Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фрейд З. «Толкование сновидений». Очерки о теории сексуальности





Теория австрийского основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда оказала огромное влияние на развитие представлений о поле, сексуальности мужчин и женщин. Причем это воздействие сказалось не только на психологии, но и на всем социально-гуманитарном знании ХХ века. Это относится и к нашей стране. Несмотря на то, что в течение советского периода Фрейда постоянно критиковали, отечественная теоретическая и практическая психология до сих пор пронизана его взглядами и оценками. Фрейда судьба женщины не слишком волновала. Описывая ее, он скопировал описание мужской судьбы, ограничившись изменением некоторых деталей. Он признает, что сексуальность у женщины развита так же, как и у мужчины; но он практически не занимается ее непосредственным изучением. Рассмотрим вкратце его теорию психосексуального развития индивида.

Фрейд считал, что сексуальность, как и все инстинкты, существует с момента рождения ребенка, однако она имеет несколько стадий развития. Дети проходят через различные психосексуальные стадии развития (оральную, анальную и генитальную), и темперамент любого взрослого есть продукт того, как он(она) переживает эти стадии. До генитальной стадии психосексуальное развитие мальчиков и девочек одинаково, но на этой стадии происходит разлом. Именно потому, что девочки и мальчики переживают свою сексуальность по-разному (как результат биологии), они вырастают с разными половыми ролями. Если мужчины переживают свое сексуальное взросление нормально (типично), они вырастают с маскулинными чертами, если девочки развиваются нормально, то вырастают женственные женщины.

Основой дифференциации ролей, по Фрейду, выступает так называемый Эдипов комплекс. Мальчик, уже идентифицировавший себя с отцом, в силу своего инстинктивного либидо (сексуального инстинкта) желает свою мать и чувствует враждебную конкуренцию родителя своего пола. Одновременно он обнаруживает, что мать не имеет пениса и воспринимает это как знак наказания. Тогда мальчик начинает испытывать так называемый комплекс боязни кастрации, и переносит свою любовь на отца. Отец выступает как норма, образец и носитель норм общества. Противоборство между иррациональным бессознательным, которое исходит из биологической сферы влечений (так называемым Оно), и установками общества (так называемым Сверх-Я) разрешается через вмешательство собственной личности человека (Я или Эго). Именно Эго, сублимируя (превращая) природное сексуальное влечение в творчество, выступает интегрирующей частью личности человека-мужчины.

Психосексуальное развитие девочек происходит иначе. Фрейд считал, что личность женщины определяется, в конечном счете, самим фактом отличия ее анатомического строения от мужчины. «Анатомия – это судьба», – утверждал Фрейд вслед за Наполеоном. Именно различия в строении тела мужчины и женщины (по Фрейду) формируют у нее две специфические (и основные для развития женской психики) особенности – комплексы кастрации и зависти к мужским гениталиям. Так же, как и мальчик, девочка желает родителя противоположного пола и идентифицирует себя с родителем своего пола. Однако, обнаружив, что мать и она сама лишены пениса, девочка решает, что они обе кастрированы (т.е. наказаны). Девочка начинает ненавидеть мать и любить отца и мужчин вообще, что соответствует появлению у нее комплекса Электры. Комплекс кастрации и комплекс Электры взаимно друг друга усиливают; чувство фрустрации (разочарования) становится для девочки тем сильнее, чем больше, любя отца, она хочет ему уподобиться. По отношению к матери девочка испытывает чувство соперничества и враждебности, потом у нее тоже формируется Сверх-Я, но слабее, чем у мальчика. Комплекс Электры выражен не столь отчетливо, как Эдипов комплекс, так как первой возникает привязанность к матери, что не так резко осуждается обществом.

Идентификация себя с матерью, комплексы кастрации и Электры, зависть к пенису определяют, по Фрейду, три возможные линии развития женской психики: одна ведет к подавлению сексуальных импульсов и, следовательно, к неврозам. Вторая – к модификации характера под мужские образцы, для которой характерны мужеподобное стремление к творческой деятельности, сильные социальные интересы, активность. Третья – к нормальной женственности, под которой Фрейд понимал стремление к реализации желания обладать тем, что составляет предмет зависти для женщин посредством замужества и рождения сына.

Результатом нормального развития женской психики и естественными компонентами здоровой женственности являются, по Фрейду, пассивность, отсутствие чувства справедливости, предрасположенность к зависти, слабые социальные интересы, неспособность к творчеству. Интересы «нормальной» женщины ограничиваются узким миром трех «К» (Kirche, Kinder, Kűche – по-немецки): церковь, дети, кухня. Крайне любопытны фрейдовские объяснения того, как формируются эти черты у женщин. По его мнению, это происходит опять-таки вследствие биологической «ущербности» женщин. Так, например, нарциссизм (самолюбование) развивается у женщин вследствие пассивной роли в сексуальных отношениях, потому что из-за отсутствия пениса, она не может активно любить, а может быть только любимой. Тщеславие развивается у женщин как стремление компенсировать красивой внешностью отсутствие пениса, а сознание жертвы обусловлено комплексом кастрации. Иными словами, моральная неполноценность женщин фактически выводилась им из факта отсутствия у нее некоторого биологического органа (пениса).


Два основных упрека, которые философ-экзистенциалист С. Бовуар высказала в адрес Фрейда. Экзистенциализм – философия существования, в которой экзистенция (человеческое существование) рассматривается как нерасчлененная целостность объекта и субъекта, что обеспечивает свободу выбора индивида. Во-первых, Фрейд, как считает С. Бовуар, скопировал процесс формирования женской особи с мужского образца. Он предполагает, что женщина чувствует себя увечным мужчиной, но сама идея увечья уже включает в себя сравнение и оценку. Многие психоаналитики сегодня признают, что девочка сожалеет о пенисе, но при этом все же не предполагает, что ее лишили этого органа. К тому же это сожаление не столь универсально.

Во-вторых, без оригинального описания женского либидо понятие комплекса Электры остается очень расплывчатым. Во всяком случае, обожествление отца происходит не от женского либидо, ведь влечение, которое мать вызывает у сына, не ведет к ее обожествлению. Верховенство отца – факт социального порядка, и Фрейду не дано было осознать это. Он сам признается, что выяснить, каким авторитетом в некий момент истории была предопределена победа отца над матерью, невозможно. По его мнению, такое решение было прогрессивным, но причины его неизвестны.

Фрейд объяснял особенности женской психики на основе наблюдений за своими пациентками – женщинами среднего класса, которые действительно испытывали психические стрессы вследствие угнетенного и бесправного положения в семье и обществе. Приниженный социальный статус женщин не только был неверно проинтерпретирован Фрейдом, но и получил в его биодетерминистской концепции мощное (хотя и неверное) обоснование. Объясняется это тем, что в основе его концепции лежат два априорных, то есть бездоказательно принятых, тезиса об анатомической ущербности женщин и обусловленной этим их зависти к биологической «полноценности» мужчин. В сущности, вся психоаналитическая теория Фрейда является попыткой объяснить возникновение культуры сублимацией, «укрощением» сексуального инстинкта. Вместе с тем, несмотря наявныйбиодетерминизм и другие недостатки концепции Фрейда, нельзя не признать его огромную роль в снятии табу с изучения сексуальности человека. Фактически он был первым, кто ввел тему сексуальности и пола в научный оборот.


Ученик Фрейда Адлер, поняв недостаточность системы, выводящей все развитие человеческой жизни из одной только сексуальности, отмежевался от нее: он задался целью вернуть систему к целостной личности. Если Фрейд объясняет любые поступки человека его влечениями, то есть поиском удовольствия, то Адлер представляет человека преследующим определенные цели; на смену побуждению приходят мотивы, целеполагание, планы. Он отводит такое большое место интеллекту, что зачастую сексуальное у него приобретает лишь чисто символическое значение. Согласно его теориям, человеческая драма распадается на три момента. У каждого индивида есть стремление к могуществу, но сопровождается оно комплексом неполноценности. В результате этого конфликта человек прибегает к тысяче уловок с тем, чтобы избежать действительности, потому что боится, что не сумеет ее преодолеть. В результате субъект устанавливает дистанцию между собой и обществом, вызывающим у него страх. Именно отсюда, по мнению Адлера, проистекают неврозы, вызванные социальными причинами. Что касается женщины, комплекс неполноценности приобретает у нее форму стыдливого отказа от своей женственности. При этом комплекс вызывается не отсутствием пениса, а всей ситуацией в целом. Девочка завидует пенису только как символу предоставленных мальчикам привилегий. Место, которое в семье занимает отец, повсюду встречаемое преимущество мужского пола, воспитание, – все это убеждает ее в идее мужского превосходства.

С. Бовуар в критике психоанализа отмечает, что ни объяснение через побуждение, ни объяснение через мотивацию никогда не будут достаточными. Любое побуждение полагает мотивацию, но мотивацию можно осмыслить только через побуждение; таким образом, синтез фрейдизма и адлеризма представляется вполне осуществимым. В действительности, даже вводя понятия цели и целеполагания, Адлер полностью сохраняет идею психической причинности. Если не добраться до изначальной направленности существования, то человек будет выглядеть лишь полем боя между своими импульсами и наложенными на них запретами, одинаково лишенными смысла и случайными. Всех психоаналитиков объединяет систематический отказ от идеи выбора и сопряженного с ней понятия ценности; это и составляет внутреннюю слабость их системы. Оторвав импульсы и запреты от экзистенциального выбора, Фрейд оказывается не в состоянии объяснить нам их происхождение: он принимает их как данные. Понятие ценности он попытался заменить понятием авторитета, однако сам признал, что обосновать этот авторитет никак нельзя. Мораль не имеет отношения к сексуальности, поэтому каждая из двух реальностей существует сама по себе: единство человека как будто расколото, между личностью и обществом нет перехода. Адлер обратил внимание на то, что комплекс кастрации необъясним вне социального контекста. Коснулся он и проблемы образования ценностей, но не добрался до онтологических ценностей, признанных обществом, не понял, что ценности задействованы и в самой сексуальности, а, соответственно, и недооценил их значение. По мнению психоаналитиков, человеческую историю можно объяснить с помощью набора определенных элементов, драму же женской судьбы они видят одинаково: она сводится к конфликту между «мужеподобными» и «женскими» тенденциями.


 


 

74.Фридан Б. «Загадка женственности» (кратко)

Бетти Фридан — одна из лидеров американского феминизма.Родилась в еврейской семье. Фридан выступала за полное полноправие женщин, от равной с мужчинами заработной платы до участия в политической жизни страны, и отмену запрета на аборты. В 1966 году Фридан создала Национальную организацию женщин США и стала ее президентом.

В своей книге "Загадка женственности" Бетти Фридан ополчилась против мифа о счастливой домохозяйке. Книга состоит из ретроспекций по поводу непростой жизни домохозяйки из среднего класса в 50-е годы.

«Загадка женственности» начинается с введения, описывающего то, что Фридан назвала «проблемой без названия» – широко распространённую неудовлетворённость женщин в 1950-х и начале 1960-х в США.

«Она давно не давала покоя американкам, но была спрятана настолько глубоко, что о ней даже не говорили. Она давала о себе знать каким-то странным ощущением беспокойства и неудовлетворенности, чувством тоски, от которого в середине двадцатого века страдали женщины в Соединенных Штатах. И каждая боролась с ним в одиночку. Чем бы она ни была занята — стелила ли постели, делала покупки, подбирала материал на покрывало, ставила перед детьми сандвичи с кокосовым маслом, отвозила на машине сына или дочку в клуб скаутов, лежала по ночам рядом с мужем, — она страшилась спросить даже себя: «И это все?». Более пятнадцати лет об этой тоске не было сказано ни слова, ни слова среди миллионов слов, написанных о женщинах и для женщин в многочисленных заметках, книгах и статьях, в которых специалисты объясняли женщинам, что их роль — в стремлении выполнить свое предназначение быть женой и матерью. Единственное, о чем они мечтали,— это быть идеальной женой и матерью; их высочайшим устремлением было иметь пятеро детей и красивый дом, они боролись только за него, чтобы заиметь и удержать мужа. Они не хотели думать о неженственных проблемах за пределами собственного дома; они хотели, чтобы мужчина принимал главные решения. Они просто упивались своей чисто женской ролью и с гордостью заполняли графу на опросном бланке: «Род занятий: домохозяйка».

Там описаны жизни нескольких домохозяек из разных штатов, которые были несчастливы, несмотря на то, что жили в материальном комфорте и были счастливы в браке, имели хороших детей.

Глава 1 – Фридан указывает, что средний брачный возраст для женщин падал, а рождаемость увеличивалась на протяжении 1950-х, и всё же широко распространённая неудовлетворённость женщин сохранялась, несмотря на то, что американская культура настаивала, что женщины могут полностью реализовать себя через брак и домашнее хозяйство. Эта глава заканчивается утверждением: «Мы больше не можем игнорировать внутренний голос женщины, который говорит: «Мне нужно нечто большее, чем мой муж, мои дети и мой дом».

Глава 2 – Фридан показывает, что редакционные решения, касающиеся женских журналов, принимаются в основном мужчинами, которые настаивают на историях и статьях, которые показывают женщин либо счастливыми домохозяйками, либо несчастными, невротичными карьеристками, таким образом создавая «загадку женственности» - идею, что женщины находят своё природное предназначение, посвящая свои жизни материнству и домашнему хозяйству. Фридан отмечает, как это контрастирует с 1930-ми, когда женские журналы часто показывали уверенных в себе и независимых героинь, многие из которых строили карьеру.

Глава 3 – Фридан вспоминает собственное решение приспособиться к ожиданиям общества, бросив свою многообещающую карьеру в психологии для того, чтобы растить детей, и показывает, что и другие молодые женщины борются с таким же решением. Многие женщины рано бросали школу, чтобы выйти замуж, боясь, что если будут ждать слишком долго или станут слишком образованными, не смогут найти себе мужа.

Глава 4 – Фридан говорит о ранних американских феминистках и их борьбе с предположением, что единственная надлежащая для женщины роль – быть только женой и матерью. Она отмечает, что они защищали важные права женщин, включая образование, право заниматься карьерой и право голосовать.

Глава 5 – Фридан, у которой есть учёная степень по психологии, критикует Зигмунда Фрейда (чьи идеи были очень влиятельны в Америке во время публикации её книги). Она отмечает, что Фрейд видел женщин инфантильными, предназначенными для домохозяйства, указывая (чтобы привести один из многих примеров) что Фрейд писал: «Я верю, что весь реформизм в законодательстве и образовании сломается перед фактом, что задолго до того, как мужчина мог заработать позицию в обществе, Природа определила судьбу женщин через красоту, очарование и сладость. Закон и обычай дали женщинам многое из того, в чём им было отказано, но положение женщин, несомненно, будет таким, какое оно есть: обожаемой любимой в юности и любимой жены в зрелые годы». Фридан указывает также, что недоказанная концепция Фрейда о «зависти к мужскому половому члену» использовалась, чтобы повесить на женщин, строящих карьеру, ярлык невротичных, и что популярность работ и идей Фрейда превратили «загадку женственности» – реализацию женщин через домашнее хозяйство – в «научную религию», которую большинство женщин не могли критиковать из-за недостатка образования.

Глава 6 – Фридан критикует функционализм, который пытался сделать социальные науки более вероятными через изучение институтов общества как если бы они были частями тела общества, как в биологии. Институты изучались в условиях их функций в обществе, а женщины были ограничены своими сексуально-биологическими ролями домохозяек и матерей, и говорилось, что другое поведение расстроит социальный баланс. Фридан указывает, что это не доказано и что у Маргарет Мид, известной функционалистки, была цветущая карьера антрополога.

Глава 7 – Фридан описывает изменения в образовании женщин от 40-х до ранних 60-х годов, в которые многие женские школы концентрировались на необременительных занятиях, которые сосредотачивались в основном на браке, семье и других предметах, которые считались подходящими для женщин, так как педагоги, находящиеся под влиянием функционализма, думали, что слишком много образования испортит женственность девушек и их способность к сексуальному удовлетворению. Фридан говорит, что эта перемена в образовании остановила девушек в их эмоциональном развитии в юном возрасте, потому что им не приходилось сталкиваться с болезненным кризисом личности и последующим взрослением, которое приходит от столкновения со многими проблемами взрослой жизни.

Глава 8 – Фридан отмечает, что неопределённость и страх во время Второй Мировой войны и Холодной войны заставили американцев искать домашнего комфорта, поэтому они попытались создать идеальную домашнюю жизнь с отцом в качестве добытчика и матерью в качестве домохозяйки. Фридан отмечает, что этому способствовало и то, что многие из женщин, работавшие на местах, которые ранее были заняты мужчинами, столкнулись с увольнениями, дискриминацией или враждебностью, когда мужчины вернулись, и что педагоги обвиняли сверхобученных, ориентированных на карьеру матерей в недисциплинированности солдат во Второй Мировой. Хотя, как показывает Фридан, последние исследования показали, что чересчур заботливые матери, а не карьеристки, вырастили недисциплинированных детей.

Глава 9 – Фридан показывает, что рекламодатели пытались вдохновить домохозяек, чтобы они думали о себе, как о профессионалах, которым нужно было много специализированных продуктов для того, чтобы выполнять свою работу, при этом отговаривая домохозяек от настоящих карьер, потому как это будет значить, что они не будут тратить столько времени и усилий на работу по дому и поэтому не купят столько бытовых продуктов, сокращая доход рекламодателей.

Глава 10 – Фридан берёт интервью у нескольких домохозяек, открыв, что, несмотря на то, что они не удовлетворены работой по дому, они ей очень заняты. Она постулирует, что эти женщины бессознательно растягивают свои домашние обязанности, чтобы занять свободное время, потому что загадка женственности научила женщин, что это их роль, и что если они до конца выполнят свою задачу, они не будут нужны.

Глава 11 – Фридан отмечает, что многие домохозяйки искали удовлетворение в сексе, не сумев найти его в работе по дому или детях; Фридан отмечает, что секс не может удовлетворить все человеческие потребности, и что попытки заставить его сделать это часто толкают замужних женщин заводить романы или отталкивают их мужей, так как они становятся одержимыми сексом.

Глава 12 – Фридан отмечает тот факт, что многие дети потеряли интерес к жизни и эмоциональному росту, объясняя эти перемены отсутствием удовлетворённости у матерей – побочным эффектом загадки женственности. Когда у матери есть недостаток собственной личности, отмечает Фридан, она часто пытается жить через своих детей, заставляя их потерять своё чувство себя как отдельных личностей со своими жизнями.

Глава 13 – Фридан обсуждает иерархию потребностей по теории Абрахама Маслоу и отмечает, что женщины застряли на базовом, психологическом уровне, потому что от них ждут нахождение личности через только свою сексуальную роль. Фридан говорит, что женщинам нужна значимая работа, как у мужчин, чтобы достичь самоактуализации, высшего уровня в иерархии потребностей.

Глава 14 – В финальной главе «Загадки Женственности» Фридан приводит несколько примеров женщин, которые пошли против загадки женственности. Она также предлагает новый жизненный план для читателей-женщин, в котором работа по дому не рассматривается как карьера, полное удовлетворение не пытаются найти через исключительно брак и материнство, и находят значимую работу, для которой необходимы все умственные возможности. Она описывает конфликты, которые могут возникнуть у некоторых женщин на пути к самоактуализации, включая собственные страхи и сопротивление других людей. Для каждого конфликта Фридан приводит примеры женщин, которым удалось его разрешить. Фридан заканчивает свою книгу, продвигая образование и значимую работу как основной метод, с помощью которого американские женщины могут обойти ловушку загадки женственности, призывая к решительному переосмыслению того, что такое женственность, и делая несколько образовательных и профессиональных предложений.

Кто знает, каких высот сможет достичь женщина, когда она наконец станет самой собой? Кто знает, на что способен интеллект женщины, которая любит и любима? Кто знает, насколько радостней будет любовь, когда общими у мужчины и женщины будут не только дети, дом и сад, не только выполнение физиологических функций, но и увлечение своим делом и ответственность за него, благодаря чему человек ощущает будущее и осознает смысл жизни. Поиски женщинами своего «я» только начинаются. Но приближается время, когда голоса сторонников мифа о женском предназначении уже не смогут заглушить внутренний голос женщин, зовущий их к развитию и совершенству.

 


 

74.Фридан Б. «Загадка женственности» (развернуто)

Бетти Фридан (Бетти Наоми Гольдштейн; англ. Betty Friedan; 4 февраля 1921 — 4 февраля 2006) — одна из лидеров американского феминизма.Родилась в еврейской семье. Фридан выступала за полное полноправие женщин, от равной с мужчинами заработной платы до участия в политической жизни страны, и отмену запрета на аборты. В 1966 году Фридан создала Национальную организацию женщин США и стала ее президентом.

В юности Бетти проводила много времени в марксистских и еврейских кругах; позже она писала, что временами она ощущала себя изолированной от общества, и как внутри неё кипело «негодование из-за несправделивости зарождающегося антисемитизма». Во время учёбы в старшей школе города Преория, Бетти начала писать для школьной газеты. Когда же ей отказали в ведении колонки, она и шесть её друзей основали литературный журнал «Tide» («Прилив»). В своём журнале Бетти и её друзья описывали свои взгляды о семейной жизни в противовес к жизни школы.

Спустя 5 лет после окончания колледжа (в 1942 году) Бетти Голдстейн вышла замуж за Карла Фридмана. Несмотря на то, что около десятка лет Бетти провела дома, посвятив большинство времени семье, она продолжала публикации в журналах для женщин.

В 1970 году NOW (Национальная Организация Женщин) во главе с Фридан, добились снятия кандидатуры Г. Гарольда Гарсвелла, который метил в Верховный Суд. Причиной решительных действий женщин стала позиция Гарсвелла, который выступал против Закона о гражданских правах 1964 года, где значилось, что мужчины и женщины равны в получении рабочих мест.

26 августа 1970-го года к 50-тилетию поправки к Конституции об избирательном праве женщин, Фридан организовала национальную забастовку женщин За Равенство, проведя марш в Нью-Йорке, в котором приняли участие 50 тыс. женщин. К радости Фридман, этот марш не только прошёл на высоте – благодаря его проведению движение за равенство женщин получило невероятное по своим масштабам распрастронение среди населения.

Одна из наиболее влиятельных феминисток 20-го столетия, Фридан выступала категорически против «аналогии между феминизмом и лесбиянством». Позднее она призналась, что выросла в «очень консервативной» семье и не признавала гомосексуализма в принципе. Однако на Национальной Женской Конференции 1977 года было отмечено спорное издание Фридман, в котором она настаивала на внесении прав лесбиянок в план действий Национальной Коференции, а активное выступиление Бетти в поддержку прав лесбиянок и её заявление: «я считаю, что женщины-лесбиянки, также нуждаются в защите своих гражданских прав», просто шокировало публику. Фридан говорила: «я хочу, чтобы движение женщин имело такую репутацию, которая воззовёт ко всем женщинам мира». Она побуждала 20 тыс. женщин на Конференции прекратить разделение и объединиться.

В 1982 году, когда затихала вторая волна движения женщин, Бетти написала книгу пост-феминизма «Вторая стадия» о семейной жизни, в которой женщинам также приходится нелегко под давлением социальных и законодательных факторов.

Бетти Фридан вдохновила многих последовательниц, которые писали о ней, её идеях, а также правах и равенстве женщин.В 1963 году в Америке появляется книга, оказавшая влияние на умы миллионов американских женщин. Загадка женственности журналистки Бетти Фридан, ставшая мировым бестселлером и классическим текстом либерального феминизма. Книга взорвала атмосферу «потребительского рая» образованных американок из среднего класса. Многочисленные женские журналы, реклама, телевидение убеждали, что именно в конце 1950-х годов представительницы среднего класса смогли добиться «женской американской мечты»: преуспевающий и заботливый муж, здоровые дети, дом в пригороде, автомобиль, красивая одежда, которую можно демонстрировать на вечеринках и благотворительных собраниях. Их неблагополучную жизнь омрачало лишь внутреннее неудовлетворение, причины которого они не могли сформулировать ни популярным психоаналитикам, ни мужу, ни самим себе.

Бетти Фридан «Загадка женственности». Эпилог.

Глава 1. Проблема, у которой нет названия.

Глава 2. Счастливая жена. Героиня.

Глава 3. Кризис личности.

Глава 4. Путешествие, полное страсти и энтузиазма.

Глава 5. Сексуальный солипсизм Зигмунда Фрейда.

Глава 6. Функциональное замерзание, феминный протест и Маргарет Мид.

Глава 7. Ориентация в образовании по признаку пола.

Глава 8. Ошибочный выбор.

Глава 9. Сексуальный обман.

Глава 10. Работа по дому как способ себя занять.

Глава 11. Прогрессирующая дегуманизация. Уютный концлагерь.

Глава 13. Утраченное «я».

Глава 14. Новая жизненная программа для женщин.

 

В своей книге "Загадка женственности" Бетти Фридан ополчилась против мифа о счастливой домохозяйке. Книга состоит из ретроспекций по поводу непростой жизни домохозяйки из среднего класса в 50-е годы.

«Загадка женственности» начинается с введения, описывающего то, что Фридан назвала «проблемой без названия» – широко распространённую неудовлетворённость женщин в 1950-х и начале 1960-х (в США – прим. Buzz Cola).

Она давно не давала покоя американкам, но была спрятана настолько глубоко, что о ней даже не говорили. Она давала о себе знать каким-то странным ощущением беспокойства и неудовлетворенности, чувством тоски, от которого в середине двадцатого века страдали женщины в Соединенных Штатах. И каждая боролась с ним в одиночку. Чем бы она ни была занята — стелила ли постели, делала покупки, подбирала материал на покрывало, ставила перед детьми сандвичи с кокосовым маслом, отвозила на машине сына или дочку в клуб скаутов, лежала по ночам рядом с мужем, — она страшилась спросить даже себя: «И это все?». Более пятнадцати лет об этой тоске не было сказано ни слова, ни слова среди миллионов слов, написанных о женщинах и для женщин в многочисленных заметках, книгах и статьях, в которых специалисты объясняли женщинам, что их роль — в стремлении выполнить свое предназначение быть женой и матерью.

Единственное, о чем они мечтали,— это быть идеальной женой и матерью; их высочайшим устремлением было иметь пятеро детей и красивый дом, они боролись только за него, чтобы заиметь и удержать мужа. Они не хотели думать о неженственных проблемах за пределами собственного дома; они хотели, чтобы мужчина принимал главные решения. Они просто упивались своей чисто женской ролью и с гордостью заполняли графу на опросном бланке: «Род занятий: домохозяйка».Более пятнадцати лет все, что писалось для женщин, и то, о чем они говорили друг с другом, пока их мужья в другом конце комнаты разговаривали о работе, политике или загрязненных водоемах, было связано лишь с детьми, с тем, как доставить удовольствие мужу, как повысить успеваемость детей в школе, как готовить цыпленка или шить покрывала. Никто не спорил о том, стоят ли женщины выше или ниже мужчин, они просто другие. Такие слова, как «эмансипация» и «карьера», звучали странно и вызывали какую-то неловкость; их вообще давно никто не употреблял. Когда француженка по имени Симона де Бовуар написала книгу «Второй пол», один американский критик сказал о ней, что она, очевидно, «не знает, что такое жизнь». И кроме того, она говорит о француженках. «Женской проблемы» в Америке больше не существовало.

Там описаны жизни нескольких домохозяек из разных штатов, которые были несчастливы, несмотря на то, что жили в материальном комфорте и были счастливы в браке, имели хороших детей.

Глава 1 – Фридан указывает, что средний брачный возраст для женщин падал, а рождаемость увеличивалась на протяжении 1950-х, и всё же широко распространённая неудовлетворённость женщин сохранялась, несмотря на то, что американская культура настаивала, что женщины могут полностью реализовать себя через брак и домашнее хозяйство. Эта глава заканчивается утверждением: «Мы больше не можем игнорировать внутренний голос женщины, который говорит: «Мне нужно нечто большее, чем мой муж, мои дети и мой дом».

Глава 2 – Фридан показывает, что редакционные решения, касающиеся женских журналов, принимаются в основном мужчинами, которые настаивают на историях и статьях, которые показывают женщин либо счастливыми домохозяйками, либо несчастными, невротичными карьеристками, таким образом создавая «загадку женственности» - идею, что женщины находят своё природное предназначение, посвящая свои жизни материнству и домашнему хозяйству. Фридан отмечает, как это контрастирует с 1930-ми, когда женские журналы часто показывали уверенных в себе и независимых героинь, многие из которых строили карьеру.

Если женщине действительно приходится что-то подавлять в себе, то она может догадываться об этом не более, чем викторианка о своих сексуальных запросах. Ведь образ настоящей женщины, в соответствии с которым жили женщины викторианской эпохи, просто не содержал такого понятия, как секс. Возможно, в том имидже, на который равняются современные американки, — имидже спокойной и уравновешенной школьницы, предмета всеобщей гордости, затем — влюбленной студентки и наконец — жены-домохозяйки, провожающей и встречающей мужа и окруженной детьми, возможно, в этом имидже тоже чего-то недостает? Этот образ, созданный женскими журналами, рекламой, телевидением, фильмами, романами, статьями и книгами специалистов по семье и браку, детской психологии, сексу, а также популярными брошюрами по социологии и психоанализу, формирует сегодня жизнь женщин и отражает их мечты. Может быть, он, подобно тому как сон содержит ответ на невыраженное желание спящего, содержит решение проблемы, у которой нет названия. Но в механизме умственного восприятия существует своеобразный датчик, который срабатывает, если этот образ вступает в противоречие с реальностью. Он «подавал сигналы» и мне, когда я видела, что чувству молчаливого отчаяния стольких женщин нет места в образе современной американской домохозяйки, который я сама же помогала создавать, работая в женских журналах. Что же отсутствует в образе, который формирует стремление американских женщин достичь исполнения своего предназначения как жены и матери? Чего же нет в этом образе, отражающем и формирующем личность женщин Америки сегодня?

В 1939 году героини рассказов женских журналов отнюдь не всегда были молоды, но в определенном смысле они были моложе своих современных литературных героинь. Они были так же молоды, как всегда молод герой американской литературы: это были «новые женщины», исполненные решительности и энтузиазма и создающие новый женский образ, свою собственную жизнь. Их окружал дух становления, движения в будущее, которое будет не похоже на прошлое. Большинство героинь четырех основных женских журналов («Домашний журнал для женщин», «Макколз». «Хорошее домоводство» и «Домашний спутник женщины») работающие женщины, и от этого они испытывали счастье и гордость, были смелы и привлекательны, любили и были любимы.

Эти «новые женщины» почти никогда не были домохозяйками; история обычно заканчивалась до рождения детей. Герои были молоды, потому что перед ними лежало будущее. Но в другом смысле они казались гораздо старше, более зрелыми по сравнению с похожей на ребенка, молоденькой киской-женой — сегодняшним образом героини. Вот один пример героини, медсестры по профессии («Свекровь», «Домашний журнал для женщин», июнь 1939): «Она казалась ему очень красивой. В ней не было ничего от той красивости, какую видишь на картинках, но в руках ее чувствовалась сила, в манере держаться — гордое достоинство, в осанке, в ее голубых глазах — благородство. Девять лет назад она окончила учебу и с тех пор жила самостоятельно. Она сама пробивала себе дорогу и прислушивалась только к своему сердцу».

В 1949 году трансформация женского образа четко отразилась на страницах женских журналов, и этот процесс продолжался на протяжении всех пятидесятых. «Женственность начинается с дома», «Может быть, это и мир мужчины», «Заводите детей, пока вы молоды», «Как заманить мужчину», «Надо ли бросить работу, когда мы поженимся?», «Готовите ли вы дочь стать женой?», «Ваша работа в доме», «Должны ли женщины так много говорить?», «Почему наши солдаты выбирают немецких девушек», «Что узнают женщины от матери Евы», «Политика — это мир мужчин», «Как сохранить счастливый брак», «Не бойтесь выйти замуж молодой», «Беседы врача о грудном вскармливании», «Наш ребенок родился дома», «Кухня для меня — это поэзия», «Ведение хозяйства — это бизнес».

Однажды утром, сидя в кабинете редактора женского журнала, я нашла ответ на этот вопрос. Редактор, женщина старше меня, помнила те дни, когда создавался старый образ, и как он вытеснялся. Она рассказала мне, что старый образ одухотворенной работающей девушки создавался в основном писательницами и редакторами-женщинами. Новый образ женщины — домохозяйки и матери создан в основном писателями и редакторами-мужчинами.

Политическая роль женщины состоит в том, чтобы «создать в доме атмосферу значимости жизни и свободы… помочь мужу найти ценности, которые наполнят смыслом его узконаправленную дневную работу… научить детей понимать неповторимость каждого человеческого существа». Как жены и матери, выполнять эту задачу вы можете и сидя в гостиной с ребенком на коленях или на кухне с открывалкой в руке. А если вы умны, то, может быть, даже сможете применить свое искусство экономить к этому ничего не подозревающему человеку, пока он смотрит телевизор. Думаю, вы сможете внести свой немалый вклад в переломные моменты эпохи, играя скромную роль домохозяйки. Мне трудно пожелать вам лучшего призвания».

Таким образом, логика загадки женственности предопределила сам характер женской проблемы. Когда женщину считали человеком с неограниченными потенциальными возможностями, равной мужчине, то все, что служило препятствием для реализации ее потенциала, рассматривалось как проблема, которую предстоит решить: преграды к получению высшего образования и участию в политической жизни, дискриминация и предвзятое отношение в законодательстве и принципах поведения. Но теперь, когда на женщину смотрят только с точки зрения ее сексуальной роли, таких проблем, как препятствия к реализации ее полного потенциала или предрассудки, мешающие ей принимать участие в событиях, волнующих мир, больше не существует.

Глава 3 – Фридан вспоминает собственное решение приспособиться к ожиданиям общества, бросив свою многообещающую карьеру в психологии для того, чтобы растить детей, и показывает, что и другие молодые женщины борются с таким же решением. Многие женщины рано бросали школу, чтобы выйти замуж, боясь, что если будут ждать слишком долго или станут слишком образованными, не смогут найти себе мужа.

 

Глава 4 – Фридан говорит о ранних американских феминистках и их борьбе с предположением, что единственная надлежащая для женщины роль – быть только женой и матерью. Она отмечает, что они защищали важные права женщин, включая образование, право заниматься карьерой и право голосовать.

Глава 5 – Фридан, у которой есть учёная степень по психологии, критикует Зигмунда Фрейда (чьи идеи были очень влиятельны в Америке во время публикации её книги). Она отмечает, что Фрейд видел женщин инфантильными, предназначенными для домохозяйства, указывая (чтобы привести один из многих примеров) что Фрейд писал: «Я верю, что весь реформизм в законодательстве и образовании сломается перед фактом, что задолго до того, как мужчина мог заработать позицию в обществе, Природа определила судьбу женщин через красоту, очарование и сладость. Закон и обычай дали женщинам многое из того, в чём им было отказано, но положение женщин, несомненно, будет таким, какое оно есть: обожаемой любимой в юности и любимой жены в зрелые годы». Фридан указывает также, что недоказанная концепция Фрейда о «зависти к мужскому половому члену» использовалась, чтобы повесить на женщин, строящих карьеру, ярлык невротичных, и что популярность работ и идей Фрейда превратили «загадку женственности» – реализацию женщин через домашнее хозяйство – в «научную религию», которую большинство женщин не могли критиковать из-за недостатка образования.

Глава 6 – Фридан критикует функционализм, который пытался сделать социальные науки более вероятными через изучение институтов общества как если бы они были частями тела общества, как в биологии. Институты изучались в условиях их функций в обществе, а женщины были ограничены своими сексуально-биологическими ролями домохозяек и матерей, и говорилось, что другое поведение расстроит социальный баланс. Фридан указывает, что это не доказано и что у Маргарет Мид, известной функционалистки, была цветущая карьера антрополога.

Глава 7 – Фридан описывает изменения в образовании женщин от 40-х до ранних 60-х годов, в которые многие женские школы концентрировались на необременительных занятиях, которые сосредотачивались в основном на браке, семье и других предметах, которые считались подходящими для женщин, так как педагоги, находящиеся под влиянием функционализма, думали, что слишком много образования испортит женственность девушек и их способность к сексуальному удовлетворению. Фридан говорит, что эта перемена в образовании остановила девушек в их эмоциональном развитии в юном возрасте, потому что им не приходилось сталкиваться с болезненным кризисом личности и последующим взрослением, которое приходит от столкновения со многими проблемами взрослой жизни.

 

Глава 8 – Фридан отмечает, что неопределённость и страх во время Второй Мировой войны и Холодной войны заставили американцев искать домашнего комфорта, поэтому они попытались создать идеальную домашнюю жизнь с отцом в качестве добытчика и матерью в качестве домохозяйки. Фридан отмечает, что этому способствовало и то, что многие из женщин, работавшие на местах, которые ранее были заняты мужчинами, столкнулись с увольнениями, дискриминацией или враждебностью, когда мужчины вернулись, и что педагоги обвиняли сверхобученных, ориентированных на карьеру матерей в недисциплинированности солдат во Второй Мировой. Хотя, как показывает Фридан, последние исследования показали, что чересчур заботливые матери, а не карьеристки, вырастили недисциплинированных детей.

Глава 9 – Фридан показывает, что рекламодатели пытались вдохновить домохозяек, чтобы они думали о себе, как о профессионалах, которым нужно было много специализированных продуктов для того, чтобы выполнять свою работу, при этом отговаривая домохозяек от настоящих карьер, потому как это будет значить, что они не будут тратить столько времени и усилий на работу по дому и поэтому не купят столько бытовых продуктов, сокращая доход рекламодателей.

 

Глава 10 – Фридан берёт интервью у нескольких домохозяек, открыв, что, несмотря на то, что они не удовлетворены работой по дому, они ей очень заняты. Она постулирует, что эти женщины бессознательно растягивают свои домашние обязанности, чтобы занять свободное время, потому что загадка женственности научила женщин, что это их роль, и что если они до конца выполнят свою задачу, они не будут нужны.

Поодобно Диогену с его лампой, я переезжала из одного пригорода в другой в качестве репортера, искала образованную женщину, наделенную способностями и при этом представляющую собой «стопроцентную домохозяйку».

Прокручивая в голове вопрос, как может работа, выполняемая за один час, вдруг занять полных шесть часов (тот же дом, та же работа, та же жена), я снова вернулась к главному парадоксу загадки женственности: прославление роли женщины как домохозяйки происходит в тот самый момент, когда убраны барьеры для ее участия в общественной жизни, в тот момент, когда наука и образование и собственная женская изобретательность дают возможность быть и матерью, и женой одновременно и в то же самое время принимать активное участие в окружающей жизни за стенами дома. Воспевание «женского предназначения», таким образом, оказывается пропорционально нежеланию общества относиться к женщине как к полноценному человеку: чем меньше реальные функции, которыми наделена эта роль, тем больше ее декорируют бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту. Данный феномен был описан в общих чертах в научных трудах по социологии и истории — например, рыцарство в средние века, искусственный пьедестал викторианской женщины,— но эмансипированная американская женщина может испытать шок, обнаружив, что все это относится в определенной степени к положению домохозяйки в Америке сегодня.

Когда вы смотрите на этот факт подобным образом, очевидным становится двойная ложь о женской тайне:

1. Чем меньше функций выполняет женщина в обществе на уровне ее собственных способностей, тем больше времени занимают у нее работа по дому, обязанности матери — и тем больше она будет стремиться сохранить за собой домашнюю работу и обязанности матери, чтобы не остаться совсем без каких-либо функций. (Очевидно, человеческой натуре свойственно испытывать отвращение к пустоте, даже женщинам.)

2. Время, затрачиваемое каждой отдельной женщиной на домашнюю работу, обратно пропорционально времени, затрачиваемому на другие дела. Не имея каких-либо интересов вне дома, женщина действительно вынуждена отдавать каждую свою минуту всяким мелким домашним делам.

 

Глава 11 – Фридан отмечает, что многие домохозяйки искали удовлетворение в сексе, не сумев найти его в работе по дому или детях; Фридан отмечает, что секс не может удовлетворить все человеческие потребности, и что попытки заставить его сделать это часто толкают замужних женщин заводить романы или отталкивают их мужей, так как они становятся одержимыми сексом.

Глава 12 – Фридан отмечает тот факт, что многие дети потеряли интерес к жизни и эмоциональному росту, объясняя эти перемены отсутствием удовлетворённости у матерей – побочным эффектом загадки женственности. Когда у матери есть недостаток собственной личности, отмечает Фридан, она часто пытается жить через своих детей, заставляя их потерять своё чувство себя как отдельных личностей со своими жизнями.

Один из проницательнейших наших социологов, с помощью психоаналитиков пытаясь выявить суть происходящего в юном поколении изменения, назвал его базовым изменением американского характера. Эти исследователи усмотрели, что к худу или к добру, как знак здоровья или недуга, но тип индивида с сильным самосознанием сменялся аморфной индивидуальностью, ориентированной на других. В пятидесятых годах Дэвид Рисмен не нашел ни одного юноши, ни одной девушки с сильным чувством собственного «я», характерным для зрелого человека, хотя, как он пишет, поиски такой автономной личности велись в нескольких частных и государственных школах. В колледже Сары Лоуренс, где студенты всегда принимали активное участие в организации учебного процесса где было сильно студенческое самоуправление, выявилось, что новое поколение беспомощно, апатично, не способно воспринимать традиции свободы.

Поначалу педагоги видели корень зла в консерватизме и осторожности как наследии эпохи маккартизма, в ощущении беспомощности, рожденной атомной угрозой; позднее перед лицом успехов русских в космосе политики и общества в целом принялись обвинять в этом грехе излишнюю мягкость системы образования. Но лучшие из педагогов отдавали себе отчет в том, что дело не в мягкотелости, а в пассивности, которую учащиеся сами привносят в школу, в этой пугающей «базовой пассивности, которая… требует героических усилий от тех, кто должен ежедневно преодолевать ее в школе и за пределами школьных стен». Физическая пассивность подрастающего поколения привела к физическому ослаблению, встревожившему наконец и Белый дом. Эмоциональная пассивность материализовалась в фигурах бородатых неряшливых битников, воплотивших в себе бесстрастный и бесцельный юношеский протест. Подростковая преступность в респектабельных районах начала уравниваться в масштабах с преступностью в районах трущоб, причем замешанным в ней оказывались дети из преуспевающих, благополучных, образованных семей, имеющих все «возможности» и «привилегии». Фильм под названием «Я был подростком Франкенштейном» не казался невинной забавой родителям из Уэст-Честера и Коннектикута, которых в шестидесятые годы терроризировали банды малолетних преступников и дети которых баловались на своих вечеринках в роскошных интерьерах наркотиками. Не забавлял этот фильм и старшее поколение округа Берген, дети которых были арестованы за вандализм на кладбище, и родителей дочек, которые в свои тринадцать лет организовали свою службу «девушек по вызову». Кроме бессмысленного вандализма можно вспомнить массовые хулиганства во Флориде, беспорядочные половые связи, распространение среди несовершеннолетних венерических заболеваний и рост случаев внебрачной беременности, массовый уход из школ и высших учебных заведений. Такова была изнанка этой пассивности. Для скучающих, ленивых, попрошайничающих детей единственным способом прервать монотонность ничем не занятого времени был «кикс». («Кикс» — термин из обихода джазовых музыкантов, приобретший к концу сороковых годов устойчивое обозначение удовольствия, получаемого от безнравственного поступка — прим. перев).







Date: 2015-09-17; view: 1738; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию