Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зеркало Гайаваты
Он пришел с неба, чтобы выполнить свою миссию. Эту фразу приписывают первому вождю ирокезов, признавшему Примирителя Сияющий приходит из земли за морем, с Истинного севера. Он вступает в наш мир необычным способом. Он приходит через молодую женщину, никогда не знавшую прикосновения мужчины. Она была избрана неземным богом как место прибытия посланца, отправленного, чтобы спасти людей от самих себя. Его бабушка из числа людей видит во сне его самого и его миссию. Бог спускается с его Земли на Небе в ужасные времена, когда умы людей погрузились во тьму и незнание. Неимоверная сила тьмы наполнила согнутое тело и извращенный ум колдуна-тирана по имени Тадодахо, Опутанного, и его тень-гидра нависла над всей землей. Люди опустились ниже животных, убивали, насиловали и поедали друг друга. Богочеловек растет быстро, скорость важна, потому что он нужен немедленно. Он влетает иа ноля сражений через внутреннее море на чем-то неведомом людям. Он говорит благие слова о том, что мы все связаны и должны относиться друг к другу как к родственникам. Он провозглашает себя Примирителем. Его первым апостолом становится падшая женщина, которая ест и спит с убийцами, но оказывается преображенной сияющим светом и вытирает слезы очищающей радости и узнавания. Но большинству людей тяжело понять Примирителя. Ему нужен Глашатай. Б поисках Глашатая Примиритель приходит к дому опустившегося мужчины — потерявшего всякие признаки своего былого благородства и теперь уничтожающего себе подобных. Примиритель являет убийце свое сияющее лицо в зеркале. Опустившийся мужчина становится Гайаватой, Пробужденным. Вместе Гайавата и Примиритель проходят через многие испытания и распространяют учение о том, что все мы - одна семья. Они собирают последователей, и человек-птица летит впереди, разведывая путь. Они добрались до Темного мага и победили его. Вместо того чтобы убить Опутанного, они очищают и обновляют его разум и делают его первым среди людей благих намерений, правителей нового Союза. Вождей коронует женщина, ставшая Матерью народов, Королевой мира. Она возлагает оленьи рога на их головы. Начался один из величайших мировых экспериментов но просветленному управлению и объединению. Он устыдит и поразит американских колонистов настолько, что те разработают свой собственный план, результатом которого станет конституция США. Но история не ограничивается этим. Она учит, что нематериальные силы питают корни ненависти и жестокости и что для разрешения конфликтов необходимо очистить и исцелить тех, чьи умы погрузились во тьму и заблудились. Она напоминает, что даже в самые темные моменты человеческой истории существуют спасительные силы, которые стремятся помочь нам спастись от самих себя и вспомнить цель нашей души. Миссия Примирителя касается всех людей как тогда, так и сейчас. Гай- авата все еще откликается на призывы ирокезских вождей. Хотя Примиритель вернулся в Настоящий мир над Небом, когда его работа в Мире теней была завершена, он пообещал, что вернется, когда будет призван ДОбрЫМИ ЛЮДЬМИ: — Произнесите мое имя в зарослях, и я вновь предстану перед вами[54]. Во времена крови и слез, когда каждый человек заносит руку над своим соседом, мать и дочь решают начать новую жизнь в глубине северных лесов, вдали от их деревни и человеческой жестокости. Имя матери — Ка- нетокхта, что означает Край Поля. Имя дочери - Катехсук, что означает Идущая Впереди2. Они тихо жили несколько лет, находя еду в лесу и возделывая свое скромное поле, засаженное кукурузой, бобами и тыквами. Затем живот Идущей Впереди начал расти. Ее мать требует назвать имя отца ребенка, когда беременность становится очевидной. Дочь отрицает, она не только ни с кем не общалась, даже не видела мужчины с тех пор, как они живут в лесѵ. Она не может объяснить своего состояния. Мать, Край Поля, вскоре приходит в отчаяние. Она убеждена, как, возможно, и мы, что Идущая Впереди лжет, чтобы утаить того, кто является ее тайным возлюбленным. Убежденная, что ее дочь опозорила и предала ее, Канетокхта грустнеет, погружается в глубокую депрессию, отказывается от еды и проводит большую часть времени, лежа на матрасе лицом к стене. За женщинами пристально наблюдают силы из иного мира, отличного от человеческого. Отчаяние матери становится опасным, ее разум настолько перегружен, что она может причинить вред себе или своей дочери. Она может даже попытаться избавиться от ребенка. Этого не должно произойти, потому что эта семья является частью священного плана. К Канетокхте, будущей бабушке, отправляется посланник. Он приходит к ней во сне. Он принимает человеческое обличье и рассказывает ей, что принес послание от Создателя, Держащего Небо. Гость сообщает, что ребенок окажется мальчиком, что его имя Деганвидах, и что Создатель послал его из «страны над Небесами», чтобы принести людям мир. - Произошло удивительное. Тот, кого ты называешь Создателем, выбрал твою дочь, она поможет ребенку из страны над Небесами прийти на землю[55]. Гость рассказывает Канетокхте, что ребенок вырастет поразительно быстро и что ои отправится в путь, который уведет его далеко от дома ради спасения всего человечества. Мальчик рождается прекрасным и сильным, с одним лишь дефектом: у него два ряда зубов. Таково значение его личного имени, имени, которое ирокезы в наше время предпочитают не произносить вслух. С этого момента мы будем называть его Примирителем. Могавки называют его Район- шоп нитоном, Поднимающим Дом. Два ряда зубов во рту мешают, когда он хочет говорить, большинству людей тяжело понимать его. Чтобы передать свое послание, он нуждается в переводчике, Глашатае, который поймет, кто он, и сможет донести это до других с необходимой силой и красноречием. Его первыми переводчиками становятся мать и бабушка. Они возвращаются в свое стойбище, чтобы рассказать о нем и его миссии. Не все им верят. Будучи младенцем, Примиритель переживает несколько покушений на его жизнь. Однажды убийца бросает его в прорубь. Однако он не получает никаких повреждений, проплыв подо льдом с такой легкостью, как будто оп черепаха, и возвращается в хижину, где жила его семья-. Возможно, он становится черепахой, чтобы пережить это покушение. Мы все еще говорим о тех временах, когда смена тела была привычным делом даже для обычных людей. Им движет миссия, которая поведет его на юг, через великое озеро, вглубь земель, накрытых тенью Тадодахо, Опутанного, - колдуна-тирапа, порабощающего души и являющегося воплощением дьявола, который завладевает человеческими умами и заставляет людей пожирать себе подобных. Примиритель самостоятельно строит судно, на котором он совершит переход. Когда оно готово, он просит мать и бабушку помочь ему спустить судно на воду. Он хочет, чтобы они видели, что он сделал. Прежде чем показать корабль, он ведет их иа холм и показывает огромную белую сосну. Он объясняет, что как бы далеко он ни находился, женщины могут связываться с ним через это дерево. Если они тревожатся о нем, то могут сдслать надрез на сосне, и он показывает, как это сделать, при помощи своего ножа. Если из сосны потечет сладкий сок, они могут быть уверены в том, что с ним все хороню. Он предлагает им попробовать выступившую смолу — она сладкая как мед. Если же примирителя ранят или убьют, дерево будет кровоточить, как человек, истекая красной кровью. Тут мы понимаем, что какая-то часть Примирителя заключена в этом дереве. Мы заметим, что огромная белая сосна часто появляется в разных местах иа протяжении этой истории. Сосна стоит на том холме, другая - у водопада, и еще одна — в центре земель Союза, которому еще только суждено родиться. Кроме этих отдельных сосен есть еще Вечное Дерево, дерево-оракул, которое повсюду следует за Примирителем, подобно яблоневому саду Мерлина. После встречи с деревом-оракулом Примиритель показывает женщинам свое средство передвижения. В этом времени и пространстве люди обычно выдалбливают ствол березы или вяза, чтобы сделать каноэ, но лодка Примирителя кажется сделанной из белого камня. Женщины недоверчиво качают головами, такая лодка не поплывет. — Вы увидите, — говорит он им. — Помогите мне спустить ее на воду. Они перемещают судно, и Примиритель вступает в него, как только оно оказывается на воде; Примиритель лишь касается весла (если только это весло, так как оно точно сделано не из дерева) — и судно уже несется через озеро, преодолевая расстояние, едва касаясь воды. Возможно даже, что оно вовсе не касается поверхности. ІІа другой стороне озера, где сам воздух, кажется, насыщен злом, Примиритель оставляет свое судно как место встреч. Первым человеком, которого он видит, становится мужчина, набирающий воду из озера. Он дрожит, боится любого незнакомца и поражен судном Примирителя. Но присутствие Сияющего разгоняет его страх. Водонос объясняет, что он и его семья — беженцы, покинувшие страну могавков в поисках спасения от войн и убийств. Странное существо, которое так трудно понять, поражает могавка еще больше, сказав: — Между нами есть связь. Примиритель не читает долгой проповеди. Он наставляет могавка, чтобы тот собрал семью и вернулся в свое поселение. — Скажи им, что я иду и несу мир. — Они не готовы. — Скажи им, чтобы подготовились. — Будь осторожен — предупреждает беженец. — Никто не готов к тебе. Они убьют тебя прежде, чем взглянут в лицо. Примиритель предупредил о своем приближении, но ему нужны союзники и Глашатай, необходимо вырвать их у тьмы. Поэтому он предпринимает две опасные вылазки. Вначале он отправляется к Дому на Троне Войны. В этот дом днем и ночыо приходят воины, вставшие на путь большой охоты, их лица и грудь разрисованы черным, символизирующим смерть, и красным, символизирующим кровь, с их ремней свисают скальпы, в руках — устрашающие дубины. У хозяйки дома всегда готово щедрое угощение, кипящее на огне, да и себя она раздает с неменыпей щедростью, как свидетельствуют ее имя и репутация. Ее зовут Джигонсахсен, что означает Толстое Лицо. Она толста и коренаста, она хвастается, что никогда не отпустит воина голодным. Потрясая пудами своей плоти, она обещает: — Меня хватит на всех. В голодные времена, когда воинам не хватает припасов, ее котлы и закрома поддерживают их, а ее сладострастное тело убеждает в том, что они герои. Пока Примиритель не входит в ее дом и в се сознание, она является частью тьмы, накрывшей землю. Незамеченный ревущими убийцами, пирующими около костров, Примиритель застает Толстое Лицо одну и начинает менять ее. Он говорит непринужденно, но его энергия окутывает ее, пульсируя и сжимая женщину не так, как это делали мужчины, бывавшие на ее матрасе. Она чувствует, как нечто скребет ее энергетическое поле, подобно метле из веток. Оно уносит всю грязь и голодных духов, которые жили с ней. Нечто шипит и упирается внутри нее, не желая уходить. Тогда она начинает движение, чтобы засунуть свой язык в рот незнакомца, она бросается на него, подобно гремучей змее. Но Примиритель сильнее. Он выдирает захватчика из тела женщины и отправляет туда, откуда пришел этот незваный гость. Из дома колдун а-тира на вместе с черным дымом из дымохода поднимается вой разочарования и злости. Толстое Лицо всхлипывает. Ее слезы становятся соленым потоком очищения и радости. Она чувствует себя светлой и прекрасной, и именно такой она и является. Она проходит своего рода шаманское очищение. Теперь она будет известна под именем Новое Лицо. Она хочет вознаградить посетителя привычным для себя способом, но причинами его посещенная являются отнюдь не еда и секс. Женщина легкого поведения становится первой, кто узнает его замысел полностью. Он заключен в трех волшебных словах, имеющих различные уровни значения: мир, сила и благое слово. Мир, каким Примиритель описывает его, является первичным жизненным процессом. Мир — это то, как вы себя ощущаете, когда разум ничем не обеспокоен, и вы наслаждаетесь счастьем и хорошим здоровьем, и все части организма работают согласованно. Сила, которую придает мир, не имеет ничего общего с жаждой власти колдуна или ловкостью убийцы, это энергия, которая течет, когда мы служим духу и не отрываемся от жизненной силы Вселенной. Благое слово гласит, что мы все взаимосвязаны и должны относиться ко всему и всем как к нашим родственникам. Вместо того чтобы сражаться и убивать, воюющие племена должны собраться вместе, как одна большая семья, в одном Длинном Доме, в котором найдется место для всех1. Толстое Лицо стала первым человеком, принявшим полностью послание Примирителя. Она - его первый апостол. Поэтому неудивительно, что в мироздании Примирителя именно женщина обладает властью возвышать и низвергать вождей. Новое Лицо, действуя от имени всех женщин, собирается привести мужчин за руку к новому пути. Примиритель назначает ей встречу: в определенное время она должна встретиться с ним и теми, кто присоединится к нему, чтобы противостоять Опутанному, что приведет либо к возрождению мира, либо к его окончательному погружению во тьму. Примиритель же отправляется па поиски человека, который станет его Глашатаем. Этот поиск приводит его к жилищу каннибала, который в этот момент волочит тело жертвы домой, чтобы пообедать. Примиритель тем временем, никем не замеченный, залезает на крышу и внимательно наблюдает за происходящим в отверстие дымохода. Каннибал расчленяет тело жертвы и бросаст куски в котсл на огне. Он расхаживает взад-вперед, тщательно выбирая куски, проверяя количество мяса в них. Когда он уже приготовился начать трапезу, то вдруг замечает глядящее иа него из котла лицо. Каннибал бормочет заклинания и в страхе хватается за свои амулеты. Что, если это призрак его жертвы пришел за ним или нечто, насланное противником-колдуном? Он снова заглядывает в котел. Сияющий лик, глядящий на него оттуда, не похож на того человека, которого каннибал убил и приготовил на обед. Он ни на кого не похож. Лицо светится удивительной, неземной красотой. Каннибал озирается, но не может найти объяснения. Он бросается на свою скамыо, не в силах найти объяснение происходящему. — Это, должно быть, я, — заключает он. Он снова смотрит в зеркало водной поверхности, и лицо кажется еще прекраснее, чем прежде. По мере того как он всматривается в светящееся лицо, туман оставляет его разум. Он вспоминает время до того, как погряз в том, чем занимается сейчас, и начинает молиться за своих собратьев. Когда-то он жил в красоте земли и неба. Когда-то он любил хорошую женщину и растил замечательных детей. Затем на него пала тень. Его избивали и унижали, он потерял все, что любил, и он... пытался заглушить свои воспоминания о времени, когда его домом был залитый солнцем мир. — 1 Неопубликованная запись Хыоитга объясняет, что каждое из ірех слов Примирителя имеет двойное значение. Не’скеннон, «мир» - это и (1) спокойствие, расслабленность; и (2) здоровье и крепость, нормальное функционирование человеческого тела. Га’шасдеихсп, ♦сила* — это и (1) сила, включая военную мощь, и (2) Оренда, магический потенциал, истинная сила. Нс’гай’хвио, «благое слово», или «Великий Закон», — это (1) доброе учение, Евангелие, нравственность и (2) справедливость, право. Записки Хьюитта, национальный антропологический архив, Смитсониан. Процитировано в: William N. Fenton, The Great Law and the Longhoitse, Norman, OK: University of Oklahoma Press, 1998, 86, note 3Это не лицо человека, убивающего своих собратьев, — бормочет он над зеркальной поверхностью воды. — Это не лицо человека, живущего так, как живѵ я. В тот же момент он решает изменить жизнь. Он начинает с того, что избавляется от своего обеда. Он собирает части тела и несет их к мест)7 захоронения — к яме в земле, из которой выкопано дерево. Но он знает, что отказаться от обеда недостаточно. Каким-то, пока непонятным ему, образом он должен искупить все свои черные деяния. Если бы у него только был друг, который мог бы дать совет. Он исступленно желает такого друга, который поможет все исправить, не осуждая; друга, которого мы все ждем, но не всегда впускаем. Когда он возвращается обратно в хижину, погруженный в свои мысли, он встречает Примирителя, спустившегося с крыши. Что-то знакомое есть в этом человеке, хотя бывший каннибал и не ѵзнает его. — Мне так нужен друг, — говорит он Сияющему. - Входи. Они сидят около огня напротив друг друга, и, по ирокезскому обычаю, хозяин говорит первым. Он описывает явившееся ему прекрасное видение и рассказывает, как он похоронил расчлененное тело. Примиритель отвечает ему: — То, что случилось, прекрасно. Ты изменил свою жизнь. Теперь у тебя новый ум. Я скажу тебе, что делать. Я ищу друга, с которым мы сможем действовать во имя мира и доброты. Сначала мы приготовим еду. Ты отправишься за свежей водой, погрузишь котел в воду и позволишь ей наполнить котел. Я принесу животное. Когда мы вместе приготовим пищу, мы объединим наши умы. Когда они вновь встретились в доме, Примиритель принес оленя с огромными рогами. Он объясняет, что Создатель — Держащий Небо - создал оленей для употребления в пищу людьми. Когда они освежевали оленя, каннибал спрашивает, как они могут использовать рога оленя? Примиритель прикасается к своей макушке и отвечает: — Их следует поместить сюда. Когда это будет сделано, все человечество будет жить с их помощью. Когда они приготовили мясо и сняли котел с огня, Сияющий говорит: — Покажи мне, где ты точно стоял, когда тебя посетила мысль, что ты видишь себя настоящего. Встань туда. Мужчина встает туда, где его посетило видение. Примиритель говорит ему: — Это место твоей мудрости. Ты всегда должен думать и действовать из этого места. Он кладет свои руки на голову собеседника и проводит ими по его лицу: — Создатель вернул тебе ум. Теперь посмотрим в котел вместе. Когда они заглядывают туда, они видят в воде два одинаковых отражения. Человек восклицает: — Удивительно, мы выглядим одинаково! Они не различаются, но и не одинаковы, падший человек и Сияющий. В этот момент явления Божественного, падший человек становится Гайа- ватой, Пробужденным.
СИЯЮЩИЙ ГОВОРИТ: - Создатель наделил нас одним умом. Теперь давай поедим[56]. Гайавата и Примиритель становятся едиными. Их истории сплетаются так тесно, зачастую противореча законам физической реальности, что мы можем заподозрить, что они действительно являются двумя в одном или разделенным надвое одним. Люди не могут отделить их друг от друга. Па самом деле, нет никакой уверенности в том, что кто-либо, кроме Гайаваты, видит Примирителя отдельно от него. Возможно, что вся история Примирителя до пробуждения Гайаваты — это сон Гайаваты о более глубокой и параллельной жизни, о том, что продолжает жить даже тогда, когда мы затеряны в ядовитых испарениях повседневного существования. Примиритель рассказывает Гайавате о своем плане, и Гайавата понимает его так быстро, что мы ясно осознаём: он просто вспоминает о том, что знал перед своим падением. Люди - это животные, которые вспоминают и забывают, забывают и вспоминают. Первой частью совместной миссии Гайаваты и Примирителя является обращение могавков. Примиритель отправится к самому большому поселению могавков, где его ожидают, благодаря информации, переданной с Посланником, встреченным им после пересечения озера. Гайавата встретится с ним позже. Поселение могавков защищает могучая стена из заостренных бревен. Зоркие часовые смотрят сверху, готовые поднять тревогу или же издать предсмертный хрип. Примиритель продвигается осторожно. Он останавливается на границе леса и зажигает огонь, чтобы объявить о своем присутствии. Это станет моделью ирокезской дипломатии. Стражи крепости могавков замечают дым и предупреждают вождя. Он ожидал необычного посетителя с тех нор, как вернувшийся беженец принес ему весть о Примирителе, каждую ночь во сне он видел свет, ярче солнечного. Вождь могавков готов к приходу Примирителя, но воины — нет. Они окружают и обнюхивают Примирителя, как стая голодных волков. Он говорит, что все они — одна семья, но сам он — определенно чужак. Огромный воин с ожерельем из человеческих костей и черной маской, нарисованной вокруг ничего не выражающих глаз, угрожает Примирителю своей булавой. Другой берет острое лезвие и притворяется, что собирается снять с Примирителя кожу. Примиритель не вздрагивает, что ничего не доказывает, могавки учатся не показывать страха или боли даже при пытке огнем, даже когда их внутренности или сухожилия вытаскивают наружу из все еще живого тела. Воины требуют доказательства того, что Примиритель — тот, за кого себя выдает. Если он пришел с Земли на Небесах, то должен доказать это, пройдя испытание, которое убило бы обычного человека. Примиритель изъявляет готовность представить доказательства. Они разрабатывают план. Примиритель заберется на вершину великой белой сосны, которая возвышается над водопадами. Могавки срубят дерево, сбросив его вместе с сосной в пропасть. Если Примиритель останется живым, то это станет свидетельством того, что он обладает настоящей магией. Возможно, магия Примирителя настолько сильна, что он может сразиться с Опутанным. Тот наблюдает за всем с помощью своей чаши и разыскивает слабые и уязвимые места с помощью своей тени-гидры, шныряющей по всем уголкам страны могавков. И снова судьба Примирителя зависит от дерева. Начинает ли понемногу’ кровоточить дерево в стране его матери, когда он забирается на дерево? Он наверху, и огромная сосна начинает скрипеть и стонать под ударами индейских топоров. Последний удар отправляет того, кто сидит на верхушке, в пропасть. Он исчезает в бурлящих водах водопада. Могавки ждут, вынырнет ли он, задыхаясь, внизу по течению. Когда этого не происходит, оии решают, что вестник мира все-таки был просто человеком. Но наутро часовые поселения могавков видят дымок, поднимающийся около реки. Оии отправляют разведчиков, возвращающихся с Гайаватой, который выглядит как Примиритель и получает его имя. Гайавата, как и должен был, пришел на встречу с Примирителем, помог ему выбраться из водопадов и теперь замещает его, пока Примиритель несет благое слово другим племенам. Теперь Гайавата должен справляться с испытаниями самостоятельно. Опутанный наблюдает и проверяет, и он отнюдь не упускает из виду того, что сила, противостоящая его собственной силе, начинает принимать форму. Вдохновленные изменениями, произошедшими с Гайаватой, и светом Примирителя, могавки покидают тропу войны и отправляют послания мира другим племенам. Мысли Опутанного расползаются из его темного ума, подобно ядовитым змеям, стремясь очернить и испортить, запутать и разозлить. Повелитель всего того, что ползает и жалит, он насылает ядовитых жуков и рои москитов. Мучитель пойманных душ, он направляет волну за волной против тех, кто стремится приблизиться к свету. Где люди собираются, чтобы услышать Примирителя, обманщики Опутанного разделяют их. Когда Гайавата говорит, некоторые его слушатели разражаются истерическим хохотом или непрерывно чихают. Другие разбегаются от укусов и жужжания или путаются и поджигают жилища. Гайавата не имеет возможности насладиться миром. Ночами насмешливые птицы стараются заронить в его душу сомнения, пытаясь превратить его миссию в покаяние, припоминая ему былые преступления, говоря, что он никогда не сможет измениться, никогда не будет прощен, никогда не сможет нести свет. По Гайавата стоит на своем месте мудрости, удерживая перед собой образ Сияющего, чувствуя, как духовные Рога начинают прорастать у него на голове, там, куда Примиритель наложил свои руки. В поисках слабого места Опутанный нацеливается на семью Гайаваты. Гайавата вспомнил, что он — отец, и гордится своими дочерьми. Колдун вкладывает заклинания в кукол, желая заставить девочек принять его как своего дьявольского любовника. Он освобождает чудовищную змею, которая растет из его промежности, чтобы войти в их тела во тьме ночи. Опутанный огромен, но его прикосновение не приносит удовольствия. Оно холодно и бесчувственно, и оно разрывает. Когда девочки отвергают колдуна, он насылает дьявольских птиц, чтобы они украли сны девочек, и произносит заклинания, чтобы погрузить их в безумие и саморазрутнение. Гайавата потерял семью прежде, чем забыл, кто он. Теперь, вспомнив себя, он должен страдать, наблюдая, как те, кого он любит, погибают от сил зла. Один за другим, дети Гайаваты умирают, пав жертвами злых чар. Убийство младшей и любимой дочери Гайаваты происходит с особой жестокостью. Люди собираются, чтобы подбодрить Гайавату, пытающегося обуздать свою жажду мести и рискующего вновь спуститься к своему предыдущему состоянию. Могавки затевают игру в лакросс, обычно поднимающую всем настроение, хотя она может и не быть полностью безопасным выходом инстинктивной агрессии, которая в противном случае выводит на тропу войны[57]. Младшая дочь Гайаваты сидит на земле, рассеянно посматривая на игру, когда всеобщее внимание привлекает появление необычной птицы, чье сверкающее оперение незнакомо местным жителям. Птица — это создание колдуна. Игра в лакросс прервана, игроки и наблюдатели ринулись к падающей птице, сгорая желанием заполучить се перья. Великолепие перьев настолько захватывает, что они затаптывают дочь Гайаваты насмерть, даже не замечая этого[58]. Когда люди опомнились, они устыдились и пришли в ярость ОТ ТОГО, как были обмануты. Могавкские воины собрались вокруг Гайаваты, раскрашенные для войны. Они убеждали его встать на тропу кровной мести. — У тебя есть могущество. Тебе нужно использовать его, чтобы убить своего врага. Мы отправимся с тобой. Погруженный в горе, Гайавата вспоминает сияющее лицо в зеркале и клянется: <Я не превращусь в своего врага». — Все мои дети ушли, — тихо говорит он. — И я ѵйду. Я оставлю Небо[59]. Неся свое горе, Гайавата отправляется в страну онейда, чтобы вновь обрести себя в присутствии Примирителя, который распространял слово мира среди народов. По пути он открывает вампум и создает великую ирокезскую церемонию сочувствия, которая исцеляет умы и возвращает душу в тело. Он подходит к озеру, которое полно водоплавающими птицами. Он смотрит и замечает, что утки, плавающие но озеру, — необычные утки. Они принимают форму то человека, то птицы. Он завидует их крыльям, их способности пырять, парить и позволять жизненным невзгодам скатываться с их спин. Он жаждет исцеления. Птицы взлетают тучей, забирая с собой озеро, как лоскут шелка. Гайавата поражен, увидев, что дно озера покрыто светящимися белыми ракушками. Они сияют, подобно лицу, виденному им в зеркале. Он осторожно идет по дну, поднимая ракушки и складывая их в сумку из оленьей кожи. Когда он останавливается на ночлег, то кладет две ветки сумаха па землю и ложится между ними. Он придает ракушкам форму и делает в них отверстия, превращая их в цилиндрические бусины, которые затем вешает на оленье сухожилие. Он вешает получившиеся бусы на ветви, приготовленные им. Он еще не знает, что создает могущественный ритуал, который освободит его и многих других от горя и смятения и вернет в сердце дух Сияющего[60]. Гайавата продолжил путешествие. Дойдя до укреплений онейда, он ждет в лесу, пока люди найдут его. Первый онейда, приветствующий его, несет стрелы в колчане из шкуры волка, он станет известен в легенде и рассказах как Одатшедех, Несущий Колчан. Примиритель активно действовал среди онейда, Людей Стоящего Камня, заглядывая в их сны. Они приняли Гай а ватѵ как своего. По его наставлению они использовали то, что он сделал из сияющих ракушек, чтобы осушить слезы на его глазах, прочистить ком в его горле, открыть его сердце и вернуть солнце обратно на его небо. Ночью поговорить с Гайаватой приходит Примиритель. Сияющий появляется снаружи хижины, в которой спит Гайавата. Стражи не видят его. Когда Гайавата слышит его свист, он покидает хижину, и они беседуют под звездами. Утром Примиритель остается с Гайаватой и говорит через него. С помощью вампума, сделанного им, Гайавата приглашает онейда установить родственные отношения с могавками. Могавки станут «отцами» онейда, потому что первыми приняли послание Примирителя, но взаимоотношения будут построены на равных. Они отправятся дальше, чтобы привести другие ирокезские племена: каюга, сенека и онондага - в семью, под крышу Длинного Дома, где они смогут мирно жить вместе. Онейда дают ответ: «Мой отец и я рискнем вместе». Но ничего этого не случится, если темная власть над онондага не будет побеждена. При поддержке онейда дело движется быстрее. Вожди посылают своих лучших гонцов, чтобы доставить сообщение другим нациям и разузнать больше о пристанище врага среди онондага. Лучшие следопыты — это, конечно, те, которые могут использовать скорость и чувства животных и птиц[61]. Люди-Ястребы улетают, чтобы поговорить с каюга и сенека. Другие люди-птицы отправляются в опасную разведку на землях онондага. Они ищут столб адского дыма, поднимающийся от земли к Небу. Люди-Цапли пытаются найти его первыми, но улетают слишком далеко и находят много рыбы и арахиса около реки Дженеси. Они едят так жадно и много, что не могут взлететь и остаются на западе Ныо-Йорка в человеческом облике, чтобы потом стать кланом Цапли народа сенека. Люди-Вороны тоже голодны, но могут сосредоточиться на главной цели. Они взмахивают крыльями и летят на закат. Издали они видят башню черного дыма и бросаются к ней. Они приземляются в зарослях болиголова и принимают человеческий облик. Они осторожно приближаются к жилищу на горе, увешанному скальпами и амулетами. Едва ли стоит сомневаться, что жилище принадлежит Опутанному. Когда один из них произносит имя Тадодахо, обращаясь к сгорбленной старой женщине, она бросается прочь так, как будто се ударили, бормоча: «Тсс, тсс». Произносить имя колдуна вслух — значит призывать его. Разведчики смелы и быстры, как питающиеся мертвечиной птицы, слетающиеся к свежему трупу. Они заглядывают в щель между неплотно лежащими бревнами и хорошенько рассматривают колдуна. Опутанный больше не человек. Его волосы — это шипящие, извевающиеся змеи. Его руки похожи на лапы черепахи, а ноги — на кривые лапы медведя. Разведчики долго не
Страница отсутствует
ся. В третий раз Тадодахо поднимает элементалей против Примирителя, вырывая вековые деревья, чтобы те упали на отряд на озере. И снова эле* ментали подчиняются Примирителю. Посланники мира приближаются к тьме и поют. Старшие не позволят нам забыть это. Их голоса заглушают смертоносные крики колдуна и отбрасывают злых духов, отправленных Тадодахо, чтобы остановить их продвижение. Их пение призывает благие силы земли и неба. Предки присоединяются к ним, когда начинает звучать песнопение ханхай, которое посвящено тем, которые ушли прежде, но всс равно остаются вблизи земли, чтобы наблюдать за теми, кто пришел после. Глубокие голоса призывают добрых духов лесов и потоков и пробуждают ото сна Великую Черепаху, сотрясшую землю под жилищем колдуна. Тадодахо видит руины. Он пытается произнести смертельные заклинания, но язык не слушается его. Он хочет послать в атаку7 свою огромную змею, но она висит без движения, подобно сброшенной коже. Гайавата стоит перед ним, и свет Примирителя льется из его глаз. Колдун визжит и извивается под этим взглядом. Те, кто пришел к нему, продолжают петь и набрасывают на его тело нити сияющих ракушек. Каждая ракушка горит огнем. Гайавата и посланцы мира руками хватаются за волосы колдуна, продираясь через его энергетическое поле. Дьявольские змеи исчезают. Пришедшие выпрямляют его конечности, вновь превращая их в человеческие. — Это не предназначено для того, чтобы быть таким, — говорит Примиритель через Гайавату, имея в виду то, что когда-то было гордостью Тадодахо. Они разворачивают пенис, кольцами обвившийся вокруг его тела. Они отмеряют длину, равную расстоянию между вытянутым большим пальцем и средним пальцем, естественную длину, и отрезают часть органа, которая превышает эти размеры. Остается вполне достаточно. Но удивительная сила не покинула его полностью. Старшие, усмехаясь, говорят, что орган снова вырос, но потерял яд и способность убивать на расстоянии. Новое Лицо, пожалуй, не сильно тревожилась по этому поводу[62]. Они одевают Тадодахо в человеческую одежду и обувают его ноги в мокасины. Затем совершается удивительное. Примиритель делает бывшего врага человечества первым из ротиянери, людей добрых умов, правителей союза Длинного Дома. В это трудно поверить. Даже если этот кровавый психопат излечен, как можно ему доверять настолько, чтобы сделать членом совета вождей? Мы сможем это понять только тогда, когда осознаем всю глубину духовных изменений, происходящих во время первой церемонии сочувствия и перерождения. Она станет моделью последующих ирокезских церемоний сочувствия, которые проводятся, когда один вождь умирает, а другой встает на его место. Страница отсутствует
Ill часть Date: 2015-09-17; view: 285; Нарушение авторских прав |