Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гендерные социологические теории второй половины ХIX века
Одним из влиятельных социологических подходов, объясняющих разделение гендерных ролей, стал полоролевой подход Т. Парсонса и Р. Бейлса, возникший в рамках структурного функционализма. С точки зрения Т. Парсонса, для существования любой социальной системы необходимо выполнение двух функций: инструментальной и экспрессивной. «Инструментальная функция заключается, во-первых, в обеспечении средств к ее существованию. Экспрессивная функция — в поддержании интеграции членов системы, а также в установлении моделей отношений внутри семьи и регулировании уровня напряженности ее членов». Таким образом, в рамках структурно-функционального подхода гендерные роли представляются как поведенческие образцы — инструментальность и экспрессивность, как две взаимодополняющие функции, возникшие естественным путем и обеспечивающие стабильное существование общества. В теориях социального конструирования гендерные роли рассматриваются в качестве динамического аспекта гендера, который понимается в виде организованной модели социальных отношений между полами, конструируемой основными институтами общества, то есть различия между мужчинами и женщинами социально сконструированы. Согласно П. Бергеру и Т. Л укману, гендерные роли «проявляются в повседневном мире взаимодействия мужского и женского, воплощаются в «практиках», представлениях, нравах: это системная характеристика социального порядка, которая постоянно воспроизводится и в структурах сознания, и в структурах действия». Задача исследователя — выяснить, каким образом создается мужское и женское в социальном взаимодействии, в каких сферах и каким образом оно поддерживается и воспроизводится. На первый взгляд, это представление о социальном конструировании гендера вписывается в теорию половых ролей. Однако отличие заключается, во-первых, в том, что субъект сам создает гендерные роли и отношения, а не только усваивает и воспроизводит их. С одной стороны, гендерные роли являются объективными, поскольку не зависят от индивида, с другой — они субъективны, так как могут быть изменены. Во-вторых, отличие заключается в том, что в основе гендерных ролей лежат отношения неравенства, проявляющиеся в неравных возможностях, преимуществе мужчины в публичной сфере и вытеснении женщины в сферу приватную. Гендерные роли в представлениях И. Гофман а являются результатом взаимодействия и одновременно его источником. Утверждая, что гендерные роли созидаются каждый момент, И. Гофман вводит понятие «гендерного дисплея» как основного механизма создания на уровне межличностного контакта. Гендерный дисплей — это «многообразие представлений мужского и женского во взаимодействии, множество проявлений культурных составляющих пола, набор ритуализированных действий». Эти действия воспринимаются как выражение естественной половой сущности индивидов. Быть мужчиной или женщиной и выполнять гендерные роли в дисплее характеризовала человека социально-компетентным, вызывающим доверие и вписывающимся в коммуникативные практики, приемлемые в данной культуре.__ Г. Гарфинкель категоризировал гендер с помощью рассмотрения «случая Агнес». Согласно его теории, гендер — это «не совокупность биологических признаков, которые являются лишь предпосылкой отнесения индивида к биологическому полу, а социальная идентификация». Гендерные роли — это конструкты культуры. Теория гендера как стратификационной категории. У сторонников данного подхода гендер выступает как иерархия гендерных ролей, являясь при этом стратификационной категорией наравне с такими категориями как класс, раса, возраст. Здесь гендер рассматривается как «социальный статус, определяющий возможности образования, профессиональной деятельности, выхода к власти, семейной роли и репродуктивного поведения, то есть мужчины и женщины имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления». В основе гендерной системы лежат отношения власти. Социальное воспроизводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную на признаке пола социальную структуру. Рассматривать гендер в сети других стратификационных категорий начала Дж. Скотт, согласно взглядам которой пол, класс, раса и возраст являются фундаментальными переменными, определяющими гендерную систему, а «осознание гендерной принадлежности — конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами». К. Уэст и Д. Зиммерман также видят гендерные роли как «систему господства и властвования». Аналогичного взгляда придерживаются Е. Здравомыслова и А. Темкина: «гендер —комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида и группы. Гендерный подход представляет собой вариант стратификационного подхода, в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения признания людей, которых общество относит к разным категориям пола». В результате гендерная стратификация выражается в воспроизводящемся неравенстве жизненных шансов полов и различиях в их жизненных стратегиях. Культурная метафора как интерпретация гендера. Помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола исследователями был отмечен третий аспект — культурный. Мужское и женское воспринимаются как элементы культурно-символических рядов: мужское — рациональное, духовное, божественное, культурное, а женское — чувственное, телесное, греховное, природное. Гендер здесь понимается как культурная конструкция пола, то есть все социальные особенности и различия полов определяются исторически-__ми и этнокультурными факторами. Гендерные роли культурно обусловлены, определяются стереотипами, традиционными ролями, культурными символами, опирающимися на обусловленности положения женщины в семье и обществе их патриархальном состоянием. Средства, использующиеся обществом в публичной и частной сферах для создания мужского и женского, определяются культурно-этническими особенностями. Теория гендерной системы (система гендерных отношений). Данное понятие включает разнообразные компоненты и по-разному определяется исследователями. Впервые термин поло-гендерная система использован американской феминисткой-антропологом Гейл Рубин в статье "Торговля женщинами" ("Traffic in Women", 1974). Рубин определяет поло-гендерную систему как "набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности". Исследование гендерных систем помогает понять социально организованные отношения между полами. Употребление этого термина отсылает нас к традициям структурализма и структурного функционализма, привлекая внимание к изучению макромеханизмов воспроизводства отношений, возникающих в связи с приписыванием пола. Шведская исследовательница Ивонн Хирдман (Y. Hirdman) рассматривает гендерную систему как совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включающую представления, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе. Хирдман описывает гендерную систему как совокупность гендерных контрактов. Гендерная система - это институты, поведение и социальные взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом. Она включает три взаимосвязанных компонента: социальную конструкцию гендерных категорий на основе биологического пола; половое разделение труда, в соответствии с которым мужчинам и женщинам приписываются разные задачи; социальную регуляцию сексуальности, позитивно оценивающую одни формы сексуальности и негативно - другие.
Date: 2015-09-17; view: 835; Нарушение авторских прав |