Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практики рушен
Здесь мы дадим краткое введение в практики Дзогчена, которые называются рушен. Рушены - это главная подготовка для вхождения в Дзогчен и для обнаружения «природы ума» (сэмнид: sems-nyid) в отличие от «ума», или процесса мышления (сэм: sems). В Дзогчене это отличие очень важно. Рушены, представляют собой подлинное нгондро (sngon-'gro), или предварительные практики, Дзогчена. Обычно речь идет о внешних рушенах, внутренних руше- нах и тайных рушенах. В традиции Бонпо имеется два вида рушенов, первый из которых принято практиковать как выполнение ряда упражнений в течение сорока девятидневного уединения. В этих подготовительных практиках большое место занимает практика визуализации, в самом деле, весьма напоминающая систему Тантры. Однако они не являются Дзогченом как таковым, в то время как настоящие рушены - это действительно предварительные практики Дзогчена, потому что они знакомят нас с природой ума. Итак, есть две разные группы рушенов.
Непостоянство жизни. Но сначала необходимо немного рассказать о предварительных практиках (нгондро) в целом. Такая подготовка очень важна и совершенно необходима как в буддизме, так и в Боне. Она служит вратами входом в практику и Тантры и Дзогчена, путеводителем, указывающим нам, что делать и о чем думать во время практики. У нас есть общее представление о том, что наша обычная жизнь непостоянна и в конце концов завершится смертью, хотя неизвестно, когда этот час наступит. Чтобы это знание стало для нас конкретным, среди предварительных практик есть практика размышления о непостоянстве жизни. Смерть может настичь нас в любой миг, и думать иначе - полное заблуждение. Что же делать, если нас внезапно настигнет смерть? Чтобы ответить на этот вопрос, в духовных учениях всех религиозных традиций, и в том числе Бона, обычно много внимания уделяется объяснению того что происходит после смерти и в будущей жизни. Это очень важно. Согласно буддизму и Бону, грядущие последствия, и хорошие и плохие, порождаются кармическими причинами, которые мы заложили в прошлом. Поэтому нельзя растрачиваться на тщетную погоню за богатством и мирским успехом, потому что после смерти от всего этого нам не будет ни помощи, ни пользы. Все живые существа жаждут счастья и желают избежать страдания, однако большинство не знает, как этого достичь. Будущее счастье или несчастье зависит именно от кармических причин
Кармические причины и сознание. Как в буддийских, так и в бонских текстах, очень много говорится о кармических причинах. Но как мы их накапливаем? Благие действия, такие как проявление щедрости, отказ от причинения вреда другим и т.д., создают благие кармические причины, которые в будущем принесут благодатные плоды. Но одних разговоров о том, чтобы делать добро и избегать дурных дел, недостаточно. В нашей нынешней жизни здесь и сейчас, мы пожинаем плоды того, что совершили в прошлых жизнях. Эти прошлые причины не изменить нашими действиями в этой жизни, потому что они уже накоплены и их результаты последуют так же неизбежно, как тень следует за телом. Однако мы можем повлиять на будущие последствия и будущие жизни посредством своих действий в настоящем, которые создадут новые кармические причины. Следовательно, в настоящем можно готовиться к будущей жизни, и начать это следует с зарождения благих помыслов. Каждый из нас как отдельное живое существо (сзмчен: sems-can) имеет тело, речь и ум. Как же зарождать благие помыслы на уровне этих трех составляющих? Сначала необходимо понять, каким образом мы накапливаем благие и неблагие кармические причины. - Мы обладаем восемью видами сознания, причем исходным для всех них является кунжи намше (kun-gzhi. mam-shes), или сознание-основа. Мы называем его всеобщей основой (кунжи: kun-gzhi), потому что это основа для передачи всех кармических следов (багчаг: bag-chags; санскр. алаявиджняна). Из него происходят все другие виды сознания. - Второе, сознание омраченного ума (нёнше: пуоп- shes, санскр. клишта- мановиджняна), а - третье, сознание ума (йидгие: yid-shes; санскр. мановидж няна). Наконец есть пять сознаний чувств. Всего получается восемь сознаний- (жет-ше). В философии мадхьямики утверждается, что есть только шесть сознаний: пять сознаний чувств и сознание ума. Согласно мадхьямике, неведение (ему соответствует клишта-мановнджняна) не представляет собой отдельное сознание, и поэтому сознаний только шесть. Однако в философии читтаматры, а также в Тантре и в Дзогчене, при объяснении деятельности сознания и передачи кармических следов говорят о восьми перечисленных видах сознания. Как действуют эти восемь сознаний? Пять сознаний чувств действуют совместно с соответствующими органами чувств и объектами чувств. Чтобы произошло восприятие, должны присутствовать все три составляющие: орган чувства, объект чувства и сознание органа чувства. Но затем эти первичные данные чувств необходимо соотнести с воспоминаниями (дрэн-па: dran-pa) и умом (йид: yid), чтобы объединить первичные данные в узнаваемый объект, которому потом присваивается название. Эту работу производит сознание ума, и поэтому пять сознаний органов чувств действуют подобно слугам, постоянно собирая сведения, а сознание ума, как их хозяин или царь, ими управляет. Ум - могущественный правитель: он посылает своих пятерых верных слуг выполнять разную работу, соответствующую их способностям. Сознание глаз схватывает формы, очертания, цвета и т. д. и приносит все это хозяину. Точно так же действуют, сознание ушей и другие сознания. Их можно сравнить с пчелами, снующими повсюду в поисках цветочного нектара, с которым они возвращаются в свой улей, чтобы там из него получился мед. Наши впечатления подобны меду: они создаются путем преобразования первичные данных чувств. Затем, в заключение этого процесса, мы осознаём воспринятое, но не собственно первичные данные, из которых оно было построено. Сознания органов чувств, словно рабочие пчелы, совершенно не оценивают воспринимаемое как хорошее или плохое - не судят о нем. Только сознание ума решает, что хорошо и что плохо. А затем, воспринятое, к которому присоединилась та или иная оценка, запечатлевается в кунжи, или сознании-основе, подобно тому, как остается след на мягкой глине. Подобный отклик сознания ума на первичное восприятие хранится в нем, а мы по своему неведению направляем внимание не на истинное непосредственное внешнее переживание, а на эти данные, хранящиеся в кунлси, и приписываем их своему «я», то есть присваиваем их и считаем «своими», тем самым держась за них и развивая к ним привязанность. Таким образом, все внимание направлено на сведения, хранящиеся в кунжи, а не на действительность. А пять сознаний органов чувств, как слуги, рыщут по всему свету, собирая всякое добро и принося его в дом своего хозяина, сознания ума, которое мы сравнили с царем. Он собирает все принесенное чувствами богатство вместе, снабжает ярлыками, а потом складывает на хранение в свою сокровищницу - кунжи. Однако он не пользуется этим богатством: это дело его супруги клишта-мановиджняны, или сознания омраченного ума. Именно она радуется сокровищам: «Все это мое!» Вот как мы копим кармические причины, которые хранятся в кунжи. Но кармические причины нематериальны, и потому в кладовой кунжи для них всегда найдется свободное место. Ведь мы накапливаем кармические причины с безначальных времен на протяжении бесконечных прошлых жизней. Когда ночью мы засыпаем, сознания пяти чувств растворяются в кунжи. Во время бодрствования пять чувств обращены на внешний мир, но во время сна они возвращаются в кунжи это похоже на то, как испуганная черепаха втягивает пять конечностей под панцирь. Во время сна без сновидений присутствует только кунжи, но во сне бывают и периоды сновидений. В это время сознаниеума снова вступает в действие, однако пять чувств еще дремлют. Пища для, сновидений поступает из кунжи, изнутри, а не извне, от чувств. Большинство наших ночных сновидений связано с недавними дневными воспоминаниями, потому что именно этот материал содержится в свежих запасах кунжи, Однако на более глубоких уровнях есть и следы-воспоминания, оставшиеся из прежних жизней. В кунжи есть всё, вся наша прошлая история за все предыдущие жизни - ничто не потеряно. Итак, сновидения возникают из этих причин, содержащихся в кунмси. Посмертное переживание бардо очень похоже на состояние сновидений. Кунжи присутствует всегда, его не уничтожает смерть отдельного существа. А в кунжи находятся все прошлые кармические следы, которые служат причинами возникновения кармических видений в бардо бытия, сидпа бардо (srid-pa bar-do). В традиции Бонпо есть Сутра, Тантра и Дзогчен, и во всех них имеются учения о бардо, состоянии между смертью и новым рождением. Когда ум испытывает переживания смерти и покидает безжизненное материальное тело, в потоке сознания переживания продолжаются, потому что кармические причины все еще остаются в кунжи. У нас могут быть и грубые мысли, связанные со страстями, и тонкие мысли, связанные с движениями тонкой психической энергии (.лунг: rlung; санскр. прана), причем те и другие могут оказывать свое воздействие. Происходит объединение ума и тонкой праны, необходимое для нового рождения. В некоторых школах утверждают, что перерождается именно само кунжи намше, однако мадхьямика это отрицает и считает, что перерождение претерпевает мановиджняна, или сознание ума. Так или иначе, в бардо это сознание ума функционирует. Мы видим и чувствуем все так, как делали это в обычной жизни или в сновидении. Однако, проснувшись, мы понимаем, что сон не был явью, не был реальностью. Мы осознаём, что это был всего лишь сон. Но на самом деле и во сне и наяву мы находимся в томже самом состоянии и испытываем теже чувства. То же самое происходит и в промежуточном состоянии - бардо. Длительность переживания бардо точно не ограничена; сорок девять дней - срок условный. Однако в бардо мы испытываем те же чувства, что и в сновидении. Мы считаем состояние сновидения нереальным и неистинным, а явь - реальной и истинной, но то и другое представляет собой одно и то же состояние и возникает от кармических причин. Кармические причины порождают наши кармические видения и в сновидении, и наяву, и в бардо. Они же обусловливают наше будущее перерождение. Поэтому нужно осознанно и усердно накапливать благие кармические причины. Накапливание кармических причин умом (йид: yid; санскр. манас) -процесс основополагающий и очень важный. Ум - великий собиратель. Например: у нас появляется впечатление, ум его оценивает, возникает эмоциональный отклик в виде гнева; затем ум собирает эту совокупность элементов мышления и закладывает в кунжи. Она отпечатывается и сохраняется в обширном хранилище кунжи. Как же остановить этот процесс? Как прекратить это вмешательство страстей и неведения? Из-за нашей длительной привычки к неведению нам труднее всего избавиться от него. А оно все искажает: оно искажает наше видение действительности, как желтые стекла очков делают желтым все, что мы видим. Поэтому очень трудно видеть все ясно. Это искажение есть следствие неведения и страстей. Все разновидности нашего сознания пронизаны этим привычным неведением, и только перед самым достижением состояния будды мы, наконец, очищаемся от этого коренного неведения. Но иначе избавиться от неведения чрезвычайно трудно. Глядя на мир, мы видим не то, что есть в действительности, а воспринимаем то, что уже было в нас заложено, свои кармические причины. На самом деле наше видение внешнего мира есть проекция нашего внутреннего состояния: все то, что мы воспринимаем извне, искажается под влиянием нашего ума. Внешние объекты, которые мы воспринимаем, сами по себе не существуют: это наше неведение оглядывается само на себя и держится за объекты как за вещественные и реальные. Вследствие такой ошибочной оценки возникают страсти -эмоциональные отклики и побуждения. Именно так порождаются все страсти и вредные эмоции. Если бы в самом начале не было неведения, страсти не возникали бы. Оглянитесь на самих себя и понаблюдайте, как действует это неведение. Например: если мы собираемся воевать, то вначале должны знать, кто наш враг и каковы его возможности. Мы не просто бросаемся в бой. Поэтому нужно узнать, что такое страсти и как они действуют, потому что именно из-за этих страстей мы накапливаем неблагие кармические причины. Но существует и возможность накапливать благие кармические причины, проявляя щедрость, созерцая образ Будды и т. д. Существует два главных вида кармических причин: коллективные и личные. Например, все люди имеют одну и ту же кармическую причину рождения человеком и обладания человеческим кармическим видением. Вот почему мы, люди, видим мир одинаково. А дэвы, асуры и преты видят мир совсем иначе, чем мы, потомучто у них другие коллективные кармические причины. Мы, люди, видим океан одинаково, но для рыб или нагов, которые живут в водной стихии, он выглядит совсем по-иному. У нас также есть личные кармические причины, которые создают наше личное бытие и обстоятельства. Например: одного и того же человека одни люди воспринимают как друга, а другие - как врага, хотя это все тот же человек. Все это обусловлено личными кармическими причинами. Сам по себе он не является ни тем, ни другим. Ничто не обладает самостоятельным бытием, но все зависит от причин восприятия. Когда человек умирает, его доля коллективного видения, которым владеет человечество, растворяется, как исчезают лучи солнца, когда оно садится на западе. Но небо остается. Поэтому, хотя личная причина растворяется, коллективная причина остается, потому что все другие люди продолжают владеть ее частицами. Хотя говорят, что в Дзогчене нет правил, это вовсе не означает, что мы делаем все, что вздумается. Ведь если мы по-настоящему не пребываем в Естественном Состоянии, кармический закон причинности продолжает действовать, пока действует ум. Одни учения имеют прямой смысл, а другие - непрямой. Поэтому, услышав высказывания из текстов Дзогчена, очень важно понимать их контекст. Важно не путать и не смешивать разные виды смысла. Итак, главное для нас здесь - накапливать десять добродетелей, совершая действия телом, речью и умом. Что касается тела, мы не должны убивать, воровать и насиловать. Что касается речи - не должны лгать, клеветать, ругаться и сплетничать, а что касается ума - проявлять недоброжелательность, таить алчные помыслы или ложные воззрения. Эти десять добродетелей накапливают благие кармические причины, а десять пороков - совершенно противоположное. Если же у нас есть неблагие кармические причины, нужно их устранить и очистить. Для этого необходимы методы, которые и составляют духовный путь.
Методы очищения. Сам Будда некогда был таким же обычным человеком, как и мы. Как же он достиг просветления? Он следовал учениям пред шествующих будд, и практиковал эти учения. Так он обрел просветление и освобождение от сансары и в свою очередь передал учения другим. Всякий, кто следует учениям будд, всенепременно обретет плоды и очистит свои неблагие кармические причины. Тем самым он станет подобен человеку, переболевшему оспой, который больше никогда ею не заразится, потому что стал невосприимчив. Болезнь сансары уже никогда не вернется. Вот почему нужно следовать учениям. В один миг невозможно освободиться от кармических причин страстей, но в традиции Бон есть три основных метода достичь этого: Сутра, Тантра и Дзогчен. Для примера представьте, что на пути нам встретилось ядовитое растение. Согласно методу Сутры, мы должны обойти его стороной или полностью уничтожить. Методы Сутры представляют собой путь отречения (понг лам: spong lam). Но уничтожать ядовитое растение нет необходимости, потому что, зная нужный метод можно превратить яд в лекарство. Таков метод Тантры, который представляет собой путь преображения (гюр лам: sgyur lam). Однако, если не трогать это растение, а оставить его как есть, яд не нанесет нам вреда. Таков метод Дзогчена, представляющий собой путь самоосвобождения (ранг дрол: rang grol). Система Сутры использует разные противоядия, чтобы обуздать страсти, а система Тантры применяет визуализацию, чтобы преобразить неблагое кармическое видение в благое чистое видение. Все это делается с участием ума. Метод же Дзогчена совсем иной, потому что Дзогчен выходит за пределы ума. Когда возникают страсти, мы не следуем за ними и никоим образом их не поддерживаем. Не ищем мы и противоядий или преображений. Когда страсти возникают, мы просто оставляем их как есть, и они растворяются сами. Они исчезают и не причиняют нам никакого вреда. В Дзогчене мы оставляем все как есть, и оно самоосвобождается. Мысли не могут причинить никакого вреда и не оставляют никакого следа. Таковы основные методы очищения клеш, или страстей, а также очищения неблагих кармических причин.
Внешние рушены. Теперь, имея некоторое представление о взаимосвязи кармических причин и сознания, мы можем понять цель подготовки в Дзогчене. Здесь есть предварительные практики, которые называются (кхор ЭЭ рушен чжева), то есть «различение сансары и нирваны». Сначала нужно понять, что хорошего в нирване и что плохого в сансаре. Всегда существует обязательное требование - ясно знать, какова цель нашей практики, иначе мы не сможем упорно ею заниматься. Нирвана - это состояние, где все неблагие кармические причины и все омрачения очищены. Сансара - это круговорот бытия, безначальный круг смерти и рождения, где в каждой из жизней мы испытываем страдание. Обычно речь идет о шести мирах, или уделах (дрова труг: 'gro-ba drug), в каждом их которых имеются свойственные ему виды страдания. Например, если мы переродимся в мире ада, то будем испытывать ужасные страдания от жары и холода. Можно ли выполнять какую-либо практику, испытывая такие сильные страдания? Однако благодаря практике рушен, можно приобрести некоторый опыт подобных переживаний. Если родишься в мире претов, станешь испытывать неутолимые голод и жажду. Но смерть не прекратит это страдание, пока не будет исчерпана энергия кармической причины рождения претой. Существа страдают, родившись в мире животных, диким животным или домашним. Даже в самом приятном из миров, в мире дэвев, которые обладают могуществом и долголетием, мы будем страдать, переживая смерть и рождение в каком-то ином мире, когда исчерпается наша благая карма, приведшая к рождению в мире богов. Поэтому нигде в сансаре нет убежища от страдания. Мы можем накапливать кармические причины и под их влиянием совершать поступки, а можем накапливать кармические причины и не совершать соответствующих поступков. Например, в гневе можно кого-то убить, а можно разгневаться, но никого не убить. Можно также совершить убийство и без всякого гнева, как это делают солдаты на войне. Они просто стреляют по противнику и даже не знают имен тех, кого убивают. Однако во всех этих случаях происходит накопление кармических причин. Когда же плоды созреют, мы будем испытывать разные последствия в зависимости от конкретных причин. Иногда последствия наступают сразу же, а иногда только спустя длительное время, возможно, в следующей жизни. Это происходит потому, что для проявления следствия кармической причины должны присутствовать другие условия или обстоятельства - вторичные причины. Если этих вторичных причин нет, то следствие первичной причины не проявляется. Обычно кармические причины очень часто связаны не только с гневом, но и с желанием. Если в потоке сознания человека желания занимают слишком большое место, то это приводит к перерождению голодным духом в мире претов. Голодный дух постоянно страдает от неудовлетворенных желаний, особенно от ужасных голода и жажды, которые никогда не удается утолить. Это переживание страдания в локе претов порождается желанием, точно так же как страдание в мире ада порождается гневом. Но если в прошлых жизнях мы часто проявляли щедрость, то страдание в локе претов соответственно уменьшится. Даже если у нас есть причина родиться человеком здесь, на Земле: - одни рождаются в благоприятных обстоятельствах, а другие - нет; -одни богаты, а другие бедны. - Одни живут честно и соблюдают нравственные заповеди, но их преследуют несчастья, - а другие живут нечестно и безнравственно, но получают одни блага и становятся богатыми и знаменитыми. Все это зависит от кармы, накопленной человеком в прежних жизнях, Бесчестный, жадный и безнравственный человек в настоящей жизни накапливает неблагую карму, пусть даже последствия этой кармы проявятся лишь в следующей жизни, а его нынешняя слава и удача - это следствие накопленного в прошлом запаса благой кармы. Однако этот запас вскоре исчерпается, и такой человек окажется в гораздо менее благоприятных обстоятельствах. Он подобен бешеной собаке, которая, покусав множество людей, затем погибает сама. Последствия кармических причин не ограничены одной жизнью, а продолжают непрерывно сказываться на протяжении ряда жизней. Поэтому не сомневайтесь в том, что последствия нынешних действий, обязательно наступят. Бывают случаи, когда нам приходится лгать и совершать иные, обычно считающиеся дурными, поступки, чтобы кому-то помочь, - например, убить грабителя, собирающегося причинить вред многим людям. Все зависит от нашего намерения. Если намерение доброе, то пусть само действие дурно - последствия будут куда менее тяжкие, чем тогда, когда есть намерение нанести вред. То же самое касается и добрых поступков. Обычно щедрость считается благом, но снабжать оружием Ирак -значит наносить большой вред другим. Поэтому недостаточно рассматривать лишь действие: следует учитывать намерение, потому что именно намерение лежит в основе нашей кармы. Вот почему необходимо уделять большое внимание помыслам -бодхичитте. Одно из назначений практики кордэ рушен - дать нам переживания, множество переживаний, свойственных всем шести мирам перерождения, а это создает условия, или вторичные причины, для проявления последствий множества кармических причин. Обычно эти кармические причины остаются в подсознании, и мы даже не знаем об их существовании, но здесь, в практике рушен, мы даем возможность этим последствиям проявиться. Последствия таких причин проявляются как санскары, или подсознательные побуждения. Подражая действиям тела, речи и ума различных существ шести миров, мы даем возможность заложенным в кунжи подсознательным побуждениям, связанным с этими мирами, проявиться в сознании. Полностью отдавшись этой практике, не сдерживая никаких порывов, мы позволяем этим побуждениям проявиться: визжим, кричим, неистово носимся, рыдаем - делаем все, что вздумается. Мы ведем себя как обитатели ада или как преты, или как животные, например, как лев или как птица. Или же перенимаем повадки дэвов или асуров и разных людей. Нет никаких ограничений. Мы подражаем богам и богиням, таким как Шива, Вишну и Ума. Хотя мы и становимся богом Шивой и чувствуем себя как он, но все-таки остаемся в сансаре. Пусть даже мы стали Шивой, Ума постоянно докучает Шиве, своему мужу. Так мы обнаруживаем, что, где ни переродись в сансаре, нигде не найдешь ни покоя, ни убежища, ни постоянного счастья. Даже дэвы постоянно испытывают страдания сансары. Выполняя эти упражнения - рушен, мы воображаем, что по-настоящему находимся в аду или блуждаем, как прета, по бескрайней безводной пустыне, или представляем себя в Африке могучим львом. Выполняя действия телом, речью и умом, мы совершаем то, что эти существа делают, говорят и думают, в зависимости от того, какое вдруг придет побуждение. То, что мы себя представляем, звуки, которые мы издаем, - создает вторичные причины для проявления соответствующих санскар. Однако все это выполняют в уединении, в пустынном безлюдном месте, вдали от людей и городов. Ведь иначе, если всё это увидят и услышат люди, они подумают, что вы сошли с ума, и вызовут полицию, чтобы вас забрали в больницу. Покончив, таким образом с кармой мирских существ, и исчерпав ее, мы начинаем подражать бодхисаттвам, которые трудятся на благо других существ. При этом мы занимаемся созерцанием и произносим проповеди. Затем мы представляем себя буддой в окружении учеником, которым мы даем учения. Мы не только воображаем себя буддой, но и произносим вслух проповедь, даем учения воображаемым слушателям. Наши помыслы - освободить их от страдания в сансаре. Но даже будда не обладает способностью освободить всех существ, потому что они обладают свободой воли Будца - словно солнце, в равной мере и беспристрастно проливающее повсюду свои лучи, но, чтобы увидеть солнечный свет и насладиться им, человек должен выйти наружу. Человек должен по собственной воле прийти к будде, выслушать учения, понять их, претворить их в практику - только тогда он сможет обрести плоды, спасение, или освобождение, от сансары. Невозможно привести к освобождению насильно. Но будда может применить искусные средства, чтобы обуздать непокорных существ, и поэтому дальше мы представляем себя гневным божеством и покоряем других существ, делаем их своими учениками, которые слушают учение. Так мы испытаем все благие и не благие состояния, какие только есть в сансаре и нирване. Все эти упражнения и действия составляют внешний рушен.
Внутренние рушены. Затем, мы поочередно представляем себя семью буддами, то есть шестью дупгиепами и Шенлха Одкаром Последний из них, Шенлха Одкар (gShen-lha od-dkar), - это будда-самбхогакая. Он сияющего белого цвета и облачен в полный убор из драгоценностей и шелков, подобающий великому царевичу, что символизирует богатство и неисчерпаемое изобилие самбхогакаи. Шесть дулшенов ('dill gshen drug) - это шесть будд-нирманакай, воплотившихся в шести мирах круговорота бытия, чтобы учить заключенных в них живых существ пути освобождения. Согласно одной из систем, этими шестью дулше-нажи являются; 1. Мучо Дэмтруг (mu-cho idem-drug) - синего и красного Цвета; проявился в мирах ада, чтобы преобразить гнев и ненависть с помощью абсолютной любви и дружелюбия. 2. Сангва Нгангринг (gSang-ba ngang-ring) - красного цвета; проявился в мире претов, чтобы преобразить алчность и жадность с помощью великой щедрости. 3.Тисанг Рангжи (Ti-sangs rang-zhi) - синего цвета, проявился в мире животных, чтобы преобразить неведение и заблуждение с помощью великой мудрости и полного знания. 4. Драчжин Пунша (Gra-byin spungs-pa) - золотого цвета, проявился в мире людей, чтобы преобразить зависть и ревность с помощью полной открытости. 5. Чегьял Ларти (Ce-rgyal par-ti) - голубого цвета, проявился в мире асуров, чтобы преобразить гордость и надменность с помощью полной умиротворенности. 6. Йешен Цугпуд (Ye-gshen gtsug-phud) - белого цвета, проявился в мире дэвов, чтобы преобразить праздность и леность с помощью полного усердия и бодрости Все эти образы - проявления Будды-Нирманакаи Тонпа Шенраба Мивоче, который жил в городе Олмолунгринг страны Тазиг около восемнадцати тысяч лет тому назад. Он проявился в каждом из этих измерений, чтобы очистить их и научить пути к освобождению и просветлению. В течение семи дней мы выполняем практику, представляя себя поочередно этими буддами, и читаем их мантры. Мы представляем, что из нашего сердца исходят разноцветные лучи света, которые очищают эти шесть миров. Мы посылаем эти лучи в мир ада, в мир претов и т, д. и проявляем там будд-нирманакай, которые учат в этих мирах. Населяющие их существа поворачиваются вправо и слушают учения. Мы также представляем йидамов, которые появляются в разных мировых системах. Они излучают свет и произносят мантры, чтобы очистить все эти миры и их обитателей. Этот метод очень похож на Тантру, поскольку включает в себя много визуализаций и преображений, хотя и не является обычной практикой Дзогчена. Так мы выполняем эту практику в уединении в течение сорока девяти дней. Это - внутренние рушены.
Тайные рушены. Теперь перейдем к тайным рушенам. Все создается нашим умом. Наблюдая самих себя, мы понимаем, что все благое - деяния будд и бодхисаттв - и все неблагое. Например: страдания существ в сансаре - в равной степени создано умом. Теперь представьте белую тибетскую букву «А» в пространстве перед собой. Остро сосредоточусь на ней, оставайтесь в этом состоянии как можно дольше без возбуждения или отвлечения. Затем обратите мысленный взор внутрь и найдите того, кто сосредоточивается на белой букве «А». Мы обнаруживаем, что наблюдатель и наблюдаемое одновременно исчезают. Снова сосредоточьтесь на пустом пространстве, на том месте, где было белое «А», но ничего не представляйте. Просто устремите взгляд в пространство, ни о чем не думая. Попробуйте обнаружить, где находится ум. Сосредоточиваясь на каком-то объекте, например, на белом «А», мы обнаруживаем, что ум становится спокойным и направленным в одну точку. Теперь мы пытаемся найти сам ум. Где он находится? Внутри и снаружи тела? Имеет ли он цвет, очертания или форму? Какими качествами обладает? Мы должны предпринять эти поиски и тщательное исследование, чтобы самим определить, что такое ум и где он находится. Что мы обнаруживаем? Так мы пытаемся найти природу ума. Нужно делать это, пока мы не получим ответ.
Мы наблюдаем свои мысли. Откуда они приходят? Где пребывают? Куда уходят? Возникают ли они внутри тела или снаружи? Мы просто устремляем взгляд в пустое пространство и некоторое время остаемся в этом состоянии. Мы лишь наблюдаем, лишь ищем, откуда мысли возникают, где пребывают и куда уходят. Какова их природа? Каковы их качества? Нужно продолжать искать, пока не получим ответ. Эту практику следует выполнять только краткими периодами, после которых делать перерыв. После перерыва сделайте ее снова. Постепенно нам удается продлить время, в течение которого мы не отвлекаемся, и нам ничто не мешает. Практикуя в уединении, выполняйте четыре занятия днем и четыре занятия ночью. Если с самого начала сделать занятие слишком долгим или пытаться выполнять практику через силу, то сосредоточение рассеется. Если же практиковать краткими периодами, дела пойдут гораздо лучше. Если что-то нарушит ход практики, нужно сделать перерыв и, выйдя на воздух, смотреть на восток или на запад (на небо следует смотреть, стоя спиной к солнцу), а потом попробовать начать сначала. Если ум не слишком отвлекается, мы стараемся сохранять его однонаправленность. Мы обнаруживаем, что ум никогда никуда не уходит, он всегда присутствует. И хотя мы наблюдаем непрестанное движение мыслей, ум не представляет собой нечто материальное.
Узнавание природы ума. Итак, мы продолжаем искать ум. Однако если во время сосредоточения мы попытаемся что-то делать или исправлять, то нам помешает возбужденность, и мыслей будет становиться все больше и больше. Но попробуйте выяснить, каково состояние ума, где он находится и что делает. Материален он или нет? Материальные вещи имеют размер, форму и цвет. Обладает ли ум такими качествами? Постарайтесь найти ум. Но здесь все зависит от способностей практикующего. Если мы стараемся следовать учениям, но продолжаем считать, что ум должен быть таким или сяким, сами эти мысли становятся препятствием. Поиски ума означают лишь то, что мы смотрим, но не думаем и не предаемся философским размышлениям. Когда в результате этих поисков мы что-то обнаружим, нужно обсудить это со своим учителем. Но если только читать, что написано в книгах, или слушать объяснения, а потом делать какие-то выводы относительно ума, то этого недостаточно, даже если мы даем правильные ответы. Почему? Потому что эти объяснения, правильны они или нет, - это только порожденные умом мысли, а не сам ум. В учениях действительно говорится, каков ум, и мы можем придумать правильный ответ и высказать его словами, но такой ответ - лишь нечто созданное умом. В Дзогчене же мы не размышляем и не создаем представления, а просто смотрим прямо на собственное непосредственное переживание. Обнаружив это переживание самостоятельно, мы можем сравнить его с тем, что говорится в текстах. Поиски природы ума - это не просто размышления о природе ума. Мы ищем реальную истину, то, что есть на самом деле. Мысли вторичны - они лишь ступени, более или менее отстоящие от нашего непосредственного переживания. Они посвящены прошлому, а наше непосредственное переживание присутствует в данный миг, здесь и сейчас. Что такое непосредственное переживание? Не думайте о нем, а только всмотритесь в него. Что мы обнаружим? Из этих упражнений, рушенов, мы узнаём на опыте, что все в сансаре и нирване создано умом. Но недостаточно просто знать это. Мы видим, как возникают все эти мысли, хорошие и дурные, но теперь нам нужно искать природу ума, которая запредельна мыслям. Нет нужды искать мысли, потому что мысли уже присутствуют, они возникают непрестанно. Но теперь мы ищем природу ума, которая запредельна мыслям и уму. С помощью собственного прямого, непосредственного переживания мы должны понять, что такое ум - непрестанное возникновение мыслей - и что такое природа ума. Если мы не осознаём сути и природы Дзогчена и только развиваем мелкие добродетели, это принесет нам временную пользу, но конечного плода мы не обретем, потому что не добрались до корня. Мы вернемся обратно и снова окажемся в круговороте сансары. Поэтому практикующий должен понимать необходимость выполнения практики. Согласно учениям Дзогчена, в первую Дзогчена очередь необходимо узнать природу ума. А когда мы ее узнали, нет нужды продолжать проверять природу ума, чтобы убедиться, правильна она или нет. Такая проверка - это работа ума, а любая работа ума мешает пребыванию в Естественном Состоянии. Сам процесс проверки или исследования сразу же меняет все положение, и оно перестает быть Естественным Состоянием. Поэтому всеми размышлениями и исследованиями занимаются после практики, а не тогда, когда находятся в созерцании. Во время практики мы можем столкнуться с помехами. Чтобы избавиться от них, можно использовать разные методы, и благодаря этому медитация станет более устойчивой. Но является ли эта медитация, если мы ее не исследуем, обычной медитацией (по системе Сутры) или это Дзогчен? Просто ли это состояние медитации, созданное умом, или это настоящее созерцание, состояние за пределами ума? Мы наблюдаем ум, и наблюдатель и наблюдаемое одновременно исчезают - но верно ли это утверждение? Не остается ли что-нибудь? Когда мысль растворяется, мы просто оставляем все как есть, пока не возникнет следующая мысль. Есть ли пустое пространство, промежуток между этими двумя мыслями? Действительно ли оно пусто? Есть ли в нем ясность? В тот миг, когда мысль исчезает, есть ли в этом промежутке ясность и яркость? Если в этом промежутке есть ясное присутствие, хотя никакой мысли нет, то мы бдительны и полны осознания. Мы не спим. В этот миг у нас есть возможность постичь Естественное Состояние. Но если мы думаем, что все должно быть именно так, потому что об этом сказано в текстах, то это - всеголишь, порожденная умом мысль, а не прямое переживание. Зная, каково Естественное Состояние, мы не нуждаемся в проверке, чтобы выяснить, находимся мы в Естественном Состоянии или нет. Если мы делаем это, значит, мы выпали из Естественного Состояния. Итак, нужно просто наблюдать мысли, не пытаясь их изменить. Просто сохраняйте все как есть, и мысли будут растворяться сами собой. Так происходит самоосвобождение. Мысли сами возникают и сами освобождаются. Но не следует думать ни о «пустоте», ни о «растворении», потому что это было бы мышлением, то есть работой ума. Естественное Состояние вне ума, и если мы начнем мыслить, то утратим его. Поэтому просто оставьте все как есть. Состояние, которое мы обнаруживаем, непостижимо и невыразимо. В нем нечего создавать, развивать или представлять. Оно абсолютно полно и совершенно в том виде, как оно есть, — вот почему мы называем его Дзогченом, Великим Совершенством. К нему нечего прибавить и от него нечего убавить; в нем нечего изменить или исправил». Оно такое, какое оно есть, -полностью совершенное. В нем уже присутствует все. Поэтому оставьте его, как оно есть. Никаких препятствий нет - так не создавайте же их. Как только мысль растворится, у нас может появиться невыразимое переживание отсутствия мыслей и пустоты. После окончания занятия можно рассмотреть это переживание и обдумать его, можно даже обсудить и проверить, чтобы выяснить, таков ли наш ум. У нас остается воспоминание об этом переживании, поэтому мы можем его проверить. Но пребывая в созерцании, в Естественном Состоянии, мы не занимаемся никаким исследованием и выяснением, потому что все это работа ума. Каждый из нас должен пережить это сам. Мы наблюдаем свой ум, возникшую мысль, и она растворяется. Происходит это или нет? Находим ли мы этот промежуток между мыслями? Если в данный миг мы постигаем Естественное Состояние, то нет нужды отдельноописывать состояние покоя и движение мыслей. Есть именно присутствие - не имеет значения, состояние это покоя или движения. Однако Естественное Состояние не равнозначно простому расслаблению, когда ум ненадолго остается пустым, без мыслей, или глубокому сну без сновидений, или состоянию полного беспамятства. Естественное состояние отличает яркая ясность. Мы живо все осознаём, хотя и не мыслим. Это совершенно обычное состояние, в нем нет ничего особенного, но мы, как правило, не осознаём, что осознаём. Столь же обычно и возникновение мыслей, но мы должны осознавать этот процесс, а также промежуток между мыслями. В этих промежутках мы обнаруживаем осознание, или присутствие, - это ригпа, которое позволяет нам видеть природу ума прямо и обнаженно (то есть без вмешательства ума и мыслей). Но, как правило, мы ничего этого не осознаём, как не осознаём и присутствия солнца на небе, полностью затянутом облаками. Хотя мы не видим солнца, оно все время присутствует. Не будь это так, не было бы никакого света. Мы ни о чем не думаем, а лишь пребываем в этом состоянии как можно дольше. Такова истинная медитация. Когда возникает следующая мысль, мы не пытаемся ничего делать или изменять. Мы только предоставляем ей возможность возникнуть, и оставляем ее как есть. Но мы полностью все осознаём, как зеркало, которое отражает все, что перед ним находится. Зеркалу ничего не нужно делать. Отражать - его неотъемлемое свойство, и оно отражает без усилий, естественно и спонтанно. Если не вмешиваться в этот процесс умом, то мысли просто освобождаются сами собой. Нам ничего не нужно делать: это похоже на то, как ветер прогоняет с неба облака и они растворяются в пространстве без всякого нашего вмешательства. Мы лишь наблюдаем мысли, словно это облака в небе. Нас нисколько не заботит, приходят они или нет. Мысли освобождаются, и мы пребываем в состоянии осознания. У нас нет ни ожиданий, ни сожалений. В начале практики медитации мы ждем, чтобы мысли стали растворяться, но это только на первых порах, а позднее нам уже не нужно этого делать. Дзогчен подразумевает, что мы оставляем все как есть. Нам не нужно сосредоточиваться, надеяться или ожидать - ничего этого мы не делаем и лишь всецело осознаём и присутствуем. Так что здесь нет ничего особенного, мы просто похожи на ясное, чистое небо. Обычно медитация означает, что ум работает, и этот процесс имеет свои стадии. Мы начинаем с шаматхи (гиимэ: zhi- gnas), или состояния покоя ума, и, в конце концов, оно развивается в випашьяну (лхагтонг: lhag-mthong), или запредельное видение. Такое объяснение имеется в системе Сутры. Овладение шаматхой приносит с собой приятное телесное ощущение, чувство блаженства. Существуют также переживания ясности и пустоты, свободы от мыслей. Эти переживания возникают естественно, как следствие практики медитации. Некоторое время, успешно практикуя медитацию, мы в результате проходим четыре последовательные стадии. Они называются четырьмя дхьянами, и благодаря их завершению мы получаем возможность родиться на высших психических уровнях, в брахмалоках - божественных мирах Брахмы. Есть шестнадцать уровней, или психических измерений, называемых брах- малоками, которые принадлежат к рупадхату, или к миру психических форм. Три из этих уровней, или брахмалок, соотносятся с первой дхьяной, три следующие - со второй дхьяной, еще три - с третьей, а семь высших уровней - с четвертой дхьяной; всего получается шестнадцать, хотя в некоторых традициях их насчитывают семнадцать. Наивысший из этих уровней - Брахмалока, которая называется Акаништха, или Огмин ('og-min). В ней обитают боги чистого света (од лха: 'od lha). Эти боги мира Брахмы выше дэвов и индуистских богов, обитающих на астральных уровнях камадхату, или мира желаний. Мир желаний называется так потому, что все обитающие в нем существа испытывают чувственные желания, в то время как брахмы живут исключительно абстрактной психической жизнью, хотя и обладают тонкими телами из света. Помимо рупадхату, есть арупадхату, или измерение без форм, которое объединяет в себе четыре самапатти, или уровня космического сознания. Эти измерения тоже населяют боги, более высокие, чем брахмы, но они обрели свободу от форм, а потому незримы. Тем не менее, все эти уровни бытия, принадлежащие к камадхату, рупадхату и арупадхату, все еще относятся к сансаре, потому что порождены причинами и непостоянны. Причины дхьян и самапатти - медитация. Первой дхьяне свойственны - исследование, анализ, блаженство, восторг и однонаправленное сосредоточение. По мере восхождения по дхьянам эти факторы последовательно уменьшаются, пока не останется одно однонаправленное сосредоточение. Тем не менее, всем им свойственна деятельность ума и везде сохраняется двойственность субъекта и объекта. Четыре самапатти гораздо более абстрактны, потому что здесь нет конкретного объекта медитации, а есть только открытое пространство без препятствий. На первом сампатти медитация пуста и обширна, как бесконечное пространство. На втором самапатти бесконечным становится наше сознание. Но в обоих случаях сохраняется двойственность и привычка держаться или за бесконечное, подобное небу пустое пространство, или за самосознание. На следующих двух уровнях нет ничего конкретного за что можно было бы ухватится, или задержаться, потому что существует только очень тонкое сознание. Оно собрано в единую точку и в то же время бесконечно. Однако сознание все еще имеется, потому что мы живы и наше тело не мертво. Есть и сосредоточение, и восприятие, а потому сохраняется двойственность - в этом заключается отличие от ригпа, или Естественного Состояния. Дхьяны и самапатти - это обусловленные состояния, порожденные причинами. Поэтому они непостоянны и принадлежат к сансаре. Естественное же Состояние Дзогчена свободно от всякой привычки за что-то держаться и от двойственности. Это состояние за пределами ума и медитации, потому что оно совершенно ничем не обусловлено. Тем не менее, в ходе развития медитации имеются эти четыре стадии дхьяны, или сосредоточения, которые приносят телу переживания приятного ощущения, а уму -блаженства Необходимо иметь в них некоторый опыт. Мы стараемся достичь узнавания природы ума, но эти состояния, дхьяны, природой ума не являются. Полагать их таковыми было бы ошибкой, потому что ригпа - не медитация. Медитация - это работа ума Дело не просто в том, чтобы ум был пуст или отсутствовали мысли, - само по себе такое состояние не является Естественным Состоянием. Просто быть пустым как небо - тоже не Естественное Состояние. Пустота как таковая или сосредоточение на пустоте, или пребывание пустым как небо, или отсутствие всякого бытия, или сосредоточение только на сознании - ни одно из этих самапатти не является Естественным Состоянием. Все это лишь переживания, порожденные умом; они зависимы и непостоянны. В этих дхьянах и самапатти продолжает существовать очень тонкое сознание; мы сосредоточиваемся и воспринимаем, но, согласно Дзогчену, все это не является Естественным Состоянием. Нам нужно найти это Естественное Состояние, которое запредельно уму, и пребывать в нем как можно дольше. Именно это называется трэгчод и медитацией не является. Трэгчод - не медитация, а нечто ее превосходяшее. Когда мы практикуем Дзогчен, наше состояние ясное и яркое, несмотря на то, что мы ничего не воспринимаем. Мы просто осознаём. Такая не-медитация - истинная медитация. Так мы обнаруживаем природу ума Бывает, что в своей практике мы даем мыслям раствориться, но потом оказывается, что наше осознание или чувство присутствия лишено ясности. Может случиться, что мы будем пребывать в состоянии пустого ума, которое кажется бессознательностью. Это вялое пустое состояние ума называется лунг-матэн (lung-ma-bstan) и не является истинной медитацией. Некоторые практикующие способны часами не отвлекаясь оставаться в таком состоянии лунгматэн. Однако это состояние - всего лишь переживание, а не Естественное Состояние, или ригпа. Несомненно, это очень глубокое состояние, но оно не является истинным самадхи, потому что в настоящем самадхи нет удержания чего быто ни было, но при этом оно ярко и ясно. Обычная шаматха - это лишь состояние покоя ума, переживание. В вялом состоянии пунгматэн мы не можем даже двигаться поэтому оно похоже на сон. Это глубокая, но вялая медитация. Путать ее с Дзогченом - ошибка. Выполняя такую практику, мы вдруг можем испытать очень сильное ощущение привязанности: «это мое!» или «это я сам!». Оно является совершенно незваным. Это явление представляет собой привычку держаться за представление о собственном бытии «я» как чего-то независимого. Если добиваться этого ощущения и отождествляться с ним, то оно проникнет повсюду и станет нам мешать. У нас укрепляется чувство своего «я», отождествление с «я», которое заполняет все наше переживание. Если продолжать медитировать и углубляться в дальнейшие уровни сосредоточения, то после смерти мы переродимся среди богов-долгожителей в брахмалоках рупадхату. Тем не менее, это следствие непостоянно, пусть даже оно может длиться чрезвычайно долго. Рождение на небесах не является освобождением от сансары. Или же, с другой стороны, во время практики у нас может появиться переживание пустоты и отсутствия мыслей, в результате чего мы заключаем, что не существует абсолютно ничего. Ум, блаженство, карма и т. д. - все просто исчезает. Если добиваться этого переживания, можно впасть в воззрение нигилизма. Это неверно. Или же, наблюдая, возникновение мыслей, мы можем очень сильно за них ухватиться, думая «моя страна», «моя семья» и тому подобное. Это не приближает нас к истинной практике Дзогчена. Иногда же, медитируя, мы можем пребывать в чистом воззрении Дзогчена. Хотя мысли и возникают, мы им не препятствуем и не удерживаем их умом, и поэтому они снова растворяются сами собой. Они самоосвобождаются (рангдрол). Но, несмотря на такое исчезновение мыслей, наше осознание, или чувство присутствия, чувство того, что мы здесь, остается очень ярким и ясным. Все чувства действуют наилучшим образом, но при этом мы не отклоняемся от Естественного Состояния. Таковы истинная практика Дзогчена и правильное воззрение. Иногда мы можем почувствовать склонность не просто пребывать в Естественном Состоянии, а заняться визуализации божеств и мандал и т. д. В такое время лучше выполнить какую-нибудь тантрийскую практику. Некоторых же вовсе не удовлетворяет воззрение Дзогчена, и они хотят заниматься практикой визуализации. Пусть они ею занимаются сколько угодно. Но если мы хотим быть последователями Дзогчена, то должны понять, что нет ничего, что бы нужно было создавать умом. Если что-то создано умом, оно искусственно и преходяще - это не Естественное Состояние. Если мы не обнаружили природы ума и нераздельности ясности и пустоты, то все эти визуализации мандал и божеств окажутся только помехой, и мы не попадем в Естественное Состояние,
Пребывание в воззрении. Мы разобрали некоторые виды неправильной медитации, когда мы не пребываем в Естественном Состоянии. Одно лишь непрерывное пребывание в этом ярком чувстве присутствия без стремления что-то удержать принесет нам ощущение невыразимого блаженства. Мы будем по-прежнему видеть все эти горы, озера, деревья, дома, людей и т. д. - все существующее в мире, но ничто из того, что мы видим или слышим, не будет нас отвлекать. Мы пребываем в ощущении присутствия (ригпа), которое ярко и ясно, как зеркало, отражает все, что есть в мире, но эти отражения не затрагивают и не изменяют зеркала. Мы становимся подобными зеркалу. Нет никакой разницы, будем ли мы отражать, как ныне, мир людей или мир ада, или локу претов, или локу асуров, или локу дэвов, или что угодно еще. Все они - лишь отражения и никак не меняют наше Естественное Состояние, не делают его другим. В каких бы обстоятельствах и мирах мы ни оказались, никакие перемены нас не ожидают. Мы - это подобное зеркалу Естественное Состояние и ничто иное. Оно ясное и пустое и, тем не менее, отражает всё - всё, что только может существовать на протяжении какой угодно жизни. Но само оно никогда не изменяется и ни от чего другого не зависит. Оно всегда остается самим собой, не бывая чем-то конкретным. Даже если ум одолеет вялость или сонливость или возбужденность, это никак не повлияет на Естественное Состояние и не изменит его. Поэтому нечего устранять или очищать какими-то особыми способами. Оно словно солнце, которое светит в небе, - все происходит естественно, не требуется никакой особой работы или усилий. Оно словно светильник, озаряющий темную комнату: ведь он не прилагает никаких усилий. Освещать - это свойство солнца или светильника. Чтобы устранить темноту, не нужно делать ничего особенного. Таково чистое воззрение Дзогчена
Как практиковать медитацию. Теперь мы переходим ко второй части текста. До сих пор мы давали прямое введение и старались исправить некоторые неверные взгляды. А теперь, когда мы обнаружили и узнали истинную природу Дзогчена - Естественное Состояние. Как егопрактиковать? Если, будучи новичком, пытаться с самого практиковать подолгу, появится бессонница, станет болеть голова, глаза и т. д. Мы устанем от медитации, и она нам опостылеет. Поэтому для начала нужно практиковать, делая занятий частыми и короткими устраивать между ними перерывы, и не стараться удлинять занятия. Мы будем хорошо себя чувствовать и благодаря этому лучше усвоим практику. Позже, когда мы освоим ее, можно будет понемногу продлевать занятия. Так медитация войдет в привычку. Однако здесь каждый должен поступать исходя из собственных ощущений, потому что все практикующие разные. Какое время лучше для практики? Лучше всего начинать весной. Кроме того, в полдень лучше делать перерыв, иначе появится усталость, и тогда будет очень трудно достичь каких- либо успехов в медитации. Полдень и полночь - неблагоприятное время дня практики. Если в эти периоды принуждать себя к медитации, вас будет одолевать сонливость. По той же причине не стоит медитировать, если выпил вина или после тяжелого физического труда. Если пытаться практиковать в эти периоды, появятся ощущения, похожие на лихорадку. Перед медитацией не следует слишком наедаться и есть слишком питательную и тяжелую пищу, в частности, лук и чеснок, которые дают избыточный жар и чувство тяжести. Раннее утро, послеполуденное время и вечер - лучшее время для практики, потому что наша ясность максимальна. Так что эти периоды мы посвящаем практике созерцания. Нужно составить точное расписание и завести привычку его соблюдать. Однако иногда можно изменить время, потомучто излишняя жесткость может создавать для нас трудности и нам не захочется медитировать. Что делать между занятиями? Обычно мы сидим скрестив ноги, руки держим в мудре созерцания, шею, слегка наклоняем, глаза ни слишком широко открыты, ни слишком прикрыты, а взгляд обращен <немного> вниз, до уровня носа. Иногда нужно подвигаться или встряхнуться. Если сидеть без движения слишком долго, это может вызвать большие неудобства. Взор обращен в пространство. Но практиковать созерцание в Естественном Состоянии возможно и в других положениях, например, лежа, а иногда стоя и совершая медленные движения или даже во время ходьбы. Тот, кто понастоящему опытен в созерцании, может находиться в Естественном Состоянии даже во время еды или беседы. Главное - что он никогда не отвлекается. Такой практик может оставаться в созерцании даже посреди толпы. Он может выполнять практику во время четырех действий: когда сидит, стоит, лежит и ест - это не нарушит Естественное Состояние. Таков признак того, что медитация стала устойчивой. Какое место подходит для практики? Лучше всего безлюдное место, приятное и очень тихое. Гора не должна быть слишком высокой, а долина слишком тесной. Вода поблизости должна быть чистой, и хорошо, если вокруг растет много цветов и разных трав, В таком месте мало отвлекающих факторов: жителей, туристов, грабителей, телевидения, автомобилей, самолетов. Здесь мы усаживаемся на удобное сиденье в тени, а при необходимости - под каким-то кровом. Пища, которую мы едим, питательная и легкая, не слишком обильная, В нашем укрытии или в палатке, или в пещере мы можем практиковать в любое время. Освоившись с медитацией, можно переменить место: подняться повыше в горы или забраться на скалу, или пойти на озеро, или туда, где вода течет. Обычно мы предпочитаем приятные места, где нам ничто не мешает. Но иногда можно выбрать и неуютное и неприятное место, где бы мы ни практиковали медитацию, следует следить за знаками, свидетельствующими о том, что практика освоена.
Помехи медитации. Во время практики медитации могут встретиться несколько видов помех. Например, оставаясь в медитации, мы утрачиваем присутствие, и возникает ощущение, что мы спим. Это признак потери энергии. Необходимо восстановить силы и ясность, однако не следует бороться с сонливостью слишком энергично, чтобы потом не помешала возбужденность. Нам нужны три составляющие: сила, ясность и спокойствие. Что делать, если окажется, что мы утратили присутствие и ясность исчезла? Есть несколько методов в зависимости от причины помехи. Если окажется, что вас одолевает сонливость, идите практиковать на высокое место, где свежий воздух, и на открытое пространство, а практикуя в помещении, откройте окно и впустите по - больше света. Если этого будет недостаточно, отправьтесь в такое место, где дует сильный ветер. Если эта помеха все же останется, вымойте голову и лицо, а также руки и ноги. Холодная вода вас освежит. Также может помочь перемена места практики. Постарайтесь практиковать без опоры для спины или без подушки для сиденья. Встаньте, подвигайтесь, глубоко подышите и сделайте упражнения йоги. Или же может оказаться, что мешает возбужденность. Возможно, вы пытаетесь сосредоточиться, но это ничего не дает, и вам мешают возникающие мысли. Или же вас отвлекают внешние образы и звуки. Перейдите в более тихое, более отдаленное место и попробуйте практиковать в относительно темном помещении. Возбужденность могут вызвать неполадки со здоровьем или скудное питание. В этом случае выпейте питательного мясного бульона и немного чанга (пива или вина), чтобы согреться, расслабиться и успокоиться. Однако последнее следует употреблять только как лекарство. Так или иначе, вы должны оценивать ситуацию сами. Иногда во время практики медитации мысли приходят сами собой: например, мысли о деньгах, о личных делах, о сексе и они тоже могут возбуждать и мешать нам. Однако мы должны считать все эти мысли, хорошие и плохие, о друзьях и врагах, лишь переживаниями во сне. Они не обладают собственным бытием, и поэтому нет смысла за них держаться и им следовать. Помните, что всё подобно иллюзии. Не позволяйте этим мыслям задерживаться, а просто отпускайте их. Кроме того, когда мы практикуем медитацию, у нас могут появиться такие мысли: «Это Естественное Состояние или нет?», «Чистое ли это воззрение Дзогчена или нет?», «На самом деле я медитирую или это мое заблуждение?» В Дзогчен нашем уме могут возникать и другие сомнения. Все это наша собств воз бужденностъ, которую мы порождаем и поддерживаем. Это свидетельства того что мы не слишком осведомлены о воззрении Дзогчена, а значит, нужно больше читать и изучать Дзогчен, чтобы преодолеть нехватку знаний. Если есть возможность, полезно также обсудить свои сомнения с учителем. Эти сомнения, поначалу очень тонкие, могут разрастись и послужить причиной большой возбужденности. Необходимо разобраться, чтобы понять и сделать вывод - хороша наша практика медитации или нет. Некоторое время выполняйте медитацию, а затем проверьте ее. Когда же мы пребываем в Естественном Состоянии, там нет никакой проверки или исследования, иначе мы из него выпадем. Или же у нас может быть множество неуловимых мыслей возникающих на уровне подсознания. Постарайтесь распознать, когда это происходит. Эти мысли прокрадываются как воры, и от них нет специального противоядия. Просто предоставьте им освободиться самим по себе, не цепляясь за них. Если это вам удастся, помех будет всё меньше и меньше. Иногда тело начинает непроизвольно трястись или появляется чувство, что нет головы, или возникает дрожь в психических каналах, или ум ощущает легкость и простор, или болят суставы - сделайте какой-нибудь самомассаж. Бывает, в ушах слышатся звуки. В этом случае ешьте более питательную еду и делайте массаж с маслом. Но, в любом случае, не пытайтесь делать что-то через сипу. Иногда, когда мы начинаем практиковать, оказывается, что нам это не нравится и практика надоела. У нас болят глаза, голова, мы всё время кашляем это признаки того, что мы пытаемся сосредоточиться слишком настойчиво, через сипу. Просто расслабьтесь и без напряжения устремите взгляд в пространство. Не удерживайте ум слишком жестко. И всегда практикуйте частыми короткими периодами. Может возникнуть желание- делать что-то руками петь или смотреть телевизор - это признак того, что мы недостаточно преданы воззрению Дзогчена. Поэтому нужно больше его изучать и думать об уникальной возможности, предоставленной нам драгоценным человеческим рождением, о непостоянстве жизни и прочем. Вспомните, что все в мире есть иллюзия и на нее невозможно опереться. Вспомните о мирах ада, о мирах претов и т.д. и о тех страданиях, которые в них испытывают. Такие мысли подвигнут нас посвятить себя практике Дхармы. Если мы всего этого не знаем, необходимо изучать.
Признаки правильной медитации. Правильная практика медитации означает, что мы будем намного меньше привязаны к вещам, а наша ясность увеличится. Нет особых способов оценить ясность или пустоту. Нужно лишь пребывать в расслабленном состоянии, ни за что не держась. Наше осознание (ригпа) - очень яркое и ясное, и мы пребываем в нем. Мысли появляются сами собой и сами собой освобождаются. При этом мыслей становится всё меньше и меньше, а наше осознание устойчиво и ясно. Во время практики не нужно объяснять конкретные чувства. Но когда непосредственное чувство присутствия очень яркое, мы называем его випашьяной. Все это признаки практики правильной медитации. Невыразимость переживаний - тоже признак правильной медитации. Если во время практики медитации исчезает сонливость, это тоже один из признаков. Если во время медитации мы вдруг подумаем: «Мой учитель так добр, я практикую так хорошо и удовлетворен», - это тоже хороший знак. Если мы практиковали днем, а потом вечером, и нам снится, что мы медитируем, - это тоже добрый знак. Если у нас сохраняется моложавая внешность, это тоже хороший знак. Постоянное спокойствие мыслей - благой знак. Отсутствие сильных мыс-лей, когда нас придут навестить родственники, - хороший знак. Все это признаки того, что медитация идет хорошо. Когда другие нас ругают или хвалят, а нас это не заботит, - это тоже хороший знак. Пусть даже мы получаем учения от самого Будды, мы не тешим себя никакими надеждами. Мы не разочаровываемся, если нет никаких результатов. Все это добрые знаки. У нас может появиться способность видеть свое тело изнутри или видеть знамения, или владеть телепатией - эти сипы приходят естественным образом. Мы можем видеть шесть миров круговорота перерождения и зреть страдания заключенных в них существ. Для нас больше нет ночной тьмы, и мы ясно всё видим. Таков один из признаков. Все это благие знаки и лучше них ничего нет. Мы медитируем, и эти плоды появляются сами собой, без усилий. Нам хорошо, и мы не отвлекаемся. Мы всегда остаемся на одном и том же уровне уравновешенности -наше состояние не нарушают ни счастье, ни печаль. Если мы всегда охвачены чувством довольства и счастья, - это признак того, что в нашем теле упорядочен элемент земля. Если, практикуя медитацию, мы ощущаем, что словно погружаемся в воду, - это признак того, что теперь наша медитация управляет элементом вода. Временами мы чувствуем легкость и испытываем ощущение парения - это признак того, что наша медитация управляет элементом воздух. Иногда наша медитация ясна и сильна и мы ощущаем тепло - это признак того, что теперь наша медитация управляет элементом огонь. Бывает, наше переживание очень яркое и отвлечение, проистекающее от органов чувств, не нарушает нашего состояния, и мы ощущаем большую ясность и большую пустоту, - это признак того, что теперь наша медитация управляет элементом пространство. Когда появляются эти знаки, мы не беспокоимся и не размышляем о них. С ними не нужно ничего делать. Просто оставьте их как есть. И постепенно наши обычные иллюзии потеряют свою жесткость и исчезнут.
Лекция Лопонаа Тендзина Намдака в Южном Девоне, май 1991 года.
Date: 2015-09-17; view: 5566; Нарушение авторских прав |