Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Урок 31⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Чем вызвана необходимость "скольжения?" К настоящему моменту времени вы значительно продвинулись в своих занятиях, развили в достаточной степени восприятие и понимание для того, чтобы быть готовым использовать один из самых эффективных инструментов из арсенала скорочтения - технику "скольжения". Зачем и в каких случаях нужно использовать технику "скольжения?" В каких случаях она может быть полезна, а в каких - нежелательна? Существуют ли различные варианты техники скольжения? Давайте рассмотрим эти вопросы. Начнем с того, что опытные читатели всегда в некоторой степени "скользят" по тексту. При этом они не обращают никакого внимания на несущественные связующие слова типа: и, а, или, но, есть, был, является, вообще, кроме того, наверное и т.д. Вы сами, если уже увеличили скорость чтения на 25 процентов и более, или, если ваша скорость больше, чем 350 слов/мин., часто применяете эту технику, даже не замечая этого. Например, давайте рассмотрим следующий отрывок: Это случилось в августовскую ночь, в 2 часа, в пригороде Сан-Франциско. Человек вышел из бара и сел в свой автомобиль, затем он поехал в северном направлении со скоростью 80 км. в час. До того, как полиция смогла остановить пьяного водителя, он врезался в другой автомобиль. В результате аварии шесть человек попали в больницу. Затем удалим из него все несущественные, связующие слова, получим: августовскую ночь, 2 часа, пригороде Сан-Франциско. Человек вышел бара, сел автомобиль, поехал северном направлении скоростью 80 км. час. До того, полиция смогла остановить пьяного водителя, врезался автомобиль, результате аварии шесть человек попали больницу. Произошла ли потеря смысла? Несмотря на телеграфный стиль изложения, смысл отрывка сохранился, хотя 20 слов (приблизительно 40 процентов) из 54 были удалены. Процентный состав несущественных слов может меняться от предложения к предложению, от строчки к строчке, от материала к материалу, но такова уж природа языка, что это число не может быть меньше 20 - 30 процентов. Поэтому, если вы читаете быстро и эффективно, то вы опускаете, по крайней мере, 20 процентов материала, даже не задумываясь об этом. Во всех упражнениях на восприятие фраз вам необходимо было игнорировать незначительные слова для того, чтобы реагировать на значение фразы в течение одной фиксации. И в упражнениях на периферическое зрение вы снова, возможно, неосознанно, "скользили" по материалу, концентрируясь только на ключевых словах - словах, выражающих основные мысли и идеи. Легкое "скольжение" - с ним вы уже знакомы, так как неоднократно пользовались этим приемом в течение недель, работая над этой книгой, или лет, если вы были достаточно опытным читателем до того, как взяли в руки эту книгу- Вы и сейчас, если читаете достаточно быстро, слегка "скользите", читая эту страницу. Но существуют две другие степени "скольжения": - частичное "скольжение", при котором вы пробегаете по тексту, выделяя центральную тему, детали, проясняющие данную тему и столько дополнительного материала, сколько вы считаете необходимым. - полное "скольжение", при котором вы выделяете только суть текста, опуская все детали, все иллюстрации, примеры, статистику, и ограничиваете себя первыми строчками абзацев, иногда лишь выхватывая и другие предложения. Легкое "скольжение" происходит рефлекторно, почти автоматически. Частичное и полное "скольжения" выполняются сознательно и целенаправленно, в зависимости от сложности текста и ваших целей. Следует ли "скользить?" Вряд ли можно себе представить эффективное чтение романа, длинной статьи, рассказа или научно-популярной книги без "скольжения" по какой-либо части текста. Опытный читатель не применяет технику "скольжения" при чтении таких текстов, чей стиль так великолепен, или детали настолько важны, что читатель не хочет или не может себе позволить упустить ни единого слова. (Несущественные связующие слова, как мы уже говорили, опускаются рефлекторно, за исключением тех случаев, где требуется дотошное въедливое чтение, например, при чтении юридических документов, контрактов или при работе редактора и корректора). Опытные читатели, прочитывающие несколько журналов и книг в неделю (не считая одной и более ежедневных газет), или те люди, чья профессия требует постоянного чтения, часто пользуются приемом частичного "скольжения" и находят, что они при этом Не теряют ничего существенного. Следует ли "скользить"? Конечно, стоит. Обязательно пользуйтесь этим приемом, если вы ограничены во времени, если это позволяет сложность материала и соответствует целям вашего чтения. Пользуйтесь "скольжением" с чистой совестью, так как хорошо отработанная техника "скольжения" ни в коем случае не приведет к потере основных мыслей. А в некоторых случаях частичное "скольжение" может улучшить понимание. Если вы работаете с материалом, сильно перегруженным незначительными деталями, где основная идея ясно не выражена и существует вероятность ее потери, то частичное "скольжение" полезно, даже необходимо для выделения и удержания главного смысла текста. Полное "скольжение" является эффективным приемом только при определенных обстоятельствах. Если ваше время настолько ограничено и вы располагаете только несколькими минутами для прочтения длинной статьи, истории или главы из учебника, из которых вы хотите "выжать" только основное значение, голый сюжет или основные принципы, то вам необходимо применять технику полного "скольжения". Вы потеряете вкус, атмосферу, детали и многое другое - но это вещи, в которых вы не нуждаетесь, которых вы не хотите или которыми готовы пожертвовать при определенных обстоятельствах. Такой прием может быть полезен как средство просмотра материала. Когда необходимо освежить в памяти какие-либо важные моменты, например, перед экзаменом или докладом, полное "скольжение" может помочь эффективному вспоминанию за минимально короткое время, с минимумом затрат, с максимумом успеха. Поскольку вы стремитесь развить полезные для чтения качества настолько, насколько позволяют ваши возможности, вы захотите научиться эффективно "скользить", чтобы пользоваться этой техникой всякий раз, когда будете ограничены временем, или этого будут требовать обстоятельства. Возможно, вам придется изменить свое отношение к литературе перед тем, как вы овладеете техникой скольжения. Чувствуете ли вы себя виноватым, если не читаете каждого написанного автором слова? Рассматриваете ли вы каждого автора, как непревзойденного стилиста? Считаете ли каждую мысль, каждое предложение, каждый абзац бесценным и крайне важным? Или вы настолько сомневаетесь в своей способности к пониманию, что считаете необходимым прочтение каждого слова? Или, наконец, может быть, вы слишком консервативны в своем подходе к материалу, чтобы сокращать его или полагаться на приемы, экономящие время? Я сомневаюсь, что вы ответите на эти вопросы положительно после всех упражнений, направленных на выделение сути, которые вы выполнили - но даже если это так, то приведенные ниже примеры "скольжения" по тексту, безусловно, убедят вас.
Принципы "скольжения"
Что такое "скольжение"? "Скользить" по тексту означает выделять из него суть, или, образно выражаясь, снимать сливки. Таким образом, "скольжение" - это процесс извлечения основного смысла материала без полного прочитывания, он представляет собой разумное, избирательное опускание несущественных и маловажных на данный момент деталей.. Читая эту книгу, вы также можете "скользить" по тексту в тех местах, где считаете это необходимым. Слегка "скользите" также при чтении романов и научно-популярной литературы для того, чтобы сэкономить время. Если вы уже пробовали "скользить" самостоятельно, без получения детальных указаний и инструкций, то вы психологически и интеллектуально подготовлены к началу интенсивного использования данной техники. Когда вы научитесь легко отличать основные идеи от деталей, чувствовать образ мысли автора, то сможете успешно применять технику "скольжения" такого уровня, какой вы определите сами. Уровень "скольжения" определяет, какую часть материала вы прочитываете, а какую опускаете, причем вы определяете это сами, в зависимости от сложности текста и ваших целей. Некоторые произведения настолько глубоки и сложны, имеют такой прекрасный стиль, что "скользить" по ним невозможно (за исключением легкого рефлекторного "скольжения", о котором уже упоминалось). Другие, наоборот, настолько растянуты и бессодержательны, что было бы пустой тратой времени не "скользить" по такому материалу. Третьи следует читать тщательно, даже медленно в местах, требующих пристального внимания, и "скользить" там, где это позволяет материал. Таким образом, "скольжение" - это инструмент, который следует использовать выборочно. Вы используете его, когда хотите, когда вам это необходимо, или когда вас вынуждает к этому недостаток времени, или когда позволяет характер материала. "Скольжение" можно сравнить с пятой передачей, которую вы включаете всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. При "скольжении" необходимо следовать следующим принципам: 1. Читайте часть каждого абзаца, достаточную для того, чтобы понять, содержит он основные идеи или второстепенные детали. Это могут быть одно -два первых предложения или несколько первых слов. 2. Если по первой строчке (или первым строчкам) абзаца вы понимаете, что он содержит основную идею или представляет для вас интерес, читайте его полностью. 3. Или, наоборот, если окажется, что абзац содержит только детали, которые иллюстрируют, поддерживают или уточняют то, что вы уже знаете, пропускайте его. 4. Иногда основная идея текста выражается в конце одного из абзацев. Поэтому может возникнуть необходимость прочитывать также последние одно или два предложения каждого абзаца. 5. Попробуйте почувствовать образ мысли автора. Все операции, которые выполняются при скольжении, состоят в опускании несущественных мелочей и выделении логической структуры произведения. Образно говоря, вы отделяете скелет от плоти. И именно логическая структура, скелет интересуют вас, когда вы выполняете полное "скольжение". Когда вы выполняете частичное "скольжение", вы дополнительно прочитываете детали, которые считаете важными, и которые представляют для вас интерес 6. Когда вы "скользите" на различных уровнях, вы часто полностью не читаете предложения. Если вы твердо уверены в том, что далее хочет сказать автор, переходите к следующему предложению. 7. Тщательно читайте все абзацы, содержащие основные идеи. Первые несколько абзацев обычно (но не всегда) являются вводными, а заключительные абзацы часто резюмируют основные идеи, которые выразил автор. Поэтому обращайте на них особое внимание. И, конечно, центральные абзацы могут быть важными - если вы поняли образ мысли автора, то у вас не будет трудностей с отысканием центральных идей. 8. Следите за своим пониманием, чтобы определить, не меняется ли стиль изложения материала. Указывают ли первые слова абзаца на его второстепенность? Затем переходите к следующему абзацу. Или, наоборот, эти слова указывают на выражения, повторения или расширения основной идеи? Или наметился сдвиг от введения к развитию, или от фактов к выводам? Или автор переходит от причины проблемы к ее решению, или от описания обучения или эксперимента к результатам и открытиям? Если это так, читайте абзацы тщательно. "Скользите" и "скользите" снова, когда доходите до абзацев, содержащих второстепенную, незначительную информацию. "Скольжение", как уже упоминалось - это извлечение сути материала без его полного прочитывания. Для того, чтобы решить, какие части материала читать, а какие опускать, вам необходимо чувствовать образ мысли автора и знать, что является важным для вас в этом тексте, а что несущественным.
Книги по скорочтению и развитию памяти
Date: 2015-09-17; view: 246; Нарушение авторских прав |