Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прогнозирование
С момента начала занятий вы уже сильно изменили свои читательские навыки и теперь выгодно отличаетесь от ваших коллег по работе или по учебе, от ваших любимых членов семьи и добрых соседей. Вы уже успели: 1. Повысить вашу культуру чтения, создав все условия для совершенствования навыков чтения. Для этого вы развили внимание и память, повысили продуктивность чтения за счет проведения психологической подготовки к чтению, обеспечили легкость чтения за счет активизации тезауруса и расширения поля восприятия, приучили себя читать без сплошного проговаривания и не отвлекаясь. Вы теперь работаете с книгами профессионально и не утомляясь. 2. Повысить качество усвоения текстов. Для этого вы научились выявлять из текстов существенную информацию, профессионально осмысливать все факты и мысли текста. Способствовало этому совершенствование мышления и воображения, развитие логических приемов осмысления содержания текстов. В итоге примерно за 4 недели упорных тренировок качество усвоения текстов выросло примерно на 10-30%, и теперь при прочтении несложных текстов вы наверняка усваиваете не менее s содержания. Кстати, по международным стандартам только чтение с усвоением более чем 75% можно считать КАЧЕСТВЕНЫМ ЧТЕНИЕМ. Все остальное – поверхностное чтение! Возможно, что некоторые ваши умения качественного усвоения и прочного запоминания вы еще не довели до автоматического применения на практике. Возможно, эти умения еще требуют своего развития. В этом случае найдите дополнительное время. В процессе дальнейшей работы над следующим этапом овладения навыками рационального чтения вы сумеете развить навыки качественного усвоения текстов. Ваша скорость чтения к настоящему моменту, наверное, незаметно подросла и, скорее всего, находится в диапазоне 600-1200 зн/мин. Это 1,5 – 3-кратное увеличение скорости чтения – несущественное увеличение и является результатом того, что вы сейчас ПРОСТО ПОЗВОЛЯЕТЕ себе читать так, как вы это можете делать на основе ваших природных способностей и на основе ваших нынешних возможностей мышления и памяти. Пока вы еще не занимались СПЕЦИАЛЬНЫМ ПОВЕШЕНИЕМ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ. На завершающем этапе овладения навыками рационального чтения вы существенно увеличите свой диапазон скоростей продуктивного чтения. Цель последнего этапа совершенствования читательских навыков – сделать ваше чтение отвечающим требованиям современной жизни – гибким и при необходимости скоростным. Чтобы достичь высоких результатов на этом этапе занятий, вам потребуется решить следующие две задачи: 1. Существенно расширить поле одномоментного восприятия текстовой информации, иначе говоря, увеличить объем печатного текста, усваиваемый за каждую фиксацию взгляда, научившись МЫСЛЕННО ПРЕДВОСХИЩАТЬ (ПРЕДУГАДЫВАТЬ, АНТИЦИПИРОВАТЬ) при чтении части текстовой информации, находящейся в поле видения (в боковых частях), но вне поля восприятия обычного читателя, т.е. вне того поля зрения, внутри которого все буквы видны отчетливо, резко. Нужно научиться схватывать как бы боковым зрением, научиться быстро осмысливать еще не дочитанное. Любой человек, держа в руках текст на расстоянии 30-40 см, способен увидеть страницу целиком, а в поле ясного видения находится незначительная часть – 1-3 слова. Вот так чтение проводилось читателями до начала занятий по рационализации чтения:
Возможно, что некоторые ваши умения качественного усвоения и прочного запоминания вы еще не довели до автоматического применения на практике.
4+5+3 = 12 фиксаций взгляда на строчках.
Вот так чтение проводилось читателями через одну неделю занятий по рационализации чтения (8 фиксаций взгляда): Возможно, что некоторые ваши умения качественного усвоения и прочного запоминания вы еще не довели до автоматического применения на практике.
Вот так чтение проводится читателями после окончания курса рационализации чтения (5 фиксаций): Возможно, что некоторые ваши умения качественного усвоения и прочного запоминания вы еще не довели до автоматического применения на практике.
Вот так будет выглядеть траектория перемещения взгляда по полю текста:
2. Сформировать 4 различные стратегии чтения (способы перемещения взгляда по текстам и способы осмысления при этом) и сформировать соответствующую психическую установку на возможность негоризонтального перемещения взгляда при чтении (привычку перемещать взгляд по тексту не только построчно, но и, если понадобиться, по слаломной траектории). 3. Выработка навыка негоризонтального перемещения взгляда. При этом должно соблюдаться условие: уверенное, достаточно полное и точное усвоение содержания читаемых текстов.
ЭКСПЕРИМЕНТ! Выберите на дальней стене вашей комнаты какой-либо объект наблюдения. Посмотрите на него. Теперь растопырьте пальца одной руки и подведите руку так, чтобы вы наблюдали выбранный объект сквозь пальцы. Как вы при этом видите свои пальцы? Нерезко. Расплывчато. Почему? Потому, что центральные оси видения каждого взгляда сфокусированы не на пальцах, а на дальше расположенном объекте. Иными словами, по отношению к пальцу оси видения оказываются РАЗВЕДЕННЫМИ. Примечание. Разведение осей видения – абсолютно не вредно. Напротив, поскольку состояние мышц глазодвигательной системы при разведенных осях, т.е. при смотрении вдаль, является наиболее благоприятным с физиологической точки зрения, то упражнения с разведением осей можно рекомендовать в качестве релаксационных. Например, НОУ-ХАУ Школы рационального чтения является использование изображений для разведения осей для релаксаций пользователями компьютеров (на экране компьютера через 20-22 минуты появляется очередное изображение для «объемного» видения) и использование «объемных» картинок читателями (через каждые 3-5 страниц, в зависимости от сложности текста, читателям предлагаются рисунки по читаемой теме, но выполненные с помощью компьютера для «объемного» видения). Если оси направлены на ближайший объект (Б), то ближайший будет виден резко, а дальний (Д) – нерезко:
Если же оси направить на дальний объект, то ближний объект будет виден нерезко, а дальний – резко.
ЕЩЕ ЭКСПЕРИМЕНТ! Скрутите лист бумаги формата этой книги в рулон. Диаметр рулона должен быть таким, чтобы вы могли держать рулон в руках, сомкнув пальцы (диаметр = 3-6 см). Посмотрите на дальнюю стену комнаты, в которой вы находитесь сейчас. Выберите на стене какой-либо мелкий объект (точку, узор обоев, уголок картины и т.п.). Внимательно посмотрите на выбранный объект. Оцените то, что вы смотрите двумя глазами. Получается? Да и не может не получиться! Но эксперимент не в этом. Теперь расправьте кисть другой руки и, вытянув эту руку, медленно поднесите ко второму концу трубки так, чтобы кисть руки заслонила свободному глазу объект наблюдения. В итоге вы одним глазом через трубку будете смотреть на объект, а другим глазом – на кисть руки. А теперь – об эффекте, который вы будете наблюдать в этом эксперименте. Что вы видите? Правильно! Вы видите ДЫРКУ В ЛАДОНИ, а сквозь эту «дырку» вы спокойно наблюдаете за объектом! Удивительно, не правда ли? Разъяснения. Этот эффект говорит о том, что вы, разведя оси видения (ведь вы направили взгляд на дальний объект и сфокусировали там), заставили себя видеть ладонь нерезко. А как вы обычно осознаете и оцениваете то, что видите нерезко? Никак! Те предметы, которые видятся нерезко (то, на чем не фокусируются две оси), НЕ ВОСПРИНИМАЮТСЯ СОЗНАНИЕМ И НЕ ОСОЗНАЮТСЯ, НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ КАК ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Следовательно, ваша ладонь не осознается как предмет наблюдения. Но полушарие мозга, которое должно было получить сигнал от заслоненного глаза (сигнал от левого глаза идет на переработку в правое полушарие мозга, а сигнал от правого глаза – в левое полушарие), «не может бездействовать» и поэтому «обращается» ко второму полушарию и «застает» там информацию об объекте, расположенном на стене. Этот сигнал «осмысливается и выдается» сознанию как собственная информация, «полученная» от собственного глаза. В итоге заслоненный глаз «ВИДИТ» то, что реально видит другой глаз (здесь слова даны в кавычках, так как их значения – условны). Итак, оси взгляда могут разводиться, и раздельные сигналы от глаз могут «сравниваться». ЕЩЕ ОДИН ЭКСПЕРИМЕНТ! Посмотрите на изображенные ниже две точки.
Что вы видите? Две точки. А теперь возьмите лист плотной бумаги альбомного формата в руки. Приставьте этот лист нижним краем к оси симметрии этих двух точек (мысленно представьте линию, ровно разделяющую две точки – это и есть ось симметрии) перпендикулярно к плоскости листа с точками. Удерживая руками лист, наклонитесь над листом с точками так, чтобы верхний край листа прикасался к носу и проходил по середине лба. При этом левый глаз будет видеть левую точку (находящуюся слева от листа), а правый – правую точку. Продолжая смотреть каждым глазом на свою точку, через несколько секунд вы заметите, что 2 точки начнут сближаться. Получается? Если спокойно продолжать наблюдать, то точки сольются в одну и при этом вертикального листа не будет видно (лист может быть виден, но плохо, так как оба глаза вместе на этом месте «увидят» одну точку). Получилось? Теперь попробуйте выполнить то же самое, но с другим рисунком:
Что получилось на этот раз? Верно, из четырех точек вы «мысленно» сделали [4] две. А теперь попробуйте выполнить те же действия на словах поочередно:
Получилось? Интересно, не правда ли? Будет еще интереснее, если вы на все три строчки слов посмотрите одновременно, мысленно сравнивая их друг с другом. Попробуйте. Заметили эффект объемного изображения? Нижние строчки кажутся ближе. Теперь то же самое проделайте с двумя квадратами.
Здесь у вас должно получиться следующее изображение: на фоне одного большого квадрата (вы увидите один квадрат вместо двух!) на высоте нескольких миллиметров «парит» маленький квадратик. Получилось? Теперь попробуйте выполнить это же действие на другом рисунке: Вы должны увидеть изогнутую плоскость (подобие седловины). Получилось? Если на второй паре квадратов не получается (рисунок несколько сложнее, но интереснее), то попробуйте разделительный лист разместить между двумя парами сразу и, увидев объемное изображение на верхней паре, медленно перенесите взгляд на нижнюю пару. У вас все получится! ПОСЛЕДНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ! Посмотрите на представленные ниже картинки. Нужно смотреть на них не обычным способом, а со слегка разведенными осями. Инструкция. Приблизьте лист с изображением к носу и пытайтесь смотреть каждым глазом на элемент, наиболее близко расположенный к соответствующему глазу. Подержите лист с изображением 2-5 минут до тех пор, пока вы не привыкните смотреть на расплывчатое изображение. Теперь начните медленно отодвигать от лица лист с изображением, продолжая смотреть каждым глазом на свой элемент. Здесь вам могут помочь следующие рекомендации: - представьте себе, что изображение является некой причудливой «сеткой», сквозь которую вы смотрите в бесконечность (за круги); - наряду с видением каждого элемента каждым глазом старайтесь оценивать то, что вы видите (боковым полем видения) ВСЮ картинку, оценивайте то, что вы видите края картинки. Увеличивая поле восприятия, вы можете сократить количество фиксаций на строке до одной и перейти к так называемому вертикальному чтению. Для этого работайте с помощью расширяющих таблиц и выполняя специальные упражнения. Принцип их действия основан на сочетании постоянно действующей установки со специальной тренировкой.
Вместо трех вертикальных рядов вы увидели два, не правда ли?
На поляне среди цветов на вас смотрит кролик с длинными ушами.
С точки зрения психологии, а именно под этим углом зрения мы рассматриваем каждую из стоящих на третьем этапе обучения задач, это есть не что иное, как возрастающая способность мозга обрабатывать информацию, которая ранее находилась вне узкого поля восприятия. Как добиться этого, как заставить свой мозг моментально обрабатывать быстро поступающую с печатного листа информацию? Как научиться за одну фиксацию взгляда охватывать большие куски текста, т.е. усваивать их с более широкого поля видения?
УПРАЖНЕНИЕ 41. Нарисуйте на подушечках указательных пальцев обеих рук какие-либо буквы или цифры размером в 3-4 мм. А на среднем пальце правой руки – достаточно жирную точку.
Вы можете начертить буквы или другие графические знаки указанного размера на концах узких полосок бумаги, картона, можно вырезать буквы из газеты и наложить их на подушечки пальцев. Принцип выполнения упражнения при этом сохраняется. Исходное положение = пальцы с нарисованными фигурами обращены к глазам на расстоянии, привычном для чтения; все три работающих пальца сдвинуты вместе, касаются один другого; взгляд зафиксирован в течение всего времени выполнения упражнения на точке, изображенной на среднем пальце. Выполняется упражнение следующим образом. Слегка раздвиньте указательные пальцы обеих рук, расширив свое поле восприятия. Раздвиньте еще и продолжайте медленно отводить крайние фигуры от центральной точки до того момента, который окажется критическим, т.е. до тех пор, пока взглядом улавливаются, воспринимаются, а значит, осмысливаются крайние фигуры. Не снимая фиксации взгляда с области центральной точки (при разведении пальцев оси видения будут сходиться все дальше и дальше от среднего пальца за ним), сближайте пальцы, а затем снова начинайте их раздвигать, но уже на большее расстояние, чем в первый раз, тем самым опять расширяя свое поле восприятия так, чтобы продолжать видеть одновременно точку в центре и две фигуры по бокам – те, что нарисованы на указательных пальцах обеих рук. Снова сдвиньте, но так, чтобы расстояние от боковых фигур, до точки теперь осталось чуть большим, чем при предыдущем сближении; и опять раздвиньте, но уже на большее расстояние, чем в прошлый раз, и т.д. При выполнении упражнения следует осознать, что вы воспринимаете одновременно две крайние фигуры, т.е. осмысливаете их одномоментно. И если представить на мгновение, например, в целях самоконтроля, что эти фигуры заменены на какие-либо другие, то вы точно так же должны были бы осмыслить и их одновременно (т.е. увидеть мысленным взором, понять запомнить, какие фигуры появились по бокам). Каждый очередной раз расстояние, на какое фигуры разводятся в стороны, увеличивается, как и увеличивается при их сближении остающийся между ними промежуток. В конце выполнения упражнения указательные пальцы возвращаются в исходное положение, расстояние между ними сокращается практически до нуля. И тут же можно начать следующий цикл. Если вы будете выполнять это упражнение 2-3 раза в неделю по 2 минуты, то в течение одной-двух недель ощутимо увеличите поле восприятия. УПРАЖНЕНИЕ 42. Зафиксировав взгляд на выделенной букве, воспринимайте слова, состоящие из трех букв целиком. При этом не смещайте взгляд от центра. Все слова написаны слева направо (а по вертикали – сверху вниз), симметрично относительно выделенной буквы.
УПРАЖНЕНИЕ 43. Фиксируя взгляд примерно по центру каждой строчки воспринимайте слова целиком. При этом нельзя отводить взгляд налево или направо для считывания слога. Если на какой-то строке вы не сумеете воспринять слово, не смещая взгляда, поднимайтесь на две-три стоки выше и повторите попытку еще раз. ШИ ЛО МО РЕ ВО ЛЯ ПЕ РО НО ТЫ КЕ ДЫ ВО ДА РЕ КА ВЕ РА СЕ РА МЕ РА ПО ЛЕ БУ СЫ ДЫ НЯ ПУ ЛЯ ФА РА ТЕ ЛО КО ФЕ ДЕ ЛО ЗА РЯ МЫ ЛО ГО РЕ ЛЫ ЖИ КО ЖА МО ДА НО РА РЫ БА НО ГА СА НИ ВИ НО СЕ НО ПО НИ ТЕ МА ПИ ВО ДЕ ВА ПА РА ПИ ЛА РА МА
ОК НО ОЧ КИ АР ФА УН ТЫ ЯД РО ИГ РА ИЗ БА ЕЗ ДА АЙ ВА ИК РА
ИГ ЛА ОС ПА ЮР ТА ЮБ КА ЯШ МА ЯЗ ВА ЯР МО ЯХ ТА ОР ДА АР КА ЯЙ ЦО ОЧ КО ОВ ЦА УР НА ОХ РА ЮН ГА УШ КО ЯВ КА ЛУ НА МУ КА МЯ СО МИ НА БЕ ДА ВИ НА ДА ТА ДО ЛЯ РИ ЗА ЖА РА ДЫ РА
КОР ШУН КАР МАН ГАР НИР КОС ТЕР НАС ТИЛ РОС ТОК КАС КАД КАР ТОН МАР КИЗ БОР ДЮР КОЛ ПАК РАЗ МЕР СОЛ ДАТ КОЛ ДУН САМ ШИТ ВОС ТОК ВЕР ТЕЛ КОЛ ПАК РАЗ БОЙ ВОК ЗАЛ ПОД НОС ФОН ТАН НАС ТИЛ МАС ТЕР ЧЕЛ НОК БАР КАС РАЗ ВОД БОЛ ТУН БАЛ КОН УПРАЖНЕНИЕ 44. Зафиксировав взгляд на звездочке, воспринимайте слова из четырех букв, расположенных на вершинах каждого четырехугольника. Слова могут быть написаны как по часовой стрелке, так и против. Первая таблица – модельная. Она позволяет смоделировать умственное действие по одномоментному восприятию знаков, удаленных от точки фиксации.
УПРАЖНЕНИЕ 45. Читайте короткие тексты, записанные в «мудрых деревьях», фиксируя взгляд трижды на каждой строке. Основной задачей этого этапа является формирование навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения. При этом как можно чаще мысленно оценивайте все больше увеличивающееся расстояние между точками фиксации взгляда. Конечная цель – читать тексты, фиксируя взгляд в центре каждой строки, усваивая их содержание .
Ищите таких людей, разговор с которыми стоил бы хорошей книги, и книги, чтение которых стоило бы разговоров с мудрым философом. (Пьер Буаст) Среди моря уже готовых книг, непрерывно вливающего в библиотеки, имеется немало книг плохих, бесполезных. Вместе с тем появляются превосходные книги начинающих или малоизвестных авторов, которые особенно важно вовремя отметить и рекомендовать широкому кругу читателей. (С,И. Вавилов)
Кто сам и по-своему еще не передумал чужих или книжных дум, тот и не должен считать их своими. Запомнить – это совсем не то, что усвоить. Кто сам не пережил и не перечувствовал чего-то, на того и никакая книга не подействует в этом смысле. Кто сам не хочет, того не научит хотеть и никто иной со стороны. Вот почему нам никто не поможет, если мы сами себе не поможем. (Н.А. Рубакин)
Для поддержания знания какого бы то ни было языка, даже своего родного, нужно время от времени иметь практику на нем. Иначе его слова начнут одно за другим забываться вами. Правда, забвение никогда не окажется полным. Отголоски забытых слов всегда остаются у вас где-то в глубине бессознательного, и, начав вновь систематически читать на забытом языке, вы легко припомните его стушевавшиеся слова, как я много раз замечал на самом себе. (Н.А. Морозов) Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы. (Л.Н. Толстой) Человека делает образованным лишь его личная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг. Книга и вообще чужие слова – это только средство. Они вроде как искорки, зажигающие в нашей душе то, что там успело накопиться до этого времени: в чьей душе еще ничего не накоплено, там нечему и загораться, - на того книга и не подействует… Никогда не прекращайте вашей работы над собой и не забывайте что, сколько бы вы ни учились сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Как бы ни были обширны у вас знания, их нужно делать еще обширнее. Как бы они ни были глубоки, - они могут стать еще глубже… Тот читатель, который, читая какую-нибудь книгу, думает, что ее содержание вроде как с неба свалилось в готовом виде, - не знает и не понимает самого главного. Наука – это не есть добытое раз навсегда знание, наука есть постоянное узнавание, не только открытие, а открывание, вечное накопление фактов, идей и методов. (Н.А. Рубакин) Не должна ли быть книга, которую следует купить, превосходна по своей мудрости и красоте изложения? А превосходна та книга, в которой все, от начала до конца, изложено в стройном порядке, ничего не упущено, ничего не добавлено некстати, в которой соблюдена соразмерность отдельных частей, которая все разъясняет и в которой все обосновано. (Джироламо Кордано) Всякое приятное чтение имеет влияние на разум, без которого ни сердце не чувствует, ни воображение не представляет. В самых дурных романах есть уже некоторая логика и риторика: кто их читает, будет говорить лучше и связнее совершенного невежды. К тому же нынешние романы богаты всякого рода познаниями. (Н.А. Рубакин) Книга, которая имеет столь важное значение для человека, сколько-нибудь тронутого развитием, так же, как природа и опыты жизни, остается немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мертвой буквы живой мысли. (К.Д. Удушинский) Плодом неразборчивого чтения является преждевременная мечтательность, пустая и ложная идеальность, отвращение от бодрой и здоровой деятельности, наклонность к таким чувствам и положениям в жизни, которые несвойственны детям. Читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать. (В.Г. Белинский) Я прошу одной милости, хотя и боюсь, что мне в ней откажут: не судить по минутному чтению о 20-летнем труде: одобрять или осуждать всю мою книгу целиком, а не отдельные ее фразы. Когда хотят узнать цели и немерение автора, то где же всего ближе искать их, как не в целях и намерениях его произведения. (Ш. Монтескье) О произведении Лермонтова «Герой нашего времени» В.Г. Белинский в свое время писал: «Сколько раз читали мы эту книгу, пора бы уже было ей надоесть; но ничуть не бывало: все старое в ней так ново, так свежо, как будто мы читаем ее в первый раз и предшествовавшие чтения не только не ослабили эффекта нового, но еще как будто усилили его. Так, доброе вино от лет становится все крепче и букетистее». Ищите таких людей, разговор с которомы стоил бы хорошей книги, и книги, чтение которых стоило бы разговоров с мудрым философом. (Пьер Буаст) Если мы читаем с тем, чтобы приобретать знания, мы должны читать медлено, записывая все, чему научаемся из книги. (Э. Фагэ) Чтоб стряхнуть с себя назойливые и несносные мысли, мне достаточно взяться за чтение; оно легко завладевает моим вниманием и прогоняет их прочь. (М. Монтень) Ройся в книгах при всяком удобном случае. Старайся перелистывать и пересмотреть на своем веку возможно больше разных книг. (Н.А. Рубакин) Не знаю, как другие, а я радуюсь. Лишь бы только читали! И романы самые посредственные даже без всякого таланта писанные, способствую некоторым образом просвещению. Надо, чтобы чтение развивало ум, но не всякое чтение действует таким образом, а иное и совершенно наоборот: притупляет умственные способности читающего (Петрушка Гоголя, несомненно, глупел, читая книги). дает часто ложные сведения, ложный взгляд на вещи и дурно действует на нравственность. Читать – это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. (К.Д. Ушинский) Для поддержания знания какого бы то ни было языка, даже своего родного, нужно время от времени иметь практику на нем. Иначе его слова начнут одно за другим забываться вами. Правда, забвение никогда не окажется полным. Отголоски забытых слов всегда останутся у вас где-то в глубине бессознательного, и, начав вновь систематически читать на забытом языке, вы легко припомните его стушевавшиеся слова, как я много раз замечал на самом себе. (Н.А. Морозов) Понятия и слова в науке имеют свою историю, свою живую длительность, и без учета их изменения во времени они будут не понятны потомкам-читателям тем больше, чем они древнее. Такими классиками являются произведения многих тысяч лиц, начиная от Аристотеля или Архимеда, Коперника или Галлилея и других и до наших современников – Д.И. Менделеева или И.П. Павлова. Знакомство с ними в подлиннике или в хорошем переводе является мощным орудием любого высшего образования, умственной культуры народа… Эти труды не должны забываться, должны перечитываться из поколения в поколение, прежде всего молодежью, научное понимание которой слагается в студенческие годы. (В.И. Венрнадский) Date: 2015-09-17; view: 358; Нарушение авторских прав |