Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 9. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом
Данная теоретическая концепция является базовой для реализации процесса обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Она включает в себя важнейшие положения рассмотренных теорий и концепций. Первым установочным положением теории и методики формирования двигательных действий с заданным результатом является требование применения тренажеров, управляющих суставными движениями (ТУСД) человека, других устройств в сочетании с физической помощью тренера-преподавателя для выполнения аналогичных функций. ТУСД человека, обеспечивают целостное выполнение упражнения (или относительно самостоятельных его частей) с заранее запланированными показателями за счет принудительного удержания или изменения позы (взаимного расположения звеньев тела) занимающегося. В отличие от известных физической культуре комплексных тренажерных стендов, включающих в себя большее или меньшее число компонентов искусственной управляющей среды, ТУСД человека реализуют ее функции в полном обьеме и гарантируют выполнение заданного кинематического рисунка упражнения, ритмоскоростной основы формируемого навыка не только при отсутствии так называемого внутреннего управления со стороны обучаемого, но и при неправильных попытках последнего осуществить это управление (С.П. Евсеев, 1985). Это объясняется тем, что императивные тренажеры воспроизводят суставные движения, являющиеся первопричиной любых произвольных двигательных действий человека. Перечислим наиболее важные требования к методике составления эталонной ориентировочной основы действия (ООД).
Во-первых, определению ООД должно предшествовать выявление кинематических и динамических характеристик эталонной (оптимальной) программы изменения позы человека, приводящей к реализации цели упражнения. Во-вторых, в качестве единиц (элементов) анализа и синтеза техники упражнений описания двигательных действий необходимо использовать: 1) однонаправленное изменение угла в тех или иных суставах (элемент управляющего движения) и 2) удержание неизменным взаимного расположения двух смежных звеньев или суставного угла (элемент динамической осанки). Поэтому при описании техники двигательного действия следует давать не только кинематическую характеристику программы позы, но и ее динамическую (силовую) трактовку: 1) указать, активно (за счет мышечных сил) или пассивно (за счет внешних сил) осуществляется удержание неизменным или изменение суставного угла; 2) в каком направлении - должны быть направлены усилия занимающегося в анализируемом суставе. совпадающем с направнием изменения угла в суставе или противоположном — В-третьих, при составлении словесных формул ООД необходимо наметить стратегическую линию (или линии) их сокращения и обязательно выделить те формулы, которые соразмерны по времени с реальной скоростью выполнения упражнения. В-четвертых, при определении словесного содержания ЭООД необходимо использовать результаты опроса не только высококвалифицированных, но и юных спортсменов, разучивающих интересующее двигательное действие. При опросе опытных занимающихся необходимо выяснить не только те компоненты ориентировки, которые ими используются в настоящее время, но и те, которые они применяли на более ранних этапах формирования движений. В-пятых, необходимо стремиться к созданию тренажеров, управляющих суставными движениями человека и позволяющих выделить специальный этап перцептивного обучения, который важен не только для формирования двигательного действия, но и для объективизации содержания его ориентировочной основы. Тренажеры, управляющие суставными движениями человека, позволяют наиболее полно реализовать идею метода сопряженных воздействий (В.М. Дьячков и др.) Возможность проявлять максимальные напряжения без опасности падения, получения травм, искажения оптимальной программы позы, которая контролируется устройством, информирующим и поправляющим спортсмена каждый раз, когда его действия идут вразрез с эталонными, позволяет эффективно развивать необходимые для данного упражнения двигательные качества и способности. Для создания у человека «запаса прочности» по отношению к тому или иному классу задач целесообразно внутри тренажера, воспроизводящего движения в суставах, создать дополнительные средства, стимулирующие повышенные по сравнению с программными нервно-мышечные напряжения занимающегося. Если имеется тренажер, управляющий суставными движениями, то готовность занимающихся к освоению того или иного действия целесообразнее всего определять с его помощью. В этом случае удается избежать необходимости освоения большого количества подводящих и подготовительных упражнений, в процессе обучения которым возможно появление и закрепление ошибок. Если разучиваемое действие имеет очень сложную структуру и требует для выполнения высокого уровня развития двигательных способностей, то целесообразно разделение этого действия на отдельные компоненты (части, фазы, блоки или главные и корректирующие управляющие движения) и проведение оценки готовности человека к выполнению выделенных компонентов эталонной программы положения его тела. Критерием реализации занимающимся заданных параметров суставных движений является отсутствие в процессе суставного движения (или их серии) взаимодействий звена с частями тренажера и соответствие воспроизводимого занимающимся суставного момента мышечных сил тому суставному моменту, который приводит к запрограммированным параметрам вращения звена. В этом случае части тренажера перемещаются вместе со звеном (параллельно с ним) и без взаимодействия с ним. Если же занимающийся превышает эти значения суставного момента мышечных сил, или, напротив, не в состоянии их воспроизвести, он непременно вступит в вынужденный контакт (во взаимодействие) либо с одной, либо с другой частями императивного тренажера, т.к. тренажер обеспечивает воспроизведение необходимых кинематических характеристик вращения звена независимо от действия занимающегося. Данные контакты (взаимодействия) приведут к возникновению силы вынужденного взаимодействия звена либо с одной, либо с другой частями тренажера. Причем величина силы вынужденного взаимодействия звена с ними будет тем больше, чем больше реализуемые занимающимся значения суставного момента мышечных сил отличаются от тех, которые обеспечивают задаваемое вращение звена без взаимодействия с частями устройства. И, наконец, теории и методики является требование применения особой структуры процесса формирования двигательного действия, введение в этот процесс новых этапов. К ним относятся этапы: 1) формирования ориентировочной основы двигательного действия и сенсорноперцептивного обучения при принудительном воспроизведении исполнительной части действия; 2) формирования нервно-мышечных координации и соответствующих им мышечных ощущений с использованием ориентировочной части действия; 3) развития специальных качеств и способностей, необходимых для осуществления действия; 4) формирования умений и навыков самоконтроля, предупреждения и коррекции ошибок; 5) перехода к самостоятельному выполнению двигательного действия и демонстрации планируемого результата в естественных условиях. 6) Выделенные этапы соответствуют этапам начального и углубленного разучивания двигательных действий в общепринятой структуре процесса обучения. Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите основные отличительные черты тренажеров, управляющих суставными движениями человека. 2. Почему для реализации методики формирования двигательных действий с заданным результатом необходимо знать количественное выражение эталонной программы положения тела занимающегося во времени? 3. Объясните, почему надо знать количественные величины допустимых отклонений от эталонной программы положения тела человека? 4. Что означает требование определения содержания эталонного образа действия и условий его выполнения? 5. Перечислите составные элементы методики определения эталон ной ориентировочной основы действия. 6.В чем заключается преимущество императивных тренажеров в реализации идеи метода сопряженных воздействий? 7.Как можно оценить готовность занимающегося к выполнению заданных параметров суставных движений? 8.Какие дополнительные этапы могут быть введены в традиционную структуру процесса обучения в случае применения императивных тренажеров? 9.Какие задачи решаются на первом новом этапе, введенном в традиционную структуру процесса обучения? 10.В чем различия работы спортсмена на втором этапе предлагаемой структуры процесса формирования действия и этапах начального и углубленного разучивания двигательных действий общепринятой структуры процесса обучения? 11.Какие преимущества имеют ТУСД спортсмена при их использовании для развития и совершенствования необходимых двигательных качеств и способностей? 12.Какие приемы используются для формирования умений и навыков самоконтроля, предупреждения и коррекции ошибок на четвертом этапе? 13.Каково назначение пятого этапа рассмотренной структуры процесса формирования действий с заданным результатом? 10.
14.Какие концепции должны составлять методологическую основу теории обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре? 15.Назовите два центральных положения теории обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Date: 2015-09-17; view: 3446; Нарушение авторских прав |