Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поэтапное формирование действий и понятий
В состав условий, позволяющих ученику правильно выполнить новое действие, входят, во-первых, описание последовательности операций, из которых состоит новое действие; во-вторых, полный набор ориентиров для каждой из этих операций и, в-третьих, система указаний, как и в каком порядке пользоваться этими ориентирами и каким способом выполнять каждую из операций. При формировании правильных действий ученику вначале целесообразно ориентироваться не на кинестезические ощущения от различных случайных проб, а на последовательный ряд внешних ориентиров действия и восприятие действия как объективного процесса. В этот период ученику лучше сосредоточиться не на поисках «правильных кинестезии», а на правильном исполнении самого действия. Лишь такое В соответствии с рассматриваемой теорией в любом действии субъекта различаются две части: ориентировочная и исполнительная. Ориентировочная часть в свою очередь может быть разделена на собственно ориентировочную и контрольную (П.Я. Гальперин, 1958). Ориентировочная часть, или «ориентировочная основа действия» (ООД) включает в себя образ системы условий, которые реально использует человек, осуществляющий действие. Как было показано выше, в образ этой системы условий (или факторов) входят и образ самого действия, и образ среды, в которой оно осуществляется. Полная ориентировочная основа действия обеспечивает учащегося, так сказать, штурманской картой пути, пользуясь которой он может сразу выполнять новое для него задание. Поскольку характер и успешность исполнения непосредственно зависят от ориентировочной части, основную задачу формирования действия составляет формиро вание его ориентировочной части; изменение исполнительной части (и отсюда действия в целом) является менее важным. Теория поэтапного формирования действий применительно к обучению физическим упражнениям, в которой выделяется ООД и показана ее роль в формировании действия, «помогла существенно скорректировать методику обучения: усилия преподавателя должны быть направлены не на "постановку движений", т.е. формирование исполнительной части... а на руководство формированием ООД, которая определяет исполнение, включая качество коррекций» (М.М. Боген, 1985). Для того чтобы формируемое действие было сознательным и произвольным, процесс его усвоения должен включать ряд этапов. 1. Этап формирования схемы ориентировочной основы действия. 2.Этап формирования действия в материальной форме. 3. Этап усвоения действия в форме внешней (громкой) речи. 4. Этап формирования действия в форме внешней речи про себя (беззвучно). 5.Этап усвоения действия в форме внутренней речи. На первом этапе ученик знакомится с ситуацией, осознает задачу, уясняет логическую структуру действия и возможности его осуществления. На втором этапе понятия, которые следует усвоить, должны быть предъявлены обучаемому не в словесной, абстрактной форме, а как вещи, которые можно воспринимать с помощью органов чувств: зрения, осязания, мышечного чувства. В материальной форме, развернуто, с осознаванием всех входящих в действие операций осуществляются ориентировочная и исполнительная его части. Материальная форма с самого начала сочетается с громким проговариванием смысла выполняемых операций. На третьем этапе все понятия, усвоенные в материальной форме, оформляются словесно, терминологически. Речь обучаемого содержит конкретные образы тех ощущений, которые характеризуют изучаемое действие и были осознаны в материальной форме на предыдущем этапе. Здесь речь не только описывает действие, но и содержит его. На четвертом этапе действие выполняется в форме внешней речи, но беззвучно, про себя. По остальным характеристикам действие не отличается от действия на предыдущем этапе: оно также развернуто, обобщено, сознательно. Однако, приняв форму беззвучной речи, действие начинает быстро сокращаться, автоматизироваться. На пятом этапе в связи с переходом на внутреннюю речь повышается быстрота операций ориентировки, исполнения (если выполняются перцептивные или умственные действия) контроля и коррекции. Отдельные операции выходят из-под контроля сознания, действие автоматизируется. Сознание контролирует лишь смысловую направленность действия, общую последовательность операций. Более мелкие детали контролируются сознанием выборочно, по мере необходимости. При обучении двигательным действиям описанные этапы усвоения действия относятся лишь к ориентировочной части, которая последовательно усваивается в перечисленных формах. Исполнительная же часть в этих случаях всегда материальна и развернута. Когда ориентировочная часть, пройдя поэтапную отработку, претерпевает значительные сокращения, двигательное действие превращается в «двигательный навык». Контрольные вопросы и задания
1. Какие положения теории поэтапного формирования действий и 2. Что такое ориентировочная основа действия? 3. Перечислите этапы формирования действий и понятий. 4. Дайте определение двигательной ошибке. Лекция 8. Теоретическая концепция «искусственная управляющая среда» В качестве главного компонента методологической основы теории и методики формирования двигательных действий с заданным результатом выступает теоретическая концепция «искусственная управляющая среда», разработанная профессором И.П. Ратовым. И хотя эта концепция строилась, прежде всего, на исследованиях спортивных двигательных действий, основные ее положения, безусловно, могут быть распространены и на виды адаптивной физической культуры — адаптивное физическое воспитание, физическую реабилитацию и адаптивную рекреацию. Выделенные И.П. Ратовым, его сотрудниками и учениками противоречия процесса совершенствования движений - противоречие укрепления слабого звена, противоречие между биомеханической рационализацией и вероятностью уменьшения физиологического влияния упражнений, противоречие стабилизации двигательного навыка и спортивного результата и др., явились обЦентральным положением (или принципом) теоретической концепции иус является установка на формирование спортивного упражнения без существенных перестроек в процессе обучения, так называемой ритмоскоростной основы будущего двигательного навыка, за счет широкого применения с самых первых попыток выполнения действий разнообразных тренажерных устройств. При этом чрезвычайно важно, чтобы комплекс технических средств не только предохранял создаваемое движение от излишних внешних помех, но и дополнял в нужных объемах естественную деятельность занимающихся. Таким образом, спортсмен и окружающий его комплекс устройств «искусственной управляющей среды» должны представлять собой как бы две взаимосвязанных части единого управляющего контура, который настраивает всю систему естественных движений и искусственных влияний на них таким образом, чтобы при постепенно уменьшающейся искусственности постоянно обеспечивать максимальную реализацию естественных потенциальных возможностей занимающихся.
Важным условием обеспечения возможности формирования практически любого двигательного действия - в соответствии с концепцией ИУС - становится наличие технических предпосылок к тому, чтобы заключить формируемое естественное движение в своеобразный «энергосиловой каркас», который, и призван предохранять его, а в случае необходимости дополнять активность спортсмена. Для того чтобы сконструировать и изготовить конкретный комплекс технических средств, необходимо: провести анализ упражнения, которое предстоит освоить; определить основные условия, детерминирующие достижение требуемого результата; выявить и ранжировать условия, препятствующие максимально полной реализации двигательного потенциала занимающихся; предусмотреть рациональную последовательность формирования частей или фаз упражнения. Следующим методическим принципом концепции ИУС является требование создания таких технических устройств обратной связи, которые бы позволяли разделить процесс оценки целостного задания на ряд частных задач и обеспечить представление для каждой из этих задач своеобразного ориентира движения непосредственно по ходу его выполнения. Нетрудно видеть, что этот принцип полностью совпадает с требованиями Н.Н. Сачко и П.Я. Гальперина о необходимости представления двигательного действия как системы внешних ориентиров, однако ориентиров с неискаженной временной компонентой. Важным принципом концепции ИУС является установка на формирование упражнения через упорядочение его внутреннего содержания на основе освоения целесообразной последовательности работы мышечных групп путем акцентирования «ведущих элементов мышечной координации». Причем это акцентирование может быть осуществлено как на основе естественных психических установок, так и путем дополнительной искусственной активации мышц. Например, с помощью электростимуляции. Данная теоретическая концепция позволяет по-новому подойти к проблеме прогнозирования возможностей занимающегося, решение которой - как отмечает И.П. Ратов - в настоящее время целесообразно осуществлять на основе использования искусственно созданных условий. И, наконец, чрезвычайно важным положением теоретической концепции ИУС является впервые столь убедительно выдвигаемое в теории физического воспитания и спорта положение о возможности обучения без переучивания. Суть этого положения в том, что использование искусственных условий тренажерного комплекса позволяет ставить и решать такие дидактические задачи, которые заключаются в освоении с самого начала обучения упрощенного аналога мастерского варианта упражнения. Подводя итог описанию теоретической концепции «искусственная управляющая среда», подчеркнем, что в ней находят отражение основные установочные положения теории поэтапного формирования действий и понятий П.Я. Гальперина. Однако эти положения адаптированы к особенностям спортивных двигательных действий, в которых эталонная временная компонента, и в первую очередь их ритмоскоростная основа, должна закладываться с самого начала освоения действий за счет широкого применения тренажеров, образующих так называемый «энергосиловой каркас» и обеспечивающих дозированную помощь занимающемуся. Это и позволяет рассматривать данную концепцию в качестве главного компонента методологической основы теории и методики формирования двигательных действий с заданным результатом. Однако анализ содержания методических принципов концепции МУС, реализующих их тренажеров приводит к выводу о том, что они не позволяют осуществить методику освоения действий с заданным результатом. Более того, концепция ИУС даже в теоретическом плане не предусматривает вмешательства тренажеров в управление главнейшими объектами обучения двигательным действиям - в управление суставными движениями человека. А без такого вмешательства осуществить формирование двигательных действий с заданным результатом очень тр у дно. Это объясняется следующим образом. При попытках вывести спортсмена на рекордную скорость перемещения или вращения, реализовать запланированный результат с помощью различных буксировочных устройств, рам, систем облегчающего лидирования и других устройств, широко используемых в тренажерах, осуществляющих на практике теоретические посылки концепции ИУС, тренеры непременно сталкиваются с практически непреодолимым противоречием. Если ориентироваться на «максимальную реализацию естественных потенциальных возможностей занимающихся», то есть на наличный уровень их подготовленности (что собственно и осуществляется тренажерами, реализующими концепцию ИУС), то воспроизведение заданного результата, необходимой скорости перемещения и (или) вращения тела спортсмена не гарантируется даже в совокупности с искусственными воздействиями. Если же ориентироваться на обязательное воспроизведение заданной скорости спортсмена, то при его недостаточной подготовленности такое воспроизведение непременно приведет к искажению техники двигательного действия, к своеобразному «отрыву» программ перемещения ОЦМ тела и его вращения от эталонной программы управляющих движений в суставах. Единственный путь разрешения отмеченного противоречия заключается в применении тренажеров, воспроизводящих эталонную программу управляющих движений и, как следствие, заданную скорость перемещения и (или) вращения тела занимающегося. Таким образом, формирование двигательных действий с заданным результатом возможно только с помощью императивных тренажеров, обеспечивающих воспроизведение такой эталонной техники, которая соответствует заданному результату. Учащийся и подобные тренажеры должны образовывать, пользуясь образным сравнением И.П. Ратова, не «две взаимосвязанные части единого управляющего контура», а по сути дела - два взаимосвязанных контура. Первый из них (внешний) - комплекс технических средств — должен воспроизводить оптимальную программу позы ученика, являющуюся целью усвоения, а второй (внутренний) — сам ученик должен вначале воспринимать необходимые суставные движения и усваивать ориентировочную основу действия, а затем подстраиваться с опорой на усвоенную ООД под функционирование первого (внешнего) контура. Завершая обзор теоретических предпосылок теории и методики формирования двигательных действий с заданным результатом, отметим, что ее методологической основой являются: теория поэтапного формирования действий и понятий; представления о психическом образе как инструменте познания и регуляции движений; исследования, подтвердившие целесообразность выделения этапа «чистого» перцептивного обучения в структуре формирования действий; учение о моторно-висцераль-ных рефлексах и концепция «искусственная управляющая среда». Контрольные вопросы и задания 1.Перечислите основные методические принципы теоретической концепции «искусственная управляющая среда». 2. В чем сходства и различия теории поэтапного формирования действий и понятий и концепции «искусственная управляющая среда»? 3. Почему методические принципы концепции «искусственная управляющая среда» и реализующие их тренажеры не позволяют осуществить методику освоения действий с заданным результатом? 4. Перечислите теоретические концепции, составляющие методологическую основу методики формирования двигательных действий с заданным результатом.
Date: 2015-09-17; view: 1871; Нарушение авторских прав |