Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обязательство





Если практикующему все это ясно, значит, существует обязательство (дамциг: dam-tshig)

Хотя в Дзогчене, в отличие от Сутры и Тантры, нет обетов и правил, тем не менее, если мы хотим практиковать Дзогчен, у нас ecть обязательство по отношению к воззрению Дзогчена.

Это «самая». Они имеют четыре аспекта:

- единственность (чигпо: gcig-po),

- самосовершенство (лхундруб),

- отрицание всего (мэдпа: med-pa),

- естественное пребывание в чистоте (рангжин нэ даг: rang-bzhin gnas dag).

Тибетское слово чигпо означает «единое, единственное, неповторимое, единственность, неповторимость».

Воззрение Дзогчена единственно и неповто­римо, поскольку мы не склоняемся ни к одной из сторон, но всегда остаемся с йермэд.

С точки зрения Дзогчена, все видимости самосовершенны (лхундруб).

Слово мэдпа означает отрицание: «не есть». Но в данном контексте мы не име­ем в виду, что нечто не существует.

В тексте Намка трул дзод принадлежащем к Сэмдэ Дзогчена, понятно излагается этот спо­соб объяснения с помощью отрицания: нет прибежища, нет сострадания и т. д.

Подобное отрицание имеет отношение лишь к Естественному Состоянию.

Оно означает, что в Естественном Состоянии нет ничего, кроме Естественного Со­стояния.

С точки зрения проявленного, все существует, в том числе, все практики и заслуги.

С точки же зрения Естественного Состояния, ничто не суще­ствует независимо, поскольку всё, включая прибежище, сострадание, десять парамит и т. д., уже имеется, присутствует во всей полноте своей потенциаль­ности, а потому нечего обретать. Все уже есть.

Если мы держимся за что-то, то это уже не Дзогчен: мы отошли от воззрения Дзогчена и впали в более низкое воззрение.

Поэтому мы говорим обо всем с отрицанием (мэдпа).

Естественно пребывать в чистоте - значит пребывать в йермэд.

Необходимо оставить всё как есть, не пытаясь исправить или изменить, - вот воззрение Дзогчена.

В Естествен­ном Состоянии нет никакой пристрастности или подразделений.

В нем нечего утверждать или отрицать.

Именно это имеется в виду, когда говорят о том, что не нужно ничего принимать или отвергать (панг ланг мэдпа: spang blang med- pa).

Но если мы думаем: «Я должен пребывать в состоянии йермэд», значит, мы продолжаем держаться за понятие, а это неверное воззрение.

Мысли и понятия не Естественное Состояние.

Осознание (ригпа) осознаёт само себя (рангриг: rang-rig), оно не разделяется на субъект и объект. Поэтому, пытаясь что-то сделать с помощью мышления и рассуждения, мы искусственно расчленяем Естественное Состояние на две части и уже больше не пребываем в нём.

 

В низших колесницах говорят о двух истинах, но в Дзогчене мы этого не делаем, а говорим о едином источнике, или Основе (жи). Поэтому Дзогчен на зывают тигле нягчиг (thig-le nyag-gcig) - «Единственная Сущность».

В тибет­ском языке слово Дзогпа (rdzogs-pa) имеет два значения

1) нечто законченное, завершенное, исчерпанное и

2) нечто полное, совершенное и абсолютное.

По-тибетски самбхогакая называется дзогку (rdzogs-sku), потому что она блистательна, полна и совершенна.

Она - подлинный облик, видимое проявление (ку: sku) совершенства (дзогпа). Но это не означает, что ее кто-то завершил.

Согласно воззрению Дзогчена, все совершенно, поскольку все есть лхундруб.

В Естественном Состоянии потенциально существует все. Но проявление происходит в зависимости от вторичных причин. С точки зрения Дзогчена, это относится и к десяти парамитам, и к другим достоинствам.

В Естественном Состоянии уже присутствует все накопление заслуг и мудрости - нечего ни прибавлять, ни развивать. Поэтому, если мы практикуем одним единственным способом, пребывая в ригпа, все блага проявятся во всей своей полноте, по­скольку они уже в полной мере содержатся в Естественном Состоянии.

Естест­венное Состояние обьемлет все: по отношению к нему нет ни внешнего, ни внутреннего.

Тем не менее, у каждого живого существа свое Естественное Состояние, которое обладает тем же качеством и уровнем, что и других.

Ес­тественное Состояние одинаково у просветленного будды и у неразумного на­секомого.

Первое не больше, а второе не меньше. Разница между про­светленным и неразумным существом лежит в области Пути и Плода, но Осно­ва в обоих случаях одна и та же. И эта Основа - Естественное Состояние. Но это Естественное Состояние - свое у каждого живого существа.

Мы не пред­ставляем собой «Один Ум».

Иначе, если было бы только одноединстве нное Естественное Состояние, или Один Ум, то, когда Будда достиг просветления, просветленными стали бы и все живые существа.


Однако этого не случилось. Восемь низших путей, или колесниц (як), не соглашаются с этим воззрением Дзогчена.

 

В данном тексте рассматриваются четыре несогласия, или возражения, против Дзогчена, которые поочередно опровергаются.

 

Первое возражение – читтаматра. Согласно воззрению читтаматры (сэмцампа: sems-tsam-pa), все сущее свя­зано с умом, создано умом. Таково подлинное воззрение читтаматры, филосо­фии школы йогачара.

Когда мы видим синеву неба, это означает, что сознание глаз, то есть воспринимающий субъект, и синева то есть воспринимаемый объ­ект, нераздельны. Это происходит потому, что они происходят от одной и той же кармической причины.

То же самое верно для всех видов восприятия прояв­ленного, а потому можно сказать, что все связано с умом, хотя и не состоит из некоего вещества ума.

Не существует ничего, что не имело бы такой связи с сознанием, ничто не может существовать независимо.

Воззрение читтаматры школы йогачара утверждает, что все происходит от ума (сэм: sems) и что вне его ничего нет. Поэтому читтаматрин спрашивает: «Так как же вы, дзогченпа, можете придумать что-то лучше этого? Иначе гово­ря, как вы можете выйти за пределы мыслей к состоянию вне ума? Не может быть, чтобы существовало что-то выше ума».

В Дзогчене всегда речь идет об «уме», и поэтому некоторые думают, что воззрения Дзогчена и читтаматры одинаковы. Но в Дзогчене слово ум (сэл) имеет совсем другое значение: имеется в виду не процесс мышления и не соз­нание (намше), а ум как природа ума (сэмнид: semsnyid).

В Дзогчене под сам подразумевается сэмнид, и он не входит в систему восьми сознаний (цог гед: tshogs brgyad).

Эта природа ума характеризуется осознанием (ригпа) и неотде­лима от Основы. Но эта Основа неизвестна в читтаматре, где речь идет только о кунжи намше (kungzhi mamshes) - вместилище кармических следов (багчаг: bagchags).

В Дзогчене же термин кунжи, основа всего в сансаре и нирване, имеет совсем иной смысл, чем кунжи намше в читтаматре, где оно лишь слу­жит основой для кармических следов.

Воззрение Дзогчена отличается от воззрения читтаматры.

 

На возражения, выдвигаемые читтаматрином, дзогченпа отвечает: «Вы говорите, что все веще­ственно и существует независимо. Но мы этого не признаем. Мы не считаем реальными ни все явления, ни мысли, которые представляют их реальными. Согласно читтаматре, все, что мы видим или переживаем, обладает независи­мым бытием (рангжин), но Дзогчен не считает, что Естественное Состояние обладает самостоятельным бытием. Поэтому наше воззрение идет дальше ва­шего».

 

Второе возражение – мадхьямика. Второе возражение - это критика Дзогчена со стороны мадхьямики.

Как читтаматра, так и мадхьямика признают две истины: относительную истину - все явленное, и абсолютную истину - шуньяту.

Мадхьямика утверждает, что все связано с этими двумя истинами и что вне их ничего нет.

Субъект и объект не имеют независимого бытия и существуют только как названия, соз­данные мышлением. Ничто не обладает независимым бытием.

Шуньята - это окончательная, или абсолютная, реальность, и вне ее ничего нет. Поэтому по­следователи мадхьямики спрашивают: «Как можете вы, дзогченпа, придумать что-то лучше этого? Ваш Дзогчен - это даже не буддизм!»


На это дзогченпа отвечает: «Мы не признаем разделения на субъект и объ­ект и двух истин. Наше воззрение - нераздельность ( йермэд ) без какой-либо пристрастности.

сть только одна истина, которую мы называем тигле нягчиг, Единственная Сущность. Поэтому наше воззрение идет дальше вашего воззре­ния о двух истинах. Дзогчен не вмещается в воззрение мадхьямики, но это не значит, что Дзогчен - не учение Будды: это просто значит, что он выходит за рамки вашего определения Двух истин».

 

Об этом см. Галдо (Galmdo) Дже Цонгкапа в комментарии к Мадхьямакаватаре Чандракирти и в сво­ем Ламрим ченмо (Lamrim chenmo) критикует Дзогчен за то, что он не при­знает двух истин.

Дзогчен утверждает, что окончательное воззрение имеет от­ношение только к единой природе, состоянию вне причины и следствия.

В нем не говорится, что кармические причины и следствия абсолютны.

Существуй Две Истины, мы, чтобы их знать, должны были бы иметь два ума.

Цонгкапа дейст­вительно говорит о двух видах познания:

1) различающая мудрость (субъек­тивный аспект), познающая шуньяту (объективный аспект), (тонг нид тогпай шераб: stongnyid rtogspa'i shesrab), и

2) рассудочный ум, который познаёт имена и понятия.

И то и другое представляет собой «мудрость», или способ­ность познавать, (шераб), но речь идет не об одном уме, а о двух.

Согласно Дзогчену, есть только один вид познания, тигле ньягчиг, а не два вида ума.

Последователь мадхьямики снова возражает: «Если в Дзогчене нет двух истин, значит, он не признает и десять парамит.

Как же тогда вы, дзогченпа, выполняете какие-то практики?

А если вы не выполняете никаких практик, как же вы накапливаете заслуги?

Если же у вас нет двух накоплений, заслуг и муд­рости, как вы достигаете состояния будды?

Две истины - источник двух нако­плений, а следствие двух накоплений - обретение Двух Тел: дхармакаи и ру­пакаи.

Поэтому, не обладая этими двумя истинами, вы не сможете обрести со­стояние будды. Они необходимы как причины дхармакаи и рупакаи. Не обла­дая такими причинами, вы не сможете обрести состояние будды».

 

Дзогченпа отвечает: «Дзогчен согласен, что без причины невозможно об­рести состояние будды. Но если нам дали слиток золота, не нужно искать его качества: они присущи ему изначально.

В Дзогчене никогда не говорится, что не нужно практиковать десять парам ит, но только утверждается, что Есте­ственное Состояние уже обладает десятью парамитами и, если обрести Естест­венное Состояние, они проявятся сами собой.

Поэтому нет нужды практиковать их отдельно, одну за другой.

Десять парамит спонтанно присутствуют в Есте­ственном Состоянии.

А потому в Дзогчене объясняется только тигле нягчиг, или Естественное Состояние, и этого достаточно.


Если мы практикуем Естест­венное Состояние, то обретем дхармакаю и рупакаю, потому что в Естествен­ном Состоянии уже присутствует все, и, когда возникают вторичные причины, оно проявляется само собой.

Если мы практикуем однолишь Естественное Со­стояние, все уже присутствует, и этого достаточно».

 

Согласно системе Сутры в целом, если мы не признаем двух истин, то нет причины для обретения Двух Тел.

В частности, поеледователи гелугпы опира­ются на объяснение, которое дает Чандракирти в Мадхъяжакаеатаре. (Ума ла джугпа: dbu- та la ’jug-pa). Они считают его воззрение, то есть воззрение шко­лы прасангика, наивысшим воззрением и утверждают, что ничто не может его превзойти.

В этом они следуют Цонгкапе.

Согласно мадхьямике, природа буд­ды имеет относительный смысл, а шуньята - абсолютный.

В своем произведении Цигдон дзод (Tshig don mdzod) великий учитель Дзогчена Лонгченпа утверждает, что в текстах Праджняпарамиты Будда реально учил Дзогчену.

В отличие от толкования Чандракирти, он истолковывает Праджня парам иту как Дзогчен.

Обнаружив свою истинную природу, которая равнозначна Естественному Состоянию, мы не нуждаемся в поисках чего-то еще.

Все уже присутст­вует и проявится само собой.

Но и в Дзогчене для проявления трикаи нуж­ны вторичные причины, в этом и проявляется различие со школой джонангпа. Поэтому можно справедливо заявить, что воззрение Дзогчена выше.

 

Третье возражение - Низшая Тантра. Тантры, как читтаматра и мадхьямика, тоже признают две истины.

Но здесь делается другой акцент и применяется другой метод.

Согласно Криятантре, практика предполагает наличие двух видов существ:

- существа знания (йеше сэмпа: ye-shes sems-dpa')

- и символического существа (дам циг сэмпа: dam tshig sems-dpa')

Символическое существо - это визуализация божества в небе перед собой; оно создается нашим умом.

Существо знания - это благо­словение и заключенная в нем энергия, которые идут от высшего источника.

Затем эти два существа объединяются в одно, и такое единство называется су­ществом действия (лэ ки сэмпа: las kyi sems-dpa').

В Крия-тантре джнянасаттву сравнивают с царем, а самаясаттву - со слугой.

Царь дарует слуге сиддхи и благословения, и тот получает силу и мудрость, так что переполняющая его сипа может быть передана практикующему.

Последователь Крия-тантры утверждает: «Мы представляем, как вся все­ленная становится небесным дворцом, а все существа - божествами в этом дворце.

Что может бьггь лучше такого воззрения?

Мы приглашаем мудрость божества и, объединяя символическое существо и существо знания, получаем сиддхи от существа действия.

Разве можете вы, дзогченпа, предложить что- нибудь лучше этого?

Нет воззрения и практики лучше!»

 

На это дзогченпа отвечает: «На самом деле вы не понимаете истинной природы вещей.

Вы не способны выйти за пределы визуализации (мигмэд: dmigs-med)

Вы создаете умом одно существо, приглашаете мудрость как дру­гое существо, а затем пытаетесь смешать их вместе.

Но вы не можете соединить их в одно.

Вам неизвестно нямнид (mnyam-nyid, состояние тождества), и по­этому вы делаете одного господином, а другого слугой.

Вы как дети.

Вам неве­домо истинное объединение, и поэтому наше воззрение превосходит ваше.

На­ше воззрение обширно и безгранично, в нашем поведении нет запретов, а пото­му наше воззрение выше.

«Высшее» воззрение означает приближение к истин­ной природе, и, чтобы его осуществить, мы не применяем мышление.

Вы можете практиковать две истины только поочередно, а не одновременно. Вам прихо­дится их чередовать.

В Дзогчене же мы идем дальше этого»

Четвертое возражение - Высшая Тантра. В системе Бонпо существует четыре вида Тантры.

Две Низшие Тантры – это:

- Крия-тантра (чавэй гюд: bya-ba'i rgyud) и

- Чарья-тантра (чодпэй гюд: spyod- pa’i rgyud).

Две Высшие Тантры называются Йешен ги гюд (yegshen gyi rgyud) и Йешен ченпой гюд (ye-gshen chenpo'i rgyud).

Различие между ними напоминает различие между Махайога-тантрой и Ануйога-тантрой в системе нингма-па, а также различие между Отцовской Тантрой и Материнской Тантрой в системе сармапа.

Последователь Высших Тантр утверждает, что ему известно и осознание (ригпа), и созерцание, или состояние равности (нямжаг: mnyam-bzha.g; санскр. самадхи)

Все божества существуют спонтанно - таково воззрение Йешен ги гюд.

Поэтому существо знания и символическое существо похожи на братьев, а объединяем мы здесь блаженство (дэва: bde-ba) и пустоту (дэ тонг сунджуг: bde stong zung-'jug).

Мы представляем, что все эти божества и сама вселенная возникают из измерения пространства (йинг - шуньята).

Все связано с шуньятой и из нее проявляется.

Мы созерцаем эти проявления и обнаруживаем, что все возникает из этой совокупности измерения иизначального осознания (йинг I дат йеше: dbyings dang ye-shes).

Значит, не может быть воззрения лучше это го!».

На это дзогченпа отвечает: «Вы, тантрики, все еще держитесь (дзинпа: ’dzin-pa) за знание шуньяты как объекта.

Наше же дзогченское воззрение ни за что не держится.

Мы ничего не строим умом: ни визуализаций божеств, ни мандал.

Мы не приходим ни к каким выводам и ничего не создаем, а идем прямо к Естественному Состоянию.

Поэтому наше дзогченское воззрение выше.

Вы же, тантрики, постоянно тешитесь детскими играми, то есть играете с рассудочными мыслями.

Вы вечно пытаетесь что-то создать или что-то уничтожить.

И этот созданный мышлением замкнутый круг бесконечен.

Дзогчен - не ограничен мыслями.

Все низшие колесницы не свободны от болезни - рассудочного мышления, но Естественное Состояние изначально запредельно всем мыслям и действиям.

В Высших Тантрах вы утверждаете, что все божества суть отражения или проявления (цал: rtsal) состояния пустоты и не созданы I мышлением.

Вы говорите, что дзогрим отображает реальность: в нем нет умозрительных визуализаций как в практике кедрима, все существует само по себе!

И все-таки вам приходится визуализировать божеств и мандалы.

Вы вечно что-то строите умом, а потому всегда ограничены мыслями.

Вы связаны мыслями.

Это не идет, ни в какое сравнение с Дзогченом.

Дзогчен изначально свободен от всех мыслей, свободен от действий. В нем нет ничего искусственного или измышленного. Поэтому он представляет собой наивысшее воззрение.

Эти ответы ясно указывают, почему Дзогчен - самое глубокое и высокое (саб ге: zab rgyas) воззрение.

Мы должны знать, на каком основании Дзогчен считается наивысшим воззрением, иначе такое утверждение будет пустым зву­ком.

Что касается практики Дзогчена, то необходимо понимать Естественное Состояние и, чтобы оказаться в нем, нет нужды создавать что-то умом или опытным путем.

 

Нераздельность. В Дзогчене особое внимание уделяется нераздельности (йермэд).

Слово «нераздельность» означает не то, что две разные вещи свели вместе и сделали из них одну. Это было бы соединение, или сращение (сунджуг: zung-'jug).

Нераздельность же означает, что они никогда не были раздельны.

Можно гово­рить о различных качествах или аспектах, но в действительности не было ниче­го иного, чем полное единство, так нераздельны вода и влажность или огонь и его жар.

В Дзогчене утверждается, что изначальная чистота (шуньята) и спонтанное проявление изначально были нераздельны (йенэ кадаг лхундруб йермэд: ye-nas ka-dag lhun-grub dbyer-med) и никогда не было иначе

Поэтому, если мы практикуем воззрение Дзогчена, то не ограничиваем себя ни одной из сторон.

Даже если три раздела учений Дзогчена уделяют главное внимание разным аспектам:

- Лонгдэ - аспекту пустоты (тонгча: stong-cha), а

- Сэмдэ - аспекту ясности или осознания (салча: gsal-cha),

Самое главное заключается в том, чтобы понимать единство того и другого, их нераздельность (йермэд).

В Упадете, или Мэннгагде, с самого начала подчеркивается йермэд: в ней отправ­ным пунктом служит именно нераздельность и, чтобы ее обрести, не нужно сначала достигать пустоты или ясности.

Истинная природа Дзогчена невырази­ма словами, обнаружить ее можно только в самих себе.

Для этого, в качестве прямого введения в Естественное Состояние можно использовать переживания состояния покоя (нэпа: gnas-pa), движения мыслей (гюва: ’gyu-ba) и мгновенно­го осознания (ригпа).

Однако, если только играть рассудочными мыслями, как дети забавляются игрушками, мы выпадем из Естественного Состояния.

По­этому, чтобы обнаружить реальность, недостаточно только философии и ин­теллектуальных рассуждений.

 

Учения Лопона Тендзина Намдака в Амхерстпеком колледже, октябрь 1991 года

Воззрение. В наше время на Западе Дзогчен представляет собой особую ценность, по­скольку смотрит в самую суть.

У всех нас, живых существ (сэмчен: sems-can), есть ум (сэм). Поэтому такое учение об уме и его природе нам очень полезно, не только теоретически, но и практически. Польза Дзогчена заключается в том, что он может принести нам душевный покой и счастливую жизнь.

В практике Дзогчена нет ни сложных визуализаций, ни трудных йогических поз, ни утоми­тельно однообразного начитывания мантр, а есть лишь наблюдение своего соб­ственного состояния и обнаружение природы ума. Нужно открыть для себя то, что действительно существует.

Собственный ум нам ближе, нежели что-то иное, однако он незрим, и мы его не видим. Мы не сразу распознаём его приро­ду. Поэтому необходимо выслушать учения, а затем претворить их в практику.

Это не только принесет нам покой и благополучие в настоящем, но и создаст условия для более благоприятного будущего рождения.

Однако, чтобы это по­нять, сначала нужно понаблюдать свое состояние, и тогда мы сможем обнару­жить и распознать эту природу ума.

Учения Дзогчена кажутся очень простыми, но в тибетских текстах они по­даются намного сложнее.

Обычно в дзогченском тексте говорится, что необяза­тельно практиковать кедрим и дзогрим, как это делают в Тантре, или развивать добродетели, такие как бодхичитга, щедрость и т. д., как в Сутре.

В Дзогчене утверждается, что не нужно делать ничего, кроме как войти в Естественное Со­стояние (ригпа) и остаться в нем.

Помимо этого, мы не нуждаемся ни в каких конкретных действиях. В Дзогчене не стоит вопрос о кармических следах или о практике добродетелей. В текстах Дзогчена даже говорится о ненужности воз­зрения или медитации.

Что же это значит, и почему в некоторых текстах гово­рится такое?

В Дзогчене есть как прямые объяснения, так и непрямые.

В Тибете некоторые критики Дзогчена даже утверждали, что это не буддизм, а некая раз­новидность нигилизма.

Хотя это не так, на протяжении столетий критики Дзог­чена выдвигали множество неверных предположений.

Передача Дзогчена тра­диционно осуществляется в особой культурной и интеллектуальной среде, и нам нужно знать, какова эта среда, иначе у нас может сложиться превратное мнение о Дзогчене.

Эта интеллектуальная среда в основном представлена учениями Сутры и Тантры (как в буддизме, так и в Боне). Сюда относится также учения бордо, содержащиеся в знаменитой «Тибетской книге мертвых».

Как в тибетском буддизме, так и в Юндрунг-Боне Дзогчен считается самым высоким и наиболее тайным учением будд.

То же самое утверждает и тибетская школа нингмапа.

По существу учения и терминология Дзогчена в текстах нингмапы и Бона оди­наковы, и главное различие между ними - это разные линии передачи.

По ут­верждению нингмапинцев, их линия передачи происходит из Индии и Уддияны, а бонцы считают, что их передача идет из Шанг- Шунга и страны Тадзиг.

Смысл же Дзогчена в обеих традициях одинаков.

Представляя здесь воззрение и практику Дзогчена, мы пользуемся собра­нием бонских текстов Дзогчена Намка труп дзод (Nammkha' phrul mdzod) - «Волшебная небесная сокровищница».

Эти тексты связаны с учителем Лунгтоном Лхагненом (Lung-ston Lha-gnyan, род. в 1088 г.), а учения этого цикла он получил устно от Цеванга Ригдзина (Tshe-dbang rig-'dzin), древнего мудреца, обликом похожего на индийского садху.

Тексты эти принадлежат к учениям отца Цеванга Ригдзина - Дрэнпа Намка (Dran-pa nam-mkha') из Шанг-Шунга, и отражают, скорее, теоретические взгляды Дзогчена.

В сущности, в тибетской традиции Бон имеется два разных подхода к практике Дзогчена.

 

- в первом нужно найти для себя достойного гуру, который является учителем Дзогчена, и попросить у него учения.

Затем, уединившись, мы выполняем согласно его наставлениям предварительные практики. Они на­зываются нгондро (sngon-'gro) и состоят из девяти практик, которые выполняют по сто тысяч раз каждую. Поэтому их называют бум гу ('bum dgu), или «девять бумов» (бум значит сто тысяч).

Завершив эту подготовку, мы возвращаемся к своему гуру и просим учений Дзогчена, после чего он дает нам прямое введе­ние в ригпа, или Естественное Состояние (ригпа нготрод).

Для этого существу­ет много способов.

Затем мы удаляемся в длительное уединение и практикуем, стараясь оставаться в Естественном Состоянии как можно дольше.

Теперь мы знаем, что такое ригпа, поскольку учитель нас с ним познакомил, но этого зна­ния недостаточно.

Нужно практиковать, оставаясь в этом состоянии.

Мы долж­ны развивать свою способность к этому, иначе недостаточное знакомство с ним может породить сомнениям.

На этом этапе совершенно необходимо время от времени встречаться со своим гуру, чтобы он проверял наше понимание Есте­ственного Состояния. Так мы продолжаем, пока не достигнем просветления.

 

- Второй подход уделяет гораздо большее внимание теоретической стороне. В Тибете официальное образование можно было получить только в монасты­рях.

В больших бонских монастырях существовал традиционный курс учебных занятий: обучение начинали с Сутры, затем переходили к Тантре и завершали Дзогченом. Бонпо бережно сохраняли эту традицию высокой образованности, и у них существовала система диалектики, связанная с изучением Дзогчена.

В наше время в бонском монастыре, находящемся в Индии, имеется девятилет­няя программа обучения для получения звания геше. Однако у того, кто изучает философию в монастырской школе, не остается времени на практику или на то, чтобы удалиться в уединение.

От самого ученика зависит, будет ли он практи­ковать, когда окончит курс обучения и получит степень.

Шардза Ринпоче провел реформу в своем монастыре в Восточном Тибете и попримеру нингмапинцев ввел систему трехлетнего отшельничества.

Сначала ученик завершал все философское образование, а затем удалялся в трехлетнее уединение, чтобы практиковать Тантру и Дзогчен.

На эту традицию, введенную Шардза Ринпоче, во многом повлияли традиции школ нингмапа и кагьюпа, и поэтому мы находим в ней такие же предварительные практики.

Разумеется, речь идет о практике, продолжающейся до обретения реализации, или просвет­ления, поэтому она не ограничена лишь трехлетним уединением.

Что же такое Дзогчен и какова цель его практики?

Мы должны это знать и обладать ясным пониманием, что такое Дзогчен, не только потому, что это не­обходимо для собственного воззрения и практики, но и для того, чтобы суметь ответить на вопросы о Дзогчене. Ведь мы не хотим, чтобы у людей создалось превратное представление о нем, потому что это было бы плохо для них и пло­хо для репутации учений Дзогчена. Следовательно, мы должны понимать, что такое Дзогчен, как его практиковать и каковы плоды его практики.

Чтобы об­рести понимание Дзогчена, нужно получить прямое введение в него от того, кто знаком с ним не только теоретически, но и на собственном опыте.

Нас словно знакомят с нашим старым другом - мы давно его знаем, только в на­стоящее время не узнаём.

При таком знакомстве у нас появляется проблеск уз­навания.

Получить введение означает познакомиться с ригпа, или Естествен­ным Состоянием.

 

Существует много способов прямого введения в ригпа, и один из них - сосредоточение на белой букве «А».

Удержание ума на объекте медитации требует сосредоточения.

Неважно, какой объект мы выберем, только не нужно его менять, поскольку это застави­ло бы нас отвлечься.

Можно использовать палочку или камешек, находящиеся перед глазами, но в качестве введения в Дзогчен традиционно используют бе­лую тибетскую букву «А».

Если кто-то не знает, как она выглядит, можно исполь­зовать латинскую букву «А» или даже небольшое белое пятнышко.

Эту белую букву изображают на черной или темно-синей бумаге и прикрепляют к стене или к воткнутой в землю палке, чтобы, когда мы сидим в позе медитации, она была прямо перед нами.

Буква «А» должна находиться перед глазами не слишком высоко и не слишком низко. Поскольку взгляд прикован к букве «А», ум тоже останавливается на ней.

Глаза - слуги ума, а ум - как царь, которому слуги должны доставлять все необходимое. Таков способ управлять умом, за кото­рым, в противном случае, трудно уследить.

Если остановить взгляд на белой букве «А», ум сосредоточится на ней.

Когда взгляд неподвижен, ум тоже не движется.

В Дзогчене, медитируя, мы держим глаза открытыми (или полуприкрытыми), но взгляд неподвижен и глаза не мигают.

Главное здесь - однонаправленное сосредоточение ума, при котором для рассудочных мыслей не остается места, и они не могут возникать и отвлекать нас.

Этого можно достичь, если очень остро сосредоточить внимание, а затем, слегка ослабить сосредоточение.

Однако слишком длительное острое сосредо­точение может породить трудности.

Здесь нужно быть осмотрительными. Эта практика не равнозначна подавлению мыслей: для их проявления просто не ос­тается места.

Это позволяет нам овладеть умом, используя косвенные средства.

Мы словно целимся стрелой в центр мишени.

Белое «А» - мишень для нашего полного и всецелого внимания, а потому этот метод дает возможность следить за умом.

Когда ум возбужден, мысли возникают непрестанно - поэтому мы легко отвлекаемся, и внимание блуждает.

Затем, вдруг опомнившись, мы понимаем, что отвлеклись, и снова сосредоточиваемся на белом «А».

Однако, если ум слиш­ком возбужден, лучше всего сделать перерыв и начать снова попозже.

Ведь принуждение тоже может повлечь за собой неприятности.

Если белое «А» кажет­ся тусклым и неясным, следует сосредоточить внимание более остро.

Обычно у нас бывают трудности с возбужденностью (годпа: rgod-pa) или вялостью (муг- па: rmug-pa), но затруднения могут быть связаны и с недостатком энергии, или сонливостью (чингва: bying-ba).

Существуют разные методы, которые можно применять как противоядия от этих неприятностей, и мы о них уже говорили.

Если продолжать практику, таким образом, мы начнем переживать ощуще­ние душевного счастья и телесного удовольствия.

Такое переживание называ­ется дэва (bde-ba).

Продолжая практику, мы развиваем шаматху, или шинэ (zhi- gnas), состояние покоя ума.

Наш ум сосредоточен, он становится спокоен, как гладь озера в безветренную погоду, и мешающие мысли нас больше не беспо­коят.

Однако не считайте это Естественным Состоянием - это лишь переживание (нам: nyams): переживание состояния покоя и переживание состояния без мыслей (митогпа: mi rtog-pa).

Это еще не ригпа.

Такое сосредоточение осуще­ствляется с помощью ума и не является ни природой ума, ни Естественным Со­стоянием. Но этот метод полезен, потому что облегчает узнавание Естественно­го Состояния. Даже опытный практик может обнаружить, что его практика за­коснела, и поэтому, чтобы освежить практику пребывания в Естественном Со­стоянии, мы можем применить практики сэмдзинов (sems-'dzin. «удержание ума»), такие как сосредоточение на белой букве «А».

Теперь, когда мы сосредоточены на белом «А» и находимся в состоянии по­коя, не отвлекаясь ни на какие возникающие мысли, мы заглядываем в себя и наблюдаем, что делает наш ум.

Так мы начинаем исследовать свою истинную природу.

Когда возникает мысль (намтог: mam-rtog), просто наблюдайте ее, не оценивая и не пытаясь как-то изменить.

Есть ли у нее цвет или форма?

Есть ли у нее местоположение в пространстве, внутри или вне тела?

Приходит ли она откуда-то извне?

Пребывает ли где-то?

Уходит ли куда-нибудь?

Какова разница между покоем и движением мыслей?

Позанимайтесь таким наблюдением неко­торое время.

Что мы можем сказать об уме, наблюдая состояние покоя, созданное со­средоточением, а также движение мыслей?

 







Date: 2015-09-17; view: 834; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.068 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию