетренированного читателя поле одномоментного восприятия текста равно полю ясного видения. Но если учесть, что мы видим на 120-160о вокруг себя, а поле ясного видения составляет лишь 5-6о, то становится ясно, что следует совершенствоваться, воспринимая в одно мгновение все больше и больше текста, и вы добьетесь успеха в поисковом чтении. Но простое умение воспринимать зрительную информацию с широкого поля может и не перейти в навык расширения поля восприятия при чтении. Необходимо дополнительно выработать установку (привычку) на расширение поля восприятия при чтении. Это элемент квалифицированного чтения. Чтобы расширения поля восприятия во время чтения стало привычкой, выработался такой навык, всегда во время поискового чтения нужно не только видеть абзацы, смысловые блоки, смысловые целостные единицы, но и помнить о необходимости расширении поля восприятия.

Вообще расширение поля одномоментного восприятия текста, а вместе с тем и расширение поля ясного видения – серьезная задача завершающего этапа обучения рациональному чтению. Ваша задача – достичь одномоментного восприятия целой строки текста при помощи антиципации и отработанного расширенного поля восприятия текста. Расширению поля одновременного восприятия тексте, а вместе с тем и развитию стратегии поискового чтения будет в немалой степени способствовать развитие читательского лексикона.

Теперь перейдем к практической работе по формированию и развитию стратегий чтения.


 

Date: 2015-09-17; view: 454; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию