Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Причины возникновения конфликтов. Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает важное место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершенияПроблема выявления причин возникновения конфликтов занимает важное место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: · Собственно объективные причины. К их числу можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки. Они разнообразны. Наиболее часто встречаются следующие: - естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности; - слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий; - недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных благ; - особенности образа жизни; - достаточно устойчивые стереотипы межличностных отношений граждан способствующие возникновению конфликтов; - стрессовые ситуации, в которые попадает человек; - заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей и др. Практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин. Субъективные причины связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями человека, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. К. Левин, выводивший конфликт из актуальной жизненной ситуации индивида, характеризовал его как воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины. Сами эти «силы» - это характеристики внешней ситуации, воздействие которых является результатом субъективного восприятия индивидом своей собственной ситуации. Для Дойча конфликт является следствием объективного противоречия между интересами, однако, «решающее условие вступления в конфликт – это … перцепция несовместимости… Психологической реальностью конфликт становится только в том случае, если он воспринят как конфликт» (см. Гришина, с.164). Учет субъективного фактора как обязательного условия конфликта характерен и для отечественной науки (Мерлин, Мясищев, Орлова, Филонов идр.). · Организационно-управленческие причины – это обстоятельства, связанные с созданием, разрешением и функционированием организаций, коллективов, групп. Выделяют 4 типа причин: - структурно-организационное несоответствие структуры организации требованиям той деятельности, которой она занимается; - функционально-организационные причины вызваны не оптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между различными структурными элементами организации, между отдельными работниками; - личностно-функциональные, т.е. несоответствие или неполное соответствие работника по его профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности; - ситуативно-управленческие обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе управленческих и других задач. По исследованиям ученых этот фактор до 67% выступает причиной конфликтов в трудовых коллективах. · Социально-психологические причины обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включенности в социальные группы: - возможные значимые потери и искажения в процессе межличностной и межгрупповой коммуникции; - несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей (человек играет не ту роль, которую от него ожидают); - различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга; - психологическая несовместимость. Выделяют четыре уровня: а) психофизиологический; б) индивидуально-психологический (несоответствие темперамента и характера; в) социально-психологический (жизненные ценности, идеалы, мотивы и т.п.); г) социальный (убеждения, мировоззрения, идеология и т.п.); - напряженные межличностные отношения. Можно говорить о возникновение своеобразного порочного круга: чем хуже отношения, тем чаще возникает конфликт, а чем чаще конфликт, тем хуже отношения; - внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп; - стремление отдельных лиц к власти; - ограниченные способности человека к децентрации, т.е. умение поставить себя на место другого человека и понять его интересы, а так же к изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей. · Личностные причины связаны с индивидуально- психологическими особенностями участников конфликтного взаимодействия: - субъективная оценка поведения другого как недопустимого; - низкий уровень социально-психологической компетентности. Человек может не иметь представления о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Он может иметь представления об этих приемах, но не иметь навыков и умений их применения на практике; - недостаточная психологическая устойчивость к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия; - плохо развитая у человека способность к эмпатии, т.е. пониманию эмоционального состояния другого человека; - завышенный или заниженный уровень притязаний; - холерический тип темперамента.
|