Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Либеральные идеи: Ж. -ж. Руссо, И. Кант, И. Бентам, М. Уоллстонкрафт, ДЖ. Ст. Милль
В эпоху просвещения впервые в истории классического мышления происходит легализация чувственности. Ж. Ж. Руссо писал: " Разум многим обязан страстям, а страсти - разуму". Теория воспитания, изложенная Ж. Ж. Руссо в романах "Эмиль или о воспитании" и "Юлия или новая Элоиза" не являлась гендерно-нейтральной. Хотя в этих работах ярко выражена мысль о том, сто женское начало обладает целым рядом позитивных качеств, которые отсутствуют у мужчин и которые оказывают важное позитивное влияние на процесс формирования мужского субъекта, оценка этих качеств происходит с мужской точки зрения полезности их для мужчин же. Женское субъективное остается маргинальным, обслуживающим мужские потребности. По мнению Руссо, основная роль женского основывается на том, что женщины наделены способностью нравиться мужчинам и вызывать у последних лучшие человеческие чувства - любовь, сострадание, заботу, таким образом, благотворно воздействовать на мужчин: облагораживать и смягчать их нравы, развивать чувствительность и формировать у них более изысканный вкус. Принципиальное различие мужской и женской субъективности, по мнению Руссо, заключается в избыточной сексуализированности женской чувственности. Нельзя не заметить, что имеет место перенос, т.е. приписывание женщинам качеств, которые реально являются чувствами мужчин относительно женщин и скорее характеризуют мужскую природу, а не женскую. "В жизни мужчины и женщины пол как таковой играет далеко не одинаковую роль. Самец является самцом лишь в некие минуты, самка остается самкой всю жизнь, во всяком случае, все годы своей молодости". На лицо приписывание объективному субъективного, свойственного мужчинам восприятия реальности, в данном случае, восприятия женщин. Руссо считает, что женские природные качества в принципе невозможно нейтрализовать или изменить; к тому же в этом нет никакой необходимости, поскольку женская чувственность может и должна выполнять свою позитивную общественную функцию. Для этого необходимо найти такие способы воздействия на нее, благодаря которым она бы сохраняла свой естественный характер. Наделив женщину безграничными вожделениями, "верховное существо" присоединило к ним стыдливость, призванную их сдерживать, однако чувство стыда является недостаточным средством самоконтроля, поскольку оно ставит их в зависимость от мнения других людей и не позволяет осуществлять контроль над собой полностью самостоятельно. Гораздо более эффективным средством самоконтроля является самоконтроль посредством разума, выражением которого у Руссо является Высшая Воля. Однако самоконтроль посредством Высшей Воли женщинам недоступен в виду их слабости. Самоконтроль посредством разума, при котором субъект ориентируется не на мнения других о себе, а на принципы всеобщего нравственного законодательства, даже мужчинам доступен не сразу. Вначале ему нужен ментор-наставник, заменяющий принципы Общей Воли, которому бы он повиновался беспрекословно до тех пор, пока не женится и сам не станет отцом. Согласно Руссо, с момента наступления отцовства у мужчин внешний контроль наставника заменяется внутренней самодисциплиной, которая позволяет субъекту устранить несовпадение между универсальной Общей Волей и эгоистической индивидуальной волей. Поскольку женщине недоступен самоконтроль посредством разума, по мнению Руссо, они вынуждены на протяжении всей жизни прибегать к услугам ментора-наставника, функцию которого выполняет мужчина: отец женщины, а затем - ее муж. Для того, чтобы оставаться "естественной женщиной" и сохранить свою чувственность от вредных влияний, женщина должна в процессе социализации перейти из одного дома (родительского) в другой (дом своего мужа). Подобно Аристотелю, Руссо утверждает, что у мужчин и женщин разные добродетели: женщине следует быть стыдливой, хитрой, кокетливой, мужчине — откровенным, прямым, добросовестным. Мужчина должен опираться только на собственные суждения, женщина обязана учитывать мнение других людей, мужчина не должен лгать, а женщина обязана притворяться. Руссо выступил с революционными идеями воспитания женщин, которые дают основание назвать его одним из основоположников некоторых идей либерального феминизма. Хотя Руссо не считал, что мальчиков и девочек нужно воспитывать одинаково, он выступал и против той точки зрения, что девочку нужно учить только домашнему хозяйству и уходу за детьми. «Этого отнюдь не требует природа, даровавшая женщине столь изящный и проницательный ум; напротив, ей угодно, чтобы женщина мыслила, чтобы она имела свое суждение, чтобы она любила, чтобы она обладала познаниями и заботилась о своем умственном развитии...». Руссо высказал и другую мысль, которая показалась революционной общественному сознанию того времени: он полагал, что мужчина и женщина имеют право самостоятельно выбрать себе спутника жизни и должны полюбить друг друга еще до брака. В детстве естественные проявления женской чувственности должны приносить радость ее родителям; затем, после замужества, молодая женщина должна стать желанной возлюбленной и приятной собеседницей для своего мужа-воспитателя; наконец, после того как женщина станет матерью, ее чувственность должна принести наибольшую общественную пользу в деле рационального воспитания детей. Кроме того, Руссо считает необходимым надзор мужа за поведением жены, чтобы имущество отца перешло в руки его детей, а не чужих. Таким образом, главная цель семьи состоит в том, чтобы сохранить и приумножить отцовское достояние, которое отец затем разделит между своими детьми. Кант. Он считал, что если у женщин помимо рождения детей и есть какое-либо предназначение, то это лишь развитие культуры общества и его облагораживание. Отсюда проистекают те свойства, которые Кант считал естественными для женщин — боязливость, слабость (качества, важные для сохранения человеческого рода, так как, оберегая себя, женщина оберегает ребенка), а также благонравие, красноречие, выразительность лица, рассудительность (качества, необходимые для развития в обществе тонких чувств). Таким образом, Кант, как Аристотель и Руссо, в общем, не интересуется типичными характеристиками женственности или мужественности. Свойства, которыми обладали (или ему казалось, что обладали) мужчины и женщины его эпохи, его страны и его класса, он приписывает всем женщинам (мужчинам) в качестве «естественных». В семейной жизни, которая играет значительную роль в функционировании общества, мужчина уравновешивает женские недостатки и таким образом создается гармоничная пара, в которой мужское и женское начала играют взаимодополняющую роль. Здесь женское/феминное конституируется через статус низшего, неполноценного, вторичного по отношению к маскулинному. В конце XVIII в. в Европе происходит промышленная революция и формируются новые общественные отношения. Народившийся буржуазный порядок утверждает самостоятельность каждого человека, который не нуждается в опеке и контроле со стороны юсударства или общества. Лозунгом эпохи становится знаменитое выражение «не мешайте делать, не мешайте идти». Идеология невмешательства общества в дела каждого человека получает название либерализма. Английский философ Иеремия Бентам (1748-1832) так сформулировал основной его принцип: «предоставляйте людям наиболее возможную свободу действия во всех тех случаях, где они не могут повредить никому, кроме самих себя, потому что они сами — лучшие ценители своих интересов» Под общим интересом либералы понимают «среднее арифметическое» интересов отдельных людей или групп людей. Соответственно каждая личность, каждая группа имеет право формулировать и отстаивать (через политические партии) собственные интересам, в том числе враждебные интересам других групп. Партия, пришедшая к власти, получает право представлять свой интерес в качестве интереса всего общества. Если для Руссо разговор об интересах женщин как общественной группы не имеет смысла (интересы женщины совпадают с интересами семьи и общества), то либералы XVIII—XIX вв. начинают борьбу за интересы всех ранее не представленных в политике групп (женщин, черных, рабочих, слуг). Женщины, участвовавшие в Великой французской революции, были возмущены тем, что «права человека и гражданина», в соответствии с доктриной Руссо, предоставлялись только мужчинам. Против руссоизма выступила английская писательница Мэри Уоллстонкрафт (1759-1797). В книге «Защита прав женщины» (1792) она критикует тех мыслителей, которые одновременно говорили о равенстве «природы» мужчин и женщин и об их «естественных» различиях, приписывая свойства женщин и мужчин своего окружения (слабость, кокетство или силу, агрессивность) всем мужчинам и женщинам. Как показано выше, Руссо ссылался на «естественные» различия мужчин и женщин потому, что его концепция демократии основывалась на понятии общего интереса, который могут формулировать и выражать только экономически независимые граждане. Уоллстонкрафт исходит из либерального понимания демократии; для нее идея особых женских интересов, отличающихся от интересов всего общества, не содержит ничего крамольного. Она также считала, что так называемые «естественные» склонности женщин на самом деле внушены воспитанием. По ее мнению, девочки играют в куклы и стремятся наряжаться, а мальчики предпочитают шумные игры не потому, что испытывают к этому врожденную потребность, а в результате воспитания. Уоллстонкрафт утверждала, что, даже выступая за углубление женского образования, Руссо и его единомышленники исходят из предпосылки, что основная цель существования женщины — помогать мужчине и доставлять ему удовольствие. Она считала это неверным не только с теоретической, но и с практической точки зрения, так как не всякая женщина в конце концов связывает свою жизнь с мужчиной. Между тем из концепции женского образования Руссо было неясно, как женщина должна вести себя, если по каким-то причинам не может или не хочет выйти замуж. Либеральные идеи равноправия полов широко распространились в XIX в. Английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873) может быть назван «феминистом», так как именно он одним из первых выдвинул концепцию «полного равенства» полов. Разумеется, для Милля и других либералов «равенство» означало юридическое равенство, исключающее какие-либо внешние препятствия на пути человека к реализации собственных интересов. Однако в Европе конца XVIII — начала XIX в. даже такое («формальное») равенство мужчины и женщины было несбыточной мечтой. Хотя женщины облагались налогами наравне с мужчинами, их права на владение собственностью были существенно ограничены. Во многих европейских странах женщина не могла вступить в брак без согласия родителей или опекунов. Милль остро реагировал на противоречие между господствовавшей идеологией и неравноправием женщин. По его имению, в современном обществе судьба человека должна определяться только его личными способностями, а не тем, родился ли он мужчиной или женщиной, дворянином или крестьянином. Люди «свободны в применении своих способностей... чтобы устроить свою судьбу как заблагорассудится». То, что женщины остаются обреченными на бесправие самим фактом своего рождения, он воспринимал как пережиток эпохи феодализма. Милль считал, что господство мужчины над женщиной не является «естественным» (как и рабство негров, которое многие в то время объявляли «естественно» проистекающим из «природы» черной расы). Он утверждал, что «природа» как мужчины, так и женщины нам неизвестна, и «то, что теперь называют природой, есть но иное, как искусственный продукт». Общество внушает людям, что «идеальный характер женщины должен быть диаметрально противоположен характеру мужчины... что назначение женщины — любить и забывать себя для любимого человека». Так это или нет на самом деле, мы не знаем и не узнаем до тех пор, пока женщины не получат возможность говорить от своего имени, в частности, голосовать за кандидатов, представляющих «женские интересы». Высказанная Миллем идея, что у женщин могут быть свои интересы, отдельные от интересов мужа или семьи, означала переход к пониманию пола как своего рода «класса» — социальной группы, тающей наличие собственных интересов, не совпадающих с интересами других групп, а иногда и противоречащих им. Он считал, что женщины должны получить право на «свободную конкуренцию» с мужчинами во всех областях человеческой деятельности, но вполне осознавал, насколько трудным может стать для женщины совмещение общественной жизни с семейными обязанностями. Поэтому Милль полагал, что пользоваться предоставленными правами будут только незамужние женщины или вдовы. Date: 2015-09-17; view: 1590; Нарушение авторских прав |