Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дж. С. Милль
Либеральные идеи равноправия полов широко распространились в XIX в. Английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873) может быть назван «феминистом», так как именно он одним из первых выдвинул концепцию «полного равенства» полов. Разумеется, для Милля и других либералов «равенство» означало юридическое равенство, исключающее какие-либо внешние препятствия на пути человека к реализации собственных интересов. Однако в Европе конца XVIII — начала XIX в. даже такое («формальное») равенство мужчины и женщины было несбыточной мечтой. Хотя женщины облагались налогами наравне с мужчинами, их права на владение собственностью были существенно ограничены. В «цивилизованной» Англии (кстати, в отличие от «варварской» России) замужняя женщина теряла право распоряжаться своим имуществом и заключать договоры. Во многих европейских странах женщина не могла вступить в брак без согласия родителей или опекунов. Милль остро реагировал на противоречие между господствовавшей идеологией laissezfaire и неравноправием женщин. По его имению, в современном обществе судьба человека должна определяться только его личными способностями, а не тем, родился ЛН он мужчиной или женщиной, дворянином или крестьянином. Люди «свободны в применении своих способностей, чтобы устроить свою судьбу как заблагорассудится». То, что женщины остаются обреченными на бесправие самим фактом своего рождения, он lute принимал как пережиток эпохи феодализма. Милль считал, что господство мужчины над женщиной не является «естественным» (как и рабство негров, которое многие в то время объявляли «естественно» проистекающим из «природы» черной расы). Он утверждал, что «природа» как мужчины, так и женщины нам неизвестна, и «то, что теперь называют природой, есть но иное, как искусственный продукт». Общество внушает людям, что «идеальный характер женщины должен быть диаметрально противоположен характеру мужчины... что назначение женщины — любить и забывать себя для любимого человека». Так это или нет на ->м деле, мы не знаем и не узнаем до тех пор, пока женщины не лчат возможность говорить от своего имени, в частности, голо-i гь за кандидатов, представляющих «женские интересы». Высказанная Миллем идея, что у женщин могут быть свои инте-ы, отдельные от интересов мужа или семьи, означала переход к пониманию пола как своего рода «класса» — социальной группы, тающей наличие собственных интересов, не совпадающих с сресами других групп, а иногда и противоречащих им. Милль и не либералы стали идейными вдохновителями суфражизма — Кения за уравнение юридических прав и в первую очередь за но женщин избирать и быть избранными в законодательные органы, что, с точки зрения Милля, равенство прав не означает, что для женщин будут созданы особые, тепличные условия. Он считал) женщины должны получить право на «свободную конкуренцию» с мужчинами во всех областях человеческой деятельности, но вполне осознавал, насколько трудным может стать для женщины совмещение общественной жизни с семейными обязанностям ми. Поэтому Милль полагал, что пользоваться предоставленными правами будут только незамужние женщины или вдовы. Цитата из статьи Айвазовой: “В сущности, весь XIX век для женщины — это поиск ее социальной идентичности в границах, обозначенных этими полярными законодательными актами, между признанием и отрицанием ее права на существование в качестве субъекта, гражданки, члена общества. Ж. Де Сталь, писательница, философ, но вовсе не феминистка, писала в 1800 г.: «Существование женщины в обществе не предопределено никакими принципами: ни есте- ственным порядком вещей, ни порядком социальным»10. Наполеон, ярый противник Де Сталь, ненавидевший ее аристократизм и просвещенную утонченность, утверждал в своем кодексе, что женщина без мужа — ничто, она не может ни распоряжаться своими доходами, ни отвечать перед законом, ни вообще считаться полноценным индивидом. Философы, исто- рики, идеологи всех мастей — от консерваторов Бональда и Де Местра до либерала Мишле — вслед за ним хором твердили о гражданской несостоятельности женщины. Они взывали к традициям и ссылались на добрые старые правила о природном назначении пола, об умственной ограниченности женщины. В их глазах женщина всегда отягощена материнством, она больна, хрупка, нервна и склонна к истерии. Женщины в общественном месте, на собрании, митинге, в толпе — неконтролируемые и опасны. От женской толпы исходит угроза коллективного психоза. Кроме того, женщины полуобразованы, склонны к мистике, фантазиям, полностью подчинены церкви. Короче говоря, на новом витке истории в очередной раз воспроизводились догмы мифа о «тайне пола» в разных его вариациях».
В целом про гендерные теории данного периода: В социологии длительное время господствовали биологизаторские концепции, согласно которым природные особенности мужчин и женщин лежат в основе социального неравенства. Следствием, вытекающим из этих представлений, являлось то, что женщине приписывалась роль матери, а мужчине — роль кормильца и все другие виды деятельности, отвлекающие от основных обязанностей, считались противоестественным отклонением. Сторонниками данных теорий было достаточно большое количество ученых. В представлениях Аристотеля мужчина занимал доминирующее положение, который «по своей природе сильнее, женщина — слабее, и вот мужчина властвует, а женщина находится в подчинении». В концепции О. Конта женщина духовно возвышалась над мужчиной, однако она должна была находиться в материальной зависимости от мужа («женщина морально стоит выше мужчины, но ее роль в обществе должна сводиться только к сохранению добрых нравов и возвышенных идеалов, ее следует держать вдали от общественной жизни и профессионального труда»). У Г. Спенсера и И. Канта женщине отводится роль матери: «сохранение и размножение — это единственное, на что женщины пригодны» [4; 208], у Гегеля женщина — «пассивное и субъективное начало, имеющее свое предназначение только в семье», у З. Фрейда: «судьбу женщины определила природа», Ч. Ломброзо: «женщина во всех отношениях, в том числе и психическом уступает мужчине». Также идеи биологического детерминизма проявляются в концепциях марксизма и структурного функционализма. Согласно марксистской социологии, «гендерные роли проявляются в отношениях между полами и являются одним из аспектов производственных отношений, которые мыслятся как отношения эксплуатации. Вместе с этим развивается и разделение труда, которое вначале было лишь разделением труда в половом акте, а потом — разделением труда, совершавшимся само собой или «естественно возникшим» благодаря природным задаткам (например, физической силе), потребностям, случайностям». Во взглядах Э. Дюркгейма гендерные роли также зависят от общественногоразделения труда и развития цивилизации. В процессе социального развития «один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой — интеллектуальными». Так же, вспомните Фрейда. А у Фрейда была теория полового развития, где было отсутствие идеи равенства. Он утверждал, что первичные половые признаки изначально формируют неравенство полов, с самого детства. Отсюда вытекает такой комплекс как Эдипов. Эдипов комплекс (нем. Ödipuskomplex) — понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола. В общем же смысле эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории. Фрейдизм рассматривает эдипов комплекс как этап психосексуального развития и восприятия, впервые проявляющимся между вторым и третьим годами жизни (в теории Фрейда этот период характеризуется приматом генитальности, под которым объединяются оральное и анальное влечения предыдущих стадий развития либидо.[8] Пиковых же значений, по Фрейду, эдипов комплекс достигает между 3 и 5 годами жизни человека и после некоторого угасания возрождается в период полового созревания (пубертатный период), в процессе которого преодолевается тем или иным выбором эротического объекта. Отсюда же вытекает и комплекс Электры. Комплекс Электры — явление, аналогичное по сути Эдипову комплексу и проявляющееся у девочек на фаллической фазе развития. Оно заключается в неосознанном влечении девочек, подобно дочери Агамемнона Электре, к собственному отцу и соперничестве с матерью за его внимание. Понятие "Комплекс Электры" было предложено К-Г. Юнгом, сам Фрейд никогда не использовал этого термина. В классических теориях Одним из влиятельных социологических подходов, объясняющих разделение гендерных ролей, стал полоролевой подход Т. Парсонса и Р. Бейлса, возникший в рамках структурного функционализма. С точки зрения Т. Парсонса, для су-ществования любой социальной системы необходимо выполнение двух функций: инструментальной и экспрессивной. «Инструментальная функция заключается, во-первых, в обеспечении средств к ее существованию. Экспрессивная функция — в поддержании интеграции членов системы, а также в установлении моделей отношений внутри семьи и регулировании уровня напряженности ее членов». Таким образом, в рамках структурно-функционального подхода гендерные роли представляются как поведенческие образцы — инструментальность и экспрессивность, как две взаимодополняющие функции, возникшие естественным путем и обеспечивающие стабильное существование общества. Против биологического подхода выступала К. Хорни, которая утверждала, что «вся цивилизация — это цивилизация мужчин, и женщины приспосабливаются к ней, принимая эту адаптацию за свою истинную природу, что и определяет социальное поведение женщин и мужчин» [11; 29]. Размышляя об этом, Г. Зиммель высказал мысль, что «сами мерки, которыми человечество оценивает женскую и мужскую природу, не естественны, проистекающие из разницы между полами, но по своей сути — мужские» [12; 45], то есть цивилизация имеет мужской характер и все человеческое существование, образ мысли и действий имеет мужской характер. Таким образом, в социологии шаг за шагом начинается осознание того, что разделение на мужчин и женщин как на группы индивидов, различающихся по ряду физиологических характеристик не означает разделение социального пространства на мужские и женские статусные позиции и роли. В качестве оформления этого процесса различения физиологической структуры групп индивидов и структуры социального пространства, были введены в научный оборот категории «пол» и «гендер». Date: 2015-09-17; view: 813; Нарушение авторских прав |