Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Во Имя АЛЛАhа Всемилостивого, Милосердного!





Хвала АЛЛАhу, Которого мы восхваляем, просим о помощи и прощении! Мы прибегаем к АЛЛАhу от зла нас самих и зла наших поступков. Тот, кого ведет АЛЛАh, никогда не заблудится, а тот, кого Он вводит в заблуждение, никогда не найдет Истинного Пути. Я свидетельствую, что нет божества, кроме АЛЛАhа, Единого, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Му х аммад – Его раб и Его Посланник!

А затем:

Желая облегчить знание для простых людей, я решил изложить обряды х аджа в упрощенном виде, основываясь на своей книге «Х адж пророка, да благословит его АЛЛАh и приветствует, о котором рассказал Джабир, да будет доволен им АЛЛАh». Я это сделал по подобию своей небольшой книги «Краткое изложение описания намаза пророка, да благословит его АЛЛАh и приветствует». Однако в новую книгу я также поместил важные дополнения, которые не были упомянуты ни в книге «Х адж пророка, да благословит его АЛЛАh и приветствует», ни в примечаниях к ней. Особое внимание я уделил источникам, содержащим эти дополнения, а также другим полезным вопросам, приведенным в данной книге, подобно тому, как мы это делаем в остальных своих трудах, указывая на степень достоверности х ади с а и его источник. Однако я привожу эти сведения вкратце, ссылаясь в большинстве случаев на другие свои книги, некоторые из которых опубликованы, а некоторые пока нет.

Что касается данной книги, то я не привожу в ней те источники, которые уже содержатся в книге «Х адж пророка, да благословит его АЛЛАh и приветствует», полагая, что этот труд имеется в наличии у уважаемых читателей, и если кто-нибудь из них пожелает удостовериться в каком-либо вопросе, содержащемся здесь, то он с легкостью сможет обратиться к первоисточнику, т.е. к книге «Х адж пророка, да благословит его АЛЛАh и приветствует». Таким образом, ссылаясь на вышеупомянутый труд в данной книге, я употребляю слово «первоисточник» (аль-асль). Кроме того, дабы сделать эту книгу более полезной, мы поместили в ней небольшой раздел, где вкратце перечисляются религиозные нововведения, связанные с х аджем и посещением Медины, и назвали данный труд «Обряды Х аджа и ‘Умры согласно Къур`ану, Сунне и преданиям праведных предшественников».

Я прошу Благословенного и Всевышнего АЛЛАhа сделать весь этот труд правильным, а также искренне выполненным только из стремления к Его Благословенному Лику и больше ничему иному!

 

Дамаск, 1 число месяца ша’бан 1395 г. hиджры (29 августа 1975 г. – прим. переводчика)

Му х аммад Насируддин аль-Альбани

 

 

Искренние советы отправляющимся в хадж

Ниже я привожу полезные советы и наставления нашим братьям-паломникам, отправляющимся в х адж:

 

· Первое:

Паломник должен быть богобоязненным и прилагать все свои силы, чтобы не впасть в то, что запретил ему АЛЛАh, поскольку Всевышний сказал:

الحج أشهر معلومات فمن فرض فيهن الحج فلا رفث ولا فسوق ولا جدال في الحج

« Х адж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить х адж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время х аджа » (сура ''Корова'', аят 197).

Посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует, сказал: «Тот, кто совершит х адж (ради АЛЛАhа), не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать». Таким образом, если паломник поступит так, как ему велено АЛЛАhом и пророком, да благословит его АЛЛАh и приветствует, то его х адж будет благословенным и принятым АЛЛАhом (х адж мабрур). Что же касается благословенного х аджа, то посланник АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, о нем сказал так: «Нет иного воздаяния за благословенный х адж, кроме Рая»[1].

Исходя из вышеизложенного, необходимо предостеречь паломников от того, что постигло некоторых из них из-за своего невежества либо заблуждения:

 

а) придание Всевышнему АЛЛАhу сотоварищей

Мы видели многих паломников, которые впадают в многобожие (ширк). Например, они обращаются за помощью не к АЛЛАhу, а к мертвым из числа пророков и праведников, взывают с мольбами к ним, а не к АЛЛАhу, приносят им клятвы и обеты, возвеличивая и почитая их. Тем самым они делают недействительным свой х адж, ведь Всевышний сказал:

لئن أشركت ليحبطن عملك

« Если ты станешь приобщать (АЛЛАhу) сотоварищей, то тщетными будут твои деяния » (сура ''Толпы'', аят 65).

 

б) сбривание бороды

Это деяние относится к нечестию (фискъ), и оно содержит в себе четыре противоречия Шариату, которые упомянуты в первоисточнике данной книги.

 

в) ношение мужчинами золотых колец

Это деяние согласно Шариату строго запрещено (х арам). Ношение тех видов колец, которые называются сегодня «обручальными», делает это деяние еще более тяжким, ибо в этом содержится уподобление христианам.

 

· Второе:

Каждому паломнику, который не гонит с собой жертвенное животное[2], следует вознамериться совершить х адж ат-таматту’, поскольку, во-первых, это было последним велением пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, своим сподвижникам, во-вторых, он, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, разгневался на тех сподвижников, которые не поспешили выполнить его веление и прервать свой х адж в пользу ‘умры, и, в-третьих, он, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, сказал: «’ Умра вошла в х адж вплоть до Дня Воскресения». Когда один из сподвижников спросил его: «Этот прерванный нами х адж в пользу ‘умры предписан нам только в нынешнем году или навсегда?», – посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует, сцепил пальцы рук и сказал: «’Умра вошла в х адж вплоть до Дня Воскресения, и это (предписано вам) на вечные времена, на вечные времена»[3]. По этой причине посланник АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, приказал Фатиме и своим женам, да будет доволен ими всеми АЛЛАh, выйти из состояния и х рама после совершения ‘умры для совершения х аджа. Именно поэтому Ибн ‘Аббас говорил: «Тот, кто совершил обход Ка’бы, выходит из состояния и х рама. Такова Сунна вашего пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, даже если вы не желаете (так поступать)»[4].

Таким образом, каждый паломник, который не пригнал с собой жертвенное животное, должен произнести тальбию для совершения ‘умры в один из трех месяцев х аджа. Что же касается того, кто произнес тальбию для совершения х аджа аль-ифрад или аль-кыран, а затем он узнал о велении посланника, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, прервать х адж в пользу ‘умры, то ему следует поспешить выполнить приказ пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, даже если он уже прибыл в Мекку, совершив обход Ка’бы и ритуальное прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой. Таким образом, он должен выйти из состояния и х рама, а в день ат-тарвия, 8-го числа месяца З у-ль- Х иджа, он произносит тальбию для совершения х аджа.

يا أيها الذين آمنوا استجيبوا لله وللرسول إذا دعاكم لما يحييكم

«О, те, которые уверовали! Отвечайте АЛЛАhу и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь». (Сура "Добыча", аят 24)[5].

 

· Третье:

Остерегайся пропустить ночевку в Мине перед отправлением на ’Арафат, поскольку она обязательна (ваджиб). Так поступил посланник АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, и он это приказал, сказав: «Берите от меня ваши обряды».

Также тебе следует ночевать в Муздалифе, пока не совершишь (в ней) рассветный намаз. Если же ты пропустишь ночевку в Муздалифе, то непременно соверши в ней рассветный намаз, поскольку это является обязательным (ваджиб). Более того, это является одним из столпов х аджа (рукн) согласно наиболее вескому мнению исследователей-богословов. Исключение делается лишь для женщин и слабых людей, которым разрешено уезжать из Муздалифы по прошествии половины ночи, о чем речь пойдет далее.

 

· Четвертое:

Приложи все свои силы, чтобы не пройти ни перед одним из молящихся в Заповедной Мечети (аль-Масджид аль- Х арам), не говоря уже о других мечетях, поскольку пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, сказал: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся знал какой (грех) он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок было бы лучше для него, чем пройти перед ним!».

Этот х ади с носит всеобщий характер, и он касается каждого проходящего и молящегося. Здесь следует отметить, что х ади с, в котором говорится об исключении для проходящего (перед молящимся) в Заповедной Мечети, не является достоверным. Также паломнику следует молиться как в этой, так и в других мечетях, отгородившись какой-либо преградой (сутра), о чем передается во многих х ади с ах. Кроме того, об этом говорится в преданиях о некоторых сподвижниках, приведенных в первоисточнике данной книги.

 

· Пятое:

Почтенные и уважаемые ученые, встречаясь с паломниками, должны обучать их обрядам х аджа и его правилам, соответствующим Къур`ану и Сунне. В то же время это не должно отвлекать их от призыва к единобожию, являющемуся основой Исляма, ради которой были отправлены посланники и ниспосланы Священные Писания. Мы увидели, что многие из встречавшихся нам паломников, среди которых были даже те, кто относил себя к когорте ученых, находились в абсолютном неведении о сути единобожия и его виде. Также мы увидели, что многие паломники проявляют полную беспечность в отношении необходимости возвращения мусульман – несмотря на их различные ма з hабы и множество группировок – к единому слову и сплоченности, основанному на Къур`ане и Сунне, в вопросах вероубеждения, правовых суждений, общественных взаимоотношений, нравственности, политики, экономики и других сфер жизни. Они должны помнить, что любой взывающий глас и любая реформаторская деятельность, не опирающаяся на эту истинную основу и этот Прямой Путь, обречена на провал, и мусульмане не пожнут никаких плодов, кроме раскола и слабости, позора и унижения. Реалии сегодняшнего дня наилучший тому свидетель. И лишь к АЛЛАhу мы взываем о помощи!

Нет ничего страшного в том, чтобы в период х аджа вести полемику тем, что лучше, поскольку запретны во время х аджа лишь те споры, которые ведутся с помощью лжи, а это, в свою очередь, запретно не только в х адже, как, например, проявление нечестия (фискъ), которое также запрещено во время х аджа. Однако это не относится к той полемике, которую приказано вести, исходя из следующих слов Всевышнего:

ادع إلى سبيل ربك بالحكمة والموعظة الحسنة وجادلهم بالتي هي أحسن

« Призывай к пути Господа твоего мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом! » (сура ''Пчелы'', аят 125).

Вместе с тем призывающий должен знать, что если он заметит бесполезность ведения полемики с оппонентом, поскольку тот слепо придерживается своего ма з hаба либо мнения, и что если он продолжит с ним спор, то это, возможно, приведет к недозволенным вещам, то лучше оставить спор с оппонентом, следуя х ади с у пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа: “ Я гарантирую дом в окрестностях Рая тому, кто оставит спор, даже будучи правым ”[6].

 

Нет греха, в том чтобы:

 

К числу того, что необходимо соблюдать призывающим, относится облегчение (жизни) для людей в целом, и для паломников в частности, поскольку облегчение является одной из основ священного Шариата. Ведь, как известно, облегчение действует до тех пор, пока нет противоположного ему шариатского текста, однако если по какому-либо вопросу дошел шариатский текст, то недозволено вводить облегчение на основании собственного мнения. Подобный подход является той самой золотой серединой, которой необходимо придерживаться каждому призывающему, и после этого уже не имеют значения мнения людей, их возражения и их слова: такой-то слишком строг или такой-то слишком мягок.

Существуют поступки, являющиеся разрешенными для паломников (в состоянии и х рама), однако они избегают их из-за вынесенных некоторыми людьми фетв, которые противоречат вышеупомянутому правилу. Я посчитал целесообразным указать на них:

1) Разрешено совершать полное омовение даже при отсутствии в нем необходимости. А необходимость полного омовения наступает, к примеру, по причине поллюции. Кроме того, при мытье разрешено тереть голову. Все это достоверно установлено от пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, о чем передается в обоих «Са х и х ах» и в других сборниках х ади с ов от Абу Аййуба аль-Ансари[7].

2) Разрешено чесать голову, даже если в результате этого выпадет несколько волос, о чем свидетельствует вышеупомянутый х ади с Абу Аййуба. Об этом также сказал шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа, да будет милостив к нему Всевышний АЛЛАh.

3) Разрешено делать кровопускание, даже если для этого потребуется сбрить волосы в той части тела, где производится кровопускание. Это дозволено, поскольку пророку, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, было сделано кровопускание на темени, когда он находился в состоянии и х рама, а это можно было сделать, только сбрив часть волос. Таково также мнение Ибн Таймиййи и ученых х анбалитского ма з hаба. Однако последние обязывали паломника принести искупительное действие (фидья), не подкрепляя это мнение шариатским доводом (далиль). Более того, это мнение опровергается кровопусканием самому пророку, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, ведь если бы он совершил искупительное действие, то об этом было бы непременно передано рассказчиком х ади с а, однако тот факт, что он ограничился лишь упоминанием о сделанном пророку, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, кровопускании, ничего не сказав об искупительном действии, является шариатским доводом в пользу того, что он, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, его не совершил. Таким образом правильным является мнение Ибн Таймиййи, да будет милостив к нему Всевышний АЛЛАh.

4) Разрешено вдыхать запахи ароматических растений (райхан) и подрезать сломанный ноготь. На эту тему передаются предания, упомянутые в первоисточнике данной книги.

5) Разрешено укрываться от солнца в палатке либо в поднятой одежде, о чем достоверно передается от пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа. Также дозволено укрываться от солнца в паланкине, как раньше, либо под зонтиком и в машине, как в наши дни. Обязывание паломников принести за это искупление относится к проявлению чрезмерной строгости в религии (ташаддуд), не подкрепленной шариатским доводом. Наоборот, здравый взгляд на этот вопрос не выявит различия между укрытием от солнца в палатке, что установлено в Сунне, и укрытием от солнца в паланкине и ему подобных вещах, о чем передается от имама А х мада, например, в «Манар ас-Сабиль» (1/246). Что же касается некоторых групп паломников, снимающих крыши автомобилей (для укрытия в тени), то это является внесением в религию того, что не дозволил Господь миров.

6) Паломнику разрешается поддерживать свой изар (кусок материи, которую паломник оборачивает вокруг пояса – прим. переводчика), используя пояс или обычный ремень, либо просто завязав его в узел в случае необходимости. Ему также дозволено носить перстень. Обо всем этом сообщается в некоторых преданиях. Кроме того, разрешено носить часы и очки, а также хранить деньги в кошельке, который вешается на шею.

 

Все вышеперечисленные дела попадают под вышеупомянутую основу. При этом некоторые из них подтверждаются х ади с ами пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, и преданиями сподвижников. А Всемогущий и Великий АЛЛАh говорит:

يريد الله بكم اليسر ولا يريد بكم العسر

«АЛЛАh желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура "Корова", аят 185).

 

Хвала же за это надлежит АЛЛАhу, Господу миров!

 

Действия перед вхождением в состояние ихрама

1. Тому, кто решил совершить х адж или только ‘умру, желательно (муста х абб) совершить полное омовение перед вхождением в состояние и х рама. Это также относится к женщинам, у которых месячные либо послеродовое кровотечение.

 

2. Затем мужчина облачается в любую одежду на свой выбор, которая не скроена по форме какой-либо части человеческого тела. Подобное одеяние называется ислямскими правоведами «несшитое» (гъайр аль-махыт). Таким образом, паломник надевает изар (кусок материи, которую паломник оборачивает вокруг пояса – прим. переводчика) и рида (кусок материи, которую паломник набрасывает на плечи – прим. переводчика) либо подобные им одеяния, а также сандалии или другую обувь, надеваемую на ноги для их предохранения (от ран, порезов и т.п.). При этом края обуви не должны покрывать лодыжки.

 

3. Паломнику запрещено носить шапку, чалму и любой другой головной убор, который непосредственно покрывает голову. Это правило относится к мужчинам. Что же касается женщины, то она не должна снимать ни один предмет одежды, предписанной Шариатом, за исключением того, что ей не следует закрывать свое лицо вуалью (никъаб [8]), чадрой (бурку'), покрывалом (лисам) или платком (миндиль), а также ей не следует носить перчатки (куффазан [9]). Так, пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, сказал: «Находящемуся в состоянии и х рама не следует носить рубашку, чалму, плащ, шаровары, любую одежду, которая окрашена желтым деревом (варс) либо шафраном, и кожаные носки, если только он не сможет найти сандалии, (ибо тогда кожаные носки носить можно) [10]». Пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, также сказал: «Женщине, находящейся в состоянии и х рама, не следует надевать никъаб и носить перчат ки»[11].

При этом, женщине, находящейся в состоянии и х рама, разрешено прикрывать свое лицо чем-либо наподобие покрывала (хымар) или женского одеяния в виде покрывала (джильбаб), которое с головы опускается на лицо, даже, согласно наиболее правильному мнению ученых, если оно касается лица, однако при условии, что она не завязывает его на себе, о чем сказал Ибн Таймиййа, да будет милостив к нему Всевышний АЛЛАh.

 

4. Можно облачиться в и х рам до пересечения миката[12] – даже находясь в своем доме – как поступили посланник АЛЛАhа, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, и его сподвижники. В этом содержится облегчение для тех паломников, кто прибывает для совершения х аджа на самолете и не имеет возможности надеть и х рам в микате. Им разрешено садиться в самолет, будучи облаченными в и х рам, однако (в самолете) они должны войти в состояние и х рама лишь незадолго до пересечения миката, дабы не получилось так, что паломник пропустил микат, так и не войдя в состояние и х рама.

 

5. Следует умастить свое тело ароматическими маслами и благовониями. При этом можно использовать любые благовония, у которых есть запах, но нет цвета. Однако это не относится к женщинам, поскольку они умащаются тем, что имеет цвет, а не запах. Все это следует сделать до того, как паломник вознамерится войти в состояние и х рама около миката. Если же он захочет умаститься благовониями после вхождения в состояние и х рама, то делать это строго запрещено (х арам).

Вхождение в состояние ихрама и связанное с ним намерение

6. Когда паломник достигнет миката, он должен войти в состояние и х рама. Причем просто наличие в сердце цели и намерения совершить х адж недостаточно, поскольку цель (совершить х адж) постоянно была в его сердце с того самого момента, как он уехал из места своего проживания. Наоборот, он должен произнести слово либо совершить дело, посредством которого он станет паломником, находящимся в состоянии и х рама. Поэтому, если он возгласит тальбию с целью вхождения в состояние и х рама, то, согласно единодушному мнению ученых, его вхождение в состояние и х рама считается состоявшимся.

 

7. Не следует произносить ничего перед возглашением тальбии. К примеру, нельзя говорить: "АЛЛАhумма инни уриду аль- х адж ва аль-‘умра, фа-йассирhу ли ва такъаббальhу минни…" («О, АЛЛАh! Поистине, я хочу совершить х адж и ‘умру, так облегчи же мне его и прими его от меня…»), поскольку об этом ничего не передается от пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа. Это подобно произнесению намерения для омовения, намаза и поста, что является религиозным новшеством, а ведь известно, что пророк, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа, сказал: «Поистине, каждое религиозное новшество – это ересь, каждая ересь – это заблуждение, а каждое заблуждение в адском Огне».

 

Места вхождения в состояние ихрама (Микаты)

8. Существует пять микатов: З у-ль-Хулейфа, аль-Джухфа, Карн аль-Маназиль, Ялямлям и З ат ‘Ирк. Эти микаты предназначены для жителей этих мест и для тех, кто пересекает их, желая совершить х адж или ‘умру. Тот паломник, чей дом находится ближе к Мекке, чем эти места, входит в состояние и х рама из своего дома, включая мекканцев, которые входят в состояние и х рама в Мекке.

З у-ль-Хулейфа – место вхождения в и х рам для мединцев. Оно является поселением, расположенным на расстоянии шести-семи миль от Медины. Этот микат находится дальше всех остальных микатов от Мекки. Расстояние между ними составляет десять переходов (марахиль) либо чуть больше или меньше в зависимости от того, по какой дороге считать. Из этого места в Мекку ведет множество путей, о чем сказал шейх аль-Ислям Ибн Таймиййа. Это местечко также называется Вади аль-‘Акик, а мечеть, расположенная в ней, – Масджид аш-Шаджара (Мечеть Дерева). Здесь также находится колодец, который невежественные люди называют «колодцем ‘Али», веря, что ‘Али якобы убил около него джинна. Рассказ об этом является ложью.

Аль-Джухфа – поселение, расположенное на расстоянии около трех переходов от Мекки. Оно является микатомдля жителей аш-Шама, Египта, а также Медины, если они пересекают его, направляясь (в Мекку) по другому пути. Ибн Таймиййа сказал: «Это местечко является микатом для паломников, прибывающих с западного направления, например, для жителей аш-Шама, Египта и остальных (стран), расположенных к западу. В наши дни это поселение разрушено, поэтому люди стали входить в состояние и х рама до него, в месте, которое называется Рабигъа».

Карн аль-Маназиль, который также называется Карн ас-Саалиб, находится неподалеку от Мекки на расстоянии суточного перехода. Это место является микатом для жителей Неджда.

Ялямлям – местечко, расположенное от Мекки в двух ночных переходах на расстоянии тридцати миль. Оно является микатом для жителей Йемена.

Зат ‘Ирк – место в Аравийской пустыне, являющееся разделительным пунктом между районами Неджд и Тихама. Находясь в сорока двух милях от Мекки, это место является микатом для жителей Ирака.

 

Веление пророка, да пребудет над ним мир и благословение АЛЛАhа,

совершить хадж ат-Таматту’

9. Когда паломник хочет войти в состояние ихрама, то если он совершает х адж аль-кыран, пригнав с собой жертвенное животное, он говорит:

لبيك اللهم بحجة وعمرة

«Ляббайка ЛЛАhумма би- х аджатин ва ‘умра»

(«Вот я перед Тобой, о, АЛЛАh, (совершая) х адж и ‘умру»);

Если паломник не пригнал с собой жертвенное животное – а это лучше – то ему необходимо произнести тальбию только для совершения ‘умры, сказав:

لبيك اللهم بعمرة

Date: 2015-09-17; view: 282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию