Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья, быт, обычаи в традиционном российском обществе





Строгие законы, регламентирующие семейно-брачное поведение, подчиняющее его церковным канонам и бытовым запретам, существовали у русских на протяжении нескольких веков.

Одной из главной особенностей будничного поведения мужчин и женщин в русской деревне было их обособление. Обособление мужчин и женщин в крестьянской среде, по мнению известного специалиста по русской деревне Т.А. Бернштам, сохраняло вплоть до XIX в.

Влияние женщины в русском обществе распространялось на разные сферы хозяйственной жизни семьи. Она отвечала за многие виды сельскохозяйственных полевых работ, на ее попечении были домашний скот, хранение и распределение домашних припасов, уход за домашней утварью и т.п. Маленькие дети находились на руках матери, а когда она была занята - свекрови или старших детей. Матери знакомили детей с азами личной гигиены, правилами поведения в семье и общественных местах, с нормами этикета. Муж часто советовался с женой по различным хозяйственным делам.

«К традиционным особенностям статуса женщины в русской семье относится прежде всего ее прочное имущественно-правовое положение... Средневековые русские законы закрепляли права женщин на владение движимым и недвижимым имуществом, право наследования родовых вотчин, в том числе при наличии мужских наследников (что не прослеживается в Европе), право осуществлять опекунство (особенно в случае вдовства)». Несмотря на все эти правовые гарантии, социальное положение женщины все же определялось прежде всего статусом семьи, к которой она принадлежала: отец, муж, братья в конечном счете обеспечивали ей те или иные социальные роли. Послушания жены добивались словесными внушениями, а иногда и побоями. Причем общественное мнение оставалось лояльным к таким «урокам» (см. «Домострой»); осуждались лишь случаи жестокого избиения женщины и те ситуации, где наказания приводили к смерти. Но, несмотря на это, в XIV-XVI вв. случаи внебрачной беременности девушки, «блуда» жены, и даже инцеста встречались не так уж редко в русском обществе.

В женскую русскую элиту входили прежде всего царствующие особы (например, императрицы Екатерина I, Анна, Елизавета, Екатерина II) и их окружение, супруги российских императоров, жены сановников, аристократов, представительницы влиятельных родов. Русская женщина на троне была относительно самостоятельной и независимой в принятии важных государственных решений. Такой фигурой, к примеру, была царевна Софья. Екатерина II уже в XVIII в. имела смелость утверждать, что женщины в России пользуются даже большей свободой, чем в других европейских странах.

Русский историк XIX в. С.С. Шашков обозначил три периода в истории русской женщины. Первый - период языческого быта, когда, по его определению, «все сферы жизни открыты для женщины», то есть период ее относительного равенства с мужчиной. Второй период - с начала монгольского нашествия, характеризуемый «постепенным исключением женщин из мужского общества», включая XIV-XVI вв., ставшие веками затворничества женщин. Возвращение социальных прав или «начало борьбы женщин за свободу» исследователи относят к периоду, начиная со времени Петра I. XIX век является отдельным этапом, связанным с началом движения за эмансипацию женщин и складывания новых взаимоотношений между полами.

Язычество: По определению С.С. Шашкова, во времена язычества все сферы жизни были открыты женщине. Отличительная черта русских былин X-XIV вв., по мнению Б.А. Рыбакова, - почти полное отсутствие образов женщин-врагов. Именно женские божества были добры и милостивы к людям (так, Лада - покровительница любви, брака и веселья). Признание равенства и высоких женских достоинств было характерно для крестьянского быта. Жену называли подружья» - подруга жизни. Семья была непременным условием материального и нравственного благополучия. Незамужняя женщина и престарелый холостяк - одинаково маргинальные фигуры в русской деревне. Крестьяне высоко ценили труд женщин, считалось, что благополучие семьи в очень большой степени зависело от того, насколько умело она вела хозяйство.

Но какие же качества ценились в женщине? Жена, в первую очередь, должна была быть физически здоровой. Работой по дому у женщин был заполнен весь день, а в июле многие из них помогали мужьям на жатве. Русские женщины-крестьянки, по мнению исследователей прошлого, были так же сильны, проворны и выносливы, как и мужчины. Мужчина, в представлениях крестьян, также же должен был быть выносливым и здоровым, рачительным хозяином и защитником своей семьи. В крестьянских семьях всегда придерживались сложившегося веками распределения обязанностей супругов. Мужчины выполняли все основные сельскохозяйственные работы - пахоту, сев, косьбу, ухаживали за лошадьми, выполняли плотницкие работы, заготавливали дрова, привозили сено. Мужчинам выполнять женскую работу считалось зазорным, хотя иногда они вынуждены были этим заниматься, впрочем, как и женщины, иногда выполнявшие мужскую работу. В обязанности женщины прежде всего входила вся работа в домашнем хозяйстве: приготовление пищи, уборка, стирка, уход за детьми, поноска воды. Кроме ежедневных бытовых забот женщины выполняли работы в подсобном домашнем хозяйстве: ухаживали за скотом, за огородом и т.д.


В раннефеодальной истории Руси немало примеров, когда находящаяся у власти женщина становилась родоначальницей крупных реформ. Княгиня Ольга, известная всем печальной историей мести древлянам за смерть мужа, находясь у власти, провела первую финансовую реформу на Руси, установив фиксированный размер дани и порядок ее сборов. Она же первой продемонстрировала возможность заключения равноправных международных соглашений без

военных действий: Русь за время ее княжения не воевала ни с одной из соседних держав.

Ряд исследователей отмечает, что в процессе укрепления христианства на Руси начинается постепенное исключение женщины из мужского общества. Начинается период так называемого «теремного затворничества». Что же послужило его причиной? Условия для полного затворничества определенного слоя богатых и развитых женщин в обществе (боярынь и боярышень), согласно мнению некоторых исследователей, сложились в середине XIII-XIV вв. с установлением татаро-монгольского ига на Руси. И очень показательно, как считает Н.Л. Пушкарева, что в русских летописях XIII в. почти не встречаются сведения об активных женщинах; женщины и дочери русских князей упоминаются лишь как лица страдательные, как объект захвата и насилия (ср. яркие мужские характеры, описанные летописцами того времени). «Среди причин возникновения затворничества называют и следствие внутреннего народного развития - сознательную реакцию всяким остаткам первобытной свободы отношений между полами...», но «...вероятнее всего "теремное затворничество" возникло в России в XVI-XVII веках как результат воздействия многих причин». Оно было причудливой смесью суеверий о «нечистоте женщины» и религиозных представлений о необходимости самоочищения уединением и аскезой26. Установление сильных поведенческих ограничителей для женщин, по мнению других ученых, на Руси в то время также способствовало закреплению унизительных для женщин правил, резкому снижению ее социального статуса. Об этом ярко свидетельствует народная поговорка: «Кому воду носить? - Бабе. - Кому биту быть? - Бабе. - А за что? - За то, что баба».

Резкое и качественное изменение в структуре русского общества произошло в эпоху Петра I. Очень интересно охарактеризовал это время историк В.Н. Татищев, который считал, что именно тогда женщине снова возвращаются ее права и место в обществе, но в более высоких и развитых формах. В культуре преобладает светская направленность, а русское общество постепенно приобщается к достижениям мировой культуры. Петр I жестокими, порой насильственными мерами ломал старую культуру с ее патриархальным укладом и обычаями. Закончился век «теремного заточения» знатных горожанок: не терпя строптивости, новый царь велел боярам и дворянам приводить своих жен и дочерей на устраиваемые им увеселительные ассамблеи. Те роптали, но смирились. История XVIII в. полна рассказами о неудачных браках, семейных драмах. Часто брак считался пустой формальностью, ни к чему не обязывающей. В придворных кругах муж и жена часто имели несколько связей на стороне и, не стесняясь, громко говорили о них (это дозволялось и мужчинам и женщинам). И как писал Г.Р. Державин, «высоко стояло искусство давать свободу во всем».


Церковь не поддерживала разводы, развод был почти невозможен. Поэтому установился обычай «самовольного развода», который признавался даже властями. Известны случаи, когда последующие браки заключались после самовольных разводов. «Самовольных» венчали без документов, но браки записывались в церковные книги. Однако, чаще всего супруги просто разъезжались, предоставляя друг другу полную свободу. В этой связи возникали вопросы о возможности жен распоряжаться имуществом.

Исследователи отмечали, что в России существовал принцип раздельности имущества супругов, который в известной степени обеспечивал материальную независимость жен. Если она была совершеннолетней, то могла вполне самостоятельно, не спрашивая разрешения мужа, распоряжаться своим имуществом, в которое входило приданое и некоторое личное имущество.

По русским законам, муж с женою могли входить между собой в разные юридические сделки: взаимно одаривать друг друга, продавать, закладывать один другому свое имущество, но никто из них без доверенности не мог распоряжаться имуществом другого. Более того, как отмечает исследователь прошлого века С.С. Шашков, муж, обязанный по закону защищать честь жены, не имел права без ее доверенности защищать ее имущественные интересы.

Стремление соответствовать нравам новой культуры XVIII в., согласно которым знатной женщине следовало блистать в свете (это в свою очередь повышало социальный статус мужа).

Идеал знатной женщины XVIII в., с одной стороны, - это блестящая светская женщина, а с другой - честолюбивое мужеподобие, бессознательное стремление к самостоятельности, которое у некоторых женщин принимало, как не раз отмечалось в литературе, смешные и уродливые формы, сводившиеся к копированию мужского поведения. Таково было XVIII столетие.

Но в нем зародился новый тип женщины, сыгравший видную роль уже в следующем, XIX веке. Речь идет о появлении в России женщин-профессионалок. Первоначально это были, в основном, гувернантки и артистки.

Новая гендерная ситуация, потребность общества в женщинах-профессионалах в искусстве, педагогике требовала реформ в женском образовании. И они были проведены при Екатерине II. Главную задачу Екатерина II видела в воспитании в кратчайшие сроки «новой породы людей». Подчеркнем, что новое поколение должно было состоять из просвещенных одинаково мужчин и женщин. По инициативе императрицы проекты школьного образования были поручены одному из образованнейших представителей русской знати - И.И. Бецкому. Реформы И.И. Бецкого впервые поставили перед русским обществом проблему общего светского образования для девушек и юношей в духе века Просвещения. Эти идеи воспитания Бецкой последовательно воплощал в жизнь, будучи попечителем Смольного общества благородных девиц с 1764 по 1789 гг.


Так появился в России еще один тип женщины-институтки, прелестного создания, но несчастливой жены и матери. По словам А. Амфитеатрова, в целом XVIII в. создал в женщинах возвышенный, образованный ум, но который заключил в распутнейшее тело. Эти женщины, принадлежавшие к высшим кругам, хорошо усвоившие общие философские схемы о морали и любви, не могли бороться с собственными чувственными страстями. Брак и семья для многих были пустой формальностью, ни к чему не обязывающей. И, тем не менее, такое образование и просвещение стало, несомненно, определенным шагом вперед на пути интеллектуального развития женщины, а значит и нового типа взаимодействия полов. Усиливалось влияние женщин на общество.

В первые десятилетия XIX в. в России появляется новый тип интеллигента. Этим людям и прежде всего девушкам были свойственны мистицизм, тонкий романтизм чувств и мыслей.

Книги, чтение, превратившись в обычное времяпрепровождение обеспеченных девушек и женщин, во многом определяли их кругозор. К лучшим представительницам женщин этого типа мы можем отнести жен декабристов. Жены декабристов оказали колоссальное воздействие на формирование русского женского характера, акцентировав в нем ноты героизма и бескорыстного самопожертвования. Ф.М. Достоевский писал, что именно эти женщины, ради высочайшего нравственного долга пожертвовали всем и благословили общество в новый путь. Признание образованным русским обществом подвига этих женщин дало толчок к зарождению внутри него новой идеи - идеи эмансипации - идеи гражданского равенства полов. Любопытно, что инициировали этот процесс мужчины.

Идеи эмансипации в России:

Характерно, что идея эмансипации сначала дискутировалась мужчинами, разделившимися на ее сторонников и противников, а сами женщины в подобных спорах участия практически не принимали. Следовательно, само женское движение в России к этому времени еще не было идеологически оформленным и не имело ни общей платформы, ни программы действий. Основной направленностью женской борьбы было приобретение возможности трудиться наравне с мужчинами, что обеспечило бы женщинам материальную независимость и право на получение высшего образования. На улицах городов появились молодые женщины с книгами и тетрадями в руках, вырвавшиеся из-под рутинной опеки окружающей их среды. Их образы - символ начала процесса гендерной перестройки русского общества.

Была ли иная, помимо идеологической, подоплека пробуждения женского движения? Середина 60-х годов XIX в. стала временем крушения мелких дворянских хозяйств, массового разорения мелкого дворянства, выталкивания его из деревни в город. Этот класс она же образно назвала «помещичьим пролетариатом». Русская интеллигентная девушка была просто вынуждена принимать участие в труде семьи, так как ее не устраивало положение приживалки.

Следует сказать, что уже со второй половины XIX в. идея «освобождения женщины трудом» была в целом поддержана обществом.

В России в начале XX в. наблюдались две основные противоборствующие тенденции: борьба за освобождение не только женщин, но по большому счету и мужчин от «родового начала» и патриархально-консервативная тенденция, закрепляющая статусное неравенство полов, традиционное распределение ролей мужчин и женщин в семье и обществе.

Для России первой половины XX в. публичная сфера была преимущественно сферой мужской активности, в то время как частная сфера - женской. Традиции диктовали примат публичной - мужской - индустриальной сферы. Приватная - женская - домашняя сфера воспринималась как вторичная, второстепенная по значимости, обслуживающая. Соответственно, поддерживается патриархатная иерархия гендерных ролей. Существенно изменяться эта система стала лишь после 1917 г.








Date: 2015-09-17; view: 1673; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию