Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нарушения произношения конкретных звуковПри чтении воспроизводите вслух все описанные виды неправильного произношения. Для каждого вида неправильного произношения звуков указываются наиболее предпочтительные способы их постановки (см. с. 102). ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ ЗВУКИ [К, Г, X] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ Произношение заднеязычных звуков: Губы находятся в естественном положении, слегка приоткрыты. Зубы — в положении нормального прикуса (см. с. 11), слегка приоткрыты. Кончик языка опущен, упирается в нижние резцы или слегка отодвинут в глубь рта, задняя часть спинки языка поднята вверх и более или менее плотно смыкается с мягким нёбом. При произнесении звука [х] (рис. 6)образуется щель, в которую с шумом выходит воздух. При произнесении звуков [к] и [г] (рис. 7). вначале возникает смыкание корня языка с нёбом, закрывающее выход струе воздуха, затем язык отлепляется от нёба и воздух резко, с характерным щелчком устремляется в возникшую щель. Несмотря на то что заднеязычные звуки образуются почти в горле, воздушная струя при их произнесении должна беспрепятственно выходить изо рта. Особенно это заметно при произнесении звука [х]. Выдох легко обнаружить подставленной ко рту ладонью. ёёё48рис.6-7 Виды неправильного произношения заднеязычных звуков: · Звук [х] чаще всего заменяется на звук [к]. Способ постановки — II. · Часто он заменяется на правильный или дефектный звук [ф]. Способ постановки — I. · Может звучать как форсированный горловой выдох. Способы постановки — II, III. · Подобным же образом нарушается произношение мягкого звука [х']. · Звуки [к, г] чаще всего заменяются на звуки [т, д]. Способ постановки — любой. · Иногда звук [к] заменяется на звук [х],а звук [г] на звук, напоминающий южнорусское или украинское произношение этого звука (как бы звонкий [х]). Способы коррекции — III, IV. · Мягкие звуки [к', г'] нарушаются подобным же образом. Слова для проверки произношения заднеязычных звуков: [х] — ход, хомут, ухо, тахта, Махмуд, мох, ах [х'] — хит, хек, мухи, духи [к] — кот, кнут, покой, окно, буква, бок, док [к'] — кит, кипа, макет, анкета [г] — гудок, губа, гам, нога, подмога, магма, манго [г'] — гид, Гена, бумаги, ангина ГУБНО-ЗУБНЫЕ ЗВУКИ [Ф, В] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ Произношение звука [ф]: Язык лежит на дне ротовой полости. Верхние резцы соприкасаются с нижней губой, воздушная струя проходит между ними. При произнесении звука [в] положение речевых органов остается прежним, но добавляется голос (рис. 8). Для этих звуков используется единственный способ постановки. ёёё49рис.8 Виды неправильного произношения губно-зубных звуков: Звуки [ф, в] могут произноситься как губные, тогда струя воздуха проходит в щель между губами. При этом возможны 2 варианта произношения: 1. Если воздушная струя ослаблена, звуки несколько напоминают звуки [п, б]. 2. Если же воздушная струя достигает губ, звук [ф] звучит как простой выдох, его звучание искажается мало, зато звук [в] получается несколько оглушенным и больше напоминает английский вариант произношения этого звука. · Губно-зубные звуки могут артикулироваться правильно, но получаться при этом едва слышными. Возникает такое впечатление, что ребенок их «глотает». Это происходит из-за того, что выдох не достигает губ ребенка, так как уходит в нос. Обнаружить это легче (зажав ребенку нос пальцами) при произнесении звука [в]. · В произношении звуков [ф, в] может участвовать язык. Он высовывается между зубами, и струя воздуха проходит между ним и верхними резцами (к языку может прикасаться также и верхняя губа). · Аналогичным образом может нарушаться произношение мягких пар этих звуков. Слова для проверки произношения губно-зубных звуков: [ф] — ф антик, ф уга, ка ф е, му фт а, ка фт ан, ни мф а, ми ф [ф'] — ф ильм, Ф еня, ко ф е, пу ф ик, го льф ик, а мф ибия [в] — В аня, в ода, подко в а, о в од, по дв ох, дв ойка [в’] — в ина, в ена, ли в ень, а кв илегия, по дв ид, Ма тв ей МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ [Г] И [Д'] Произношение звука [т']: рот почти закрыт, губы вытянуты в улыбку, зубы почти сомкнуты в форме правильного прикуса. При произнесении этих звуков допустимо 2 положения для языка: 1. Кончик языка прижат к основанию верхних резцов или к самим верхним резцам, ближе к их основанию. 2. Кончик языка прижимается к нижним резцам, а передняя часть спинки языка — к основанию верхних резцов. В обоих случаях спинка языка приподнята и приближена к нёбу, как это бывает при произнесении звука [и] (рис. 9). Воздушная струя должна точно нацеливаться в место образования звука. При длительном произнесении звука [т'], после того как кончик или передняя часть языка немного отодвигаются от основания верхних резцов, вторым звуком слышится мягкий звук [с']. Звук [д'] образуется так же, только с добавлением голоса. При правильном его произнесении вторым звуком после него слышится звук [з']. Произношение этих звуков нарушается почти всегда, когда бывает нарушено произношение шипящих, но его труднее заметить. Ставить эти звуки нужно обязательно, так как они часто встречаются в речи, и при их дефектном произношении она будет звучать неряшливо. Виды неправильного произношения звуков [т', д']: · Звуки [т', д'] могут произноситься с неясным шипящим призвуком, так, что звук [т'] несколько отдает в [ч], а звук [д'] в звук, напоминающий озвонченный звук [ч] ([д'ж']). Губы принимают положение как при произнесении звука [ы], особенно напряженно, открывая верхние зубы, приподнимается верхняя губа. Зубы тоже чаще всего бывают приоткрыты. Способ постановки — любой. · Звук [т'] может произноситься как нечетко звучащий [ч], а звук [д'] — как звук [д'ж'] (причем [ж'] слышится смягченным и неточным). Избыточная артикуляция губ при этом отсутствует. Способ постановки — любой. · Звуки [т', д'] могут произноситься с оттенками звуков [к' и г']. Иногда может даже казаться, что звуки [т', д'] почти заменяются на эти звуки. Это объясняется тем, что язык ребенка оттянут в глубь рта. Губы при этом растянуты в очень выраженную и напряженную улыбку. Способы постановки — I, III. При всех видах нарушения произношения воздушная струя практически не выходит изо рта ребенка, а «распыляется» внутри. Слова для проверки произношения звуков [т'] и [д']: [т'] — т ина, т ип, пле т ень, ко т енок, пала нт ин, ма нт ия, ма ть, та ть [д'] — д ед, Д ина, На д я, бу д ильник, у нд ина, И нд ия, А вд ей ЗВУК [Й] Произношение звука [й]: Губы растянуты чуть меньше, чем при произнесении звука [и]. Зубы почти сомкнуты в правильном прикусе. Кончик языка находится у нижних резцов. Средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу. ёёё51рис9-10 Воздух проходит между нёбом за альвеолами и языком (рис. 10). Виды неправильного произношения звука [й]: · Звук [й] может заменяться на мягкий звук [л']. Речевой выдох не нарушен. При этом смягченно могут произноситься и другие согласные звуки. Способ постановки — любой. · Звук [й] может заменяться на йотированный южнорусский звук [г] (смесь звуков [й] и [г]),то есть произноситься с помощью задней части спинки языка. При этом речевой выдох сильно нарушен. Способ постановки — любой. Слова для проверки произношения звука [й]: [й] — яма (произносится й а м а), й од, М а й я, га й к а, мо й в а, обо й м а, бо й, во й ЗВУК [Л] И ЕГО МЯГКАЯ ПАРА Произношение звука [л]: Губы в нейтральном положении, зубы либо прикрыты, либо слегка приоткрыты. Положение языка может быть различным: кончик языка может упираться в место между альвеолами и верхними резцами, в основание верхних резцов, а также в верхние или нижние резцы (рис. 11). ёёё52рис11 Звук [л] звучит правильно, когда речевой выдох четко направлен в самые зубы. От этого при длительном произнесении звука [л] к его звучанию добавляется некий «жужжащий» призвук от трения воздушной струи о зубы. Артикуляция звука [л] может быть правильной. Но, если воздушная струя не проходит между зубами, звук становится похожим на слегка окрашенный призвуком [л] звук [ы]. При правильном произнесении звук [л] возникает, когда язык отрывается от того места, к которому был только что прижат. В этот момент может даже слышаться некоторая примесь звука [д] или небольшое шуршание («всхлипывание») проходящего между языком и местом артикуляции воздуха. При произнесении мягкого звука [л'] спинка языка дополнительно поднимается к твердому нёбу. Виды неправильного произношения звуков [л] и [л']: · Звук [л] может заменяться звуком [ы],язык при этом не смыкается с нёбом или зубами, а остается посередине ротовой полости. Способ постановки — I. · Вместо звука [л] может произноситься губной звук, напоминающий звук [в],или кратко произнесенный [у] (как в польском языке), язык при этом бездействует. Способ постановки — II. · Задняя часть спинки языка может приближаться к твердому нёбу (кончик языка в артикуляции участия не принимает). Слышится звук, напоминающий южнорусский или украинский звук [г]. Способы постановки — II, III, IV. · Звук [л] может заменяться на правильный мягкий звук [л']. Способ постановки — V. · Он может заменяться на звук [й]. Способы постановки — II, III, IV. · Очень редко звук [л] заменяется на правильный звук [р]. Способы постановки — II, III, IV. · Звук может заменяться грассирующим [р]. Способы постановки — III, IV. · Звук [л] может произноситься межзубно, язык при этом высовывается между зубами и прикасается либо к верхним зубам, либо к верхней губе. Способ постановки — III. Как бы ни нарушалось произношение звука [л] (кроме замены на полноценные звуки [р, л', й]), речевой выдох у ребенка будет очень сильно нарушен. · Звук [л'] нарушается редко. Встречается полумягкое произношение или замена на звук [й]. При этом может быть смягченным и произношение других звуков. Слова для проверки произношения звуков [л] и [л']: [л] — л одка, л уна, у л ов, о л ово, пл ов, о бл ава, ко лб а, ка лм ык, гл ава, во л, ме л [л'] — л ен, Л ида, у л итка, ка л ина, пл етень, фл яга, а льф а, а льт, ме ль СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ [С, З, Ц] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ Произношение звука [с]: Губы вытянуты в улыбку, зубы сближены в форме нормального прикуса. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. По средней линии языка образуется желобок, по которому, как в свисток, идет воздушная струя. Кончик языка может упираться как в нижние, так и в верхние резцы. Струя воздуха четко подается в самые зубы (рис. 12, 13). Звук [с] должен звучать тонким свистом, если к свисту прибавляется некий более грубый шум, значит, звук произносится неправильно. Звук [з] произносится так же,только добавляется звук голоса. Звук [ц] (рис. 14, 15) образуется в результате быстрого последовательного произнесения звуков [т] и [с] ([тс]). ёёё54 Рис. 12-15 Мягкие звуки [с', з'] формируются с помощью дополнительного подъема вверх спинки языка. Виды неправильного произношения свистящих звуков: · Звуки могут произноситься межзубно. Язык высовывается между зубами, и струя воздуха по желобку проходит между языком и верхними зубами. Способы постановки — III, VII. · Звуки могут формироваться между высунутым языком и верхней губой. В этом случае звук [с] больше напоминает звук [ф] ([з] и [ц] — звуки [в] и [тф]). Способы постановки — III, VII. · Звуки могут произноситься с помощью нижней губы и верхних зубов (как губно-зубные). Звук [с] напоминает звук [ф] ([з] и [ц] — как в предыдущем случае). Способ постановки — любой. · Язык может вообще не принимать участия в произношении. Воздушная струя просто проходит сквозь сомкнутые зубы, издавая некий шипяще-свистящий шум. Способы постановки — I, II, III, IV, VII. · Кончик языка может прижиматься одновременно к верхним и нижним резцам. При этом он перекрывает ток воздуха, «затыкая» щель между зубами. В результате при произнесении звуков [с] и [ц] получается взрывной звук [т] (сначала язык плотно примыкает к зубам, затем поток воздуха «взрывает» преграду и с шумом выходит изо рта). При произнесении звука [з] слышится взрывной [д]. Способы постановки — II, III, IV, V, VII. · Существует 3 варианта бокового произношения свистящих звуков: 1. Воздух может обтекать прижатый (как в предыдущем случае) к зубам язык с обоих краев и с неряшливым шумом выходить изо рта по бокам. Способы постановки — II, III, VII. 2. Кончик языка прислоняется к зубам, а передняя часть спинки языка плотно смыкается с альвеолами, воздух обтекает возникшую преграду с одного из боков, в результате слышится хлюпающий шум. Губы могут быть в асимметричном положении. Способы постановки — III, VII. 3. Кончик языка прислоняется к зубам не по центру, а несколько слева или справа, воздух обтекает преграду с одного из боков. Слышится ровный, но грубый, с шипящим оттенком свист. Губы могут быть в асимметричной улыбке. Способы постановки — III, VII. Любой вариант бокового произношения можно обнаружить, подставив ко рту ребенка ладонь, на ней вы почувствуете, из какого угла рта выходит воздух. · Свистящие звуки могут заменяться на правильные или дефектные шипящие: [с] — на [ш] (иногда несколько смягченный [ш]), ([з] и [ц] — на [ж] и [тш]. Способы постановки — I, II, III, IV, VII. · Звук [с] может заменяться полноценным или искаженным (напоминающим [щ]) мягким звуком [с'] ([з] — [з'], [ц] — [т'с']). Способы постановки — I, II, III, IV, VII. · Произношение мягких звуков [с'] и [з'] может нарушаться таким же образом, как и произношение их твердых пар, но может оставаться и правильным. Слова для проверки произношения свистящих звуков: [с] — с ад, с он, у с ы, о с а, па ст а, ба см а, са мс а, кли пс ы, и кс, л ис [с'] — с ено, о с ина, о с ень, о вс янка, кисть (произносится ки с'ть), мо ськ а, пе нс ия [з] — з авод, з уд, ко з а, Ли з а, ги льз а, а зб ука, взд ох, кли зм а, у зн ик [з'] — З ина, з яблик, фи з ика, А з ия, ве нз ель, П льз ень [ц] — ц апля, ц иновка, пти ц а, па льц ы, у нц ия, а кц ент, а цт ек, о пц ия ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Ш, Ж] Произношение звука [ш]: Зубы сближены, верхние резцы находятся прямо над нижними, губы округлены и выдвинуты вперед. Язык своими боками прижат к верхним коренным зубам. Расширенный, сплющенный кончик языка прикасается чуть спереди к альвеолам, средняя часть языка прогибается вниз, то есть язык имеет форму «ковша». Воздушная струя проходит между кончиком языка и альвеолами. Если кончик языка будет прикасаться к самой макушке альвеол, звук будет жестковатым ёёё56(рис. 16). Звонкий [ж] образуется так же, только добавляется звук голоса. Произношение звука [ж] не должно быть слишком жестким, а чуть-чуть смягченным, так, чтобы звук звучал приятно на слух, густо и бархатно. Если слышится жесткое произношение — значит, язык, скорее всего, находится слишком глубоко во рту. То же самое относится к звуку [ш]. Он должен мягко «шуршать» и иметь чуть заметный свистящий оттенок, а не произноситься глухо и жестко. При произнесении звонкого звука [ж] дефектное произношение заметнее, поэтому шипящие часто бывает удобнее проверять по звуку [ж]. Виды неправильного произношения звуков [ш, ж]: · Язык может быть отодвинут в глубь рта и не участвовать в произношении. Тогда воздух с шумом проходит между сжатыми зубами (и резцами, и коренными). Способ постановки — любой. · Иногда в подобном произношении, так или иначе, участвуют губы. Они могут прижиматься к передним зубам, тогда возникает дополнительный призвук звука [ф] (или [в] при произнесении звука [ж]). Способ постановки — любой. · Губы могут быть выставлены вперед, в этом случае возможны 2 варианта произношения: 1. Воздух может «бить» в обе щеки (иногда сильнее в одну), так, что при произнесении звука с силой щеки у ребенка раздуваются. Впрочем, легкий «удар» воздуха в щеки можно почувствовать и при обычном произнесении, если прислонить к ним ладони. Звук получается неряшливый, «хлюпающий». Способ постановки — любой. 2. Пытаясь улучшить произношение, ребенок может прижимать щеки к коренным зубам, чтобы воздух не уходил в стороны. Звуки [ш, ж] тогда похожи на нормально произносимые. Это достигается, в том числе за счет излишне вытянутых вперед губ. Попросите ребенка показать, где у него находится язык. Способ постановки — любой. · Кончик языка может быть прижат за нижними зубами, а спинка — выгнута «горбиком». Тогда воздух, шурша, проходит между самым высоким местом спинки и альвеолами. Звуки звучат мягче, чем нужно. При этом нижняя губа (а иногда и нижняя челюсть) выдается вперед сильнее верхней. Способ постановки — любой. Некоторые дети очень хорошо «подделывают» в таком положении правильное произношение шипящих звуков, так что отличить их от «настоящих» бывает сложно. Нужно проверить произношение звуков в стечениях согласных и посмотреть, где находится язык. · Звуки могут произноситься «боковым» образом. Воздушная струя со «всхлипываньем» проходит между одной из щек и коренными зубами. Ладонью можно почувствовать движение воздуха у одного из углов рта. Губы могут занимать асимметричное положение. Способы постановки — I, III, IV. · Задняя часть языка может подниматься к твердому нёбу, тогда воздух проходит по создавшейся там щели. Звук [ш] звучит как неотчетливый шипящий звук в то же время напоминающий [х]. Звук [ж] напоминает южнорусский или украинский звук [г]). В редких случаях шипящие могут полностью заменяться на эти звуки. Способы постановки — I, III, V, VI. · Кончик языка может находиться за альвеолами. Звуки звучат почти правильно. При этом губы ребенка бывают слишком широко открыты (видны и верхние и нижние зубы чуть ли не вместе с деснами). Зубы также могут быть приоткрыты. Нужно попросить ребенка показать, где у него находится язык. Способы постановки — I, III, IV, V. · Язык может быть прижат или приближен к передним зубам. Такое положение языка легко увидеть. Звуки звучат смягченно и небрежно. Способ постановки — любой. · Шипящие звуки могут заменяться на правильные или дефектные свистящие звуки ([ш] на [с], [ж] на [з]). Способы постановки — I, III, V, VI. Слова для проверки произношения звуков [ш] и [ж]: [ш] — ш ум, ш аг, мы ш и, у ш и, ка шт ан, ка шн е, мун дшт ук, ка шп о, пу нш, ду ш [ж] — ж адина, ж ук, ко ж а, на жд ак, пи жм а, о тж им, Фи дж и, ж а жд а, пи дж ак ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Щ, Ч] Произношение звука [щ]: Органы речи расположены так же, как и при произнесении звука [ш],только спинка языка дополнительно приподнята и приближена к нёбу (рис. 1 7 ) . Звук [ч] складывается из слитно произнесенных звуков — мягкого [т'] и [щ] ([т'щ]) (рис. 18 ) . ёёё59рис17,18 Виды неправильного произношения звуков [ч, щ]: · Язык может быть у нижних зубов. При произнесении звука [ч] появляется призвук мягкого [т'],при произнесении [щ] — призвук мягкого [с']. Способы постановки: для звука [ч] — любой, для [щ] — I, III. · С помощью сильно вытянутых губ ребенку удается улучшить произношение, тогда звуки звучат почти нормально, только чересчур жестко и отрывисто, с нажимом. Способ постановки для обоих звуков — любой. · Звуки могут иметь боковое произношение. Оно сопровождается «хлюпающим» неблагозвучным оттенком и возможной асимметрией губ. Воздушную струю можно почувствовать ладонью у одного из углов рта. Способы постановки: для звука [ч] — любой, для [щ] — I, III. · Кончик языка может быть отодвинут глубоко в рот. Речевой выдох при этом сильно нарушен. Звук [ч] имеет оттенок звука [к'] мягкого, звук [щ] — оттенок звука [х'] мягкого. Редко встречается полная замена этих звуков на заднеязычные. Способ постановки для обоих звуков — любой. · Язык может быть за альвеолами. Звуки [ч, щ] звучат очень жестко и твердо. Может появляться придыхательный призвук. Губы напряжены. Речевой выдох сильно нарушен. Способы постановки: для звука [ч] — любой, для [щ] — I, III. · Язык может упираться в передние зубы или приближаться к ним. Такое положение языка легко увидеть. Звуки получаются смягченными со свистящим оттенком. Способ постановки для обоих звуков — любой. · Звук [щ] может произноситься как сочетание [шч]. Способ постановки — любой. Слова для проверки произношения звуков [ч, щ]: [ч] — ч ай, ч уб, ка ч ели, бо ч онок, о вч ина, ко чк а, Ка мч атка, ко нч ина, пе чь, но чь [щ] — щ ель, щ и, Ко щ ей, гу щ а, ве щь ЗВУК [Р] И ЕГО МЯГКАЯ ПАРА Произношение звука [р]: По артикуляции звук напоминает шипящие звуки. Только кончик языка больше напряжен и вибрирует в точно направленной на него воздушной струе (рис. 19). ёёё60рис19 При произнесении мягкого звука [р'] язык продвигается немного вперед, очень короткая (одноударная) вибрация создается не самым кончиком языка, а его передней частью, отчего звук получается несколько грубее. Задняя часть языка приподнята к нёбу. Изолированный звук [р] может звучать раскатисто. В словах же он произносится редуцированно (ослабленно). Иногда в зависимости от обрамляющих его звуков — одноударно (с очень короткой и слабой вибрацией, как бы за одно касание языка к точке артикуляции). Виды нарушения произношения звука [р]: · Может вибрировать маленький язычок и возникать грассирующий звук. Иногда грассирующий [р] бывает гармоничным и коротким, тогда его можно спутать с русскоязычным звуком. Во время произнесения звука загляните ребенку в рот — при заднеязычном произношении кончик языка оттянут назад и опущен вниз. Способы постановки II, III. · Может вибрировать не только маленький язычок, но и мягкое нёбо, тогда звук получается грубым, сопровождается неблагозвучным шумом. Способы постановки — II, III. · Может вибрировать боковой край языка. В этом случае воздушная струя бывает направлена вбок, она разрывает там смычку языка с коренными зубами, и боковой край языка начинает колебаться. Слышится звук, в котором как бы сливаются звуки [р] и [л]. Может быть асимметрия губ. Способы постановки — II, III, IV. · Могут вибрировать губы или щеки (так называемое «кучерское» [р]),вибрация получается грубой, и такое произношение заметно на глаз. Способы постановки — II, III, IV. · Звук [р] может заменяться на звук [р'] (мягкий). Способ постановки — любой. · Он может заменяться на мягкий или твердый звук [л]. Способ постановки — любой. · Также он может заменяться на [й]. Способ постановки — любой. · Звук [р] может заменяться на южнорусский звук [г],иногда к этому звуку может присоединяться вибрация маленького язычка — легкий призвук французского [р]. Способы постановки — I, II, III, IV. · Звук [р] может заменяться на звук [д]. Способы постановки — II, III, IV, V. · Звук [р] может произноситься одноударно — за одно касание языка. В этом случае возможно 2 способа произнесения: 1. Если язык прикасается к задней поверхности альвеол — звук напоминает короткий английский звук [р]. Вибрации может не быть, или она едва заметна. Способы постановки — I, II, IV, V. 2. Если язык прикасается к альвеолам спереди (то есть артикуляция правильная) — слышится короткий сопровождающийся неясной вибрацией звук [р]. В обоих случаях рот слишком широко открыт, речевой выдох нарушен. Способ постановки — III. · Встречается фрикативное произношение звука [р],то есть язык прикасается к альвеолам либо в правильном месте, либо к самой макушке, вибрации не возникает, а слышится неясно «жужжащий» звук. Рот также широко открыт, выдох нарушен. Способ постановки — любой. · Мягкий звук [р'] может нарушаться таким же образом, как и твердый. Слова для проверки произношения звуков [р] и [р']: [р] — р ак, р ука, Ки р а, у р ок, Му рк а, ка рм ан, ко вр ы, ка рд амон, ка др, Ки пр, во р [р'] — Р им, р ека, Ма р ина, ва р енье, гу рь ба, гр ек, А фр ика, кр юк, хво рь, две рь
|