Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Битва Близнецов
Если никто не выигрывает, игра окончена. В отсутствие противоположностей ничто не рождается. Только благодаря бесконечной битве И невозможности примирения Игра продолжается. «Противостояние»
Один становится двумя, и мы готовимся увидеть, как они множатся. Во всех ирокезских версиях оба Близнеца — мужчины, но это не мешает им давать рождение. В частности, Светлый Близнец полон творческой силы. И конечно же, так как Близнецы больше чем люди, они не подчиняются человеческим половым разделениям и ограничениям. Один становится двумя, и мы все ожидаем противостояния, если разделенные половинки больше не видят себя друг в друге. Люди, которые идентифицируют себя исключительно с одним из Близнецов или же одержимы архетипом разделения, находящимся внутри них, подобно обломку кристалла или куску льда, превратят мир в поле битвы. Воины света, если он ослепляет их, могут демонизировать темную сторону и отправляться в крестовые походы сражаться с предполагаемыми дьявольскими силами, превращая во врагов половину мира и становясь тем, что они ненавидят. С другой стороны, те, кто одержим темной стороной, горят в яростной зависти Темного Близнеца, противостоящего свету во всем просто потому, что это — свет. Мы можем обнаружить все возможные виды противостояния в борьбе Близнецов: сотворение и разрушение, порядок и хаос, лето и зиму, исцеление и повреждение, способность порождать и способность убивать, день и ночь, жизнь и смерть. По следует воздержаться от того, чтобы называть их добром и злом в абсолютном смысле, даже если приверженцы ирокезской религии, вдохновленные Прекрасным Озером (возможно, под влиянием церковной концепции дьявольского), называют их Близнецом с добрыми намерениями и Близнецом со злыми намерениями. Хранитель мудрости из племени могавков, Том Портер, очень ясно выразил это: «Власть над миром разделена ровно пополам между ними. Могавки не рассматривают их как добро и зло. Было бы огромной ошибкой считать Тавискарона своего рода сатаной, как могли бы это сделать христиане. Вы, таким образом, противопоставите себя половине мощи мироздания. А вы всего лишь маленький человек»[46]. В более полном ирокезском мифе-романе о битве Близнецов мы видим, что каждый из них содержит в себе что-то, взятое у другого. Светлый Близнец способен на обман и убийство, Темный Близнец обладает как даром разрушения, так и даром созидания, а также мерзким чувством юмора. Мы обнаруживаем, что эти двое на самом деле едины. Битва продолжается в разных веках, на разных полях и в разных телах, и, наблюдая за ней, мы поймем, что для того, чтобы принести истинное исцеление и равновесие в наш мир, мы должны дружить как с порядком, так и с хаосом. Чтобы попять суть битвы Двойников, вновь необходимо взглянуть на имена. Начнем с Темного Близнеца, потому что (возможно, под влиянием его нетерпения?) я уже назвал его имя — Тавискароп. Его имя звучит одинаково на языках гуронов, могавков и чероки (Тавискала). Корень, вискар, может означать лед, кристалл или нечто, что можно охарактеризовать как холодное, гладкое и скользкое. Это напоминает мне о настоящем северо- восточном снежном буране, и в воображении ирокезов снежный шторм, несомненно, является подарком Тавискарона. Хьюитт был заворожен странным, архаичным именем - Тавискарои, и он неоднократно прилагал усилия, чтобы расшифровать его. Так как приставка т означает дуальность или двойственность, Хыоитт перевел имя Тавискароп как «он закован в лед дважды»1. Тавискарон очень изменчив и не может быть ограничен какой-либо отдельной формой или определением. Я чувствую следующие значения в его имени: Ледяной Человек, Ледяная Двойственность, Каменное Зеркало, Скользкий Парень, Извилистый Человек, Ловкач, Холодное-холодное Сердце. Он тесно связан с острыми камнями, такими как кремень или сланец, в действительности сенека и онопдага называют его Кремень. Приводя в беспорядок мои волосы, Том Портер сказал, что видел сон, из которого слудуст: настоящая сущность Тавискарона — смерч. Однако сила смерча ие в этимологии, ведь именно таким образом Темный Близнец проявляет себя в природном мире, изменяя все вокруг, отнимая у вас опоры. В качестве олицетворения силы природы Тавискарон во многом зимний бог, или ледяной король. Хыоитт описывает его так: «Он — олицетворение сил зимы, превращенное в человекоподобное существо, в бога зимы. Функции и поступки делают его очень могущественным ледяным королем, дыхание и волшебная сила которого губят зелень растений и деревьев, заковывают озера и реки в кандалы льда»2. Индейский художник из племени сенека Джесси Корнилантер изобразил ледяного бога одетым в длинный белый балахон и в капюшон, торчащий, как сталагмит или как перевернутая сосулька. Определенно, таким образом можно воспринимать и понимать Тавискарона. Его соперничество с братом явно отражает ежегодное противостояние сил природы, которые заставляют растения расцветать и умирать. По он есть нечто большее, чем второе божество. Он - половина всего, что действует в этом мире.
J. N. В. Hewitt. Tawiskaron in Handbook of American Indians North of Mexico, vol. 2, ed. Frederick Webb Hodge, Washington DC: Bureau of American Ethnology7 Bulletin 30, Smithsonian Institution Press, 1910, 707. 1 Hewitt. Tawiskaron, 2:708 юз
Я назвал старшего из братьев Побегом, что является излюбленным именем, данным ему могавками. Это имя заставляет вспомнить о том, что он, подобно Богу-Создателю и природному Зеленому Человеку, которые являются плодородной и созидающей силами, заставляет растения, деревья, плоды и цветы весной подняться из земли. Но Светлый Человек носит более глубокое имя, и история о том, как он получил это имя, приводит нас к центру разногласий между Близнецами, разногласий, которые необходимо понять, если мы хотим принять их борьбу в себе и нашем мире. После первого противостояния при рождении Близнецы росли и развивались быстро. Через несколько дней Небесная Женщина спрашивает их: — Знаете ли вы, откуда пришли? И знаете ли вы оба, куда отправитесь, когда для вас придет время покинуть этот мир? Старший Брат отвечает: — Я знаю, откуда мы пришли. Мы пришли с Неба, из мира, который находится над Небом. Я никогда не забуду этого. Обеими руками я буду держаться за воспоминания о месте, откуда я пришел. Когда придет мое время покинуть это место, я просто вернусь туда, откуда мы пришли. Его бабушка говорит: — Ты знаешь. Твой разум не упал. Следовательно, мне стоит называть тебя Держащим Небо, Таронхиаваконом, потому что ты помнишь все, что знал до того, как покинул Небесный мир, чтобы прийти сюда. Ты держишься за небо обеими руками. Затем она спрашивает Тавискарона о том, что думает он. Тот полагает, что представления Держащего Небо только мешают. — Почему я должен думать о том, откуда пришел или куда должен буду уйти, если когда-либо покину этот мир? Не беспокойте меня своими разговорами о каком-то друтом мире. Сейчас я здесь и готов получать удовольствие. Я силен, и скоро этот мир наполнится весельем[47]. Тяжело не ощущать симпатии по отношению к обоим мнениям и плохо, пожалуй, если мы не можем признать и принять их в свою жизнь. Но граница все-таки существует. Мы узнаем, что, по ирокезским представлениям, Темные времена приходят, когда люди позволяют своему разуму упасть и забывают о Небе. Именно поэтому Держащий Небо, в различных обличьях и под разными именами, станет настолько важным как бог снов и видений. Через сновидения он будет обращаться к живущим людям и говорить через тех из них, которые станут его Глашатаями, призывая вспомнить о происхождении души и ее судьбе в Небесном мире. В этой истории Небесная Женщина, как кажется, хвалит Светлого Близнеца. Как это согласуется с тем фактом, что во всех версиях, о которых я слышал, Тавискарон является ее любимчиком и что она поверила его лжи о том, как умерла Мать-Земля? Давайте помнить, что хотя мы описываем происходящее в этой странной семье так, будто они являются людьми, но на Земле таких людей нет. Мы имеем дело с многомерными существами, которые могут сорвать Луну и Солнце с небосвода и порождать своим дыханьем жизнь. Почему они должны соответствовать нашим представлениям о последовательности и согласованности, если они могут вступать в форму и покидать ее и время быстрее, чем мы можем войти и выйти из душа? По мере того как эта история развивается, Держащий Небо предстает перед нами как Творец. Он видит свою важнейшую функцию в создании гостеприимного мира для видов, пока еще не созданных в мире, видов, которые, если все пойдет так, как он задумал, еще будут связаны с высшим сознанием, которое он представляет. Тавискарон не интересуется людьми, пока его брат не сотворит нескольких из них. Тогда он решает создать своих собственных людей, чтобы играть ими, подобно ребенку', который завидует новым игрушкам другого ребенка. Отношение же Небесной Женщины к людям неоднозначно. Ее согласие с Тавискароном, постепенно проникающим в ее дела, свидетельствует о том, что она полагает: этим новым существам не должно быть легко; им необходимо пройти через трудности и испытания, так же как это сделала она, когда создавала новый мир. Есть еще один важный персонаж — отец Близнецов, который занимает сторону Держащего Небо и поддерживает все усилия, прилагаемые им для того, чтобы создать мир, в котором люди могли бы процветать. Если мы углубимся в этуг историю, то увидим семейную ссору между богами, разделенными не только своей завистью, но и противоположными мнениями о том, как должен проходить эксперимент с новыми существами и стоит ли вообще этот эксперимент проводить. Их конфликты порождают ссоры и между другими богами, пришедшими из других миров, — такие разногласия, как противоборство месопотамского Аннунаки и египетского Нетеру. Давайте проследим за битвой Близнецов так, как будто она разворачивается, подобно фильму на широком экране, где есть начало, середина, а исход неясен вплоть до того момента, когда происходящие события делают продолжение неизбежным. Тот, кого мы называем Держащим Небо, стоит прямо и уверенно, как Мировое древо, раскинув руки, чтобы создать защищенное место для жизни. Он обладает силой своего отца, Хозяина Земли, вдыхать жизнь. Когда Атаэнсик заставляет его уйти в пустыню, он находит наставника. Это случается, после того как он смастерил себе лук и стрелу. Он стреля ет, и стрела надает в озеро. Он решает войти в воду, чтобы найти свою стрелу. Но когда он вступает в воду, он оказывается в подводном мире, где может дышать и двигаться с той же легкостью, как и на поверхности. В этом мире есть вигвам, и мужчина ожидает его там. Хозяин этого мира говорит Держащему Небо: «Я посылал за тобой». Мы узнаем великую тайну: отец Побега является еще и Великой Черепахой, поднявшейся из глубин океана, чтобы подарить Падающей Женщине дом[48]. У Великой Черепахи есть множество обличий, но, в первую очередь, она является глубинной силой и наставником. Под руководством своего отца Побег узнает, что он — Создатель. Он бежит по берегу озера, и везде, куда ступает его нога, из земли вырываются побеги и ростки. Он кричит и поет: «Пусть растет Земля!» Везде, где он проносится, Земля расширяется и рождает новую жизнь. Он продолжает петь: «Пусть Земля растет!» и «Они зовут меня Побегом!»[49]. Это магические слова. Каждый раз, когда он повторяет их, мир взрывается цветами и фруктами. Сначала он создает подсолнух как знак приветствия для людей. Затем он создает иву - лекарственное дерево, подарившее аспирин. Затем он создает землянику. Он бросает в небо горсть земли, и стаи гусей поднимаются вверх. Он создает животных, чтобы те поддерживали и защищали людей. Он смешивает красную глину, чернозем и морскую пену и создает миролюбивых животных, начав с оленя, который, как говорят старшие, является главой всех животных. Существует два вида глубинной магии: создание и изменение. Держащий Небо создает, Тавискарон — изменяет. Тавискарон наслаждается расположением бабушки, но оно может легко наскучить, поэтому он развлекает себя, следя за своим братом. Он подсматривает, как Держащий Небо берет глину, лепит из нее оленя или кролика и вдыхает в него жизнь. Он наблюдает за тем, как новые животные бродят по лесу, и решает, что, пожалуй, будет весело, если у них появится еще одна забота, кроме следующего куста зелени. Тавискарон создает нечто поджарое, быстрое и голодное, вооруженное вытянутыми челюстями, полными зубов, и близко посаженными глазами хищника. Это существо дышит на глиняное создание, подражая Светлому Близнецу — Держащему Небо. Существо сопит и повизгивает, пытаясь встать, по оно слабо и не может держаться прямо. Тавискарон должен обхитрить брата и сделать так, чтобы тот дал свое дыхание, настоящий вихрь духа, чтобы в новом мире появился голодный Волк. Старшие говорят, что поверхностный мир, который мы можем видеть, к котороіму можем прикасаться и вдыхать его запах, не используя внутренних, глубинных чувств, является порождением Близнецов и их стародавней борьбы. Один из братьев — Держащий Небо — создает реки, которые текут прямо и спокойно, а течение их движется в двух направлениях, как на трассе, чтобы путешествующие могли перейти на другую сторону и с легкостью поменять направление. Тавискарон, ради забавы, изогнул русла этих рек, добавил стремнины и опасные камни, изменил течение так, что вы всегда можете спуститься вниз, но никогда не сможете без усилий вернуться обратно. Держащий Небо создает розу, Тавискарон — шипы. Светлый Близнец создает деревья, которые дарят тень и сахар, целебные растения; Темный Близнец — порождает колючие кустарники и отравляет дуб и другие растения, которые с того момента становятся не только лекарством, но и ядом, и чтобы использовать их, необходимы специальные знания. Люди появились в результате эксперимента Держащего Небо. Возможно, на эту идею его натолкнула Великая Черепаха или сознания существ, живущих в верхнем мире. Это рискованная задумка: создать вид, представители которого будут напоминать народ больше, чем кто-либо из тех, кто ходит, ползает или летает в этом мире, которые смогут думать, делать выбор и помнить о более глубоком мире. Побег перепробовал множество стилей, цветов и иолов, пока не остановился на типе, который стоит вертикально и, когда его конечности вытянуты, напоминает звезду. Он смешивает золу со звездной пылью, и первые люди получаются черными. В следующей смеси он использует желтую охру. Побег добавляет морскую пену, и его создания получаются белыми, как призраки. Затем он добавляет красную глину, и ему так нравятся получившиеся медно- красные создания, что он решает сделать перерыв. Темный Близнец не пропускает ни секунды, он узнает тех, которые станут главными среди живых существ нового мира, хотя они и выглядят крошечными по сравнению с ним. Он немедленно загорается желанием создать несколько человеческих существ, которые соответствовали бы его вкусам. Но, что бы Тавискарон ни пробовал, его порождения не могут встать, если в них не вдохнуть жизнь, а этого он сделать не может. И снова он пользуется дыханием своего брата. Трудно понять, почему Держащий Небо дает свое дыхание для создания чудовищ и убийц, причиной тому может служить разве только то, что он явно ведет более сложную игру. Злодеи и вампиры Тавискарона оживают и пускаются в свой жуткий танец. А Извилистый Человек платит брату за его дар, меняя что-либо во всех, кого создал Держащий Небо. Так, в самом порочном человеке присутствует и дыхание Светлого Близнеца, а коварная частица Темного Близнеца существует даже в самом святом человеке. Близнецы становятся правителями нового мира. Дневное время принадлежит Побегу, так же как и лето, олень и широкие, плодородные долины. Ночь, зима, волк и высокие, скалистые горы принадлежат Тависка- рону. Продолжите этот список, и получите энциклопедию. Между их королевствами не существует четких границ. Даже во внутренних крепостях и оплотах вы найдете знаки присутствия другого. Мы видим и нечто прямое, и искривленное в своих телах и душах. О, вы можете сказать, что верите в того правильного парня под одним из множества его имен, и отвергаете деяния и планы Темного как порождения сатаны. И тогда над вами нависнет тень, тяжелая, как половина мира. Или же, подобно Небесной Женщине, вы можете быть очарованы и ослеплены Темным; вы можете даже признать его своим повелителем, пока светлая энергия вытекает из вас, как вода из сита, а вы через вожделение, страсть и жажду власти не дойдете до таких деяний, которым нет прощения. Мудрые говорят, что вы не можете получить одно без друтого, и, пытаясь сделать это, вы намереваетесь убить нечто в себе и в мире. В этой истории есть и убийство. Так как жертвой является один из Близнецов, эта смерть временная, у них есть способ вернуться назад. Но тем не менее это убийство. С помощью лжи и обмана один из Близнецов находит способ победить и убить друтого. Как вы думаете, кто это? Если вы решили, что это Извилистый Человек, то ошибаетесь. На этот раз обманывает и лукавит Прямой Человек. Тьма внутри света, свет внутри тьмы, инь и ян. Отец, Великая Черепаха, предупреждает Светлого Близнеца во время одной их подводных встреч о том, что Тавискарон замышляет убить его. Ни один из Близнецов не может быть убит обычным способом, но у каждого есть слабое место. Тавискарон очень хочет узнать об уязвимости своего брата. В один из редких вечеров, когда они вместе отдыхали — или притворялись, что отдыхали, — Извилистый Человек даже спросил брата: «Как можно убить тебя?» Совет Черепахи быт таким: «В следующий раз, когда Тавискарон спросит, что именно может тебя убить, скажи, что лишь растение рогоз способно на это». Такой разговор произошел, и Тавискарон поддается на уловку. Он собирает рогоз и вызывает брата на поединок. Держащий Небо, в свою очередь, вооружен оленьими рогами. ГІо совету' своего отца, он с самого начала старался оставаться рядом с Оленем. Семь зим Держащий Небо следовал за Оленем, до тех пор, пока тот не сбросил рога, затем он подобрал наполненные жизныо кости и узнал о могуществе, заключенном в них, — о связи с миром духов. Они дают возможность переноситься туда, умирать и возвращаться обратно. Небесная Женщина наблюдает за поединком. Рогоз бесполезен против Держащего Небо. Пыльца, разлетающаяся от растений, мешает Тавискаро- ну видеть, когда тот пытается защититься от рогов. Оленьи рога, ударяя вновь и вновь, сокрушают каменное тело Тавискарона, и тот разлетается на миллионы искр. Дух вылетает из него, подобно стае летающих волков. Небесная Женщина с криком бросается на оставшегося в живых внука. Держащий Небо в ярости швыряет ее в Небо. Ее полет прерывается где-то между Землей и Землей на Небе. Старшие указывают длинными костлявыми пальцами на Луну и шепчут, что она там и можно вернуть ее назад, если на восходе Луны произнести правильные слова. Загадки следуют за загадками. Как мог коварный Тавискарон поверить, что рогоз может нанести вред его близнецу? Если Держащий Небо — хороший, как получилось, что он мог обмануть и убить своего брата в нечестной схватке? Если Тавискарон — бессмертен, как он мог быть убит? С помощью тридцати одаренных сновидцев я попытался найти ответы на эти вопросы в священной пьесе, которую мы импровизированно сыграли в выходные в горах страны могавков, где сильна энергия Оленя и где иногда можно увидеть древних — даже Огненного Дракона. Не обращая внимания на пол, мы выбрали проницательную, ловкую, темноволосую женщину, исполнявшую танец живота и путешествовавшую между мирами, иа роль Темного Близнеца. Мы принесли с собой связку сушеного рогоза и были поражены, наблюдая за тем, как игравшая Тавискарона женщина пыталась защекотать Держащего Небо до смерти, делая выпады, нацеленные иа его ноги. Наша актриса, игравшая Тавискарона, глубоко вошла в свою роль и позднее поделилась следующим: — Я не верила, что Держащий Небо убьет меня. Я ожидала, что он будет использовать свой свет, чтобы примирить нас, и тогда мы смогли бы помочь человечеству. В этой истории что-то не так. Добрый, чистый Светлый Близнец не сделал бы этого. Должно быть, это темная энергия в Светлом Близнеце совершила убийство. Поэтому я думаю, что, может быть, победа все же досталась мне[50]. В истории Небесной Женщины и ее внуков есть еще одна битва. Она напоминает не только о дуализме, всегда присутствующем в созданном мире, но еще и о том, что мы можем, развивая сознание, перейти от столкновения противоположностей к исцелению. Мы воспитываем своих богов так же, как они воспитывают нас. Держащий Небо бродит по миру, смотря на созданные им существа, возможно, чувствуя легкую тоску; потому что рядом нет противника, равного ему. На внешней границе мира он встречает странное существо с лицом, похожим на маску, которое предлагает ему поединок. - Говорят, что ты Творец, — насмешливо произносит Маска. — Докажи силу своей Орепда. - Назови испытание. Маска указывает на горную цепь, возвышающуюся вдали. — Мы по очереди попытаемся сдвииугь горы. Тот, кто подвинет их дальше, победит. Само испытание подсказывает, кто скрывался под этим обличьем. Тавискарон создал горы, говорят старшие. Без сомнения, какая-то часть его вернулась в этом неуклюжем теле. Маска пытается первой выполнить задание, сидя спиной к горам. Усилием воли она переносит горы на половину расстояния до того места, где маги встретились. Приходит очередь Держащего Небо. Когда тот призывает Оренда для своей цели, Маска слышит шум позади и в изумлении оборачивается. Повернувшись, она ломает свой нос о гору, которая стоит теперь прямо за ее спиной. Маска сдастся Держащему Небо. Хотя если мы поразмыслим, то можем прийти к заключению, что силы участников были равны. Маска делает очень интересное предложение. Он будет теперь использовать Оренда, чтобы помогать в исцелении людей, созданных Держащим Небо, однако люди должны будут почитать его, того, кто под маской, нося маски с его лицом и сломанным носом на своих собственных лицах. Они будут узнавать о том, что пришло время делать это, когда он появится в их снах. Они будут делать маски, вырезая их из стволов живых деревьев. Великие шаманы сновидений из числа ирокезов знают, что иногда необходимо обращаться к тьме и призывать ее силу. Трудность заключается в том, чтобы сделать это, не дав возможности этим силам поработить себя. Когда ирокезы сделали эти маски, они приняли силу ушедшего духа или самого Темного Близнеца в надежде подчинить себе эту энергию и направить ее па исцеление и сохранение жизни. Я узнал об этом во сне. Я был с группой коренастых индейских мужчин в рабочей одежде. Они играли в мяч на поляне возле леса. Я знал, что у них была для меня важная информация, но я знал также, что должен быть терпеливым и проявить уважение, чтобы получить ее. Через некоторое время они сообщили, что принадлежат к индейскому племени сенека, и сказали свои имена. Старшего звали Чаунси Джонни Джон. Они велели мне внимательнее посмотреть на лес, и я увидел, что лес полон духов. На деревьях были лица, и среди теней вились разнообразные существа, включая летающие головы. Люди сенека сказали мне: — Мы отправимся па темную сторону — принести лица, чтобы контролировать темные силы, которые могут похитить наших лучших людей. Они объяснили, что обращаются к тьме ради силы и контроля над хаосом. Темная сторона входит в свет, чтобы забирать или разрушать лучших людей. Мяч, в который они играют, в действительности является умом, о’никонра. Летающие головы, которые я видел в лесу — это те, «кто потерял свой ум. Они остаются на темной стороне и не знают, где их место» [51] . Я обнаружил этот сон в одном из своих старых дневников во время написания этой книги и понял, что не последовал за путеводной нитыо, брошенной мне: не обратил внимания на странное и хорошо запоминающееся имя — Чаунси Джонни Джон. После недолгих поисков я нашел Чаунси в книге Уильяма Фентона «Ложные лица ирокезов» и еще в одной его книге о танце Орла. В 1930-х годах Чаунси (на настоящий момент давно умерший) был профессиональным изготовителем масок, вырезавшим для Фентона «модели», которые теперь находятся в Смитсоновском музее. Я нашел его фотографии, где он вырезает маску на дереве в резервации сенека. Он сообщил свою версию природы Маски в поединке между ней и Создателем[52]. Был мой сон настоящей встречей с Чаунси и его друзьями (как полагают некоторые индейские сновидцы) или же сюжетом, составленным моим внутренним режиссером (объяснение, предпочтительное для западной психологии), но он подчеркнул мудрость учения ирокезов о том, что мы должны работать с обеими сторонами силы и оставлять место для неупорядоченности. После священной пьесы в горах наши театральные Близнецы удивили нас. Они сообщили, что желают воссоединиться в священном браке. Хотя актеры этого не знали, их притяжение соответствовало глубокому уровню ирокезской истории. В Небесном мире, в который они оба возвращаются, они едины. За великим вигвамом Атаэнсик находится существо, чье имя означает Тот, Чье Тело Разделено Надвое. Оно наполовину - лед, наполовину — теплая плоть. Оно выходит из своего жилища два раза в год. Когда оно показывает ледяную сторону, на Землю приходит зима. Когда он показывает теплую сторону, начинается лето[53]. Сегодня одна из ирокезских масок, или ложных лиц, - маска Разделенного, наполовину красная, а наполовину черная, — напоминает как о разделении Близнецов, так и о возможности их воссоединения. Но в мире под небом их борьба не прекращается. Она завершается совершенно по-иному и ведет к возможности исцеления мира в романе-мифе о настоящем Гайавате.
Глава 10 Date: 2015-09-17; view: 260; Нарушение авторских прав |