Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Перемещение взгляда
К роме умения обрабатывать одномоментно как можно больше информации, т.е. воспринимать текст с более широкого поля, чем это удавалось вам раньше, нужно выработать и закрепить психическую установку на возможность негоризонтального перемещения взгляда при чтении. Как, в каком направлении мы перемещаем при чтении свой взгляд? Естественно, в горизонтальном, ответит каждый, но давайте подумаем, всегда ли это рационально. При более подробном рассмотрении становится очевидной непродуктивность такого чтения во многих случаях. К примеру, если в конце строки имеется слово, априори вам известное, вы все равно, как правило, его прочитываете, иначе говоря, фиксируете на нем взгляд. Привычка читать все построчно и горизонтально предопределяет большее количество фиксаций взгляда на строке, чем это подчас требуется для достаточно полного усвоения содержания, а значит, и большие затраты времени, чем необходимо. Эта привычка отнюдь не способствует наилучшей, рациональной работе с текстом. Значит, горизонтальное перемещение взгляда при чтении не обеспечивает самого оптимального, эффективного восприятия информации за минимально короткое время. Чтобы мозг воспринимал за определенную единицу времени больший объем информации, чтобы количество усваиваемой информации возрастало, иначе говоря, чтобы наращивалась и совершенствовалась скорость чтения, необходимо раскрепостить собственное сознание и преодолеть наработанную с детства и закрепленную годами психическую установку на возможность только горизонтального построчного чтения, мешающую овладеть чтением негоризонтальным. Между тем нет необходимости затрачивать лишнее время для фиксации взгляда на несущественных мыслях, следует уменьшить количество фиксаций взгляда и высвободить время для поисков информации существенной, что позволит улучшить обработку читаемого, рационализировать ее. Конкретизируем поставленную задачу и подчеркнем в ней необходимые для оптимальной рациональной работы печатного материала следующие моменты: I. Нужно научиться читать текст необычным перемещением взгляда. Траектория движения взгляда при таком чтении подобна некой слаломной кривой. Взгляд движется в вертикально-колебательном направлении. Нужно приучить себя осмысливать текст при таком чтении. Эту траекторию взгляда нельзя запланировать, каждый человек вырабатывает свой путь движения взгляда от строки к строке. Но при чтении каждого текста негоризонтальным перемещением взгляда увеличивается объем информации, обрабатываемый в единицу времени. II. Процесс обработки информации должен протекать быстро, нужно приучить себя к мысли, что затраты времени на чтение страницы текста и достаточное усвоение могут быть незначительными, что скорость чтения может быть очень большой. Как научиться этому непривычному и нестандартному перемещению взгляда при чтении, как сделать, чтобы этот оптимальный способ перемещения взгляда определялся вами подсознательно и стал насущной потребностью? Упражнения с ТАБЛИЦАМИ, а также упражнения по развитию ПРОСМОТРОВОГО ЧТЕНИЯ будут тренировать ваши способности к нестандартному негоризонтальному перемещению взгляда.
УПРАЖНЕНИЕ 49. На предлагаемых ниже таблицах вам предстоит проводить поочередный поиск всех чисел в возрастающей последовательности или букв в алфавитном порядке (в таблицах представлены все буквы алфавита кроме Ё, Ъ, Ь). Проводите поиск как можно быстрее, пытаясь уложиться в указанные нормы времени. Очередная буква или очередное число считаются найденными, если они были восприняты боковым или центральным взглядом после предыдущих букв или чисел. Допускается только вертикальное перемещение взгляда или луча внимания при поиске чисел или букв. С каждым днем тренировок по таблицам ваше поле восприятия будет расширяться больше и больше. В конечном итоге вы сможете проводить поиск чисел или букв с широким полем восприятия, охватывающим всю ширину таблицы. Взгляд при этом будет перемещаться только по вертикали. Последовательность работы с таблицами следующая: 1. Потренируйтесь на таблице №1. Норматив: 40-100 секунд на таблицу. При поиске анализируйте колонки по одной. Проведите такой же поиск на таблице №2.
Сплошная линия показывает траекторию, по которой перемещается взгляд во время поиска, пунктирная линия указывает на мгновенное перемещение взгляда к началу новой траектории поиска. 2. Потренируйтесь на таблице №3. Норматив: 30-80 секунд. При поиске анализируйте по две колонки одновременно. Такой же поиск – на таблице №4.
3. Таблица №5. 20-60 секунд. По три колонки. Таблица №6.
4. Таблица №7. 20-50 секунд. При поиске анализируйте по три колонки одновременно, но фиксируйте взгляд, начиная со второй строки и доводя его до предпоследней. То есть в начале движения взгляд фиксируется на букве В, анализируя при этом 9 букв одновременно:
Затем взгляд плавно переходит на П (поле восприятия покрывает У, В, С, Е, П, И, Г, О, Б) и далее – на О (воспринимаются Е, П, И, Г, О, Б, Щ, Д, З). Так же проработайте правую половину таблицы. Проведите такой же поиск на таблице №8.
5. Таблица №9. 20-40 секунд. Взгляд фиксируется на второй строке между У и М, воспринимая две верхние строки по всей ширине. Затем взгляд плавно скользит между буквами Е и Т (воспринимая всю строку) и останавливается между буквами Б и Л, анализируя оставшиеся две строки. После этого взгляд перескакивает в исходное положение между У и М (см. рисунок слева).
6. Затем потренируйтесь на таблице №10 (см. рисунок выше справа). Взгляд фиксируется на точке. По таблице перемещается только «луч внимания». При этом часто происходит естественное небольшое смещение взгляда от точки. Во время поиска постоянно держите в поле внимания рамку таблицы. Примечания: 1. Если вы при поиске случайно обратите внимание на одну из букв, следующих после искомой по алфавиту, то в нужный момент к этой букве можно переходить не по вертикали, а по любой косой линии или даже по возвратной. 2. Если вы заметите, что непроизвольно от восприятия отмеченной колонки переходите к восприятию более широким полем, то не нужно сужать поле восприятия до ширины колонки. 3. Если норматив по таблицам с данной шириной колонки регулярно выполняется или даже перевыполняется, прекращайте работу с такими таблицами и оставьте для работы лишь таблицы с более широкими таблицами. 4. Если вы долго не можете найти очередную букву, прекращайте работу с этой таблице и переходите к следующей. 5. Перед началом поиска чисел в течении 5-10 секунд следует повторять мысленно выработанные формулировки с абсолютной верой в их осуществление, и сила собственного внушения поможет реализовать их на практике. 6. Во время поиска нужно стараться удерживать предельную концентрацию внимания, понимать, что при выполнении этого упражнения расширяется поле восприятия, и стараться расширить его как можно больше. 7. Каждое найденное число надо фиксировать сознанием, понимать, что число найдено, не указывая на него. Время поиска должно быть ограниченным: 20-30 секунд на таблицу на начальном этапе выполнения упражнения и 15-20 секунд к концу курса обучения (у некоторых обучающихся время поиска вначале бывает 35-40 секунд, а в конце – 8-12 секунд!). 8. Для контроля скорости поиска можно использовать метроном. В первый день, выполняя упражнения при установленной норме 30 секунд на одну таблицу, метроном надо поставить на 50 ударов в минуту. В последующие дни при норме 20 секунд на таблицу метроном следует установить на 75 ударов в минуту. Каждый раз за один удар метронома должны быть найдено одно число. Если получается быстрее – прекрасно. В любом случае психическая установка будет: «Скорее! Скорее!» + «Поле восприятия – шире!». 9. Чтобы оценить, как перемещается ваш взгляд по таблице, не происходит ли его перемещения по горизонтали, не бегают ли ваши глаза беспорядочно по таблице в поиске чисел, попросите кого-нибудь сесть на против вас и смотреть непосредственно в ваши глаза, минуя таблицу, которую вы держите перед собой. Этот простой способ проверки поможет вам устранить неточности в выполнении упражнения. Поработав две недели с таблицами, вы убедитесь в универсальности этого упражнения, ибо его освоение способствует решению трех задач: 1) оно учит негоризонтальному перемещению взгляда; 2) существенно расширяет поле восприятия; 3) напряженными условиями выполнения (предельной концентрации внимания, требованием находить числа максимально быстро, за очень короткое время) развивает внутреннюю потребность работать быстро, вырабатывает психическую установку на необходимость торопиться, частично способствуя тем самым решению третьей задачи, т.е. создавая почву для развития навыка антиципации (от латинского anticipatio, что значит предвосхищение, предугадывание, в данном случае недочитанного текста). Развитие же навыка антицинации максимально активизирует технику чтения. Обретенная способность к негоризонтальному перемещению взгляда, соединенная с преимуществами, которые дает использование расширенного поля восприятия, значительно усовершенствует вашу технику чтения и будет положительно сказываться при обработке любой печатной информации. Вы научитесь быстро находить существенную информацию скользящим движением глаз сверху вниз по странице, научитесь перемещать взгляд более рационально, привыкните к тому, что скорость чтения может быть очень большой.
Date: 2015-09-17; view: 329; Нарушение авторских прав |