Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О, АЛЛАh, поистине, я прошу тебя о Твоей милости!»)






[1] Этот х ади с, переданный Абу Хурейрой, да будет доволен им АЛЛАh, привели аль-Бухари, Муслим и другие (му х адди с ы). Цепочки передатчиков и источники этого х ади с а приведены в «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (№ 1200) и в «Ирва аль-Гъалиль» (№ 769).

[2] Как обычно и происходит с большинством паломников в наше время. Довольно редко увидишь, чтобы кто-нибудь из них гнал свое жертвенное животное из дома, как это сделал пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа. Конечно же, тот паломник, кто поступает так, как сделал пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, не заслуживает порицания. Однако, что касается того паломника, который не гонит с собой жертвенное животное и при этом вознамерился совершить х адж аль-кыран либо аль-ифрад, то он противоречит поступку пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, и его приказу, даже если люди не желают этого, о чем сказал Ибн ‘Аббас. См. «Са х и х Муслим» (4/58) и «Муснад» имама А х мада (1/278 и 342).

[3] См. «Са х и х Аби Давуд» (1787 и 1905).

[4] Говоря это, он опирался на слова пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа: «Поистине, АЛЛАh ввел ‘умру в этот ваш х адж. Поэтому, когда вы прибудете (в Мекку), то совершивший обход Ка’бы и (ритуальное прохождение) между ас-Сафой и аль-Марвой, выходит из состояния и х рама, за исключением того, кто пригнал с собой жертвенное животное». См. «Са х и х Аби Давуд» (1801).

[5] Этому (суждению) вовсе не противоречат передающиеся от ‘Умара и других сподвижников сообщения, в которых говорится о том, что они считали х адж аль-ифрад более предпочтительным. Этот вопрос я разъяснил в первоисточнике данной книги. Спустя некоторое время я увидел, что шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа истолковал этот вопрос следующим образом: он (т.е. ‘Умар бин аль-Хаттаб – прим. переводчика) имел в виду совершение только ‘умры за одну поездку, а совершение х аджа – за другую поездку. Более подробно см. «Маджму’ аль-Фатава» (том 26), поскольку эта тема важна.

[6] Это хороший х ади с. Полностью он приведен в книге «Са х и х аль-джами ас-сагъир» (№ 1477).

[7] Полностью этот х ади с упоминается в первоисточнике данной книги. Я также его привел в «Ирва аль-Гъалиль» (№ 1019) и в «Са х и х Аби Давуд» (1840).

[8] Никъаб является вуалью (кына’), которая носится на кончике носа. Вуаль имеет несколько разновидностей. Если женщина приближает свой никъаб к уровню глаз, то он называется «васваса» или «бурку’». Если она опускает его до глазниц, то он называется «никъаб». Если же он находится на кончике носа, то называется «лукфам». Никъаб называется никъабом женщины, потому что он скрывает ее никъаб, т.е. цвет ее (кожи) цветом никъаба». Цитата приведена в сокращении из «Лисан аль-‘араб» («Толкового словаря арабского языка»), 2/265-266.

[9] Шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа в своем труде «Мансик» (стр. 365) пишет: «Перчатки (куффазат) – это оболочка, сделанная для руки, подобно той, что делают сокольничии». Сокол является одним из видов ястребов, используемых для охоты (как ловчая птица).

[10] Шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа в «Манасик аль- х адж» пишет: «Паломнику нет необходимости обрезать их (т.е. кожаные носки – прим. переводчика), чтобы они были ниже лодыжек, поскольку пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, сначала приказал обрезать их, а уже после этого, находясь на ‘Арафате, он разрешил носить шаровары тем, кто не нашел изар, и кожаные носки тем, кто не нашел сандалии. Таково наиболее правильное из двух мнений ученых».

[11] Этот х ади с является согласованным (т.е. цепочка передатчиков этого х ади с а и его текстовая часть одинакова у имамов аль-Бухари и Муслима – прим. переводчика). См. также «Са х и х Аби Давуд» (1825).

[12] Прим. переводчика: микат – специальное место, где паломник входит в состояние и х рама. Речь об этом пойдет далее. Пользуясь случаем, обращаю внимание уважаемого читателя на разницу в выражениях: «облачиться в и х рам» (т.е. надеть специальную одежду, называемую и х рам, которая для мужчин состоит из двух кусков нескроенной материи: изар и рида) и «войти в состояние и х рама» (т.е. войти в ритуальное состояние, когда паломник должен соблюдать ряд запретов, от которых свободны все остальные мусульмане).

[13] См. источники этого х ади с а в «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (№ 2469).

[14] Этот х ади с является согласованным. См. также «Са х и х Аби Давуд» (1776).

[15] Использованное в х ади с е слово «му’аррис» происходит от слова «та’рис», означающее остановку путника на ночлег в последнюю часть ночи для сна и отдыха. См. «ан-Нихаййа».

[16] См. «Са х и х Аби Давуд» (2044) и «Мухтасар Са х и х аль-Бухари». Аль- Х афи з (Ибн Х аджар) в «Фат х аль-Бари» (3/311) пишет: «В этом х ади с е содержится указание на достоинство (вади) аль-‘Акик подобно достоинству Медины, равно как и указание на достоинство совершения намаза в нем…».

[17] Этот х ади с аль-Бухари приводит в форме «муалляк» (х ади с, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких друг за другом передатчиков – прим. переводчика), а аль-Бейhакъи – в форме «мавсуль» (х ади с с непрерывной цепочкой передатчиков, который относится к категории сообщения, восходящего до пророка (марфу) или до сподвижника (маукуф) – прим. переводчика). Иснад этого х ади с а является достоверным.

[18] Передал ад-Дийа (аль-Макъдиси) через достоверный иснад.

[19] Этот х ади с является согласованным. См. также «Са х и х Аби Давуд» (1812).

[20] Этот х ади с привели авторы сборников «ас-Сунан» и другие (му х адди с ы). См. «Са х и х Аби Давуд» (1814).

[21] Этот х ади с является хорошим (х асан). «Са х и х аль-Джами’» (1101).

[22] Об этом передал Са’ид бин Мансур, как указано в «аль-Мухалля» (7/94), через хороший иснад, а также Ибн Аби Шейба через достоверный иснад от аль-Муталлиба бин ‘АбдуЛЛАhа, о чем сказано в «аль-Фат х» (3/324). Данное предание относится к категории «мурсаль» (х ади с, в иснаде которого есть пропуск после имени последователя (ат-таби') – прим. переводчика).

[23] Этот х ади с привел Муслим. См. «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (№ 2023).

[24] Это х ади с привели аль-Бухари, ат-Тайалиси (1513) и А х мад (6/32, 100, 180, 243).

[25] Это предание привел Ибн Аби Шейба, о чем сказано в «аль-Мухалля» (7/94-95). Его иснад является достоверным. Шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа в своем труде «Мансик» пишет: «Женщина повышает свой голос до такой степени, чтобы ее слышали ее спутницы. При различных обстоятельствах желательно также еще больше повысить голос…».

[26] Эти слова являются частью достоверного х ади с а, приведенного в «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (№ 830): «Ко мне явился Джибриль и сказал: “О, Му х аммад! Прикажи своим сподвижникам повышать свои голоса при произнесении тальбии, поскольку она относится к обрядам х аджа”».

[27] Этот х ади с привели Ибн Хузайма и аль-Бейhакъи через достоверный иснад, как указано в «Тахридж ат-Таргъиб ва ат-Тархиб» (2/118).

[28] Этот х ади с передал аль-Бухари. Ибн Х аджар сказал: «В этом х ади с е содержится свидетельство того, что произнесение тальбии внутри вади относится к Сунне посланников. Он также свидетельствует о том, что произнесение тальбии установлено как при спуске, так и при подъеме».

[29] Этот х ади с привел А х мад (1/417) через хороший иснад. Этот х ади с назвали достоверным аль- Х аким и а з - З аhаби, о чем сказано в «аль- Х адж аль-Кябир».

[30] Об этом передали аль-Бухари и аль-Бейhакъи. См. также «аль-Маджму’» (3/225 и 239).

[31] Об этом передали аль-Бухари. См. также «Са х и х Аби Давуд» (1865).

[32] Об этом передали аль-Бухари. См. также «Са х и х Аби Давуд» (1866).

[33] Этот х ади с привел аль-Факихи через хороший иснад.

[34] Об этом передается хороший х ади с, приведенный в «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (№ 2478).

[35] См. «аль-Калям ат-таййиб» шейх аль-Исляма Ибн Таймиййи. х ади с ы, содержащиеся в этом труде, я проверил на достоверность (см. стр. 51-52).

[36] Там же.

[37] Об этом от него передал Ибн Аби Шейба через достоверный иснад. Другие (му х адди с ы) передают об этом от пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, однако через слабый иснад, как разъяснено в «Сильсилят аль-а х ади с ад-да’ифа» (№ 1054).

[38] Прим. переводчика: ас-САЛЯМ – одно из Прекрасных Имен АЛЛАhа, указывающее на свободу АЛЛАhа от каких бы то ни было недостатков и изъянов.

[39] Прим. переводчика: т.е. Ты избавляешь от любых бед, невзгод и несчастий.

[40] Прим. переводчика: «ас-салям» здесь: благополучие, которое взывающий с мольбой просит от АЛЛАhа.

[41] Об этом передал аль-Бейhакъи (5/72) через хороший иснад от Са’ида бин аль-Мусаййиба, который сказал: «Я слышал от ‘Умара слова, которые вам не передаст больше никто другой, кроме меня, так как их уже нет в живых. Я слышал, как он говорил, когда видел Дом (АЛЛАhа):АЛЛАhумма анта-с-САЛЯМ ва минка-с-салям, фа- х аййина раббана би-с-салям! ”». Аль-Бейhакъи также передал через другой иснад от Са’ида бин аль-Мусаййаба, что ‘Умар произносил эту мольбу. Об этом также передал от них Ибн Аби Шейба (4/97).

[42] Слова одного из уважаемых ученых в примечаниях к книге «аль-Манасик ва аз-Зиярат», что об этом не передается от пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, являются его ошибкой. Я доказал суждение о достоверности соответствующего х ади с а в «Ирва аль-Гъалиль» (1112).

[43] Этот х ади с привели аш-Шафи’и, А х мад и другие (му х адди с ы). Данный х ади с является сильным, как я разъяснил в «аль- Х адж аль-кябир».

[44] Прим. переводчика: в комментариях к сборнику ат-Тирми з и «Тухфа аль-ахвази би шар х джами’ ат-Тирми з и» слова «с истиной» (би- х аккъин), упомянутые в данном х ади с е, толкуются следующим образом: это значит, кто прикоснулся к нему (т.е. к Черному камню) с верой и надеждой на награду АЛЛАhа.

[45] Этот х ади с назвали достоверным ат-Тирми з и, Ибн Хузайма, Ибн Х иббан, аль- Х аким и а з - З аhаби. Его цепочки передатчиков и источники приведены в «аль- Х адж аль-кябир».

[46] Этот х ади с ат-Тирми з и назвал хорошим, а Ибн Х иббан, аль- Х аким и а з - З аhаби – достоверным.

[47] Этот х ади с назвали достоверным ат-Тирми з и и Ибн Хузайма.

[48] Прим. переводчика: здесь имеется в виду невысокая полукруглая стена, расположенная в непосредственной близости от северо-западной стены Ка’бы, но не соединяющаяся с ней.

[49] Слово аль-идтиба' (т.е. обнажение правого плеча при обходе Ка’бы паломником-мужчиной – прим. переводчика) означает следующее: просунуть один конец риды (верхней накидки паломника) под подмышкой правой руки и забросить его край на левое плечо, тем самым, обнажив правое плечо и покрыв левое. Обнажать правое плечо до этого обхода Ка’бы либо после него относится к религиозным нововведениям (бид’а).

[50] Этот х ади с привели Абу Давуд и другие (му х адди с ы). Данный х ади с назвали достоверным многие ученые. «Са х и х Аби Давуд» (1892).

[51] Шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа сказал: «Слово «прикосновение» (истилям) означает «тереть рукой» (мас х би-ль-йад). Что касается прочих сторон Ка’бы, места (стояния) Ибраhима, а также всего остального, что находится на земле: мечети, ее стен, могил пророков и праведников – подобно комнате нашего пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, пещере Ибраhима, местам, где молился наш пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, и других таких мест – Скалы (на Храмовой горе) в Иерусалиме, – то к ним не следует прикасаться в качестве ритуала и их нельзя целовать, относительно чего согласны все имамы (мусульманской общины). Совершение же ритуального обхода (таваф) этих мест относится к величайшим религиозным нововведениям, которые строго запретны. Тот же, кто избрал это для себя как часть своей религии, должен быть приведен к покаянию. Если же он откажется раскаяться, то его следует казнить».

Как прекрасно на эту тему предание, которое привели в своих сборниках ‘Абдур-РАЗЗАКЪ (8945), А х мад и аль-Бейhакъи от Йа’ли бин Умаййи, который сказал: «Я совершал обход Ка’бы вместе с ‘Умаром бин аль-Хаттабом (в другой версии передается: «вместе с ‘У с маном»), да будет доволен им АЛЛАh. Когда я находился около угла, который находится поблизости от двери и примыкает к стене (аль-хиджр), я взялся за него рукой, чтобы совершить ритуальное прикосновение. Тогда он (т.е. ‘Умар бин аль-Хаттаб или ‘У с ман – прим. переводчика) спросил меня: «Разве ты не совершал обход Ка’бы вместе с посланником АЛЛАhа?» Я ответил: «Конечно же (совершал)». Он спросил: «Ты видел, чтобы он, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, прикасался к нему?» Я ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Ну так и поступай так же, как он, ведь в посланнике АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, для тебя хороший пример!».

[52] Об этом передается от пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, через два пути передачи, которые поднимают степень достоверности х ади с а до уровня «хороший х ади с». Также этот х ади с усиливается тем, что так поступала целая группа сподвижников. Среди них Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими АЛЛАh, который сказал: «Это место прикладывания (мультазам) между Углом и Дверью». Также достоверно передается, что так поступал ‘Урва бин аз-Зубайр. Обо всем этом сказано в «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (№ 2138).

Шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа в своем труде «Мансик» (стр. 387) пишет: «Если он (т.е. паломник – прим. переводчика) желает подойти к аль-мультазам, которое находится между Черным камнем и Дверью (Ка’бы), возлагая на это место грудь, лицо, предплечья и ладони, взывая с мольбами ко Всевышнему АЛЛАhу и обращаясь к Нему со своими нуждами, то он может так поступить. Он может сделать это до прощального обхода Ка’бы (таваф аль-вада), поскольку нет никакой разницы, совершит ли он это во время прощального обхода или в какое-то другое время. Сподвижники поступали так по прибытии в Мекку…А если он встанет около Двери (Ка’бы) и обратится там с мольбами, не прикладываясь к Дому (АЛЛАhа), то это тоже хорошо. Когда же он будет уходить, то ему не следует стоять, поворачиваться и идти задом наперед».

[53] Об этом передали ат-Тирмизи и другие (му х адди с ы). Вторую версию х ади с а привел ат-Табарани. Этот х ади с является достоверным, как я установил в «аль-Ирва» (21).

Шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа сказал: «Во время него (т.е. обхода Ка’бы – прим. переводчика) нет каких-то определенных слов поминания АЛЛАhа, которые передавались бы от пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, в качестве его велений, высказываний либо обучения. Наоборот, паломник во время обхода Ка’бы взывает к АЛЛАhу с любыми мольбами, которые установлены в Шариате. Что же касается упоминаемой многими людьми определенной мольбы, которая произносится под водостоком Ка’бы и т.п., то у нее нет оснований (в Шариате)».

[54] Согласованный х ади с, передаваемый от Абу Хурайры. Его также передал ат-Тирми з и от ‘Али и Ибн ‘Аббаса. Источники и передатчики данного х ади с а приведены в «аль-Ирва» (1102).

[55] Согласованный х ади с, передаваемый от ‘Айши. Аль-Бухари также привел его от Джабира, и дополнение (в квадратных скобках) принадлежит ему. Источники и передатчики данного х ади с а приведены в «аль-Ирва» (191).

[56] Прим. переводчика: 109 сура «аль-Кяфирун» («Неверующие»).

[57] Прим. переводчика: 112 сура «аль-Ихляс» («Очищение веры»).

[58] См. предисловие, а также первоисточник данной книги.

[59] Этот х ади с является достоверным, о чем сказала целая группа имамов. Я привел его источники и указал на пути его передачи в «Ирва аль-Гъалиль» (1123), а один из них в «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (№ 883).

[60] Достоверный х ади с, который передали ат-Тайалиси и другие (му х адди с ы). Он содержится в «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» в разделе, где приведен х ади с № 1056.

[61] Этот х ади с передали ад-Дийа (аль-Макъдиси) в «аль-Мухтара» и другие (му х адди с ы). Он приведен в «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (№ 1056).

[62] В наши дни нелегко увидеть Ка’бу с ас-Сафы. Исключение составляют лишь некоторые места на ней. Ка’бу можно увидеть лишь со столбов, которые поддерживают второй этаж Заповедной Мечети. Кому удастся увидеть Ка’бу, тот достиг Сунны. Однако не будет греха на том, кто приложит усилия, но не сможет увидеть Ка’бу.

[63] В книге «аль-А з кар» дополнительно приведены следующие слова: «Ля иляhа илля-ЛЛАhу ва ля на’буду илля иййаhу…» («Нет божества, кроме АЛЛАhа. Мы не поклоняемся никому, кроме Него…» и т.д.). Я не увидел этого дополнения ни в одном из путей передачи х ади с а: ни у Муслима, ни у других (му х адди с ов), кто привел данный х ади с. Вышеупомянутые слова содержатся в длинном х ади с е, рассказанном Джабиром, а это противоречит тому, кто ошибочно снабдил его следующим примечанием: «Этот х ади с передали Муслим и…».

[64] Т.е. после слов мольбы, содержащих свидетельство единобожия (таhлилят), паломник может обратиться к АЛЛАhу с теми мольбами о благе в этом мире и в Последней жизни, которые он пожелает. Лучше, если эти мольбы будут такими, которые передаются от пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, либо от праведных предшественников.

[65] Это достоверный х ади с. Те, кто говорят об обратном, ошибаются. Его источники и цепочки передатчиков приведены в «аль-Ирва» (1072).

[66] Этот х ади с привели ан-Насаи и другие (му х адди с ы). Он также приведен в «аль- Х адж аль-Кябир».

Полезное примечание: в книге «аль-Мугъни» (3/394) Ибн Къудамы аль-Макъдиси написано: «Обход Ка’бы (таваф) женщинами и их прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой (сай) от начала и до конца совершается обычным шагом. Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые сошлись в том, что женщинам не предписано обходить Ка’бу быстрым шагом (первые три круга), бежать (через вади) между ас-Сафой и аль-Марвой и обнажать при обходе Ка’бы правое плечо. Они единодушны в этом потому, что в своей основе во время этих обрядов становится видна кожа, что нецелесообразно для женщин, поскольку от них требуется закрывать (свое тело). Что же касается обхода Ка’бы быстрым шагом, бега (через вади) между ас-Сафой и аль-Марвой и обнажения правого плеча, то во время этих обрядов открывается кожа».

В «аль-Маджму’» (8/75) ан-Навави содержится свидетельство, что по этому вопросу среди последователей шафи’итского ма з hаба есть разногласия. В частности, он сказал: «Поистине, существуют два мнения по этому вопросу. Первое, являющееся правильным, разделяет большинство ученых (шафи’итского ма з hаба): женщина не бежит (через вади) во время сая. Наоборот, она проходит обычным шагом все расстояние как ночью, так и днем. Второе мнение состоит в следующем: если женщина совершает сай ночью, когда место совершения сая свободно (от посторонних мужчин), то ей желательно выполнить этот обряд подобно тому, как его совершают мужчины».

Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. переводчика) хочу сказать, что возможно второе мнение ближе всего (к истине), поскольку шариатская основа обряда сай восходит к тому саю, который совершила Х аджар, мать Исма’иля, искавшая воду для своего мучимого жаждой сына, о чем говорится в х ади с е Ибн ‘Аббаса: «Она увидела, что самой близкой (к ней) горой была ас-Сафа, поднялась на неё, повернулась к вади и стала смотреть туда (в надежде) увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла вади, подняла края своей одежды, бросилась бежать, (как может) бежать изнурённый человек, пересекла эту долину и достигла аль-Марвы. Поднявшись на неё, она стала смотреть (по сторонам в надежде) увидеть кого-нибудь, но (опять) никого не увидела, и (всего) она преодолела (этот путь) семь раз». (Далее) Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими АЛЛАh, передал, что пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, сказал: «Вот почему люди бегают между ними». («Са х и х» аль-Бухари, «Книга рассказов о пророках»).

[67] Что касается того, чтобы отсюда смотреть на Ка’бу, то это в наши дни невозможно, поскольку паломника и Ка’бу разделяет та постройка, о которой речь шла ранее. Ему следует постараться обратиться к Ка’бе лицом, однако он не должен поступать так, как делают сбитые с толку люди, поднимающие свой взор и руки к небу!!!

[68] Об этом передал Абу Ну’айм в своем дополнении к «Са х и х у» Муслима.

[69] Эту мольбу привел Ибн Абу Шейба (4/68, 69) от Ибн Мас’уда и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими АЛЛАh, через два достоверных иснада, а также от аль-Мусаййаба бин Рафи и ‘Урвы бин аз-Зубайра. Кроме того, ат-Табарани привел эту мольбу в форме «марфу’» (т.е. восходящую к пророку – прим. переводчика), однако через слабый иснад, о чем сказано в «аль-Маджму’» (3/248).

[70] Либо бреет голову, если между его ‘умрой и х аджем достаточный промежуток времени, чтобы волосы могли отрасти. См. «Фат х аль-Бари», 3/444.

[71] Об этом передали аль-Бухари и Муслим.

[72] Эту остановку (в Намире) и следующую остановку (в вади Урана) в наши дни затруднительно совершить из-за огромного стечения народа. Поэтому если паломник минует их, направляясь к ‘Арафату, то на нем не будет греха, если пожелает АЛЛАh. Шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа в «аль-Фатава» (26/168) сказал: «То, что заключает в себе Сунна посланника АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа: пребывание в Мине в день ат-тарвия, ночевка в ней перед наступлением Дня ‘Арафата, затем пребывание до полудня в (вади) Урана, которое находится между аль-Маш'ар аль- Х арамом и ‘Арафатом, перемещение оттуда к ‘Арафату, проповедь (хутба) и два намаза по пути на ‘Арафат внутри вади Урана, – среди Ислямских правоведов подобно иджма’ (единодушному мнению), хотя многие авторы не акцентируют на этом внимание, а большинство людей не знают об этом из-за широкого распространения выдуманных в религии обычаев».

[73] Прим. переводчика: т.е. сразу же после полудня

[74] См. предпоследнее примечание.

[75] Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. переводчика) хочу отметить, что также от него, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, ничего не передается о совершении дополнительных молитв перед обязательным полуденным намазом или после обязательного предвечернего намаза ни здесь (во время х аджа), ни в остальных его поездках. Также не установлено, чтобы он, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, находясь в пути, совершал какие-либо дополнительные молитвы, за исключением двух дополнительных (сунна) рак’атов перед обязательным рассветным намазом (фаджр) и намаза аль-витр.

[76] Об этом передал аль-Бухари от Ибн ‘Умара в форме «му’аллякъ».

[77] Прим. переводчика: слово ‘ашиййа и однокоренное с ним слово ‘ашийй означает вторую половину дня, наступающую после полудня. Более подробно см. «Лисан аль-‘араб».

[78] Этот х ади с является хорошим либо достоверным. У него есть разные пути передачи, которые я привел в «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (№ 1503).

[79] Это дозволено, поскольку установлено от пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, как разъяснено в первоисточнике данной книги.

[80] Этот х ади с привели Муслим и другие (му х адди с ы). См. «ат-Таргъиб ва ат-Тархиб» (2/129).

[81] Этот х ади с привели А х мад и другие (му х адди с ы). Его назвала достоверным целая группа знатоков х ади с ов, как я разъяснил в «Тахридж ат-Таргъиб ва ат-Тархиб».

[82] Об этом сказал шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа, поскольку это установлено от пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, в «Са х и х» аль-Бухари.

[83] Шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа сказал: «Когда паломник прибудет в Муздалифу, при возможности он совершает закатный намаз до того, как усадит верблюда на колени. Затем, когда он усадит его на колени, он совершает ночной намаз. Если же он отложит ночной намаз на некоторое время, то это не навредит ему».

[84] Прим. переводчика: у этого столба есть и другие названия: аль-джамрат аль-кубра и аль-джамрат аль-уля.

[85] Что касается дополнения: «АЛЛАhумма, идж’альhу х аджжан мабруран…» («О, АЛЛАh! Сделай этой х адж благословенным…»), о котором упоминают авторы некоторых книг, то оно не установлено от пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, как я разъяснил в «Сильсилят аль-а х ади с ад-да’ифа» (№ 1107).

[86] Об этом передал Ибн Хузайма в своем сборнике «ас-Са х и х», сказав: «Этот х ади с является достоверным, разъясняющим то, что неясно из других версий. Таким образом, под словами: «пока он, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, не бросил камешки в большой столб», – подразумевается следующее: (пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, не переставал произносить тальбию,) пока он, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, не завершил бросание камешков». См. «Фат х аль-Бари» (3/426).

[87] Я подробно разъяснил этот вопрос в первоисточнике данной книги. Если читатель желает иметь ясное представление об этом, то ему следует обратиться к первоисточнику.

[88] Прим. переводчика: поскольку данный вопрос является очень важным, я считаю необходимым привести этот х ади с полностью из «Сунан» Абу Давуда вместе с комментариями к нему шейха Абу ат-Таййиба Му х аммада Шамс аль-ХАККЪа Азым Абади «‘Аун аль-ма‘буд шар х сунан Аби Давуд» и примечаниями Ибн аль-Къаййима аль-Джаузии.

Мать правоверных Умм Саляма, да будет доволен ею АЛЛАh, сказала: «Вечером в День Жертвоприношения посланнник АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, пришел ко мне, поскольку наступила моя (очередь) провести с ним ночь. Когда он, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, был у меня, ко мне зашел Вахб бин Зам’а вместе с каким-то человеком из семейства Абу Умаййи (Абу Умаййа – отец Умм Салямы – прим. переводчика). Оба они были в рубашке. Посланник АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, спросил Вахба: «Совершил ли ты основной обход Ка’бы, о Абу ‘АбдуЛЛАh?» Тот ответил: «Клянусь АЛЛАhом, нет, о, посланник АЛЛАhа!» Тогда он, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, сказал: «Сними с себя рубашку!» Он снял ее через голову. Его товарищ также снял свою рубашку через голову. Затем он (т.е. Вахб) спросил: «А почему (ты приказал нам снять рубашку), о, посланник АЛЛАhа?» (На что пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа) ответил: «Поистине, в этот день (т.е. в День Жертвоприношения), когда вы бросили камешки в (большой) столб, вам позволено выйти из состояния и х рама, т.е. вам становится дозволенным все то, что было запрещено (в состоянии и х рама), за исключением интимных отношений. Если же вас застал вечер до того, как вы совершили обход этого Дома (АЛЛАhа), то вы возвращаетесь в то же состояние и х рама, в котором были до бросания камешков, пока не совершите обход Ка’бы».

В комментариях к данному х ади с у в «‘Аун аль-ма‘буд шар х сунан Аби Давуд» сказано: «Подытоживая вышеизложенное, (смысл этих слов пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, состоит в следующем): это разрешение, данное вам (, выйти из состояния и х рама,) действует при одном условии: вы должны совершить основной обход Ка’бы (таваф аль-ифада) после бросания камешков в большой столб (джамрат аль-акаба) в День Жертвоприношения до наступления вечера того же дня. Если же данное условие не будет выполнено – т.е. вечер Дня Жертвоприношения наступит до того, как вы совершите основной обход Ка’бы – то у вас нет подобного разрешения, даже если вы бросили камешки, принесли в жертву свое животное и побрили голову. Наоборот, в таком случае вы остаетесь в том же состоянии и х рама, в котором были до ритуального бросания камешков.

Правовое заключение, извлекаемое из данного х ади с а (фикъh аль- х ади с), состоит в следующем: тому, кто совершил основной обход Ка’бы в День Жертвоприношения после бросания камешков в большой столб (джамрат аль-акаба) до того, как наступил вечер Дня Жертвоприношения, позволено выйти из состояния и х рама, и ему становится дозволенным все, что было запрещено в состоянии и х рама, за исключением интимных отношений. Что же касается того, кто не совершил основной обход Ка’бы в День Жертвоприношения до вечера – т.е. наступила ночь на 11 число месяца З у-ль- Х иджа, а паломник все еще не совершил основной обход – то ему непозволительно выйти из состояния и х рама. Наоборот, он должен оставаться в том же состоянии и х рама, в котором находился (до бросания камешков), и ему не дозволено ничего, что было запрещено в состоянии и х рама, например, ношение рубашки и т.п. Нет, он остается в состоянии и х рама, в котором находился ранее, даже если бросил камешки, совершил жертвоприношение и побрил голову. Тот же, кто надел рубашку, будучи в состоянии и х рама, по незнанию или по забывчивости, обязан (ваджиб) снять ее с себя после того, как он узнал об этом (х ади с е) либо ему напомнили о нем. При этом паломнику разрешено снимать ее через голову, даже если при этом ему придется покрыть голову».

Знаток х ади с ов и выдающийся ученый Шамсуддин Ибн аль-Къаййим аль-Джаузийа, да будет милостив к нему АЛЛАh, в своих примечаниях к данному х ади с у пишет: «Этот х ади с передал Ибн Ис х акъ от Абу ‘Убайды бин ‘АбдуЛЛАhа бин Зам’а, который передал его от своего отца и от своей матери Зайнаб бинт Аби Саляма, а они оба рассказали его от Умм Салямы. Также Абу ‘Убайда сказал, что ему сообщила х ади с Умм Кайс бинт Михсан. У них была служанка, которая сказала: “Вечером в День Жертвоприношения ‘Уккаша бин Михсан вышел от меня вместе с группой людей из племени асад. Все они были в рубашках. Затем, когда наступила ночь, они вернулись ко мне, держа свои рубашки в руках. Я сказала: «О, ‘Уккаша, что случилось? Вы вышли в рубашках, а потом вернулись, держа свои рубашки в руках?!» Он сказал: «Умм Кайс сообщила нам, что это был день, в который посланник АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, позволил нам – если мы бросили камешки в столб – выйти из состояния и х рама. Нам было разрешено все, что было запрещено в состоянии и х рама, кроме интимных отношений, пока не будет совершен обход Дома (АЛЛАhа). Однако поскольку наступил вечер, а мы так и не совершили обход Ка’бы, мы стали нести свои рубашки в руках”». Далее Ибн аль-Каййим пишет: «Это свидетельствует о том, что данный х ади с относится к категории махфуз (х ади с ом-махфуз называется та его версия, которой отдается предпочтение ввиду ее большей достоверности – прим. переводчика): Абу ‘Убайда передал его от своего отца, своей матери и Умм Кайс. Некоторые люди посчитали этот х ади с сомнительным. В частности, аль-Бейhакъи сказал: «Я не знаю ни одного Ислямского правоведа, который утверждал бы это». Кроме того, Абу Давуд передал от ‘Укъбы со слов Абу Зубайра, что ‘Айша и Ибн ‘Аббас сказали: «Пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, отложил обход Ка’бы в День Жертвоприношения до ночи». Этот х ади с привели ат-Тирми з и, ан-Насаи и Ибн Маджаh. Ат-Тирми з и назвал данный х ади с хорошим. Его также привел аль-Бухари в форме «та’лик» (т.е. с пропуском в начале иснада – прим. переводчика). Что касается Абу Давуда, который привел эту версию х ади с а сразу же после х ади с а Умм Салямы, то похоже, что как будто бы он считал ее более предпочтительной, чем х ади с Умм Салямы, ибо тогда получается, что посланник АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, вышел из состояния и х рама до (основного) обхода Ка’бы, отложив его до ночи. Однако на самом деле эта версия х ади с а является слабой, поскольку из его, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, действий известно, что он совершил основной обход Ка’бы днем после полудня, о чем рассказали Джабир, ‘АбдуЛЛАh бин ‘Умар и ‘Айша. Этот факт, в свою очередь, не вызывает никаких сомнений у богословов и х ади с оведов. Так, ранее уже был приведен х ади с ‘Айши, которая сказала: «Посланник АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, совершил основной обход Ка’бы после полуденного намаза (з уhр)». Эту версию х ади с а передали от нее Абу Саляма и аль-Касим. Аль-Бейhакъи сказал: «Х ади с Абу Салямы от ‘Айши является более достоверным». (Что же касается х ади с а о том, что основной обход Ка’бы был отложен до ночи, то) аль-Бухари сказал: «Существуют сомнения относительно того, слышал ли Абу Зубайр (х ади с) от ‘Айши, однако он слышал (его) от Ибн ‘Аббаса» (конец цитаты Ибн аль-Къаййима).

[89] Этот х ади с является достоверным. Его считала сильным целая группа богословов, в том числе и имам Ибн аль-Къаййим, как я разъяснил в «Са х и х Аби Давуд» (1999). Когда об этом х ади с е рассказали некоторым уважаемым ученым до того, как данная книга получила распространение, они посчитали его странным, а некоторые из них даже поспешили назвать его слабым – в том числе и я в ряде своих работ – на основании того пути передачи, который приведен у Абу Давуда. И это несмотря на то, что его считал сильным Ибн аль-Къаййим в «ат-Тахзиб», а х афи з (Ибн Х аджар) ничего о нем не сказал в «ат-Тальхыс». Я обнаружил, что у данного х ади с а есть другие пути передачи, которые позволяют тем, кто осведомлен о них, со всей уверенностью отвергнуть суждение о его слабости и возвести его до уровня достоверного сообщения. Однако поскольку эти пути передачи содержатся в источнике, который не имеет широкого хождения среди большинства (богословов) – а это «Шар х ма’ани аль-а с ар» имама ат-Та х ави – данный вопрос им был неизвестен, как, впрочем, и тем, кто жил до них. Поэтому-то они и поспешили назвать этот х ади с странным либо слабым. К этому суждению их также подтолкнуло высказывание одного из ученых, обнаруженное ими по данному вопросу: «Я не знаю ни одного Ислямского правоведа, который утверждал бы это». Это высказывание является отрицанием, не относящимся к (шариатскому) знанию, поскольку ученым прекрасно известно, что незнание о чем-либо вовсе не означает, что знание об этом отсутствует. Если х ади с установлен от посланника АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, и в нем содержится ясное шариатское свидетельство – как в нашем случае – становится обязательным сразу же поступать в соответствии с ним, не ставя его в зависимость от того, осведомлен ли о нем какой-либо из ученых или нет. Как сказал имам аш-Шафи’и: «Сообщение (хабар) принимается в тот самый момент, когда оно будет установлено, даже если имамы не поступали в соответствии с сообщением, которое они приняли. Поистине, х ади с посланника АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, подтверждается сам по себе, а не благодаря чьим-то действиям впоследствии».

Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. переводчика) хочу подчеркнуть, что х ади с посланника АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, превыше того, чтобы быть засвидетельствованным тем, поступают ли в соответствии с ним Ислямские правоведы или нет! Поистине, х ади с является самостоятельным источником (Шариата), который сам выносит суждение, а не о котором выносят суждение. Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с вышеупомянутым х ади с ом поступала целая группа ученых, среди которых был ‘Урва бин аз-Зубайр, являвшийся выдающимся последователем (таби’). Так есть ли после этого у кого-нибудь уважительная причина, чтобы отказаться поступать в соответствии с данным х ади с ом? «Воистину, в этом напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом» (сура «Къаф», аят 37). Более подробно этот вопрос разобран в вышеупомянутом труде.

Также следует знать, что ритуальное бросание камешков в столб является для паломников тем же, чем является праздничный намаз для остальных людей. По этой причине имам А х мад считал желательным, чтобы жители разных населенных пунктов совершали праздничный намаз в то время, когда происходит заклание жертвенных животных в Мине. Поэтому пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, произнес проповедь (хутба) в День Жертвоприношения после ритуального бросания камешков подобно тому, как он произносил проповедь в Медине после праздничного намаза. Некоторые (люди) сочли желательным совершение праздничного намаза в Мине, руководствуясь обобщенными высказываниями либо суждениями по аналогии, что является ошибкой и беспечностью по отношению к Сунне, поскольку ни пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, ни праведные халифы вообще не совершали праздничный намаз в Мине, о чем сказано в «Фатава Ибн Таймиййа» (26/180).

[90] Прим. переводчика: способом ан-нахр совершается заклание только верблюдов. Согласно Сунне верблюд приносится в жертву стоя, при чем его передняя левая нога связана. Когда он находится в этом положении, ему перерезается сонная артерия у основания шеи. На эту тему передается ряд х ади с ов. В частности, сообщается, что однажды «Ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими АЛЛАh, подошёл к человеку, поставившему на колени своего верблюда, чтобы принести его в жертву, и сказал (ему): “ Поставь его на ноги и стреножь, (ибо такова) Сунна Му х аммада, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа”». («Са х и х» аль-Бухари, «Книга х аджа», глава «Заклание верблюдов со связанной ногой»; схожий х ади с приведен в «Са х и х е» Муслима, «Книга х аджа», глава «Заклание жертвенных верблюдов стоя со связанной ногой» и в «Сунан» Абу Давуда, «Книга обрядов (х аджа и ‘умры)», глава «Как совершается заклание верблюдов»). ‘Абдур-РА Х МАН бин Сабит передал: «Пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, и его сподвижники приносили в жертву верблюдов, у которых была связана передняя левая нога, и они стояли на остальных (трех) ногах» («Сунан» Абу Давуда, «Книга обрядов (х аджа и ‘умры)», глава «Как совершается заклание верблюдов». Шейх аль-Альбани назвал этот х ади с достоверным в «Сунан Аби Давуд», 1767).

[91] Прим. переводчика: способом аз-забх совершается заклание всех остальных жертвенных животных, кроме верблюдов. В «Лисан аль-‘араб» сказано: «Аз-забхперерезание горла в том месте, где проходит сонная артерия». Более подробно на эту тему см. «Фат х аль-Бари би-шар х Са х и х аль-Бухари» Ибн Х аджара, комментарии ан-Навави к «Са х и х у» Муслима, «‘ Аун аль-ма‘буд шар х сунан Аби Давуд» Му х аммада Шамс аль-ХАККЪа Азым Абади, «Лисан аль-‘араб» и др.

[92] Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. переводчика) хочу отметить, что в этом х ади с е содержится огромное облегчение для паломников и решение большинства проблем, связанных с нагромождением принесенных в жертву животных в месте заклания, что вынуждает местные власти закапывать туши в землю. Тому, кто желает более подробно ознакомиться с этим вопросом, следует обратиться к первоисточнику данной книги.

[93] Об этом передается х ади с в форме «марфу’» от Джабира, приведенный у Абу Давуда и других (му х адди с ов). См. «аль-Ирва» (1138). Другой х ади с приведен у аль-Бейhакъи (9/285). Также передается, что Ибн ‘Умар любил обращаться лицом к къибле при совершении жертвоприношения. Кроме того, в сборнике х ади с ов ‘Абдур-РАЗЗАКЪа (8585) передается через достоверный иснад от Ибн ‘Умара, что ему не нравилось есть мясо жертвенного животного, которое при заклании не было обращено в сторону къиблы.

[94] Аль- х афи з (Ибн Х аджар) сказал (10/16): «Чтобы человеку, совершающему жертвоприношение, было легче взять нож в правую руку и держать голову животного левой рукой». Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. переводчика) хочу здесь отметить, что об укладывании животного и о возложении ступни на его бок передали аль-Бухари и Муслим.

[95] «Са х и х Аби Давуд» (1767). Следующим в этом сборнике приведен схожий и подкрепляющий (шáhид) х ади с, переданный от Ибн ‘Умара, который также привели аль-Бухари и Муслим.

[96] Об этом передал Малик через достоверный иснад от Ибн ‘Умара в форме «маукъуф». Аль-Бухари со всей определенностью привел этот х ади с в форме «та’лик». См «Мухтасар Са х и х аль-Бухари» под моей редакцией (№ 330).

[97] Этот х ади с от Джабира привели Абу Давуд и другие (му х адди с ы). У него есть подтверждающий х ади с от Абу Са’ида аль-Худри, который передал Абу Йа’ля, как указано в «аль-Маджму’» (4/22). Источники и цепочки передатчиков этого х ади с а приведены в «аль-Ирва» (1118).

[98] Об этом от ‘Айши передали Муслим и другие (му х адди с ы). Его источники и цепочки передатчиков приведены в «аль-Ирва» (1118). Шейх аль-Ислям в своем труде «аль-Мансик» привел следующее дополнение: «…подобно тому, как Ты принял от Своего возлюбленного (раба) Ибраhима», - однако я не обнаружил этих слов ни в одном из трудов по Сунне, которые находятся у меня под рукой.

[99] Аль-Бухари передал об этом в форме «та’лик», а Абу Давуд и другие (му х адди с ы) привели соответствующий х ади с через непрерывный иснад. См. «Са х и х Аби Давуд» (1945, 1946).

[100] Этот х ади с привел А х мад, и его назвал достоверным Ибн Х иббан. Я считаю данный х ади с сильным из-за совокупности путей его передачи. Поэтому я привел его в «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (№ 2476).

[101] Об этом передали аль-Бухари и другие (му х адди с ы). Этот х ади с приведен в «Ирва аль-Гъалиль» (964). Что же касается высказывания шейх аль-Исляма (стр. 388): «Совершающий хадж ат-таммату’ должен поститься один из трех дней до того, как он войдет в состояние и х рама в день ат-тарвия», – то мне неизвестно его обоснование. Наоборот, данное высказывание явно противоречит аятам Къур`ана и х ади с ам, а АЛЛАhу это ведомо лучше.

[102] Об этом передали аль-Бухари, Муслим и другие (му х адди с ы) от Ибн ‘Умара и других (сподвижников). Этот х ади с приведен в «Ирва аль-Гъалиль» (1084).

[103] Об этом передали Муслим и другие (му х адди с ы). Этот х ади с приведен в «Ирва аль-Гъалиль» (1085) и «Са х и х Аби Давуд» (1981). Выдающийся ученый х анафитского ма з hаба Ибн аль-Хумам признал, что в этом вопросе х анафиты противоречат Сунне. Так что же могут сказать слепые приверженцы х анафитского ма з hаба на это признание имама аль-Хумама?!

[104] Этот х ади с является достоверным. Его источники и пути передачи я привел в «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (№ 605). Также я его привел в «Са х и х Аби Давуд» (1984).

[105] Прим. переводчика: анмуля – самое верхнее сочленение пальца, где находится ноготь. См. «Лисан аль-‘араб».

[106] Шейх аль-Ислям сказал: «Если мужчина укорачивает все волосы, то он состригает их размером с кончик пальца либо же больше или меньше того. Женщина не состригает больше, чем кончик пальца. Что же касается мужчины, то он может состричь столько, сколько пожелает».

[107] Об этом передали аль-Бухари и Абу Давуд от целой группы сподвижников. См. «Са х и х Аби Давуд» (1952, 1954, 1955, 1956, 1957).

[108] Аль-Бухари передал об этом в форме «та’лик», а Абу Давуд привел соответствующий х ади с через непрерывный иснад. См. «Са х и х Аби Давуд» (1945) и «Ирва аль-Гъалиль» (1064).

[109] Об этом передали Абу Давуд и другие (му х адди с ы). См. «Са х и х Аби Давуд» (1956).

[110] Об этом передали Абу Давуд и другие (му х адди с ы). См. «Са х и х Аби Давуд» (1957).

[111] Аль-Бухари передал об этом в форме «та’лик», а Ибн Абу Шейба и другие (му х адди с ы) привели соответствующий х ади с через непрерывный иснад.

[112] Аль-Бухари передал об этом в форме «та’лик», а ‘Абдур-РАЗЗАКЪ привел соответствующий х ади с через непрерывный иснад.

[113] Об этом передал ‘Абдур-РАЗЗАКЪ (9012) через достоверный иснад.

[114] Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. переводчика) хочу здесь сказать, что АЛЛАhу лучше известно, где в этот день посланник АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, совершил полуденный намаз. Возможно, что он, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, совершил его с людьми дважды: один раз в Мекке, а второй раз в Мине, первый из этих намазов был обязательным (фарида), а второй – дополнительным (нафиля). Так, например, он, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, поступал во время некоторых битв.

[115] Все это установлено в х ади с е Ибн Мас’уда, который привели аль-Бухари, Муслим и другие (му х адди с ы). Что же касается того, что написано в некоторых книгах по обрядам х аджа: паломник становится лицом к къибле, бросив камешки в большой столб (джамрат аль-акаба), – то это противоречит данному достоверному х ади с у. В свою очередь то, что противоречит этому х ади с у, относится либо к категории шазз (отклоняющаяся версия х ади с а – прим. переводчика), либо мункар (отвергаемая версия х ади с а – прим. переводчика), как я разъяснил в «Сильсилят аль-а х ади с ад-да’ифа» (№ 4864).

[116] См. предыдущее примечание.

[117] См. предыдущее примечание.

[118] Шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа сказал: «Если солнце зашло, а он (т.е. паломник – прим. переводчика) все еще находится в Мине, то ему следует остаться, чтобы бросить камешки вместе с людьми в третий день».

Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. переводчика) хочу здесь отметить, что этого мнения придерживается большинство ученых, в отличие от того, о чем сказал Ибн Хазм в «аль-Мухалля» (7/185). Ан-Навави использовал в качестве доказательства мнения большинства ученых то значение, которое подразумевается под словами Всевышнего: فمن تعجل في يومين فلا إثم عليه «Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха». В «аль-Маджму’» (8/283) он пишет: «Днем (йаум) называется светлое время суток (наhар), а не ночное (ляйль)». Кроме того, в качестве доказательства он упомянул то, что установлено от ‘Умара и его сына ‘АбдуЛЛАhа, которые сказали: «Тот, кого вечер застанет в Мине на второй день, пусть останется (в ней) до следующего дня, пока он не уйдет вместе с людьми». А в «аль-Муватта» слова ‘Ибн Умара приведены в следующей формулировке: «… пусть не покидает (Мину) до следующего дня, пока он не уйдет вместе с людьми». Имам Мухаммад (бин аль- Х асан аш-Шайбани – прим. переводчика) в своем труде «аль-Муватта» (стр. 233), приведя это предание от Малика, пишет: «И мы этого придерживаемся. Таково мнение Абу Х анифы и основной массы людей».

[119] Об этом передали аль-Бухари, Муслим и другие (му х адди с ы). Этот х ади с приведен в «Ирва аль-Гъалиль» (1079). В нем я указал, что приписывание этого х ади с а Ибн ‘Аббасу, о чем сказано в первоисточнике данной книги, является ошибкой.

[120] Об этом передали авторы сборников «ас-Сунан». Целая группа (му х адди с ов) назвала данный х ади с достоверным. Он приведен в «Ирва аль-Гъалиль» (1080).

[121] Этот х ади с является хорошим (х асан). От Ибн ‘Аббаса его привели аль-Баззар, аль-Бейhакъи и другие (му х адди с ы). Аль- Х афи з (Ибн Х аджар) назвал иснад данного х ади с а хорошим. У него также есть подкрепляющие х ади с ы, которые я привел в «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (№ 2477).

[122] Аль-Бухари передал об этом в форме «та’лик», а целая группа (му х адди с ов), которых я упомянул в «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (№ 804), привела соответствующий х ади с через непрерывный иснад.

[123] Этот х ади с привели ат-Табарани и ад-Дийа аль-Макъдиси в «аль-Мухтара». Аль-Мунзири назвал иснад данного х ади с а хорошим. Дело обстоит именно так, как сказал аль-Мунзири, потому что у этого х ади с а есть и другой путь передачи, как я разъяснил в своей книге «Тахзир ас-саджид мин иттихази-ль-къубура масаджид» (''Предостережение поклоняющемуся от избирания могил в качестве мест для моления '', стр. 106-107, издание второе «аль-Мактаб аль-Ислямийй»).

[124] Этот х ади с привели имам А х мад и другие (му х адди с ы) со слов Джабира в форме «марфу’» через достоверный иснад. Целая группа му х адди с ов, которых я упомянул в «Ирва аль-Гъалиль» (№ 1129), назвала данный х ади с достоверным.

[125] Прим. переводчика: я перевожу данный х ади с, опираясь на комментарий «Тухфа аль-ахвази би шар х джами’ ат-Тирми з и» аль-Мубаракфури.

[126] Этот х ади с привели ат-Тирми з и и другие (му х адди с ы). Его назвали достоверным Ибн Хузайма, Ибн Х иббан, аль- Х аким и другие (знатоки х ади с ов). Он приведен в «аль-Мишкат» (258) и «ат-Таргъиб» (2/120, 122).

[127] Об этом передали авторы сборников «ас-Сунан» и другие (му х адди с ы). Его назвали достоверным ат-Тирмизи, аль- Х аким и а з - З аhаби. Он приведен в «Ирва аль-Гъалиль» (481).

[128] Об этом передали Муслим и другие (му х адди с ы). Схожий х ади с также передал аль-Бухари. Этот х ади с приведен в «Ирва аль-Гъалиль» (1086) и «Са х и х Аби Давуд» (2002).

[129] Это установлено на основании х ади с а, который передал аль-Харис бин ‘АбдуЛЛАh бин Аус. Соответствующий х ади с привели А х мад и другие (му х адди с ы). Он также приведен в «Са х и х Аби Давуд»)2004).

[130] Этот х ади с привел А х мад через достоверный иснад, который удовлетворяет условиям аль-Бухари и Муслима. Они оба, в свою очередь, привели сходный х ади с, как разъяснено в «Ирва аль-Гъалиль» (1086 и 1069). Тем самым у него есть подтверждающий х ади с, который приводится ими обоими от ‘Айши. См. также ««Са х и х Аби Давуд»)2003).

[131] Этот х ади с привели аль-Бухари в «ат-Тарих аль-кябир» (2/1-173). Ат-Тирми з и, приведя этот х ади с от ‘Айши, да будет доволен ею АЛЛАh, назвал его хорошим. Источники и пути передачи этого х ади с а приведены в «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (883).

[132] Этот х ади с, переданный Джабиром, да будет доволен им АЛЛАh, привел аль-Бейhакъи через хороший иснад. У него есть подтверждающий достоверный х ади с в форме «мурсаль», приведенный в «Мусаннафе» (9127) ‘Абдур-РАЗЗАКЪа. Кроме того, Ибн Таймиййа упомянул о том, что праведные предшественники имели обыкновение увозить воду Зам-Зам с собой.

[133] См. примечание к пункту № 24 данной книги. (См. «Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а» (№ 2478) – прим. переводчика).

Date: 2015-09-17; view: 298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию