Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обязательство
Если практикующему все это ясно, значит, существует обязательство (дамциг: dam-tshig) Хотя в Дзогчене, в отличие от Сутры и Тантры, нет обетов и правил, тем не менее, если мы хотим практиковать Дзогчен, у нас ecть обязательство по отношению к воззрению Дзогчена. Это «самая». Они имеют четыре аспекта: - единственность (чигпо: gcig-po), - самосовершенство (лхундруб), - отрицание всего (мэдпа: med-pa), - естественное пребывание в чистоте (рангжин нэ даг: rang-bzhin gnas dag). Тибетское слово чигпо означает «единое, единственное, неповторимое, единственность, неповторимость». Воззрение Дзогчена единственно и неповторимо, поскольку мы не склоняемся ни к одной из сторон, но всегда остаемся с йермэд. С точки зрения Дзогчена, все видимости самосовершенны (лхундруб). Слово мэдпа означает отрицание: «не есть». Но в данном контексте мы не имеем в виду, что нечто не существует. В тексте Намка трул дзод принадлежащем к Сэмдэ Дзогчена, понятно излагается этот способ объяснения с помощью отрицания: нет прибежища, нет сострадания и т. д. Подобное отрицание имеет отношение лишь к Естественному Состоянию. Оно означает, что в Естественном Состоянии нет ничего, кроме Естественного Состояния. С точки зрения проявленного, все существует, в том числе, все практики и заслуги. С точки же зрения Естественного Состояния, ничто не существует независимо, поскольку всё, включая прибежище, сострадание, десять парамит и т. д., уже имеется, присутствует во всей полноте своей потенциальности, а потому нечего обретать. Все уже есть. Если мы держимся за что-то, то это уже не Дзогчен: мы отошли от воззрения Дзогчена и впали в более низкое воззрение. Поэтому мы говорим обо всем с отрицанием (мэдпа). Естественно пребывать в чистоте - значит пребывать в йермэд. Необходимо оставить всё как есть, не пытаясь исправить или изменить, - вот воззрение Дзогчена. В Естественном Состоянии нет никакой пристрастности или подразделений. В нем нечего утверждать или отрицать. Именно это имеется в виду, когда говорят о том, что не нужно ничего принимать или отвергать (панг ланг мэдпа: spang blang med- pa). Но если мы думаем: «Я должен пребывать в состоянии йермэд», значит, мы продолжаем держаться за понятие, а это неверное воззрение. Мысли и понятия не Естественное Состояние. Осознание (ригпа) осознаёт само себя (рангриг: rang-rig), оно не разделяется на субъект и объект. Поэтому, пытаясь что-то сделать с помощью мышления и рассуждения, мы искусственно расчленяем Естественное Состояние на две части и уже больше не пребываем в нём.
В низших колесницах говорят о двух истинах, но в Дзогчене мы этого не делаем, а говорим о едином источнике, или Основе (жи). Поэтому Дзогчен на зывают тигле нягчиг (thig-le nyag-gcig) - «Единственная Сущность». В тибетском языке слово Дзогпа (rdzogs-pa) имеет два значения 1) нечто законченное, завершенное, исчерпанное и 2) нечто полное, совершенное и абсолютное. По-тибетски самбхогакая называется дзогку (rdzogs-sku), потому что она блистательна, полна и совершенна. Она - подлинный облик, видимое проявление (ку: sku) совершенства (дзогпа). Но это не означает, что ее кто-то завершил. Согласно воззрению Дзогчена, все совершенно, поскольку все есть лхундруб. В Естественном Состоянии потенциально существует все. Но проявление происходит в зависимости от вторичных причин. С точки зрения Дзогчена, это относится и к десяти парамитам, и к другим достоинствам. В Естественном Состоянии уже присутствует все накопление заслуг и мудрости - нечего ни прибавлять, ни развивать. Поэтому, если мы практикуем одним единственным способом, пребывая в ригпа, все блага проявятся во всей своей полноте, поскольку они уже в полной мере содержатся в Естественном Состоянии. Естественное Состояние обьемлет все: по отношению к нему нет ни внешнего, ни внутреннего. Тем не менее, у каждого живого существа свое Естественное Состояние, которое обладает тем же качеством и уровнем, что и других. Естественное Состояние одинаково у просветленного будды и у неразумного насекомого. Первое не больше, а второе не меньше. Разница между просветленным и неразумным существом лежит в области Пути и Плода, но Основа в обоих случаях одна и та же. И эта Основа - Естественное Состояние. Но это Естественное Состояние - свое у каждого живого существа. Мы не представляем собой «Один Ум». Иначе, если было бы только одноединстве нное Естественное Состояние, или Один Ум, то, когда Будда достиг просветления, просветленными стали бы и все живые существа. Однако этого не случилось. Восемь низших путей, или колесниц (як), не соглашаются с этим воззрением Дзогчена.
В данном тексте рассматриваются четыре несогласия, или возражения, против Дзогчена, которые поочередно опровергаются.
Первое возражение – читтаматра. Согласно воззрению читтаматры (сэмцампа: sems-tsam-pa), все сущее связано с умом, создано умом. Таково подлинное воззрение читтаматры, философии школы йогачара. Когда мы видим синеву неба, это означает, что сознание глаз, то есть воспринимающий субъект, и синева то есть воспринимаемый объект, нераздельны. Это происходит потому, что они происходят от одной и той же кармической причины. То же самое верно для всех видов восприятия проявленного, а потому можно сказать, что все связано с умом, хотя и не состоит из некоего вещества ума. Не существует ничего, что не имело бы такой связи с сознанием, ничто не может существовать независимо. Воззрение читтаматры школы йогачара утверждает, что все происходит от ума (сэм: sems) и что вне его ничего нет. Поэтому читтаматрин спрашивает: «Так как же вы, дзогченпа, можете придумать что-то лучше этого? Иначе говоря, как вы можете выйти за пределы мыслей к состоянию вне ума? Не может быть, чтобы существовало что-то выше ума». В Дзогчене всегда речь идет об «уме», и поэтому некоторые думают, что воззрения Дзогчена и читтаматры одинаковы. Но в Дзогчене слово ум (сэл) имеет совсем другое значение: имеется в виду не процесс мышления и не сознание (намше), а ум как природа ума (сэмнид: semsnyid). В Дзогчене под сам подразумевается сэмнид, и он не входит в систему восьми сознаний (цог гед: tshogs brgyad). Эта природа ума характеризуется осознанием (ригпа) и неотделима от Основы. Но эта Основа неизвестна в читтаматре, где речь идет только о кунжи намше (kungzhi mamshes) - вместилище кармических следов (багчаг: bagchags). В Дзогчене же термин кунжи, основа всего в сансаре и нирване, имеет совсем иной смысл, чем кунжи намше в читтаматре, где оно лишь служит основой для кармических следов. Воззрение Дзогчена отличается от воззрения читтаматры.
На возражения, выдвигаемые читтаматрином, дзогченпа отвечает: «Вы говорите, что все вещественно и существует независимо. Но мы этого не признаем. Мы не считаем реальными ни все явления, ни мысли, которые представляют их реальными. Согласно читтаматре, все, что мы видим или переживаем, обладает независимым бытием (рангжин), но Дзогчен не считает, что Естественное Состояние обладает самостоятельным бытием. Поэтому наше воззрение идет дальше вашего».
Второе возражение – мадхьямика. Второе возражение - это критика Дзогчена со стороны мадхьямики. Как читтаматра, так и мадхьямика признают две истины: относительную истину - все явленное, и абсолютную истину - шуньяту. Мадхьямика утверждает, что все связано с этими двумя истинами и что вне их ничего нет. Субъект и объект не имеют независимого бытия и существуют только как названия, созданные мышлением. Ничто не обладает независимым бытием. Шуньята - это окончательная, или абсолютная, реальность, и вне ее ничего нет. Поэтому последователи мадхьямики спрашивают: «Как можете вы, дзогченпа, придумать что-то лучше этого? Ваш Дзогчен - это даже не буддизм!» На это дзогченпа отвечает: «Мы не признаем разделения на субъект и объект и двух истин. Наше воззрение - нераздельность ( йермэд ) без какой-либо пристрастности. сть только одна истина, которую мы называем тигле нягчиг, Единственная Сущность. Поэтому наше воззрение идет дальше вашего воззрения о двух истинах. Дзогчен не вмещается в воззрение мадхьямики, но это не значит, что Дзогчен - не учение Будды: это просто значит, что он выходит за рамки вашего определения Двух истин».
Об этом см. Галдо (Galmdo) Дже Цонгкапа в комментарии к Мадхьямакаватаре Чандракирти и в своем Ламрим ченмо (Lamrim chenmo) критикует Дзогчен за то, что он не признает двух истин. Дзогчен утверждает, что окончательное воззрение имеет отношение только к единой природе, состоянию вне причины и следствия. В нем не говорится, что кармические причины и следствия абсолютны. Существуй Две Истины, мы, чтобы их знать, должны были бы иметь два ума. Цонгкапа действительно говорит о двух видах познания: 1) различающая мудрость (субъективный аспект), познающая шуньяту (объективный аспект), (тонг нид тогпай шераб: stongnyid rtogspa'i shesrab), и 2) рассудочный ум, который познаёт имена и понятия. И то и другое представляет собой «мудрость», или способность познавать, (шераб), но речь идет не об одном уме, а о двух. Согласно Дзогчену, есть только один вид познания, тигле ньягчиг, а не два вида ума. Последователь мадхьямики снова возражает: «Если в Дзогчене нет двух истин, значит, он не признает и десять парамит. Как же тогда вы, дзогченпа, выполняете какие-то практики? А если вы не выполняете никаких практик, как же вы накапливаете заслуги? Если же у вас нет двух накоплений, заслуг и мудрости, как вы достигаете состояния будды? Две истины - источник двух накоплений, а следствие двух накоплений - обретение Двух Тел: дхармакаи и рупакаи. Поэтому, не обладая этими двумя истинами, вы не сможете обрести состояние будды. Они необходимы как причины дхармакаи и рупакаи. Не обладая такими причинами, вы не сможете обрести состояние будды».
Дзогченпа отвечает: «Дзогчен согласен, что без причины невозможно обрести состояние будды. Но если нам дали слиток золота, не нужно искать его качества: они присущи ему изначально. В Дзогчене никогда не говорится, что не нужно практиковать десять парам ит, но только утверждается, что Естественное Состояние уже обладает десятью парамитами и, если обрести Естественное Состояние, они проявятся сами собой. Поэтому нет нужды практиковать их отдельно, одну за другой. Десять парамит спонтанно присутствуют в Естественном Состоянии. А потому в Дзогчене объясняется только тигле нягчиг, или Естественное Состояние, и этого достаточно. Если мы практикуем Естественное Состояние, то обретем дхармакаю и рупакаю, потому что в Естественном Состоянии уже присутствует все, и, когда возникают вторичные причины, оно проявляется само собой. Если мы практикуем однолишь Естественное Состояние, все уже присутствует, и этого достаточно».
Согласно системе Сутры в целом, если мы не признаем двух истин, то нет причины для обретения Двух Тел. В частности, поеледователи гелугпы опираются на объяснение, которое дает Чандракирти в Мадхъяжакаеатаре. (Ума ла джугпа: dbu- та la ’jug-pa). Они считают его воззрение, то есть воззрение школы прасангика, наивысшим воззрением и утверждают, что ничто не может его превзойти. В этом они следуют Цонгкапе. Согласно мадхьямике, природа будды имеет относительный смысл, а шуньята - абсолютный. В своем произведении Цигдон дзод (Tshig don mdzod) великий учитель Дзогчена Лонгченпа утверждает, что в текстах Праджняпарамиты Будда реально учил Дзогчену. В отличие от толкования Чандракирти, он истолковывает Праджня парам иту как Дзогчен. Обнаружив свою истинную природу, которая равнозначна Естественному Состоянию, мы не нуждаемся в поисках чего-то еще. Все уже присутствует и проявится само собой. Но и в Дзогчене для проявления трикаи нужны вторичные причины, в этом и проявляется различие со школой джонангпа. Поэтому можно справедливо заявить, что воззрение Дзогчена выше.
Третье возражение - Низшая Тантра. Тантры, как читтаматра и мадхьямика, тоже признают две истины. Но здесь делается другой акцент и применяется другой метод. Согласно Криятантре, практика предполагает наличие двух видов существ: - существа знания (йеше сэмпа: ye-shes sems-dpa') - и символического существа (дам циг сэмпа: dam tshig sems-dpa') Символическое существо - это визуализация божества в небе перед собой; оно создается нашим умом. Существо знания - это благословение и заключенная в нем энергия, которые идут от высшего источника. Затем эти два существа объединяются в одно, и такое единство называется существом действия (лэ ки сэмпа: las kyi sems-dpa'). В Крия-тантре джнянасаттву сравнивают с царем, а самаясаттву - со слугой. Царь дарует слуге сиддхи и благословения, и тот получает силу и мудрость, так что переполняющая его сипа может быть передана практикующему. Последователь Крия-тантры утверждает: «Мы представляем, как вся вселенная становится небесным дворцом, а все существа - божествами в этом дворце. Что может бьггь лучше такого воззрения? Мы приглашаем мудрость божества и, объединяя символическое существо и существо знания, получаем сиддхи от существа действия. Разве можете вы, дзогченпа, предложить что- нибудь лучше этого? Нет воззрения и практики лучше!»
На это дзогченпа отвечает: «На самом деле вы не понимаете истинной природы вещей. Вы не способны выйти за пределы визуализации (мигмэд: dmigs-med) Вы создаете умом одно существо, приглашаете мудрость как другое существо, а затем пытаетесь смешать их вместе. Но вы не можете соединить их в одно. Вам неизвестно нямнид (mnyam-nyid, состояние тождества), и поэтому вы делаете одного господином, а другого слугой. Вы как дети. Вам неведомо истинное объединение, и поэтому наше воззрение превосходит ваше. Наше воззрение обширно и безгранично, в нашем поведении нет запретов, а потому наше воззрение выше. «Высшее» воззрение означает приближение к истинной природе, и, чтобы его осуществить, мы не применяем мышление. Вы можете практиковать две истины только поочередно, а не одновременно. Вам приходится их чередовать. В Дзогчене же мы идем дальше этого» Четвертое возражение - Высшая Тантра. В системе Бонпо существует четыре вида Тантры. Две Низшие Тантры – это: - Крия-тантра (чавэй гюд: bya-ba'i rgyud) и - Чарья-тантра (чодпэй гюд: spyod- pa’i rgyud). Две Высшие Тантры называются Йешен ги гюд (yegshen gyi rgyud) и Йешен ченпой гюд (ye-gshen chenpo'i rgyud). Различие между ними напоминает различие между Махайога-тантрой и Ануйога-тантрой в системе нингма-па, а также различие между Отцовской Тантрой и Материнской Тантрой в системе сармапа. Последователь Высших Тантр утверждает, что ему известно и осознание (ригпа), и созерцание, или состояние равности (нямжаг: mnyam-bzha.g; санскр. самадхи) Все божества существуют спонтанно - таково воззрение Йешен ги гюд. Поэтому существо знания и символическое существо похожи на братьев, а объединяем мы здесь блаженство (дэва: bde-ba) и пустоту (дэ тонг сунджуг: bde stong zung-'jug). Мы представляем, что все эти божества и сама вселенная возникают из измерения пространства (йинг - шуньята). Все связано с шуньятой и из нее проявляется. Мы созерцаем эти проявления и обнаруживаем, что все возникает из этой совокупности измерения иизначального осознания (йинг I дат йеше: dbyings dang ye-shes). Значит, не может быть воззрения лучше это го!». На это дзогченпа отвечает: «Вы, тантрики, все еще держитесь (дзинпа: ’dzin-pa) за знание шуньяты как объекта. Наше же дзогченское воззрение ни за что не держится. Мы ничего не строим умом: ни визуализаций божеств, ни мандал. Мы не приходим ни к каким выводам и ничего не создаем, а идем прямо к Естественному Состоянию. Поэтому наше дзогченское воззрение выше. Вы же, тантрики, постоянно тешитесь детскими играми, то есть играете с рассудочными мыслями. Вы вечно пытаетесь что-то создать или что-то уничтожить. И этот созданный мышлением замкнутый круг бесконечен. Дзогчен - не ограничен мыслями. Все низшие колесницы не свободны от болезни - рассудочного мышления, но Естественное Состояние изначально запредельно всем мыслям и действиям. В Высших Тантрах вы утверждаете, что все божества суть отражения или проявления (цал: rtsal) состояния пустоты и не созданы I мышлением. Вы говорите, что дзогрим отображает реальность: в нем нет умозрительных визуализаций как в практике кедрима, все существует само по себе! И все-таки вам приходится визуализировать божеств и мандалы. Вы вечно что-то строите умом, а потому всегда ограничены мыслями. Вы связаны мыслями. Это не идет, ни в какое сравнение с Дзогченом. Дзогчен изначально свободен от всех мыслей, свободен от действий. В нем нет ничего искусственного или измышленного. Поэтому он представляет собой наивысшее воззрение. Эти ответы ясно указывают, почему Дзогчен - самое глубокое и высокое (саб ге: zab rgyas) воззрение. Мы должны знать, на каком основании Дзогчен считается наивысшим воззрением, иначе такое утверждение будет пустым звуком. Что касается практики Дзогчена, то необходимо понимать Естественное Состояние и, чтобы оказаться в нем, нет нужды создавать что-то умом или опытным путем.
Нераздельность. В Дзогчене особое внимание уделяется нераздельности (йермэд). Слово «нераздельность» означает не то, что две разные вещи свели вместе и сделали из них одну. Это было бы соединение, или сращение (сунджуг: zung-'jug). Нераздельность же означает, что они никогда не были раздельны. Можно говорить о различных качествах или аспектах, но в действительности не было ничего иного, чем полное единство, так нераздельны вода и влажность или огонь и его жар. В Дзогчене утверждается, что изначальная чистота (шуньята) и спонтанное проявление изначально были нераздельны (йенэ кадаг лхундруб йермэд: ye-nas ka-dag lhun-grub dbyer-med) и никогда не было иначе Поэтому, если мы практикуем воззрение Дзогчена, то не ограничиваем себя ни одной из сторон. Даже если три раздела учений Дзогчена уделяют главное внимание разным аспектам: - Лонгдэ - аспекту пустоты (тонгча: stong-cha), а - Сэмдэ - аспекту ясности или осознания (салча: gsal-cha), Самое главное заключается в том, чтобы понимать единство того и другого, их нераздельность (йермэд). В Упадете, или Мэннгагде, с самого начала подчеркивается йермэд: в ней отправным пунктом служит именно нераздельность и, чтобы ее обрести, не нужно сначала достигать пустоты или ясности. Истинная природа Дзогчена невыразима словами, обнаружить ее можно только в самих себе. Для этого, в качестве прямого введения в Естественное Состояние можно использовать переживания состояния покоя (нэпа: gnas-pa), движения мыслей (гюва: ’gyu-ba) и мгновенного осознания (ригпа). Однако, если только играть рассудочными мыслями, как дети забавляются игрушками, мы выпадем из Естественного Состояния. Поэтому, чтобы обнаружить реальность, недостаточно только философии и интеллектуальных рассуждений.
Учения Лопона Тендзина Намдака в Амхерстпеком колледже, октябрь 1991 года Воззрение. В наше время на Западе Дзогчен представляет собой особую ценность, поскольку смотрит в самую суть. У всех нас, живых существ (сэмчен: sems-can), есть ум (сэм). Поэтому такое учение об уме и его природе нам очень полезно, не только теоретически, но и практически. Польза Дзогчена заключается в том, что он может принести нам душевный покой и счастливую жизнь. В практике Дзогчена нет ни сложных визуализаций, ни трудных йогических поз, ни утомительно однообразного начитывания мантр, а есть лишь наблюдение своего собственного состояния и обнаружение природы ума. Нужно открыть для себя то, что действительно существует. Собственный ум нам ближе, нежели что-то иное, однако он незрим, и мы его не видим. Мы не сразу распознаём его природу. Поэтому необходимо выслушать учения, а затем претворить их в практику. Это не только принесет нам покой и благополучие в настоящем, но и создаст условия для более благоприятного будущего рождения. Однако, чтобы это понять, сначала нужно понаблюдать свое состояние, и тогда мы сможем обнаружить и распознать эту природу ума. Учения Дзогчена кажутся очень простыми, но в тибетских текстах они подаются намного сложнее. Обычно в дзогченском тексте говорится, что необязательно практиковать кедрим и дзогрим, как это делают в Тантре, или развивать добродетели, такие как бодхичитга, щедрость и т. д., как в Сутре. В Дзогчене утверждается, что не нужно делать ничего, кроме как войти в Естественное Состояние (ригпа) и остаться в нем. Помимо этого, мы не нуждаемся ни в каких конкретных действиях. В Дзогчене не стоит вопрос о кармических следах или о практике добродетелей. В текстах Дзогчена даже говорится о ненужности воззрения или медитации. Что же это значит, и почему в некоторых текстах говорится такое? В Дзогчене есть как прямые объяснения, так и непрямые. В Тибете некоторые критики Дзогчена даже утверждали, что это не буддизм, а некая разновидность нигилизма. Хотя это не так, на протяжении столетий критики Дзогчена выдвигали множество неверных предположений. Передача Дзогчена традиционно осуществляется в особой культурной и интеллектуальной среде, и нам нужно знать, какова эта среда, иначе у нас может сложиться превратное мнение о Дзогчене. Эта интеллектуальная среда в основном представлена учениями Сутры и Тантры (как в буддизме, так и в Боне). Сюда относится также учения бордо, содержащиеся в знаменитой «Тибетской книге мертвых». Как в тибетском буддизме, так и в Юндрунг-Боне Дзогчен считается самым высоким и наиболее тайным учением будд. То же самое утверждает и тибетская школа нингмапа. По существу учения и терминология Дзогчена в текстах нингмапы и Бона одинаковы, и главное различие между ними - это разные линии передачи. По утверждению нингмапинцев, их линия передачи происходит из Индии и Уддияны, а бонцы считают, что их передача идет из Шанг- Шунга и страны Тадзиг. Смысл же Дзогчена в обеих традициях одинаков. Представляя здесь воззрение и практику Дзогчена, мы пользуемся собранием бонских текстов Дзогчена Намка труп дзод (Nammkha' phrul mdzod) - «Волшебная небесная сокровищница». Эти тексты связаны с учителем Лунгтоном Лхагненом (Lung-ston Lha-gnyan, род. в 1088 г.), а учения этого цикла он получил устно от Цеванга Ригдзина (Tshe-dbang rig-'dzin), древнего мудреца, обликом похожего на индийского садху. Тексты эти принадлежат к учениям отца Цеванга Ригдзина - Дрэнпа Намка (Dran-pa nam-mkha') из Шанг-Шунга, и отражают, скорее, теоретические взгляды Дзогчена. В сущности, в тибетской традиции Бон имеется два разных подхода к практике Дзогчена.
- в первом нужно найти для себя достойного гуру, который является учителем Дзогчена, и попросить у него учения. Затем, уединившись, мы выполняем согласно его наставлениям предварительные практики. Они называются нгондро (sngon-'gro) и состоят из девяти практик, которые выполняют по сто тысяч раз каждую. Поэтому их называют бум гу ('bum dgu), или «девять бумов» (бум значит сто тысяч). Завершив эту подготовку, мы возвращаемся к своему гуру и просим учений Дзогчена, после чего он дает нам прямое введение в ригпа, или Естественное Состояние (ригпа нготрод). Для этого существует много способов. Затем мы удаляемся в длительное уединение и практикуем, стараясь оставаться в Естественном Состоянии как можно дольше. Теперь мы знаем, что такое ригпа, поскольку учитель нас с ним познакомил, но этого знания недостаточно. Нужно практиковать, оставаясь в этом состоянии. Мы должны развивать свою способность к этому, иначе недостаточное знакомство с ним может породить сомнениям. На этом этапе совершенно необходимо время от времени встречаться со своим гуру, чтобы он проверял наше понимание Естественного Состояния. Так мы продолжаем, пока не достигнем просветления.
- Второй подход уделяет гораздо большее внимание теоретической стороне. В Тибете официальное образование можно было получить только в монастырях. В больших бонских монастырях существовал традиционный курс учебных занятий: обучение начинали с Сутры, затем переходили к Тантре и завершали Дзогченом. Бонпо бережно сохраняли эту традицию высокой образованности, и у них существовала система диалектики, связанная с изучением Дзогчена. В наше время в бонском монастыре, находящемся в Индии, имеется девятилетняя программа обучения для получения звания геше. Однако у того, кто изучает философию в монастырской школе, не остается времени на практику или на то, чтобы удалиться в уединение. От самого ученика зависит, будет ли он практиковать, когда окончит курс обучения и получит степень. Шардза Ринпоче провел реформу в своем монастыре в Восточном Тибете и попримеру нингмапинцев ввел систему трехлетнего отшельничества. Сначала ученик завершал все философское образование, а затем удалялся в трехлетнее уединение, чтобы практиковать Тантру и Дзогчен. На эту традицию, введенную Шардза Ринпоче, во многом повлияли традиции школ нингмапа и кагьюпа, и поэтому мы находим в ней такие же предварительные практики. Разумеется, речь идет о практике, продолжающейся до обретения реализации, или просветления, поэтому она не ограничена лишь трехлетним уединением. Что же такое Дзогчен и какова цель его практики? Мы должны это знать и обладать ясным пониманием, что такое Дзогчен, не только потому, что это необходимо для собственного воззрения и практики, но и для того, чтобы суметь ответить на вопросы о Дзогчене. Ведь мы не хотим, чтобы у людей создалось превратное представление о нем, потому что это было бы плохо для них и плохо для репутации учений Дзогчена. Следовательно, мы должны понимать, что такое Дзогчен, как его практиковать и каковы плоды его практики. Чтобы обрести понимание Дзогчена, нужно получить прямое введение в него от того, кто знаком с ним не только теоретически, но и на собственном опыте. Нас словно знакомят с нашим старым другом - мы давно его знаем, только в настоящее время не узнаём. При таком знакомстве у нас появляется проблеск узнавания. Получить введение означает познакомиться с ригпа, или Естественным Состоянием.
Существует много способов прямого введения в ригпа, и один из них - сосредоточение на белой букве «А». Удержание ума на объекте медитации требует сосредоточения. Неважно, какой объект мы выберем, только не нужно его менять, поскольку это заставило бы нас отвлечься. Можно использовать палочку или камешек, находящиеся перед глазами, но в качестве введения в Дзогчен традиционно используют белую тибетскую букву «А». Если кто-то не знает, как она выглядит, можно использовать латинскую букву «А» или даже небольшое белое пятнышко. Эту белую букву изображают на черной или темно-синей бумаге и прикрепляют к стене или к воткнутой в землю палке, чтобы, когда мы сидим в позе медитации, она была прямо перед нами. Буква «А» должна находиться перед глазами не слишком высоко и не слишком низко. Поскольку взгляд прикован к букве «А», ум тоже останавливается на ней. Глаза - слуги ума, а ум - как царь, которому слуги должны доставлять все необходимое. Таков способ управлять умом, за которым, в противном случае, трудно уследить. Если остановить взгляд на белой букве «А», ум сосредоточится на ней. Когда взгляд неподвижен, ум тоже не движется. В Дзогчене, медитируя, мы держим глаза открытыми (или полуприкрытыми), но взгляд неподвижен и глаза не мигают. Главное здесь - однонаправленное сосредоточение ума, при котором для рассудочных мыслей не остается места, и они не могут возникать и отвлекать нас. Этого можно достичь, если очень остро сосредоточить внимание, а затем, слегка ослабить сосредоточение. Однако слишком длительное острое сосредоточение может породить трудности. Здесь нужно быть осмотрительными. Эта практика не равнозначна подавлению мыслей: для их проявления просто не остается места. Это позволяет нам овладеть умом, используя косвенные средства. Мы словно целимся стрелой в центр мишени. Белое «А» - мишень для нашего полного и всецелого внимания, а потому этот метод дает возможность следить за умом. Когда ум возбужден, мысли возникают непрестанно - поэтому мы легко отвлекаемся, и внимание блуждает. Затем, вдруг опомнившись, мы понимаем, что отвлеклись, и снова сосредоточиваемся на белом «А». Однако, если ум слишком возбужден, лучше всего сделать перерыв и начать снова попозже. Ведь принуждение тоже может повлечь за собой неприятности. Если белое «А» кажется тусклым и неясным, следует сосредоточить внимание более остро. Обычно у нас бывают трудности с возбужденностью (годпа: rgod-pa) или вялостью (муг- па: rmug-pa), но затруднения могут быть связаны и с недостатком энергии, или сонливостью (чингва: bying-ba). Существуют разные методы, которые можно применять как противоядия от этих неприятностей, и мы о них уже говорили. Если продолжать практику, таким образом, мы начнем переживать ощущение душевного счастья и телесного удовольствия. Такое переживание называется дэва (bde-ba). Продолжая практику, мы развиваем шаматху, или шинэ (zhi- gnas), состояние покоя ума. Наш ум сосредоточен, он становится спокоен, как гладь озера в безветренную погоду, и мешающие мысли нас больше не беспокоят. Однако не считайте это Естественным Состоянием - это лишь переживание (нам: nyams): переживание состояния покоя и переживание состояния без мыслей (митогпа: mi rtog-pa). Это еще не ригпа. Такое сосредоточение осуществляется с помощью ума и не является ни природой ума, ни Естественным Состоянием. Но этот метод полезен, потому что облегчает узнавание Естественного Состояния. Даже опытный практик может обнаружить, что его практика закоснела, и поэтому, чтобы освежить практику пребывания в Естественном Состоянии, мы можем применить практики сэмдзинов (sems-'dzin. «удержание ума»), такие как сосредоточение на белой букве «А». Теперь, когда мы сосредоточены на белом «А» и находимся в состоянии покоя, не отвлекаясь ни на какие возникающие мысли, мы заглядываем в себя и наблюдаем, что делает наш ум. Так мы начинаем исследовать свою истинную природу. Когда возникает мысль (намтог: mam-rtog), просто наблюдайте ее, не оценивая и не пытаясь как-то изменить. Есть ли у нее цвет или форма? Есть ли у нее местоположение в пространстве, внутри или вне тела? Приходит ли она откуда-то извне? Пребывает ли где-то? Уходит ли куда-нибудь? Какова разница между покоем и движением мыслей? Позанимайтесь таким наблюдением некоторое время. Что мы можем сказать об уме, наблюдая состояние покоя, созданное сосредоточением, а также движение мыслей?
Date: 2015-09-17; view: 834; Нарушение авторских прав |