Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В данной главе подробно описывается как избавиться от трех вредных привычек при чтении, которые значительно снижают скорость понимания
Для того, чтобы научиться читать быстро и эффективно, необходимо не только постоянно тренировать и совершенствовать технику чтения, но так же и безжалостно искоренять вредные привычки, удерживающие ваше понимание на гораздо более низком уровне, чем оно способно работать. В этой главе мы узнаем как: - снизить чрезмерную зависимость от внутренней речи - избавиться от вокализации - избавиться от регрессий Урок 14
По мнению эксперта в области скорочтения О'Брайена, существует три основных способа чтения: моторный, слуховой и визуальный. Читатели моторного типа сопровождают свое чтение различными движениями мускулов, участвующих в артикуляции. По мнению О'Брайена "их чтение не ограничивается визуализацией печатных символов. Наряду с визуализацией присутствует более или менее выраженные движения языка, губ, голосовых связок, гортани, внутреннего неба, горла-то есть основного физиологического механизма, который функционирует в устной речи. Или, другими словами, читатель обращается с речью к самому себе". У читателей аудиторного типа открытой артикуляции нет, но их механизм чтения сильно зависит от внутренней речи, то есть мысленного проговаривания. Читатели визуального типа при чтении совершенно не опираются на речеслуховой канал, у них отдельные слова и фразы, как правило, заменяются наглядными зрительными представлениями. Другими словами, они могут понимать значение слов и фраз без того, чтобы их сначала "проговорить", а затем "услышать"; они читают глазами и мозгом, а не "ртом и ушами". Эти все три вида чтения перечислены в порядке возрастания их эффективности. Моторные читатели - чрезвычайно медленные и неэффективные читатели, так как их скорость чтения искусственно занижается до скорости устной речи, а это примерно в четыре раза меньше той скорости, на которую они способны. Они быстро устают, поскольку выполняют слишком много мышечных движений. Такие читатели часто совершают регрессии, так как их глаза стремятся вырваться вперед, обгоняя речевой аппарат. Часто они следят пальцем по тексту, для того, чтобы можно было вернуться взглядом на то место строки, которое они проговаривают. Они читают по словам, так как единицей произношения является слово, или даже по слогам, хотя смысловой единицей обычно является фраза, а иногда и целое предложение. Подобные читатели совершают большое количество фиксаций на строчке, так как их глаза должны фокусироваться на каждом слове или слоге, которое произносят их губы. И наконец, они сильно страдают от плохого понимания, так как их мозг все время занят самим процессом чтения, а не анализом получаемых идей. В заключение, и сам процесс чтения доставляет им такие муки, что чем меньше такой человек читает, тем комфортнее он себя чувствует. Читатели аудиторного типа - гораздо более быстрые и опытные читатели, поскольку они не произносят слова, которые они затем "слышат", а только имитируют их произношение в своем сознании. Если их зависимость от внутренней речи не очень велика, то скорость понимания у таких читателей не вызывает сильной тревоги; однако, если они не в состоянии легко увеличить скорость чтения и сделать ее выше 400 слов в минуту, то они гораздо больше зависят от внутренней речи, чем им это необходимо. Внутренняя речь, в некоторой степени, присутствует у всех читателей, даже у самых быстрых и самых опытных, но читатели визуального типа не так сильно зависят от нее, как читатели аудиторного типа, и в этом заключается основное отличие между ними. Излишняя зависимость от внутренней речи необязательна для понимания. Когда вы с интересом слушаете собеседника, то, сосредоточившись на его речи, не обращаете внимания на отдельные слова, а концентрируетесь на смысле, который несут эти слова. Ваше сознание рассматривает слова только в качестве носителей информации. Вы думаете одновременно с говорящим, реагируете на выраженные им мысли интеллектуально и эмоционально, вы соглашаетесь или не соглашаетесь и даже можете прервать собеседника, чтобы выразить свою реакцию. Но вы никогда сознательно не повторяете в уме те слова, которые слышите, для того, чтобы понять смысл речи говорящего, поскольку в этом нет необходимости. Точно также при чтении нет необходимости во внутренней речи. Вы когда-нибудь наблюдали за работой опытного стенографиста? Карандаш в его руке мелькает со скоростью, исключающей внутреннее проговаривание слов перед записью. Слова диктующего стимулируют импульсы в коре головного мозга стенографиста, которые мгновенно преобразуются в движения его пальцев - нет времени для сознательного повторения слов. Внимательный слушатель и опытный стенографист реагируют на слова без сознательной опоры на внутреннюю речь. Возможно ли подобным образом реагировать на значение чисто визуальных стимулов? Давайте рассмотрим простой пример: предположите, что вы участвуете в эксперименте, в ходе которого вы должны нажимать на один рычаг, когда загорается красная лампочка, и на другой, когда загорается зеленая. Представьте себе, что вы сидите за столом, ваша правая рука находится на рычаге красного цвета, а левая - на рычаге зеленого цвета. Загорается лампочка, что вы делаете? Сначала, конечно, вы определяете цвет: красный? или зеленый? Приняв решение, вы вспоминаете, какой рукой должны реагировать на тот или иной цвет. Затем, наконец, вы нажимаете нужный рычаг. Сколько времени проходит с момента вспышки лампы до момента нажатия на рычаг? Я думаю, ответ у вас уже готов. После нескольких подготовительных попыток (требования эксперимента настолько просты, что это может не понадобится) вы реагируете почти мгновенно - вы способны реагировать на вспышку с задержкой не более одной десятой секунды (этот эксперимент многократно проводился со студентами и реакция в одну десятую секунды была самой большой задержкой). Теперь давайте подумаем, как можно реагировать так быстро, если сначала необходимо принять все эти сознательные и вербализованные решения? (только внутреннее произношение фразы: "Это красный или зеленый?" занимает почти секунду). И снова готов ответ. При принятии решения вы сознательно не опираетесь на внутреннюю речь. Сразу после вспышки ваш мозг мгновенно реагирует на цвет, и, помня, что красный - это справа, зеленый - слева, передает управляющий импульс на соответствующую руку - все это без единого слова за одну десятую доли секунды или менее! Представьте, однако, что все реакции вашего тела на визуальные стимулы были вербализованы. Тогда, при зажигании света, вы должны были себе сказать: "Красный -справа, зеленый - слева", а затем нажимать на рычаг. Смогли бы вы реагировать на вспышку лампы так быстро? По крайней мере, это заняло бы как минимум в два раза больше времени. Невозможно даже представить себе, чтобы все реакции нашего организма на визуальные стимулы были полностью вербальными. Большинство реакций организма на визуальные стимулы происходит без сознательного вербального представления. Когда вы инстинктивно поднимаете руку, чтобы защитить себя от удара, резко отпрыгиваете в сторону от близко проезжающего автомобиля, или нажимаете на тормоз и поворачиваете руль автомобиля, чтобы избежать столкновения, ваш мозг, реагируя на визуальные сигналы опасности, мгновенно посылает импульсы по соответствующим нервным путям - весь этот процесс происходит бессловесно и в течение долей секунды. Только в том случае, если визуальное восприятие опасности приводит к моментальному мускульному параличу, внутренняя речь может вытеснить действия. Вы видите опасность, но по некоторым причинам полностью обездвижены, хотя в этот ужасный момент вы можете сознательно анализировать свое положение. Давайте теперь оставим физические действия и рассмотрим форму мышления, которая более близка к умственной деятельности, имеющей место при чтении. В качестве примера рассмотрим процесс сложения. При вычислении суммы обратите внимание на внутреннюю речь, которую вы при этом используете. 5+6+3+8+4+2=? Что вы сказали себе, чтобы получить правильный ответ? Вы проговаривали: "пять и шесть одиннадцать, одиннадцать и три четырнадцать, четырнадцать и восемь двадцать два, двадцать два и четыре двадцать шесть, двадцать шесть и два двадцать восемь?" Если это так, то вы не умеете эффективно считать. Или, может быть, вы сократили свою внутреннюю речь до следующего: "одиннадцать, четырнадцать, двадцать два, двадцать шесть, двадцать восемь". Если это так (каждый может обучиться этому в результате небольшой практики), то вы реагировали на визуальные импульсы чисел 5, 6, 3, 8,4 и 2 без вербализации увиденного. Существует более быстрый и более эффективный способ сложения этих шести чисел, а именно:" одиннадцать, двадцать два, двадцать восемь". Что делали мы на этот раз? К сумме первых двух чисел, одиннадцати, мы прибавили сумму следующих двух чисел, получили двадцать два, затем к этому числу прибавили сумму последних двух чисел, получили двадцать восемь - более короткая внутренняя речь, чем раньше (этот метод также может стать привычным в результате небольшой практики). Попробуйте решить несколько других примеров, используя один из двух вышеописанных эффективных методов, чтобы яснее понять, как меньшая опора на внутреннюю речь и вербализация могут ускорить вашу реакцию на визуальные изображения. 2+9+1+7+3+6=? 5+5+3+7+2+8=? 9+1+4+6+7+3=? 4+5+1+8+9+9=? 5+3+2+6+1+7=? 7+4+7+1+8+3=? Чтение страницы печатного текста не является таким же простым процессом, как нажимание на рычаг при зажигании лампы, как движение тела, избегающего опасности или вычисление суммы. Но существуют два важных принципа, общих для чтения и для вышеперечисленных примеров, а именно: (1) чтение, как и указанная деятельность, представляет собой реакцию сознания на визуальное изображение; (2) чем короче внутренняя речь (или сознательная вербализация), тем быстрее реакция сознания. Как уже упоминалось ранее, процесс чтения у всех людей в той или иной степени сопровождается внутренней речью. В какой-то мере это может быть вызвано тем» что еще в детстве мы понимали слова как значащие звуки, задолго до того, как научились читать и стали способны воспринимать их как печатные символы. Дети учатся читать, соединяя изображение слова с некоторым звуком, с которым уже они знакомы - поэтому все чтение на ранней стадии обучения зависит от звуковой и устной активности. На более поздней стадии обучения чтению (когда дети уже больше знакомы со словами, как с визуальными символами) они понимают, что могут извлекать смысл из слов, не озвучивая их при этом, хотя в течение короткого времени (переходного периода) они будут либо тихо шептать, либо молча шевелить губами и языком. (Из этого переходного периода некоторым плохим читателям так и не удается выйти). С приобретением мастерства и опыта дети отказываются от вокализации и полагаются только на внутреннюю речь. Со временем, если они становятся быстрыми и опытными читателями, то постепенно уменьшают свою зависимость от внутренней речи. Теперь они могут реагировать на значение слов без сознательной зависимости от обозначающих их звуков. Действительно, как уже упоминалось ранее, опытные читатели по большей части не подозревают о существовании отдельных слов, которые передают идеи автора. Присутствие в той или иной степени внутренней речи у всех читателей может объясняться в том числе и тем, что в большинстве языков печатные символы представляют произносимые звуки слов, поэтому в данном случае читателю трудно полностью исключить из своего сознания связь между звуком и значением. Тогда очевидно, что вы не можете полностью искоренить внутреннее проговаривание из своей собственной речи. Однако вы можете значительно снизить зависимость от нее, даже до такого уровня, что будете почти мгновенно реагировать на зрительное изображение. Как можно этого добиться? Главным образом, интенсивными и частыми тренировками на мгновенное восприятие; сознательными попытками (во время работы над словами и фразами) вербализовать все меньше и меньше визуальных изображений слов, которые вы экспозируете в течение долей секунды, сдвигая тренировочную карточку. Если ваше чтение чрезмерно зависит от внутренней речи (скорость чтения ниже 275 слов в минуту укажет на это), то тренировки на восприятие, которые увеличат скорость реакции сознания на визуальные изображения, будут для вас особенно полезными. Однако необходимо помнить о том, что сознательное подавление внутренней речи, полезное при тренировках на восприятие, может быть бессмысленным и даже опасным в процессе чтения, так как при чтении ваше сознание должно быть полностью поглощено работой с идеями автора. Если часть вашего сознания будет занята подавлением внутренней речи, то пострадает понимание и будет потеряно удовлетворение от чтения. Но, с другой стороны, если вы постоянно читаете так быстро, насколько позволяет ваше понимание, то тренировки на восприятие, которые вы выполняете, будут совершенствовать навыки чтения без сознательных попыток с вашей стороны. Чем больше вы погружаетесь в смысл прочитанного, тем меньше вы будете осознавать отдельные слова, которые выражают этот смысл. Когда вы разовьете свою способность быстро схватывать идеи и быстро на них реагировать, то постепенно снизите свою зависимость от "прослушивания" слов и звуков, которые являются носителями этих идей. Date: 2015-09-17; view: 311; Нарушение авторских прав |