Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Почему мы говорим, что воззрение Дзогчена - высшее?
Во всех девяти последовательных путях, или колесницах, мы стремимся обнаружить Естественное Состояние (пэлуг: gnas- lugs). Но результат зависит от способности человека. У каждого из девяти последовательных путей свое воззрение. Обычно мы говорим, что метод Сутры - это путь отречения (покг лам: spong lam), метод Тантры - путь преображения (гюр лам: sgyur lam), а метод Дзогчена - путь самоосвобождения (дрол лам: grol iam), при этом Дзогчен - конечный, или высший путь. Самоосвобождение (рангдрол: rang grol) - воззрение, характерное для трэгчод (khregs-chod). Рассматриваемый здесь текст озаглавлен Тэгпэй римпа нгон ду шэдпэй до гюд - «Ясное изложение Сутры и Тантры в Девяти Путях». Этот текст входит в собрание Центральных Сокровищ, или Ушэр (dbu-gter), которые называются так потому, что находились в Самье и других местах Центрального Тибета. В нем рассматривается воззрение Дзогчена и его отличие от воззрений мадхьямики, йогачары и Тантры Однако, если опираться только на умственные рассуждения, мы будем очень далеки от воззрения Дзогчена. Ведь дело не в том, чтобы размышлять: «Может быть, Дзогчен - то или се»? Так мы получили бы нечто искусственное, а не прямое переживание. В первую очередь требуется именно прямое введение в Естественное Состояние, или непосредственное знакомство с ним (ригпа нгондрол). Естественное Состояние - воззрение практики трэгчод. Такое знакомство происходит очень просто: мы просто всматриваемся в самих себя. Каждый из нас обладает возможностью постичь Естественное. Естественное Состояние самостоятельно. Оно всегда с нами, но мы нуждаемся в том, чтобы нам на него указали. Поэтому дело не в том, чтобы набирать разные учения: так только еще больше от него отдалишься. Нет, все дело в личном прямом переживании. Наблюдатель и наблюдаемое растворяются одновременно, и мы оставляем их, как они есть. Мы просто пребываем в Естественном Состоянии - таково воззрение трэгчод. Но прямое введение необходимо: хотя Естественное Состояние всегда с нами, мы не узнаём его из-за своей омраченности. Мы получаем прямое введение от учителя, у которого есть собственное личное переживание Естественного Состояния. Он знает, каково оно, и может указать его нам. Это способствует ясности и пониманию и устраняет препятствия. От Дхармакаи Самантабхадры учения Дзогчена дошли до учителя Тапихрицы, а тот в восьмом веке в стране Шанг-Шунг передал их своему ученику, Герпунгу Нангжеру Лодпо (Gyer- spungs sNang-bzher lod-po), который их записал. Затем эти учения непрерывно передавались вплоть до нынешнего дня. Поэтому в устной традиции Шаиг-Шунг ненгюд, «Устной передаче (ненгюд: snyan-rgyud) из страны Шанг-Шунг», Тапихрица — главная фигура практики гуру-йоги. От него как от учителя - нирманакаи к нам идут все благословения, вся мощь знания и благодать (чинлаб: byin-rlabs). Благодаря практике Дзогчена он достиг просветления будды и обрел Радужное Тело Света (джалу- па: ’ja-'lus-pa). Затем, в более позднее время, он явил себя в облике ребенка и дал наставления Дзогчена учителю Герпунгпе В учениях Дзогчена Основа (леи: gzhi) - это состояние полной изначальной чистоты (кадаг чгнпо: ka-dag chen-po). Это состояние изначальное чистоты может в некоторых отношениях напоминать бессознательное состояние, но это не бессознательность как таковая, потому что в нем присутствует осознание (ригпа: rig-pa). Его часто сравнивают с небом, но это лишь пример, поскольку небо не осознаёт. Однако как небо не меняется от присутствия облаков, так и Основа не меняется от того, что мы думаем или делаем. К ней не добавить ничего нового, ее не исправить и не изменить (мачупа: ша bcos-pa). Она естественно чиста и никогда не бывает иной - таково ее качество. То что происходит в сансаре, никогда не загрязняет Естественного Состояния. Оно похоже на зеркало, которое никак не изменяется, что бы в нем ни отражалось. Тем не менее, в этой Основе, Естественном Состоянии, сами собой, как облака в небе или отражения в зеркале, возникают проявления. Таково качество спонтанного проявления (лхундруб: lhun-grub), и эти проявления выражают творческую энергию (цал: rtsal) Естественного Состояния. Все, что мы, отдельные живые существа, думаем и воспринимаем, есть проявления энергии Естественного Состояния. В конце концов все это возвращается обратно в Естественное Состояние. Ни в санcape, ни в нирване нет ничего, что бы не было объято Естественным Состоянием, изначальной Основой (ие жи: ye gzhi) сансары и нирваны. Все явленное существует как самосовершенство (лхундруб) и, тем не менее, оно пусто. Аспект пустоты (тонгча: stong-cha) всего сущего называют изначальной чистотой (кадаг), а аспект ясности (салча: gsal-cha) - самосовершенством (лхундруб). Хотя, говоря об этих двух аспектах, мы их разделяем, на самом деле они нераздельны (йермэд). Поэтому нет ничего отдельного от Основы: в ней присутствует все. Нераздельность ясности и пустоты (сал тот йермэд) - качество Естественного Состояния. Если у нас иное воззрение, то это не воззрение Дзогчена. Если мы действительно практикуем Естественное Состояние, то умом ничего не анализируем и не исследуем. Мы оставляем все в состоянии бытия как оно есть {джижинпа). Если думать, исследовать или оценивать, созерцание будет нарушено и потеряно: мы выпадаем из Естественного Состояния и вовлекаемся в работу ума. В Естественном Состоянии все превосходно именно так, как оно есть, и нам не нужно о нем думать или его оценивать. В Дзогчене есть три раздела учений: - Сэмдэ, или раздел ума, - Лонгдэ, или раздел пространства, и - Мэнгагдэ, или раздел тайных наставлений. В Лонгдэ упор делается на аспект пустоты. В Сэмдэ - на аспект ясности или осознания (салча; ригча: rig-cha). В Мэнгагдэ, или Упадете, упор делается на нераздельность (йермэд) этих двух составляющих. Ведь если ограничиться только шуньятой, аспектом пустоты, то это будет не Дзогчен. По существу, Сэмдэ и Лонгдэ - лишь названия, указывающие на аспект, которому уделяется основное внимание, высшая же цель того и другого - йермэд, или нераздельность, иначе это был бы не Дзогчен. Различие между ними заключается лишь в том, как они подводят практикующего к пониманию йермэд. Упадеша же в Дзогчене начинает прямо с йермэд. В ней предполагается, что мы, по крайней мере до некоторой степени, уже постигли йермэд. Важнее всего именно йермэд: без него нет основы для Дзогчена
Date: 2015-09-17; view: 626; Нарушение авторских прав |