Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психоаналитическая концепция гендера
Материал я брал из книг феминисток, а они данную концепцию, предложенную Фрейдом, мягко говоря, не жалуют. Осторожно: билет наполнен предрассудками. Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З.Фрейда, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. Весь процесс развития личности, в котором основное внимание уделялось формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывался с сексуальной сферой. Для объяснения процесса идентификации использовались понятия "эдипов комплекс" (у мальчиков) и "комплекс Электры" (у девочек; этот термин впервые использовал Юнг, Фрейд о нём даже не слышал). Эдипов комплекс, как и комплекс Электры, – это комплексы представлений и чувств (главным образом бессознательных), заключающихся в половом влечении ребенка к родителю противоположного пола и стремлении физически устранить родителя одного с ребенком пола. Эдипов комплекс вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Разрешение конфликта лежит в идентификации с родителями того же самого пола и тем самым ведет индивида к нормальной половой идентичности. Мальчикам сложнее разрешить эдипов конфликт, поскольку это предполагает разрушение первичной идентификации мальчика с матерью. Дальше два абзаца критики от Клециной И.С. Психоаналитическая концепция слишком преувеличивает влияние родителей на процесс подовой социализации и не учитывает роль других взрослых и детей. Представители этой теории утверждают, что ребенок подражает тому родителю, с которым он имеет больше сходства. Но возникает вопрос, каким образом маленький ребенок может узнать, с кем из родителей у него больше общего? В противоречие с основными положениями теории вступают данные исследований о возможности усвоения типичного для пола поведения через противоположную полу роль, т.е. не только через копирование, но и через противопоставление. С позиции представителей гендерного подхода главной слабостью психоаналитической концепции является утверждение биологической детерминации психологических различий между мужчинами и женщинами. Небольшое добавление от Сандры Бем, которая приводит краткий, но долгий обзор всей концепции Фрейда. Мы ограничимся выводами. Благодаря дарвиновской теории эволюции, секс стал рассматриваться как естественное и крайне необходимое для развития видов поведение; особое значение в этом контексте придавалось активному, привлекающему поведению самок. Иудейско-христианское понимание женщины как активной сексуальной соблазнительницы, чья сексуальная инициатива оборачивается для мужчин суровым наказанием, никак не могло вписаться в такую пост-дарвинистскую научную теорию, как теория Фрейда. Фрейд предложил вместо этого гораздо более современное толкование женщины: женщина не столько соблазнительница, сколько объект мужского сексуального аппетита. В частности, Фрейд выделял «пассивных» женщин и женщин — «мазохисток», у которых в результате сложного процесса психосексуального развития сексуальное удовлетворение локализуется не в «маскулинном» клиторе, как было первоначально, а в «истинно фемининной» вагине — как раз в том, что наилучшим образом служит мужской сексуальности. Хотя в фрейдовском понимании женщины не наблюдается принципиальных изменений в аспекте ее бытовой и репродуктивной функций, разительные изменения произошли в самой основополагающей метатеории. В то время как в древности вряд ли было возможно воспринимать женщину иначе, как через призму ее бытовой и репродуктивной ролей, Фрейд рассматривал возможность женщины играть и другие роли как в высшей степени реальную. Однако при этом он принял меры по подрыву живучести этих других ролей, теоретически разделив «нормальную фемининность» и «комплекс маскулинности», тем самым, расценивая любую женщину, стремящуюся быть кем-то еще, кроме жены и матери, как случай психологической патологии. Нельзя утверждать, что Фрейд полностью отказался от мысли, что именно природная патология побуждает женщину к активности вне дома. Он считал, что женщины по своей природе имеют «более слабую способность к сублимации инстинктов, по сравнению с мужчинами», а эта способность трансформировать свои инстинкты — как раз именно то, что требуется для общественно-культурных достижений. Все это приводит к выводу: Фрейд воспринимал женщину как отклонение от мужского стандарта в худшую сторону, что замечательно отображено в его парной концепции страха кастрации у мужчин и зависти к пенису у женщин, в каждой из которых предполагается априори, что женские гениталии — это всего лишь подвергшиеся кастрации или изуродованные мужские гениталии. Однако взгляд на женщину как на отклонение от мужского стандарта в худшую сторону не ограничивается в данном случае уровнем тела. Согласно Фрейду, «при отсутствии страха кастрации основным мотивом становится потребность [в девочках], что приводит мальчиков к преодолению Эдипова комплекса... В данных условиях может пострадать формирование супер-эго; супер-эго не может достичь необходимой силы и независимости, благодаря которой оно приобретает свое культурное значение». С позиции Фрейда, решающее значение в дальнейшем развитии имеет именно опыт детства, а не опыт зрелости, поскольку почти всегда тот болезненный или угрожающий материал, с которым соприкасается взрослый на уровне своего бессознательного — это его детские переживания. Соответственно, когда Фрейд утверждает, что женское тело представляет собой отклонение от мужского стандарта в худшую сторону, он охватывает уровень ребенка, а не взрослого. Встроить андроцентричные линзы в психику каждого ребенка — как девочек, так и мальчиков — это был великолепный ход. Тем самым не только укоренилось представление о женской ущербности, поскольку она без труда осознается малолетним ребенком любого пола; произошла ассимиляция андроцентричных линз, «вживленных», скорее, в психику ребенка, чем в сознание мужчины-теоретика. Date: 2015-09-17; view: 1986; Нарушение авторских прав |