Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В пятой главе объясняется, как можно понять больше из того, что вы видите, и за меньшее время





 

На сегодняшний день вы уже знаете:

- как читать с чувством необходимости.

- как сознательно увеличить скорость чтения.

- как изменять скорость чтения в зависимости от слож­ности текста и вашей цели.

- как избегать излишнего внимания к несущественным деталям.

- как быстро продвигаться по тексту вперед, следуя за основными идеями автора и определяя логическую структуру текста.

В этой главе вы будете иметь дело с восприятием:

- полем зрения.

- периферическим зрением.

- фиксациями и движениями глаз между фиксациями.

- остаточным изображением.

Вы начнете тренировку на быстрое восприятие, исполь­зуя отдельные слова и фразы.

В заключение, вам будет предложен тренировочный текст, который вы будете читать с целью выделения глав­ной идеи автора, а затем перечитаете его снова для вы­деления важных поддерживающих деталей.

Урок 10
Чтение - зрительный процесс

 

Человек читает не столько глазами, сколько мозгом. Глаза являются лишь средством передачи зрительных им­пульсов, которые обрабатываются мозгом. Реакция мозга может быть мгновенной или с задержкой, точной или ошибочной, легкой или трудной. Все это не зависит от остроты зрения, а обусловлено ясностью, быстротой и гибкостью вашего мышления.

Глаза можно сравнить с фотоаппаратом мозга. Подоб­но фотоаппарату, они только фотографируют, после чего всю остальную работу выполняет мозг - он проявляет не­гативы, печатает фотографии и хранит их. Как и фотоап­парат, глаза должны сфокусироваться на определенном объекте, перед тем, как начать фотографировать. Глаза могут фокусироваться и расслабляться от трех до две­надцати раз на строчке стандартного печатного листа и до сотни раз и более на странице для того, чтобы обеспе­чить мозг необходимым ему количеством фотоснимков.

Сядьте напротив читающего человека и внимательно посмотрите, как двигаются его глаза - это захватывающий процесс, особенно если вы этого никогда не видели. Вы увидите, что глаза фокусируются в точке в начале строки и остаются неподвижными на протяжении короткого пе­риода времени (обычно это доли секунды). Именно в те­чение этой кратковременной остановки происходит про­цесс чтения, и в зависимости от опыта и способностей, глаза могут фотографировать целую фразу, пару слов, одно слово, или, может быть, только часть слова. Затем глаза стремительно перескакивают вправо, фокусируют­ся снова, фотографируют второй раз и опять перескаки­вают вправо. Эти чередующиеся скачки и остановки про­должаются до конца строчки, откуда глаза стремительно перескакивают влево, фокусируясь на следующей строч­ке и этот процесс повторяется снова и снова.

Продолжая наблюдать, вы скоро сможете подсчитать количество остановок, которые совершают глаза на каж­дой строчке. Если вы наблюдаете за опытным читателем, то вы заметите только от трех до пяти остановок. Если же вам попался неопытный читатель, то вы можете сосчи­тать от десяти до двенадцати (и более) остановок на каж­дую строчку. И почти на каждой строчке вы можете заме­тить неожиданные движения влево-это регрессии, то есть глаза возвращаются назад, чтобы проверить изображение. При этом картина, которую рисует мозг, нарушается, то есть искажается восприятие.

Не правда ли, этот процесс довольно сложен? Тем не менее, все эти постоянно чередующиеся движения и паузы осуществляются рефлекторно, и зависят от скорости и спо­собности мозга обрабатывать информацию. Этот процесс выполняется так же рефлекторно и автоматически, как и движения во время еды -движения, при которых (особенно, если человек голоден) практически отсутствует контроль со стороны сознания. Человек не осознает таких отдельных движений, как открывание и закрывание рта, поднятие и опускание нижней челюсти или проглатывание. В опреде­ленной степени такие движения управляются желудком, ко­торый определяет необходимое количество пищи и скорость, с которой он способен ее принимать.

Точно также при чтении мозг определяет количество информации, которое он способен преобразовать в еди­ницу времени, и скорость, с которой глазам следует пере­давать эти порции информации. Таким образом, чтение представляет собой постоянные чередования остановок и скачков глаза, что называется фиксациями и движения­ми между фиксациями.

Фиксация - это термин, обозначающий остановку гла­за на долю секунды, в течение которой он фокусируется на участке строки. Во время фиксации глаз неподвижен, в это время изображение передается в мозг - таким обра­зом происходит процесс чтения. Затем глаза слегка пе­редвигаются вправо и фокусируются на новой точке, и дру­гое изображение посылается в мозг.

Для того, чтобы происходил процесс чтения, глаза дол­жны двигаться; но во время самого чтения (а именно, счи­тывания информации) глаза совершенно неподвижны. Во время движения между двумя фиксациями (межфиксаци­онные движения) острота зрения сильно падает - отчет­ливое изображение получается только тогда, когда глаза совершенно неподвижны. Однако, благодаря существо­ванию явления остаточного изображения в мозге, мы не ощущаем потери четкости зрения во время межфиксаци­онных движений.

Что такое остаточное изображение? Внимательно по­смотрите на какой-либо объект в течение 30 секунд, за­тем быстро закройте глаза. В течение очень короткого промежутка времени вы все еще видите этот объект, не правда ли? Или пристально посмотрите на какой-нибудь предмет, при этом очень быстро открывайте и закрывай­те глаза. Не кажется ли вам, что, несмотря на ваши дей­ствия, изображение остается постоянным? На самом деле это не так, оптическая иллюзия создается в результате явления остаточного изображения. Именно остаточное изображение создает иллюзию плавного непрерывного зрения во время межфиксационных движений глаз при чтении. Фактически, плавным и непрерывным является не само зрение, а поток зрительных импульсов в мозг, так как мозг при условии нормального восприятия, преобра­зует зрительные импульсы, которые он получает, в устой­чивый поток значений.

Давайте рассмотрим это процесс более пристально: читатель начинает чтение с первой строки

Date: 2015-09-17; view: 260; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию