Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и духовная практика





 

Над вечными, как мир, вопросами "Кто я? Зачем я живу?" раз­мышляли философы всех времен, однако, пожалуй, наиболее полный ответ на них содержится в Ведах, самых древних свя­щенных писаниях на Земле. В них говорится, что каждое живое су­щество — это вечная, бессмертная душа. Наука о душе, представляю­щая собой фундамент ведической философии, наиболее ясно изложе­на в "Бхагавад-гите" ("Песни Бога"), являющейся частью древнего эпоса "Махабхарата".

На протяжении жизни наше материальное тело несколько раз ме­няется (по утверждению медиков, клеточный состав тела полностью обновляется каждые семь лет), но душа остается неизменной. В одном из стихов "Бхагавад-гиты" говорится: "Подобно тому, как душа пере­ходит из тела ребенка в тело молодого человека, а затем — в тело ста­рика, после смерти она переселяется в новое тело. Разумного челове­ка не смутят эти перемены". После смерти одного тела душа меняет его на другое по закону кармы, т.е. действующем на тонком плане за­кону причин и следствий, в соответствии с которым каждое совершен­ное нами действие (как хорошее, так и дурное) вызывает определен­ные реакции.

Согласно ведической философии, и хорошие, и плохие последствия нашей деятельности одинаково нежелательны, потому что и те, и дру­гие удерживают нас в материальном мире, где мы вынуждены испы­тывать страдания в виде повторяющихся рождений, смертей, старости и болезней. Люди не в силах разрешить эти проблемы. Всем прихо­дится рождаться, стареть и умирать. И хотя медицина побеждает один недуг за другим, люди по-прежнему продолжают болеть — СПИД, рак, сердечно-сосудистые и другие заболевания преследуют человече­ство. К тому же неверный образ мыслей, основанный на отождествле­нии себя с материальным телом и всем, что так или иначе с ним свя­зано: землей, богатством, семьей, расой и т.д., приводит к тому, что в мире то и дело разражаются экономические, политические и соци­альные кризисы.

Безудержное стремление к материальным удовольствиям, столь ха­рактерное для современной цивилизации - не более чем бессмысленная трата времени. Ведь прежде чем получить тело человека, душе пришлось претерпеть воплощения во всех низших формах жизни, по­бывав в телах рыб, растений, земноводных, птиц, пресмыкающихся, четвероногих животных... Ведический афоризм гласит: "атхато брахма джигьяса" — "Теперь, когда ты получил человеческую форму жизни, ты должен постичь природу духа и Всевышнего". Иначе жизнь человека ничем не отличается от жизни животного, которая сводится к отправлению четырех функций: еде, сну, сексу и обороне.

Напротив, встав на путь духовного самоосознания, описанный в Ведах, человек постепенно осознает свое истинное положение во взаи­моотношениях со Всевышним и с окружающим миром.

Веды сравнивают Кришну, Верховного Господа, с солнцем, которое является источником бесчисленного множества мельчайших частиц света, качественно тождественных, но количественно всегда уступаю­щих ему. Господь Кришна вечен, исполнен знания и блаженства. Так же и мы, являясь Его неотъемлемыми частями, исходящими из Него, подобно мельчайшим частицам солнечного света, по природе своей бессмертны, мудры и счастливы.

Человек, который осознал это и понял, что Верховный Господь яв­ляется высшим объектом любви, источником творения, лучшим дру­гом каждого живого существа и владыкой материального и духовного миров, начинает заниматься служением Богу, бхакти-йогой (слово "йога" означает "соединение", а "бхакти" — служение Богу с любо­вью и преданностью). Практика бхакти-йоги складывается из девяти видов деятельности, естественных для духовной души, аименно: слу­шания повествований о Верховном Господе, прославления Его (в час­тности, с помощью воспевания Его святых имен: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе); памятования о Нем; так называемого "низкого" служения Ему (например, уборка храма); поклонения Божествам в храме; вознесения молитв; выполнения Его приказаний; дружбы с Ним и, наконец, безраздельного предания Ему всего себя. Следование этим процессам гарантирует достижение высшей цели человеческой жизни — развития в себе любви к Богу, изначально присущей каждо­му живому существу.

Следующие этим путем участники Движения сознания Кришны ежедневно повторяют на четках и совместно поют святые имена Гос­пода — махамантру (т.е. великую мантру) Харе Кришна. Неискушен­ную публику нередко пугают "восточные мантры", но для того, кто знает, что это такое, все очень легко становится на свои места. Мант­ра — это та же молитва, что и у христиан, мусульман, иудеев. Корень "ман" на санскрите означает "ум" (в русском есть однокоренное слово "мнение"; древнеславянское "мнить" значило "думать"). А корень "трайа" значит "освобождение". Таким образом, повторение мантры освобождает ум человека от тревог и помогает сосредоточиться на воз­вышенном. Имя "Кришна" означает "всепривлекающий", "Рама" —"всерадующий" — это имена Бога; "Хара" (меняющееся в звательном падеже на "Харе") — обращение к Его духовной энергии, которая по­могает установить непосредственную связь с Господом. Вся мантра, таким образом, означает: "О всепривлекающий, о всерадующий Гос­подь, о энергия Господа, позвольте мне служить Вам".


Наряду с пением мантры Харе Кришна большое значение придает­ся слушанию священных текстов, повествующих о различных вопло­щениях и деяниях Господа Кришны, а также поклонению Божествам в храме (утренняя и вечерняя службы).

"Жить просто и мыслить возвышенно" учил Шрила Прабхупада своих последователей. В Ведах говорится, что мы должны жить, пользуясь тем, что выделено нам Богом, и не посягать на остальное, хорошо осознавая, кому все принадлежит. В соответствии с этим принципом жизнь в сознании Кришны пронизана духом разумного са­моограничения. Последователи Движения сознания Кришны отказы­ваются от употребления в пищу мяса, рыбы, яиц; от курения, упот­ребления алкоголя и любых наркотических средств; не вступают в сексуальные отношения вне брака и не участвуют в азартных играх.

Впрочем, даже если человек не способен соблюдать перечисленные принципы, это не является непреодолимым препятствием к принятию им философии сознания Кришны. Строгое соблюдение этих принци­пов обязательно лишь для тех, кто принял посвящение у духовного учителя.


ИСТОКИ

 

У истоков этой древнейшей духовной традиции стоит Сам Верхов­ный Господь Кришна, поведавший "Бхагавад-гиту" 5 тыс. лет назад. Однако начало Движению сознания Кришны в том виде, в каком оно существует сейчас, положил 500 лет назад Шри Чайтанья Махапрабху, великий святой и религиозный реформатор XVI в., кото­рый вдохнул новую жизнь в эту возвышенную философию преданнос­ти и любви к Богу. Он родился в 1486 г. в Бенгалии и организовал массовое духовное движение, захлестнувшее всю Индию. Приход Шри Чайтаньи стал, по существу, духовной революцией.

В "Бхагавад-гите" Господь Кришна говорит о варнашраме — систе­ме деления общества на четыре класса: интеллектуалов, администра­торов, торговцев (предпринимателей) и рабочих. Кришна объясняет, что принадлежность человека к тому или иному классу определяется его индивидуальными наклонностями и родом его занятий. Однако в современной индийской кастовой системе принадлежность человека к касте определяется его происхождением. Это на руку выходцам из аристократических семей, которые пользуются льготами своего высо­кого положения и стараются оградить себя от критики и конкурен­ции. Ведические источники указывают на то, что кастовая система противоречит общественному институту варнашрамы, который описы­вает в "Бхагавад-гите" Господь Кришна.


Шри Чайтанья Махапрабху выступил против несправедливостей кастовой системы. К Его Движению сознания Кришны мог присоеди­ниться человек любой религии, касты и национальности. Эти тради­ции свято хранятся в Международном обществе сознания Кришны. Следует отметить, что лишь защитники кастовой системы обвиняют Движение сознания Кришны в чужеродности индийской традиции, в то время как большинство индийцев относятся к нему как к истинно индуистскому.

Шри Чайтанья учил, что высшая цель жизни человека — пробуж­дение в своем сердце дремлющей любви к Богу. Этой цели можно до­стичь, только развивая в себе сознание Кришны. Он провозгласил вос­певание имен Бога самым действенным и доступным средством само­осознания в нашу эпоху.

Ученики и последователи Щри Чайтаньи по Его указанию написали множество книг по философии сознания Кришны. Движение, на­чатое Шри Чайтаньей, утвердилось во многих государствах Индии (нынешних штатах) и, прежде всего, в Бенгалии и Ориссе. Новый тол­чок этому Движению дал Бхактивинода Тхакур, известный ученый и общественный деятель Индии. Его сын, Бхактисиддханта Сарасвати Госвами (ставший духовным учителем Шрилы Прабхупады), продол­жил дело своего отца. Он основал разветвленную сеть храмов Гаудия Матх в Южной и Юго-Восточной Азии и вдохновил своего ученика А.Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду посвятить свою жизнь пропо­веди сознания Кришны на Западе.








Date: 2015-09-17; view: 344; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию