Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика конфликта





Динамическим характеристикам конфликта уделяется основное внимание в работах по конфликтологии. Это связано с тем, что происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный и деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Описание динамических характеристик конфликта предполагает внимание к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: - что происходит в конфликте? – как это происходит?

Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия:

1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику;

2) второй участник (оппонент) осознает, что действия направлены против его интересов;

3) в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника (А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев и др.).

Если одна из взаимодействующих сторон предпринимает агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует и тогда, когда одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т.е. совершает мысленные, а не поведенческие действия.

Динамика конфликта представляет собой ход его развития во времени, изменение под воздействием различных внутренних механизмов, а также внешних факторов и условий.

К динамическим характеристикам конфликта относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях.

Выделяют ряд периодов и этапов:

1. а) возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтная ситуации);

б) осознание ситуации как конфликтной;

в) конфликтное взаимодействие;

г) разрешение конфликта (Н.В. Гришина).

2. а) предконфликтная ситуация (латентный период);

б) собственно конфликт (открытый период);

в) послеконфликтная ситуация (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов).

1). Предконфликт (латентный) период включает следующие этапы:

· Возникновение объективной проблемной ситуации состоит в появлении противоречия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет. Она является результатом действия приемущественно объективных причин. Н.В. Гришина считает, что «объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают потенциальную возможность возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами». Одно из условий такого перехода – осознание объективной проблемной ситуации.

· Осознание объективной проблемной ситуации. Реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения противоречия. Ряд объективных и субъективных причин способствуют искажению воспринимаемой ситуации. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

· Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами заключаются в разного рода информированности противостоящей стороны (убеждения, просьбы, разъяснения и пр.). Стороны пытаются аргументировать свои интересы и фиксируют свою позицию.

· Возникновение предконфликтной ситуации воспринимается как наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта.

В.С. Мерлин считает, что возникновение конфликтной ситуации не является простым следствием возникающих противоречий. Ее можно представить как процесс: внешняя ситуация → определение ситуации → конфликтная ситуация.

Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, человек начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя тем самым ситуацию в конфликт.

Главным признаком, на основании которого человек определяет ситуацию как конфликтную, обычно, рассматривается воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. При этом необходимо учитывать: - объективные факторы; - групповые факторы (культура, общность, мы несем в себе конфликты предков); - индивидуальные (возраст, пол, склонность к агрессивному восприятию, агрессивная интерпретация ситуации, конфликтная личность).

Таким образом, обязательным моментом в возникновении конфликта является тот факт, что человек воспринимает ситуацию как конфликтную. «Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение (Л.А. Пертовская). Не всякая ситуация ведет к конфликту. Для перерастания возникшего рассогласования в конфликтную ситуацию необходимо:

- значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

- препятствие со стороны одного из оппонентов достижению целей другим участником (даже если это субъективное, далекое от реальности восприятие одним из участников);

- превышение уровня личной и групповой терпимости к возникшему препятствию хотя бы у одной из сторон;

- восприятие ситуации как конфликтной, хотя бы одной из сторон.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

Понятие, достаточно подвижное, неустойчивое. Оно может изменяться при: отказе одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия, подмены объекта конфликта, отношений объект - оппонент, иной взгляд оппонентов на ситуацию и др.

2)Собственно конфликт (открытый период). Его часто называют конфликтным взаимодействием. Он включает: - инцидент; - эскалацию конфликта; - сбалансированное противодействие; - завершение конфликта.

Инцидент (от лат. incidens – случающийся) представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться.

Эскалация (от лат. scala – лестница; англ. escalation – расширение, наращивание, постепенное усиление, обострение) – резкая интенсификация борьбы оппонентов.

Эскалация конфликта – прогрессирующее во времени обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг против друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Для эскалации конфликта характерно:

1. Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным формам отражения.

2. Вытеснение адекватного восприятия другого «образом врага», который постепенно становится доминирующим. «Образ врага» как целостное представление об оппоненте начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер.

3. Рост эмоционального напряжения как реакция на угрозы возможного ущерба, снижение управляемости противоположной стороной, невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время.

4. Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Критика воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.

5. Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Происходит углубление противоречий, т.е. процесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. Интересы оппонентов разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

6. Применения насилия в целом провоцируется не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной.

7. Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от вызвавших его причин и продолжается после того, как они стали незначимыми.

8. Расширение временных и пространственных границ конфликта, т.е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения.

9. Увеличение числа участников, приводящее к изменению характера конфликта, расширению набора применяемых в нем средств, преобразование межличностного конфликта в межгрупповой и т.п.

По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики (К.Р. Спиллман, К. Спиллман).Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Развивается не хаотически, а поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону.

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Принимаемые меры понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации.

Третий этап – собственно начало эскалации. Стороны надеются путем нажима изменить позиции оппонента при обоюдной неготовности уступить. Зрелый взгляд на реальность уступает упрощенному подходу, который легче поддерживать эмоционально.

На четвертом этапе – психика регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6-8 лет. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с его мыслями и чувствами.

На пятом этапе эскалации признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной – себя. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага. Враг обесценивается до состояния «вещи» и лишается человеческих черт.

Описанная регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Очень многое зависит от воспитания, от усвоения моральных норм, наличием навыков не конфликтного поведения.

Конфликтное взаимодействие оппонентов (по Н.В Гришиной) развивается на фоне ситуационного контекста, включающего общий кооперативный или конкурентный характер взаимодействия сторон, условия протекания конфликта, наличие «третьих сил», а также прежний опыт взаимодействия сторон и др.

Прежний опыт отношений определяет формирование определенного отношения к ситуации, тип взаимодействия с партнером:

а) позитивный опыт отношений (разногласия успешно преодолевались или отсутствовали) – позитивная установка на достижение договоренностей;

б) оппонентам не всегда удавалось достичь соглашения и полностью преодолевать возникавшие противоречия (неопределенный опыт разногласий) – неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в возможности договоренности;

в) опыт негативного эмоционального взаимодействия (в прежних конфликтных ситуациях непонимание оппонентами друг друга сопровождалось яркими негативными эмоциями) – нежелание договариваться, актуализация негативных эмоций.

Сложившиеся установки начинают определять параметры взаимодействия сторон. Характеризуя их, важно учитывать целевые компоненты в решении возникших противоречий, которые они ставят перед собой в сложившейся ситуации. Это сказывается на различиях в восприятии каждым другого участника конфликта. В одном случае целью оппонентов по конфликтной ситуации будет стремление прийти к обоюдному взаимопониманию. В другом – речь пойдет о простом решении проблемы, устранении ее причины, когда вовсе необязательно понимать друг друга, или искать согласие. Наконец третий вариант развития событий может предусматривать еще одно направление – путь, связанный с соперничеством.

В зависимости от восприятия противостоящей стороны развивается само взаимодействие и происходит выбор средств воздействия, которые используют участники конфликта по отношению друг к другу. Они реализуются в конкретных типах взаимодействия или стратегия поведения:

1) Ориентация на достижение своих собственных целей или ориентация на цели партнера (К.Томас):

· Сотрудничество – тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникшего между ними противоречия, ориентируясь на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия. Признается особая ценность межличностных взаимоотношений;

· Кооперация – тип взаимодействия, участники которого стремятся к разрешению возникшего противоречия, независимо от фактора взаимоотношений между ними, опираясь на формальные возможности решения противоречий между ними;

· Конкуренция – тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники в первую очередь стремятся не к разрешению существующих между ними противоречий, а к «победе» над противоборствующей стороной средствами, используемыми при борьбе с противником. Личные интересы оцениваются как высокие, а соперника низкие. Ценность межличностных отношений незначима.

· Уход – стремление уйти от конфликта. Низкая ориентация на личные интересы и интересы соперника. Чаще проявляется, когда сторонами осознается низкая значимость предмета конфликта. Межличностные отношения не подвергаются изменению.

· Уступка – просматривается стремление уйти от конфликта. Направленность на личные интересы низкая, а на соперника высокая, личные интересы приносятся в жертву.

2) Способ реагирования человека на трудные ситуации:

· Активная стратегия реагирования на трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразование среды. Активность носит различный характер: - конструктивный, т.е. повышение уровня поисковой деятельности, расширение спектра возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи, все это в целом приводит к повышению эффективности деятельности и общения; - деструктивный, т.е. дезорганизация деятельности, спонтанные импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или к самому себе;

· Пассивная стратегия может проявляться в: - приспособлении, которое рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям; - уход от ситуации характеризуется избеганием взаимодействия, отказом от выполнения задачи, уходом в мир фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т.п.

3. Послеконфликтныйпериод включает два этапа имеющие различную длительность:

а) частичную нормализацию отношений оппонентов;

б) полную нормализацию их отношений.

Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению к друг другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

Литература:

Основная:

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М., 2007.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: в схемах и комментариях. СПб., 2005.

3.Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. М., 2002.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб., 2002.

5. Гуревич П.С. Политическая психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

6. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов Вузов. М., 1994.

7.МиримановМ.С. Конфликтология: Учебник для студ.пед.учебн.заведений.- М..2003.

Дополнительная:

1. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов.- М., 2000.

2. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие.- М., 1999.

3. Козер Л.А. Функции социального конфликта.- 2000.

4. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта.- СПб.,2003.

Date: 2015-09-05; view: 704; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию