Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы направленного развития физических качеств





Многократное выполнение физических упражнений сопровождает­ся не только улучшением качества техники, но и тренирующим воздей­ствием, развитием адаптационных процессов, охватывающих все сис­темы и функции организма. Упорядоченный подбор физических упраж­нений, регулирование их продолжительности и интенсивности опреде­ляют характер и степень воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, развитие его отдельных способностей.

Принято различать пять основных физических ка­честв: силовые, скоростные, координационные, выносливость и гиб­кость. Каждой из них присуща специфическая структура, целевая на­правленность движений, мышечная координация, режим работы и его энергообеспечение. Развитие физических качеств подчиняется общим закономерностям этапности, неравномерности, гетерохронности не­зависимо от пола, возраста, наследственных факторов, состояния здо­ровья.

В целях направленного развития физических качеств у лиц с ограни­ченными возможностями используются те же методы, что и для здоро­вых людей:

- Для развития мышечной силы - методы максимальных усилий, по­вторных усилий, динамических усилий, изометрических усилий, изокинетических усилий, «ударный» метод и метод электростимуляции.

- Для развития скоростных качеств (быстроты) повторный, сорев­новательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы.

-Для развития выносливости — равномерный, переменный, повтор­ный, интервальный, соревновательный, игровой методы.

Методика развития выносливости, силовых и скороствых качеств инвалидов и лиц с ограниченными возможностями опирается на диаг­ностику их здоровья и функционального состояния, оптимальные и доступные режимы тренировочной нагрузки (длительность и интенсив­ность упражнений, продолжительность и характер отдыха, объем физи­ческих упражнений в одном занятии, целесообразность их чередова­ния, факторы утомления и восстановления работоспособности), учет медицинских противопоказаний и контроль за динамикой функциональ­ного, физического, психического состояния.

- Для развития гибкости применяют следующие методические при­емы: динамические активные и пассивные упражнения, статические уп­ражнения и комбинированные упражнения. Все они направлены на обес­печение необходимой амплитуды движений, а также восстановление ут­раченной подвижности в суставах в результате заболеваний, травм и т. п. Упражнения на растягивание направлены главным образом на соедини­тельные ткани - сухожилия, фасции, связки, поскольку именно они препятствуют развитию гибкости, не обладая свойством расслабления.

- Для развития координационных способностей используется широ­кий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совер­шенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, диф­ференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равно­весия, мелкой моторики, ритмичности движений и др.

И простые, и сложные упражнения требуют координации: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем - рассчитать усилие, в четвертом - точно воспроизвести задан­ный ритм движения. Проявление координации многолико и всегда вы­ражается в качестве выполнения упражнения, т. е. насколько точно оно соответствует поставленной задаче. Но техника физических упражнений имеет не одну, а несколько характеристик: временную (время реакции, время движения, темп), пространственную (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве, отличающихся направ­лением, амплитудой, траекторией), пространственно-временную (ско­рость, ускорение), динамическую (усилия), ритмическую (соразмер­ность усилий во времени и пространстве).

Управлять всеми характеристиками одновременно человек с сен­сорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями не спосо­бен, так как результатом дефекта явилось либо рассогласование между различными функциями, либо отсутствие или недостаток сенсорной информации, либо дискоординация между регулирующими и исполни­тельными системами организма. Чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (С.Д. Забрамная, 1995; Н.П. Вайзман, 1997).

Координационные способности человека представляют совокупность множества двигательных координации, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность, т. е. умение целесообразно строить движе­ние, управлять им и в случае необходимости быстро его перестраивать.

Для их коррекции и развития используются следующие методичес­кие приемы:


- элементы новизны в изучаемом физическом упражнении (изме­нение исходного положения, направления, темпа, усилий, скорости, амплитуды, привычных условий и др.);

- симметричные и асимметричные движения;

- релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц;
- упражнения на реагирующую способность (сигналы разной мо­дальности на слуховой и зрительный аппарат);

- упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на ограниченной, повышенной или подвижной опоре);

-упражнения на точность различения мышечных усилий, времен­ных отрезков и расстояния (использование тренажеров для «прочув­ствования» всех параметров движения, предметных или символических ориентиров, указывающих направление, амплитуду, траекторию, вре­мя движения, длину и количество шагов);

-упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сигна­лов по силе, расстоянию, направлению;

- воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос, хлопки и т. п.);

- пространственная ориентация на основе кинестетических, тактильных, зрительных, слуховых ощущений (в зависимости от сохранности сенсорных систем);

-упражнения на мелкую моторику кисти (жонглирование предме­тами, пальчиковая гимнастика и др.);

-парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий.

Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психичес­кой сферы лиц с ограниченными возможностями является игровой ме­тод. Игра как забава, развлечение свойственна людям во все возраст­ные периоды жизни, она удовлетворяет естественные потребности че­ловека в эмоциональном досуге, движении, общении и является спо­собом самовыражения.

Естественно, что в группах с разными видами нарушений содержа­ние игровой деятельности неодинаково и лимитируется моторной мо­бильностью, двигательным опытом, физическими возможностями, воз­растом. Но несомненным является тот факт, что, используя эмоцио­нальную основу игры, можно успешно решать коррекционно-развивающие задачи, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, научные исследования, программы физического воспитания, концеп­ции оздоровления данной категории детей и подростков.

Разработанная классификация подвижных игр, отражающая общие тенденции специалистов, заключающиеся в том, что игровая деятель­ность для детей с нарушениями в развитии не только развлечение, но и способ увеличения двигательной активности, стимулятор развития те­лесных, психических, интеллектуальных возможностей. Предлагаемая классификация подвижных игр позволяет выбрать те из них, которые направленно воздействуют на те функции аномального ребенка, кото­рые отстают в развитии. В качестве классификационных признаков выс­тупают следующие:

- по степени адаптации к отдельным нозологическим группам:

>подвижные игры для слепых и слабовидящих;

>подвижные игры для глухих и слабослышащих;

>подвижные игры для умственно отсталых;

>подвижные игры для детей с нарушениями речи;

>подвижные игры для детей с поражением опорно-двигательного аппарата (ампутантов);

>подвижные игры для детей с ДЦП;


 

- по преобладающему виду действий и движений:

>подвижные игры с ходьбой и бегом;

>подвижные игры с прыжками;

>подвижные игры с метанием;

>подвижные игры с лазаньем, ползанием, перелезанием;

>подвижные игры с ловлей, передачей, перекатыванием мяча;

>подвижные игры с различными предметами;

 

- по преимущественной направленности развития физических способностей:

>развитие скоростных способностей;

>развитие скоростно-силовых способностей;

>развитие силовых способностей;

> развитие координационных способностей;

- по степени интенсивности:

> подвижные игры малой психофизической нагрузки;

> подвижные игры умеренной психофизической нагрузки;

> подвижные игры тонизирующей психофизической нагрузки;

> подвижные игры тренирующей психофизической нагрузки;

 

 

- по направлениям развития познавательных способностей и психических функций:

> подвижные игры, включающие развитие сенсомоторных функций зрительного восприятия основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), зрительного и осязательного восприятия (холодный - теплый), величин (большой - маленький), фактуры предметов (твердый - мягкий, гладкий - шероховатый), геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал и др.), восприятия пространственных отношений (вверх - вниз, вправо - влево, впереди - сзади, по отношению к себе и другим);

> подвижные игры, активизирующие мышление: наглядно-действенные и наглядно-образные формы, сравнение объектов по различным признакам, произвольное конструирование и по образцу;

> развитие памяти и внимания: слухового и зрительного, запоминание правил игры, последовательности действий, речитативов, названий инвентаря, частей тела и пр.;

>развитие речи и закрепление грамматических знаний: дифференциация звуков и букв, правильного звукопроизношения, увеличение активного словаря, способности словообразования, подбор признаков к предметам и др.;

> закрепление элементарных математических представлений о числе и его обозначении, порядковом и количественном счете, ориенти­ровании в числовом ряду, сравнение количеств и т. п.;

> расширение представлений об окружающем мире: ознакомление с дикими и домашними животными (медведь, лиса, собака, кошка), птицами (аист, сова, воробей), имитация их движений и звуков, растительным миром (деревья, цветы, овощи);

> закрепление социально-бытовых навыков (правила уличного движения, название школьных принадлежностей, одежды, посуды и т. п.);

> формирование общения и взаимоотношений (согласование движе­ний в парах, команде, оказание помощи, совместные действия и т. п.)*.

Таким образом средства и методы адаптивной физической культу­ры при их рациональном использовании служат стимулятором повыше­ния двигательной активности, здоровья и работоспособности, спосо­бом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, обще­нии, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные пред­посылки социализации данной категории людей. Данная концепция подтверждает теорию Л.С. Выготского о том, что обучение и воспита­ние детей с нарушениями в развитии составляет целостный процесс становления личности, в котором все составляющие находятся в тес­ном единстве и взаимосвязи.


Контрольные вопросы и задания

1. В чем суть ведущего методического направления в адаптивной физической культуре?

2. Какие группы методов вам известны?

3. Дайте характеристику методам формирования знаний.

4. Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Краткая характеристика.

5. Основные методы развития физических качеств и способностей, используемые в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

6. Приведите классификацию подвижных игр, применяемых в адаптивной физической культуре.

 


Лекция 6 ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ _

6.1. Факторы, определяющие стратегию процесса обучения

Главное отличие двигательных действий, используемых в адаптивной физической культуре, от предметных состоит в том, что итоговый ре­зультат, по которому судят о качестве действий, наличии ошибок, выражается их исполнительной (моторной) частью.

При этом временные, силовые, пространственные характеристи­ки, а также их производные: скорость, ускорение отдельных звеньев и всего тела человека, темп, ритм, импульс силы и другие — являются основой, ядром содержания двигательных действий, исполь­зуемых в адаптивной физической культуре, и особенно в адаптивном спорте. Таким образом, главная особенность этих действий - повышен­ные требования к точности воспроизведения перечисленным характерис­тик в процессе выполнения движений.

Второй отличительной особенностью двигательных действий, исполь­зуемых в адаптивной физической культуре, является значительная зат­рудненность, а иногда вообще невозможность зрительного контроля за осуществлением даже главных управляющих движений в суставах, движений, играющих наиболее важную роль в энергообеспечении дви­гательного действия (В.Т. Назаров, 1984). Данное обстоятельство затруд­няет самоконтроль в процессе выполнения движений, определение ошибок, и особенно их причин, в случае если было допущено искаже­ние действия или невыполнение двигательной задачи.

Следующая третья отличительная особенность двигательных дей­ствий, используемых в адаптивной физической культуре, связана со значительной ролью в процессе их выполнения так называемых грави­тационных, инерционных, реактивных и других сил, действие которых во многих случаях не поддается произвольной регуляции, как, напри­мер, не поддается управлению траектория общего центра масс тела че­ловека при его нахождении в безопорном положении. Это обусловлено тем, что в адаптивной физической культуре, по сравнению с трудовой деятельностью, занимающийся осуществляет движения более крупны­ми звеньями, что должно приводить, как правило, к перемещению всего тела в пространстве.

Данная особенность двигательных действий практически исключает возможность осуществления в естественных условиях замедления уп­ражнения, громкоречевого проговаривания способа выполнения тех или иных его операций.

Четвертой отличительной особенностью двигательных действий, является необычность по интенсивности и длительности возникающих при их выполнении физических и психических напряжений. Эти действия, как правило, связаны с околопредельными и даже предельными напряжени­ями, чрезвычайно редко встречающимися в повседневной жизни.

В современном адаптивном спорте эта особенность двигательных действий проявляется как в отношении психических, так и физических напряжений. Необходимость вы полнения таких упражнений, которые связаны с риском не только невыполнения элемента, но и получения травм, приводит к значительным психическим напряжениям при их освоении и выполнении на соревнованиях. Значительные физические напряжения неизбежны при освоении сложных скоростно-силовых, силовых и статических упражнений.

 

Особенности занимающихся, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья и, как следствие, ограничения в двигательной сфе­ре, дают основания для выдвижения в качестве одного из главных тре­бований к процессу обучения двигательным - действиям в адаптивной физической культуре требование исключения из этого процесса макси­мально возможного количества ошибок и переучиваний. Особенно на его первых этапах, когда двигательный опыт занимающихся еще недо­статочен, навыки страховки и самостраховки еще не в полной мере отработаны, ориентировочная основа двигательного действия еще толь­ко формируется.

В качестве базовой концепции обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре будет использоваться теория и ме­тодика формирования двигательных деанным результатом (СП. Евсеев, 1995)выработать необходимую для этого обратную связь; пере­кодировку поступающих сигналов и соответствующие коррекции; орга­низовать весь этот сложный нервно-мышечный механизм, находящийся вне сферы прямого сознательного вмешательства, необходимы много­кратные пробы с последующим исправлением замеченных отклонений.

В реальном процессе выполнения двигательного дей­ствия в принципе невозможно выдержать абсолютно точно значения ре­гулируемых характеристик. Следовательно, при установлении ограниче­ний необходимо указывать не только программные (эталонные, опти­мальные) значения характеристик, но и допустимые отклонения от них. Поэтому ошибки должны (фиксироваться не просто по отклонению того или иного значения характеристики от программного (эталонного, оптимального), а по отклонению этого значения за допустимые для данной характеристики пределы — выход за границы дозволенного «коридора». И пока человек, вы­полняя двигательное действие, выдерживает значения регулируемых ха­рактеристик в6.







Date: 2015-09-17; view: 2229; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию